Научная статья на тему 'Модернизация сферы услуг КНР'

Модернизация сферы услуг КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ци Вэйчао

На текущий момент руководство КНР видит свое будущее в «реиндустриализации» строительстве «умной экономики». Одним из приоритетов инновационного развития является внедрение интернет-технологий в различные сферы экономики, отрасли промышленного производства и общественных услуг. Без информатизации не может быть и модернизации. В настоящее время многие участники электронной коммерции переходят к новым для себя категориям: детским товарам, товарам для здравоохранения, бытовой технике. Эти сегменты, которые, как прогнозируют эксперты, станут новыми драйверами роста китайского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация сферы услуг КНР»

УДК 332

Ци Вэйчао

аспирант кафедры международных экономических отношений, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Институт стран Азии и Африки (Факультет) qiweichao@gmail.com

Qi Weichao

Graduate Student Department of International Economic relations, Moscow State University of name M.V. Lomonosov, Institute of the Countries of Asia and Africa (Faculty) qiweichao@gmail.com

МОДЕРНИЗАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ КНР

MODERNIZATION OF CHINA'S SERVICE SECTOR

Аннотация. На текущий момент руководство КНР видит свое будущее в «реиндустриализа-ции» - строительстве «умной экономики». Одним из приоритетов инновационного развития является внедрение интернет-технологий в различные сферы экономики, отрасли промышленного производства и общественных услуг. Без информатизации не может быть и модернизации.

В настоящее время многие участники электронной коммерции переходят к новым для себя категориям: детским товарам, товарам для здравоохранения, бытовой технике. Эти сегменты, которые, как прогнозируют эксперты, станут новыми драйверами роста китайского рынка.

Ключевые слова: модернизация, цифровая экономика, интеллектуальная логистика, информационно-компьютерные технологии.

Annotation. At the moment, China sees its future in «^industrialization» - the construction of a «smart economy». One of the priorities of innovative development is the introduction of Internet technologies in various sectors of the economy, industrial production and public services. There can be no modernization without Informatization. Currently, many participants in e-Commerce are moving to new categories: children's goods, goods for health care, household appliances. These segments, which experts predict will become new drivers of the Chinese market growth.

Keywords: modernization, digital economy, intellectual logistics, information and computer technologies.

Цифровая экономика или сектор электронной коммерции включает пользователей информационно-компьютерных технологий: это банки, торговые компании, страховые общества, промышленные, сельскохозяйственные и иные производственные фирмы, ИКТ обеспечивают прямое и быстрое взаимодействие между участниками различных рынков, причем, в первую очередь, компаний с конечными потребителями товаров и услуг. Эти «оцифрованные» связи выступают в форме электронной коммерции, электронного банкинга, электронных расчётов, интернет-рекламы, интернет-страхования, интернет-консалтинга, интернет-игр и т.п. [1]

Считается, что электронная коммерция станет одним из тех механизмов, который будет положительно влиять на экономическое развитие страны. Электронная коммерция в Китае стремительно развивается. Считаем, что в связи с развитием рынка электронной коммерции, организациям, работающим в данной области, придется и дальше расширять товарные категории, а также оптимизировать логистику и сервисы доставки и возврата. Кроме того, магазинам необходимо развивать трансграничную торговлю и завоевывать рынки в сельской местности.

По нашему мнению, интеллектуальная логистика может стать важнейшим двигателем отрасли и является основой полностью автоматизированных процессов.

В отличие от традиционного сектора транспорта и логистики, цифровая экономика сталкивается с такими вызовами, как стремительно изменяющаяся, глобальная и сверхконкурентная торговая среда, сложность цепочек поставок, быстрое изменений ожиданий клиентов, ограниченные ресурсы инфраструктуры.

Предполагается, что в ближайшем будущем «большой объём данных» (Big Data), «интернет вещей» (Internet of Things), в совокупности с и информационными технологиями, станут основными технологиями новой логистики, а автоматическое складское оборудование - роботы AGV (AutomaticGuidedVehicle - автоматически направляемое транспортное средство) и беспилотный летательный аппарат (Unmanned Aerial Vehicle) - будет более широко использоваться, делая автоматизированный логистический процесс умным.

Таким образом, реализация проектов в интеллектуальном секторе логистики, является ключе-

вым шагом для повышения общей эффективности производства.

Следует обратить внимание на перспективную инновацию в логистической отрасли, с помощью которой Китай сможет побить рекорды скоростной доставки грузов внутри страны, «Умный логистический экспресс» - проект, которого представила компания Guangdongi Bosst Ltd. Данный проект ориентирован на создание интеллектуальной системы канатно-рельсовых дорог, охватывающих городские и сельские районы Китая с целью доставки товаров день в день по всей стране и в течение часа в пределах города при двукратном сокращении логистических расходов. Проект основан на концепции «канатно-подвесная дорога + челночные роботы».

В настоящий момент успешно построен и проходит испытание первый участок интеллектуальной доставки недалеко от города Хуаньчжоу. Полигон представляет собой участок специализированной трассы длиной 15 км.

Руководству КНР, инвесторам следует обратить внимание на преимущества данной системы с точки зрения логистических затрат, эффективности, интеллектуальных перевозок и т.д. В дальнейшем можно серьезно задуматься над продвижением создания новых линий и сетей умной логистики по всей стране и предоставлении дополнительных сервисов складского хранения, финансового управления, больших данных с целью создания «интегрированной платформы умной экспресс-логистики» для ускоренного формирования рыночно-ориентированной системы инноваций для логистического сектора и обслуживания клиентов не только в Китае, но и по всему земному шару.

В рамках этого, компания Alibaba планирует инвестировать 10 млн юаней в логистику, оборудование и обучение для развития электронной коммерции в 100000 китайских деревнях в ближайшие 35 лет.АПЬаЬа собирается развивать региональные центры Taobao, где жители сельских районов смогут не только приобретать товары с оплатой при помощи мобильных телефонов, но и оплачивать коммунальные услуги через Интернет. Компания берет на себя не только обучение продавцов в таких представительствах, но и обеспечение их необходимыми компьютерами, а также обеспечивает своевременную доставку заказов. Именно сельские жители проходят обучение для работы в качестве представителей в таких центрах.

В рамках «Программы тысячи уездов, десятков тысяч деревень» AlibabaGroup заключила с крупнейшим в Китае оператором ChinaTelecom соглашение о продаже жителям периферии бюджетных смартфонов (ценой примерно 48 долл.), таких как Uniscope, Ctyon и Kingsun. Согласно плану стратегии, малые города и деревни будут способствовать распространению ОС YunOS (конкурент Android) и станут ключом для дальнейшего распространения бизнеса МаЮня (Джека Ма). Кроме того, более дорогие бренды Coolpad, HisenseTCL будут поставляться

в деревни с уже установленным мобильным приложением TaobaoMobile[2].

По данным исследовательского подразделения Alibaba, резиденты провинций тратят в среднем от 80 долл. до 300 долл. онлайн каждый год, поэтому мы считаем целесообразным расширение зоны торговли в малых городах с помощью логистических центров в Китае. Несмотря на то, что покупатели в малых городах делают менее объемные покупки, чем их соседи в мегаполисах, они остаются ключевым источником роста для торгового гиганта и генерируют около 42 % объема электронных продаж.

Не оставим без внимания направления совершенствования развития транспортно-логистичес-ких связей между Китаем и Россией.

1. Одним из направлений совершенствования логистического и транспортного сектора Китая становится инвестирование в совместные инфраструктурные проекты с Россией и ближайшими азиатскими соседями.

Среди обсуждаемых на данный момент проектов -реализация двух транспортных коридоров Китай-Приморье стоимостью в 5 млрд долл., которые свяжут китайские провинции на севере страны с южными портами Приморского края. Данные проекты, по оценкам McKinsey, позволят китайским производителям понизить расходы на логистику за счет выхода к морю. При доставке автотранспортом экономия будет составлять до 20 долл. за тонну, а по железной дороге - до 10 долл., или до 0,7 млрд долл. в год.

Текущий план инфраструктурного развития транспортной отрасли Китая может привести к заметному увеличению интереса иностранных компаний к крупнейшему рынку Азии. В следующие 5 лет, при условии сокращения инвестиций в грузоперевозки промышленных товаров на фоне переизбытка производственных мощностей в отрасли, а также реализации ряда других реформ, принятый план позволит КНР продемонстрировать запланированные среднегодовые темпы роста ВВП в будущем.

2. Среди инвестиционных проектов к наиболее значимым относятся: создание центра трансграничной электронной коммерции в Екатеринбурге. Договор был подписан между представителями Государственного почтового бюро Китая и представителями правительства Свердловской области на международной выставке Иннопром 2015.

Реализация данного проекта как составной части реализации стратегии сотрудничества Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелкового пути», благодаря уникальному расположению Екатеринбурга, поможет сократ и т ь сроки доставки товаров с двух недель до 3-5 дней и будет способствовать значительной экономии денежных средств, которая является очень важной для экономики, как Китая, так и России.

Отметим, что распространение цифровых технологий в финансовом секторе также связано с определенными рисками. В частности, техниче-

ский прогресс создает благоприятную почву для развития проектов, обещающих инвесторам высокую доходность. Опыт показывает, что упущения в области государственного регулирования могут привести к возникновению мошеннических схем и массовым банкротствам Р2Р-компаний. Ярким примером является одна из крупнейших в Китае Р2Р-платформ Б2иЬао, которая, по утверждению китайских властей, обманула более 900 тыс. своих инвесторов, причинив ущерб на общую сумму около 5,8 млрд долл. В связи с этим, нужны более жесткие меры государственного регулирования.

В течение 2015-2025 гг. власти планируют сосредоточиться на цифровом апгрейде национальной промышленности, финансовой сферы и

торговли, а аналитики прогнозируют небывало высокие темпы проникновения ИКТ в производство всех отраслей цифровой экономики (рис. 1).

По оценкам аналитиков, творческое выполнение поставленных задач к 2025 году в названных отраслях может обеспечить рост производительности труда до 22 % и добавить к годовому В ВП не менее 2,3 трлн долл.

Цифровые преобразования - один из главных факторов мирового экономического роста. Если сегодня вклад цифровой экономики в Китае составляет лишь 3,3 % ВВП, по оценкам Глобального института МсКтэеу, то, за счет использования интернет-технологий, к 2025 году может увеличиться до 22 %.

Рисунок 1 - Информатизация отраслей китайской экономики в период 2015-2025 гг. (Темпы роста, %) [3].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цифровизация экономики станет важным источником долгосрочного экономического роста.

Нужно отметить факторы, которые позволят в дальнейшем увеличивать продажи с помощью электронной коммерции:

- снижение экспорта и импорта товаров оказывает существенное влияние на онлайн-

транзакции малых и средних предприятий, нацеленных на трансграничную торговлю;

- повышение уровня обслуживания клиентов на платформах операторов, в информационных и финансовых сервисах;

- политика правительства КНР создала благоприятные условия для развития электронной коммерции,

Литература:

1. О цифровой экономике Китая. URL : http:// www.vsesovetnik.ru/archives/22055

Literature:

1. About digital economy of China URL : http:// www.vsesovetnik.ru/archives/22055

2. Дайджест электронной коммерции. Первое полугодие 2016 г.

3. Шульцева В. Цифровая экономика Китая: ассимиляция! Сопротивление бесполезно! Часть1. URL : http://www.lastmile.su/journal/article/ 4702

2. Digest of electronic commerce. The first half of the year 2016.

3. Shultseva V. Digital economy of China: assimilation! Resistance is useless! Chast 1. URL : http://www.lastmile.su/journal/article/4702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.