МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОНЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ
Волчкова В.И.
В статье раскрываются недостатки высшего образования в России на рубеже XX-XXI вв., которые привели к необходимости его модернизации. Анализируются основные меры и способы, предпринятые Правительством РФ, по выводу образовательной сферы из кризиса. Сделана попытка предупредить о влиянии глобализации на процесс реформирования высшей школы как неизбежной реальности.
Ключевые слова: кризис высшего образования, последствия, Национальная доктрина, положительные тенденции, риск отклонений от ожидаемых результатов, определение глобализации, влияние глобализации.
Modernization of the Russian higher education against globalization calls. In the article the lacks of higher education of Russia on boundary ofXX-XXI centuries which have led to necessity of its modernization are revealed. The basic measures and the ways undertaken by the Government of the Russian Federation on taking out the educational sphere from crisis are analyzed. An attempt to warn about influence of globalization on the process of reforming of the higher school as inevitable reality is made.
Key words: crisis of higher education, consequences, the National doctrine, positive tendencies, risk of deviations from expected results, globalization definition, globalization influence.
О необходимости проведения серьезных реформ высшей школы говорится и пишется во многих научных публикациях зарубежных и отечественных ученых, которые соглашаются в том, что существующая система образования в России не удовлетворяет полностью современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса. Анализ различных научных исследований на предмет кризиса образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. показал, что он возник под мощным воздействием деформации всей социально-экономической и общественно-политической системы государства. Подобное влияние, как считают исследователи, привело к проявлению следующих недостатков отечественного образования: 60
- устойчивой тенденции сокращения численности студентов;
- обращенности сложившейся системы образования (так называемого «поддерживающего обучения») в прошлое, ориентированности её на прошлый опыт, отсутствию ориентации на будущее;
- слабой научно-методической базе для обучения новых специалистов, в которых всегда существовала большая потребность;
- чрезмерному увлечению профессиональной подготовкой специалистов, которое шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
- усредненному подходу к личности, валовому выпуску «инженерной продукции», невостребованности интеллекта, таланта, нравственности и
профессионализма, которые привели к деградации нравственных ценностей и падению престижа высокообразованного человека;
- тоталитарному управлению образованием, сверхцентрализации, унификации требований, которые подавляют инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
- милитаризации общества, экономики и образования, вследствие чего сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
- изолированности от мирового сообщества, с одной стороны, и работы многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортным закупкам целых заводов и технологий -с другой, которые исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
- заниженной оплате труда специалистов, которая девальвировала ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности и его статус;
- отсутствию обеспечения населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;
- «утечке мозгов», которая приводит к потере конкурентоспособности на международном рынке наукоемких технологий;
- резкому снижению финансового и материального обеспечения высшего образования в результате мирового экономического кризиса.
Таким образом, исходя из перечня последствий кризиса в образовании, приведенном здесь, можно догадываться о его масштабности и даже необратимости в некоторых его проявлениях.
Однако не будем столь пессимистичны в отношении возможного процветания в ближайшем будущем отечественной сферы образования, которая переживала времена и похуже.
Так, например, несмотря на кризисное положение прослеживается тенденция о все набирающей мощи научного потенциала в области развития наукоемкого машиностроения. Для российской молодежи высшее образование вновь обретает свою притягательную силу. Главные причины быстрого роста спроса на высшее образование связаны с изменением мотиваций и ценностных установок молодежи и находятся в значительной степени за пределами сферы образования.
Необходимо заметить, что положительные тенденции в высшем образовании совпали с началом следующего этапа его реформирования, основные направления которого намечены в принятом к исполнению в 2000 г. Законодательном акте Российской Федерации о высшей школе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Настоящий документ представляет собой одобренный обществом стратегический план развития образования на период до 2025 года на основе реализации принципа приоритетности образования.
Основной упор в Национальной доктрине делается на достижение высокого качества образования за счет:
- открытости системы образования и учебных заведений для общественного контроля;
- сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариа-
тивности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- систематического обновления всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- преемственности уровней и ступеней образования и обеспечения возможностей для непрерывности образования в течение всей жизни;
- интеграции образования, науки и производства;
- развития дистанционного образования и использования современных образовательных технологий;
- интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
- доступности в бесплатном среднем (полном) общем образовании, а также бесплатном высшем и послевузовском образовании на конкурсной основе [1].
Согласно Доктрине, достижение намеченных в ней целей должно осуществляться посредством запланированных общегосударственных мероприятий, а также увеличения финансирования на нужды образования и улучшение оплаты труда преподавателей из различных бюджетных и внебюджетных источников, в том числе негосударственных инвестиций от учреждений и частных лиц. В национальной доктрине образования впервые осуществляется попытка увязать цели образования с социально-экономическими проблемами в обществе и выйти на их решение средствами образования. Оценивая стратегические цели и задачи настоящего документа, большинство исследователей прогнозируют, что национальная доктрина выступит гарантом прав граждан Рос-
сии в области образования и хорошей основой для разработки программ развития образования. Согласно точке зрения самих разработчиков, опережающее развитие образования на основе Доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
Действительно, следуя намеченным в Доктрине целям и задачам, Правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности большое внимание уделяется перестройке ее системы управления. В первую очередь, это отразилось на развитии различных форм самоуправления в вузовской среде. Обладая более широкими правами во всех сферах деятельности, вузы имеют возможность напрямую участвовать в выработке и реализации государственной образовательной политики. Все это привело к расширению академических свобод преподавателей и студентов.
Оценивая результаты реформирования системы управления в современном вузе, Г.А. Краснова указывает на следующие достижения в этой сфере: усовершенствование механизмов разграничения компетенции между органами управления образованием различных уровней, в том числе путем заключения соглашений между Министерством образования и правительствами республик, администраций краев, областей и автономных образований, входящих в состав Российской Федерации; расширение практики применения гибких механизмов управления образованием, в том числе по аттестации педагогических и руководящих работников образования, лицензирования образовательной деятельности, аттестации
и аккредитации образовательных учреждений. По мнению исследователя, Правительству удалось укрепить государственно-общественные формы управления образованием за счет привлечения широкой общественности к обсуждению вопросов по управлению и развитию системы образования [2].
Таким образом, приведенный выше краткий обзор предпосылок, содержания перспективных установок реформы высшего образования и результатов проделанной работы в Российской Федерации свидетельствует, прежде всего, о масштабности начатой операции. Однако, как показывает практика, в столь длительных операциях подобного рода всегда возникает риск отклонений от ожидавшихся результатов ввиду воздействия со стороны не учтенных ранее факторов, к числу которых относится феномен глобализации.
Понятие «глобализация» прочно вошло в научный оборот и политический лексикон. Став особенно популярным во многих общественно-политических изданиях, он даже уменьшил частоту употребления терминов «устойчивое развитие» и «постмодернизм». Спектр его употребления настолько широк, что глобализация стала претендовать на статус чуть ли не центральной идеи всемирного культурно-исторического процесса. Однако нам не удалось найти однозначного определения глобализации в научной литературе, анализ которой показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно него. Более того, понятие «глобализация» часто бывает лишено строгого научного смысла и демонстрирует свое глобальное значение посредством простого присоединения ко всему - миропорядку, экономике,
финансам, политическим институтам, культуре, образу жизни и т.п.
Как правило, многие ученые вкладывают в содержание данного понятия определенный смысл в рамках только своей науки. Для одних глобализация - это «распространение рынка на всю планету», «возрождение универсальных западноцентристских ценностей», «утверждение идеологии неолиберализма», «проявление ново -го империализма и нового колониализма», «гомогенизация мира», «создание единого финансово-информационного пространства». Другие видят в глобализации «движение к общечеловеческим ценностям», «позитивный процесс, способствующий экономической и социальной эффективности» и т.п.
Стоит заметить, что в большинстве из рассмотренных нами формулировок подчеркивается достаточно высокий уровень технологического и информационного развития общества. Так, например, некоторые ученые определяют содержание и сущность глобализации как процесс лавинообразного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. И еще одно определение: «Глобализация - это слияние национальных экономик в единую общемировую систему. Она основывается на возникшей в последнее десятилетие ХХ в. легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала» [3].
Заметим, что исторический анализ предпосылок данного феномена позволил заключить, что процесс глобализации - далеко не новый, как для кого-то это может показаться. Межнациональные экономические отношения существовали в течение многих веков, меняясь от взаимовыгодной работорговли до прямого грабежа. Глобализация на стыке ХХ-ХХ1 вв. приобрела новые формы и стала чрезвычайно важной, т.к. экономика приобрела еще более глобальный характер, о чем свидетельствуют исследования ученых.
Таким образом, несмотря на то, что в качестве ключевых факторов глобализации различные авторы выделяют, в основном, информационный, экономический и технологический, в реальной жизни человеческий фактор является носителем и субъектом преобразования всех этих процессов. В этой связи вполне заслуживает нашего внимания позиция Веряскина В.П.: «Желательность или нежелательность глобализации, таким образом, сегодня не подлежит обсуждению. Она есть. Ее перспективы и угрозы, безусловно, важно исследовать. Но, прежде всего, необходимо сказать о ее сущности: глобализация означает победу капитала и информационной свободы над национальными интересами» [3].
Действительно, вызванный переходом к цивилизации техногенно-ин-формационного типа, процесс глобализации отразился на всех сферах жизнедеятельности. Особенно остро такое влияние на себе ощутила сфера высшего образования, т.к. в условиях глобализации её учреждения втягиваются в область рыночного обмена. А это неизбежно влечет за собой преобразование всех звеньев образовательной системы, в особенности университетской. В од-
ной из своих работ Питер Скотт отмечает, что все университеты вовлечены в процесс глобализации: частично как объекты и даже жертвы этих процессов, а отчасти как субъекты и главные посредники глобализации. По мнению исследователя, «глобализация - неотделимое от новых форм общественной жизни и новых парадигм производства знания». Цитируя словами Питера Скотта, «глобализация - это возможно наиболее фундаментальный вызов, с которым столкнулась высшая школа за всю более чем тысячелетнюю историю своего существования» [4].
Таким образом, глобализация выступает в качестве объективной тенденции современного мира с его большим информационным потоком. Остается только лишь точнее определить роль и место образования в данном процессе, что послужит основой для определения точек соприкосновения между образованием и глобализацией. А это в свою очередь позволит ученому сообществу обосновать возможности образования в решении проблем, выявляемых глобализацией. Если учитывать данный фактор при составлении сопутствующих Доктрине документах и программах, тогда риск отклонения от задуманных планов мероприятий по модернизации Российской системы высшего образования приведет к минимальным потерям.
Литература:
1. Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление от 4 октября 2000 г. № 751. - Москва, 2000.
2. Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 152 с.
3. Веряскина В.П. Глобализация и персональная модернизация. 2007. http:// kommersant.org.ua/article_82_page_5.html (8 Jan. 2009).
4. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater, Вестник высшей школы. - 2000. - № 4. - С. 3-8.
5. Зарецкая С.Л. Международная составляющая современного высшего образования / С.Л. Зарецкая // Глобализация и образование: сб. обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - С. 16.
6. Каширин В.И., Каширина О.В.
«Университеты в условиях глобализации образования» Сервер конференций СГУ. 21 Oct. 2003. http://www.conf.stavsu.ru (23 Febr. 2009).
7. Сальников Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Сальников, С. Бурухин // Высшее образование в России. - 2008. -№2. - С. 3-11.
8. Садовничий В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопросы Философии. - 2006. -№ 2. - С. 2-15.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
М.И.Закиев
Математическое образование инженеров строителей предполагает, во-первых, изучение традиционных разделов математики, которые включены в подготовку инженера любого профиля (инвариантный компонент), во-вторых, включение в программу обучения дополнительных разделов и математических дисциплин (вариативный компонент), знание которых является базой для последующего усвоения специальных дисциплин, необходимых для освоения специальности современного инженера строителя.
Ключевые слова: математическое образование, инвариантный и вариативный компонент, подготовка инженера строителя.
Interrelation of mathematical culture and professional competence in training of the engineers of the builders. The mathematical education of the engineers of builders assumes, in the first place, the study of the traditional divisions of mathematics, which are included in training of the engineer of any profile (invariant component), in the second place, the start in the training program of additional divisions and mathematical disciplines (variative component), whose knowledge is base for the subsequent mastering of special disciplines, necessary for the mastery of the specialty of the contemporary engineer of builder.
Key words: The mathematical education, invariant component, variative component, engineer of builder.