- корпоративное управление, корпоративный менеджмент и управление компанией в целом рассматриваются как различные и взаимодействующие социально-экономические системы.
- каждая из указанных систем должна иметь адекватное представительство в механизмах принятия решений.
- в долгосрочном периоде должен достигаться баланс давления внутренних и внешних сил на руководство компании.
Только при этих условиях возможно согласование интересов, прав и ответственности всех участников, обеспечение социальной ответственности и корпоративного гражданства.
Для реализации принципов гармоничной экономики в корпоративном управлении предлагается создание на корпоративном предприятии трех достаточно самостоятельных представительных структур:
1) структуры, формирующей и отражающей интересы акционеров-аутсайдеров (структура корпоративного управления);
2) структуры, формирующей и отражающей интересы инсайдеров (структура корпоративного менеджмента);
3) структуры, формирующей и отражающей интересы и позиции компании в целом как юридического лица и экономической единицы (структура корпоративной безопасности и развития).
Как следует организовать структуру и взаимодействие этих систем? Для ответа на этот вопрос воспользуемся результатами классификации экономических систем и видов их взаимодействия, основанными на разработке теории экономических систем.
1. Базовая классификация экономических систем по признаку локализации/ неограниченности в пространстве и во времени дает четыре типа систем, которые соответствуют объектам, проектам, процессам и средам.
2. У каждого типа систем есть своя миссия в экономике. Для объектов это репродукция (воспроизвод-
ство); для проектов - диверсификация, пространственно-временные инновации; для сред - координация, создание условий для протекания процессов; для процессов - пространственная гармонизация за счет обмена.
3. Три системы, связанные с функционированием корпорации, о которых шла речь выше, относятся к разным типам. Внутренняя среда компании представляет собой процессную систему, внешняя -средовую, сама компания - объектную.
4. Комплексирование этих систем эффективно, если средовая система взаимодействует с процессной не непосредственно, а через объектную.
Вывод: необходимо постоянное и параллельное функционирование трех структур корпоративного управления (в широком смысле слова), своеобразный трехпалатный парламент. Нельзя, чтобы акционеры непосредственно управляли персоналом, а последний влиял на акционеров.
Существующая сейчас система корпоративного управления в агроструктурах предусматривает фактически в органах принятия важнейших решений только представительство внешней среды компании, точнее, внешнего акционерного окружения компании, и включает два органа: общее собрание акционеров и избираемый им совет директоров. При этом за общим собранием, как правило, закрепляются полномочия в принятии решений, которые определяют механизмы принятия стратегических управленческих решений. Совет директоров формирует управляющий орган - правление, осуществляющее исполнительную власть в корпорации. Тактические и оперативные решения, как правило, - прерогатива правления компании. Таким образом, существующая структура управления корпоративными предприятиями построена по «одноканальному» вертикальному принципу: «общее собрание акционеров -совет директоров - правление». В такой структуре не представлены: а) интересы внутренней среды компании; б) интересы самой компании как целого.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ К.В. Чепелева, асп. Красноярского государственного аграрного университета
Инфраструктура продовольственного рынка является базисом, на котором держится вся продовольственная система. [1] Выполняя торговые, маркетинговые, информационные услуги, а также услуги по хранению, складированию, транспортировке, упаковке, она связывает производство товаров с торговлей и создает благоприятные условия для быстрого удовлетворения потребительского спроса на сырье, продовольственную продукцию необходимого объема, ассортимента и качества, а также упорядочивает взаимоотношения по всей технологической цепочке.
Исходя из сущности понятия «инфраструктура», инфраструктура продовольственного рынка должна включать в себя отдельные сферы, отрасли, предприятия, сооружения, организации, обслуживающие аграрное производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
На основе анализа различных точек зрения на сущность инфраструктуры продовольственного рынка и ее составляющие элементы, важно отметить, что под инфраструктурой продовольственного рынка чаще всего понимают систему. Данная система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, оказывает влияние
на процесс производства продовольственных товаров, с учетом ориентации на спрос, и на процесс товародвижения продовольствия, посредством создания условий для успешного и эффективного продвижения произведенного продукта от производителя к его потребителю.
Инфраструктура продовольственного рынка может полноценно называться системой при условии, что ее элементы интегрируют между собой, объединены в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Поэтому актуальной задачей становится интеграция всех элементов инфраструктуры продовольственного рынка России в рамках подсистем их функционирования.
В экономическом плане интеграция выступает как инструмент соединения отдельных хозяйственных субъектов, ведущего к такому их состоянию, при котором на основе межхозяйственных, организационно-экономических, финансовых и других связей образуется новая совокупная система производства, своей деятельностью обеспечивающая выполнение поставленной цели. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (повышение ее целостности и организо-
ванности), а также вести к созданию новых структур из не связанных ранее элементов [2].
Применительно к АПС, под агропродовольст-венной интеграцией следует понимать организационно-экономический процесс, сознательно, планомерно регулируемого объединения хозяйственных структур, в единое агропродовольственное пространство, с целью повышения экономической эффективности его работы и решения социальных задач [3].
Под воздействием интеграционных процессов изменяется содержание составляющих АПС. Если вне интеграционных процессов субъекты хозяйствования, в частности элементы инфраструктуры, функционируют обособленно, то в результате интеграции формируются подсистемы, сориентированные на получение общих результатов. Поэтому особое внимание должно быть обращено на развитие процессов интеграции внутри ключевых подсистем инфраструктуры продовольственного рынка.
Наиболее разветвленная инфраструктура продовольственного рынка должна состоять из следующих подсистем, в которых будут действовать интегрирующие элементы.
Инновационно-ориентированная подсистема, основа которой - эффективное использование интеллектуального потенциала, генерация, распространение и реализация новых знаний. Поскольку инновации сегодня - это перманентная движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Подсистема отвечает за основные принципы и механизмы трансферта новых, технологий, создания рынка научно-технической продукции, работ и услуг в АПС.
Подсистема профессионального и кадрового потенциала. Задача этой подсистемы обеспечить необходимыми кадрами АПС, с соответствующим образованием для всех стадий получения, переработки и сбыта продуктов питания. Постоянная подготовка и переподготовка кадров необходимых специальностей и квалификации в сфере АПС способствует передаче инноваций от генераторов их к потребителям.
Подсистема финансово-кредитного обслуживания. Кредитно-финансовая подсистема инфраструктуры продовольственного рынка призвана обеспечить рациональное и эффективное платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения посредством развития следующих направлений: оптимизации системы расчетов и кредитования в банковской системе, развития различных видов кредитования, снижения финансовых рисков, развитие лизинга, совершенствование страховой системы и перестраховочных обществ.
Снабженческо-производственная подсистема. Данная подсистема включает в себя все компа-
нии-поставщики материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и все снабженческие организации АПС. Важным элементом данной подсистемы является также тароупаковочная индустрия, как отдельная отрасль. Подсистема призвана структурировать работу предприятий занимающихся производством тары, упаковочных материалов и фасовочно-упаковочного оборудования.
Подсистема логистического обслуживания. Данная подсистема направлена на создание логистической системы, которая включает совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Оптово-розничная и посредническая подсистема. Данная подсистема включает в себя множество торгово-посреднических структур, к числу которых можно отнести: реформированные государственные структуры федерального и регионального уровней, в функции которых входит формирование федерального и региональных продовольственных фондов, коммерческие торговые фирмы (компании), занимающиеся закупкой и перепродажей продукции на внутреннем и внешнем рынках, овощные и оптовые базы, распределительные центры. Между ними широко развита перепродажа товарных партий.
Подсистема нормативно-правовой регламентации деятельности участников рынка. Роль государства в подсистеме нормативно-правовой регламентации участников рынка, проявляется в регламентации, надзоре и контроле, создании системы стандартизации и сертификации. При определенной поддержке со стороны государства, элементы инфраструктуры призваны обеспечить прозрачность сделок, централизацию рыночных услуг, а, следовательно, реализовать тесное взаимодействие всех элементов инфраструктуры.
Подсистема информационно-консультационного обслуживания. Данная подсистема призвана обеспечить единое информационное пространство АПС, структурированное компьютерными системами различных уровней, позволяющей информационно объединить отраслевые центры информации федерального, регионального и районного уровня. Ее задача - собрать необходимую информацию, обработать ее и довести до участников рынка.
Исходя из предложенного перечня необходимых подсистем для формирования инфраструктуры продовольственного рынка и выполняемыми данными подсистемами задач, необходимо обозначить интегрирующие элементы каждой подсистемы, отвечающие за выполнение этих задач. Данные элементы представлены в табл.1.
Таблица 1. Элементы подсистем инфраструктуры продовольственного рынка
Подсистемы инфраструктуры Элементы подсистемы
Инновационно-ориентированная подсистема НИИ СО Россельхозакадемия, региоанльные ОПХ-агротехнопарки, бизнес-инкубаторы, включающие конструкторские отделы, лаборатории контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел. Инновационно-сервисные центры.
Подсистема профессионального и кадрового потенциала Вузы, техникумы, ПТУ аграрной специализации. Кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР в АПК. Специалисты в сфере агромаркетинга, планирования и прогнозирования потребностей покупателей.
Подсистема финансовокредитного обслуживания Россельхозбанк, инвесторы и финансово-кредитные учреждения, фонды, кредитные кооперативы, система страхования сельскохозяйственных рисков, страховые кооперативы, Росагролизинг.
Снабженческо-производст-венная подсистема Компании-поставщики материально-технических ресурсов для сельского хозяйства или снабженческие организации АПК. Производственные, снабженческие кооперативы. Тароупаковочная индустрия. Сервисные кооперативы.
Подсистемы инфраструктуры Элементы подсистемы
Подсистема логистического обслуживания Специализированные торгово-складские сети, транспортно-экспедиционные компании и логистические центры. Транспортные терминалы. Склады, резервуары, специализированные хранилища -элеваторы, холодильники. Распределительные центры
Оптово-розничная и посредническая подсистема Коммерческие торговые фирмы (торговые сети): корпоративные сети, добровольные сети розничных торговцев, розничные кооперативы, франчайзинговые организации и торговые конгломераты. Система рынков: районные, городские, оптовые, розничные, специализированные, кооперативные. Овощные и оптовые базы. Распределительные центры. Биржевая, аукционная, электронная торговля. Коммерческо-выставочные комплексы, ярмарки. Кооперативы сбытовые, .снабженческие.
Подсистема информационно-консультационного обслуживания Росстат, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, система информации о рынке (СИР), службы рыночной информации (ценовой мониторинг), аналитическая служба, региональные центры рыночной информации АПК, региональные информационно-консультационные службы (ИКС), информационные системы отдельных продуктовых рынков, информационно-маркетинговые центры
Подсистема нормативноправовой регламентации деятельности участников рынка Министерство сельского хозяйства, Министерство регионального развития, Исполнительные органы власти и законодательные органы управления АПК, Органы местного самоуправления. Высший экономический совет. Госстандарт России. Органы по сертификации продукции.
Приведенный перечень подсистем и интегрированных элементов инфраструктуры продовольственного рынка не является исчерпывающим, но он иллюстрирует полноту и многоаспектность инфраструктуры продовольственного рынка.
Особую актуальность в предложенной модели приобретает обеспечение баланса производства, переработки и реализации продукции с учетом интересов всех субъектов в системе хозяйственноэкономических отношений и принципов развития продовольственного рынка. Это предполагает создание условий для вовлечения в систему хозяйственного взаимодействия всех элементов на основе заинтересованности субъектов хозяйства, что будет содействовать формированию инфраструктуры продовольственного рынка.
Эффективное функционирование продовольственного рынка невозможно без создания новых интегрирующих элементов, в том числе сельскохозяйственных кооперативов и рынков, повышения роли товаропроводящих сетей в реализации сельхозпродукции и одновременного формирования новых рыночных структур, включая оптовые сельскохозяйственные и продовольственные рынки и биржи.
Сотрудничество между подсистемами и элементами инфраструктуры продовольственного рынка, в любой форме, основанной на уважении интересов друг друга, приведет к значительному усилению позиций всех сторон на рынке и росту их экономической эффективности. В целом, нарастание интеграционных процессов в АПС, необходимо оценивать как ключевой фактор, который позволит сформировать инфраструктуру продовольственного рынка, удовлетворяющую не только нынешним требованиям, но и способную выполнять будущие задачи продовольственного рынка, которые, несомненно, будут еще более сложными.
Источники
1. Ушачев И.Г. Рекомендации по развитию инфраструктуры продовольственного рынка: учебное пособие [Текст] / И.Г. Ушачев. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - С. 15.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь [Текст] / Райзберг Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 325.
3. Силко Л.П. Интеграция потребительских обществ с кредитными кооперативами и аграрными предприятиями [Текст] / Л.П. Силко. // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 4. - С. 37.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КАПИТАЛОВ «ПРОДУКТИВНЫХ» СФЕР В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
А.А. Мустафаев, к.э.н., ст. науч. сотр. Института социально-экономических и энергетических проблем
Севера Коми НЦ УрО РАН
В условиях систематического недофинансирования и дезинтеграционного порядка хозяйствования агропромышленное преобразование Республики Коми - процесс длительный и сложный. Решения проблем в обширной финансовой системе характеризуется множеством ареалов инвестиционной трансформации, что свидетельствует о существенных различиях в развитии и использовании факторов производства, переходу к рынку и получении необходимого дохода.
В силу многочисленных негативных обстоятельств - секвестра бюджетных расходов по капиталовложениям, межотраслевого диспаритета цен, периодического повышения кредитных ставок и тарифов на оказываемые услуги, а также слабой организации и управления производственными, рыночными и интеграционными процессами - аграр-
ный сектор региона находился в длительной понижательной волне воспроизводственного цикла. Результативность активного воздействия вышеперечисленных и других негативных факторов, как правило, сопровождалась ускоренным оттоком колоссальных средств из сельского хозяйства в сферы промышленности, банки, торговлю, что способствовало повышению степени концентрации капитала этих отраслей и снижению уровня покупательной способности аграрных предприятий.
Изложенная выше весьма своеобразная и на первый взгляд загадочная «закономерность» смены потребительского потенциала предприятий сельского хозяйства дает возможность в ясной форме обнаружить причинно-следственные связи происходящего в экономике региона. Следовательно, в годы реформы максимальный подъем общей конъюнкту-