ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Г. А. Бордовский,
ректор
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЫ*
Уважаемый Андрей Александрович! Уважаемые коллеги!
Мне поручено огласить материал, который готовился путем длительных дискуссий специалистов вузов-победителей конкурса инновационных образовательных программ под руководством Э. М. Никитина с целью поиска согласованных позиций по проблематике развития системы педагогического образования в современных условиях. Эта работа была инициирована И. И. Калиной, который принял в ней личное участие на разных этапах подготовки материалов. При этом надо сказать, что полного консенсуса между участниками рабочей группы все-таки достигнуто не было.
1. Какие факторы вызывают необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования?
Российское образование в последние 15-20 лет находится в состоянии перманентного реформирования. Это не случайно, поскольку страна оказалась в принципиально новой ситуации. Главные вызовы, возникшие перед Россией, порождены, прежде всего, процессом глобализации, в который страна уже втянулась и который к тому же наложился на крайне болезненные рыночные реформы.
У глобализации очень много аспектов, которые напрямую влияют на систему образования. Первое — это прозрачность границ, в том числе и в прямом смысле этого слова. Через сети Интернет и телевидение к детям напрямую поступает самая сильная — зрительная информация, часто антинаучная, а также специально подготовленная для развития низменных потребностей, примитивного мировоззрения, что морально разлагает людей и общество в целом. Глобализация несет в себе реальность давления «каждого на каждого», так как в процессе глобализации нет союзников, есть только конкуренты, для ослабления которых хороши любые средства. Развитие компьютерных технологий приводит к вытеснению людей из среднего сектора рынка труда, оставляя им либо низкоквалифицированную работу (водители, трактористы, строительные рабочие и т. д.), либо сектор высокоинтеллектуального, творческого труда, связанный с созданием новых знаний, новых технологий, и т. д. Глобализация же распространяет эту тенденцию уже на целые страны. Сегодня все страны решают задачу, в каком секторе глобального разделения труда они окажутся. Помимо глобализации, на систему педагогического образования оказывают влияние и такие факторы, как изменение социально-экономической ситуации (и прежде всего, расслоение общества); децентрализация управления с одновременным усилением решений феде-
Выступление на заседании Совета по образованию при Министре образования и науки Российской Федерации 20 июня 2007 г.
рального центра; диверсификация системы школьного образования; развитие информатизации общества, вследствие чего учитель перестает быть главным источником информации для школьника; усиление роли школы и учителя в решении задачи социализации школьников; интенсивное развитие технологий, приводящее к сокращению «периода полураспада компетентности специалиста»; понимание необходимости непрерывности и возвратности образования и др. Данные табл. 1, например, демонстрируют, как усложнилась задач школы по социализации школьника.
Таблица 1
Участники социализации молодежи
Советская школа Современная школа
плюсы минусы
Комсомольская организация СМИ
Пионерская организация Игровые автоматы
Система внешкольной работы Компьютерные игры
Шефы Неформальные асоциальные объединения
Структуры советской власти
Все эти изменения поставили перед современным образованием целый ряд принципиально новых задач. Одной из острейших проблем является преодоление разрыва, возникшего в прошедшую эпоху, между предметоцентричностью в подготовке педагога, да и всей системы общего образования, и потребностью гуманизировать и гармонизировать отношения людей друг к другу, к общественным обязанностям и труду, к семье и продолжению рода, к природе и национальным ресурсам, к культурно-историческим традициям и ценностям и т. д.
Сегодня для успешного развития общества требуются развитие и становление человека нового культурного типа, свободно владеющего современными информационными и коммуникативными технологиями, а значит, достижение нового качества образования, обеспечивающего возможность максимальной самореализации каждого молодого россиянина. Это возможно, если школа будет постоянно предоставлять ученикам свободу выбора, даже более того, ставить его в ситуацию выбора.
Нам необходимо повышение качества рабочей силы в соответствии с развитием отечественного и международного рынка труда и ожиданиями работодателей. Стране требуется устойчивость социального партнерства в разных условиях и сферах жизни и профессиональной деятельности современного человека, снижение социальной и психологической напряженности в обществе средствами образования и многое другое.
2. Какие новые требования предъявляются современной действительностью к педагогу?
По нашему убеждению, сегодня педагогическое образование призвано готовить педагогические кадры нового типа. Что это означает?
Нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда. Более того, появилась новая функция педагога — быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их самостоятельно находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию. Более детально новые требования можно представить следующим образом:
• способность к анализу и выбору способов реализации новых образовательных концепций, теорий и новых образовательных систем;
• способность ориентировать школьников на формирование собственной системы ценностей;
• способность «видеть» многообразие учащихся и реагировать на их потребности;
• способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат;
• понимать и учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т. д.), в которых проходит обучение;
• способность организовать работу в команде и уметь работать в команде самому;
• способность к анализу и рефлексии своего педагогического опыта на всех этапах профессиональной деятельности;
• способность к генерации новых идей;
• способность быть ответственным за качество своей деятельности;
• понимание необходимости постоянного профессионального развития и др.
Педагоги должны уметь создавать условия для раскрытия человеческого потенциала
на разных этапах жизненного пути человека, который понимал бы и умел вести диалог с представителями разных социальных групп, конфессий и культур. Специалисты нового поколения должны быть способны осуществлять взаимодействие в поликультурном обществе, обусловленное пониманием различий между этносами и культурами, а также владеть способами профилактики зависимого и девиантного поведения и методов работы с группами риска и т. д.
Сегодня, обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме подготовки педагогов, можно сказать, что, помимо традиционных профессиональных требований к педагогу, таких как владение предметными знаниями и умение их передавать, умение организовать учебно-познавательную деятельность школьников, умение оценивать и контролировать знания, появился целый ряд новых требований, или, как говорят, компетентностей. Некоторые из них, предъявляемые сегодня к современному учителю, преподавателю высшей школы, методисту, управленцу и другим специалистам в области образования, могут быть представлены как:
• способность к систематическому анализу и выбору способов реализации образовательных концепций, теорий и новых образовательных систем;
• способность ориентировать школьников на формирование собственной системы ценностей, понимать цели и направления развития образовательных систем;
• способность распознавать, «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса;
• способность реагировать на различные потребности учащихся;
• способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат;
• понимать и учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т. д.), в которых проходит обучение;
• способность выполнять организованную работу в команде и уметь работать в команде самому;
• способность к генерации новых идей, предвидеть новые нужды и потребности образования;
• способность к анализу и рефлексии своего педагогического опыта на всех этапах профессиональной деятельности;
• способность быть ответственным за качество своей деятельности;
• понимание необходимости постоянного профессионального развития и др.
3. Что предпринималось и что надо дополнительно сделать для совершенствования системы подготовки педагогических кадров?
Нет необходимости напоминать участникам совещания о том, какие важные документы, затрагивающие вопросы подготовки педагогов, были приняты только в последние годы. Среди них особенно следует отметить следующие:
• программа Правительства РФ на 2000-2010 гг. (раздел 1.1. Реформирование образования);
• концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р);
• программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 гг. (утверждена Коллегией Минобразования России в 2001 г.);
• программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 1.04.2003 г. № 1313);
• проект федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.;
• совершенствование системы подготовки учителя по двум специальностям;
• развитие многоуровневой системы подготовки бакалавров и магистров.
Развитие системы подготовки педагогических кадров проходило по двум направлениям. Во-первых, продолжалось совершенствование системы подготовки учителя по двум и более специальностям, во-вторых, шло становление системы многоуровневой подготовки бакалавров и магистров образования. Данные рис. 1 свидетельствуют, что первые изменения в подготовке учителя были предприняты еще в 70-е гг., а бакалавриат и магистратура стали развиваться уже в начале 90-х гг. прошлого столетия.
Изменение сроков обучения
1
— _ -
1 1 1 ] I
□ 4 года(одна специальность)
□ 5 лет (две специальности)
□ 4 года (бакалавриат)
□ 6 лет (магистратура)
1937 1947 1957 1967 1977 1987 1997 2007
Рис. 1
Особенности и преимущества моноуровневой системы подготовки учителя-предметника хорошо известны. Уверен, что большинство участников сегодняшнего заседания в свое время получили именно такую подготовку. Система бакалавр—магистр вызывает больше вопросов, а часто и непонимание. Мне представляется, что многие в ней видят только изменение сроков обучения, в то время, как главное различие состоит совсем в другом. Подготовка бакалавров и магистров осуществляется по нелинейному принципу и модульной технологии. В основе подготовки бакалавров лежит фундаментальная база в достаточно широкой образовательной области, которая, в частности, включает овладение принципами самостоятельного поиска, обработки и применения необходимой информации и развитие способности делать выбор своей индивидуальной образовательной траектории. Этому способствует предложение студентам большего числа предметных модулей, ком-
бинации которых позволяют в бакалавриате реализовывать значительное число профилей, наращивать их или изменять в зависимости от личных интересов или потребностей рынка труда. Еще больший эффект модульная технология дает в магистратуре. Схема модульного построения системы профессионального образования представлена на рис. 2.
Магистры — это новая категория педагогических работников с новым профессиональным мышлением. Они призваны разрабатывать и осуществлять новые авторские программы, вести научно-методическое сопровождение учительских объединений, работать в системе профильного обучения и т. д.
Приведу пример. В инновационной образовательной программе Герценовского университета разрабатывается один инвариантный и 38 вариативных модулей, комбинация которых позволяет готовить магистров в области гуманитарных технологий, адаптированных для работы в самых различных сферах системы «человек—человек». Структура инвариантного модуля в самом общем виде представлена на рис. 3.
Сегодня можно утверждать, что модульная технология дает следующие возможности: расширить профили подготовки в бакалавриате и в магистратуре, усилить адресность подготовки по запросам конкретного региона, повысить самостоятельность студента, а также его ответственность за выбор индивидуального образовательного маршрута в профессиональном образовании и др.
Особенно надо подчеркнуть возможность качественного изменения системы дополнительного образования, в котором накопились свои проблемы, в частности:
• сложившаяся практика повышения квалификации руководящих кадров не отвечает современным требованиям: система не поспевает за быстрыми изменениями современной школьной практики;
• в работе специалистов учреждений повышения квалификации преобладают приемы репродуктивной педагогики, академические формы обучения;
• не определен юридический и нормативно-правовой статус учреждений дополнительного профессионального образования (постановление Правительства РФ от 26.06.95 г.
№ 610 устарело);
• в системе образования нет четкой регламентации, порядка и периодичности повы-
Составляющие инвариантного модуля
Рис. 3
Схема модульного построения многоуровневой системы подготовки педагога
Рис. 2
шения квалификации и переподготовки работников образования. Оплата труда педагогов слабо связана с регулярным повышением квалификации;
• не установлен порядок и правила аттестации, аккредитации и лицензирования региональных учреждений повышения квалификации;
• не удовлетворительная материально-техническая база учреждений повышения квалификации и др.
Решение многих из них требует структурных изменений, о чем речь пойдет дальше. Но можно также полагать, что постепенное освоение новых модулей учителями-бака-лаврами даст возможность со временем выполнить магистерскую программу и получить степень магистра. При этом освоение того или иного модуля завершается выдачей соответствующего профессионального сертификата о полученной дополнительной специализации, востребованной на практике.
Как уже было сказано выше, изменения, происходящие в системе образования, вызывают появление и новых педагогических профессий, таких как:
• проектировщик новых образовательных, в том числе и инновационных, программ;
• проектировщик реабилитационно-воспитательных систем;
• дизайнер культурно-образовательного пространства образовательного учреждения;
• организатор интернет-проектов;
• организатор тьюторской службы;
• организатор социального партнерства в образовании;
• тестолог;
• специалист по качеству образования;
• специалист по образовательному праву;
• организатор дополнительного образования детей;
• специалист в области педагогических измерений;
• сетевой педагог;
• педагог-психолог-конфликтолог;
• психолог-консультант по правам ребенка;
• практический психолог и др.
Понятно, что подготовка таких профессионалов логично укладывается в многоуровневую модульную технологию. Особенно это актуально в отношении подготовки управленческих кадров в системе образования, обладающих новыми профессиональными качествами. Фактически речь идет о новых профессиях, таких как:
• менеджер образовательных систем;
• директор школы как профессиональный менеджер образовательного учреждения;
• завуч школы как профессиональный менеджер образовательных программ;
• координатор сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
• менеджер совместных детско-взрослых образовательных проектов;
• менеджер по мультимедиаобразованию;
• руководитель школьного ресурсного центра;
• руководитель службы практической психологии и др.
Важно отметить положительную динамику готовности учителей к происходящим изменениям. Мы провели опрос около тысячи работодателей в различных регионах России. Суждения работодателей об отношении учителей к изменениям представлены на рис. 4.
Уважаемые коллеги! Понятно, что новые требования к педагогическим кадрам, предъявленные современной жизнью, невозможно реализовать без серьезных изменений не только в содержании, но и в структуре подготовки педагогов.
Что можно предложить в этом отношении? Во-первых, мы исходим из безусловного признания необходимости сохранения педагогического образования как самостоятельного
вида профессионального образования, являющегося системообразующим всей системы реформируемого отечественного образования, при этом считаем, что в современном мире педагогическое профессиональное образование может быть только высшим профессиональным образованием.
Во-вторых, следует признать безусловную необходимость государственно-управленческого обеспечения развития педагогического образования.
Г осударственное управление развитием системы образования, на наш взгляд, представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на систему образования путем использования государственными органами управления образованием: государственных образовательных стандартов; государственных стандартов профессиональной деятельности; государственных органов аттестации и аккредитации образовательных учреждений; государственной поддержки инновационных процессов в образовании и т. д.
Все это необходимо для сохранения в стране единого образовательного пространства.
В-третьих, мы также исходим из того, что в подготовке педагогических кадров необходимо самым серьезным образом учитывать специфику регионов нашей страны, различающихся по климатическим, географическим, демографическим, социально-экономическим, культурным, национальным признакам, а следовательно, имеющих разные приоритеты в подготовке кадров для разных сфер жизни общества, в том числе и для сферы образования. В связи с этим представляется необходимым делегирование полномочий региональным органам управления в организации и обеспечении деятельности педвузов в целях наиболее полного учета особенностей культурного и социально-экономического развития конкретного региона в подготовке педагогических кадров.
Можно предложить (правда, весьма схематично) следующую модель системы педагогического образования (рис. 5).
Она представляется тоже многоуровневой. При этом на каждом уровне решаются свои задачи с целью обеспечения успешного функционирования следующего уровня.
Схема системы педагогического образования
ответственность
Министерство образования и науки
Федеральное агентство по образованию
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ▼
Федеральные педагогическиеуниверситеты и учреждения дополнительного педагогического образования
Учебно-методические объединения
Федеральные окружные педагогические университеты и учреждения дополнительного педагогического образования, как руководители образовательных округов
Федеральный
бюджет
Рис. 5
Отношение учителей к изменениям (по мнению работодателей, в % от числа опрошенных раннтодателей шести регионов)
готовность к социальному партнерству
ориентация на собственное непрерывное образование
развитие
самостоятельности
ученика
20
40
60
80
В опросе приняли участие 983 работодателя из Читы, Омска, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Петрозаводска, Архангельска
Рис. 4
ориентация на поддержку ученика
0
Понятно, что Министерство образования и науки РФ задает государственную политику в области подготовки педагогических кадров, постановки соответствующих задач перед федеральными педагогическими университетами и федеральными учреждениями дополнительного образования по разработке и обновлению государственных образовательных стандартов, новых образовательных технологий, базовых учебно-методических материалов, опережающего эксперимента по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. Оно осуществляет финансирование, лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, контроль качества образования и т. д. Функции учреждений разных уровней кратко представлены в табл. 2.
Таблица 2
Функции учреждений педагогического образования разного вида
Федеральные университеты и федеральные учреждения дополнительного образования Комплексные научные исследования Интеграция с академической наукой. Ресурсные центры, разработка ГОС, ОП, УМК, учебно-методическое и научное сопровождение, разработка контрольно-измерительных материалов. Вариативная подготовка кадров на всех уровнях педагогического образования. Подготовка научных и управленческих кадров
Федеральные окружные университеты и учреждения дополнительного образования Научно-методическое сопровождение региональных систем образования, адресная подготовка кадров для региона на всех уровнях педагогического образования
Региональные университеты и институты, включающие колледжи, а также учреждения дополнительного образования Адресная подготовка бакалавров и специалистов с учетом потребностей регионов, методическое сопровождение НМЦ, ППМС-центров, школ
Федеральные педагогические университеты и учреждения дополнительного образования организуют соответствующую работу по заказу министерства и в инициативном порядке, доводя созданные материалы до практического использования в федеральных образовательных округах и региональных педвузах. Естественно, что федеральные педагогические университеты ведут вариативную подготовку кадров для всех уровней педагогического образования. Основой такой деятельности являются комплексные научные исследования.
Федеральные окружные педагогические университеты и учреждения дополнительного образования возглавляют соответственно образовательные округа, в которые входят
региональные педагогические вузы и структуры дополнительного образования.
Они призваны осуществлять разработку и реализацию научно-педагогического сопровождения региональных систем образования, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на всех уровнях педагогического образования по заказам регионов. Возможная схема федерального образовательного округа представлена на рис. 6.
Региональные педагогические вузы являются научнометодическим комплексом,
Структура подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для общего образования
Рис. 6
включающим в свою структуру, например, педагогические колледжи и учреждения дополнительного педагогического образования. Они осуществляют адресную подготовку кадров на уровне бакалавриата и специалитета по заказу регионов, научно-методическое сопровождение районных методических кабинетов, центров и школ. Схематически структура регионального образовательного округа представлена на рис. 7.
В такой системе вполне логично делить и финансовую ответственность за работу педагогических учреждений. Выполнение задач федерального уровня должно финансироваться из федерального бюджета, а задач регионального — из регионального. В случае, если регион делает заказ на подготовку кадров высшей квалификации, например федерального окружного университета, он передает туда и соответствующее софи-нансирование.
Вполне возможно, что в качестве федеральных окружных педагогических университетов могут выступить и региональные классические университеты, которые проблемы подготовки педагогических кадров сделают своей основной задачей. Роль и место классических университетов в подготовке педагогических кадров следовало бы обсудить особо. На наш взгляд, главная проблема состоит в том, что сейчас большинство из них не лицензировано по педагогическим специальностям и не выполняют государственный образовательный стандарт подготовки современного педагога. Дополнительная программа, позволяющая выдать квалификацию «преподаватель», является лишь побочной, обеспечивающей только одну педагогическую функцию — передачу научных знаний.
Следует еще раз подчеркнуть повышение роли дополнительного образования, особенно в случае, если основной формой массовой подготовки педагогических кадров станет бакалавриат. Внедрение модульной технологии в этом случае, как уже было сказано, позволит учителям-бакалаврам нарастить свой образовательный потенциал до уровня магистратуры или овладеть дополнительным профилем. Через эту систему можно также решать острейшую проблему переподготовки управленческих кадров образовательных учреждений, реализацию принципа непрерывного образования и т. д.
4. Какие социальные эффекты следует ожидать?
Прежде всего, к ожидаемым социальным эффектам можно отнести:
• повышение качества научно- и учебно-методического обеспечения, позволяющего повысить качество подготовки педагогических кадров;
• повышение экономической эффективности системы педагогического образования;
• повышение престижа педагогической профессии и педагогического образования;
• повышение эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного вида и уровня;
• удовлетворение запросов региональных работодателей;
• повышение ответственности руководителей регионов за качество образования как важнейшего фактора успешности социально-экономического развития региона;
Структура подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для общего образования
региональный образовательный округ
Рис. 7
• активизация региональной общественности в государственно-общественном управлении образованием;
• укрепление роли школы как социального института защиты детства;
• адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы;
• активизация региональной общественности в государственно-общественном управлении образованием.
Предложенная система будет способствовать повышению эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного вида и уровня, удовлетворению запросов региональных работодателей, повышению ответственности руководителей регионов за качество образования как важнейшего фактора успешности социально-экономического развития региона, активизации региональной общественности (работодателей, бизнес-структур, общественных организаций, политических партий, родителей) в государственно-общественном управлении образованием.
В конечном итоге все это будет способствовать повышению престижа педагогического образования и педагогического труда.
5. Какие социальные риски возможны при таких изменениях?
Очевидные риски можно охарактеризовать следующим образом:
• дефицит кадров, способных работать в инновационных условиях;
• сложившиеся стереотипы, те барьеры, с которыми человек сталкивается в эпоху перемен, когда в условиях социальной нестабильности снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому;
• сокращение педагогических кадров;
• инертность управленческих структур, не готовых к созданию необходимых условий для модернизации системы педагогического образования;
• утрата традиций ведущих научных школ и направлений, отсутствие содержательной интеграции науки и образования;
• выведение службы практической психологии на периферию системы образования.
По нашему мнению, необходимые условия, позволяющие обеспечить достижение
ожидаемых эффектов и снизить возможные риски, являются тоже многоплановыми.
В политическом плане — это определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; дальнейшее развитие государственно-общественного партнерства.
В социальном плане необходимо формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества, создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении качественного образования.
В экономическом плане требуется консолидация финансовых ресурсов разного уровня для обеспечения условий полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов и в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности.
Наконец, в образовательном плане — это переход к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам, создание механизмов повышения качества и конкурентоспособности образования.
Из сказанного вытекает целый ряд предложений.
1. Министерству образования и науки РФ подготовить предложения Правительству РФ, Государственной Думе, Совету Федерации, касающиеся:
• законодательного закрепления положения о том, что стратегической линией Министерства образования и науки РФ является обеспечение системы общего среднего образования педагогическими кадрами с высшим образованием;
• внесения дополнений в Трудовой кодекс РФ о статусе бакалавра и магистра;
• поэтапного перехода к финансированию образовательных учреждений педагогического профиля разного уровня из различных бюджетов;
• принятия постановления «О порядке и нормативных сроках повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;
• внесения дополнений в федеральные законы «Об образовании», «О послевузовском профессиональном образовании» в части, затрагивающей роль и место дополнительного профессионального образования в общей системе образования.
2. Региональным органам управления:
• разработать программу кадрового обеспечения образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включив ее в региональную программу развития;
• разработать предложения по реструктуризации региональной системы учреждений педагогического образования;
• определить новый порядок аттестации и аккредитации региональных учреждений педагогического профиля на основе федеральных законодательных актов;
• разработать и реализовать программы укрепления материально-технической базы региональных образовательных учреждений педагогического профиля и учреждений дополнительного образования;
• создать региональную мобильную сеть повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров.
Спасибо за внимание!