Научная статья на тему 'Модернизация правовой системы Китая'

Модернизация правовой системы Китая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1580
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / КНР / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КИТАЯ / КОНСТИТУЦИЯ КНР / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / GENESIS OF THE LEGISLATION / MODERNIZATION OF LAW / SOURCES OF LAW / PRINCIPLES OF LAW / PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / LEGAL SYSTEM OF CHINA / CONSTITUTION OF THE PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / SOCIALISM WITH CHINESE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лю Юйнин

В статье рассматриваются вопросы становления и развития правовой системы Китая и перспективы ее дальнейшего совершенствования. Отмечается, что в течение довольно короткого периода времени была проделана огромная работа по созданию законодательного фундамента, который поддерживает существование социализма с китайской спецификой. Установлено, что равномерность и сбалансированность в развитии правовой системы обеспечивается следующими факторами: балансом между самоконтролем государства и контролем со стороны институтов гражданского общества, сбалансированным подходом к принципам справедливости и открытости, наличием морали и нравственности в действиях независимых и грамотных юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the legal system of China

The article deals with the formation and development of the legal system of China and the prospects for its further improvement. The paper notes that within a short period an extensive work has been carried out to create the legislative base that supports the existence of socialism with Chinese characteristics. The author concludes that uniformity and balance in legal system development are provided by the following factors: the balance between self-checking of the state and control of civil society institutions, the balanced approach to the principles of justice and openness, as well as the existence of morals and morality in practice of independent and competent lawyers.

Текст научной работы на тему «Модернизация правовой системы Китая»

УДК 340.1(510)

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.6.32

Лю Юйнин

аспирант кафедры теории и истории государства и права

Кубанского государственного университета

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ

Liu Yuning

PhD student, Theory and History of State and Law Department, Kuban State University

MODERNIZATION OF THE LEGAL SYSTEM OF CHINA

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы становления и развития правовой системы Китая и перспективы ее дальнейшего совершенствования. Отмечается, что в течение довольно короткого периода времени была проделана огромная работа по созданию законодательного фундамента, который поддерживает существование социализма с китайской спецификой. Установлено, что равномерность и сбалансированность в развитии правовой системы обеспечивается следующими факторами: балансом между самоконтролем государства и контролем со стороны институтов гражданского общества, сбалансированным подходом к принципам справедливости и открытости, наличием морали и нравственности в действиях независимых и грамотных юристов.

Ключевые слова:

генезис законодательства, модернизация права, источники права, принципы права, КНР, правовая система Китая, Конституция КНР, социализм с китайской спецификой.

Summary:

The article deals with the formation and development of the legal system of China and the prospects for its further improvement. The paper notes that within a short period an extensive work has been carried out to create the legislative base that supports the existence of socialism with Chinese characteristics. The author concludes that uniformity and balance in legal system development are provided by the following factors: the balance between self-checking of the state and control of civil society institutions, the balanced approach to the principles of justice and openness, as well as the existence of morals and morality in practice of independent and competent lawyers.

Keywords:

genesis of the legislation, modernization of law, sources of law, principles of law, People's Republic of China, legal system of China, Constitution of the People's Republic of China, socialism with Chinese characteristics.

Реконструкция и совершенствование правовой системы являются необходимыми условиями ее модернизации. С началом экономической реформы и политики открытости правовая система Китая была значительно преобразована и привлекла к себе пристальное внимание остальной части мира. Менее чем за 30 лет в Китае было принято большое количество законов, инструкций, постановлений местных органов власти, которые сформировали сложную ткань законодательства. Как для китайских лидеров, так и для граждан страны это был достаточно тяжелый правовой опыт.

Управлять страной согласно законам и построить социалистическое государство, основанное на праве, - таковы основные цели, которые преследуют и преследовали китайские лидеры при формировании государственного строя. Построение социалистической правовой системы с китайской спецификой, по их мнению, гарантирует современное правовое регулирование государственной и общественной жизни страны и способствует правовому прогрессу и развитию Китая [1].

Китайская Народная Республика образовалась в 1949 г. В этом же году произошла замена феодального автократического режима народным демократическим режимом.

Создание и развитие социалистической правовой системы с китайской спецификой соответствуют политическому строю Китая и необходимости развития социалистического общества. На начальном этапе, с 1949 по 1954 г., перед открытием первого Всекитайского собрания народных представителей (далее - ВСНП) в Китае был издан нормативный акт «Общая программа Народного политического консультативного совета Китая», который имел характер временной Конституции. Вместе с ним и в его развитие были изданы Закон о браке, Закон о реформировании земли и др. Принятие этих нормативных актов положило начало новому этапу развития демократического и правового строя Китая.

В 1954 г. на первой сессии ВСНП, проходившей в Пекине, была принята первая Конституция нового Китая. На ней был установлен принцип народной демократии и социализма, а также создана основа политической системы ВСНП. В этот период были приняты Закон о ВСНП, Закон о ВСНП местного отделения, Закон о Государственном совете, Закон о народном суде, Закон о народной прокуратуре и установлены основные принципы жизнедеятельности государства. После культурной революции, продлившейся до 1976 г., законодательные органы Китая разработали и приняли более 130 нормативных актов и получили богатый опыт, создавая настоящую

правовую систему с китайской спецификой. Но в период культурной революции все законодательные действия были приостановлены [2].

В 1979 г. на второй сессии ВСНП были приняты поправка к Конституции и семь нормативно-правовых актов: Закон об избрании ВСНП, Закон об избрании ВСНП местного отделения, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Закон о предприятии с совместным хозяйствованием китайской и иностранной кооперации. Начался новый этап законодательной работы.

В 1982 г. на пятой сессии ВСНП была принята современная Конституция, определены новые основные принципы и система. Это означало, что на конституционном уровне правовая система была готова для новых реформ - реформ открытости и социалистической модернизации. В последующем, в 1988, 1993, 1999 и 2004 гг., были приняты поправки к Конституции. В Конституции указывалось, что частная собственность имеет важный статус в экономике государства. В Конституцию были введены следующие важные принципы: формирования социалистической рыночной экономики, верховенства права и строительства социалистического государства, уважения и защиты прав человека, защиты правомерной частной собственности граждан от посягательств [3].

На этом этапе законодательная работа была успешной, она явилась важной составляющей социалистической правовой системы с китайской спецификой. На сегодняшний день в Китае действуют 240 законов, 706 административно-правовых актов и более 600 местных правил. Все это свидетельствует об эффективной работе правотворческих органов Китая, в результате которой была создана нормативная основа современной правовой системы с китайской спецификой.

В результате многократных реформ современная социалистическая система законодательства Китая имеет следующую структуру:

1. Конституция, которая обладает наивысшей юридической силой.

2. Законы, взаимосвязанные с Конституцией как основой системы, такие как Уголовный кодекс, Общие правила гражданского законодательства и т. д. И Конституция, и законы вступают в силу только после того, как пройдет голосование ВСНП, затем они подписываются представителями государства, только после этого их публикуют. Они обладают наивысшим юридическим статусом среди всех нормативных актов.

3. Следующими в иерархии по юридической силе выступают административно-правовые акты как дополнения к основным законам, например «Положение Китайской Народной Республики о взысканиях за нарушение общественного порядка». Такого вида акты устанавливаются Государственным советом и вступают в силу после подписания приказа министром Государственного совета.

4. Административно-правовые акты местного уровня устанавливаются постоянным комитетом ВСНП провинций, автономных районов и специальных административных районов. Постоянный комитет является наивысшей организацией в провинции, автономном районе и специальном административном районе. Обычно в наименованиях таких нормативных актов пишут название административного отделения, например «Правила иностранных инвестиций города Пекина» [4].

Официально китайские законы разделены на семь категорий: конституционное право и связанные с ним законы, гражданские и коммерческие законы, административные, экономические, социальные, уголовные и процедурные законы. Если выделять по уровням законодательной власти, то получится три группы нормативно-правовых актов: законы ВСНП и его постоянного комитета, административные постановления Государственного совета, местные постановления и автономные правила Ассамблеи местных жителей и их постоянных комитетов [5].

Таким образом, китайская правовая система состоит из трех уровневых нормативных актов: закон, административно-правовой акт и местное правило. Она является законодательным фундаментом, который поддерживает существование социализма с китайской спецификой.

С начала экономической реформы и до настоящего времени китайское государство постоянно предпринимает крупномасштабные действия, которые нацелены на достижение необычных результатов на ранних стадиях культурной революции или создание модернизированной страны на более поздней ее стадии. Но даже сегодня законы Китая все еще в большой степени парадоксальны и порождают множество конфликтов, хоть и связаны между собой при помощи определенных методов и инструментов. Эта ситуация показывает, что в основу реформирования правовой системы были положены только отдельные функции права, но не легитимность, которая служит основой права. Акцент делался на взаимосвязь и количество правовых норм, а не на фундаментальные правовые принципы. Основное внимание обращалось на понятия и логику, а не на общее направление развития законодательства [6, р. 3].

В связи с этим в современный период все еще актуальны следующие вопросы: требует ли реформирование правовой системы столь же повышенного внимания, как экономическая система; делают ли проводимые преобразования правовую систему настолько же неустойчивой, как экономическую систему; имеет ли Китай полную и хорошо структурированную правовую систему, внутреннее содержание которой соответствует реальным потребностям экономического

развития; как устранить конфликты между реальным взаимодействием экономической системы и правовыми нормами?

Ответы на представленные вопросы различны. Проблемы, с которыми Китай сталкивается сегодня, связаны не с анализом и планированием реформ, а с отсутствием методов исследования и механизмов оценки, известных как метатеория, которые могут использоваться в процессе разработки и принятия конкретных видов законов. В результате при реконструкции правовой системы использовались такие модели, как «принятие закона, когда он назрел» или «наличие несовершенного закона лучше, чем отсутствие совершенного». Многие из законов, принимаемых в соответствии с этими руководящими принципами, пусты по своему содержанию и трудноприменимы на практике. Ряд их положений являются не более чем политическими лозунгами или программами политиков. Граждане видят в содержании этих законов политику государства, но не могут найти норм, которые решали бы конкретные проблемы.

Такой законодательный подход, используемый в 1980-х гг., принес в жертву точность и системность законов, содержание которых было абстрактным и расплывчатым. Эта системная проблема, сопряженная с отставанием экономического законодательства от экономической реформы, сделала делегированное законодательство и судебные разъяснения уникальной парой китайской правовой системы.

Делегированное законодательство использовалось настолько часто, что административным органам дали весьма широкие дискреционные полномочия. Непрерывное применение судебных разъяснений расширило квазизаконодательную власть Верховного народного суда. Это явилось еще одним препятствием для здорового развития правовой системы.

Реформирование правовой системы современного Китая ясно показывает, что разные стадии развития правовой системы не связаны друг с другом, каждая последующая стадия реформы не дополняет и не развивает предшествующую. В национальной инфраструктуре до сих пор не существует правовой системы, которая могла бы скоординировать все аспекты, включая политический, экономический, юридический и идеологический, - именно то, чего общество ждет от модернизированной системы. На текущей стадии реформирование правовой системы зависит от политической воли государства, что без учета растущей автономии, которую постепенно приобретают институты современного гражданского общества в условиях рыночной экономики, приводит к глубокому разрыву между действующей правовой системой и ожиданиями большинства членов общества. Такому виду развития права придется столкнуться с еще более серьезными последствиями и проблемами со стороны общества.

Современная правовая система Китая находится на новой исходной позиции в совершенствовании социалистического устройства государства, что совпадает с уровнем его экономического развития. Это совершенствование и является актуальной задачей для законодателя.

Внешняя и внутренняя обстановка постоянно меняются, общество требует новых изменений, связанных с развитием науки и экономики. Для обеспечения стабильной реформы в правовой системе требуется более демократическое законодательство. Главным образом нужно обратить внимание на разработку и принятие нормативных актов в сфере культуры, образования и экологии. Кроме того, требуется сформулировать единую цель в развитии экономики, экологии и науки.

Опыт культурной революции показывает, что управление не может просто положиться на политику. Напротив, закон должен предоставить четкие указания, чтобы сохранить плоды реформы. Правовая реформа является не только предпосылкой для реформирования системы. Скорее, она есть неотъемлемая часть реформы - реконструкция правовой системы должна отразить потребности развития экономической системы.

Равномерность и сбалансированность в развитии правовой системы обеспечивается наличием нескольких важных факторов. Это баланс между самоконтролем государства и контролем со стороны институтов гражданского общества, сбалансированный подход к принципам справедливости и открытости, отраженным в законодательстве, равное отношение к правам и обязательствам беспристрастной судебной системы, наличие морали и нравственности в действиях независимых и грамотных юристов.

Как образно выражаются китайские исследователи, современная правовая система Китая - как верстовой столб в истории развития народного законодательства Китая. Она имеет большое фактическое и историческое значение [7].

Практика является основой права, а право представляет собой обобщение опыта практики. Практика никогда не замедляет свой темп, как и правовая система, которая постоянно развивается. Совершенствование правовой системы является важнейшей задачей правительства Китая. Эффективность права подтверждается проведением его в жизнь, поэтому социалистическая правовая система с китайской спецификой, учитывая опыт других государств, должна следовать по своему пути и продемонстрировать успех развития правовой системы и государственной экономики.

Ссылки:

1. Чжан Лэй, Чжень Гуиуань. Правовая система Китая // Комментарии науки. 2011. № 2. На кит. яз.

2. Лю Маолинь, Ван Цунфэн. Стандарт появления социалистической правовой системы с китайской спецификой // Трибуна правовой науки. 2010. № 6. На кит. яз.

3. Чжань Чжимин. Построение правовой системы Китая в период реформирования // Законодательство и исследование права. 2009. № 9. На кит. яз.

4. Ван Сьюцай. Исследование о стандарте и развитии местного законодательства // Правовая политика и регулирование. 2016. № 3. На кит. яз.

5. See: Work Report to the Standing Committee of the National People's Congress. 3 Standing Comm. Nat'l People's Cong. // Gaz. 2001. № 243 ; 3 Speaking in the Second Meeting of the Tenth Standing Committee of the National People's Congress. Standing Comm. Nat'l People's Cong. // Ibid. 2003. № 323.

6. Deng Zheng-lai. Jurisprudence of China: Where to Go - Research Sketch of Building an Era of China's Legal Ambition Prospect // Tribune of Political Science & Law. 2005. No. 5. P. 3.

7. Ань Жань. Статус и функция Конституции в правовой системе с китайской спецификой // Правовой сад молодежи. 2012. № 4. На кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.