Научная статья на тему 'Модернизация СПО: формирование профессиональных компетенций педагогических работников и выпускников ссузов Республики'

Модернизация СПО: формирование профессиональных компетенций педагогических работников и выпускников ссузов Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / PREPARATION OF DEMANDED EXPERTS / MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / HEALTH SAVING UP PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунсбаев Сайфутдин Зайнетдинович, Арсланова Айгуль Нуровна

В статье представлен опыт победителей и призеров Республиканского конкурса «Лучший преподаватель года – 2011».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунсбаев Сайфутдин Зайнетдинович, Арсланова Айгуль Нуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING: FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE PEDAGOGICAL WORKERS AND GRADUATES OF REPUBLIC SSUZOV

In article experience of winners and prize-winners of Republican competition «the Best teacher of year - 2011» is presented.

Текст научной работы на тему «Модернизация СПО: формирование профессиональных компетенций педагогических работников и выпускников ссузов Республики»

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

ш

С.З. Кунсбаев, А.Н. Арсланова

МОДЕРНИЗАЦИЯ СПО: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ССУЗОВ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: подготовка востребованных специалистов, современные технологии обучения, информационные и коммуникационные технологии, здоровьесберегающая педагогика.

Аннотация: В статье представлен опыт победителей и призеров Республиканского конкурса «Лучший преподаватель года - 2011».

Учреждения среднего профессионального образования (СПО) начинают играть все большую роль в развитии инновационной экономики России, при этом главную задачу СПО следует определить как подготовку востребованных, конкурентноспособных специалистов, отвечающих соответствующим требованиям образовательного стандарта и запросам предприятий - заказчиков квалифицированных рабочих кадров. Решение данных важных задач требует проведения большой и сложной работы по модернизации процесса обучения и, соответственно, осознания руководителями и преподавателями каждого образовательного учреждения необходимости внедрения инновационных подходов.

Наверное, все руководители учебных заведений солидарны с мнением В.М. Демина -президента Союза директоров ссузов России в том, что новый облик СПО определяется социальным заказом. Неоднократное обсуждение на заседаниях Президиума Совет директоров учреждений СПО Республики Башкортостан вопросов о социальном статусе преподавателя, укреплении учебно-методической и производственной баз, разработке эффективного механизма взаимодействия с работодателями - свидетельство обеспокоенности педагогических коллективов проблемами дальнейшего развития СПО.

Происходящая модернизация (в том числе, разработка образовательных программ, ориентированных на получение результатов, отвечающих стандартам нового поколения и запросам работодателей) призвана решить следующие задачи:

- определение нового содержания и внедрение современных технологий обучения и воспитания (реализуется при тесном сотрудничестве с работодателями в процессе разработки, согласования и экспертизы образовательных программ); организация стажировок педагогов и производственных практик обучающихся; планирование трудоустройства и разработка системы независимой оценки качества и сертификации квалификаций выпускников;

- активное внедрение информационных ресурсов обучения и управления; обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием, литературой, техникой и программными средствами (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов);

- проектирование ссузами (самостоятельно) образовательных программ в соответствии с запросами экономики региона и конкретных работодателей; построение индивидуальных образовательных студенческих траекторий - «маршрутов» профессионального развития и становления обучающихся;

- разработка новой нормативно-правовой базы и системы оплаты труда.

Указанные процессы привели к тому, что учебные заведения, будучи инициаторами важных

проектов, стали лидерами в различных сферах инновационной деятельности, что привело к изменению функций педагогических работников. Адекватно и быстро реагировать на вызовы времени способны лишь работники, обладающие высокой компетентностью и профессиональной квалификацией - успешно осуществлять педагогическую деятельность современный преподаватель может, опираясь на всю совокупность обновленных компетенций.

Высокому профессионализму способствуют активные жизненная и профессиональная позиции и, в первую очередь, участие в конкурсах профессионального мастерства. Так, высокой оценки удостоены преподаватели учреждений СПО, участвовавшие в Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель года - 2011» (апрель 2011 года) на базе Уфимского педагогического колледжа №1. Организаторами конкурса выступили Министерство образования Республики Башкортостан, Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан, Совет директоров учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан. Конкурс способствовал решению таких задач, как совершенствование компетенций преподавателей, необходимых для эффективной работы в современной информационной среде; поддержка инициатив по внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий; распространение образцов инновационной педагогической деятельности работников учреждений профобразования; ознакомление педагогической общественности с научнометодическими разработками преподавателей СПО республики; повышение профессионализма и социального статуса педагогических работников.

Республиканскому этапу конкурса предшествовала большая работа в коллективах учебных заведений (1-й этап) и региональных отделениях Совета директоров (2-й этап) по отбору лучших преподавателей общепрофессиональных дисциплин различных специальностей. Республиканский этап конкурса включал несколько конкурсных испытаний, каждое из которых оценивалось отдельно: «Профессионал» - представление инновационного опыта работы с использованием информационных технологий; «Мастер-класс» - проведение мероприятия профессиональной направленности, самоанализ; «Виртуоз» - публичное выступление педагога на заданную тему с представлением системы аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранных позиций; «Визитная карточка» - творческая само-презентация конкурсантов.

Анализ представленных материалов и конкурсных испытаний осуществляла республиканская экспертная комиссия, в состав которой вошли:

С.М. Усманов - ректор Бирской государственной педагогической академии, профессор, председатель жюри;

И.Ш. Шавалиева - заместитель по науке Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, доцент, кандидат психологических наук, заместитель председателя жюри;

С.З. Кунсбаев - председатель Совета директоров учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан, директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, заместитель председателя жюри;

Г.М. Давыдова - главный специалист-эксперт отдела среднего профессионального образования Министерства образования Республики Башкортостан, заместитель председателя жюри;

Р.С. Умаргалин - директор Уфимского педагогического колледжа № 1;

А.М. Казаков - директор Туймазинского педагогического колледжа;

А.Н. Арсланова - методист Совета директоров учреждений срденего профессионального образования Республики Башкортостан;

Р.М. Султанова - доцент, кандидат педагогических наук Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы;

Г.Ф. Янбекова - и.о.начальника научно-методического отдела Республиканского научно-методического центра Министерства образования Республики Башкортостан;

Г.А. Бикташева - заместитель директора по учебной работе Салаватского индустриального колледжа, руководитель Республиканского методического объединения заместителей директоров по учебной и научной работе.

Проведенный конкурс дал повод участникам и членам эскпертной комиссии задуматься, каков он - современный преподаватель учреждения среднего профессионального образования?! Отбор участников конкурса - талантливых и творчески работающих педагогов СПО - высветил портрет образованного, компетентентного, эрудированного, накопившего жизненный багаж и практический опыт профессионала, способного обучать будущих станочников, строителей, электриков... О высоком профессионализме далее и пойдет речь.

Представляем вниманию читателей опыт лучших педагогов учреждений СПО Республики Башкортостан - участников конкурса «Лучший преподаватель года - 2011».

Эльвира Шавкатовна Рахматуллина, преподаватель психологии Салаватского педагогического колледжа, видит свое отличие как педагога в сумме творческих способностей и исследовательского подхода к анализу учебно-воспитательных ситуаций. Данные качества конкурсантки подтверждаются не только ее профессиональной деятельностью, но и представленным опытом инновационной работы и материалами мероприятия-практикума.

Опыт работы по внедрению специализированных информационных и коммуникационных технологий в обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья позволил создать наиболее благоприятные психолого-педагогические условия для социально-профессиональной адаптации студентов-инвалидов (и лиц с ограниченными возможностями здоровья); по мнению конкурсантки, основными ограничениями для данной категории граждан являются коммуникации и доступ к информации. В учебно-воспитательной деятельности Э.Ш. Рахматуллина, наряду с другими обучающими средствами, использует аппарат для воспроизведения цифровых «говорящих книг» на флэш-картах, аппаратно-программный комплекс «Читающая машина», графические проекторы. Конкурсанткой широко используются веб-технологии для онлайн встреч и совместной работы тьютора и студентов, обучающихся дистантно (глобальная сеть) в режиме реального времени: веб-конференции позволяют вести совместную работу на уроке и включать в учебный процесс студентов с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на домашнем обучении. Для проверки и оценки знаний студентов используется компьютерное тестирование: диагностика уровня усвоения знаний через интерактивную систему голосования и опроса Response (Senteo), с помощью которой преподаватель в ходе презентации или занятия задает аудитории вопросы и моментально получает ответы / результаты, что экономит время и позволяет видеть итог проведенной работы непосредственно на уроке.

Анализ уровня развития профессиональных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Э.Ш. Рахматуллиной с помощью аппаратнопрограммного комплекса «Мультипсихометр», методическое обеспечение которого насчитывает свыше трехсот пятидесяти тестовых заданий и позволяет проводить диагностику и самообследование, а также предоставляет студенту возможность работать с научными психологическими категориями, изучать собственные индивидуальные особенности, составляя на этой основе программу саморазвития, выполнять проектно-исследовательные работы в процессе обучения и прохождения практики.

В представленном вниманию членов экспертной комиссии мероприятии на тему «Конфликты и способы их разрешения» Э.Ш.Рахматуллина решала задачу развития навыков конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации, освоения способов саморегуляции поведения. Практикум в виде «острова рассуждений» помог студентам осознать свои чувства и эмоции, выбрать поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях; способство-

вал личностному росту участников, развитию умений контролировать собственные негативные эмоции и раздражение в конфликтных ситуациях.

Работая в Салаватском педагогическом колледже с 2002 года, Эльвира Шавкатовна

Рахматуллина является активным участником международных и республиканских научно-практических конференций и семинаров по проблемам профессионального образования молодежи; успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, имеет большое количество публикаций. Среди ее любимых художественных произведений - рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», повести М. Карима, художественный фильм «Доживем до понедельника». Звания «Преподаватель на все времена» (один из пунктов анкеты участника конкурса), по мнению конкурсантки, достойны многие, среди них - доктор философских наук, профессор Башкирского государственного университета Б.С. Галимов, кандидат философских наук, доцент Российского государственного социального университета Р.Г. Исмагилов, преподаватель психолого-педагогических дисциплин Салаватского педагогического колледжа С.Л. Сахарова. Успешной самореализации Э.Ш. Рахматуллиной способствуют ее профессиональный и личностный потенциал, стремление к совершенству, воплотившееся в девизе: «Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного».

Юлия Геннадьевна Емченко, преподаватель химических, физико-химических методов анализа Белорецкого металлургического колледжа, считает, что учитель не сможет воспитать личность, не будучи сам личностью. Она Отличник образования Республики Башкортостан, имеет многочисленные публикации и методические разработки с грифом «Рекомендовано...», увлекается горными лыжами, но главное для нее - семья и работа (поиск совершенства). Педагогическая деятельность конкурсантки ориентирована на новые ценности образования, новые подходы к построению содержания преподаваемых предметов -технологии развивающего обучения, интегрированные с информационнокоммуникационными технологиями. Практико-ориентированное обучение, готовящее будущего специалиста к профессиональной деятельности, реализуется с помощью разноуровневых лабораторных работ, занятий кружка «Лаборант химического анализа». Информационные технологии помогают Ю.Г. Емченко сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» слабых и пассивных; в ее практике - выступления с использованием мультимедиапрезентаций, компьютерных тестов, видеофрагментов, виртуальных экскурсий.

Благодаря мероприятию «Лаборант химического анализа. Где? Зачем? Как?» студенты ознакамливаются с особенностями работы лаборанта химического анализа, в том числе с историей развития химической и нефтехимической промышленности, с современной химической индустрией Башкортостана, с технологией работы лаборанта. Студенты, не изучавшие дисциплин «Химические, физико-химические методы анализа» и «Аналитическая химия» (согласно условиям конкурса, занятие проводилось в незнакомой студенческой аудитории), после краткого ознакомления выполняют в группах некоторые операции химического анализа, тем самым решаются задачи расширения кругозора, понимания важности профессии лаборанта химического анализа, места и роли профессии в структуре современного предприятия.

В процессе занятий студенты самостоятельно выполняли определенные операции лаборанта в соответствии с алгоритмом и технологической картой. Рефлексия студентов по

завершении работы позволила определить характер действий (ошибочные и верные), способствующие приобретению нового опыта, знаний и навыков. Афоризм Леонардо да Винчи «науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений», приведенный конкурсанткой как девиз методически правильно построенной лекции с элементами лабораторной работы, высветил технологию развивающего обучения: преподаватель из зоны актуального развития (область известного, область наличных возможностей учащегося) логически верно осуществил переход в зону ближайшего развития - область неизвестного, но доступного для сознания ученика, область, которая позволяет учащимся под руководством взрослого узнавать, выращивать новое знание самостоятельно в рамках собственного мышления.

Представленный опыт инновационной работы и успешная защита мероприятия по профилю преподаваемой дисциплины подтвердили эффективность практикоориентированного подхода в деятельности конкурсантки Ю.Г. Емченко, что иллюстрируется еще одним афоризмом: «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить» (и, тем самым, укреплять в студентах веру в себя и воспитывать трудолюбие).

Гузель Фаритовна Минниханова, преподаватель безопасности жизнедеятельности и экологии Уфимского торгово-экономического колледжа, магистр географии; один из любимых афоризмов которой «то, что мы знаем, - ограничено, а то, что мы не знаем, - бесполезно» (П. Лаплас), пожелала победителю республиканского этапа конкурса «покорить самого себя». В своей педагогической деятельности эта конкурсантка ориентируется на педагогов, достойных звания «Преподаватель на все времена», таких как Р.М. Губайдуллина -Отличник народного просвещения РСФСР, руководитель дошкольного учреждения; Л.М. Алимбекова - кандидат биологических наук; Т.О. Якимова - Почетный работник СПО РФ, Заслуженный учитель РБ.

Представленная конкурсантом система педагогической деятельности основана на применении здоровьесберегающих технологий. По мнению Р.З. Хизбуллиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физической географии, краеведения и туризма Башкирского государственного университета - рецензента опыта методической работы Г.Ф. Миннихановой - «педагогическая программа конкурсанта - это технология самосбере-жения здоровья и обретения жизненного оптимизма, ... использование которой дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, что подтверждается наградами студентов на республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах». В основе концепции преподавателя лежит философия ортобиоза (триединство физического, психического и духовного здоровья, что призвано формировать оптимизм) -основа здоровьесберегающих технологий.

Принцип непрерывности воспитания и образования личности на всех этапах ж и з н е деятел ь н ости

Принцип дифференцирован ного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры

По мнению конкурсанта, цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитывая у него культуру здоровья. В этом случае диплом о профессиональном образовании действительно станет путевкой в самостоятельную счастливую жизнь, свидетельством желания и умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Постановка задачи здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики -«Не навреди!» - и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье студентов. (Эта задача аналогична концепции охраны труда студента.) В традиционном понимании здоровьесберегающие технологии - это предупреждение травматизма и других заведомо вредных воздействий на здоровье студента, а вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья.

Особенности процесса формирования у студентов здоровьесберегающих навыков прослеживаются в воспитательном мероприятии «Тур в безопасность» по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций, разработка мер по обеспечению безопасности (а именно, безопасности людей в туризме) легко и доступно в виде деловой интегрированной игры с элементами поисковой деятельности представлено вниманию жюри и студенческой аудитории. Разъясняя необходимость и актуальность знаний по обеспечению безопасности туризма и отдыха, преподаватель сумел создать обстановку заинтересованности, способствовал «воспитанию активной жизненной позиции и позитивной нравственной установки как основы развития национального туристического продукта».

Ильмира Халфетдиновна Чулпанова, преподаватель психологии и педагогики Стер-литамакского техникума физической культуры, участник и призер профессиональных конкурсов и конференций, автор многочисленных публикаций, прогнозируя профессиональное будущее через пять и десять лет, выделяет три позиции: для себя - карьерный успех и сохранение и укрепление здоровья обучающихся; для техникума - стать здоровьесберегающим образовательным учреждением XXI века; для России - здоровьесовершенствование и культурное возрождение.

Конкурсантка, назвавшая «преподавателями на все времена» М.Б. Мусакаева, А.Н. Усевич, Р.Р. Тажиева, представила членам жюри инновационную программу на тему «Формирование психолого-педагогических условий готовности к здоровьесозидающей деятельности у студентов Стерлитамакского техникума физической культуры». Обосновав актуальность проблемы, преподаватель предложила свою модель формирования здоровьесозидающей деятельности с учетом индивидуального подхода к обучающимся.

Идее формирования здоровьесозидательной деятельности у студентов на основе информационно-коммуникационной технологии с элементами профессиональной направленности способствует и методическая разработка «Здоровье созидания, созидай свое, и будущего поколения». Автор предложила создать банк данных об отношении студентов к своему здоровью (и возрастную динамику), который позволит вести персональную коррекционную работу, выявлять «кризисные» периоды обучающихся. Ритуал приветствия в форме мозгового штурма по составлению портрета современного подростка, решение поставленных учебных задач, работа в группах и защита проектов, способствовали эмоциональному настрою студентов пересмотреть свое поведение и образ жизни. Одна из «изюминок» мероприятия - использование педагогом компьютерной программы, разработанной в техни-

куме, - «Экспресс-метод определения адаптационного потенциала». Определение студентами своего уровня здоровья, вычисляемое в баллах по частоте пульса, артериальному давлению, росту и массе тела, позволило уточнить прогноз возможной заболеваемости по нескольким группам:

■ наиболее высокая вероятность в 4-й группе - лица со скрытыми формами заболеваний, явлениями предболезни, хроническими и нераспознанными болезнями, а также патологическими отклонениями, требующими более детального врачебного обследования;

■ 3-я группа - лица с высокой вероятностью развития заболеваний в достаточно близком будущем в случае, если не будут предприняты определенные меры профилактики;

■ 2-я и 1-я группы - лица, которые могут вести обычный образ жизни, существенно не отличающийся от распространенного (под термином «обычный» следует понимать здоровый образ жизни; то есть организм соматически здоров).

Девиз «Мое здоровье - в моих руках!» на занятии конкурсантки полностью реализован. Обращение к студентам со словами «занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту с толком, с пользой для других и себя» и пожеланием здоровья завершило мероприятие на высокой эмоциональной ноте. И поэтому еще долго обсуждалась студентами и членами жюри притча, рассказанная преподавателем И.Х. Чулпановой: «Однажды Сократа спросили: - Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава? - Великий мудрец ответил: - Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Бадертдинова Эльвира Мгатасимовна, преподаватель экономических дисциплин Нефтекамского машиностроительного колледжа, которой присуще стремление к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию, называет наличие творческой индивидуальности и профессионализма студентов самыми важными качествами, которые она хотела бы воспитать в них.

«Формирование профессиональной траектории преподавателя ... неразрывно связано с инновационным развитием учебного заведения и системы образования в целом», - из рецензии И.И. Суфияровой, кандидата физико-математических наук, доцента кафедры, заместителя директора филиала Уфимского государственного технического университета в г. Нефтекамске - на инновационную программу конкурсантки из города Нефтекамска, которая представила систему деятельности, охватывающую практически весь спектр функций современного преподавателя инновационного колледжа. Цель такой системы - подготовка высококвалифицированных специалистов нового поколения, востребованных современным рынком труда и мотивированных к профессиональной деятельности на основе опережающего обучения. Формирование профессиональной траектории преподавателя, по мнению конкурсантки, реализуется в виде инновационных подходов: преемственность задач - внедрение новых форм обучения, апробация и освоение инновационных педагогических и информационных технологий, руководство творческой рабочей группой преподавателей и повышение их квалификации, научно-исследовательская работа преподавателя и студентов. Озвучены результаты участия конкурсантки в Инновационной образовательной программе колледжа (2007-2012 гг.), вклад в осуществление всероссийского эксперимента по программе «Создание прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях СПО и ВПО по специальности Технология машиностроения» (2010-2014 гг.).

Анализируя результативность формирования и реализации профессиональной траектории преподавателя, конкурсантка отметила важное значение обратной связи с работодателями. Так, например, эффективное взаимодействие в составе творческих коллективов «Профессиональный работник завода - преподаватель колледжа - студент» способствует эффективным исследовательской работе и работе над комплексными курсовыми проектами. Учебно-методическое оснащение специальных дисциплин совершенствуется конкур-санткой с учетом запросов работодателей, что позволяет быстро реагировать на изменения

в сфере производства. При внедрении в педагогическую деятельность инновационных образовательных технологий и формировании содержания профессионального образования педагог учитывает содержание и характер будущей трудовой деятельности выпускников. Для повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов педагогом применяется формирование учебно-научных групп «профессиональный работник предприятия - преподаватель - студент»; в процессе обучения используются моделирование ситуаций, кейс-методы, компьютерные тесты учебных достижений (оценка текущей успеваемости студентов).

В профессионально-творческом развитии личности педагогом используется дидактическая многомерная технология, разработанная Лабораторией дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы (руководитель - доктор педагогических наук, канд.техн.н., профессор В.Э. Штейберг).

К 2 Проблемное поле

К8 Результат

К7 Разработки

К6 Обучение участников

Освоение методологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) и элементов дидактического дизайна начинается уже на первом курсе и продолжается при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. При этом внедрение ЛСМ в учебный процесс не может быть быстрым во времени, требует больших усилий, терпения и вдумчивости как от преподавателей, так и студентов. Кроме того, освоение технологии ЛСМ не является самоцелью, они позволяют достигать учебно-развивающие и воспитательные цели профессионального обучения. Составление ЛСМ проводится не только традиционным способом, но и на ПК с помощью различных автоматизированных программ и технологий. Эффективность ЛСМ и дидактического дизайна как новой дидактической технологии приводит к активизации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей; расширению информационного поля обучения; повышению информационной культуры, что и было продемонстрировано конкурсантом на внеклассном мероприятии по теме «Ипотека - инструмент решения жилищной проблемы...?!».

Не зря конкурсант Э.М. Бадертдинова называет в качестве своего любимого афоризма-девиза «Через тернии - к звездам, через трудности - к высокой цели!», ведь «преподаватели на все времена» для нее - это Тимергази Арсланович Г алиев - директор Уфимского филиала УрО РАН, доктор экономических наук, профессор,; Радус Ядитович Ахметшин -директор Нефтекамского машиностроительного колледжа, Заслуженный работник образования РБ, Почетный работник СПО РФ, кандидат педагогических наук; Рашит Сабирьяно-

вич Камильянов - преподаватель физики и математики Нефтекамского машиностроительного колледжа, Почетный работник СПО РФ.

Распределение выпускников учебных заведений; зарегистрированных в качестве безработных по городу Уфе на 31 декабря 2010 года

Всего выпускников - 4 79 человек

Выпускники ВУЗ о б 238 чел., 49,7 %

Выпускники ПУ и ПЛ 35 чел.,

7,3 %

..Выпускники ССУЗое 206 чел., 43,0%

Александр Сергеевич, Кравчук преподаватель юридических дисциплин Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа, с помощью своего мероприятия «Выгодно ли быть молодым специалистом сегодня?» осветил актуальную для выпускников СПО проблему. Построение мероприятия в виде учебной модели трудоустройства с использованием анализа проблемных ситуаций и приемов кейс-технологий позволило представить пошаговый алгоритм действий молодого специалиста по трудоустройству на работу: юридическая шпаргалка «Где найти работу», юридическая шпаргалка «Самопре-зентация», юридическая шпаргалка «Правовые гарантии», юридическая шпаргалка «Собеседование», юридическая шпаргалка «Заключение трудового договора».

А.С. Кравчук начал представление своего опыта инновационной деятельности стихами:

Я педагог, мое призвание Учить детей и просвещать,

Давать багаж бесценных знаний,

Любить, щадить и понимать!

И для знакомства пару строчек:

Я расскажу Вам о себе.

Преподаю я долго очень,

Но благодарен я судьбе.

И хоть родился на Алтае И встретил там любовь свою,

Юристом стал в Башкортостане,

За что его благодарю!

За повседневный скромный труд Есть благодарность, грамоты и звание,

Но радости они мне не дают:

Учить детей - мое призвание!

«Профессия преподавателя, которую я выбрал, одна из самых важных и трудных. Моя профессия приносит мне радость и удовлетворение. Не все и не сразу у меня получалось, порою нужно было заставлять себя мыслить, раздумывать, делать, но опыт приходит со временем... начинал с дидактических карточек, написанных от руки, с показа диафильмов, с классической формы проведения урока, затем было внедрение в учебный процесс информационных технологий, педагогики сотрудничества, изучения опыта педагогов-новаторов, проведение уроков в нетрадиционной форме. И если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы научить ученика учиться, то сейчас нам нужно сделать так, чтобы ему захотелось учиться. Я работал по многим инновационным направлениям и сделал вывод, что опыт других, даже самых великих педагогов, нельзя скопировать, можно быть только его последователем. Чтобы понять современных студентов необходимо действовать вместе с ними, ориентироваться на их интересы». Представленная концепция педагога осуществилась в деятельности учебной фирмы «Фемида», девиз которой - «Делать познавая». В процессе учебно-исследовательской работы (проектной, групповой) сформированной студенческой команды единомышленников создана учебная модель предприятия, имитирующая деятельность студентов в современных условиях: прием и консультирование граждан по юридическим вопросам, правовые акции, учебная практика, научнопрактические конференции, круглые столы, семинары, детективное агентство, служба трудоустройства.

Как защитить свои права

Можно устно разъяснить свои законные требования, предъявить письменную претензию

Разъяснит права, даст совет, поможет составить документы, может защищать в суде

Можете доОиться полного возмещения убытков, морального вреда

В суд можно обращаться:

- по месту жительства,

- по месту нахождения ответчика,

- по месту заключения или месту исполнения договора

Можно получить консультацию юриста, защиту в суде, независимую экспертизу

ООщество

потребителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■J

Отдел защиты \ прав потребителей в 1 местной j

администрации /\

Можно получить совет, помогут составить исковое заявление в суд и др.

/ Федеральная служба по \

| надшру в сфере защиты \ I прав потребителей и }

\ благополучия человека А

Если Вас обманули в магазине или плохо накормили в столовой, то проверят Вашу жалобу и заставят возместить ущерб

Организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение их обращений, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы

Студентами - участниками фирмы спроектирован сайт в социальной сети «Контакт», где проводятся консультации on-line; в фирме студенты проходят учебную практику по специальности. Под эгидой учебной фирмы в колледже ежегодно проходит научнопрактическая конференция «Мы - будущее правового государства», где студенты выявляют

137

пробелы и казусы в российском законодательстве, вскрывают и анализирует правовые проблемы, занимаются научно-исследовательской деятельностью. В конференции участвуют юристы-практики; также проводятся круглые столы, на которых обсуждаются актуальные правовые вопросы и применение норм законов на практике.

Одно из новых направлений в структуре «Фемиды» - детективное агентство, в котором студенты могут, пробуя себя в роли детективов и журналистов, проводить детективные расследования - «Честный продукт», «Как защитить свои права потребителю» и др.; организовывать правовые акции на территории колледжа и за ее пределами - «Узнай размер своей будущей пенсии», «Знаешь ли ты свои права, подросток?», «Откройте, милиция, или Что делать, если вас задержали» и другие.

Татьяна Александровна Тиханова, преподаватель Туймазинского государственного юридического колледжа, считает, что «ценностям нельзя научить, их нужно проживать» (это один из ее любимых афоризмов). Выражая благодарность «преподавателям на все времена» - Роману Григорьевичу Хазанкину, Анатолию Михайловичу Никитину, Земфире Ша-рифьяновне Халфиной, конкурсантка стремится привить своим студентам такие качества, как порядочность, профессионализм, ответственность, целеустремленность.

Представляя инновационный опыт своей деятельности, названный ею «Уча - учусь», считает главной целью использования инновационных технологий - «сущность обучения -подготовка человека к жизни в меняющемся мире, она заключается в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию». Применяя педагогические технологии (как один из видов человековедческих технологий), базирующиеся на психодидактике, социальной психологии, кибернетике, управлении и менеджменте, конкурсантка считает:

- цель информационно-коммуникативных технологий - подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации; обязательное условие при этом - ориентация на формирование системы знаний, прочное запоминание и свободное оперирование ими;

: Телеконференции с возможностями анимации, математического моделирования, видео материала

- цель развивающих проблемно-поисковых технологий - подготовка специалиста, способного мыслить проблемно (видеть, формулировать проблемы), находить способы и средства для решения; данные технологии необходимо ориентировать на формирование и развитие проблемного мышления, творческой активности;

- цель деятельностных технологий - подготовка профессионала-специалиста, обладающего запасом умений, необходимых для квалифицированного решения профессиональных задач; элементами технологии являются анализ производственных ситуаций; решение ситуативных производственных задач; деловые игры; «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах); моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; контекстное обучение;

- цель личностно-ориентированных технологий - формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность; элементы технологии - соотношение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней, а также соответствующая организация учебного процесса; соотношение обязательных и элективных курсов - в пользу вторых и соответствующая организация учебного процесса; индивидуализация обучения - более свободный выбор тем, работ, курсов (работа по индивидуальным планам в собственном темпе) и программированное обучение; учебно-исследовательская работа, организованная так, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы и использовании информационных технологий для решения намеченных задач.

По мнению конкурсантки, популярные в последние годы педагогические технологии не столь уж новы - передовое часто сохраняет в себе многие элементы традиционного. Умелое сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в образовании поможет достичь желаемого результата, что успешно продемонстрировано педагогом на мероприятии по дисциплине «Дискретная математика», тема которого - «Задача Келли о строительстве сети дорог минимальной стоимости». Изложив перед студентами задачу: «имеется п городов, известна стоимость строительства дорог между парами городов; необходимо построить сеть дорог минимальной стоимости так, чтобы связать все имеющиеся города дорогами», - преподаватель предложила алгоритмы и правила решения поставленной проблемы. Студентам предоставлена возможность на время стать руководителями организаций, занимающихся строительством газопровода между населенными пунктами Уфимского района Республики Башкортостан. Таким образом, Т.А. Тиханова успешно продемонстрировала применение алгоритмов дискретной математики, имеющих приложение не только в программировании, химии, физики, но и в социологии и экономике. Задачи привития интереса к математике, активного и деятельного отношения к жизни, логического мышления реализованы полностью. И завершающие слова педагога: «Ничто так глубоко и надолго не остается в памяти человека, как то, что приобретено усилием мысли» (Л.Н. Толстой) - подтверждают следование четкой и правильно построенной педагогической системе конкурсантки.

Республиканский конкурс «Лучший преподаватель года» в системе учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан является одной из площадок, где педагоги демонстрируют накопленный опыт, способность и умения решать нестандартные ситуации, творческий потенциал, а самое важное - преданность учебному заведению и своей профессии. Мы надеемся, что такие конкурсы - «школа» профессионального становления специалиста, «школа» передового педагогического опыта, «школа» общения единомышленников, соратников. Главная цель таких «школ» - формирование конкурентоспособного специалиста, востребованного экономикой современной России, ее регионов, но, главное, наша общая задача - открывать новые имена талантливых и влюбленных в свое дело педагогов, труд которых явится образцом для педагогического сообщества России и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.