Научная статья на тему 'Модернизация российского рыбо-добывающего флота как основа повышения конкурентоспособности рыбной промышленности'

Модернизация российского рыбо-добывающего флота как основа повышения конкурентоспособности рыбной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовик Евгений Олегович

В данной статье рассматриваются понятие и типы воспроизводства основных фондов, характеризуется место и роль модернизации среди прочих форм обновления основных фондов, а также доказано, что модернизация флота является основным фактором повышения конкурентоспособности рыбодобывающей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF RUSSIAN FISHING FLEET AS THE BASIS OF AN INCREASE IN THE COMPETITIVE ABILITY OF THE FISH INDUSTRY

In this article the concept and the like of the reproduction of the fixed capital are examined, place and role of modernization among other forms of the renovation of the fixed capital is characterized, and it is also proven that the modernization of fleet is the basic factor of an increase in the competitive ability of fishing company.

Текст научной работы на тему «Модернизация российского рыбо-добывающего флота как основа повышения конкурентоспособности рыбной промышленности»

УДК 338

Е.О. Дубовик1

Модернизация российского рыбо-добывающего флота как основа повышения конкурентоспособности рыбной

промышленности

В данной статье рассматриваются понятие и типы воспроизводства основных фондов, характеризуется место и роль модернизации среди прочих форм обновления основных фондов, а также доказано, что модернизация флота является основным фактором повышения конкурентоспособности рыбодобывающей компании.

Проблема воспроизводства основных производственных фондов рыбодобывающего флота в форме модернизации, как справедливо отмечает Бунтушкин С.В.2 и ряд других авторов3, имеет большое народнохозяйственное значение.

Для определения места и роли модернизации в системе обновления и воспроизводства рыбодобывающего флота рассмотрим классификацию типов воспроизводства. Простое воспроизводство характеризуется неизменностью объемов производства материальных благ и услуг, рабочей силы, а также содержания социально-экономических отношений. При простом воспроизводстве капитала и постоянная, и переменная его части как факторы производства возобновляются в неизменных размерах4.

Составной частью расширенного воспроизводства является процесс непрерывного обновления устаревших элементов производственных основных фондов. В узком смысле данный процесс Андреев Б.Ф5., Стаханов В.Н6. и др., понимают как замену полностью изношенных и морально устаревших основных фондов, сроки службы которых истекли, на новые средства труда. В более широком смысле данный процесс можно охарактеризовать как восстановление утраченной производительности морально и физически устаревших средств труда. В этом случае обновление основных фондов подразумевает ввод новых основных средств наряду с продолжением функционирования действующих.7

Более широкая интерпретация термина «обновление основных фондов» предполагает не только полное восстановление (реновацию) выбывающих средств труда, но и их частичное возмещение в виде капитального и текущего ремонтов, а также модерниза-ции8.

Содержание процесса обновления производственных фондов может быть двояким в зависимости от характера воспроизводства в целом. При экстенсивном типе расширенно-

1 Дубовик Евгений Олегович, аспирант ВГУЭС,

Научный руководитель: Латкин А.П., д.э.н., профессор, директор ИМБЭ ВГУЭС

Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

2 Бунтушкин, С. В. Совершенствование форм и методов воспроизводства основных производственных фондов предприятий цементной промышленности в современных условиях : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Белгород, 2005 182 с.

3 Александров, В. В. Воспроизводство основных производственных фондов и его особенности в современных условиях : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 Харьков, 1983;. Заго-рулько, Е. В. Экономический механизм воспроизводства основных производственных фондов геологоразведочных организаций : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2000 147 с.

4 Кушлин В.И., Чичканов В.П. Экономический словарь. Современная рыночная экономика.- М., 2004. С.428.

5 Ацдреев, Б.Ф. Систематический курс экономической теории: Микроэкономика, Макроэкономика / Б.Ф. Андреев.- М., 2000.- С.223-225

6 Стаханов, В.Н. Экономика инфраструктуры общественного воспроизводства / В.Н. Стаханов.-М., 1989.- С.25.

7 Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие / В.З. Баликоев.- М., 2000.- С.327.; Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие / Е.Ф. Борисов.- М., 1993.

8 Там же

го воспроизводства, как отмечает Четошникова Л.А.1 обновление производственных основных фондов проявляется в том, что вновь производимые, в основном аналогичные действующим, средства труда направляются на увеличение производственных мощностей.

Стаханов В.Н.2 и Четошникова Л.А.3 [9], в своих работах полагают, что определяющим признаком и материальной основой интенсивного типа расширенного воспроизводства является своевременное (то есть в соответствии с амортизационными сроками службы) обновление всей совокупности функционирующих основных фондов на качественно новой технической основе.

Обновление производственных основных фондов происходит в трех основных формах:

^ Первая форма обновления связана с неизменной технической основой.

^ Содержанием второй формы обновления является замена средств труда качественно теми же, но более дешевыми машинами.

^ Обновление основных фондов в третьей форме происходит на базе качественно новой техники. Именно с этой формой обновления связывается интенсивный тип воспроизводства.

Львов Д.С.4 совершенно справедливо полагает, что в современных условиях возможности экстенсивного типа воспроизводства в повышении экономической эффективности общественного производства весьма ограничены. Причем ограниченность эта усиливается по мере истощения ресурсов и их удорожания.

В то же время следует отметить, что интенсификация производства как основной путь повышения его эффективности имеет непосредственную связь с интенсификацией труда, которая достигается как за счет повышения фондовооруженности труда (главное направление), так и за счет лучшего использования рабочего времени (фактор экстенсивный).

Развивая положения, высказанные Львовым Д.С. и другими авторами, Петухов Р.М.5 уточняет, что при обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности должны учитываться факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

В процессе эксплуатации суда рыбодобывающего флота подвергаются физическому и моральному износу. Физический износ (коррозия, ржавчина, разрушение и др.) приводит к уменьшению потребительной стоимости и стоимости судна и возмещается путем проведения различных категорий ремонтов. Моральный износ происходит в результате технического прогресса, который уменьшает стоимость основных производственных фондов независимо от их физического состояния и степени использования.6

Использование устаревших судов позволяет удовлетворить часть потребностей в добыче рыбы и водных биоресурсов без новых капитальных вложений, но при этом, уточ-

1 Четошникова, Л. А. Инвестиционный аспект формирования основных производственных фондов в растениеводстве : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Барнаул, 2000. 248 с.

2 Стаханов, В.Н. Экономика инфраструктуры общественного воспроизводства / В.Н. Стаханов.-М., 1989.- С.28.

3 Четошникова, Л. А. Инвестиционный аспект формирования основных производственных фондов в растениеводстве : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Барнаул, 2000. 248 с.

4 Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М; Экономика, 1999. -

375с

5 Петухов Р.М. Оценка эффективности промышленного производства: Методы и показатели, М., Экономика, 2000 - 364 с.

6 Романов В. Тенденции развития рыбопромыслового флота / / Конкуренция и рынок. ноябрь 2002 №15

няет Челноков В.М.,1 повышаются эксплуатационные расходы па содержание такого флота.

Поэтому, учитывая длительные сроки службы судов, необходимо добиваться уменьшения потерь, вызываемых моральным износом. Одним из важнейших направлений устранения отрицательных последствий морального износа при минимальных капитальных вложениях является модернизация. Она заключается в совершенствовании судна и его элементов путем изменения и замены отдельных узлов и деталей и доведении технико-экономических характеристик и социальных условий эксплуатации до уровня современных строящихся судов.2

Обновление рыбодобывающего флота за счет постройки новых судов требует больших капитальных вложений. Однако в современных условиях далеко не всегда представляется возможность обновления флота, поэтому приходится использовать морально устаревшие суда при условии своевременного проведения их модернизации и реконструкции. Неизбежность модернизационных мероприятий на флоте вызвана изменяющимися условиями эксплуатации, конъюнктурой перевозок и многими другими факторами, предъявляющими повышенные требования к технико-эксплуатационным качествам су-дов.3

Часто модернизационные работы на судах проводятся с целью решения конкретных и локальных задач, возникающих перед рыбодобывающим предприятием в тот или иной отрезок времени. Подобные работы отличаются от ремонтных направленностью на устранение морального, а не физического износа. Поэтому по своей сущности модерниза-ционные работы более характерны для внедрения новой техники. В то же время между модернизацией и ремонтными работами много общего: в результате модернизации судов происходит устранение морального и физического износа. Крупные ремонтные работы, как правило, сопровождаются комплексом модернизационных работ.

Необходимость повышения конкурентоспособности рыбодобывающих производств требует дальнейшего практического совершенствования модернизации на флоте и глубокого теоретического исследования вязанных с ней вопросов, что будет способствовать увеличению роли модернизации в общем цикле воспроизводства основных производственных фондов, в частности флота, дальнейшего улучшения экономических показателей рыбодобывающих предприятий.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций в модернизацию флота. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.4

В качестве основной задачи развития рыбной отрасли наше государство видит повышение ее конкурентоспособности, в том числе и за счет модернизации рыбопромыслового флота.

Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационноэкономические параметры рыбодобывающих судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие

1 Челноков В.М. Модернизация транспортных судов как фактор улучшения использования флота // Труды Ленинградского Института Водного Транспорта, № 173, 1980 г.

2 Романов В. Тенденции развития рыбопромыслового флота // Конкуренция и рынок. ноябрь 2002 №15

3 Там же

4 Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рыбной промышленности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра экон. наук:(08.00.05)/Ворожбит Ольга Юрьевна; [Влад. гос. ун-т экон. и сервиса]. - Владивосток, 2009.24 с.

суда, построенные по проектам 60 — 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68%1 и подходит к критическим отметкам, что привело к сокращению вылова и потребления рыбы.

К 2006 году сократились по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза добыча водных биологических ресурсов и в 1,2 раза производство пищевой рыбной продукции, что привело к тому, что среднедушевое потребление рыбных продуктов в Российской Федерации сократилось по сравнению с 80-ми годами прошлого века почти в 2 раза и составляет 12,6 кг при рекомендуемом Российской академией медицинских наук объеме потребления 23,7 кг. Соответственно, российский рынок рыбной продукции стал заполняться импортным товаром.

Кризисные тенденции в развитии рыбохозяйственного комплекса, как отмечает Романов В. приобрели свойства самоподдерживающегося процесса и предопределяют в перспективе возникновение следующих факторов2:

^ рост упущенной выгоды;

^ обострение социально-экономической ситуации в прибрежных регионах страны; ^ увеличение импорта на внутреннем рынке рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью и актуализация угрозы продовольственной недостаточности;

^ сужение внутренних рынков для судостроения и судоремонта, а также ряда отраслей, производящих продукцию материально-технического снабжения и снаряжения рыбопромыслового флота.

Политика развития рыбохозяйственного комплекса должна быть направлена на внедрение действенных механизмов управления хозяйственной деятельностью, увеличение и повышение эффективности инвестиций, что позволит создать институциональные и материальные предпосылки для существенного улучшения качества рыбных товаров, роста объема и рентабельности их производства.

Мероприятия в концепции представлены по следующим 8 направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации:

^ строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

^ строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов);

^ строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для целей воспроизводства водных биологических ресурсов;

^ строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания (далее — государственный контроль);

^ обновление рыбообрабатывающего оборудования в рыбоперерабатывающих организациях;

^ строительство и модернизация рыбопромысловых судов;

^ реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;

^ научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.

Уровень конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности определяется совместным воздействием целого ряда факторов. Данные факторы неодинаковы по

1 Романов В. Тенденции развития рыбопромыслового флота / / Конкуренция и рынок. ноябрь 2002 №15

2 Там же

природе, структуре, характеру и степени воздействия. По мнению Ворожбит О.Ю.1 наибольшего внимания заслуживает классификация факторов в зависимости от источников происхождения на внутренние, порождаемые средой организации, и внешние.

Факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется предприятие, она является необходимым условием его существования. Именно во внешней среде, формируются факторы, не контролируемые хозяйствующим субъектом. Внутренние же факторы определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации к вызовам и угрозам внешней среды.

К основным внутренним факторам, как отмечает Ворожбит О.Ю., относятся следующие:

^ Личность руководителя и состав менеджмента;

^ Инновационная активность организации;

^ Стратегия развития предприятия;

^ Система управления конкурентоспособностью продукции;

^ Материально-техническая база;

^ Конкурентоспособность продукции;

^ Ценовая политика;

^ Квалификация персонала;

^ Мотивация и стимулирование работников;

^ Использование информационных ресурсов;

^ Корпоративная культура.

Ключевым внутренним фактором по мнению Ворожбит О.Ю. является конкурентоспособность продукции, которая в свою очередь определяется двумя факторами первого уровня - это цена и качество, а также рядом факторов второго уровня, среди которых -упаковка, торговая марка, продвижение и т.д.

Показателем успешности модернизации, по мнению Т.Е. Кравченко2, является повышение индекса конкурентоспособности, причем это справедливо как для отдельных предприятий, так и для экономики в целом. Получается, что в основе повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов выступает рост инвестиций в обновление основных фондов (совершенствование материально-технической базы).

Модернизация, по мнению автора, может рассматриваться в качестве основного средства снижения и преодоления угроз банкротства, убыточности, неплатежеспособности; средство выживания в усиливающейся конкурентной борьбе, основной фактор повышения конкурентоспособности компании.

Стратегия модернизации предприятий рыбной промышленности с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает, по словам Н.А. Торобко-ва3, формирование благоприятных для частных внутренних инвестиций условий, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Повышение эффективности общественного производства обеспечивают модернизация оборудования, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и прочие мероприятия. Основополагающую роль в эффективном функционировании экономики играют капиталовложения, выступая материальной основой экономического роста. В настоящее время любой вид бизнеса в России, независимо от его направленности, будь это промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, способный приносить

1 Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рыбной промышленности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра экон. наук:(08.00.05)/Ворожбит Ольга Юрьевна; [Влад. гос. ун-т экон. и сервиса]. - Владивосток, 2009.24 с.

2 Кравченко Т.Е. Инвестиционная стратегия модернизации экономики России / / автореф. дисс. ... кацд. экон. наук, Краснодар, 2009

3 Торобков Н.А. Экономические проблемы модернизации коммунального хозяйства / / Транспортное дело России №6 2008.

прибыль, характеризуется определенным уровнем конкурентноспособности, повышение которой невозможно без притока собственных и привлеченных средств с целью модернизации неэффективного устаревшего производства, обновления продукции.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что модернизация российского рыбодобывающего флота, является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности рыбодобывающих предприятий и рыбной промышленности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.