Научная статья на тему 'Модернизация социально-экономической инфраструктуры Краснодарского края'

Модернизация социально-экономической инфраструктуры Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин А. А.

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы формирования эффективной региональной социально-экономической инфраструктуры в условиях развивающегося кризиса. Важное место отводится проблеме расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Предлагается модель управления финансированием инфраструктурных проектов на основе частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация социально-экономической инфраструктуры Краснодарского края»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

А.А. ЗАБЕЛИН,

преподаватель кафедры экономики и права, ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма»,

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы формирования эффективной региональной социально-экономической инфраструктуры в условиях развивающегося кризиса. Важное место отводится проблеме расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Предлагается модель управления финансированием инфраструктурных проектов на основе частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономическая инфраструктура, модернизация региональной экономики, финансирование инфраструктурных проектов.

Коды классификатора JEL: R11, R12.

Модернизация экономики Российской Федерации и ее регионов в последнее время приобрела важнейшее значение. Без модернизации у страны нет будущего. Руководство государства обозначило пять приоритетных направлений развития российской экономики — энергоэфективность и создание новых видов топлива, развитие ядерной энергетики, информационных и космических технологий, здравоохранения [4]. Однако развитие и модернизация инфраструктуры имеет не менее важное значение для успешного и стабильного развития государства, чем обозначенные приоритеты.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на рост эффективности единой хозяйственной системы региона и страны в целом. Региональная социально-экономическая инфраструктура, будучи взаимосвязанной с федеральной инфраструктурой, нуждается в системном развитии с учетом национальных и региональных интересов. Инфраструктура региона должна отвечать новым условиям рыночных отношений, обеспечивать согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий, что в конечном итоге позволит модернизировать данную сферу.

Сам термин «инфраструктура», как известно, появился в экономической литературе на рубеже сороковых годов прошлого века для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство. Такая трактовка уже давно не отображает всю полноту рассматриваемой категории, под которой в настоящее время преимущественно понимается специфическая система взаимосвязанных институтов, целевой функцией которой является создание общих условий для функционирования экономических субъектов. Речь преимущественно идет о создании комплекса производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологической и информационной инфраструктур. В соответствии с этим определением отдельно различают производственную и социальную инфраструктуры.

Под производственной инфраструктурой понимается комплекс сооружений, ориентированных на удовлетворение производственных потребностей отраслей и предприятий, размещающихся на региональной территории. Это транспорт, связь, сооружения (дороги, подъездные пути, мосты, водохранилища, порты, грузовые терминалы, аэродромы и др.), передаточные устройства (линии электропередач, кабельные линии, трубопроводы и др.), системы энергообеспечения (системы водоснабжения, теплоснабжения, теплоэлектростанции, трансформаторные подстанции) и т.п.

Под социальной инфраструктурой понимаются отрасли, нацеленные на обеспечение потребностей населения региона. К ним относятся отрасли здравоохранения, образования, науки, объекты культуры и отдыха, коммунальное хозяйство, социальные объекты и прочее. Стоит уточнить, что некоторые объекты одновременно могут относиться как к производственной, так и социальной инфраструктуре.

Опережающее развитие инфраструктуры и наличие свободных мощностей благоприятствуют появлению новых предприятий в регионе, что приводит к развитию региональной социальноэкономической системы. Также степень развития экономической инфраструктуры региона влияет на конкурентоспособность размещенного производства.

При этом на возведение объектов инфраструктуры уходят значительные средства, необходимые для создания нового предприятия. В связи с этим объем требуемых инвестиций, при создании нового производства, может в значительной степени варьироваться по регионам и территории. А получаемый эффект при эксплуатации всех инфраструктурных объектов может стать новой базой для дальнейшего развития промышленной структуры экономической системы региона.

© А.А.Забелин, 2009

При всех положительных сторонах создания и развития инфраструктуры региона, основная проблема связана с высокой капиталоемкостью инфраструктурных объектов. При этом значительная часть инфраструктурных сооружений, в частности объектов социальной инфраструктуры, могут являться убыточными. А объекты производственной инфраструктуры могут продолжительное время не выходить на уровень окупаемости, особенно в период до вступления в эксплуатацию основных производственных мощностей, построенных на рассматриваемых инфраструктурных сооружениях.

В связи с этим особой задачей модернизации и развития социально-экономической инфраструктуры региона является поиск источников финансирования строительства и функционирования объектов инфраструктуры. Как показывает мировой опыт финансирования строительства инфраструктурных сооружений, без привлечения средств частных инвесторов здесь не обойтись. Ярким примером этого может являться зимняя олимпиада, которая должна состояться в городе Сочи в 2014 году.

Бюджет подготовки к олимпиаде в начале 2008 г. был установлен и утвержден правительством в размере 314 млрд руб. Из 314 млрд руб. планировалось, что 155,8 млрд руб. будет потрачено государством. Однако впоследствии бюджет, выделяемый государством на финансирование строительства олимпийской инфраструктуры, был значительно уменьшен. И уже в конце июля 2009 г. руководством правительства было подписано постановление о внесение в капитал «Олимпстроя» 98,7 млрд руб. в течение 2010-2014 гг. За этим снижением последовало и изменение объема запланированных работ.

Существенным фактом в программе финансирования инфраструктурных объектов для проведения олимпиады является и то, что даже без учета объектов в промышленности стройматериалов, которые явно ориентированы на строительство олимпийских объектов, стоимость проектов, связанных с подготовкой и проведением Олимпиады 2014 года, составляет порядка 640 млрд руб. Данная цифра значительно превышает запланированные потребности в финансовых ресурсах.

Большинство инфраструктурных проектов, связанных с Олимпиадой-2014, носят инженернотранспортный характер. При планировании бюджета подготовки к олимпиаде в 2008 г., доля инвестиций, направляемых на развитие данного направления, составляла порядка 47,4%, однако, к концу 2009 года цифра упала до 17,7% [1].

Значительное падение в первую очередь вызвано отменой или заморозкой крупных проектов, например строительства скоростного пассажирского движения по направлению «Центр-Юг», сокращавшего следование пассажирских поездов из Москвы в Адлер до 15 часов.

Подобно проекту строительства скоростного железнодорожного сообщения также были заморожены проекты по развитию и реконструкции аэровокзальных комплексов. На фоне этого неизвестной остается судьба грандиозного проекта по строительству «Южного хаба», который мог значительно изменить сложившуюся ситуацию на Южном рынке воздушных перевозок.

Уменьшению расходных статей подверглась и портовая инфраструктура предстоящей олимпиады. Так на сегодняшний день вместо двух грузовых портов планируется строительство только одного мощностью 5 млн тонн грузов в год в Имеретинской бухте. Также приостановился проект создания порта на Камышеватской косе в районе Ейска мощностью 18 млн тонн грузов в год.

Данные тенденции, в конечном итоге, сказываются не только на подготовке к Олимпиаде-2014, но и в целом на производственном и социальном потенциале Краснодарского края и всего Южного Федерального округа. В табл. 1 приведена информация об инвестициях в основной капитал по видам экономической деятельности, проведенных в Краснодарском крае в 2008-2009гг.

В 2009 году, за период январь-сентябрь, общий объем инвестиций был увеличен на 16,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и возрос на 20653 млн руб. Основным подтверждением вышесказанного, на фоне подготовки к Олимпиаде-2014, является увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру и связь; производство и распределение электроэнергии, газа и воды. За рассматриваемый период инвестиции в транспортную инфраструктуру увеличились более чем на 25 млрд руб. Инвестиции в производство и распределение электроэнергии, воды и газа увеличились более чем на 7,5 млрд руб. Инвестиции в сферу обрабатывающего производства возросли на 646,8 млн руб., в строительство на 450,0 млн руб., в отрасли финансов на 26,3 млн руб.

Однако появилась и негативная динамика показателей инвестиций по всем остальным отраслям экономической деятельности. Значительное снижение инвестиций произошло по наиболее важным для Краснодарского края отраслям:

♦ здравоохранение — снижение инвестиций на 31,4% (2769,1 млн руб.);

♦ образование — снижение на 22,3% (469,0 млн руб.);

♦ сельское хозяйство — снижение на 20,7% (2619,1 млн руб.).

Снижение инвестиционных показателей по данным отраслям, кроме уменьшения социальноэкономического потенциала региональной хозяйственной системы, также может повлечь качественное изменение уровня жизни населения Краснодарского края в перспективе и увеличение социальной напряженности в регионе.

При анализе строительства, в частности жилищного, в 2009 г. наблюдалась тенденция к снижению к снижению объема вводимых площадей. В 2009 г. организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками было построено 3394,4 тыс. м2 общей площади жилых домов, что составило 86,2% от показателей 2008 года.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Первоисточником проблем, вызывающих сокращение финансирования инфраструктурных проектов, является недостаточность инвестиционных ресурсов и экономические особенности инфраструктурных объектов. Множество проектов имеют долгие периоды окупаемости и требуют значительных вложений, что и объясняет трудности в привлечении инвесторов. Подобные объекты, как правило, финансируются государственными средствами различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), но при этом государственные средства ограничены, а доступные возможности по привлечению заемных средств не являются эффективными.

Помимо управленческих инструментов, способствующих перераспределению ресурсов, направляемых на финансирование отдельных отраслей хозяйственной системы региона, эффективными могут стать управленческие решения в области внедрения новых источников финансирования.

Финансовые ресурсы региона — это денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.

Финансовые ресурсы региона можно разделить на пять составных групп. Первой группой являются ресурсы бюджетов всех уровней. Финансы этой группы расходуются на финансирование региональной экономики, социальной сферы, обеспечении основных объектов и проектов развития региональной территории. Ко второй группе можно отнести ресурсы субъектов хозяйствования, использующиеся на финансирование оборотных средств и капиталовложений, обеспечение функционирования социальных объектов, состоящих на балансе соответствующих хозяйствующих субъектов, а также для финансирования наиболее привлекательных инвестиционных проектов, в том числе и инфраструктурного назначения. В третью группу можно выделить коммерческие кредиты, используемые, как правило, для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений. В четвертую группу — дотации, субвенции и прочие поступления из вышестоящих бюджетов, направляемые на покрытие дефицита территориальных бюджетов и средства целевого назначения. В пятую группу выделяются ресурсы внебюджетных фондов, источниками формирования которых служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и т.д. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2008-2009гг. (январь-сентябрь). Краснодарский край*

Использовано, млн руб. 2009 г. в % к январю-сентябрю 2008г. В % к общему объему инвестиций

2008 2009 2008 2009

Инвестиции в основной капитал 122934,8 143587,9 116,8 100,0 100,0

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12652,2 10033,2 79,3 11,2 7,0

рыболовство, рыбоводство 15,5 5,8 37,3 0,0 0,0

добыча полезных ископаемых 1929,3 1097,8 56,9 1,8 0,8

обрабатывающие производства 13762,6 14409,4 104,7 12,1 10,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5893,7 13555,4 230,0 3,5 9,4

строительство 7499,3 7949,3 106,0 5,2 5,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11066,9 6828,3 61,7 6,7 4,8

гостиницы и рестораны 890,7 537,1 60,3 0,8 0,4

транспорт и связь 33781,0 58947,8 174,5 28,6 41,1

финансовая деятельность 5,0 1079,8 102,5 1,0 0,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 15297,4 13507,6 88,3 12,7 9,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2342,8 2178,8 93,0 2,1 1,5

образование 2124,5 1655,0 77,9 1,9 1,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг 9108,9 6339,8 69,6 7,7 4,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5534,8 5462,8 98,7 4,7 3,8

* таблица составлена автором на основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (www.krsdstat.ru).

Следовательно, для финансирования инфраструктурных проектов, имеющих долгие периоды окупаемости, целесообразно учредить региональный внебюджетный фонд целевого назначения. Ресурсы данного фонда будут направляться на строительство объектов инфраструктуры. При этом целесообразно расходы фонда разделить на финансирование объектов производственной и социальной инфраструктуры. Поступления в фонд будут формироваться за счет специальных отчислений, а также доходов, полученных от эксплуатации уже возведенных объектов инфраструктуры. Для работы данного фонда целесообразно организовать особые принципы управления.

Еще одним вариантом финансирования инфраструктурных проектов региональными органами власти могут стать заемные средства. Однако для финансирования долгосрочных и дорогостоящих проектов применение стандартных инструментов не является возможным и эффективным. Так, привлечение коммерческого кредита имеет ограниченные сроки привлечения, а стоимость обслуживания и погашения такого кредита, в большинстве случаев, превышают экономическую целесообразность возведения объекта.

Вместо коммерческого кредита может рассматриваться эмиссия долговых финансовых бумаг — субфедеральных облигаций. В контексте финансирования инвестиционных программ региона, облигационные займы являются более выгодными вследствие своей стоимости и продолжительности. Однако даже облигационные займы не всегда применимы, когда речь идет об инфраструктурных проектах с продолжительными периодами окупаемости.

Выходом из сложившейся ситуации могут стать новые инструменты фондового рынка — инфраструктурные облигации. Инфраструктурные облигации привлекают растущий интерес у крупных финансовых институтов во всем мире. Так, например, государства — участники АСЕАН+3 создали специальную рабочую группу для выработки рекомендаций по необходимым законодательным изменениям для обеспечения возможности выпускать инфраструктурные облигации в странах-членах [2]. В России Федеральная служба по финансовым рынкам уже разработала концепцию Федерального закона «Об инфраструктурных облигациях».

В мировой практике инфраструктурные облигации, в зависимости от типа эмитента и обеспечения по выпуску, делятся на три группы:

❖ проектные облигации (project bonds);

❖ облигации, обеспеченные поступлениями (revenue bonds);

❖ облигации с общим обязательством (general obligations bonds).

Проектные облигации — это ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры (строящийся или уже построенный). Выплаты осуществляются за счет поступлений от объекта инфраструктуры, чьи эмиссионные документы содержат договор, позволяющий владельцам облигаций контролировать обстоятельства, которые существенно влияют на денежный поток финансируемого проекта. При этом компания создается в рамках как сугубо частных проектов, так и проектов частно-государственного партнерства. При этом государственные органы власти принимают на себя лишь часть кредитных рисков в отношении инфраструктурного объекта.

Облигации, обеспеченные поступлениями — это облигации, эмитируемые публичноправовыми образованиями (государственными, региональными или муниципальными). Обеспечением по таким облигациям выступают поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и др.). При этом, как правило, имущество публичного образования не выступает в качестве обеспечения по эмитируемым бумагам. Основным преимуществом для инвесторов в данный тип облигаций является налоговый нейтралитет. В этом случае доходы, поступающие от использования инфраструктурного объекта, не облагаются налогами, причем как на федеральном, так и на местном уровне. Благодаря этому снижается стоимость привлечения денежных средств и увеличение потенциальных доходов.

Облигации с общим обязательством эмитента являются расширенной версией облигаций, обеспеченных поступлением. По облигациям с общим обязательством обеспечением также выступает доход от эксплуатации объекта инвестирования, но при этом, для осуществления платежей по данным облигациям также может использоваться и другое имущество эмитента (например, налоговые поступления регионального бюджета). Как правило, облигации с общим обязательством эмитента выпускаются в случае финансирования крупных дорогостоящих проектов в течение длительного промежутка времени.

Эмиссии подобных ценных бумаг региональными властями помогут решить множество проблем, связанных с прямым привлечением инвесторов для финансирования инфраструктурных проектов. Однако разработка программ по финансированию инфраструктурных проектов с помощью инфраструктурных долговых обязательств и внебюджетных фондов целевого назначения требуют от региональных властей особого управленческого подхода. Инструментом, позволяющим качественно усовершенствовать инвестиционные процессы и финансирование инфраструктурных проектов на региональном уровне, может стать система управления финансированием инфраструктурных проектов [3].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Рис. 1. Структура системы управления финансированием инфраструктурных проектов (составлена автором).

Структура системы управления финансированием инфраструктурных проектов представлена на рис. 1. Отделом формирования инвестиционной программы реализуется комплекс мер по разработке и подготовке инвестиционной адресной программы инфраструктурных объектов. Отделом финансового планирования организуется работа по отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов и разработки плана их финансирования. При этом учитываются потенциал регионального бюджета по возможностям привлечения заемных средств и доходы регионального внебюджетного фонда целевого назначения, средства которого предназначены для инвестирования в инфраструктурные проекты.

Отделом финансирования инвестиционной программы осуществляется комплекс мер по подготовке документов и организации эмиссии ценных бумаг. Данным отделом определяются наиболее приемлемые сроки и периоды привлечения заимствований, а также направляются средства на финансирование проектов инвестиционной программы из внебюджетного фонда целевого назначения, а также привлеченные в ходе эмиссии ценных бумаг. Отделом контроля осуществляется мониторинг эффективности и целенаправленности использования финансовых ресурсов, направленных отделом финансирования на обеспечение инвестиционной программы.

Подобная система, внедренная на региональном уровне в процесс финансирования инфраструктурных проектов, позволит не только создать благоприятный инвестиционный климат в регионе, но и вывести на качественно новый уровень инвестиционные процессы, проводимые в регионе. Данная схема управления позволит значительно расширить возможности модернизации социальноэкономического развития региональной хозяйственной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсукова А., Кисин С., Козлов В. «Олимпийский эффект» легко замерить // Эксперт-Юг. 2009. № 34-35.

2. Батуева А. Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями // Рынок ценных бумаг. 2009. № 9-10.

3. Глазков С., Мещеряков И. Инвестиционно-заемная система муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2007. № 1.

4. Медведев Д. Россия, вперед! (http://www.kremlin.ru/news/5413}.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.