Л.Г. Мартыненко, старший преподаватель кафедры французского языка РГПУ им. А.И.Герцена
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ СТУДЕНТОВ В ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Все более понятными и частотными становятся такие слова, как рейтинг, мобильность, зачетные единицы — кредиты, баллы и т.д. Все это связано с поэтапным экспериментом, который нацелен на введение индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц.
Решение начать эксперимент в РГПУ им. А.И.Герцена было обусловлено не только мероприятиями Болонского процесса, но и тем, что университет одним из первых в стране начал реализацию многоуровневой системы в полном структурном подразделении.
Введение системы зачетных единиц способствует переходу от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории, стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы, усиление мотивации студента к освоению образовательной программы за счет более высокой дифференциации оценки учебной работы студента.
Введение кредитной и балльно-рейтинговой систем позволит выработать объективные критерии оценки качества работы преподавателей и студентов.
Впервые в России рейтинговая система была введена в начале 90-х гг. прошлого столетия в МПГУ. Замысел нововведения рейтинговой системы заключался в том, что студент получал возможность:
- самостоятельно распоряжаться своим временем;
- выбирать порядок выполнения учебных заданий;
- самостоятельно планировать их выполнение;
- постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;
- сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов;
- углубляться в интересующие его области
науки.
При таком введении качество и количество работы студента оценивается условными баллами. Зачет и годовая экзаменационная оценка зависят от количества набранных баллов. Дается подробная расшифровка баллов за каждый выполненный вид работы, при этом максимально поощряется исследовательская деятельность, вводится система дополнительных премий за высокое качество работы и «штрафов» за нарушение сроков выполнения тех или иных дел. Чтобы избежать однобокости при самостоятельном выборе занятий, вводится система регулярных контрольных работ, которые проводятся по завершении каждого раздела курса.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо начинает действовать, когда учебную деятельность студентов начинают рассматривать, как способ проявить себя. Правильно построенная система оценки позволяет им быть более активными, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, мотивирует к достижению успеха.
Начиная с первого семестра в РГПУ им. А.И.Герцена на факультете иностранных языков рейтинговая система оценки успеваемости студентов реализуется на двух уровнях подготовки специалистов (бакалавр, специалист). Фиксируется рейтинг по каждой дисциплине в течение семестра: средний семестровый, межкурсовой и итоговый. Рейтинг студента является индивидуальной комплексной оценкой его успеваемости по всем видам учебной деятельности, включающей дисциплины учебного плана, различные формы практик, курсовые работы, сдачу итогового экзамена. Все виды учебной деятельности студентов оцениваются по 100-балльной шкале. Не отвергая традиционную (5-балльную) систему выставления оценок, вводится таблица перевода, в соответствии с которой: 100-96 баллов — отлично (5), 95-91 баллов - отлично (5-), 90-88 баллов
— хорошо (4+), 87-84 баллов — хорошо (4), 83-
81 баллов — хорошо (4-), 80-78 баллов — удовлетворительно (3+), 77-74 баллов—удовлетворительно (3), 73-71 баллов — удовлетворительно (3-).
Данная таблица является действующей на факультете иностранных языков РГПУ им.А.И.Герцена.
Результаты подсчета рейтинга за учебный семестр (год) используются при определении размера стипендии студентов, в отборе контингента на конкурсной основе на новый более высокий уровень обучения, на различного рода стажировки, а также при зачислении на программу дополнительного образования или специализации. За период реализации рейтинговой системы оценки знаний студентов достигнута определенная результативность, повысилась ритмичность работы студентов, теперь присутствует их заинтересованность в получении более высоких рейтинговых оценок. Отмечается появление дифферен-цированности в оценивании их учебных достижений, увеличение количества студентов бессесси-онной семестровой аттестации (без сдачи экзаменов и зачетов в конце семестра в связи с достаточным количеством набранных баллов за семестр — выше 71 балла).
Структура системы контроля знаний должна представлять собой взаимосвязанные подсистемы.
1) Соотнесенная самооценка, внешняя оценка. Студент выступает как субъект и организатор оценки.
2) Самооценка и внешняя оценка уровня образовательных достижений. Педагог выступает в этом случае как субъект и организатор оценки.
3) Самооценка и мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности студентов.
Аттестация тоже принимает различные формы. Но самыми популярными считаются два вида аттестации: текущая и итоговая.
1. Текущая аттестация — проведение дебатов, подготовленной (неподготовленной) дискуссии, самооценка в виде языкового паспорта, презентация доклада, реферата, группового проекта.
Текущая аттестация может проводиться в форме проектных заданий:
- подготовьте программу мероприятий, посвященных «Неделе страны изучаемого языка» (конкурс — Франкофония, для студентов французского отделения);
- разработайте программу школьного вечера на иностранном языке;
- подготовьте викторину культурно-страноведческого содержания;
- дайте самооценку результатам своей учебной деятельности (ведение языкового паспорта, методического дневника и др.).
2. Итоговая аттестация - экзамен, в ходе которого решаются профессиональные задачи с использованием знаний иностранного языка или написание выпускной квалификационной работы методической направленности.
Основной отличительной особенностью ком-петентностно- ориентированного профессионального педагогического образования является ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных результатов решения профессиональных педагогических задач. Цель профессиональной подготовки задается как ожидаемый результат — становление профессиональной компетентности учителя. Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки той или иной компетенции, были валидными, надежными и объективными, они должны быть:
- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
- сформулированы на языке, доступном пониманию обучающегося, претендующего на обладание соответствующей компетентностью;
- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить общий подход к решению, выбор необходимой стратегии, квалификацию в использовании конкретного гносеологического и поведенческого инструментария;
- модульными, т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из ее условий. Модуляри-зация обучения представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие — «модули», которые легко перемещаются. Такие модули складываются из руководств, тем, предполагаемых для обсуждения, образующих фрагменты дисциплин, и комплекса задач для решения. Модуль обладает одним важным достоинством: его можно соединять с другими модулями. Завершение изучения каждого модуля настраивает обучающегося на изучение дополнительных модулей. Внедрение модулей в практику обучения позволяет избежать повторного обращения примерно к одной трети учебного материала, который располагается в зонах взаимного «перекрытия» тем и дисциплин.
Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с изменением технологий обучения, которые реализуются в рамках коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода при обучении студентов в контексте диалога культур.