ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ INVESTMENT AND INNOVATIONS
УДК 339.13.024.
DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-1-21-30
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
THE IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA
О.В. Ваганова O.V. Vaganova
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация. Российская экономика находится под санкционными давлением со стороны некоторых стан западной Европы и США. Поэтому данная статья посвящена причинам введения санкции и их последствиям. Одной из причин наложения санкций определена успешность развития российской экономики, которая подтверждена анализом инновационного развития. Рассмотрена столетняя история санкционного давления на отечественную экономику и представлены наиболее масштабные санкционные мероприятия за этот период. Доказано, что санкции отрицательно влияют на инновационное развитие экономики, хотя и являются генератором и мотиватором инновационного предпринимательства.
Abstract. The Russian economy is under sanctions pressure from some Western European countries and the United States. Therefore, this article is devoted to the reasons for the imposition of sanctions and their consequences. One of the reasons for the imposition of sanctions is the success of the Russian economy, which is confirmed by the analysis of innovative development. The centenary history of sanctions pressure on the domestic economy is considered and the most large-scale sanctions measures for this period are presented. It is proved that sanctions have a negative impact on the innovative development of the economy, although they are the generator and motivator of innovative entrepreneurship.
Ключевые слова: инновационное развитие экономики, санкции, экономические санкции, санкционное давление, уровень инновационной активности.
Keywords: innovative development of economy, sanction, economic sanctions, sanctions pressure, level of innovative activity.
Введение
В настоящее время наблюдаются ускоренные темпы экономического развития некоторых стран, это дает им основание завоевать принципиально иные позиции в глобальном экономическом пространстве. Но этот процесс сопровождается обострением противоречий с государствами, которые претендуют на лидерство или стремятся сохранить свои позиции на мировой арене. С этой целью лидирующими государствами применяются
различные методы и инструменты, сдерживающие развитие других стран. Одним из таких методов являются экономические санкции, которые могут быть выражены в запрете по экспортно-импортным операциям, движению капитала, доступу на мировые рынки капитала, возможности закупки стратегических и жизненно важных товаров.
Основная задача таких ограничений - создать сложности экономического характера у быстроразвивающихся государств и навязать вою политическую волю. Наша страна к 2014 году набрала хорошие темпы экономического развития, укрепила свои позиции на мировой политической арене, что не могло не взволновать некоторые страны. Поэтому России были выдвинуты санкции со стороны Соединенных Штатов Америки и стран Европейского союза в надежде на то, что они будут способствовать замедлению темпов экономического роста и отрицательно повлияют на инновационную составляющую российской экономики.
Основные результаты исследования
Для того чтобы доказать успешность развития российской экономики, необходимо проанализировать показатели, характеризующие инновационную деятельность в стране за последние десять лет. Анализ следует начать с инновационной структуры, под которой мы понимаем объединение учреждений, организаций, фирм, способствующих реализации всего инновационного процесса от генерации новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции или технологии.
Сегодня в России сформирован каркас национальной инновационной инфраструктуры, куда входят наукограды, бизнес-инкубаторы, технопарки, коучинг-центры, национальные информационно-аналитические центры, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центр трансфера технологий [Сложности адаптации и трансформации экономики, 2015]. Зарождение первых элементов инновационной инфраструктуры (научно-технических парков и бизнес-инкубаторов) произошло в отечественной экономике в начале 90-х годов в Москве, Зеленограде, Томске на базе вузов, их основная задача состояла в развитии МИПов и наукоемкой продукции. Начиная с 2000 г. технопарки стали функционировать активнее, т. к. были созданы необходимые условия для этого вида деятельности со стороны федеральных и региональных властей посредством финансовой поддержки. Сегодня Правительство России продолжает поддерживать научно-производственную деятельность, тем более что это обусловлено необходимостью ускоренного развития импортозамещения в условиях санкций. Если посмотреть структуру финансирования НИОКР (рис. 1), то мы увидим, что основная нагрузка ложится на государство, а доля собственных средств предприятий и иностранного капитала ничтожно мала.
Россия Бразилия Великобритания Германия Италия Канада Китай
Республика Корея США Франция Япония
68.2 28.1 2.7
61.4 36.4
■I
28.0 48.4 17.6 6.0
27.9
40.8
33.3
21.3
23.
24.0
34.6
65.6
46.2
43.6
74.7
74.5
64.2
55.7
6.2
9.3
2.2
0.4 3.6
8.9 14.2
0.8
0.7 1.0
4.7 7.1
Щ 7.8 |2.0
-I
П 15.4 78.0 0.5 6.1
Средства государства
| Средства предпринимательского сектора
Средства иностранных источников
Прочие средства
Рис. 1. Затраты на исследования и разработки в разных странах 2017 г., % Fig. 1. Costs of research and development in the different countries of 2017, %
Это говорит о том, что государство является основным драйвером развития инновационного направления. В развитых странах финансирование научно-исследовательской деятельности складывается по-другому, где львиная доля средств, направленных на НИОКР, приходится на собственные средства предпринимателей, и только 20-30% - на государственные средства.
Об уровне инновационной активности в стране можно судить по числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность (табл.1). Как видно из таблицы, российские предприятия демонстрируют устойчивые тенденции в области инновационной активности, хотя их доля не превышает 10% от общей численности предприятий, функционирующих на рынке. Если проанализировать, как распределялись инновационно-активные в технологическом плане предприятия по видам экономической деятельности, то наиболее активными являются предприятия, осуществляющие производство кокса и нефтепродуктов, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и предприятия химического производства. При этом предприятия - производители нефтепродуктов несколько снизили за последние годы свою активность, а предприятия электронной промышленности, легкой и пищевой промышленности наоборот нарастили ее. Такая активность создает условия для интенсивного развития важнейших технологических направлений и реализации на их основе ряда инновационных продуктов, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках.
Таблица 1 Table 1
Уровень инновационной активности организаций Level of Innovative Activity of the Organizations
Виды инновационной деятельности 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1 2 3 4 5 6 7
Удельный вес организаций (без субъектов малого предпринимательства), осуществлявших инновационную деятельность, % 7,7 7,9 8,9 9,1 8,9 8,8
Удельный вес организаций промышленного производства (без субъектов малого предпринимательства), осуществлявших технологические инновации, % 9,4 9,3 9,6 9,9 9,7 9,7
Затраты на технологические инновации, в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах 127,4 85,3 115,8 115,8 121,8 95,3
Объем инновационных товаров, работ, услуг в промышленном производстве, в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 5,0 4,9 6,1 7,8 8,9 8,2
Удельный вес субъектов малого предпринимательства, осуществлявших технологические инновации, % 4,1 5,1 4,8
Удельный вес промышленных организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в процентах от общего числа организаций 2,4 2,5 2,5 2,2 2,1 Н.д.
Удельный вес промышленных организаций, осуществлявших организационные инновации, в процентах от общего числа организаций 3,7 3,4 3,5 3,2 3,1 Н.д.
Многие аналитики отмечают, что в перспективе Россия может достичь 10-15% доли на рынках интеллектуальных услуг и высокотехнологичной продукции по десятку позиций, включая авиастроение, космические услуги и производство ракетно-космической техники, судостроение, вооружения и военную технику, программное обеспечение, образовательные услуги, ядерные технологии. Кроме того, Россия может усиливать свои позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках, связанных с ГГ-, нано- и биотехнологиями.
По отдельным параметрам инновационной составляющей экономики страна может быть отнесена к группе развитых стран. За 10 лет ВВП России на душу населения увеличился более чем в 3 раза, в то время как в США, ЕС и Японии - на 30-40% за тот же период времени. Вклад промышленности в % ВВП выше, чем в США, ЕС и Японии почти в 1,5 раза, доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспортной продукции, конечно, упала по сравнению с началом анализируемого периода, но тем не менее имеет достойное место среди развитых стран. По численности научных работников, занятых в сфере НИОКР, наша страна занимает одно из лидирующих мест. Только число выданных международных патентов у нас меньше, чем у остальных стран. Причина кроется в неразвитой интеллектуально-правовой культуре, которая своими корнями уходит в советскую научно-исследовательскую деятельность, когда наука делалась ради науки и не преследовала цели ее коммерциализации. Следовательно, Россия обладает инновационным потенциалом и всеми необходимыми ресурсами для наращивания темпов экономического развития. И если ей не сдерживать темпы роста, то она вполне может стать лидером в глобальном экономическом пространстве. Поэтому в 2014 году в отношении России были введены санкционные ограничения со стороны США и стран Европейского союза.
Для дальнейшего рассмотрения вопроса о влиянии санкций на инновационность экономики необходимо разобраться с их сущностью.
Санкции представляют собой ряд мероприятий со стороны отдельных государств, направленных на дискриминацию «неугодного» государства, оказания на него давления для решения своих экономических и политических интересов. Санкции могут носить политический, экономический и военный характер. В данной статье рассматриваются экономические санкции, от которых ожидают снижение чистого притока капитала; повышение внешнего долга; снижение объемов производства; повышение цен на продукцию, товары и услуги в дискриминируемом государстве.
Необходимо отметить, что экономические санкции, введённые странами Запада в 2014-2015 гг. против России, не являются для нашей страны чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику России через применения различного рода экономических и политических ограничений. Например, экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. [Костиков, И.В., Архипова, В.В., Комолов, О.О., 2015]. Наиболее масштабные мероприятия представлены в таблице 2.
Важно отметить, что антисоветские экономические санкции носили преимущественно торговый характер и не затрагивали научно-техническую сферу, т. е. они не помешали СССР стать лидером в атомной энергетике, первопроходцем в космосе.
В настоящий момент Россия снова находится под санкционным давлением и поводом для этого послужили события на Украине. Формулировки оснований для введения экономических санкций в официальных документах Европейского союза (ЕС), разработанных и опубликованных в связи с политикой России, менялись по мере развития конфликта внутри Украины. Сначала санкции вводились в связи с «действиями, подрывающими территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины». Подразумевалось изменение статуса Крыма. Затем санкции вводились «ввиду действий России, дестабилизирующих положение в Украине» - реакция на военные действия в Донбассе.
Таблица 2 Table 2
Наиболее масштабные санкционные мероприятия по отношению к России The most large-scale sanctions actions in relation to Russia
Период введения санкций,года Санкционные мероприятия Основание для ввода санкций Последствия для России
1 2 3 4
1917-1920 Введены торговая и морская блокада Отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу Снижение объёма внешней торговли РСФСР, который упал почти до нуля. (Оборот составил 14,4 млн руб., в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд руб)
1925-1934 «Золотая блокада», перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты за импортное оборудование и технологии Решение РСФСР о монополизации внешней торговли Разработан механизм замены закупаемого оборудования за границей отечественным. (Объем внешнего товарооборота достиг 9,1 млрд руб)
1949-1970 Координационный комитет по экспортному контролю (ограничения экспорта «стратегических» товаров и технологий в страны соцлагеря) Объединение стран соцлагеря Европейские и американские компании потеряли большой рынок сбыта. (Внешнеторговый оборот с СССР упал до 17% )
1974 США была принята Поправка Джексона - Вэника. Ограничение в торговле, государственных кредитах и кредитных гарантиях Принятые СССР законодательные акты, ограничивавшие свободу эмиграции граждан
1980 США издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР Введение советских войск в Афганистан Совместное строительство газопровода Уренгой -Помары - Ужгород. Приобретение высокотехнологичного оборудования для нефтегазового сектора
Современный перечень экономических санкции против России представлен в таблице 3.
Современные санкции направлены на ограничение доступа отечественных кредитных организаций к европейскому рынку капитала, а также огранивают торгово-производственное взаимодействие с рядом инновационных отраслей российской экономики, к которым относятся авиастроение, оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. Представленные санкции являются, пожалуй, самыми сильными в рамках современной истории России, как по масштабам экономических ограничений, так и по количеству стран, присоединившихся к санкционному давлению. Инициатором политического и торгово-экономического давления выступили Соединенные Штаты Америки, позднее к санкциям присоединилось большинство государств Евросоюза, далее принятые санкции поддержали Канада, Япония, Австралия и ряд стран, являющихся кандидатами на вступление в ЕС.
По мнению российских ученых, сегодня потери российской экономики от санкционного режима оцениваются в 258 млрд долл., что отражается на основных показателях, характеризующих экономическое состояние отечественной экономики. Например, рост объема сельскохозяйственной продукции и рост физического объема ВВП за 2016 г. составил всего 3,5%.
Таблица 3 Table 3
Экономические санкции против России в 2014 г. Economic sanctions against Russia in 2014.
Время введения Санкции со стороны ЕС
1 2
Апрель Резолюция Европарламента с рекомендацией отказаться от прокладки газопровода «Южный поток»
Май Отказ официальных представителей ЕС от участия в конференции «Энергетический диалог Россия - ЕС: газовый аспект»
Июль Прекращение финансирования Европейским инвестиционным банком новых проектов в России. Приостановление Европейским банком реконструкции и развития инвестирования в России. Ограничение экспорта ряда товаров и техники двойного назначения и предоставления связанных с этим услуг. Ограничение продаж, поставок, передачи или экспорта определенных видов техники для нефтяной промышленности России. Запрет компаниям из стран ЕС инвестировать в проекты инфраструктуры. Запрет компаниям из стран ЕС оказывать финансовые и страховые услуги предприятиям нефтеперерабатывающих отраслей. Запрет европейским финансовым структурам проводить операции с ценными бумагами.
Сентябрь Запрет на поставку товаров и технологий двойного назначения для 9 предприятий военно-промышленного комплекса. Запрет на передачу техники для освоения глубоководных, арктических и сланцевых месторождений нефти. Расширение ограничений для 5 российских государственных банков. Запрет европейским структурам оказывать инвестиционные услуги.
Здесь надо отметить, что этот рост произошел за счет наращивания объемов производства по добыче полезных ископаемых, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды [Россия в цифрах, 2016]. Начиная с 2014 г. резко падают показатели по таким направлениям деятельности, как инвестиции в основной капитал, их снижение составляет 44%. Понимая, что инвестирование в основной капитал является основным драйвером развития инновационной экономики, правительство РФ приняло меры по диверсификации источников инвестирования. Одним из основных путей восстановления бывших финансовых потоков является переориентация отечественной экономики на интеграционное взаимодействие с Китаем. Но, конечно, этот внешнеэкономический партнёр не способен восполнить финансирование инновационной деятельности, которое осуществляли партнеры из стран Евросоюза до введения санкций.
Правительство РФ признает, что санкции Запада негативно сказываются на инновационном развитии российской экономики, так в своем интервью телекомпании CNBC премьер-министр России Д.А. Медведев озвучил: «... не буду делать вид, будто санкции никак не отражаются на инновационной жизни России, но они служат мотиватором для более активного включения своих инновационных механизмов». Правительство РФ предприняло адекватные меры зеркального характера и ввело запрет на закупку отдельных видов зарубежной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран ЕС, а также США, Австралии, Канады, Норвегии, которые поддерживают санкций против России. Запрет на ввоз продовольственных товаров для некоторых стран-членов ЕС стал внезапным и весьма чувствительным ударом, т. к. они потеряли огромный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции в России. Введение контрсанкции положительно отразилось на деятельности
отечественных производителен сельскохозяйственной продукции, которые в результате получили дополнительный стимул к увеличению своих производств.
Примером может служить Белгородская область, которая, как говорится, попала в тренд. Идею губернатора Е. Савченко по строительству 500 га теплиц сразу включили в программу импортозамещения. Позже список проектов расширился, и в 2016 году белгородское правительство заявило о реализации 86 инвестиционных проектов на общую сумму более 146 млрд руб., что во многом способствует развитию программы импортозамещения и является инновационным. Планируется запуск нового комбикормового завода, свиноводческих комплексов с использованием высокотехнологичного оборудования, а также завода по переработке подсолнечника, сои и рапса на основе инновационных технологий. Уже сегодня освоено 54,8 млрд руб., что повышает рейтинг Белгородской области по инвестиционной привлекательности региона. Помимо привлечения инвестиций, санкции оказали положительное влияние на сальдо внешней торговли области. Если раньше соотношение экспорта к импорту составляло 40/60, то теперь, наоборот, область экспортирует 60% от общего внешнеторгового оборота (рис. 2), а приобретает 40% продукции из-за рубежа (рис. 3).
Рис. 2. Товарная структура экспорта Белгородской области Fig. 2. Commodity structure of export of the Belgorod region
Рис. 3 Товарная структура импорта Белгородской области Fig. 3. Commodity structure of import of the Belgorod region
Санкции оказали влияние на увеличение количества индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в аграрном секторе, в сфере переработки сельхозпродукции, где в настоящий период времени наблюдается рост объема производства. Для них в 2016 году на региональном уровне были введены двухлетние «налоговые каникулы», позволяющие начинающим предпринимателям «встать на ноги», уже более 500 новых предпринимателей находятся на двухлетних налоговых каникулах. Предполагается, что в 2019 г. их станет не менее 2 тысяч.
Конечно, не для всех регионов страны санкции стали толчком для развития того или иного сектора экономики. Россия огромная страна, каждый регион имеет свои специфические особенности, специализацию и климатические условия. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что не все регионы РФ являются аграрными и воздействие санкций ведет к постепенному ухудшению основных экономических параметров российской экономики, Правительством РФ разработана программа импортозамещения в промышленных предприятиях, которая предполагает переход к использованию отечественных аналогов зарубежных товаров, работ и услуг. Для реализации этой программы принят Федеральный Закон «О промышленной политике в РФ» от 31.12.2014 г., где подробно описаны методы стимулирования промышленного комплекса России и большое внимание уделено финансовой поддержке субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся инновационным производством. Данный механизм реализуется посредством создания фондов и государственной поддержки.
Закон нацелен реализовать Программу импортозамещения, которая призвана модернизировать промышленность России, интенсифицировать строительство инновационных предприятий, повысить конкурентоспособность производств, существенно сократить ввоз и потребность в зарубежной продукции, вернуть собственный рынок отечественным производителям. Мы уже говорили об истории санкционого давления на Россию, тогда в годы первой пятилетки для смягчения последствий торговой блокады на предприятиях СССР формировались антиимпортные комиссии, чья деятельность была направлена на оптимизацию планов по закупке импортных товаров в сторону уменьшения, а также выработку механизмов замены закупаемого за границей оборудования отечественным. Нечто подобное происходит и сейчас, поэтому есть полное основание полагать, что современная отечественная экономика справится с западно-американским давлением.
Для реализации программы импортозамещения требуется не только сформированная инновационная инфраструктура, но и значительные финансовые вложения. В мае 2014 г. на международном экономическом форуме в г. Санкт-Петербург президент предложил создать фонд развития промышленности, и уже в сентябре этого года был создан такой фонд, в обязанности которого входит проведение технико-экономического обоснования и финансирование НИОКР. Из федерального бюджета в этот фонд поступает около 20 млрд рублей в год, которые направляются на первоначальное (предбанковское) финансирование предприятий, участвующих в программе импортозамещения. Как полагают в Министерстве промышленности и торговли РФ, такая политика импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд рублей ежегодно, начиная с 2015 года, а уже к 2020 году снизить технологическую зависимость по разным отраслям в среднем на 30%.
Заключение
Следовательно, экономические санкции вынуждают правительство России пересматривать свою внутреннюю экономическую политику и создавать такие условия, при которых выращивать свои инновации становится выгоднее, чем закупать их за рубежом. В этом направлении уже сделаны серьезные шаги по поддержке инновационной деятельности в промышленности:
- заработали механизмы государственно-частного партнерства;
- определены налоговые преференции при открытии новых производств;
- снижена ключевая ставка Ценробанка, следовательно, снижаются процентные ставки по кредитам, направленным на техническое перевооружение;
- из средств федерального бюджета осуществляется софинансирование приоритетных НИОКР;
- совершенствуется нормативно правовая база.
В результате проводимой политики произошло увеличение производства продукции нефтехимии и изделий из пластмассы, заметно выросли объемы выпуска автокомпонентов, отдельных видов строительных материалов.
В условиях глобализации экономики положительным фактом является постоянный объем поставок на внешний рынок российских тяжелых грузовиков, авиационной техники, железнодорожной и космической.
На мировом рынке вооружений востребована продукция российского оборонно-промышленного комплекса, в сфере высоких технологий страна занимает прочные позиции по экспорту ядерных реакторов и технологий, радиолокационной и навигационной аппаратуры.
Подводя итог, можно констатировать, что санкции легли достаточно тяжелым бременем на экономику страны, однако не оказали разрушительного воздействия. Более того, они дают шанс инновационному развитию российской экономики, способствуют достижению технологической независимости в приоритетных направлениях ее развития.
Аналитики американской банковской группы Bank of America недавно даже заметили признаки оздоровления российской экономики. Как заявил агентству Блумберг ведущий экономист Московского офиса Bank of America В. Осаковский: «Прибыль российских компаний с начала 2015 года и по настоящее время показывает положительную динамику... что может стать стимулом для стабилизации и оздоровления российской экономики в ближайшем будущем» [Bank of America предсказал рост благосостояния россиян, 2019].
Данные выводы подтверждаются цифрами о результатах финансовой деятельности российских предприятий (прибыль российских компаний в первом полугодии 2017 г. выросла на 40% по сравнению с показателем 2016 г.), т. е. на фоне замедления притока прямых иностранных инвестиций прибыль все-таки растет. Это обстоятельство свидетельствует о том, что вскоре может настать переломный момент и основные макроэкономические показатели начнут свой рост уже в этом году, хотя желаемый переход прибылей в инвестиции произойдет нескоро.
В настоящее время, несмотря на официальное продление санкций в отношении России со стороны США, Евросоюза и ряда присоединившихся к ним государств до середины 2018 года, именно в рамках целого ряда европейских государств ширится движение за отмену санкционного давления на Россию, инициатором которого стали, помимо ряда славянских восточноевропейских государств, отдельные провинции Италии. Это говорит о преобладании здравого смысла и необходимости налаживания двусторонних взаимовыгодных внешнеторговых и внешнеэкономических связей между нашим государством и Европой.
Список литературы: References
1. Костиков И.В., Архипова В.В., Комолов О.О., 2015. Влияние санкций на внешнее финансирование российской экономики / Под ред. д. э. н. И.В. Костикова: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2015. - 48 с.
Kostikov I.V., Arkhipova V.V., Komolov O.O., 2015. Influence of sanctions for external financing of the Russian economy / Under the editorship of Dr. Econ. Sci. I.V. Kostikova: Scientific report. -M.: Institute of economy of RAS, 2015. - 48 pages (in Russian).
2. Сложности адаптации и трансформации экономики, 2015 / Биргит Хансль // Доклад об экономике России, № 34, сентябрь 2015 г. http://rusipoteka.ru/files/analytics/worldbank/ekonomika_rossii_34.pdf
Difficulties of adaptation and transformation Economy, 2015 / Birgit Hansl // Report on economy of Russia, № 34, September, 2015. http://rusipoteka.ru/files/analytics/worldbank/ekonomika_rossii_34.pdf (in Russian).
3. Операции по инструментам и странам-партнерам, 2019 // Центральный банк РФ URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/inv_in-country.xlsx
Transactions of tools and partner countries, 2019 // Central Bank of Russian Federation of URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/inv_in-country.xlsx (in Russian).
4. Титов А.Б., 2016. Некоторые аспекты формирования региональной инновационной системы на примере Белгородской области / А.Б. Титов, О.В. Ваганова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 4. - С. 550-556.
Titov A.B., 2016. Some aspects of formation of a regional innovative system on the example of the Belgorod region / A.B. Titov, O.V. Vaganova // News of the Irkutsk state economic academy. - 2016. - № 4. - Page 550-556 (in Russian).
5. Ваганова О.В., 2010. Финансовые механизмы обеспечения интенсификации инновационного производства / О.В. Ваганова // Корпоративные финансы. - 2010. - № 3. - С. 78-89.
Vaganova O.V., 2010. Financial mechanisms of providing intensification of innovative production / O.V. Vaganova // Corporate finance. - 2010. - № 3. - Page 78-89 (in Russian).
6. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 1. С. 44-47.
Modern science: current problems of the theory and practice. Series: Economy and right. 2016. № 1. Page 44-47 (in Russian).
7. Bank of America предсказал рост благосостояния россиян, 2019. http://maxpark.com/community/7451/content/5243403
Bank of America predicted growth of welfare of Russians, 2019. http://maxpark.com/community/7451/content/5243403 (in Russian).
8. Белгородская область в цифрах. 2016: Крат. стат. Сб ./ Белгородстат. - 2016. - 289 с.
The Belgorod region in figures. 2016: Krat. to become. сб. / Belgorodstat. - 2016. -289 pages (in Russian).
9. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат - M., 2016 - 543 с.
Russia in figures. 2016: Krat. to become. сб. / Rosstat - M., 2016 - 543 pages (in Russian).
10. По итогам первого полугодия 2015 года объем накопленных китайских прямых инвестиций в экономику России превысил 8 миллиардов долларов// Минэкономразвития http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015020910
Following the results of the first half of the year 2015 the volume of the saved-up Chinese direct investments in economy of Russia exceeded 8 billion dollars//the Ministry of Economic Development http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015020910 (in Russian).