Научная статья на тему 'Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации'

Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СВЕРХИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / DIGITALIZATION / NEOINDUSTRIALIZATION / INDUSTRIAL COMPLEXES / INDUSTRIAL POLICY / SUPER-INDUSTRIAL ECONOMY / NETWORK FORMS OF MANAGEMENT / SYSTEM MODEL / IMPLEMENTATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье в контексте объявленного перехода к сверхиндустриальным укладам, сопровождающегося цифровизацией и сетевизацией производств подчеркивается необходимость дальнейшей интеграции промышленности и выхода ее на трансграничный межгосударственный уровень. Создание межфирменных сетей предприятий индустриально развитых регионов Российской Федерации и промышленности Республики Беларусь путем объединения продуктов, услуг и бизнес-моделей, в основу которых встроены цифровые технологии, будет иметь положительный экономический эффект будет способствовать переходу от предопределенных и линейных цепочек создания стоимости к группировкам стоимости, где стоимость является результатом совместной работы нескольких экономических субъектов. Первоочередным является развитие теории модернизации промышленных комплексов в контексте неоиндустриализации и выработка на этой основе практических рекомендаций органам государственного управления по совершенствованию национальной и региональных промышленных политик, которые сегодня не учитывают весь комплекс структурных, технологических и организационных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF INDUSTRIAL COMPLEXES OF INDUSTRIAL DEVELOPED REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF NEOINDUSTRIALIZATION

In the context of the announced transition to superindustrial structures, accompanied by digitalization and networkization of industries, the article emphasizes the need for further integration of industry and its transition to a cross-border interstate level. The creation of intercompany networks of enterprises of industrially developed regions of the Russian Federation and industry of the Republic of Belarus by combining products, services and business models based on digital technologies will have a positive economic effect it will facilitate the transition from predefined and linear value chains to cost groups, where the value is the result of the collaboration of several economic entities. The priority is the development of the theory of modernization of industrial complexes in the context of neo-industrialization and the development on this basis of practical recommendations to public authorities on improving national and regional industrial policies, which today do not take into account the whole range of structural, technological and organizational changes.

Текст научной работы на тему «Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

И экономические, и геополитические противоречия переплелись ныне в гордиев узел столь жгучего системного кризиса, который разрешается лишь крайними, поистине альтернативными исходами: либо развалом нашей страны, т.е. исторически негативным итогом, либо ее неоиндустриальным подъемом - итогом исторически позитивным.1

Сегодня под влиянием цифровых технологий, сокращения жизненного цикла и увеличения степени клиентоориентированности продукции происходит глобальная трансформация промышленного производства на транснациональном уровне. Благодаря цифровиза-ции и сетевым формам хозяйствования, взаимно влияющим на развитие друг друга, формируются динамичные межфирменные межгосударственные сети, в рамках которых объединяются цифровое производство, цифровые услуги и цифровые бизнес-модели [1]. Эффективность происходящей глобальной трансформации напрямую зависит от решения фундаментальной задачи формирования промышленной политики сопредельных государств и регионов в условиях перехода к сверхиндустриальным укладам, цифровизации и сетевизации производства, обеспечению их устойчивого развития и экономической безопасности территорий.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2] обозначены приоритетные направления, которые в ближайшие 10 - 15 лет «позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке». Среди них на первом месте -"переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и

1 Реплика из статьи «Неоиндустриальная модель развития и её системный алгоритм./ Экономические

и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз

3 (33) 2014» автора Губанова С. д. э. н., проф., гл. ред. журнала «Экономист.

способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта". Это объявляет комплексную цифровизацию экономики, основанную на повсеместном внедрении информационно-коммуникационных технологий. В подобных условиях становятся очевидными преимущества изменения структуры предприятий в сторону расширения сетевых форм организации хозяйственной деятельности, что неизбежно приведет к становлению сетевой экономики не только в рамках национальных границ, но и трансграничной. Наиболее эффективно данный процесс будет происходить в постиндустриальной экономике [3], основанной на высокотехнологичном и наукоемком промышленном производстве. В условиях усиления сетевой экономики необходимо пересмотреть подходы к формированию национальной и региональной промышленных политик, которые, как правило, не учитывают весь комплекс структурных, технологических и организационных изменений.

Так, например, российско-белорусское сотрудничество в настоящее время ограничено рамками торгово-экономических отношений, обусловленных поставкой российских природных ресурсов в Беларусь и поставкой белорусских промышленных товаров в Россию. Россия и в прежние времена являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. Например, в 1990 г. Россия поставила в Беларусь около 40 млн т нефти (около 8 % всей добычи), почти 15 млрд м3 газа и 0,8 млн т угля (2,3 % и 0,2 % от всего добытого соответственно) [4]. В настоящее время по-прежнему поддерживаются сложившиеся еще в СССР российско-белорусские кооперативные

экономические связи. Большинство промышленных предприятий национальной экономики Беларуси обладают только завершающими циклами производств и неразрывно связаны с российскими поставщиками сырья, топливных ресурсов, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и технологического оборудования и др. Кроме того для России Республика Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и иных коммуникаций с Западной Европой. При этом объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси и России, обусловленная исторически сложившейся структурой национальной экономики Беларуси, будет увеличиваться.

Переход к сверхиндустриальным укладам, сопровождающийся цифровизацией и се-тевизацией производств приведет к дальнейшей интеграции промышленности и выходу ее на трансграничный межгосударственный уровень [5]. Он будет способствовать достижению главной цели экономической интеграции Беларуси и России - "реализации общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста" [6].

В отношении России и Беларуси на сегодняшний день практически отсутствуют причины, сдерживающие подобную тансформацию отношений между объектами обеих национальных экономик. Сдерживающие факторы обусловлены лишь степенью развития экономических механизмов реализации инновационного и научно-технического сотрудничества. Положительным примером является создание совместных предприятий по созданию и выпуску высокотехнологичной промышленной продукции, а также бурное развитие промышленности в российских приграничных с Беларусью российских регионах [7].

В нынешних условиях между практически всеми регионами Республики Беларусь (РБ) и Российской Федерации (РФ) осуществляются в основном внешнеторговые отношения. Беларусью поддерживаются на должном уровне, научно-техническое и культурное сотрудничество с правительствами и администрациями российских республик, краев, областей, горо-

дов и автономных округов. Они заключены как на уровне Правительства РБ, министерств и других органов республиканского управления, так и на уровне областей, Минска и других городов. Наиболее тесные торгово-экономические связи РБ имеет с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, т.е. с регионами, которые находятся в зоне географической близости, либо необходимы Беларуси для обеспечения ресурсами. Объявленный переход как России так и Беларуси на цифровую трансформацию национальной экономики позволит обеим странам перейти на более тесное сетевое взаимодействие. Наиболее целесообразным здесь является дополняющее друг друга взаимодействие предприятий промышленности Беларуси и промышленно развитых регионов РФ, таких как Челябинская обл., Пермский край, Санкт-Петербург и Ленинградская обл. Калининградская обл., а также крупных промышленных центров, таких как г. Екатеринбург, г. Саратов, г. Ярославль, г. Нижний Новгород и др.

Цифровизация промышленности и сетевые формы хозяйствования находятся в тесном взаимодействии, взаимно обусловливая развитие друг друга. С одной стороны, сети предшествуют появлению гибкого цифрового производства, поскольку являются источником данных, получаемых и обмениваемых между участниками всех стадий жизненного цикла промышленной продукции. С другой стороны, информационные технологи, обеспечивая техническую инфраструктуру, способствуют развитию сетевой экономики. Благодаря информационным технологиям существенно снижаются затраты на установление, активизацию, изменение и корректировку производственных связей между разнородными субъектами промышленного производства. На базе открытых цифровых платформ объединяются клиенты, предприятия промышленности и поставщики услуг промышленного характера, тем самым создавая межфирменную производственную сеть, часто называемую «виртуальной корпорацией». Это позволяет интегрировать цифровое производство, цифровые услуги и цифровые бизнес-модели в единый процесс.

Создание межфирменных сетей путем объединения продуктов, услуг и бизнес-моделей, в основу которых встроены цифровые технологии, будет иметь положительный экономический эффект - будет способствовать переходу от предопределенных и линейных цепочек создания стоимости к группировкам стои-

мости, где стоимость является результатом совместной работы нескольких экономических субъектов. Возникающие на базе цифровых платформ динамичные межфирменные сети могут стать центрами создания совместной добавленной стоимости и источником конкурентного преимущества для предприятий промышленности РБ и индустриально развитых регионов РФ, что позволит перейти от монополярной к сетевой форме развития этих территорий. Формы создания стоимости трансформируются. Она становится результатом совместной работы нескольких взаимосвязанных участников сети. Процесс создания стоимости приобретает выраженную сервисную доминанту, так как предприятия прямо или косвенно обмениваются не продукцией как таковой, а услугами (производственными возможностями). Таким образом, в сетевом промышленном производстве размываются границы создания стоимости, процесс ставится децентрализованным с точки зрения архитектуры продукта и приобретает динамичный характер.

Важнейшее значение здесь отводится реализации научной идеи, которая заключается в развитии теории и методологии разработки системной модели новой сбалансированной межнациональной промышленной политики, учитывающей не только необходимость технико-технологического обновления национального и регионального промышленных комплексов согласно условиям перехода к цифровой индустриализации, но и развития форм и инструментов хозяйствования, соответствующих требованиям расширения сетевого взаимодействия субъектов промышленности в условиях обеспечения экономической безопасности территорий. Здесь предстоит отказ от противопоставления цифрового производства, цифровых услуг и цифровых бизнес-моделей.

Анализ современного состояния исследований в данной области показывает, что в настоящее время в мировой экономической науке значительно возросло количество исследований, посвященных проблемам промышленной политики и развитию индустриального сектора экономики, пришедших на смену абсолютизации сферы услуг как драйвера экономического роста. Такие зарубежные исследователи, как Д. Родрик, Д. Симон, А. Биранг, М. Гулбрандсен, В. Джавад, Р. Нельсон, Р. Штеф-фенсен, К. Шваб, П. Марш, внесли значительный вклад в актуализацию тематики и изучение проблем индустриального сектора в контексте

обеспечения инновационного развития экономики.

В трудах российских экономистов (А.И. Амосов, К.Н. Адрианов, Е.В. Бодрова, С.В. Бодрунов, С.Ю. Глазьев, В.В. Ивантер, Ф.Ф. Рыбаков, О.С. Сухарев и др.) раскрыто содержание категории промышленной политики, показана ее роль в контексте модернизации и диверсификации экономики в условиях неустойчивой мирохозяйственной конъюнктуры и цифровизации производства. Работы белорусских исследователей - И.М. Абрамова, М. Мясниковича, Л.Н. Нехорошевой, И.А. Михай-ловой-Станюты, А.Н. Тура, А.А. Быкова, В.Ф. Байнева, В.Л. Гурского и др., посвящены определению особенностей промышленных циклов на постсоветском пространстве, в них показана роль инноваций в модернизации белорусской промышленности, разработаны механизмы подготовки кадров для белорусской промышленности.

Вопросы приграничной проблематики в развитии развития промышленности наиболее полно освещены в работах М.В. Александровой, А.В. Бусыгина, А.Г. Гранберга, П.Б. Вар-домского, В.В. Кущенко, В.Л. Ларина, А.С. Макарычева, Н.М. Межевича, П.А. Минакира, П.А. Мицкевича, предпринимательства - А.С. Новоселова, А.А. Орлова, В.Н. Чапека. Развитию инноваций в приграничных территориях посвящены исследования Н.С. Алексеевой, И.Т. Балабанова, A.C. Бляхмана, C.B. Валдай-цева, С.Ю. Глазьева, Л.Н. Гохберга, В.Г. Медынского, Н.В. Кондратьева, Д.С. Львова, А.Н. Цветкова. Ю.В. Яковца и др.

Вместе с тем до настоящего времени практически отсутствуют работы, посвященные особенностям формирования промышленной политики территорий сопредельных стран, ориентированной на расширение их сетевого взаимодействия.

Теоретико-методологические основы сетевых форм хозяйствования составляют труды таких зарубежных и русскоязычных экономистов, как С. Джонс, В. Хестерли, С. Боргат-ти, Р. Вайбер, Л. Лейдесдорф, Г. Эцковиц, Г. Готтингер, В.Н. Бугорский, И.А. Стрелец, В.Г. Смирнова, Н.В. Смородинская, Д. Д. Катуков, Л.П. Васюченок. Им удалось выявить положительные сетевые эффекты, возникающие в результате экономии на трансакционных издержках, а также описать условия развития сетевых структур. Однако проблематика промышленной политики в рамках концепции сетевого развития до сих пор не рассматривается.

Таким образом, необходимо проведение системных теоретических исследований, посвященных формированию промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия промышленно развитых регионов в условиях цифровой индустриализации. Необходимость таких исследований назрела еще и потому, что технико-технологическая модернизация белорусской и российской экономики не может быть проведена в отрыве от организационно-управленческих аспектов трансформации глобальной экономики. Переход к экономике постиндустриального типа, основанной на высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, требует разработки межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов РФ и РБ в условиях цифровой индустриализации.

Первоочередным является развитие теории модернизации промышленных комплексов в контексте неоиндустриализации и выработка на этой основе практических рекомендаций органам государственного управления РБ и индустриально развитых регионов РФ по совершенствованию национальной и региональных промышленных политик. При этом необходимо решить целый ряд последовательных задач:

1. Развить теоретические основы сетевой экономики в контексте цифровой индустриализации и перехода к сверхиндустриальному укладу.

2. Выявить факторы и направления трансформации индустриального сектора под влиянием цифровизации промышленности и сетеви-зации производства.

3. Определить содержание национальной и региональной промышленных политик в контексте развития сетевой экономики.

4. Выявить и сопоставить особенности современной промышленной политики РБ и индустриально развитых регионов РФ.

5. Определить риски и угрозы современной промышленной политики РБ и индустриально развитых регионов РФ в контексте расширения сетевого взаимодействия и цифрови-зации производства.

6. Разработать направления совершенствования проводимой промышленной политики РБ в контексте расширения сетевого взаимодействия и цифровизации производства.

7. Разработать теоретико-методологические подходы и представить методику форми-

рования системной модели сбалансированной межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов РФ и РБ в условиях цифровой индустриализации.

8. Выработать практические рекомендации заинтересованным органам государственного управления по совершенствованию модернизации промышленных комплексов индустриально развитых регионов РФ в контексте неоиндустриализации и расширения сетевого взаимодействия с РБ. Определить перспективы дальнейшего развития и использования полученных результатов.

Проводимые на сегодняшний день исследования проблем формирования политики межнационального сетевого промышленного взаимодействия представляют собой, главным образом, попытки изучить внешнеторговые связи, объяснить логистику поставок товаров, предсказать будущие промышленные и технологические изменения в индустриальном комплексе отдельных территорий. Недостатком существующей методологической базы является ограниченность использования современных концепций развития и их недостаточная адап-тированность к условиям системной модернизации и цифровой индустриализации. Системный подход к разработке модели сбалансированной межнациональной промышленной политики используется отдельными учеными-энтузиастами и охватывает, как правило, лишь некоторые аспекты (чаще всего технологические, финансовые, трудовые, структурные) развития индустриального комплекса. В основу предлагаемого исследования необходимо заложить фундаментальные концепции и гипотезы общей теории управления, теории экономического развития и экономического роста, концепции сетевой экономики и умной специализации, концепции цифровой экономики и экономической безопасности, теория сверхиндустриального общества Э.Тоффлера [8]. Такая интеграция базовых и современных концепций позволит сформировать системную модель новой сбалансированной межнациональной промышленной политики, способствующей восстановлению субъектности государств и регионов в стратегическом управлении промышленным развитием в условиях цифровой индустриализации, а также учесть в данной модели разные формы партнерства и активного поведения государств и регионов в зависимости от складывающейся конкурентной ситуации на рынке,

уровня экономической безопасности территорий, имеющегося промышленного и научно-технологического потенциала. Это позволяет констатировать высокий уровень оригинальности и новизны научной изложенной идеи.

Современный уровень глобализации общества доказывает бесперспективность построения монополярной экономики [9]. Промышленное превосходство или технологическое доминирование на большинстве мировых рынках не оправдывает себя ни с точки зрения приобретения долгосрочных конкурентных преимуществ отдельными государствами, ни с точки экономической целесообразности масштабных инвестиций со стороны отдельного хозяйствующего субъекта. В связи с этим происходит трансформация архитектуры мирового экономического пространства, основанного на промышленной специализации территорий и традиционном (историческом) разделении труда, в сторону формирования глобальных подвижных сетей, структурированных в межрегиональные сообщества равноправных партнеров.

Такое промышленное партнерство государств постсоветского пространства ввиду их особой идентичности (этнической, культурной, природной, хозяйственной, экономической и прочей) представляет собой устойчивую систему взаимосвязей, основанную на согласованной стратегии сотрудничества и ориентированную на решение проблем модернизации индустриального комплекса и обеспечения экономической безопасности территорий в контексте цифровизации.

Распространение сетевых механизмов в сочетании с цифровизацией приводит к изменению порядка взаимодействия между всеми участниками производственного процесса, как со стороны РБ, так и со стороны РФ за счет мультифирменных сетей, позволяющих объединять, рекомбинировать и взаимодополнять ресурсы различных организаций (например, производственные мощности, трудовые ресурсы, компетенции и квалификацию персонала, интеллектуальную собственность, финансы), повышать функциональность каждого отдельного предприятия при углублении его специализации на своих основных компетенциях. Сетевые производственные связи отличаются динамичностью, поскольку устанавливаются на ограниченный промежуток времени и могут быстро перестраиваться в зависимости от конъюнктуры рынка и внутренних потребностей предприятий.

Научная идея исследования заключается в необходимости разработки системной модели сбалансированной межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов РФ и РБ. Такие сети будут отличаться сбалансированностью внедрения новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных, на всех стадиях промышленного производства, а сетевых форм хозяйствования объединят цифровое производство, цифровые услуги и цифровые бизнес-модели, обеспечивая предприятиям конкурентные преимущества за счет совместного создания стоимости.

Результатом исследования должны

быть:

1) научно обоснованная теория и методология формирования системной модели сбалансированной межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях цифровой индустриализации;

2) практические рекомендации заинтересованным органам государственного управления, направленные на совершенствование механизмов сетевого партнерства, разрабатываемых в рамках межнациональной, национальной и региональной промышленной политики,

В основу исследования должны быть положены:

- системная информация о сопоставлении национальных программ развития экономики РФ и РБ;

- анализ национальной политики РФ и РБ в отношении трансформации индустриального сектора и сетевого трансграничного взаимодействия;

- разработана иерархическая структура промышленных регионов России и РБ по уровню их экономической безопасности и «цифровой адаптации»;

- проведена оценка мер государственной поддержки, существующих рисков и угроз сетевого промышленного взаимодействия индустриально развитых регионов РФ и РБ;

- выявлены направления совершенствования механизмов сетевого промышленного взаимодействия индустриально развитых регионов РФ и РБ.

В результате чего будет создана база данных и разработаны механизмы их обработки

[10], необходимые для создания методологии формирования модели сбалансированной межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия РБ и индустриально развитых регионов РФ в условиях цифровой индустриализации, и выработки механизмов ее реализации в виде практических рекомендаций органам государственного управления обеих стран.

Очевидно, что для оптимального достижения поставленной цели целесообразно проведение совместных российско-белорусских исследований. Прежде всего это обусловлено необходимостью применения комплексного подхода к решению поставленной проблемы, позволяющего учесть интересы сторон при формировании экономико-управленческих решений по обеспечению промышленного партнерства обеих стран. Кроме того, отсутствие единой законодательно закрепленной политики развития приграничных территорий, специфичность экономического, инновационного и промышленного развития, различный уровень институциональной, транспортно-логистиче-ской и инфраструктурной обеспеченности -требует проведения оценки состояния и динамики индустриальных комплексов обеих стран и регионов, выявления рисков и угроз сетевого промышленного взаимодействия, а также перспективных направлений развития такого взаимодействия в условиях цифровой индустриализации.

Совместные исследования, направленные на развитие концептуальных подходов к разработке системной модели сбалансированной межнациональной промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях цифровой индустриализации, целесообразно проводить путем перекрестного сопоставления полученных результатов, что позволит двум сторонам разработать комплексные практические рекомендации заинтересованным органам государственного управления, направленные на совершенствование механизмов сетевого партнерства, гармонизированных в рамках межнациональной, национальной и региональной промышленной политики и имеющих практическую значимость.

Состав исследовательских коллективов по проблемам модернизации промышленных

комплексов индустриально развитых регионов РФ в контексте неоиндустриализации должен формироваться на базе передовых российских экономических университетов с привлечением ученых из экономически развитых регионов. В состав исполнителей необходимо вводить ученых специалистов в области техники и технологии, экономической теории и промышленной политики.

Литература

1. Лепеш Г.В. Экономика цифровая и реальная. // Технико-технологические проблемы сервиса. . №4(42), 2017 г. С.3 - 6.

2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01122016-n-642-o-strategii/

3. Макарова И.В. Анализ эффективности реализации региональных мер поддержки промышленности. // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 10 (481). С. 1800-1818;

4. Вашанов В.А. Перспективы развития экономического сотрудничества России и Беларуси// Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 4-й междунар. Науч.конф. Минск, 2-3 окт. 2003г. : В 3 т. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2003. т.1.с. 93-94.

5. Мелешко Ю.В. Услуги промышленного характера и четвертая промышленная революция. // Вестник Коми Республиканская академия государственной службы и управления. Теория и практика управления: научный журнал. - 2018. - № 20(25). -С. 71-77.

6. Принципы интеграции НЭ в мировую экон. систему. Интернет ресурс. URL: https://poisk-ru.ru/s24412t5.html (дата обращения 05.07.2019)

7. Современные угрозы безопасности границ и устойчивому развитию приграничных территорий. / Г.В. Лепеш. - Технико-технологические проблемы сервиса. №4(46), 2018. С.45 - 63;

8. Теория сверхиндустриального общества э. Тоф-флера / Интернет ресурс. URL: https://studfiles.net/preview/1938248/page:3 (дата обращения 05.07.2019)

9. Михайловский П.В., Макарова И.В.. Региональная модель промышленного роста на основе различных стратегий внешне-экономической деятельности в РФ. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 5 (67). С. 66-73.;

10. Макарова И.В., Стариков Е.Н. Методология статистических измерений и оценки инноваций в промышленности. // Инновации. 2016. № 12 (218). С. 67-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.