Модернизация транспортного комплекса России: внедрение природного газа в качестве моторного топлива
Природный газ в качестве моторного топлива используют несколько десятилетий, но только в последние годы он стал рассматриваться как ключевая альтернатива традиционным видам топлива. Этому способствовал ряд факторов: стабильный рост рыночной стоимости жидкого топлива (несмотря на снижение сырьевых цен) и ухудшающаяся экологическая ситуация.
Двигатели автомобилей, работающих на природном газе, соответствуют высочайшим стандартам Евро-5 и Евро-6. При этом выброс токсичных веществ в атмосферу по углекислому газу уменьшается в два-три раза, по монооксиду углерода — в 10 раз, задымленность снижается в 9 раз, а сажи и соединений серы и свинца в автомобильных выбросах нет. Кроме того, чистота топлива обеспечивает более длительный (в 1,5-2 раза) срок эксплуатации двигателя.
Переход на газомоторное топливо в нашей стране и за рубежом начался практически одновременно. В последние годы эту тенденцию поддержали на государственном уровне Европейский Союз, Китай, США и другие страны. В России отправной точкой стало принятое в мае 2013 г. распоряжение Правительства РФ № 767-р, в котором установлены целе-
вые показатели по использованию природного газа на общественном и коммунальном транспорте для городов с населением более 100 тыс. человек.
Повсеместный перевод транспорта на природный газ невозможен без развитой газозаправочной инфраструктуры, широкого ассортимента газобаллонной техники и сети сервисного обслуживания. В декабре 2012 года ПАО «Газпром» создало специализированную компанию «Газпром газомоторное топливо», ключевые задачи которой — комплексное развитие рынка и расширение газомоторной инфраструктуры.
Природный газ -
топливо для всех видов транспорта
Природный газ используют в сжатом, или компримированном, либо в сжиженном виде. Компримированный природный газ (КПГ) применяют на транспорте,
эксплуатируемом на внутрирегиональных и городских маршрутах: на пассажирской, дорожно-коммунальной, городской грузовой технике, а также на легковом коммерческом и частном транспорте. Сжиженный природный газ (СПГ) предназначен для магистрального, водного, железнодорожного транспорта, карьерной техники, а также для спецтехники, задействованной в строительстве, сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности. Компримированный природный газ реализуется через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и многотопливные автомобильные заправочные станции (МАЗС), сжиженный природный газ - через криоАЗС, а также мобильные сбытовые решения.
Газомоторная инфраструктура
Сегодня заправку КПГ обеспечивают 260 АГНКС, чего не достаточно для реализации потенциала перевода транспорта на экологичное топливо. С целью расширения газозаправочной сети компания «Газпром газомоторное топливо» приступила к созданию новых инфраструктурных объектов.
В текущем году компанией ведется строительство 25 АГНКС, на 2016 год запланировано еще 40. Кроме того, к расширению газозаправочной инфраструктуры привлекаются частные инвесторы. Достигнуты договоренности о размещении блоков компримирова-ния природного газа на АЗС «Газпром нефть», «Татнефть», «Газпром газэнер-госеть», «Лукойл».
При строительстве новых станций и реконструкции действующих используется современное высокотехнологичное и энергоэффективное оборудование.
16 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 5 (60) 2015
Во взаимодействии с отечественными производственными компаниями, специализирующимися на выпуске технологического оборудования для газомоторной инфраструктуры, при сборке АГНКС удалось достичь 90 % импорто-замещения, что дает возможность снизить стоимость станций на 20 %.
Инновационные проекты по использованию СПГ на транспорте
Использование СПГ в качестве моторного топлива - новое направление для транспортного комплекса России, для развития которого необходимо создать производственные мощности и обеспечить возможности сбыта. Первый пилотный проект реализуется в Татарстане. На территории региона запланировано строительство комплекса по сжижению природного газа и сети криоАЗС. Совместно с правительством республики компания «Газпром газомоторное топливо» разработала «Дорожную карту» по развитию на территории региона инфраструктуры на основе СПГ. Проект предусматривает формирование на территории республики «газомоторных коридоров» на федеральных трассах М-7 «Волга» (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа) и М-5 «Урал» (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск). Инновационное топливо предназначено для сельскохозяйственной и грузовой техники. В период 2016-2020 гг. холдинг «Ак Барс» переведет на СПГ часть сельскохозяйственного автопарка компании. ПАО «КамАЗ» организует доставку металлопроката по маршруту Магнитогорск - Набережные Челны с помощью грузовой техники, работающей на СПГ.
Опыт, полученный при реализации пилотного проекта, будет использован в других регионах. Приоритетными магистралями для развития инфраструктуры СПГ являются А-181 «Скандинавия» (граница с Финляндией - Санкт-Петербург), М-10 (Санкт-Петербург - Москва), М-7 (Москва - Уфа - Екатеринбург - Новосибирск), М-1 (граница с Беларусью -Москва), М-4 (Москва - Новороссийск).
Согласно планам компании «Газпром газомоторное топливо», первые газомоторные коридоры должны появиться на трансконтинентальных маршрутах, проходящих по территории России, и соединить Европу и Азию. Это создаст условия для свободного передвижения по российским автодорогам современного экологически безопасного транспорта.
№ 5 (60) 2015
Модернизация транспорта
Строительство газомоторной инфраструктуры синхронизировано с расширением ассортимента техники, работающей на природном газе. Компания «Газпром газомоторное топливо» заключила 28 соглашений с крупнейшими российскими автопроизводителями и импортерами о поставках на российский рынок газобаллонных транспортных средств. На отечественном рынке представлено около 150 моделей газобаллонной техники во всех сегментах.
Сейчас самый крупный отечественный производитель газомоторной техники - ПАО «КамАЗ». В апреле нынешнего года автозавод запустил линию по изготовлению газобаллонных автомобилей. Производительность линии составляет 8000 автомобилей 50 различных моделей в год. Кроме того, автоконцерн, поставляющий на российский рынок газомоторные автобусы разных типов, разработал пилотные варианты техники, работающей на СПГ.
В сегменте легкого транспорта представлены газомоторные версии Lada Vesta, Lada Largus, УАЗ «Пикап» и «Патриот». Компания «Группа ГАЗ» с лета 2016 г. планирует наладить серийное производство «ГАЗель NEXT CNG», малотоннажного битопливного грузовика, и «ГАЗон NEXT CNG», который работает полностью на КПГ. Сегодня в продаже — битопливный автомобиль «ГАЗель БИЗНЕС CNG».
Взаимодействие между компанией и автопроизводителями не ограничивается работой по расширению модельного ряда газомоторных образцов техники. Важный вопрос - снижение их стоимости вследствие локализации производства газобаллонного оборудования на территории России.
Сегодня использование природного газа в качестве моторного топлива становится важным системообразующим процессом в ходе реализации государственной задачи по модернизации отечественного транспортного комплекса. и
«Транспорт Российской Федерации» | 17