МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Сидоров М.Н., д.э.н., профессор ГОУ ВПО РЭА им Г.В. Плеханова
В статье представлен аналитический материал о модернизации Российской экономики. Раскрыты основные проблемы и пути решения по ее устойчивому развитию.
Ключевые слова: модернизация, экономика, Лесной кодекс, технический регламент, молоко, бюджет.
MANAGEMENT MODERNIZATION
Sidorov M., Ph.D, professor, Plekhanov Russian Academy of Economics
The paper presents analytical material on the modernization of Russia economy. Explaining the main problems and solutions for its sustainable development.
Keywords: modernization of the economy, the Forest Code, the technical regulation, milk, and budget.
О прогнозах
В стране требуется заново построить систему прогнозов и программ - руководство и координацию этой деятельности должен осуществлять надведомственный орган, возглавляемый президентом или председателем правительства страны. Министерство экономического развития не справляется с этой задачей. Нужен специализированный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и контроль за выполнением стратегических планов и программ. Аналогичные подразделения необходимо иметь в министерствах и ведомствах, федеральных округах и субъектах Федерации.
Необходимо также возобновить подготовку и повышение квалификации кадров в области прогнозирования, стратегического планирования и программирования. Сейчас в таких кадрах ощущается острый дефицит, их не готовят в вузах.
По инициативе Минфина прекращена бюджетная поддержка получения госслужащими второго высшего - специального управленческого образования. Экономия минимальная, а потери от непрофессионализма растут.
На первом месте в прогнозах должны стоять показатели повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительность жизни, параметры здоровья населения, демографические параметры, обеспеченности жильем, медицинским обслуживанием, защиты и безопасности (в том числе экологической), обеспечение социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку.
Наряду с созданием новых моделей боевых и гражданских самолетов, атомных подводных лодок, атомных реакторов, космической техники, судов для гражданского флота, вертолетов, комплексов для воздушной обороны, каких-то продуктов на основе нанотехнологий. Надо отвечать на следующие вопросы: как быть с необходимым для внутреннего рынка сельскохозяйственным машиностроением? Кто будет обновлять подвижной состав и оборудование для российских железных дорог? Кто создаст новую строительную технику и развернет ее производство? Кто будет осуществлять поставки нового оборудования для энергетики и коммунального хозяйства? Начнет ли Россия строить нефтяные платформы для своего шельфа? Кто будет выпускать оборудование для химической промышленности? Когда мы обеспечим технологическим оборудованием лесоразведение, лесозаготовки и переработку лесного сырья? Станет ли конкурентоспособной российская фармацевтическая промышленность и выпуск медицинского оборудования? Должны ли мы помимо 4-6 крупных позиций все остальное от бытовых приборов до оконных шпингалетов закупать по импорту?
Нельзя строить экономику так, что узкий комплекс высокотехнологичных производств работает на мировой рынок, а в традиционных отраслях остаются лишь сборочные производства глобальных иностранных фирм.
Конкретно о лесе
Мы до сих пор не научились использовать свои конкурент-
ные преимущества. Большинство развитых стран покупают лес, нефть и создают конечную продукцию (мебель, роботы, станки и т.д.), которая востребована другими странами. Мы же десятилетиями говорим, что не надо экспортировать лес-кругляк и покупать бумагу и мебель в других странах, а воз и ныне там.
Если в ближайшие годы не сосредоточимся на обрабатывающей промышленности, а будем в возрастающих масштабах импортировать готовую продукцию, то не решим ни демографические вопросы, ни вопросы наполнения бюджета, ни роста уровня жизни. Последствия не заставят себя долго ждать: рост безработицы, алкоголизм, преступность. Перспективу люди теряют. Не видят достойных, интересных дел. Страна опять в застое. Мало строек, мало создается рабочих мест в лесной, деревообрабатывающей промышленности, в машиностроении, легкой промышленности.
Отдавать все больше вопросов на местный, региональный уровень без твердой федеральной политики - это делать из страны зоопарк. 83 субъекта РФ, из которых 70 не знают, как выплатить детские пособия, не построят современные фабрики по производству качественной мебели, бумаги.
Центр должен вести промышленную политику, делая вложения в науку, передовые технологии, изменять в пользу отечественных, а не иностранных производителей экспортно-импортные тарифы.
Только попробовали повысить тарифы на вывоз древесины, как под напором Финляндии и других, дали обратный ход. Это не политика, это слабость власти.
В 2000 году древесины вывезли за рубеж на 4 млрд. долл., а в 2008 году уже на сумму более 10 млрд. долл. Вот вам удвоение, только не ВВП, а вывоза леса.
Импорт бумаги и мебели также увеличился за эти годы более чем в два раза. Политика уничтожения собственного обрабатывающего производства идет полным ходом.
Машин и оборудования в 2000 году ввезли на 10 млрд. долл., а в 2008 году - на 140 млрд. долл. В четырнадцать раз больше. А свое машиностроение не развивается. Дальше-то что? Где людям работать? На какие деньги обновлять все это завезенное оборудование через 5-10 лет?
Создавать надо совместные предприятия по производству деревообрабатывающего оборудования и многие другие предприятия, чтобы обеспечить занятость и жизнь в стране.
Надо развивать государственно-частное партнерство по созданию предприятий по производству качественной отечественной мебели, строительных материалов из дерева. Только не призывы и лозунги нужны. Каждый лесной регион должен иметь конкретную программу по эффективному использованию лесных ресурсов.
Нередко идет хищническая вырубка леса. Резко сократилось число лесников. Экономим копейки на людях, а теряем и лес, и квалифицированных, ответственных работников. Резко уменьшилось лесовосстановление. В 1995 году оно осуществлялось на 1, 5 млн. гектаров, сейчас на 0,8 млн. гектаров.
Велико число крупных лесных пожаров. Большинство из них - рукотворные. Научились пожары делать так, чтобы по-
том спилить деревья и продать на экспорт. Около 30 тысяч лесных пожаров в год. В среднем почти 100 пожаров каждый день.
Лесная площадь, пройденная пожарами в 1995 году, была около 400 тысяч гектаров, в 2008 году более 2 млн. гектаров. В 5 раз увеличилась. Миллионы, миллиарды рублей убытка из-за экономии на лесниках, на тех людях, которые поддерживают порядок в лесах.
Во многие леса уже просто не зайдешь: сплошной бурелом, поваленные и упавшие деревья, перестоявшие деревья, из которых уже ничего не сделаешь.
Надо существенно увеличить службу лесного хозяйства во всех регионах страны и строго следить за их работой по лесовосстановлению, охране лесов, расчистке лесов. Ведь многие хвойные леса даже в Сибири уже поражены болезнями. Лес, как и вся российская экономика, в кризисной ситуации.
Постоянно вносятся поправки в Лесной кодекс. В 2008 году
- пять поправок, хотя сам Лесной кодекс был принят в конце 2006 года. Качество законов, как и отечественных автомобилей, - только выехал с территории завода - уже надо ремонтировать.
В Лесном кодексе есть запись «Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат восстановлению» (гл. 4, ст. 61). Так вот площадь восстановления в несколько раз меньше, чем площадь вырубленных лесов и лесов, погибших от пожаров. Кто ответит за это? Как водится никто.
Есть еще полезная запись в Лесном кодексе: «Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке». Как эти лица, причинившие ущерб на миллионы рублей, возместят его из своей зарплаты? Такими лицами нередко являются чиновники, дающие разрешение на вырубку леса - часто под благовидным предлогом - строительство домов.
Возле крупных городов исчезают лесные пояса. Региональные чиновники и местные бизнесмены размещают там свои поместья. Кто наказан за это? Вседозволенность правит бал в ущерб и природе, и людям.
О молоке
Закон не может не реализовываться. Если он не исполняется, то либо закон нечеткий, либо исполнительная власть не работает.
В июне прошлого года были приняты законы «О технологическом регламенте на молоко и молочную продукцию и техническом регламенте на соковую продукцию из фруктов и овощей». Более года они фактически бездействуют. По закону, если в составе продукта содержится хотя бы 1% порошкового молока, то на упаковке нельзя писать «молоко». Не видно в магазинах этикеток «молочный напиток». Сплошное «натуральное молоко». И может храниться полгода.
Кто из продавцов и производителей был привлечен к ответственности по статье «мошенничество»? Значит, можно и дальше делать «молочный ёрш» - 1 литр натурального молока плюс 5 литров молока, разведенного из сухого порошка (хорошо, если он не лежал 2-3 года), получится 6 литров, добавляем консервантов - и вот оно, «натуральное молоко».
Технический регламент - это не только качество молока, это и условия его производства, хранения, перевозки и реализации. Что происходит на молочных заводах, как соблюдаются санитарные нормы, какие технологии применяются? Нет здесь надлежащего контроля. На частные предприятия контролеров могут и не пустить. У нас есть служба по контролю за качеством потребительских товаров. Она слабая, у нее мало прав. Нужно ввести должности федеральных инспекторов по контролю за качеством основных продуктов питания с широкими полномочиями. Они должны возглавить ассоциации производителей и продавцов молока и молочных продуктов, соков, мяса, колбасы, хлеба.
Из азбуки управления известно, что если нет контроля, то нет и управления ни страной, ни регионом, ни предприятием. Избыточный контроль вреден (сейчас он регулируется законом), но слабый контроль намного вреднее.
По статистике страна импортирует 20% от потребляемого молока, а остальные 80% производятся в России. Думаю, что
это лукавая статистика. Сколько из этих 80% производится из импортного сухого порошка? Коммерческая тайна.
Такая же ситуация с лекарствами, только обратная. Там 80%
- импортные, а 20% свое производство. Но это «свое производство» осуществляется из импортируемых (в основном из Китая и Индии) субстанций. «Свое производство» автомобилей из импортных комплектующих и т.д.
Россия становится не только «сырьевой», но и сборочно-отверточной, торговой площадкой, где нет места для своего производства оборудования, для молочной, масложировой и в целом пищевой промышленности. Безработица, рождаемость... Неинтересно молодежи жить в такой стране.
В этом году был хороший урожай яблок. Они сгнили во многих садах. Никто не собирает, чтобы сделать из них соки. Нет заготовителей, нет современных сокоперерабатывающих предприятий. Завезем фруктовый порошок по импорту, разбавим водичкой из-под кранов, добавим консервантов и - «натуральный сок».
Проще, дешевле - для предпринимателей. А государство пусть заботится о занятости населения. Надо, наконец, заняться созданием в агрохолдингах фруктовых садов, заготовкой яблок, слив, клубники, переработкой их в полезные для здоровья соки. Всё это надо предусматривать в программах развития регионов.
А пока закупаем и закупаем. В 2000 г. за импортное масло платили 1,5 доллара за килограмм, а сейчас более 3 долларов. В 2000 г. за 1 кг импортного мяса платили 1 доллар с небольшим, сейчас тоже более 3 долларов.
На импорт продовольственных товаров в 2000 году затратили 7 миллиардов долларов, а в прошлом году более 35 миллиардов. За восемь лет рост в 5 раз. 35 миллиардов долларов -этот почти 1 триллион рублей. На поддержку своего сельского хозяйства в этом году 200 млрд. рублей, а на 1 триллион рублей закупаем продовольствие. Такая вот политика. Вот откуда безработица, пьянство на селе. Много «лишних» людей в стране.
О бюджете
Главная проблема - дефицит бюджета. При доходах бюджета в 2010 г. на уровне 7 трлн. рублей дефицит составляет 3 трлн. рублей. Расходы превышают доходы на 3 трлн. рублей. Любопытно вспомнить недавние высказывания высоких чиновников о том, что Россия - это «тихая гавань», и кризис нас почти не коснется. Полное непонимание ни своей, ни мировой экономики.
Дефицит едва не дотягивает до 50% доходов бюджета. Не надо всё сваливать на заокеанского дядюшку. Главная причина сегодняшнего дефицита во вчерашнем профиците. На всех форумах зовем и зовем иностранных инвесторов. А сами в свою экономику деньги не вкладывали, ни в энергетику, ни в дороги, ни в жилье. Так, по чуть-чуть. Но складывали в сундук -теперь это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Объясняли, что в страну приходит много долларов, их нельзя превращать в рубли - инфляция захлестнет.
Но на какие деньги покупается западное оборудование, технологии? Не на рубли же. Поэтому на поступающие в страну доллары можно было осуществить масштабную закупку оборудования для научных лабораторий, для того же Автоваза, Газа, легкой промышленности и т.д. Тогда увеличилось бы свое конкурентоспособное производство машин, ткани, обуви и т.д. Доходы бюджета росли, и не возник бы этот чудовищный дефицит.
Боится правительство вкладывать бюджетные деньги в экономическое развитие страны, не умеет модернизировать предприятия. Не доверяет российским работникам, но те доверяют тем, кто уничтожает промышленность.
Как бездарно складывали «лишние» деньги, так бездарно они проедаются. Резервный фонд сейчас - 4 трлн. рублей. Фонд национального благосостояния - 2,5 трлн. рублей. На 6,5 трлн. рублей (более 200 млрд. долларов) можно было переоборудовать, построить новые нефтеперерабатывающие, цементные, машиностроительные предприятия. Они бы платили налоги, наполняли бюджет.
Но тут новая сказка. Куда сбывать дополнительную про-
дукцию? Оказывается, можно в громадных, возрастающих масштабах импортировать готовые автомобили, станки, медицинские приборы, тракторы, продовольствие, чтобы удовлетворять спрос. А если развивать свое производство, то спрос куда-то исчезнет.
Лукавые руководители и экономически безграмотное население уверенно ведут страну к новым, еще более разрушительным кризисам. 2012 год - скушали резервы, цена на нефть упала, на что покупать импортные товары, если свои перестали делать?
Но задача увеличения доходов бюджета за счет развития своей экономики даже не ставится. Доходы бюджета - за исключением доходов от экспорта нефти и газа - в 2009 г. - 4,6 трлн., в 2010 - 3,8 трлн., в 2011 - 4,1 трлн. Только в 2012 г. -опять 4,6 трлн. Но надо сбросить на инфляцию - будет около 4 трлн. рублей.
За три года - нет увеличения доходов бюджета за счет своего производства. Кто-то понимает такую политику?
Кстати, доходы от экспорта нефти и газа - это прямой вычет из национального богатства страны.
Обсудите, депутаты, не циферки отдельные, а экономическую и бюджетную политику в целом.
По закону о федеральном бюджете на 2009 г. Правительство имеет право направить 450 миллиардов рублей на реализацию антикризисных мер. Но ответственные чиновники называют и 1, и 2 триллиона рублей. Кто владеет точными дан-
ными? То урезание расходов, то распределение дополнительных доходов. Политика по «хвостам текущих событий».
Выполним хотя бы маленький анализ. На поддержку безработных и «активную» политику занятости выделяется 34 млрд. рублей. Это 6% от всех расходов на антикризисные меры. Вот вам иллюстрация к рассуждениям о социальной политике.
А Внешэкономбанк получает 75 млрд. рублей в 4-м квартале 2008 года и 100 млрд. рублей во 2-м квартале 2009 года. Внешторгбанк получил 180 млрд. рублей и так далее.
Кто из банкиров, чиновников, руководителей компаний понес ответственность за то, что назанимали за рубежом 400 млрд. долларов (12 триллионов рублей - два годовых бюджета страны), а теперь чем расплачиваться?
Опять принято постановление Правительства (от 30.04.2009 г.) «Об утверждении перечня технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Уже на тысячи позиций импорта отменили и ввозные пошлины, и НДС. Уничтожается свое производство приборов, машин, станков, технологических линий. А почему не организуется производство нового у себя?
Даже если предприниматель захочет производить что-то новое, он будет вынужден платить НДС, а иностранец ввезёт эту продукцию и продаст без НДС.
В модернизируемой экономике наряду с концепциями и идеями необходимо решать конкретные задачи, причем не изолированно, а системно, с учетом внутренних межотраслевых и международных связей.