Научная статья на тему 'Экологичное топливо: перспективы использования в России'

Экологичное топливо: перспективы использования в России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
474
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологичное топливо: перспективы использования в России»

Экологичное топливо: перспективы использования в России

Российский транспорт ждут масштабные изменения, связанные с переходом на газовое топливо, которое принесет существенную экономию потребителям и улучшит экологическую ситуацию. Мы беседуем с председателем совета директоров ОАО «Газпром», гендиректором ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктором Зубковым.

Анастасия — О перспективах «газа в моторах» в мире говорят

АСТАХОВА уже давно. Насколько в России популярно использо-

вание этого вида топлива на транспорте?

— Сейчас в России природный газ в качестве моторного топлива используется крайне малым числом людей и организаций. Но, учитывая значительное количество газовых месторождений в России и преимущества газомоторного топлива над топливом традиционным, было бы неправильно игнорировать данное направление. Для его развития необходимо скоординировать действия всех участников рынка. В прошлом году Газпром принял решение консолидировать все свои газомоторные активы, и в декабре с этой целью было учреждено ООО «Газпром газомоторное топливо», которое и занимается в настоящий момент развитием рынка газомоторного топлива в России.

— В мае и июне этого года Правительство и Президент РФ приняли ряд мер по стимулированию использования газа в качестве моторного топлива. Что это — попытка снять «бензиновую монополию» на рынке топлива для коммерческого и личного автотранспорта?

РИА.НОВОСТИ»

— В первую очередь, это итог инновационных процессов и результат технического прогресса. Использование природного газа в качестве моторного топлива стало эффективным, экономически целесообразным и попросту возможным. Любые попытки массово использовать природный газ на автотранспорте ранее сталкивались с технологическими и экономическими ограничениями. Например, не были так развиты технологии производства газобаллонного оборудования и двигателей, работающих на метане. Многие из существовавших раньше ограничений в настоящее время сняты.

Газотранспортная сеть сегодня позволяет повсеместно быстро и с наименьшими затратами доставлять газ потребителям. С 2001 года совместно ОАО «Газпром» и властями субъектов Федерации реализуются программы газификации регионов. Доставка газа по существующей газопроводной сети обходится дешевле, чем доставка автомобильными цистернами любого другого топлива, — так, как это делается сейчас. Масштаб экономии зависит от расстояния, на котором находится заправка от нефтебазы. Оно в разных регионах сильно различается: это может быть 100 км, 200, 500. С учетом таких расстояний доставка газопроводом выгоднее, чем постоянные рейсы автоцистерн.

Созданы двигатели, которые одинаково эффективно и без потери мощности работают на бензине и на природном газе. Если раньше автолюбители сетовали на то, что двигатели на газомоторном топливе теряют часть мощности, то практически все современные автомобили оборудуются электронными системами впрыска, которые способны обеспечить высокую эффективность работы на газе.

Появились доступные технологии, позволяющие организовать массовое производство композитных газовых баллонов для установки в автомобили. Все эти технологические моменты подготовили хорошую почву для перехода на массовое потребление газомоторного топлива.

— Получается, что перевод автотранспорта на газ позволит Газпрому нарастить внутреннее потребление газа?

— Да, но необходимо понимать, что сначала требуется вложить большие средства в развитие инфраструктуры.

ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ЗУБКОВ, председатель совета директоров ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо», Специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа. Родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Свердловской области. Окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. Кандидат экономических наук. Руководил предприятиями АПК и профильными отделами в органах власти Ленинградской области. В 1992-1993 годах — заместитель начальника Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993-1999 годах — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России — начальник Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу.

В 1999-2001 годах — заместитель министра РФ по налогам и сборам — руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Санкт-Петербургу. В 2001-2004 годах — первый заместитель министра финансов РФ, и.о. председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу.

В 2004-2007 годах руководил Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В 2007-2008 годах — Председатель Правительства РФ.

В 2008-2012 годах — первый заместитель Председателя Правительства РФ. С 2008 года — председатель совета директоров ОАО «Газпром». С 2012 года — Специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа.

Разрабатывать это направление будет не только Газпром, но и правительство, и коммерческие предприятия. В результате у потребителей и в частном, и в коммерческом, и в государственном секторах появится возможность снизить затраты на топливо. Безусловное преимущество природного газа — его низкая стоимость и большие запасы в стране. Запасы газа в России составляют примерно 47,65 трлн куб. м, или около трети мировых запасов. Сегодня природный газ для конечного потребителя стоит в 2-3 раза дешевле, чем бензин или дизельное топливо, и в 1,5 раза дешевле, чем сжиженный углеводородный газ (СУГ).

Мировое сообщество начинает осознавать выгоды от использования природного газа в качестве моторного топлива. Об этом свидетельствует увеличение за последние 10 лет числа автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием в 12 раз и рост потребления компримированного природного газа (КПГ) в мире в 3 раза за 20082012 годы. В 2012 году объем потребления КПГ в мире составил уже 37 млрд куб. метров.

КОМПРИМИРОВАННЫИ ПРИРОДНЫМ ГАЗ (КПГ) — сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива вместо бензина,дизельного топлива и пропана. Основной компонент природного газа — метан. КПГ производят путем сжатия природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка КПГ происходит в специальных накопителях газа под давлением 200-220 бар. Также используется добавление к КПГ биогаза, что позволяет снизить выбросы углерода в атмосферу. СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (СПГ) — газ, искусственно сжиженный путем охлаждения до -160°С для облегчения хранения и транспортировки. Для

хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.

СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ (СУГ) — смесь сжиженных под давлением легких углеводородов с температурой кипения от -50 до 0°С. Как правило, содержит различные углеводороды: этан, пропан, бутан и их производные — этилен, пропилен и их смеси. В качестве сырья для получения СУГ используются природный газ и газовый конденсат, нефть и нефтяные попутные газы. СУГ используется как бытовое топливо (отопление, приготовление пищи), а также применяется в качестве моторного топлива.

Кроме того, правительство России предлагает использовать международный опыт и предоставлять дополнительные стимулы для автовладельцев в виде снижения или даже обнуления транспортного налога и предоставления льготных кредитов или компенсации части затрат на переоборудование автомобилей под использование газомоторного топлива. Все это делает газомоторное топливо выгодным для частных автовладельцев. Подобные меры приняты, например, в Японии, Италии и Германии. Так, Италия вошла в десятку стран-лидеров по использованию газомоторного топлива, сеть АГНКС и парк автомобилей, работающих на метане, постоянно здесь расширяются.

Использование природного газа важно в коммерческом и муниципальном секторах. Здесь снижение затрат на топливо дает быстрый и прямой экономический эффект. У нас уже есть пилотные регионы, например Татарстан, где мы переводим на метан муниципальный общественный транспорт. Посмотрите сами: стоимость 100 км пробега городского автобуса, работающего на дизельном топливе, превышает 1000 руб., в то время как для автобусов, двигатель которых работает на КПГ, эта цифра немногим больше 350 руб. Использование КПГ позволит сдержать цены на проезд в общественном транспорте и положительно скажется на кошельках пассажиров.

Также нельзя не отметить, что повсеместное использование газа в качестве моторного топлива позволит значительно улучшить экологическую ситуацию. Поэтому в долгосрочной перспективе мы не только снизим зависимость от нефти, запасы которой сокращаются, но и уменьшим нагрузку на окружающую среду. Выбросы автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, в 2-3 раза ниже, чем автомобилей с бензиновым двигателем. Двигатели, работающие на КПГ, соответствует самым строгим экологическим стандартам — Евро-5 и Евро-6, чего нельзя сказать о двигателях грузового транспорта на бензине и дизельном топливе. Конечно, их тоже можно привести в соответствие с этими стандартами, но кто захочет тратить миллиарды долларов на переоборудование заводов? — Ваше назначение на должность гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» говорит о том, что этот вопрос является приоритетным?

— Это связано главным образом с масштабностью задачи, которая стоит перед нами. Фактически в кратчайшие сроки нам необходимо с чистого листа создать целую отрасль. В нее войдут автопроизводители, производители автокомпонентов, композитных материалов, сеть заправочных газонаполнительных станций (АГНКС), сервисные предприятия. Развитие сети заправочных станций включает в себя строительство АГНКС, подключенных к газопроводу, автономных и мобильных АГНКС, а также создание многотопливных заправочных станций на базе существующих АЗС.

Масштаб поставленной задачи предполагает вложение значительных средств в развитие газомоторного бизнеса. На 2013 и 2014 годы запланировано строительство более 80 новых АГНКС в 30 субъектах Федерации. Помимо этого, в 2014 году начнется проектирование еще 206 объектов газомоторной инфраструктуры. Ведется работа с автопроизводителями. Через полтора-два года каждый житель сможет купить автомобиль с двигателем, работающим на газомоторном топливе. К этому моменту в стране должна быть готова инфраструктура — широкая сеть АГНКС и сервисных станций. Сегодня в России более 200 газовых заправочных станций, большинство из которых были построены еще в советские времена. К 2030 году число АГНКС должно составлять около 3,5 тыс., и часть из них необходимо запустить уже в ближайшие три года.

— В стране уже существует сеть газовых заправочных станций, заправляющих автомобили смесью пропана-бутана. Нельзя использовать и развивать ее?

— Не нужно путать пропан-бутан и природный газ метан. Смесь пропана-бутана, сокращенно СУГ, — это газ, получаемый из нефтяного сырья. Его стоимость достаточно высока и меняется в зависимости от времени года. Этот газ закачивается в баллоны в сжиженном виде, а доставляется на заправочную станцию в цистернах, что также увеличивает его стоимость. А метан добывается нами в том же виде, в котором поступает на заправочную станцию. Транспортируется он туда по существующим газопроводам, а в газовый баллон автомобиля закачивается в сжатом (компримированном) виде. Поэтому технологически использовать существующую сеть заправочных станций пропана-бутана невозможно.

РИА«НОВОСТИ»

— Что еще предстоит сделать, кроме строительства сети АГНКС?

— Фактически у нас сегодня не проработана даже нормативно-правовая база, регламентирующая производство, хранение, транспортировку и использование газомоторного топлива. Мы работаем по стандартам и технологическим требованиям советских времен, но ведь с того времени технологии шагнули очень далеко. Новые нормативно-правовые акты в этой сфере должны учитывать сегодняшние реалии и охватывать всю цепочку реализации газомоторного топлива для обеспечения безопасности каждого из ее компонентов, при этом важно не перестараться с регулированием.

На сегодня в России всего 86 тыс. автомобилей, двигатель которых работает на КПГ. Приведу несколько цифр для сравнения. В странах с развитой нормативно-правовой базой в этой отрасли, например в Иране и Пакистане, число таких автомобилей превышает 3 млн. В Италии — 746 тыс., притом что численность населения там значительно меньше, чем у нас.

— К вопросу о безопасности и требованиях: газобаллонное оборудование можно будет установить в любом «гаражном сервисе» или будут какие-то ограничения?

— Сегодня мы прорабатываем с автопроизводителями вопрос поставки на российский рынок автомобилей

с предустановленными двигателями, работающими на газомоторном топливе. У ведущих западных производителей такие разработки и готовые серийные модели уже есть. Возможно, я раньше времени открою карты, но уже в следующем году мы ждем в автосалонах автомобиль «Лада Калина», специально разработанный АвтоВАЗом для работы на метане.

Есть две причины, почему это важно: безопасность и эффективность. Произведенный сегодня автомобиль, работающий на КПГ, по своей безопасности и эффективности работы двигателя ничем не уступает автомобилю, работающему на традиционных видах топлива. Автовладельцы не заметят ни снижения тяги, ни каких-то других последствий перехода на газ, которые можно получить, обратившись для переоборудования автомобиля, как вы сказали, в «гаражный сервис».

— Сеть заправочных газонаполнительных станций будет создаваться под брендом «Газпром»?

— В этом вопросе мы не можем быть монополистами. Поставками газа на АГНКС будет заниматься наша компания, а сам сервис по заправке может осуществлять компания-владелец АГНКС. Задача, как я уже сказал, очень масштабная, и мы заинтересованы в том, чтобы сеть АГНКС была как можно шире. Доступность газомоторного топлива для населения должна быть максимальной. Поэтому сегодня уже другие структуры подключаются к созданию сети АГНКС, снимая с нас часть нагрузки.

Считаю, что не так важно, под каким брендом, под какой вывеской будет существовать АГНКС: качество газа стабильно, он поставляется потребителю в том же виде, в котором добывается. Здесь не может быть такой же проблемы, как в случае с бензином: на одной заправке он плохой, на другой — хороший.

— Какой следующий технологический шаг? Переход на сжиженный газ?

— Возможно. Но это вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. В качестве моторного топлива СПГ в РФ сейчас не применяется. В связи с этим можно говорить, что использование СПГ в автотранспорте станет новым витком роста эффективности. Чтобы обеспечить заправку автотранспорта сжиженным газом по приемлемой цене, необходимо в каждом регионе построить свой завод по сжижению природного газа. Сегодня в стране уже реализуется ряд пилотных проектов в области использования СПГ.

Согласно Распоряжению Правительства РФ №767-р от 13.05.2013, в числе прочего Минпром-торг, Минрегион, Минтранс и Минэнерго с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций до 1 января 2014 года должны разработать и представить в установленном порядке в Правительство РФ комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах Федерации уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб: а) в городах

с численностью населения более 1000 тыс. человек — до 50% общего количества единиц техники; б) в городах с численностью населения более 300 тыс. человек — до 30% общего количества единиц техники; в) в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек — до 10% общего количества единиц техники.

Перечень поручений по итогам совещания о перспективах использования газомоторного топлива (Пр-1298) от 15 июня 2013 года, в частности, содержит предписание принять комплексный план расширения использования газа в качестве моторного топлива, предусмо-

трев: а) внедрение и эксплуатацию техники, работающей на газомоторном топливе, перевод на такое топливо железнодорожного, речного, морского транспорта и сельскохозяйственной техники; б) реализацию в субъектах Федерации пилотных проектов по переводу транспортных средств на газомоторное топливо; в) создание условий для производства в РФ техники (включая оборудование и компоненты), предназначенной для производства, хранения и использования газомоторного топлива; г) реализацию долгосрочной государственной политики в сфере ценообразования на газомоторное топливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.