Научная статья на тему 'Модернизация российской экономики в период санкций'

Модернизация российской экономики в период санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркушенок Кирилл Александрович

Текущая экономическая ситуация, вызванная западными санкциями, оказывает сильное влияние на российскую экономику. В особенности, на ее инновационное развитие, которое является на данный момент наиболее перспективным, а по некоторым источникам единственно верным направлением, которое позволит вернуться стране к экономике досанкционного уровня. Модель экономического роста, заключающаяся в экспорте энергоресурсов, в настоящее время является устаревшей, по причинам резкого снижения цен на энергоносители, недостаточной проработки направлений сотрудничества в сфере экспорта энергоресурсов, в связи с чем большая часть проектов была создана совместно с западными компаниями. Пути решения проблемы модернизации страны были определены еще в 2009 году и сейчас, несмотря на сложившуюся сложную политическую и экономическую обстановку, позиции России в мировых рейтингах улучшаются, в рамках инновационной политики формируются основные элементы инновационной экосистемы, среди которых важную роль играют институты развития, инновационная инфраструктура, венчурный рынок. Инновации должны стать именно тем рычагом, который позволит перейти российской экономике от сырьевой направленности к экономике знаний, обеспечит ее модернизацию и подъем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация российской экономики в период санкций»

Модернизация российской экономики в период санкций

Маркушенок Кирилл Александрович

аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, k-mark77@mail.ru

Текущая экономическая ситуация, вызванная западными санкциями, оказывает сильное влияние на российскую экономику. В особенности, на ее инновационное развитие, которое является на данный момент наиболее перспективным, а по некоторым источникам - единственно верным направлением, которое позволит вернуться стране к экономике досанкци-онного уровня. Модель экономического роста, заключающаяся в экспорте энергоресурсов, в настоящее время является устаревшей, по причинам резкого снижения цен на энергоносители, недостаточной проработки направлений сотрудничества в сфере экспорта энергоресурсов, в связи с чем большая часть проектов была создана совместно с западными компаниями. Пути решения проблемы модернизации страны были определены еще в 2009 году и сейчас, несмотря на сложившуюся сложную политическую и экономическую обстановку, позиции России в мировых рейтингах улучшаются, в рамках инновационной политики формируются основные элементы инновационной экосистемы, среди которых важную роль играют институты развития, инновационная инфраструктура, венчурный рынок. Инновации должны стать именно тем рычагом, который позволит перейти российской экономике от сырьевой направленности - к экономике знаний, обеспечит ее модернизацию и подъем. Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, экономическая система, инновационная экономика, экономическое развитие, модернизация, инвестиции, экономика знаний, санкции

В России, несмотря на сложную международную обстановку, имеются внутренние и внешние потенции для ускорения инновационного развития (в том числе - через расширение сети технопарков), конкретные результаты которого уже в обозримом будущем могут изменить структуру российской экономики, обеспечить ее комплексную модернизацию.

Модернизация российской экономики, а именно ее инновационного сектора является одной из наиболее перспективных задач. Для дальнейшего развития экономики Российской Федерации нужны кардинальные перемены в конъюнктуре экономической деятельности государства. С целью ухода от «сырьевой зависимости» было принято решение о модернизации экономики и переходе на инновационный путь развития, что было отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». По данной концепции «российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 г. Россия может занять значимое место (5 - 10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний» [7].

Для успешного осуществления данной модернизации необходимы значительные иностранные инвестиции, которых, в связи с текущими санкциям не хватает в российской экономике. Приток инвестиций, начавшийся в предкризисный период, в настоящее время идет на убыль, и вместо него началось бегство капитала. В 2010 году отток капитала составлял 33,6 миллиарда долларов, в 2011-м - 80,5 миллиарда, в 2012-м - 56,8 миллиарда, в 2013-м -59,7 миллиарда, а в первой половине 2014 года был равен 75 миллиардам долларов [3].

В связи с этим, требуется значительная мобилизация материальных, финансовых, управленческих, правовых и иных ресурсов, а также активное участие государства, регионов, предпринимателей в инвестиционном процессе.

Между инвестициями и инновационной деятельностью существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что без инвестиций в науку, последняя просто прекратит свое существование. Наука, выступая движущей силой модернизации современной экономики, должна создать возможность развития реального сектора экономики на базе достижений научно-технического прогресса и сформировать оптимальную структуру общественного производства [9].

Наиболее важными и первостепенными шагами в сторону улучшения сложившейся ситуации и создания сбалансированной инвестиционной политики будет являться следование в ближайшее время следующим принципам (табл. 1):

Несмотря на экономические санкции и нежелание иностранных партнеров вести бизнес с российскими компаниями, в этому году

О £

ю

5

2

Таблица 1

Принципы формирования сбалансированной инвестиционной политики в России Составлено по: [6]

Промышленное расширение и углубление Диверсификация российской экономики будет означать расширение диапазона промышленных секторов в целях избавления от сильной зависимости от природных ресурсов в направлении возникающих (высокотехнологичных) секторов (включая услуги) и к прежде сильным, но в переходный период заброшенным (например, тяжелое машиностроение, о ñopo на, космос, и т.д.). Одновременно, углубление существующих секторов промышленное™, то есть технологическая модернизация через восприятие знаний и собственные инновационные усилии, а также восстановление прошлых и построение новых связей, будет важно для их будущей конкурентоспособности.

Поддержка малых, средних и крупных предприятий Являясь одними из основных ДВИжущНСХ сил любой страны, они способствуют модернизации И диверсификации ЭКОНОМИКИ. В большинстве нромышленно развитых с фан крупные предприятия финансируют до 70% затрат на исследования и разрабо тки. Крупные предприятия имеют возможности для разработки и продвижения на рынок инновационных технологий, но ИХ размер также означает, что они легко запираются в конкретные технологические траектории. Это может помешать приспособиться к радикальным изменениям. Инновационные малые и средние предприятия (МСП) при правильных условиях могут преодолеть некоторые жесткости, непреодолимые для крупных предприятий, и стать основой новых секторов роста. Однако ото требует наличия спроса па инновационные товары и услуги, которые обычно необходимы крупным предприятиям, правительству и иногда конечным потребителям В России, в то время как поддержка инновационным МСП должна быть укреплена, большее внимание следует уделить повышению инновационности крупных предприятий, прение всего, по не только, через егр\ ктур[[ые реформы.

Поддержка инноваций в государственном и частном секторах Предприятия данного секюра являются славными источниками инноваций в развитых странах. Российские предприятия пока являются слабыми ИИноваюрами ПО сравнению с предприятиями зарубежных стран, в связи с чем, стимулирование этого сектора будет являться существенным вкладом в с овершенстваование инновационной политики России.

11оддержка визкотехнологич НЬ1Х И высокотехнологичных инноваций lio изученному зарубежному опыту видно, что многие страны сосредотачивают свои усилия на развитии именно высокотехнологичных секторов, являясь, конечно, более перспективными. Однако даже обыкновенная замена оборудования на более новое будет являться именно низкотехпологичпой инновацией, чего в Росси не хватает. Текущее состояние многих отраслей, в том числе ИКТ, позволяет сделать выводы о недостаточном внимании со стороны государства на низкотехнологичные инновации.

Поддержка Внутренних и внешних (иностранных) ИСТОЧНИКОВ знаний и технологий Не одна страна в настоящее время не может полагаться только на свои собственные источники знаний и технологий. В связи с чем, необходимо увеличивать мобильность студентов, привлекать больше иностранных инвестиций, осуществлял, взаимовыгодные научно-технические сотрудничества между странами и др. Все »го будет способствовать росту производительности и ускорению модернизации. Необходима адаптация иностранного опыта под существующие российские реалии, поддержьа практической направленности обучении будущих кадрон в высших учебных заведениях, а не теоретической, поскольку у России имеется богатый потенциал, а не грамотное его развитие отрицательно сказывается на общем уровне инновационной активности страны.

Поддержка военных и гражданских технологий Учитывая высокую долю оборонных исследований в общих государственных затратах на исследования и разработки, а также позиции военно-промышленного комплекса в секторе государственных предприятий. Соотношение между гражданским и военным применением очень сильно изменилось с изменением направления потоков знаний во многих доминирующих научно-технических областях, особенно В области ИКТ. Промышленность вооружений теперь все более и более зависит от критических технологии, разработанных в открытой гражданской обстановке. В то же время, российская оборонная политика в качестве важного вклада в достижение собственных целей должна иметь более широкую поддержку для инноваций, особенно в плане реструктуризации сектора государственных ориентированных на технологии предприятий.

Россия заняла 12-е место среди инновационных экономик мира в индексе инноваций, составленному агентством Bloomberg [12]. По сравнению с прошлым годом, Россия поднялась на две строчки - с 14-ой на 12-ую.

Текущая экономическая ситуация в российской экономике является результатом сразу нескольких проблем: дело даже не только в западных санкциях, которые ограничили приток иностранных инвестиций в российскую экономику, сколько в ее зависимости от топливно-энергетического сектора и его узкой экспортной направленности на Европу, при неразвитости других географических направлений, в связи с чем, большая часть новых нефтегазовых

проектов реализовывались совместно или с европейскими, или с американскими компаниями; и вызванным этой зависимостью низким уровнем инновационного развития. Ксписку проблем еще стоит добавить накопление структурных деформаций, дисбалансов и диспропорций, которые легли в основу политики либерализации, созданной по планам МВФ.

Модель экономического роста, построенная на экспорте энергоресурсов была предпочтительной в период глобализации мировой экономики и постоянного роста цен на энергоресурсы. Однако после мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг., лимиты этой модели были исчерпаны: до кризиса 2008-2009 гг.

экспорт ежегодно увеличивался на 27-30%, в 2012 году - только на 2,4%, а в 2013 году - еще до украинского кризиса и введения Западом санкций, впервые снизился в абсолютном выражении на 1,2 % [10].

В первой половине 2014 года, еще до введения секторальных санкций и падения цен на нефть, произошло дальнейшее ухудшение основных макроэкономических показателей, в результате чего, за весь 2014 год валовый внутренний продукт (ВВП) увеличился всего на 0,6%. Внешнеторговый оборот сократился на 5,7% (до 794 млрд. долларов), причем экспорт упал на 3,8% (до 507,2 млрд. долларов), а импорт - на 8,9% (до 286,8 млрд. долларов) [1].

Все эти факторы, которые повлияли на ухудшение российской экономики, отмечались еще с середины 2000-х годов, задолго до введения санкций. Уверенность в российской экономике пропала с развитием кризисной ситуации в Украине и со снижением объема иностранных инвестиций в результате этого. Санкции осложнили доступ российским банкам и компаниям к иностранным рынкам капитала, также был прекращен экспорт товаров, услуг и трансфер технологий с Запада, а именно по технологиям наша экономика является наиболее зависимой. В частности, это вызвало проблемы в нефтедобывающей и оборонной отраслях.

Еще одним ударом по экономике оказалось резкое падение цен на нефть. «Цены на нефть упали на 47% в 2015 году, и ожидается, что они упадут еще на 27% в 2016 году», - говорится в обзоре Всемирного банка о перспективах роста мировой экономики [2].

Российская экономика испытывала трудности от структурных проблем с начала 2000-х годов и, к сожалению, программа модернизации, запущенная в 2009 году Д.А. Медведевым -четыре «И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции - которая была направлена на снижение зависимости экономики от экспорта энергоресурсов, снижение влияния государства в экономике, улучшения бизнес-климата для малых и средних предприятий путем повышения предпринимательской инициативы, встретила на своем пути много препятствий [11]. «От цели создания более современной структуры экономики в целом мы не должны отказываться, даже в этих сложных условиях. Напротив, может быть, только сейчас у нас и появилась возможность это делать максимально энергично», - заявил Д.А. Медведев на совещании по вопросу исполнения федерального бюджета на 2016 год [4].

Одно из основных препятствий в программе модерниза-

ции российской экономики состоит в том, что экономическая система, которая была сформирована после реформ 1990-х годов, все еще несет на себе отпечаток советской плановой экономики. Несмотря на переход от плановой экономики к рыночной, институты, которые должны способствовать его развитию, у нас еще не очень развиты. Существующую экономическую систему в России можно охарактеризовать как гибрид, с одной стороны, старого советского наследия с неэффективными, принадлежащими или подконтрольными государству предприятиями, а с другой - рыночной экономикой, состоящей в основном из малых и средних предприятий, которые стали образовываться после реформ 1990-х годов.

Слабый деловой климат характеризовал российскую экономику, несмотря на все попытки его улучшения. Тем не менее, позиции страны в рейтинге Ведения бизнеса улучшились: в 2013 году Россия поднялась на 92 место среди 189 стран (со 120 места в 2012). В 2014 - уже 64 место и в 2015 - 62 [8].

Импортозамещение - это новая парадигма российской экономической политики. В апреле 2015 года Министерство промышленности и торговли РФ представило план по проведению политики импортоза-мещения в 19 различных отраслях, которые включают 2059 проектов [5].

Опыт реформирования российской экономики показал, что инновационная деятельность в России пока не воспринимается как главный метод экономического подъема. В итоге, нынешняя система страдает от ряда серьезных несоответствий. Прежде всего, предприятия не являются центральными игроками, которыми они должны быть, и это искажает баланс вклада государственного сектора в результативность российских инноваций. Отраслевые научно-исследовательские институты и проектные бюро, находящиеся в государ-

ственной собственности, все еще остаются центральными игроками в российской инновационной системе. Несоответствия такой ситуации были отмечены еще в конце советского периода: главная проблема - в слабости потоков знаний и недостатке взаимодействия между разработчиками и производителями/пользователями технологий. Диапазон решений данной проблемы достаточно широк. Самое очевидное решение - полное слияние жизнеспособных отраслевых институтов с ориентированными на производство предприятиями. При более благоприятных обстоятельствах такие слияния должны были бы произойти еще в 1990-е годы, но неопределенность и краткосрочность видения тех лет могли привести к еще большим разрушениям и сокращениям производства.

Вместе с тем сегодня уже ни для кого не секрет, что назрела кардинальная потребность в смене стратегического курса развития страны, нужен скорейший переход экономики Российской Федерации и ее регионов к инновационно-ориентированному типу. Страна, где накоплен мощный научно-технологический потенциал, не может иметь только сырьевую ориентацию своего хозяйства, ей просто необходимо развивать инновационную экономику. Ключевое значение в решении этой проблемы занимает разработка и осуществление инновационной политики [6].

В сложившихся в России условиях переход на инновационную модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5 - 10 лет) может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

О £

ю

I

2

сч со £

Б

а

Литература

1. Внешнеторговый оборот России сократился почти на 6%. 27 января 2015 года. -http://www.rbc.ru/economics/27/ 0 1 1 / 2 0 1 5 / 54c78f809a7947b5345a6dfe

2. Всемирный банк резко снизил прогноз по ценам на нефть. 26 января 2016 года. -http://www.rbc.ru/finances/26/ 0 1/2016/ 56a76f469a79475f8274e278

3. Запад против России: непреднамеренные последствия целенаправленных санкций -http://inosmi.ru/russia/ 2 0 1 4 1 0 0 9 / 223530976.html#ixzz3WXB0SsuL

4. Медведев предложил создать современную структуру экономики. 18 января 2016 года. - http://riaru/economy/ 20160118/1361372511.html

5. Минпромторг утвердил планы по импортозамещению в 19 отраслях промышленности. 03 апреля 2015 года. - http:/ /minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/ #!minpromtorg_utverdil_pla ny_pojmportczameshhenyu_y_19_ot raslyah_promyshlennosti

6. ОЭСР. Инновационная система и инновационная политика Российской Федерации. Общие оценки и рекомендации, 2011

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

8. Россия поднялась в рейтинге Doing Business на 62-е место. 29 октября 2014 года. -http://www.forbes.ru/news/ 272003-rossiya-podnyalas-v-reitinge-doing-business-na-62-mesto

9. Филатов Ю. Н. Развитие инновационной составляющей инвестиционной деятельности / Ю. Н. Филатов. // Вестник ТГУС, 2008. Серия «Экономика». Выпуск 3.

10. Холодков В.М. О санкциях, их влиянии на Россию и нашей экономической политике / / Российский институт стратегических исследований,аналитика. 10 апреля 2015 года. -http://riss.ru/analitycs/11886/

11. Четыре «И» Медведева. 15 февраля 2008 года. - http:// rbcdaily.ru/politics/ 562949978975786

12. Bloomberg включил Россию в число стран с инновационной экономикой. 19 января 2016 года. - http://www.rbc.ru/ economics/19/01/2 016/ 569e37f79a7947681deeb970

Modernization of russian economy in times of economic sanctions Markushenok K.A.

Plekhanov Russian University of

Economics The current economic situation caused by Western sanctions, has a strong influence on the Russian economy. In particular, on its innovative development, which is currently the most promising, and according to some sources - the only right direction that will allow the country to return to pre-sanctions level economy. The model of economic growth, which consists of the export of energy resources is currently outdated, due to the sharp decline in energy prices, insufficient areas of cooperation in the field of energy exports, as a result most of the projects has been created in cooperation with Western companies. Solutions for the country's modernization were identified back in 2009 and now, despite the current difficult political and economic situation, Russia's positions in the world rankings improve, basic elements of the innovation ecosystem are formedwithin the framework of innovation policy, among which an important role is played by development institutions, innovative infrastructure, the venture market. Innovationshave to become the lever that will move the Russian economy from raw materials - to the

knowledge economy, ensure its modernization and growth.

Keywords: innovation, innovative development, economic system, innovative economy, economic development, modernization, investments, knowledge economy, sanctions

References

1. Russia's foreign trade turnover decreased by almost 6%. January 27, 2015. - http://www.rbc.ru/ economics/27/01/2015/ 54c78f809a7947b5345a6dfe

2. The World Bank has sharply cut its

outlook for oil prices. January 26, 2016. - http://www.rbc.ru/finances/ 26/01/2016/ 56a76f469a79475f8274e278

3. West against Russia: the unintended

consequences of targeted sanctions - http://inosmi.ru/ r ussi a/ 2 0 1 4 1 0 0 9 / 223530976.html#ixzz3WXB0SsuL

4. Medvedev proposed the establishment of a modern economic structure. January 18, 2016. - http://ria.ru/economy/ 20160118/1361372511.html

5. The Ministry of Industry has approved

plans to import substitution in 19 industries. April 3, 2015. - http:// minpromtorg.gov.ru/press-centre/ news/ #!minpromtorg_utverdil_plany _po_importozameshheniyu_ v_19_otraslyah_promyshlennosti

6. OECD. Innovation system and innovation policy of the Russian Federation. General assessment and recommendations 2011

7. Decree of the RF Government of

17.1 1.2008 N 1662-r (ed. Of 08.08.2009) «On the Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period till 2020».

8. Russia has risen in the ranking of

Doing Business in the 62 th place. October 29, 2014. - http:// www.forbes.ru/news/272003-rossiya-podnyalas-v-reitinge-doing-business-na-62-mesto

9. Filatov N. Development of an innovative component of investment activity / YN Filatov. // Herald TGUS, 2008. «Economy» series. Issue 3.

10. VM Holodkov On sanctions, their impact on Russia and our economic policy // Russian Institute of Strategic Studies analyst. April 10, 2015. - http://riss.ru/analitycs/ 11886/

11. Four Medvedev «I». February 15, 2008. - http://rbcdaily.ru/politics/ 562949978975786

12. Bloomberg included Russia among the countries with innovative economies. January19, 2016. - http:/ /www.rbc.ru/economics/19/01/ 2016/569e37f79a7947681deeb970

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.