Научная статья на тему 'Развитие региональных рынков в условиях инновационного роста'

Развитие региональных рынков в условиях инновационного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ / THE FINANCIAL MARKET / INNOVATIVE SYSTEM / REGIONAL DEVELOPMENT / FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE BONDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курьянов Н. А.

В настоящее время финансирование инновационных процессов на региональном уровне осуществляется, в основном, за счет собственных средств предприятий, а также через целевые государственные программы. В то же время большинство участников инновационного процесса хотели бы в большей степени использовать возможности институтов финансового рынка по привлечению источников финансирования для осуществления инновационных проектов. Одним из перспективных направлений привлечения средств может явиться выпуск при реализации крупных инновационных проектов регионального уровня облигационных займов по типу инфраструктурных облигаций. При этом предлагается схема выпуска гарантированных инновационных облигаций путем инкорпорации ряда облигаций, каждая из которых представляет отдельный инновационный проект, в одну ценную бумагу, которая затем продается инвестору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the regional markets in the conditions of innovative growth

Now financing of innovative processes at regional level is carried out, basically, at the expense of own means of the enterprises, and also through target government programs. At the same time possibilities of institutes of the financial market on attraction of sources of financing for realisation of innovative projects would like in большей degree to use the majority of participants of innovative process. One of perspective directions of attraction of means release can be at realisation of large innovative projects of regional level of bonded loans infrastructural bonds. The scheme of release of the guaranteed innovative bonds by incorporation of some bonds thus is offered, each of which represents the separate innovative project, to one valuable paper which then is on sale to the investor.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных рынков в условиях инновационного роста»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА

КУРЬЯНОВ Н.А.,

соискатель,

Институт управления, бизнеса и права, e-mail:бn907@mail.ru

В настоящее время финансирование инновационных процессов на региональном уровне осуществляется, в основном, за счет собственных средств предприятий, а также через целевые государственные программы. В то же время большинство участников инновационного процесса хотели бы в большей степени использовать возможности институтов финансового рынка по привлечению источников финансирования для осуществления инновационных проектов. Одним из перспективных направлений привлечения средств может явиться выпуск при реализации крупных инновационных проектов регионального уровня облигационных займов по типу инфраструктурных облигаций. При этом предлагается схема выпуска гарантированных инновационных облигаций путем инкорпорации ряда облигаций, каждая из которых представляет отдельный инновационный проект, в одну ценную бумагу, которая затем продается инвестору.

Ключевые слова: финансовый рынок; инновационная система; региональное развитие; финансирование инновационной деятельности; инновационные облигации.

Now financing of innovative processes at regional level is carried out, basically, at the expense of own means of the enterprises, and also through target government programs. At the same time possibilities of institutes of the financial market on attraction of sources of financing for realisation of innovative projects would like in большей degree to use the majority of participants of innovative process. One of perspective directions of attraction of means release can be at realisation of large innovative projects of regional level of bonded loans infrastructural bonds. The scheme of release of the guaranteed innovative bonds by incorporation of some bonds thus is offered, each of which represents the separate innovative project, to one valuable paper which then is on sale to the investor.

Keywords: the financial market; innovative system; regional development; financing of innovative activity; innovative bonds.

Коды классификатора JEL: O31, R58.

В современных условиях развитие региональных инновационных систем является важнейшим фактором устойчивого экономического роста страны, основой формирования конкурентоспособной экономики. Поэтому в настоящее время центральной задачей является формирование и реализация механизмов активизации инвестиционных процессов в региональных инновационных системах [10, c. 18].

В настоящее время финансирование инновационных процессов на региональном уровне осуществляется, в основном, за счет собственных средств предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, а также через целевые государственные программы и деятельность ряда инновационных фондов, значительная часть средств которых также формируется из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время собственные источники предприятий продолжают оставаться главным источником финансирования инновационных разработок.

В то же время большинство участников инновационного процесса хотели бы в большей степени использовать возможности институтов финансового рынка по привлечению источников финансирования для осуществления инновационных проектов.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при финансировании инновационной деятельности на региональном уровне, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регио-

© Н.А. Курьянов, 2012

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА 161

нов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью [8, о 158].

Региональные приоритеты развития науки, техники и технологий формируются администрацией региона во взаимодействии с представителями научного комплекса, производства и общественности. Зафиксированные в документах региона приоритетные направления и критические технологии отвечают государственным и региональным потребностям [1, о 28]. Выделение приоритетов является основанием для финансовой поддержки научнотехнической деятельности за счет бюджетных средств, одной из важнейших форм которого является реализация региональных целевых программ поддержки инновационной деятельности.

Федеральный закон «О Федеральных целевых программах и программах регионального развития» устанавливает порядок разработки и реализации программ регионального развития и направлен на эффективное использование потенциальных возможностей регионов в целях их социального и экономического развития. В рамках данного законодательного акта определяется понятие региональной целевой программы как совокупности правовых, организационных, экономических, финансовых, социальных и иных мероприятий, направленных на развитие инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченных финансовыми и иными материальными средствами.

Тем не менее, несмотря на довольно активные меры, принимаемые административными органами, субъекты инновационной деятельности указывают на наличие комплекса основных внешних препятствий для развития инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная деятельность в большинстве российских регионов сдерживается, прежде всего, недостаточными финансовыми возможностями инноваторов — как с точки зрения наличия их собственных средств, так и с точки зрения недостаточной поддержки со стороны государства. Данное обстоятельство подвигает к поиску нетрадиционных для отечественной практики источников ее финансирования.

В этой связи необходимо использовать опыт развитых финансовых рынков, на которых вложения в инновационные проекты являются одним из популярных направлений банковского инвестирования. При том, что объемы подобных инвестиций не превышают 3-5% банковских активов, доходность вложений может существенно превышать доходность по кредитным сделкам [2]. В итоге, например, в ФРГ на долю банковского сектора уже в докризисные годы приходилось более 50% суммы вложений в венчурный бизнес [4, о 32].

При этом на ранних стадиях инновационного процесса для его финансирования используются гранты. На следующей стадии инновационного процесса, когда уже можно сформировать малое предприятие, имеющее целью коммерциализацию полученных результатов, источником финансирования становится участие стороннего инвестора в капитале предприятия. А банковское кредитование подключается, когда происходит переход к стадии быстрого роста малого инновационного бизнеса, когда уже есть готовые технологии, промышленные образцы и речь идет о внедрении инноваций. [11, о 19]

В этой связи отметим, что для формирования на региональном уровне институциональных инвесторов, занимающихся финансированием инновационных проектов, необходимо наличие системы институтов финансового рынка.

Одним из перспективных направлений в данном плане, на наш взгляд, может явиться выпуск при реализации крупных инновационных проектов регионального уровня облигационных займов по типу «инфраструктурных облигаций». Следует отметить, что наиболее совершенные на сегодняшний день методы привлечения инвестиционных ресурсов для софинансирования инфраструктурных проектов, предполагают отношения партнерства между частным бизнесом и органами государственной власти и управления по поводу создания, эксплуатации и извлечения дохода из объектов инфраструктуры.

Облигационное финансирование при этом отличается сложной системой распределения рисков между государством и частным сектором, подлежащей закреплению в эмиссионной документации, которая представляет собой соглашение об облигационном займе. В частности, законодательство Чили требует предусмотреть в соглашении об облигационном займе [9, о 43]:

♦ обязательное назначение представителя облигационеров — кредитную организацию или иное лицо, специально уполномоченное государственным органом;

♦ обязательное привлечение управляющего агента для осуществления контрольных функций;

♦ обязательное утверждение инвестиционной политики, очерчивающей круг допустимых инвестиций эмитента инфраструктурных облигаций;

♦ обязательность соответствия допустимых инвестиций эмитента установленным уполномоченным органом требованиям;

♦ обязательное привлечение доверительного управляющего для управления активами эмитента инфраструктурных облигаций;

♦ открытие и ведение нескольких специальных счетов, в том числе, депозитных;

♦ залог депозитных денежных средств эмитента облигаций в пользу владельцев облигаций;

♦ недопустимость обращения взыскания или ареста заложенных депозитных денежных средств.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

162

Н.А. КУРЬЯНОВ

В практике США широко распространена практика выпуска муниципальных инфраструктурных облигаций. Кроме того, в США выпускаются облигации развития промышленности и т. п. Эмитентом облигаций чаще всего являются органы государственной власти разных уровней. Муниципальные займы относятся к числу наиболее надежных финансовых инструментов: держателями свыше 35% объема этих инструментов являются взаимные фонды, около 15% находится в портфелях страховых компаний, порядка 10% — в портфелях банков. Также в инфраструктурные облигации инвестируются средства пенсионных фондов [3, с. 29].

Инфраструктурные облигации как самостоятельный институт не регламентированы российским законодательством и представляют собой в настоящее время корпоративные облигации, выпускаемые эмитентом с целью привлечения финансирования. Выплата процентного (купонного) дохода по инфраструктурным облигациям обеспечивается доходом эмитента-концессионера от эксплуатации инфраструктурного объекта, т. е. будущим денежным потоком, что позволяет рассматривать инфраструктурные облигации как разновидность секьюритизации.

В этой связи основными положительными результатами секьюритизации через выпуск инновационных облигаций являются:

♦ концентрация активов, используемых для реализации инновационного проекта, в единой организационной структуре;

♦ снижение трансакционных издержек, традиционно сопутствующих перемещению финансовых ресурсов между отдельными структурами;

♦ рост стоимости активов, повышающий привлекательность проекта и объем возможных к привлечению инвестиционных средств;

♦ отделение рисков организатора проекта от рисков самого инновационного проекта.

В случае выпуска инновационных облигаций гарантом по ним выступает специально созданный с государственным участием Региональный инновационно-финансовый фонд, занимающийся отбором проектов, соответствующих приоритетам регионального развития.

При этом весьма перспективным является выпуск гарантированных инновационных облигаций путем инкорпорации ряда облигаций, каждая из которых представляет отдельный инновационный проект, в одну ценную бумагу, которая затем продается инвестору. Облигации, входящие в состав гарантированных инновационных облигаций, остаются на балансе Фонда, что обеспечивает их надежность.

Для повышения инвестиционной привлекательности инновационных облигаций государст-венные органы могут предпринять меры по улучшению их кредитного качества, которые дают инвесторам уверенность в том, что в случае просрочки платежей погашение бумаг и выплата процентов по ним будет осуществлены своевременно.

Выбор способа повышения кредитного качества инновационных облигаций (взносы, залог или гарантии) обычно отражает риск, присущий заимствованиям, доступность бюджетных ресурсов и ресурсов, обеспеченных отложенными обязательствами, и готовность принять риск неплатежеспособности или дефолта заемщика.

Таким образом, использование данного инструмента позволит, с одной стороны, привлечь необходимые средства для развития инновационного бизнеса в регионе, а с другой — обеспечить государственные гарантии для инвесторов, желающих вложить свои средства в более рискованные инновационные проекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Р.А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах // Финансы и кредит. 2009, № 37.

2. Аксаков А. Деньги на инновации // URL:http:www.strf.ш.

3. Гейнц Д. Инфраструктурные облигации // Рынок ценных бумаг. 2008, № 4.

4. Дагаев А.А. Механизмы венчурного (рискового) финансирования: мировой опыт и перспективы развития в России // Менеджмент в России и за рубежом. 1998, № 2.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

6. Инновационная активность малых и средних предприятий Ростовской области в 2009 году. Ростов н/Д., 2010.

7. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования по вопросу оценки инновационного потенциала бизнеса Ростовской области. Ростов н/Д.: РГЭУ, 2008.

8. Кузнецов Н.Г. Региональная экономика. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

9. Лебедева Н. Инфраструктурные облигации: быть или не быть в России? // Рынок ценных бумаг. 2009, № б.

10. Сибирская Е.В., Строева О.А. Методика оценки процесса инвестирования инновационной деятельности региональных экономических систем // Финансы и кредит. 2010, № 15.

11. Солнцев О. Роль кредита в инновациях — тема специфическая // Эксперт. 2010, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.