В сфере мясомолочного сегмента рынков стран ЕврАзЭС интеграционные процессы протекают медленно, они в существенной степени отстают от интеграции агропродовольственных рынков этих стран в целом. Это обусловлено тем, что национальные производители из большинства стран объединения пока не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка мясомолочной продукцией. В этих условиях на внутренние рынки этих стран поступает импорт из стран дальнего зарубежья, который сохраняет более высокую ценовую привлекательность.
Вместе с тем, экспорт из Белоруссии в Россию характеризуется относительно высокими значениями объемов торговли мясомолочной продукции, Россия наращивает экспорт молочной продукции и живой птицы в Казахстан. То есть интеграция в мясомолочной сфере развивается, но очень неравномерно.
Существует точка зрения относительно того, что интеграция приносит наиболее ощутимые выгоды в тех случаях, когда в объединении имеются страна (страны) с высоким уровнем доходов. В данном случае ядро ЕврАзЭС образуют страны со средними доходами. Поэтому изучение интеграционных процессов в ЕврАзЭС будет иметь высокую научную ценность и может внести весомый вклад в развитие теории международной экономической интеграции.
В заключении стоит заметить, что исследование интеграционных эффектов должно опираться на современные инструменты исследования (методы экономико-математического моделирования, модели спроса и предложения), в этом направлении в наибольшей степени могли бы быть полезны, прежде всего, зарубежные разработки.
Источник:
1. Евразийская экономическая интеграция. - 2009. № 4(5), ноябрь,
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ - МОЩНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
И.В. Щетинина, д.э.н., проф., зав. отд. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Необходимость модернизации системы управления в АПК связана с изменением социально-политических условий, формированием многоукладной экономики, глобализацией экономических процессов, кризисными явлениями и усилением конкурентной борьбы на рынке.
Рассматривая зарубежный опыт, необходимо отметить, что для развитых стран (Западной Европы, США, Японии и др.) характерно активное участие государства и международных (межгосударственных) структур (ВТО, ФАО, ЕС и др.) в управлении экономикой и системой рыночных отношений в АПК. Это в свою очередь усиливает интеграционные процессы между АПС стран-участниц указанных альянсов.
В России также накоплен богатый опыт управления агропромышленным производством на общегосударственном, региональном, местном, отраслевом и межотраслевом, межхозяйственном и других уровнях. Однако опыта регулирования рыночной интеграции АПС недостаточно. Кроме того, в результате проведения социально-экономических реформ и разрушения многих производственнохозяйственных и иных связей, включая обменные процессы, степень управляемости и интегрированности АПС как по горизонтали, так и по вертикали значительно снизилась. Это требует модернизации системы управления и усиления ее влияния на процессы рыночной интеграции как внутри страны, так и в международном масштабе.
Исходя из этого, в процессе совершенствования системы государственного и муниципального управления, необходимо учитывать современные тенденции и потребности интеграции АПК России в развитие мировой экономики, требования международных организаций (ВТО, ФАО и др.), влияние финансово-экономического кризиса и усиление конкурентной борьбы на мировых рынках.
Развитие системы управления должно идти в направлении перехода на прогрессивные модели, предусматривающие усиление стратегической направленности, информационно-консультационной и инновационной составляющих, повышение уровня квалификации управленческих кадров, совершенст-
вование функций и методов, а также технических средств, организационной структуры и механизмов управления, направленных на усиление инновационных и интеграционных процессов в АПК (рис. 1-2).
Совершенствование системы управления и укрепление межрегиональных интеграционных процессов в АПС России необходимо связывать в современный период с созданием федеральных округов. Учитывая значимость сельскохозяйственного сырья и продовольствия для жизнедеятельности регионов, а также преобладающую долю в ряде федеральных округов сельских территорий и поселений (Сибирский ФО, Дальневосточный и др.), в структуре аппарата управления полномочного представителя Президента РФ по федеральному округу необходимо предусмотреть подразделения, ответственные за развитие АПС, и полноценный бюджет с выделением отдельной строкой ресурсов на развитие агропромышленного производства и сельских территорий, а также рыночных отношений в сфере АПК. Для этого на федеральном уровне требуется внести необходимые дополнения и изменения в действующее законодательство.
Решая вопросы регулирования межрегиональной рыночной интеграции в агропродовольст-венном секторе, на уровне федерального округа целесообразно разрабатывать единую стратегию, программы и комплексные планы развития АПС в разрезе регионов, увязанные с аналогичными региональными документами. В целях регулирования рынка и цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне федерального округа целесообразно создавать на основе указанных документов единые продовольственные межрегиональные резервные (интервенционные) фонды, предусматривая закупочные квоты на наиболее важную продукцию по регионам федерального округа и гарантируя товаропроизводителям цены, обеспечивающие устойчивое расширенное воспроизводство. Это позволит значительно снизить торговые и иные риски в АПС, предотвратить развитие кризисных явлений в указанном секторе экономики.
Законодательные
органы
управления
региона
Традиционные
подразделения
Управление развитием:
- растениеводства;
- животноводства;
- пищевой и перерабаты-
вающей промышленности;
- инженерно-технического
обустройства;
- трудовых ресурсов;
- оплаты труда;
- МФХ (КФХ, ЛПХ и др.);
- кооперации и агропромышленной интеграции;
- сельских территорий;
- др .
Исполнительные органы управления региона
Глава администрации региона
Зам. главы администрации региона по вопросам развития АПК = руко-■ водитель организационной структур управления АПК
Рыночные структуры
Управление развитием:
- информационноконсультационных структур;
- маркетинговых структур;
- межрегиональных связей;
- внешнеэкономических связей;
- др.
Структуры стратегического управления
Подразделения по:
- стратегическому анализу развития АПК;
- разработке стратегий, программ и планов;
- организации и контролю выполнения стратегий, программ и планов развития АПК.
Инновационные
структуры
Подразделения по:
- развитию научнотехнического прогресса в АПК;
- осуществлению связи науки с производством;
- развитию образовательных структур;
- изучению, пропаганде и внедрению передового опыта;
- др .
Рисунок 1. Принципиальная организационная структура управления прогрессивной модели
управления региональным АПК
Рисунок 2. Фактические и предлагаемые прогрессивные модели управления
Источником поддержания гарантированных цен на продукцию, поступающую в межрегиональные резервные фонды, могут стать, помимо федеральных, региональных и при необходимости муниципальных бюджетных ресурсов, финансовые средства, поступающие по государственным фьючерсным контрактам от коммерческих структур (торговых, промышленных и др.). Это гарантированно обеспечит данные структуры продукцией АПС, а
хозяйствующих субъектов агропродовольственного сектора - гарантированным рынком сбыта части своей продукции.
Таким образом, развитие правовой, организационной и экономической базы позволит органам управления федеральных округов выполнять не только наблюдательные, контролирующие и координирующие функции, как в настоящее время, но и функции государственного регулирования развития
АПК, укрепить взаимодействие между регионами, перейти к комплексному интегрированному развитию рынка агропродовольственного сектора.
Учитывая недостаток квалифицированных кадров на селе, в том числе управленческих, необходимо создание государственных и муниципальных консалтинговых и инжиниринговых структур, а также привлечение действующих негосударственных (частных и корпоративных) консалтинговых организаций к деятельности в сфере АПС. Развитию интеграционных процессов будет способствовать формирование единого банка данных и разветвлен-
ной сети взаимодействующих между собой служб по регионам и по муниципальным образованиям. Создание подобной службы ведется в Республике Бурятия с 2002 г. на основе Республиканской программы «Развитие информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2003-2007 годы». В результате было создано РГУ «Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ и филиалы в 21 районе республики (рис. 3).
Рисунок 3. Сеть информационно-консультационных служб сельских территорий Республики Бурятия, на 01.01.2009 г.
Для усиления интеграционных процессов необходимо предусмотреть совершенствование системы взаимоотношений между различными ветвями государственной и муниципальной власти с исполнительным аппаратом управления организаций АПК всех отраслей и сфер деятельности (производственной и рыночной инфраструктуры, др.).
Органы государственной и муниципальной власти регионов также должны учитывать в своей деятельности необходимость комплексного развития АПС, разработать организационно-экономи-ческий механизм функционирования системы управления с учетом многообразия форм собственности и правовых форм организаций, отраслей и сфер деятельности; обеспечить повышение эффективности и достижение высоких темпов роста объёмов качественной, экологически чистой продукции, получение оптимального конечного результата агропромышленного производства и удовлетворение платежеспособного спроса населения.
В этих целях одно из приоритетных мест при модернизации системы управления в АПС должна занимать разработка аналитических и прогнозных документов, законодательных и нормативно-правовых актов, организационно-распорядительной документации. Учитывая современные тенденции, одними из основных форм реализации управленческих решений на региональном и муниципальном уровне должны стать стратегические документы и
социально-экономические программы развития
АПС, корректируемые в планах развития территорий (рис. 4), предусматривающие проработку рыночных интеграционных механизмов и соответствующую систему мероприятий.
Развитие АПС
Рисунок 4. Основные прогнозно-аналитические и программно-целевые документы, регулирующие развитие рыночной интеграции в АПС
Важным направлением при создании эффективной системы управления и отработке регуляторов рыночных интеграционных процессов в агропродо-вольственном секторе должно стать создание привлекательных условий для ведения агробизнеса и вложения инвестиций в инновационное развитие АПК и рыночной инфраструктуры. В этих целях необходимо сформулировать способы и направления взаимодействия администрации регионов и муниципальных образований с хозяйствующими субъектами, финансовыми структурами и крупными инвесторами.
На уровне сельских поселений вопросы комплексного развития АПС также должны находить свое отражение в деятельность местных советов и администрации. В связи с этим в составе органов местного самоуправления обязательно должен быть специалист по сельскому хозяйству, осуществляющий связь с органами управления АПК районного муниципального образования, специалистами информацион-
но-консультационных и других структур, хозяйствующими субъектами (включая ЛПХ и другие малые формы хозяйствования) подведомственной им территории. Это позволит органам управления максимально приблизиться к нуждам товаропроизводителей, обеспечить условия для их эффективной деятельности и реализации продукции, дальнейшего устойчивого развития и интеграции в агропродовольственный рынок.
Таким образом, основные направления повышения роли управления АПС в развитии интеграционных процессов должны быть связаны с модернизацией системы управления, переходом на прогрессивные модели, предусматривающие наличие структур и механизмов, обеспечивающих комплексное стратегическое развитие АПС и сельской экономики на инновационной основе, и обеспечение населения территорий продовольствием необходимого качества по медицинским нормам.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК С ОСОБЕННОСТЯМИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Н.В. Седова, к.э.н., доц. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
Формирование интеграционных механизмов хозяйствования в условиях рыночной экономики вызывает необходимость углубленного исследования организационно-экономических форм функционирования сложно-структурированных экономических систем. Эволюционная динамика управленческой деятельности в сложных экономических системах приобретает качественно новые тенденции развития. На протяжении нескольких десятилетий их функционирование осуществлялось в условиях постоянных перемен в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни, этим обусловлена необходимость развития инструментария поддержки процесса управления в таких системах.
Основные проблемы корпоративного управления в интегрированных агропромышленных формированиях могут быть суммированы следующим образом.
1. Несбалансированность распределения прав и ответственности между участниками деятельности корпорации и для каждого участника.
2. Неравноправие различных групп акционеров (в том числе миноритарных и мажоритарных).
3. Столкновение двух видов прав: права, основанного на отношениях собственности, и права, основанного на трудовых отношениях.
4. Неэффективность корпоративного менеджмента.
5. Многоуровневая (фрактальная) внутрикорпоративная коррупция.
6. Фрактализация (дробление, утеря целостности) корпорации.
При этом основной проблемой сегодня в управлении агропромышленными интегрированными предприятиями остается проблема несбалансированного и неравномерного распределения прав и ответственности между участниками его деятельности и заинтересованными в ней лицами.
Отметим, что процессы концентрации, образования «центров власти» на предприятиях идут автоматически, поскольку характеризуются положительной обратной связью, в то время как процессы концентрации и образования «центров ответственности», распределения власти пропорционально ответствен-
ности и значимости требуют серьезных усилий и постоянного внимания.
Для системного анализа проблем корпоративного управления предлагается вначале рассмотреть конфигурацию систем, возникающих при функционировании компании.
При системном подходе к проблемам корпоративного управления в агрохолдингах следует рассматривать в общем случае функционирование пяти различных систем и соответственно управление пятью взаимосвязанными системами. Как связаны эти системы между собой? Более точно было бы говорить не об управлении, а о взаимодействии систем.
В настоящее время управление подсистемами осуществляется: для внутренней среды компании -системой корпоративного менеджмента; для внешней среды - системой корпоративного управления (в узком смысле) и системой корпоративного маркетинга; для границы компании - системой управления безопасности компании (рис. 1).
Корпоративное менеджмент как система (Corporate Management System)
Корпоративное управление как система (Corporate Governance System)
Управление безопасностью и развитием корпорации (Corporate Security Management System)
Рисунок 1. Основные системы, реализующие управление агропромышленной интегрированной компанией
Основные принципы системного корпоративного управления могут быть сформулированы следующим образом:
- корпорация представляет собой суверенный объект экономики и одновременно сложную социально-экономическую систему.