Научная статья на тему 'Модернизация высшей школы в условиях экономической трансформации'

Модернизация высшей школы в условиях экономической трансформации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модификация / реформирование / компетентность / глобализация / экономика знаний / компетентностный подход / инновации. / modification / reforming / competence / globalization / knowledge economy / competency-based approach / innovation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушко Тамара Михайловна, Мешкова Наталия Львовна

В статье проанализированы жизненно важная роль образования в обеспечении устойчивого экономического развития в свете реформы высшего образования, процесс приведения в соответствие образовательной системы с потребностями экономики; обоснована необходимость завершения поисков новых форм образовательного, научного и экономического потенциала страны; подведены итоги двадцатилетнего периода модернизации высшей школы в условиях экономической трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушко Тамара Михайловна, Мешкова Наталия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of higher school in conditions of economic transformation

The article analyzes the vital role of education in ensuring sustainable economic development in the light of the reform of higher education, the process of bringing the educational system into line with the needs of the economy; substantiated the need to complete the search for new forms of educational, scientific and economic potential of the country; summarized the results of the twenty-year period of modernization of higher education in the context of economic transformation.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшей школы в условиях экономической трансформации»

к.и.н. Глушко Т. М., к.э.н. Мешкова Н. Л.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, glushkotm@inbox.ru)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В статье проанализированы жизненно важная роль образования в обеспечении устойчивого экономического развития в свете реформы высшего образования, процесс приведения в соответствие образовательной системы с потребностями экономики; обоснована необходимость завершения поисков новых форм образовательного, научного и экономического потенциала страны; подведены итоги двадцатилетнего периода модернизации высшей школы в условиях экономической трансформации.

Ключевые слова: модификация, реформирование, компетентность, глобализация, экономика знаний, компетентностный подход, инновации.

УДК 371.1

Постановка проблемы, обоснование актуальности. С 2000 года Россия осуществляет реформу высшей школы. Система высшего образования прошла длительный период эволюции и всегда реформировалась в связи с изменяющимися реалиями. Что нам дает современная реформа образования. Стало ли наше общество лучше, духовнее, образованнее, нравственнее. По каким направлениям осуществляется реформа. И нужна ли вообще реформа высшего образования. Российское образование всегда считалось и считается одним из лучших в мире. Но история не стоит на месте.

Совершенно ясно, что советская система образования ушла в прошлое и сегодня необходимо завершить поиск новых форм организации научного образовательного и технологического потенциала страны. Выявить все плюсы и минусы реформы.

Перед российским обществом сейчас остро стоят вопросы, не потеряет ли образование своего содержания в попытках изменения формы, своей самобытности в стремлении интегрироваться в мировую систему. Нужен ли дифференцированный подход при внедрении компетентностной системы и другие важные вопросы.

В каком бы направлении не проходила реформа, она должна обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие

общества, сохранять гуманные отношения и высокий уровень профессионализма. Если в ХХ ст. профессионалу требовалось усвоить определенные навыки и умение и четко их исполнять, то современное производство требует инициативы, творческого подхода и непрерывного обновления. Идет процесс интеллектуализации экономической жизни. Жизнь выдвигает все более жесткие требования к качеству образования.

Современная система образования сформировалась в прошлом веке, но в условиях рыночных отношений сохранение прежней структуры организации образования становится невозможным. Необходимость качественных изменений в высшем образовании обусловлена социально-экономическими трансформациями. Опыт развития мировой экономики показывает, что непременным условием трудоустройства в условиях информационного общества является наличие общего среднего профессионального образования. Эффективность образования означает эффективную занятость для основной части населения, что создает возможности для высокого качества жизни. Поэтому обеспечение эффективной деятельности высшей школы становится главным направлением социально-экономической политики государства.

Российская Федерация присоединилась к транснациональной общеевропейской системе образования. Это открывает новые возможности для расширения функций и содержания высшей школы.

Анализ состояния вопроса. Изучением внедрения эффективных методов обучения в системе высшего профессионального образования занимались М. Бахрушина, А. А. Воронина, Ю. С. Давыдов, Б. Мысиков.

Отдельные аспекты модернизации высшей школы в свете экономических реформ исследовались в работах В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова, Ю. Д. Чурья-новой. Данный вопрос анализируется в отечественных научных публикациях. Однако остаются недостаточно изученными вопросы финансирования реформы, бюджетная политика государства в отношении вузов различного уровня: вопросы кредитования обучения, новые формы и методы обучения, вопросы интегрирования в мировую систему и другие.

Постановка задачи. Целью данного исследования является анализ направлений преобразования высшей школы с целью превращения ее в действенный фактор создания инновационной экономики.

Изложение материала и его результатов. Модернизация высшей школы определяет уровень перехода экономики к инновационной стадии. Высшее образование становится все более востребованным. Какого специалиста должна формировать высшая школа? На этот вопрос должна ответить системная государственная политика, которая пока еще не сформирована. Концепция государственной политики, по мнению специалистов, должна выглядеть следующим образом: выпускник вуза — это деловой интеллигент, профессионал, предприимчивый, культурно образованный и духовно зрелый.

Проблема развития высшей школы является ключевой проблемой развития государства, но всесторонняя концепция развития высшей школы на сегодняшний день отсутствует. Не решена проблема

рынка образовательных услуг, платности высшего образования, его качества и др.

Россия, имея ту же промышленную структуру, что и Запад, значительно отстает в освоении инноваций. Решение этой проблемы во многом зависит от инновационной перестройки высшей школы, которая является частью инновационного сектора экономики. Исследования показывают, что инновационный потенциал вузами используется недостаточно. Поэтому целесообразно искать новые оценочные показатели работы вузов.

Модификация высшей школы включает переход от знаниевого к компетентност-ному подходу, что должно обеспечить конкурентоспособность образования. Однако, внедряя этот подход, ученые рискуют утратить традиционную установку на воспитание способности к пониманию и рефлексивности.

Процесс образования в вузе не определяет сам по себе высокий уровень компетенции. Компетентность требует образования в течение всей жизни и повышения опыта профессиональной деятельности [1].

Новый подход требует согласованности академической, организационной и экономической сторон образования. Компетентност-ный подход позволяет спрогнозировать востребованность выпускника на рынке труда.

При формировании общеобразовательных программ необходимо обозначить общие требования к различным видам компетенций, при этом приоритетными должны остаться методологические, определяющие совокупность компетенций.

В отличие от знаниевого подхода, ком-петентностый делает акцент на практико-профессиональную подготовку, подчеркивает роль знаний, умений и опыта при решении профессиональных задач. Поэтому общеобразовательные программы должны быть созданы в соответствии с ключевыми компетенциями, обозначенными в соответствующих профессиональных стандартах.

Переход к компетентностному образованию требует значительных государст-

венных инвестиций и изменений всей системы образования. Он должен способствовать гармонизации общества.

Россия вступила в новый период экономического развития — постиндустриальное общество, в котором знания становятся основным источником богатства. Постиндустриальное общество становится еще и информационным, интеллектуальный капитал определяет темпы экономического развития. Образование становится основой производства этого потенциала. Обновление технологий происходит в течение 4-5 лет, а подготовка специалиста в среднем 18-22 года [2]. Модификация высшего образования заключается в преобразовании высшей школы в фактор формирования экономики. Но множество вопросов создания оптимальной модели управления образованием остаются недостаточно разработанными.

Это следующие проблемы: обоснование высшего образования как фактора формирования человеческого капитала; определение места и роли института образования в структуре общества; стратегические приоритеты развития образования соответственно к требованиям экономики знаний; регулирование государством экономической деятельности высших учебных заведений и др.

Для перехода к экономике знаний государственная политика должна быть направлена на обеспечение доступности, высокого качества образования. Оно должно носить опережающий характер, чтобы удовлетворять растущие образовательные потребности населения. Это является условием высокого уровня жизни населения и возрождения страны.

Для модернизации образовательной системы необходимо коренным образом пересмотреть принципы и функции образования и осуществить структурно-организационную перестройку. В этом состоит самое главное содержание реформы. Переход к рыночной экономике изменил механизмы государственного регулирова-

ния всеми сферами жизнедеятельности общества. Рынок актуализировал проблемы образования, особенно высшего. Создаются инновационные учебные заведения, внедряются новые методики, учебники, программы [3].

Государственное влияние на повышение эффективности высшего образования состоит в создании благоприятного экономического климата, преодолении коррупции, увеличении государственных инвестиций, обеспечении новых рабочих мест, ослаблении налогового давления.

Переход к инновационному обществу и образованию требует больших государственных вложений. Финансовое обеспечение высшего образования должно строиться на многоканальной основе, но определяющим должно оставаться государственное финансирование. В материальном производстве рыночный механизм доминирует, но в образовании он играет вспомогательную роль. Безусловно, что механизм государственного финансирования высшего образования требует дальнейшего усовершенствования, он должен быть ориентирован на результаты. Это усилит заинтересованность учебных заведений в результатах их деятельности и это не должно быть финансирование по остаточному принципу. Экономические, стимулирующие методы управления образованием должны быть усилены. Необходимо рассматривать образование как инвестицию и создать условия для поддержки лидеров образования. Финансирование образования должно создать стабильные предпосылки для развития всех направлений высшей школы, должно удовлетворить потребности общества и личности в качественном образовании.

Необходимо изменение технологии формирования бюджета системы образования; изменение структуры расходов и услуг образования; широкое внедрение смешанного финансирования. Необходимо расширить прием иностранных студентов.

Глобализация мировых процессов требует универсальных решений и создания мировой системы высшего образования.

Примером унификации образования служит Болонский процесс. Старая система подготовки специалистов устарела. Новая система подготовки требует промежуточного приобретения рабочей специальности и управленческой квалификации. «Блочно-модульная» система подготовки предполагает, что каждый блок — это определенный этап подготовки специалиста. Такой подход предполагает набор компетенций, который уже в первый период обучения позволит выйти с ним на рынок труда.

Блочно-модульная система подготовки даст возможность выпустить специалиста, тесно связанного с производством. Безусловно, что такая реформа требует новых программ, совместной работы вуза и предприятий.

Система высшего образования России должна стать центром разработки и внедрения инновационных проектов преобразования экономики, что требует концентрации интеллектуально-инновационных ресурсов. Необходимо усилить взаимодействие с региональными промышленными предприятиями, в рамках которых вузы будут ориентированы на удовлетворение потребностей предприятий в соответствующих кадрах, что, безусловно, поможет решить вопрос трудоустройства выпускников.

Задачей реформирования высшей школы является упорядочение системы заведений образования через их укрупнение и интеграцию.

Современной формой интеграции должен стать исследовательский институт, который интегрирует учебный процесс в фундаментальные и прикладные науки. Мировой опыт свидетельствует, что «несмотря на определенные национальные различия, лидерами в построении инновационного общества становятся страны, имеющие лучшие по мировым меркам исследовательские университеты. Такие университеты являются национальными центрами по производству новых научных знаний и подготовки работников, способных эти знания получать, распространять,

применять и превращать в товары и услуги» [4, с. 56]. В сложной структуре национальной экономики высшая школа выполняет роль регенерирующего элемента и определяет реальную степень инновационной ориентированности всех сфер экономики. Поэтому реформирование высшей школы превращается в приоритетную тенденцию роста национальной экономики.

Экономическое реформирование высшей школы приводит к возникновению новой модели университетского комплекса — оптимального организационно-управленческого механизма.

Сейчас принято качество подготовки студентов определять рыночным принципом — востребован или нет рынком. Это ошибочный подход. Он сложился за рамками учебно-воспитательного процесса. Качество образования следует оценивать с точки зрения результативности учебно-воспитательного процесса. Это соответствие высшего образования потребностям, целям и стандартам.

Качество образования зависит от ряда факторов: уровня мотивации к познаниям, подготовки профессорско-преподавательского состава, содержания образовательных программ, качества ресурсного обеспечения и др.

Одним из критериев качества образования является уровень научности образовательных программ. Это характеризует истинность знаний. В основе многоуровневого образовательного процесса лежит овладение научной методологией познания мира и окружающей действительности. И в этом плане большое значение приобретает подготовка и переподготовка кадров.

Качественное образование требует больших расходов, а в долгосрочной программе это высокодоходные перспективы в будущем.

Борьба за качество обучения привела к возникновению огромной массы документации, потоку бюрократических бумаг, контроль становится основным методом управления знанием.

Превращение образования в основной фактор развития общества экономики недостаточно подкреплено конкретными действиями. Глобализация, динамично меняющийся рынок требуют не самих знаний, а способности применять их в профессиональной деятельности. И в этом суть компетентностного подхода. Это позволяет формировать новое качество высшего образования [5, с. 102-104].

Предпосылками для развития высшего образования является усиление на рынке труда позиций квалифицированных рабочих, повышение продуктивности труда и жизненного уровня населения. Положительное влияние на образование будет иметь структурная трансформация экономики, если она будет направляться на диверсификацию форм и видов высшего образования, повышение мобильности образования, его эффективности, ориентации на потребности человека. Экономическую эффективность образования можно охарактеризовать тремя критериями: продуктивность, результативность, экономичность образования.

Чтобы улучшить качество образования, необходимо расширить возможности для карьерного роста, создать условия для вовлечения в этот процесс молодежи.

При этом качество образовательных программ должно соответствовать потребностям рынка труда. Вопрос качества выпускаемых специалистов является ключевым в деле перевода экономики на инновационный путь развития. Новые требования выдвигает глобализация мировой экономики.

В инновационную эпоху становится нецелесообразным опираться в социально-экономическом развитии на прежнюю систему науки и образования. Требуется создание простора для экономического развития нового типа. Советская система ушла в прошлое. И сегодня уже нужно завершить поиск новых форм организации научного, образовательного и технологического потенциала страны.

Результаты исследования. Анализ состояния вопроса модернизации высшей школы приводит к однозначным выводам, что, несмотря на двадцатилетний период осуществления реформы, многие вопросы остаются нерешенными. Вместо внимания к содержанию и качеству обучения акцент делается на контроле и отчетности, что порождает огромное количество бумаг и приводит к росту чиновничьего аппарата. С 2010 по 2015 он вырос на 600 тыс., а количество учителей уменьшилось на 524 тыс., преподавателей вузов на 77 тыс. [3, с. 124].

С переходом на Болонскую систему стало ясно, что некоторые профессии в нее не укладываются (медики, искусствоведы и т. п.), вопрос финансирования остается по-прежнему главным вопросом реформы. Условно вузы можно разделить на 3 категории. В лучшем положении 1 группа, в худшем 3-я. Эта бюджетная политика противоречит принципу социальной справедливости. Студенты третьей группы вузов изначально не конкурентоспособны. При переходе на двухступенчатое образование пострадали гуманитарные и социальные науки. Игнорируется понимание того, что гуманитарные и социальные науки формируют гражданина, его духовность. Выросла нагрузка преподавателей.

У ученых нет единого мнения по поводу двухступенчатой системы высшей школы. Не каждый вуз может готовить магистрантов, слишком высокие требования. Многие ученые считают переход на двухступенчатое обучение разрушением фундаментального образования. Сокращается реальное финансирование высшей школы, не решен вопрос кредитования обучения. Количество бюджетных мест не увеличивается, что снижает шанс на получение образования населения с низким уровнем дохода. 37 % населения не имеют возможности оплачивать обучение. Нет фиксированной платы за весь период обучения и др. В чем же причина недостаточной эффективности реформы высшей школы? Реформы идут сверху, нормы, правила,

стандарты устанавливаются без согласования с профессорско-преподавательским составом. И пока не будет достигнут консенсус между участниками реформы, реформа своих задач не решит.

Библиографический список

В основу контроля и оценки обучения необходимо поставить вопрос качества обучения.

1. Сальников, В. А. Инновационное обучение. Личностно-ориентированный подход [Текст] /

B.А. Сальников //Высшее образование в России. — 2010. — № 11. — С. 22-27.

2. Education at glance 2007: OECD Indicators [Electronic resource]. — Access Mode: http//www.souviceoecd.org./uploid/9607051e.pdf.

3. Ходаков, В. Е. Высшее образование: взгляд со стороны и изнутри [Текст] / В. Е. Ходаков. — Херсон : Олди-плюс, 2000. — 214 с.

4. Гудзинский, А. О. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете [Текст] / А. О. Гудзинский, Б. И. Бедный, Ю. О. Плехова // Университетское управление. — 2017. — № 3. — С. 56-63.

5. Голуб, Г. Б. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе [Текст] / Г. Б. Голуб, И. С. Фишман, Л. Н. Фишман // Вопросы образования. — 2010. — № 3. —

C. 102-114.

© Глушко Т. М. © Мешкова Н. Л.

Рекомендовано к печати к.э.н., доц. каф. менеджмента ЛГУ им. В. ДАЛЯКобзевой Е. В.,

д.э.н., проф. каф. ЭУДонГТИГришко Н. В.

Статья поступила в редакцию 20.05.2021.

PhD in History Glushko T. M., PhD in Economics Meshkova N. L. (LSUnamed after V. Dahl, Lugansk, LPR, glushkotm@inbox.ru)

MODERNIZATION OF HIGHER SCHOOL IN CONDITIONS OF ECONOMIC TRANSFORMATION

The article analyzes the vital role of education in ensuring sustainable economic development in the light of the reform of higher education, the process of bringing the educational system into line with the needs of the economy; substantiated the need to complete the search _ for new _ forms of educational, scientific and economic potential of the country; summarized the results of the twenty-year period of modernization of higher education in the context of economic transformation.

Key words: modification, reforming, competence, globalization, knowledge economy, competency-based approach, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.