УДК 33(476)
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ
Тетеринец Т.А., Чиж Д.А.
Статья посвящена изучению теоретико-методологических особенностей формирования системы планирования и прогнозирования в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Цель: Анализ системы государственного прогнозирования и планирования в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства; выявление отличительных особенностей, достоинств и недостатков системы государственного планирования в каждой из стран; рассмотрение проекта закона о государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь с позиции модернизации системы государственного планирования и прогнозирования.
Метод: Аналитический, сравнения.
Результаты работы: Проведенный анализ систем государственного планирования и прогнозирования социально-экономического развития показал, что сложившийся в Республике Беларусь механизм требует дальнейшего совершенствования и существенно отличается от партнеров Таможенного союза и Единого экономического пространства. Устранение выявленных отличий нашло отражение в новом законопроекте, для которого характерна индикативная направленность планирования и детализация системы прогнозирования.
Выводы: Предложены рекомендации по модернизации системы планирования и прогнозирования Республики Беларусь с целью адаптации данного механизма к алгоритму стран - участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это позволит создать равные условия торгово-экономического сотрудничества и социально-экономического развития указанных государств.
Ключевые слова: планирование, прогнозирование, система, модернизация, закон, проект, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.
MODERNIZATION OF SYSTEM OF FORECASTING AND PLANNING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONDITIONS OF EUROINTEGRATION
Tsetsiarynets T.A., Chyzh D.A.
Article is devoted to studying of theoretical and methodological features of formation of system of planning and forecasting in the countries of the Customs union and the Common economic space.
Purpose: The analysis of system of the state forecasting and planning in the countries of the Customs union and the Common economic space; detection of distinctive features, merits and demerits of system of state planning in each of the countries; consideration of the bill on the state indicative planning of social and economic development of the Republic of Belarus from a position of the modernization of system of state planning and forecasting.
Methods - analytical, a comparison method.
Results of work: The analysis of systems of the state planning and forecasting of social and economic development showed that the mechanism which has developed in Republic of Belarus demands further improvement and significantly differs from partners of the Customs union and the Common economic space. Elimination of the revealed differences found reflection in the new bill for which the indicative orientation of planning and specification of system of forecasting is characteristic.
Conclusions: Offered the recommendations to modernization of the system of planning and forecasting of the Republic of Belarus for the purpose of adaptation of this mechanism to algorithm of the countries - participants of the Customs union and the Common economic space. It will allow to create equal conditions of trade and economic cooperation and social and economic development of the specified states.
Key words: planning, forecasting, system, modernization, law, project, Customs union, Common economic space.
Модернизация экономических институтов и отношений собственности, развитие рыночных отношений, трансформация системы государственного регулирования обуславливают необходимость совершенствования действующей системы прогнозировании и планирования социально-экономического развития. Ориентация векторов национальной экономики в сторону инновационного и регионального развития требуют изменения системы принципов, методов, подходов в теории и практике планирования и прогнозирования. В экономике страны назревает новый тип планирования - индикативный, базирующийся не только на отраслевой, но и территориальной проекции.
Евроэкономическая интеграция Беларуси в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства предопределяет необходимость совершенствования и адаптации основополагающих нормативных правовых документов, регламентирующих развитие экономики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе стран-партнеров. Данное условие является одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики и разработки действенных механизмов достижения поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов и капитала.
В Республике Беларусь основным документом, регламентирующим сферу планирования и прогнозирования национальной экономики, является Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» [1]. Преамбула Закона определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития, а также общий порядок разработки таких прогнозов и программ. Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - рост уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической политики.
Система государственных прогнозов социально-экономического развития базируется на временной проекции и включает:
- на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
- на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
- на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-
летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В ней определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
© Тетеринец Т.А., Чиж Д.А., 2014
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1
195
Следует отметить, что в Республике Беларусь цикл подготовки долгосрочных документов был прерван. В настоящее время действует Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, тогда как горизонт планирования должен был быть продлен до 2025 года [2, 3]. Отсутствие жесткого контроля в области подготовки прогнозных документов является определенным недостатком при обеспечении сбалансированного развитии экономики. Одним из основополагающих принципов планирования является его непрерывность, что обеспечивает преемственность и эффективность последующих прогнозов и программ.
В настоящее время в республике осуществляется разработка Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года. Однако подготовка ключевых программных и прогнозных документов макроэкономического развития действующего пятилетнего цикла осуществлялась с учетом ориентиров, не отражающих реалии сегодняшнего времени и перспективы развития национальной экономики в условиях международной интеграции.
На основе Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода). В основных направлениях социально-экономического развития определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные основных направлений социально-экономического развития используются при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Программа социально-экономического развития разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок. В ней должны быть отражены:
- оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;
- концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- внешнеэкономическая деятельность;
- развитие реального сектора экономики;
- социальная политика;
- проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Одновременно с этим в республике осуществляется разработка программных документов в разрезе основных видов экономической деятельности, а также областей г. Минска. Несмотря на достаточно широкий спектр государственного прогнозирования, отсутствие четкой отраслевой и региональной скоординированности системы государственного планирования, существенно снижают качество их подготовки и соответственно эффективность механизма их реализации. Несоответствие утвержденных прогнозных параметров социально-экономического развития на протяжении последних лет сложившимся экономическим реалиям подтверждают данное утверждение [4, 5].
Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу, который готовится ежегодно. В годовой прогноз социально-экономического развития включаются:
- перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;
- перечень и характеристика целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;
- перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
- государственная инвестиционная программа;
- целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Годовой прогноз является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.
В целом, анализируя сложившийся механизм планирования и прогнозирования в Республике Беларусь, следует отметить следующее:
- временная проекция подготовки плановых и прогнозных документов;
- директивный подход доведения и выполнения плановых показателей;
- слабая корреспондируемость с аналогичными документами, разрабатываемыми в рамках Таможенного союза и Единого экономичного пространства;
- отсутствие возможности корректировки конечных результатов в соответствии с изменяющимися условиями экономической среды и макроэкономической конъюнктуры.
Основным документом, регламентирующим систему государственного планирования в Российской Федерации является закон об основах стратегического планирования [6]. Основной идеей федерального закона является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Основной целью стратегического планирования является разработка институциональных, организационных и иных мер по обеспечению конституционных прав и свобод, высокого качества и уровня жизни российских граждан, по достижению устойчивого развития Российской Федерации и укреплению обороны и безопасности государства за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества России.
Система государственного стратегического управления позволяет:
- формировать долгосрочные приоритеты деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющие частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;
- принимать долгосрочные управленческие решения (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;
- сбалансировать систему планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);
- ориентировать субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;
- увязывать принимаемые в процессе государственного стратегического управления решения с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
- проводить своевременный мониторинг реализации принимаемых решений.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную (10-20 лет), среднесрочную (5-10 лет) и краткосрочную (35 лет) перспективу на федеральном, региональном (федеральный округ, субъект Российской Федерации), межрегиональном (межрегиональные территориально-производственные комплексы), межотраслевом и отраслевом уровне. В рамках стратегического планирования формируются прогнозные, концептуальные документы (концепции, доктрины, стратегии, основы), программные, планирующие и распорядительные документы, нормативные правовые акты, а также вспомогательные (аналитические, информационные, справочные) и другие материалы.
Система стратегического планирования Российской Федерации включает:
- Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, разрабатываемую на перспективу до 20 лет и уточняемую каждые 5 лет. Она определяет стратегические угрозы национальной безопасности и стратегические риски для устойчивого развития Российской Федерации (прогнозные оценки на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды), порядок и меры реализации стратегических национальных приоритетов, характер стратегической обстановки, включая положение, роль и место России в мире, а также внутреннее политическое и социально-экономическое состояние страны, задачи обеспечения национальной безопасности, порядок и способы их решения на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, основные характеристики состояния национальной безопасности.
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу до 20 лет и уточняемую каждые 6 лет с учетом стратегических национальных приоритетов. Она определяет стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, пути, способы и средства повышения благосостояния российских граждан, обеспечения динамичного развития экономики, крепления позиций России в мировом сообществе. При этом учитываются задачи обеспечения национальной безопасности.
- Направления социально-экономического развития Российской Федерации детализируются на перспективу до 10 лет:
- в стратегиях (программах) развития отдельных секторов экономики;
- в приоритетных национальных проектах;
- в межгосударственных программах, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация;
- в федеральных (ведомственных) целевых программах;
- в программах фундаментальных и прикладных исследований;
- в проектах государственных и государственно-частных финансовых институтов;
- в заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, включая государственный оборонный заказ;
- в других значимых для национальной безопасности проектах и программах.
- стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разрабатываемые с учетом задач обеспечения национальной безопасности, на перспективу 10 лет и 5 лет соответственно.
- комплексная программа развития межрегионального территориально-производственного комплекса с учетом задач обеспечения национальной безопасности.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В этом разделе характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне. Также в нем приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы:
- итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
- проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
- перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
- перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
- намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития России в предстоящем году.
В Республике Казахстан сферу государственного планирования регулирует Указы Президента Республики Казахстан «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» и «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» [7, 8].
Система государственного планирования базируется на следующих принципах:
1) единства и целостности - единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, единство порядка осуществления процесса государственного планирования;
2) внутренней сбалансированности - согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;
3) результативности и эффективности - выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
4) самостоятельности выбора путей решения задач - самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;
5) ответственности участников процесса государственного планирования - обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и недостижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) прозрачности (открытости) - обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам;
7) достоверности и реалистичности - обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования;
8) непрерывности, преемственности и последовательности - ступенчатый характер Системы государственного планирования, то есть успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования;
9) ресурсной обеспеченности - определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач.
К документам Системы государственного планирования относятся:
- Стратегия развития Казахстана до 2030 г. определяет глобальное видение и стратегию развития Республики Казахстан, долгосрочные направления и приоритеты экономического, политического, общественного развития страны, в целях реализации которого разрабатываются документы Системы государственного планирования.
- Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет разрабатываются на 10 лет в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года и конкретизируют стратегию, цели, задачи, приоритетные направления социально-экономического и общественно-политического развития страны в соответствующем десятилетнем периоде, ожидаемые результаты с указанием их показателей, поэтапные целевые ориентиры.
- Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны - это система рационального размещения производительных сил, транспортно-коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны.
- Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан разрабатывается в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан и определяет основные проблемы и угрозы, стратегические цели и целевые индикаторы, задачи и показатели результатов в области обеспечения национальной безопасности, а также критерии обеспечения национальной безопасности.
- Государственные программы на 5-10 лет. Это документ общенационального, межотраслевого характера, определяющий стратегию, стратегические направления, цели, задачи и ожидаемые результаты развития определенной сферы деятельности с указанием необходимых ресурсов.
- Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом стратегических и программных документов и послания Президента Республики Казахстан.
- Программы развития территорий разрабатывается на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития. Она содержит основные направления, цели, задачи развития региона, ожидаемые результаты с указанием их показателей, необходимые ресурсы.
- Стратегические планы государственных органов разрабатывается каждые три года на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития. Этот документ определяет стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа, включает взаимоувязанные с ними бюджетные программы с объемами финансирования.
- Стратегии развития на 10 лет и планы развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства в уставном капитале разрабатываются на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан и определяют их стратегические направления, цели и показатели результатов деятельности и разрабатываются с учетом стратегий развития юридических лиц, акции (доли участия) которых предоставляют право национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям определять решения, принимаемые данными юридическими лицами.
Следует обратить внимание, что стратегические планы национальных холдингов дают представление о развитии крупных государственных активов на долгосрочную перспективу (10 лет). Так же стоит упомянуть, что оценку реализации стратегических планов могут давать и независимые организации (эксперты).
- Отраслевые программы разрабатываются центральными исполнительными органами на среднесрочный и долгосрочный период в реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан в целях развития определенной отрасли (сектора), решения важных задач отраслевого значения, а также межведомственной координации действий государственных органов и организаций негосударственного сектора.
- Республиканский (местный) бюджет на 3 года разрабатывается на плановый период центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития, заключений центрального уполномоченного органа по государственному планированию по результатам рассмотрения стратегических планов государственных органов. Местные бюджеты ежегодно разрабатываются на плановый период местными уполномоченными органами по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.
По поручению Президента Республики Казахстан разрабатываются концепции и доктрины. Концепция является документом, который отражает видение развития определенной сферы, отрасли, обоснование соответствующей государственной политики и включает основные принципы и общие подходы этой политики. Концепция утверждается или одобряется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан либо консультативно-совещательным органом. Доктрина - это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов по определенному вопросу. Доктрина утверждается или одобряется Президентом Республики Казахстан. Концепции и доктрины реализуются через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы.
Анализируя действующие системы государственного планирования стран Таможенного союза, можно констатировать, что наиболее развитым является механизм планирования и прогнозирования в Республике Казахстан. Характерными признаками которого являются бюджетное планирование на три года, независимый контроль, индикативное планирование, стратегические планы государственных органов. Отличительной особенностью указанных систем в России и Казахстане выступает региональная проекция системы планирования, включающая разработку схем территориального развития стран. Сложившая в Беларуси система государственного планирования и прогнозирования существенно уступает своим международным партнерам, что является негативным фактором социально-экономического развития страны и отрицательно влияет на уровень ее конкурентоспособности.
С целью устранения выявленных дисбалансов в Республике Беларусь разработан проект закона об индикативном планировании социально-экономического развития страны, который определяет правовые и организационные основы государственного индикативного планирования социально-экономического развития Республики Беларусь (далее - ГИП), систему принимаемых в области ГИП правовых актов, общий порядок их разработки, утверждения, мониторинга реализации и корректировки в целях обеспечения координации и ориентации интересов и деятельности государственных органов и иных организаций, и направлен на достижение устойчивого развития Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности и повышение уровня жизни населения [9].
В соответствии с проектом закона система государственного планирования в Республике Беларусь должна быть основана на принципах:
- комплексности и системности, согласованности и соподчиненности документов ГИП;
- прозрачности и открытости при разработке и принятии документов ГИП;
- непрерывности реализации, мониторинга и корректировки документов ГИП;
- научной обоснованности поставленных целей и задач социально-экономического развития и способов их достижения;
- гибкости (своевременности корректировки) поставленных целей и задач социально-экономического развития, а также многовариантности (альтернативности) способов их достижения с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов;
- достоверности, реалистичности и ресурсной обеспеченности достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития;
- эффективности и результативности достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития при минимальных затратах;
- соблюдения пороговых значений индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности в процессе достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития;
- эффективного сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования в экономике;
- сочетания самостоятельности и ответственности государственных органов и иных организаций в выборе способов достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития;
- недопустимости необоснованного вмешательства государственных органов и иных государственных организаций в деятельность других организаций в процессе достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития.
Система индикативного планирования в Беларуси будет включать:
- комплексный прогноз научно-технологического развития Республики Беларусь, который разрабатывается сроком на двадцать лет. Его разработка предполагает изучение макроэкономических, институциональных и организационных факторов научно-технологического развития республики; анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на научно-технологическое развитие республики, и прогноз их возможных изменений; оценку уровня научно-технологического развития республики; основные направления совершенствования государственной политики и системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; перечни критических технологий и приоритетных направлений развития фундаментальной и прикладной науки с оценкой их влияния на эффективность и конкурентоспособность экономики.
- национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития и размещения производительных сил Республики Беларусь, которая разрабатывается сроком на пятнадцать лет и должна содержать анализ социального, экономического и экологического компонентов устойчивого социально-экономического развития республики; оценку положения республики в мире в контексте ее устойчивого социально-экономического развития; стратегические цели, задачи и основные индикаторы (показатели) социально-экономического развития республики с разбивкой по пятилетиям; оценку ресурсного потенциала устойчивого социально-экономического развития республики и меры по повышению эффективности его использования; схему развития и размещения производительных сил.
- годовой индикативный план социально-экономического развития Республики Беларусь и прогноз важнейших параметров на последующие два года должны содержать: оценку текущей социально-экономической ситуации в республике; цели и задачи социально-экономического развития республики и способы их достижения; индикаторы социально-экономического развития республики на очередной плановый год в разрезе секторов экономики, видов экономической деятельности, государственных органов и иных организаций, областей (г.Минска) и способы их достижения; прогноз важнейших параметров социально-экономического развития республики на последующие два года; перечень инвестиционных проектов республики, реализуемых на основе государственного финансирования, смешанного финансирования с участием государственных и негосударственных средств, государственно-частного партнерства.
- стратегии устойчивого социально-экономического развития областей (г.Минска), которые разрабатываются сроком на десять лет в целях реализации национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и размещения производительных сил Республики Беларусь. Стратегии должны содержать: анализ и оценку социального, экономического и экологического компонентов устойчивого социально-экономического развития области (г.Минска); прогноз угроз устойчивому социально-экономическому развитию области (г.Минска); стратегические цели, задачи и основные индикаторы (показатели) социально-экономического развития области (г.Минска) с разбивкой по пятилетиям; оценку ресурсного потенциала устойчивого социально-экономического развития области (г.Минска) и меры по повышению эффективности его использования; схему развития и размещения производительных сил области (г.Минска).
- годовые индикативные планы социально-экономического развития областей (г.Минска) и прогнозы важнейших параметров на последующие два года, которые разрабатываются на основании годового индикативного плана социально-экономического развития Республики Беларусь и прогноза важнейших параметров на последующие два года в целях реализации стратегий устойчивого социально-экономического развития областей (г.Минска). Указанные документы должны отражать конкретные решения стратегических целей развития областей и г. Минска в краткосрочном периоде.
- стратегии устойчивого развития отраслей экономики, которые разрабатываются сроком на десять лет и должны содержать долгосрочные цели и задачи развития отраслей экономики; анализ развития отрасли экономики с учетом изменения факторов спроса и предложения; индикаторы (показатели) развития отрасли экономики с разбивкой по пятилетиям и способы их достижения.
- годовые индикативные планы развития отраслей экономики и прогнозы важнейших параметров на последующие два года, которые разрабатываются на основании годового индикативного плана социально-экономического развития Республики Беларусь и прогноза важнейших параметров на последующие два года в целях реализации стратегий устойчивого развития отраслей экономики. Разработка указанных документов основывается на оценке текущего состояния отрасли экономики и включает определение целей и задач развития отрасли экономики; индикаторов развития отрасли экономики на очередной плановый год и способы их достижения; прогноз важнейших параметров развития отрасли экономики на последующие два года; перечень инвестиционных проектов, реализуемых в отрасли экономики.
- национальные проекты разрабатываются при необходимости решения важнейших национальных проблем социально-экономического развития, требующих межотраслевого и межрегионального взаимодействия государственных органов и иных организаций, на основании решения Президента Республики Беларусь. Национальный проект состоит из концепции национального проекта и программ национального проекта.
Концепция национального проекта определяет систему научно обоснованных предложений по решению национальной проблемы социально-экономического развития, сроки реализации и порядок финансирования национального проекта. Программы национального проекта утверждаются в целях реализации концепции национального проекта. Президент Республики Беларусь принимает решение о корректировке, временном приостановлении выполнения или прекращении реализации национальных проектов.
Данный законопроект существенным образом отличается от действующей в республике системы планирования. Одной из главных его особенностей является региональная проекция подготовки прогнозных документов, а также применение метода каскадирования. Это предполагает, что цели, задачи, показатели результатов верхних уровней иерархии системы (Республики Беларусь и соответствующих областей) переходят в соответствующие цели, задачи и показатели развития районов.
В соответствии с данным законопроектом механизм разработки прогнозных документов существенно адаптирован к требованиям стран Таможенного союза и Единого экономического пространства. Немаловажным является факт внедрения в систему планирования такого существенного элемента, как разработка схемы размещения производительных сил. Это позволит объединить региональный и отраслевой срез при подготовке основополагающих документов макроэкономического планирования.
Реализация данного законопроекта позволит существенно модернизировать действующую в республике систему планирования, приблизив ее к мировым стандартам. Внедрение указанных преобразований позволит адаптировать механизм прогнозирования к алгоритму стран - участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства, тем самым, создав равные условия торгово-экономического сотрудничества и социально-экономического развития.
Список использованных источников
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г. № 157-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 20 марта 2001 г. - № 2/689.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года. Одобрен Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь 6 мая 2004 г. (протокол №11/15ПР).
3. Типовые методические положения по подготовке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития областей и г. Минска. Мн., 2001.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года №136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2014 г. №17 «О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год».
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации».
7. Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 г. № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан».
8. Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 г. № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
9. Проект Закона Республики Беларусь «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3941&p0=2012002001.
References
1. O gosudarstvennom prognozirovanii i programmakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus': Zakon Resp. Belarus', 5 maya 1998 g. №157-Z//Nats. reestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. - 20 marta 2001 g. - №2/689.
2. Natsional'naya strategiya ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' do 2020 goda. Odobren Natsional'noy komissiey po ustoychivomu razvitiyu Respubliki Belarus' 6 maya 2004 g. (protokol №11/15PR).
3. Tipovye metodicheskie polozheniya po podgotovke dolgosrochnykh, srednesrochnykh i kratkosrochnykh prognozov razvitiya oblastey i g. Minska. Mn., 2001.
4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 11 aprelya 2011 goda №136 «Ob utverzhdenii Programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' na 2011 - 2015 gody».
5. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 13 yanvarya 2014 g. №17 «O pokazatelyakh prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus' na 2014 god».
6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2009 goda №536 «Ob Osnovakh strategicheskogo planirovaniya v Rossiyskoy Federatsii».
7. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 18 iyunya 2009 g. №827 «O Sisteme gosudarstvennogo planirovaniya v Respublike Kazakhstan».
8. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 4 marta 2010 g. №931 «O nekotorykh voprosakh dal'neyshego funktsionirovaniya Sistemy gosudarstvennogo planirovaniya v Respublike Kazakhstan».
9. Proekt Zakona Respubliki Belarus' «O gosudarstvennom indikativnom planirovanii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus'» //Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. 2013. : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3941&p0=2012002001.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Тетеринец Татьяна Анатольевна, к.э.н., доцент
доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК
УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»
220070, Республика Беларусь, г. Минск, переулок Клумова 11-29 [email protected]
Чиж Дмитрий Анатольевич, к.э.н., доцент заместитель директора по научной работе
ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»
220086, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1
DATA ABOUT THE AUTHORS
Tsetsiarynets Tat'iana Anatol'ievna, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of "Economics and Organization of agriculture" of Belarus State Agrarian Technical University, side str. Klumov 11-29, Minsk, Republic of Belarus, 220070 [email protected]
Chyzh Dmitrii Anatol'ievich, PhD of Economics Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Science
Economic institute of the Ministry of Economy of Belarus str. Slavinskogo 1/1, Minsk, Republic of Belarus, 220086 [email protected]