Научная статья на тему 'Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции'

Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3643
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА КРЕДИТОВ / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / MODERNIZATION / MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM / MODEL OF EDUCATION / COMPETENCE / CREDIT SYSTEM / EDUCATIONAL CREDIT UNITS / MODULE-RATING TECHNOLOGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришнова Елена Евгеньевна

В статье подчеркивается необходимость обновления высшего профессионального образования на компетентностной основе в соответствии с инновационной моделью экономического развития. Особое значение в этом процессе приобретают общие (общекультурные) компетенции. Рассматриваются программированная и модульно-рейтинговая технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришнова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the educational process: tendencies and perspectives

The article deals with the main parameters and modern requirements to the modernization of the educational process. Particular emphasis is made on interconditionality of the general model of society modernization and the educationsystem. The attention is drawn to the shift in approaches to reform (modernization) of the education system in the 90s years and under current conditions. The article underlines the need to renovation of higher professional education which is adequate to the proclaimed perspectives of Russian innovation model of economic development on the basis of competence, where special significance is drawn to common (general cultural) competence. The article also deals with the education technologies (programmed and module-rating).

Текст научной работы на тему «Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции»

Модернизация учебного

Е.Е. ГРИШНОВА, доцент процесса: проблемы

и тенденции

В статье подчеркивается необходимость обновления высшего профессионального образования на компетентностной основе в соответствии с инновационной моделью экономического развития. Особое значение в этом процессе приобретают общие (общекультурные ) компетенции. Рассматриваются программированная и м-одульно-рей-тинговая технологии обучения.

Ключевые слова: модернизация; модернизация системы образования; модель обра-

зования; компетенции; система кредитов; тинговая технология обучения.

Современное общество требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса, в первую очередь - в технических вузах. Переход к системе образования, соответствующей современным запросам человека, общества и государства, потребностям развития инновационной экономики, международным обязательствам Российской Федерации в сфере образования, осуществляется на основе концепции модернизации.

В основание концепции заложены принципы: приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста, соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости российского образования с уровнем образования в мире и его конкурентоспособности [1].

Реализация этих принципов требует решения ряда задач, касающихся реформирования содержания образования и повышения его качества. Среди них:

• разработка современных образовательных программ, ориентированных на интенсивные методики обучения и практическое применение знаний;

• увеличение удельного веса самостоятельной работы и методов обучения, формирующих практические умения и навыки самообучения;

система зачетных единиц; модульно-рей-

• обеспечение более тесной связи образования и науки;

• компьютеризация и информатизация образования;

• обеспечение перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования, взаимного признания документов об образовании;

• обеспечение перехода от жестких линейных структур в образовании к гибкой организации, предполагающей академическую мобильность, вариативность, построение индивидуальных образовательных траекторий.

В Концепции модернизации была поставлена задача обновления профессионального образования на компетентност-

ной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

Параметры новой модели образования можно определить, распространив на нее характеристики современной инновационной экономики и информационной цивилизации. К ним относятся:

• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

• многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

• смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии - к социальному капиталу и способности к адаптации;

• необходимость обеспечения двух инновационных контуров: первого, связанного с порождением и продвижением инноваций, и второго - с их отбором и освоением.

Очевидно, что из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования. Важнейшим из них становится запрос на массовость креативных компетенций и на массовую готовность к переобучению; до сих пор данные компетенции рассматривались как элитарные. Особую ценность приобретают работники, обладающие повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения нового. Предприятия, имеющие таких работников, получают в мире постоянно меняющихся технологий большие конкурентные преимущества.

В качестве принципиальных отличий

инновационной модели образования обычно выделяются следующие.

Во-первых, в результате информационного взрыва объем потенциально полезного знания на порядок превосходит возможности его освоения и модель усвоения замещается моделью поиска, дискуссии и обновления. Это требует отказа от жестких рамок формальной системы обучения; востребованными становятся «несистемные» образовательные институты (электронные и Интернет-СМИ; коучеры и репетиторы; справочные и «рефератные» сайты; научные лаборатории; частные консультанты и т.д.).

Во-вторых, образование в новой экономике становится ядром карьеры в течение всей жизни и требует постоянного обновления. Происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует не педагог/ государство, а сам обучающийся для себя самого. Это обусловливает увеличение доли открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта.

В-третьих, при объективной обусловленности массового спроса на высшее образование и вместе с тем неэффективности длительного и детального изучения в «студенческий» период быстро стареющих узкопрофессиональных знаний,ядром образовательной системы становятся компетенции широкого профиля (бакалавриат), дополняемые спектром систематически обновляемых магистерских программ на фоне широкого выбора программ профессиональной и общекультурной подготовки и переподготовки.

И, наконец, субъект-объектная модель обучения, при которой преподаватель является ведущим звеном учебно-воспитательного процесса, а студент - его объектом, замещается субъект-субъектной моделью, где преподаватель утрачивает монополию на учебно-воспитательный процесс, на оценку знаний обучающегося, а студент

сам решает, чему и как ему следует учиться. В такой системе признается право студента влиять на содержание образовательных программ и самостоятельно определять темпы и сроки ее освоения. Основным критерием оценки процесса обучения и воспитания здесь является развитие студента (его компетенции). Преподаватель и студент становятся равноправными партнерами образовательного процесса.

Инновационная модель образования требует соответствующих технологий обучения, являющихся новым вариантом так называемого «развивающего обучения», разработанного еще в XVII в. Я.А. Каменским. К ним относят программированную и модульно-рейтинговую (или кредитно-модульную) технологии.

Первая ориентирована на самостоятельное получение знания посредством четкого разделения образовательного процесса на отдельные стадии: изложение, усвоение, проверка. Основным средством обучения здесь выступает компьютер, позволяющий реализовать следующие принципы программированного обучения: дозированная подача информации; проверка знаний на каждом этапе обучения; самоконтроль; указания и рекомендации в зависимости от правильности выполнения

Модульно-рейтинговая технология обучения основывается на системе, при которой учебная информация группируется в так называемые модули, освоение которых предполагает рейтинговую модель оценивания знаний. В литературе дается двойное понимание модуля. Ряд авторов под модулем понимают блок дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе образовательной программы. Сторонники второго подхода рассматривают модуль как относительно самостоятельную организационно-методическую структурную единицу внутри учебной дисциплины, которая включает в себя цели, логически завершенный блок учебного материала, методическое

руководство к его освоению и систему контроля. Совокупность таких модулей образует учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины.

Освоение каждого такого модуля, то есть выполнение заложенных в нем заданий, составляет часть итоговой оценки, выставляемой по результату изучения дисциплины; в этом модульный принцип схож с рейтингом.

Рейтинговая модель оценивания знаний опирается на важнейшую составляющую общеевропейской системы образования -кредиты. Для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный «балл», оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент «набирает» в свою копилку знаний заранее установленное число кредитов, общая сумма которых позволяет ему получить соответствующую степень - бакалавра или магистра [2].

Система зачетных единиц считается основой:

• индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

• стимулирующей рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

• формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

• академических свобод, предоставляемых преподавателям, в том числе права выбора методики обучения;

• экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

• формирования бюджетов доходов и

расходов структурных образовательных подразделений университетов.

В условиях индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студент, во-первых, освобожден от необходимости иметь общий семестровый учебный план и расписание с другими студентами, объединенными вместе с ним в учебную группу (поток), во-вторых, может самостоятельно планировать свою учебную работу. Учебное заведение формирует лишь общее расписание занятий по всем учебным дисциплинам и преподавателям. Когда и какие занятия посещать, каких преподавателей слушать, в каком порядке изучать дисциплины основного учебного плана, -студент решает сам.

К этому пока не готовы ни большинство российских вузов, ни сами студенты. Поэтому эксперты предлагают ввести определенные переходные меры. В частности, подразделить все типы организации учебного процесса на два вида - синхронные и асинхронные - по признаку наличия или отсутствия общего для студентов и преподавателей расписания учебных занятий. Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и студентов. Асинхронная - обеспечивает студенту возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. Сегодня в таком режиме читаются спецкурсы и проводятся факультативные занятия, а в дальнейшем, в соответствии с ФГОС, будут преподаваться дисциплины по выбору студентов.

Синхронная организация учебного процесса характерна для образовательного процесса большинства современных российских вузов. Студент работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Переход к индивидуально-ориентированной организации учебного процесса не

означает, что процесс обучения не проводится в группах и потоках. Но, в отличие от поточно-групповой организации обучения, каждый поток и каждая группа создаются на один семестр для изучения конкретной учебной дисциплины под руководством конкретного, как правило, выбранного студентом преподавателя.

Зачетные единицы (кредиты) при этом характеризуют объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения студентом. Установление через зачетные единицы (кредиты) количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ дает возможность студентам самостоятельно планировать учебный процесс, вносить принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создает условия для унификации и диверсификации образовательных технологий.

Отметим, что обязательное планирование содержания самостоятельной работы студентов, дифференциация ее объема по формам учебных занятий, принципиальная возможность дифференциации соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам в зависимости от применяемой преподавателем педагогической методики, регулярный контроль выполнения заданий для самостоятельной работы - все это важные особенности системы зачетных единиц.

Для контроля текущей самостоятельной работы студентов преподавателю должна выделяться на весь семестр аудитория, где он должен будет присутствовать и работать с той же степенью обязательности, как и на других аудиторных занятиях. Время обязательной работы преподавателя со студентами в выделенной аудитории, как правило, составляет 40% от планового фонда времени самостоятельной работы студента по соответствующей дисциплине.

Важнейшей составляющей системы за-

четных единиц является рейтинговая система оценки знаний. Считается, что она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизировать учебную работу студентов; у последних при этом появляются стимулы управления своей успеваемостью.

Эксперты считают, что успешность изучения каждой из дисциплин учебного плана в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов исходя из 100 максимально возможных, что отражено и в «Положении о модульно-рейтинговой системе в МГТУ им. Н.Э. Баумана». Главными целями введения этой системы обозначены следующие: стимулирование систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и зачетов; повышение состязательности в учебе. Положением предусматривается, что баллы, характеризующие рейтинг студента, набираются в течение всего семестра за выполнение учебных работ и проявленные при этом личностные качества. Формы контроля, оценочные материалы и порядок начисления баллов по дисциплине и их модулям разрабатываются и устанавливаются кафедрами. Основными видами контроля знаний, умений, навыков (компетенций) и лич-ностныхкачеств в рамках модульно-рейтинговой системы по дисциплине называются: текущий контроль по модулю; контроль выполнения модуля дисциплины; итоговый контроль по дисциплине.

В европейской и американской системах зачетных единиц основной формой семестрового экзамена по всем дисциплинам, по которым это возможно и признано эффективным, является комплексное тестирование, которое проводится в устной и письменной

форме, а также в форме выполнения вынесенных на экзамен проблемных задач [3].

Существенное место в системе зачетных единиц занимает и требование активизации учебной и научной работы профессорско-преподавательского состава. Для этого западная модель обучения предполагает оценку уровня преподавательского труда также в системе зачетных единиц. Эта оценка включает в себя подсчет зачетных единиц по шести основным направлениям: наличие графика учебного процесса; наличие учебных материалов (УМК); качество ведения занятий; управление самостоятельной работой студентов; учебная нагрузка; научно-исследовательская работа.

Исследователи практики применения системы зачетных единиц в европейских вузах утверждают, что она радикально меняет самосознание студентов. Они очень скоро избавляются от проявлений психологии пансиона, инфантильности, становятся самостоятельными, более дисциплинированными, инициативными, быстрее приобретают коммуникативные навыки, необходимые, в частности, для будущей профессиональной деятельности.

Подводя итоги, хочется отметить, что модернизация системы образования является одним из компонентов общей модели модернизации общества. Доминирующая

«технологическая модернизация» диктует и соответствующую логику преобразований системы высшего, в том числе и технического, образования. Она в основном ориентирована на модернизацию образовательных технологий [4]. В частности, переход к новой модульно-рейтинговой модели уровневого образования и к универсальной системе зачетных единиц требует значительной трансформации сложившихся образовательных стандартов и технологий, принципов формирования и развития учебных планов и программ. Эта работа уже давно ведется как на уровне МГТУ им. Н.Э. Баумана в целом, так и на уровне факультета социальных и гуманитарных наук.

Литература

1. Болонский процесс: середина пути / Под

ред. В.И. Байденко. М., 2005.

2. Гришнова Е.Е. Организация учебного про-

цесса на основе системы зачетных единиц // Гуманитарное образование в техническом университете: состояние, проблемы, перспективы: Сборник докладов и выступлений / Под ред. В.Н. Ремарчука. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. С. 136-150.

3. Европейская система перевода кредитов.

URL: www.bologna.mgimo.ru

4. Современные образовательные технологии

и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 2-3 декабря 2010 г. М., МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.

GRISHNOVA E. MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS: TENDENCIES AND PERSPECTIVES

The article deals with the main parameters and modern requirements to the modernization of the educational process. Particular emphasis is made on interconditionality of the general model of society modernization and the educationsystem. The attention is drawn to the shift in approaches to reform (modernization) of the education system in the 90s years and under current conditions. The article underlines the need to renovation of higher professional education which is adequate to the proclaimed perspectives of Russian innovation model of economic development on the basis of competence, where special significance is drawn to common (general cultural) competence. The article also deals with the education technologies (programmed and module-rating).

Key words: modernization, modernization of the education system; model of education, competence, credit system, educational credit units, module-rating technology of education.

Научная деятельность а.в. ореховский, доцент на социальногуманитарном факультете

В статье представлены основные направления научной деятельности кафедр факультета социально-гуманитарных наук, показана специфика его деятельности в условиях технического вуза, рассмотрены формы и методы работы со студентами, аспирантами.

Ключевые слова: научные направления, социально-гуманитарные науки, научное мировоззрение, научно-техническая интеллигенция, гуманитарная подготовка инженеров.

Одним из условий успешной деятельно- самом высоком смысле этого слова являет-сти инженера является неподдельный ин- ся прочной опорой в жизни, интеллекту-терес к науке. На наш взгляд, культ науки в альным и нравственным ориентиром, опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.