Научная статья на тему 'Перспективы развития логистики в КНР'

Перспективы развития логистики в КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3505
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / LOGISTICS / LOGISTICS ACTIVITIES / BUSINESS PROCESSES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юань Сяохуэй

В статье рассматриваются вопросы развития логистики в КНР. Автором представлен краткий обзор основных направлений развития логистики. Данные о деятельности логистических компаний КНР позволяют получить наглядное представление о современном состоянии данного рынка. Наиболее детальное внимание в статье уделено особенностям и проблемам логистической деятельности в КНР и перспективам ее развития. В рамках исследования представлены наиболее перспективные направления, направленные на повышение эффективности КНР в сфере логистики и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN CHINA

In the article the questions of development of logistics in China. The author presents a brief overview of the main directions of development of logistics. Data on the activities of the logistics companies in China allow us to visualize about the current state of the market. Most detailed attention is paid to the characteristics and problems of logistics activities in China and the prospects of its development. The study presents the most promising directions aimed at improving the efficiency of China in the field of logistics and business.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистики в КНР»

Юань Сяохуэй

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В КНР

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития логистики в КНР. Автором представлен краткий обзор основных направлений развития логистики. Данные о деятельности логистических компаний КНР позволяют получить наглядное представление о современном состоянии данного рынка. Наиболее детальное внимание в статье уделено особенностям и проблемам логистической деятельности в КНР и перспективам ее развития. В рамках исследования представлены наиболее перспективные направления, направленные на повышение эффективности КНР в сфере логистики и бизнеса.

Ключевые слова. Логистика, логистическая деятельность, бизнес-процессы, сотрудничество.

Yuan Xiaohui

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN CHINA

Abstract. In the article the questions of development of logistics in China. The author presents a brief overview of the main directions of development of logistics. Data on the activities of the logistics companies in China allow us to visualize about the current state of the market. Most detailed attention is paid to the characteristics and problems of logistics activities in China and the prospects of its development. The study presents the most promising directions aimed at improving the efficiency of China in the field of logistics and business.

Keywords. Logistics, logistics activities, business processes, cooperation.

В настоящее время ни одно предприятие не обходится без сотрудников, которые отвечают за логистику. На рынке широко представлены специализирующиеся на логистике компании, предоставляющие разнообразные услуги в данной сфере. Суть логистики заключается в создании оптимальной инфраструктуры движения товаров и услуг от поставщика к потребителю [1, c. 45]. Другими словами, логистика позволяет организовать наиболее удобный и наименее затратный путь товара или услуги от производителя к конечному потребителю.

Логистика в том или ином виде существовала с давних времен - торговцы всегда стремились минимизировать свои издержки при доставке товаров и при этом максимально использовать преимущества тех или иных торговых путей. В настоящее время основная причина развития логистики - существенный рост производства, увеличение товаропотоков как в региональном, так и в мировом масштабе, а также в рамках деятельности каждой отдельной страны [2, c. 103].

На современной мировой арене Китайская Народная Республика (КНР) является одним из основных мировых центров экономического развития. Согласно официальным данным, представленным Пекином в 2017 году, экономический рост страны стал более качественным. В 2016 году ВВП Китая вырос на 6,7% по сравнению с 2015 годом. При этом отмечается заметное повышение качества экономического роста Китая. Согласно статистическим данным, добавленная стоимость сферы услуг в 2016 году увеличилась на 7,8% по сравнению с 2015 годом, темпы роста оказались на

ГРНТИ 06.39.31 © Юань Сяохуэй, 2017

Юань Сяохуэй - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: yuanxiaohui@mail.ru.

1,1% выше роста ВВП. На индустрию услуг пришлось 51,6% ВВП, что на 1,4 п.п. выше, чем годом ранее [6, с. 16].

В 2016 году наблюдалось увеличение вклада потребления в экономический рост страны. Коэффициент вклада конечного потребления в рост национальной экономики составил 64,6%, что на 4,9% больше по сравнению с показателем 2015 года [9, с. 109]. Следует отметить, что такое изменение стало возможным благодаря значительным изменениям в управлении экономикой.

Во-первых, быстро развивается интернет-экономика. В 2016 году Интернетом было охвачено 53,2% населения Китая, в частности, на селе Всемирной паутиной пользовались 33,1% жителей. В целом в Китае насчитывалось 730 млн пользователей Сети, что на 42,99 млн больше по сравнению с 2015 годом. Объем онлайновых розничных продаж вырос в 2016 году на 26,2% по сравнению с

2015 годом [13, с. 12].

Во-вторых, стремительно развиваются новые отрасли, бурно растет количество новой продукции. В 2016 году добавленная стоимость нарождающихся отраслей промышленности стратегического значения и обрабатывающих отраслей, базирующихся на высоких технологиях, поднялась, соответственно, на 10,5 и 10,8% по сравнению с 2015 годом [8, с. 52]. Объем производства автомобилей, работающих на новых источниках энергии, вырос на 40%, объем производства промышленных роботов - на 30,4%.

В-третьих, в области инноваций наблюдаются благоприятные тенденции. За 2016 год расходы страны на научно-исследовательские нужды составили 1,55 трлн юаней с ростом на 9,4%, было выдано 295 тыс. патентов на изобретения [10, с. 18]. Общее количество таких патентов, срок действия которых еще не истек, превысило 1 млн.

На основании представленных результатов экономического развития Китая можно заключить, что Китай с его многочисленным населением и обширной территорией имел хороший задел для того, чтобы стать одним из центров всемирной торговли - и он воспользовался возможностью, совершив невероятный промышленно-экономический рывок. Сегодня страна является одним из самых видных игроков мировой торговли. При этом параллельно с промышленно-торговым развитием менялась и логистика. Развитие логистики в Китае обусловлено тем, что все, что связано с хранением, транспортировкой, укладкой, складированием - все это является логистикой.

Логистика охватывает весь спектр процессов, которые необходимо учесть и организовать для оперативной доставки с минимальными издержками. Среди основных видов логистики, которые наиболее бурно развиваются в Китае, можно выделить следующие:

• закупочная логистика, которая включает все, что связано с процессом приобретения: поиск поставщиков, проведение переговоров, организация хранения перед отгрузкой и т.д.;

• складская логистика, которая включает хранение, упаковку, организацию складских запасов и т.д.;

• транспортная логистика, которая позволяет организовать оптимальный маршрут для доставки товара;

• таможенная логистика, которая включает все процессы, которые связаны с оформлением грузов: заполнение деклараций, выполнение всех требований законодательства и т.д. [12, с. 33].

У логистики Китая есть свои особенности, которые связаны и с географическим положением страны, и с тысячами лет добровольной изоляции от внешнего мира. Китайская федерация логистики и закупок (CFLP) на основании данных Национального бюро статистики ежегодно публикует цифры, характеризующие логистическую отрасль Китая. Оценка логистики Китая осуществляется в разрезе отдельных отраслей экономики, в которых создается добавленная стоимость логистики. Согласно официальным данным, так же как и экономика, логистическая отрасль Китая в

2016 году демонстрирует устойчивый рост. По данным Государственного бюро статистики, в период с 2000 по 2016 гг. общая стоимость логистики в Китае выросла с 17 до 234 трлн юаней [15].

Производственный сектор остается важным фактором экономического развития Китая. Логистическая стоимость промышленной продукции составила подавляющую долю - 91,8% от общей стоимости в 2016 г. Общая стоимость логистики промышленной продукции в 2016 г. достигла 215,3 трлн юаней, увеличившись за год на 9,7% [7]. Несмотря на устойчивый рост логистической отрасли Китая, в стране остается нерешенной проблема высокого уровня логистических издержек в структуре ВВП (18,0% в 2016 г.), что объясняется наличием ряда проблем (таблица 1).

Таблица 1

Основные проблемы логистической отрасли КНР [4]_

Сфера проблемы Характеристика проблемы

Внешнеэкономическая конъюнктура Основная причина, повлиявшая на снижение экспортных объемов Китая в 2016 году - нестабильность мировой экономики (европейский долговой кризис, медленное восстановление экономических показателей США, политические волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке). Также следует отметить, что в настоящее время часть государств предпринимает активные протекционистские действия по защите собственных производителей. Также сказывается постепенно растущая себестоимость производства товаров в КНР (в связи с удорожанием производственных ресурсов инвесторы рассматривают возможности переноса своих фабрик и заводов в другие страны Азии)

Неравномерное развитие инфраструктуры Транспортная инфраструктура является основой для развития логистики. Однако она в основном развита в пределах Восточного побережья. Дисбаланс между материковым Китаем и прибрежными районами приводит к осложнению процесса разработки логистических цепочек

Специфика грузоперевозок и разрозненность рынка транспортных услуг Транспортно-логистическая отрасль Китая достаточно разрозненная. На территории страны действует большое количество небольших логистических предприятий, которые оказывают услуги в рамках определенного района, который они знают досконально и применяют различные территориальные ноу-хау. Это позволяет им предоставлять услуги по доступным ценам. Однако данные компании не способны оказать весь комплекс логистических услуг, что значительно повышает их стоимость в связи с необходимостью работы с несколькими посредниками

Стоимость логистических услуг Высокая стоимость услуг обусловлена несколькими факторами. Первым является большое количество локальных перевозчиков. Второй фактор - высокая стоимость лицензий и высокие налоги, которые платят транспортные компании муниципалитетам. Третий фактор - рост расходов на аренду, налоги, зарплаты, коммунальные услуги, которые обременительны для транспортных компаний. Увеличение заработной платы также является одним из факторов удорожания логистических услуг

Нехватка квалифицированного персонала Нехватка квалифицированного персонала ощущается во всех развивающихся секторах экономики Китая, в том числе и в логистике. Для получения необходимых кадров, логистические компании обеспечивают обучение студентов за рубежом, а также привлекают зарубежных специалистов. Небольшие компании «переманивают» кадры из других компаний, предлагая более высокие зарплаты, что создает текучку кадров в отрасли. Еще одной проблемой становится быстрое изменение отрасли в связи с развитием Интернет-технологий и необходимость постоянного повышения квалификации персонала, так как уровень его компетенции не отвечает возрастающим запросам клиентов

Внешнеэкономическая конъюнктура оказывает значительное влияние на развитие логистической отрасли Китая. Падение экспорта неминуемо сказывается на снижении спроса на логистические услуги. Неравномерность развития инфраструктуры также оказывает негативное влияние на развитие отрасли. Еще в 2010 году правительством Китая была принята программа развития транспортной сети, которая позволила бы значительно повысить транспортную доступность внутренних территорий. Однако в Китае до сих пор в отдельных районах встречаются полуфеодальные методы управления, в рамках которых землевладельцем контролируется отдельный район. Контроль распространяется на всю недвижимость, инфраструктуру, которые расположены на данной территории. Подобное руководство значительно усложняет реализацию принятых программ [14].

Разрозненность рынка логистических услуг и наличие большого количества посредников, с которыми необходимо сотрудничать, значительно удорожают логистические услуги. Тем не менее, в последние пять лет наметилась тенденция укрупнения основных игроков логистического рынка. В настоящее время на рынке логистических услуг Китая работает 50 крупнейших логистических операторов КНР, которые определяются исходя из суммарного дохода с продаж услуг. Каждая из фирм в этом списке имеет годовой оборот свыше 1,5 млрд юаней. Более половины (26 фирм) являются объединенными логистическими предприятиями, 22 специализируются на перевозках, ос-

тальные оказывают складские услуги. Наиболее крупные игроки логистического рынка Китая представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные логистические компании КНР [11]_

Наименование Вид собственности Описание

China Ocean Shipping Group Company (TOSCO Group) Государственная. В составе правления -члены Комитета по контролю и управлению государственным имуществом КНР Крупнейшая логистическая компания Китая. Транснациональная корпорация, специализирующаяся на доставке грузов по морю контейнерами. Имеет собственные судоверфи и ремонтные доки, погрузочные терминалы. Оказывает широкий спектр финансовых и 1Т-услуг помимо транспортировки и экспедирования грузов

SINOTRANS & CSC Holdings Co. Ltd (SINOTRANS Group) Государственная Эксклюзивный поставщик логистических услуг в Китае. Занимается доставкой грузов по морю, экспедированием, оказывает складские услуги, экспресс-перевозки

China Shipping (Group) Company Государственная -непосредственно подчиняется Госсовету КНР Судоходная корпорация со штаб-квартирой в Шанхае. Занимается перевозкой нефти танкерами, круизными пассажирскими маршрутами и доставкой грузов контейнерами. Помимо этого, в собственности компаний ряд судоремонтных заводов, судоверфей, финансовых учреждений

Xiamen Xiangyu Croup Co. Ltd Частная Владеет собственным логистическим парком в свободной экономической зоне города, напрямую связанным с аэропортом Гаоци и портом Сямэнь. Помимо логистических услуг, занимается разработкой инновационных ГГ-приложений для ведения транспортного бизнеса. В состав корпорации входит 85 предприятий

China Railway Material Company Государственная, непосредственного подчинения Министерству железных дорог КНР Основная специализация - железнодорожные перевозки. Имеет более 1000 структурных филиалов и представительств по всей территории страны. Располагает собственными транспортными мощностями, а также фирмами, специализирующимися на проектировке железнодорожного транспорта и обслуживании ж.-д. инфраструктуры

Как видно из представленного перечня, четыре из пяти крупнейших логистических компаний Китая являются государственными. Подобное положение объясняется действующим в Китае государственным строем. Однако и усложняет работу данных компаний. Несовершенство логистического законодательства и отсутствие единых стандартов качества услуг тормозит оздоровление транспортной индустрии Китая. Кроме того, отсутствие многоуровневой координации между властными комитетами и департаментами порождает бюрократические проволочки при решении проблем, с которыми сталкиваются не только крупные, но и небольшие логистические компании.

На основании представленных выше проблем в логистической отрасли КНР следует выделить несколько наиболее перспективных направлений ее развития. В первую очередь, необходимо отметить важность разрешения имеющихся бюрократических проблем, которые значительно усложняют процесс развития логистической отрасли КНР. До сих пор Министерство железных дорог не стало структурной частью Министерства транспорта КНР, которое с 2008 года объединяет гражданскую авиацию, почтовые услуги, связь и телекоммуникации, муниципальный транспорт. Поэтому развитие интермодальных перевозок (железная дорога + другой вид транспорта) происходит крайне медленно.

В Китае необходимо создать единые стандарты качества для всех транспортных компаний. В настоящее время на каждый вид услуг необходимо в отдельном ведомстве получить соответствующую лицензию. Лицензирование стоит дорого и отнимает много времени. Кроме того, пошлины и сборы в различные ведомства повышают налоговое бремя для компаний. Чтобы оказывать полный комплекс логистических услуг в КНР, компании должны проходить единое лицензирова-

ние, что позволит значительно снизить расходы и обеспечить предложение целого спектра транспортных услуг.

Часть государственной стратегии по развитию транспортно-логистической отрасли КНР должна быть направлена на создание специализированных логистических центров и специальных зон, основное предназначение которых - обслуживание экспортно-импортных грузопотоков на таможенной границе Китая. Одним из пилотных проектов стало создание зоны трансграничной электронной торговли, цель которой - выстроить целую индустриальную цепочку электронной коммерции и сформировать правовую базу и правила работы в этой сфере, которая была организована в городе Ханчжоу. Развитие в данном направлении позволит сделать логистику Китая более доступной для всех мировых компаний.

В рамках развития непосредственно транспортных логистических услуг, в первую очередь, следует отметить высокий потенциал смешанных перевозок, например, маршрутов «авто + море + авто». Этот тип грузоперевозок растет сегодня наиболее бурно, и им пользуются в основном для импорта товаров народного потребления.

Вторым перспективным направлением для Китая является железнодорожный транспорт. С развитием скоростных железнодорожных перевозок доля рынка от авиаперевозок отойдет в сторону железной дороги. В 2017 году Китай намерен вложить около 116 млрд долл. в развитие железнодорожной инфраструктуры. Особое внимание будет уделено строительству новых путей в западной части страны. Одним из самых значимых проектов станет новая высокоскоростная железная дорога из Шанхая в город Сучжоу протяженностью 164 км, скорость движения по которой составит до 350 км/ч. Также среди крупных проектов - вторая очередь железнодорожной ветки из Шанхая в город Наньтун (восточная провинция Цзянсу). Ее протяженность составит 112 км, объем вложений превысит 5 млрд долл. Максимальная скорость движения составит около 200 км/ч [5]. Кроме того, отправке по железной дороге соответствует практически вся товарная номенклатура вывозимых из Китая грузов.

Активный рост IT-технологий, интернет-торговли полностью изменяют структуру логистики сложившегося ритейла. В логистике более востребованным становится «посылочный» и «курьерский» бизнес. Лидерами логистической отрасли становятся только те компании, которые учатся работать не шаблонно, а в активном режиме он-лайн. Крупнейшая китайская курьерская фирма «ShunFeng» в 2016 году создала «Башню больших данных». В 2017 году компания намерена улучшать информационную платформу и собирать логистические данные с целью предоставления «умных» услуг. Источником данных стали свыше 300 тысяч курьеров, 500 млн индивидуальных клиентов, 1,5 млн корпоративных клиентов, 3 млн мини-районов и т.д. [3]. На основе больших данных (Big Data) «ShunFeng» стремится устранить препятствия между логистическими компаниями, продавцами и покупателями, сформировать цифровую транспарентную и доступную логистическую цепочку.

Подразделение Alibaba Group, компания Cainiao со дня своего образования объединяет фирмы по доставке товаров и уделяет повышенное внимание развитию интеллектуальной логистики. В мае 2013 года Alibaba объявила о сотрудничестве с такими курьерскими фирмами, как «Zhong-tong», «Shentong», «Yuantong» и «Yunda». Тогда же был создан сайт Cainiao, который стал своего рода агрегатором логистических услуг. С его помощью в большинстве крупных городов потребители получают купленные товары уже на второй день. На основе облачных вычислений, больших данных и искусственного интеллекта Cainiao постоянно адаптирует оффлайновые услуги и мощности, создаёт из них высокоэффективную интеллектуальную логистическую экосистему.

Таким образом, представленные выше направления развития логистической отрасли в КНР позволяют говорить о высокой перспективности данного направления. Устранение приведенных выше недостатков инфраструктуры логистики и максимальное использование Интернет-технологий позволят Китаю занять одно из ведущих мест в мировой логистической отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белый К. Что такое логистика // Финансовый журнал. 2015. № 6. С. 40-48.

2. Волостников А.И., Харламов А.В. Институциональные основы развития реального сектора экономики страны. Монография. СПб.: Издательство Политехн. ун-та, 2010. 142 с.

3. Интеллектуальная цифровая логистика станет главным трендом отрасли экспресс-доставки Китая в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.cri.cn/3069/2017/04/10/1s601500.htm (дата обращения 01.09.2017).

4. Калинин Н.И. Тонкие моменты логистики Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fastimport.ru/infocenter/logistika-kitaya (дата обращения 01.09.2017).

5. Китай вложит 33 млрд долл. в новые железнодорожные проекты в дельте Янцзы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/47584-kitaj-vlozhit-33-mlrd-v-novye-zhelez-nye-dorogi-v-delte-yanczy (дата обращения 01.09.2017).

6. Коврина П. Т. Экономика Китая демонстрирует рост // Экономика. 2017. № 3. С. 15-19.

7. Логистическая отрасль Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com /index.pl?act=PRODUCT&id=3602 (дата обращения 01.09.2017).

8. Миронова Л.И. Результаты экономического развития Китая. 2016 г. // Экономика. 2017. № 1. С. 50-59.

9. Никанорова Р.О. Экономика Китая в цифрах // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 107-114.

10. Прокопова С.И. Инновации Китая // Инновационный мир. 2017. № 2. С. 15-22.

11. Рейтинг Т0П-50 крупнейших логистических компаний Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infranews.ru/novosti/statistic (дата обращения 01.09.2017).

12. Серова В.А. Логистика из Китая // Клуб логистов. 2016. № 7. С. 30-37.

13. Тимофеев М.И. Интернет в Китае: перспективы информационного рынка // Информационные технологии. 2017. № 1. С. 12-17.

14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinabgao.com/free-report/71961.html (дата обращения 01.09.2017).

15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinawuliu.com.cn /zixun/201607/06/313397.shtml (дата обращения 01.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.