Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов'

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / INVESTMENT POTENTIAL / PRIORITY NATIONAL PROJECT / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT CLIMATE / FINANCIAL RESOURCES / FIXED CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С. А.

Осуществлен анализ инвестиционной деятельности в Чеченской Республике за счет финансирования приоритетных национальных проектов определены пути решения проблем их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investment potential of the Chechen Republic in the aspect................. of the priority national projects

The investment activity of the Chechen Republic for the funding of priority national projects is analyzed in this work. The difficulties of the project realization and ways its solutions are determined.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал Чеченской Республики в аспекте приоритетных национальных проектов»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ1

С.А. КУРБАНОВ,

аспирант,

кафедра региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б. Садовая, д. 69

Осуществлен анализ инвестиционной деятельности в Чеченской Республике за счет финансирования приоритетных национальных проектов определены пути решения проблем их реализации.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал; приоритетный национальный проект; инвестиционная активность; инвестиционный климат; финансовые средства; основной капитал.

The investment activity of the Chechen Republic for the funding of priority national projects is analyzed in this work. The difficulties of the project realization and ways its solutions are determined.

Keywords: investment potential; priority national project; investment activity; investment climate; financial resources; fixed capital.

Коды классификатора JEL: G24, R42.

Одним из важнейших условий осуществления задач обеспечения ускоренного экономического роста, создания нормальных условий жизни, роста благосостояния и качества жизни всех слоев населения органами государственной власти Чеченской Республики является развитие инвестиционной деятельности на территории республики, в том числе — за счет финансирования приоритетных национальных проектов.

Анализ инвестиционной деятельности Чеченской Республики по итогам 9 месяцев 2009 года показывает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение инвестиционной активности, в основном, за счет сокращения ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» [2].

За 9 месяцев 2009 г. объем инвестиций за счет средств федерального бюджета составил, по данным Минэкономразвития ЧР, — 9 211,3 млн руб., что составляет 37,5% к прошлогоднему уровню. Общий объем выполненных работ за счет республиканского бюджета составил — 1 635,4 млн руб., что на 29% ниже прошлогоднего уровня за аналогичный период.

Предприятия — естественные монополии — инвестировали за счет собственных средств 904,9 млн руб., что на 308,5 млн руб., или на 25,4%, меньше, чем за 9 месяцев 2008 г.

1 Статья выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

© С.А. Курбанов, 2010

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал, млн руб.

№ п/п Источник финансирования 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Темп роста, %

1. Собственные средства предприятий 1 213,4 904,9 74,6

2. Привлеченные средства, всего в том числе: 39 417,0 17 185,0 43,6

1) кредиты банков 10 600,0 3 044,0 28,7

2) заемные средства других организаций - - -

3) бюджетные средства, в том числе 26 854,6 10 846,7 40,4

— федерального бюджета 24 557,4 9 211,3 37,5

— бюджета ЧР 2 297,2 1 635,4 71,2

4) средства внебюджетных фондов - -

5) прочие внебюджетные средства 2 190,8 3 294,3 150,4

ИТОГО: 40 858,8 18 089,9 44,3

Таблица 2

Объем инвестиций в основной капитал за счет средств субъектов малого предпринимательства по сферам деятельности [2]

Наименование показателей Количество проектов, шт. За 9 месяцев 2009 года, млн руб.

Жилищное строительство 455 2952,1

Реализация нефтепродуктов 5 12,8

Торговля и общепит 31 266,6

Сельское хозяйство 8 22,9

Бытовое обслуживание населения 6 39,9

ИТОГО 505 3294,3

Как видно из таблицы 2, основные проекты финансировались малым бизнесов в сфере жилищного строительства и торговли (общепита), однако доля малого бизнеса как источника финансирования инвестиционных проектов остается малой — 18% от общей суммы финансирования, однако впечатляют темпы роста этого источника — 150% от уровня 2008 года.

Реализация приоритетных национальных проектов в области образования, жилья, здоровья и обеспечения развития АПК имеет первостепенное значение для развития восстанавливаемой экономики Чеченской Республики и формирования инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвестиций.

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике на 2008 год составил 1 206,4 млн рублей (табл. 3).

Как следует из таблицы 3, финансирование в рамках федерального бюджета было выполнено практически в полном размере, а по отдельным статьям, в частности — здоровье, выделение средств превысило запланированную цифру.

Общая сумма финансовых средств по этим статьям составила:

• из федерального бюджета 941,3 млн руб.;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

• из республиканского бюджета — в объеме 265,1 млн руб.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 год на сумму 1 258,5 млн руб., в том числе:

• из федерального бюджета — 1 007,4 млн руб.;

• из республиканского бюджета — 251,1 млн руб.

Таблица 3

Объем финансирования мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике за 2008 г. [1]

Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет

План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана План на 2008 г. Факт за 2008 г. % от плана

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Образование 307,4 308,5 100 18,6 18,6 100

Здоровье 492,7 558,7 113 00,0 00,0 00,00

Жилье 141,2 140,2 99 246,5 232,5 94

ИТОГО: 941,3 1 007,4 107 265,1 251,1 94

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 326,08 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета 307,47 млн руб.;

• из республиканского бюджета 18,61 млн руб.

На мероприятия по стимулированию общеобразовательных учреждений [4, 7], активно внедряющих инновационные образовательные программы, всего для 56 школ выделено 52,5 млн руб., в том числе:

• из средств федерального бюджета — 51,0 млн руб. (51 школа по 1 млн руб.);

• из средств республиканского бюджета — 1,5 млн руб. (5 школ по 300 тыс. руб.).

Данные средства перечислены на счета образовательных учреждений и на сегодняшний день израсходованы в полном объеме.

По направлению «Поддержка талантливой молодежи» 34 человека получили премии:

• из средств федерального бюджета — 0,510 млн руб. (17 представителей талантливой молодежи по 30 тыс. руб.);

• из средств республиканского бюджета 0,510 млн руб. (17 представителей талантливой молодежи по 30 тыс. руб.).

По направлению «Поощрение лучших учителей» выделено в 2008 году 17,3 млн руб. на 179 учителей, в том числе:

• из средств федерального бюджета — 16, 7 млн руб. (167 учителей по 100 тыс. руб.);

• из средств республиканского бюджета 0,600 млн руб. (12 учителей по 50 тыс. руб.).

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах»:

• на выплату дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям общеобразовательных учреждений Чеченской Республики в федеральном бюджете на 2008 г. всего было предусмотрено — 147,2 млн руб., из которых на отчетную дату освоено — 143,2 млн руб.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» и «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий», из бюджета республики выделено 10,0 млн руб. На данные средства в образовательные учреждения Чеченской Республики поставлено 370 единиц компьютеров.

Трудности реализации проекта «Образование»:

❖ нехватка компьютерной техники в школах. В среднем на 43 учащихся приходится 1 компьютер;

❖ устаревшая база компьютерной техники. Необходимо провести переоснащение 80% компьютерных классов на более мощную и современную технику;

❖ отсутствие подготовленных, квалифицированных работников, владеющих информационными технологиями;

❖ нехватка лабораторий для проведения практических занятий по химии, физике и биологии.

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 492,715 млн рублей [6]. Фактически освоено за отчетный период средств по всем мероприятиям средств на сумму 558,737 млн руб. Чеченской Республике на 2008 г. выделено 1 263 квот на оказание высокотехнологичной медпомощи. Число получивших медицинскую помощь за отчетный период составило 3 278 больных.

В 2008 г. реализация основных программных мероприятий проекта была сопряжена с общими для всей отрасли республиканского здравоохранения проблемами:

❖ дефицит врачебных кадров в участковой сети — участковых терапевтов и педиатров, нехватка узких специалистов — неврологов, эндокринологов, окулистов, что затрудняло проведение диспансеризации работающих граждан республики по дополнительным программам;

❖ обеспеченность врачами по республике в 2 раза ниже, чем по России, и составляет 26,4 человек на 10 тыс. населения, для решения данной проблемы необходимо увеличить ежегодные квоты поступающих:

— медицинские вузы Российской Федерации со 100 чел. до 200 чел.;

— рдинатуру и аспирантуру с 30 чел. до 70 чел.

— предоставление дополнительных социальных гарантий для выпускников медицинских вузов, в том числе и строительство жилья медицинским работникам;

❖ низкая укомплектованность лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием: ИФА-лабораториями, передвижными флюорографами и маммографами. Минздрав Чеченской Республики неоднократно обращался и в Федеральный центр, и в Правительство Чеченской Республики с просьбой выделить финансовые средства для закупки передвижных флюорографов и маммографов, однако вопрос не решен;

❖ предоставляемые квоты на получение высокотехнологичной помощи в клиниках России удовлетворяют только 30% от общей потребности. Для удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медпомощи целесообразно увеличить выделяемые квоты до 5000 человек.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

Плановый объем финансовых средств, определенных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное жилье» в Чеченской Республике на 2008 год, составил 387,9 млн рублей, в том числе:

♦ из федерального бюджета в размере 141,293 млн руб.;

♦ из республиканского бюджета в объеме 246,649 млн руб.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 2008 г. на сумму 372,797 млн руб., в том числе:

■ из федерального бюджета 140,230 млн руб.;

■ республиканского бюджета 232,567 млн руб.

Трудности реализации проекта:

♦ учитывая ежеквартальное увеличение норматива стоимости 1 кв м жилья, выделенных денежных средств недостаточно для предоставления субсидий молодым семьям в соответствии с требованиями программы (не менее 40% от стоимости жилья);

♦ невыполнение государственным заказчиком подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) своих обязательств по софинансирова-нию подпрограммы на основе показателей бюджетной обеспеченности для субъектов РФ;

♦ общее количество зарегистрированных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составляет 201 семью и продолжает увеличиваться. При сохранении среднегодового объема финансирования из бюджета РФ для выполнения государственных обязательств перед гражданами ЧР — участниками подпрограммы необходимо не менее 30 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения указанных проблем необходимо:

♦ обеспечить увеличение доли софинансирования из федерального бюджета подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с заявками Чеченской Республики;

♦ по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» изыскать возможность для выделения в 2009-2010 гг. не менее 100 сертификатов ежегодно.

Постановлением Правительства Чеченской Республики «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Чеченской Республике» создана республиканская комиссия [2]. На основе методических указаний и рекомендации Минсельхоза России Минсельхозпродом Чеченской республики подготовлен расчет потребности в финансовых средствах для реализации проекта в 20062007 гг., в сумме 2484, 6 млн руб., в том числе на 2006 г. — 1087, 5 млн руб. и на 2007 г. — 1397,1 млн руб.

В рамках реализации проекта и его основного направления ускоренного развития животноводства планируется модернизировать и технологически перевооружить 10 животноводческих комплексов, 40 ферм по разведению овец, лошадей и птицы, закупить племенной скот и овец, поставить современное технологическое оборудование и кормозаготовительную технику. Планируется развивать малые формы хозяйствования — крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подворья, создавать земельно-ипотечные кооперативы и коллективные предприятия по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции. Для развития хо-

зяйств населения выделено кредитов на сумму 102,1 млн рублей. В рамках программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 20072010 гг. сельское хозяйство названо приоритетным. До 2010 г. объемы производства продукции в отрасли во всех категориях хозяйств планируется увеличить в 5 раз.

Для сравнения приведем анализ выполнения национальных проектов в республике за 9 месяцев 2009 года

Плановый объем финансовых средств определенных на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской Республике на 2009 год составил 2 249,1 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета в размере 1 387,4 млн рублей,

• из республиканского бюджета в объеме 861,7 млн рублей.

Фактически освоено средств по всем мероприятиям за 9 месяцев 2009 года

1287,1 млн рублей.

Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009 год составил 693,4 млн рублей, в том числе:

• из федерального бюджета в размере 345,9 млн рублей;

• из республиканского бюджета в объеме 347,5 млн рублей.

Объем освоения за отчетный период составляет 186,7 млн руб. (табл. 4):

Таблица 4

Финансирование мероприятий приоритетных национальных проектов в Чеченской

Республике за 2008 и 2009 годы

— из федерального бюджета в размере 90,1 млн рублей;

— из республиканского бюджета в объеме 96,6 млн рублей.

Наименование Федеральный бюджет Республиканский бюджет

План на 2009 г. Факт за отчет. период % от плана План на 2008 г. Факт за отчетн. период % от плана

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Образование 183,9 128,2 70 135,5 87,4 64

Здоровье 595,1 357,2 60 0,00 0,00 0,00

Жилье 345,9 90,1 26 347,5 96,6 27

Развитие АПК 262,5 191,9 73 378,7 336,0 88

ИТОГО: 1 387,4 767,1 55 861,7 520,0 60

Как видно из проведенного анализа, объем и структура финансирования приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики отвечают задачам создания нормальных условий функционирования хозяйственного комплекса республики. В долгосрочной перспективе, особенно по разделам проектов «Жилье» и «АПК», экономический потенциал (капиталоемкость) этих направлений способен стать локомотивом подъема инвестиционного привлекательности Чеченской Республики при условии сохранения позитивных тенденций роста внебюджетных источников и стабильности финансирования программ из федерального бюджета.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)

ЛИТЕРАТУРА

1. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 2008 год.

2. Информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Чеченской Республики за 9 месяцев 2009 года.

3. Исраилов, А.И. Перспективы развития сельского хозяйства Чеченской республики / А.И. Исраилов // АПК: экономика, управление. — 2008. —№ 10. — С. 34

4. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг., от 6 июля 2004 г. № МФ-П11-9пр.

5. «О разработке программы социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2010 г.». Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 февраля 2005 г. № 12.

6. «О разработке схемы развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года». Постановление Правительства Чеченской Республики от 7 июня 2005 г. № 45.

7. «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2006 год и параметров прогноза на период до 2009 года». Письмо от 12 сентября 2005 г. № 14083-АШ/Д14.

8. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ в Чеченской Республике: Сборник Госкомстата России. — Грозный, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.