МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
1 2
С.Г. Усов, начальник штаба , слушатель заочной формы обучения
М.С. Лащёнов , канд. социол. наук, доцент 1УМВД России по г. Вологде Вологодской области Академия управления МВД России (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-259-264
Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к оценке эффективности деятельности территориальных органов МВД России. Проводится сравнение предыдущих и существующих методик оценки деятельности, их актуальность в современных условиях и существующей структуре преступности. Отражены результаты общественного мнения о деятельности органов внутренних дел РФ. Анализируются основания планомерного смещения подходов к оценке эффективности деятельности в сторону учета общественного мнения, обуславливающего необходимость совершенствования их методического обеспечения.
Ключевые слова: оценка деятельности, методика, подходы, совершенствование, общественное мнение.
Современное российское общество переживает перемены, которые, без исключений, затрагивают все стороны нашей жизни и сферы жизнедеятельности граждан. Одним из значимых импульсов для происходящих изменений во многом выступает возрастающая активность граждан и институтов гражданского общества. Безусловное влияние этих процессов объективно прослеживается как при реформировании структуры, так и отдельных направлений деятельности органов государственной власти, включая правоохранительную сферу, в том числе связанную с деятельностью полиции.
Реформирование полиции как и осуществление государством правоохранительной функции сопровождается особым вниманием к практической деятельности институтов гражданского общества и основаны на осознании того факта, что выстраиваемый процесс их эффективного взаимодействия является одним из необходимых условий общественного доверия и поддержки со стороны граждан. Начавшись ещё в середине 90-х годов прошлого века, период реформирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации привнес значительные изменения в систему оценки деятельности орга-
нов внутренних дел. По своей сути, реформа органов внутренних дел была направлена на кардинальное повышение эффективности работы за счет правовой, организационно-управленческой, профессиональной и социальной составляющей. Последняя выражалась в том числе в создании и развитии системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института полиции с гражданским обществом и населением. За решение вопросов такого взаимодействия, по мнению ученых ведомства, последовало бы не только нивелирование текущих проблем повышения эффективности деятельности, но и послужило бы фундаментальной основой для дальнейшего выхода на новый качественный уровень управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности общества.
Такими образом, объективными выводами начавшегося реформирования, явилось осознание того, что одним из факторов, значительно сдерживающим процесс взаимодействия, признано отсутствие социально-одобряемого уровня результативности (эффективности) работы органов внутренних дел. Полагалось, что деятельность органов внутренних дел Российской Федерации проявляемая в противодейст-
вии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности должна не только строиться эффективно, и что особенно важно - адекватно оцениваться. Система критериев оценки деятельности полиции должна быть понятна и сотрудникам органов внутренних дел и российскому обществу. Однако, прежде существовавшие методики оценки деятельности органов внутренних дел (до принятия Приказа МВД России от 29.11.2001 № 1047 «О мерах по совершенствованию системы оценки деятельности органов внутренних дел») не в полной мере удовлетворяли запросам общества, поскольку не учитывали общественных целей населения. Актуальная потребность формирования новых критериев и показателей оценки деятельности органов внутренних дел, отражающих не только специфику территорий и объектов оперативного обслуживания, но и ориентацию на достижение стратегических целей развития системы МВД России и, в первую очередь, в её социальных аспектах, настойчиво утверждала необходимость учета общественного мнения об эффективности принимаемых правоохранительных мер. Фактически, существовавшая система оценки была лишена некой социальной составляющей, отвечающей за создание и развитие системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института взаимодействия полиции и гражданского общества. А поэтому основной задачей проводимого реформирования явилась необходимость ориентировать правоохранительную деятельность органов и служб на соответствие целям её социального предназначения в демократическом правовом государстве, привести к таким изменениям в системе управления, которые бы способствовали повышению эффективности этой деятельности и оправдывали ожидания граждан, отвечая потребностям общества [1]. Решение поставленной задачи виделось в создании системы оценки деятельности органов внутренних дел, отражающей социально значимый результат. Безусловную актуальность методического сопровождения поставленной задачи приобретала ана-
литическая функция, способствующая в том числе и определению путей решения отмеченных проблем, в основе которых находилась активность научных исследований в области формирования правовых, организационных и научно-методических основ системы оценки деятельности органов внутренних дел и их практическая апробация.
Как итог, выполнение поставленной задачи породило повышенное внимание к оценке деятельности. В приказе МВД России от 29.11.2001 № 1047 «О мерах по совершенствованию системы оценки деятельности органов внутренних дел» подчёркивалось: «Без преодоления существенных изъянов в системе критериев оценки становится невозможным и бесперспективным дальнейшее продвижение в сторону реформирования органов внутренних дел, укрепления их кадрового и технического потенциала, налаживания эффективного сотрудничества с гражданами, общественными объединениями, институтами гражданского общества и органами власти» [2]. Этот приказ заложил основы идеологии при разработке будущих систем оценки деятельности ОВД (приказы МВД России №№ 1150-2002 г., 650-2005 г., 252010 г., 735-2011 г., 1310-2011 г., 10402013 г.).
Конечно же, упомянутые системы оценки деятельности ОВД не лишены определенных позитивных новшеств. В них сформирована идеология оценки, её направленность и цели, ориентирующие на достижение результатов деятельности, отвечающих достижению её объективного назначения: «развернуть коллективы и каждого работника в отдельности в сторону реальной, гарантированной защиты прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств». Однако, правильно заявленная идеология оценки в методической части упомянутых приказов, практически сводилась к выполнению технологических операций с данными ведомственной статистической отчётности, которые не способны обеспечить управление обоснованными выводами, объяснениями причин и условий про-
исходящих негативных процессов как в сфере деятельности органов внутренних дел, так и в самой системе этих органов, а соответственно и отвечать провозглашенной идеологии. Практический результат, как следует из анализа периодов действия вышеуказанных приказов по оценке деятельности ОВД, свидетельствует о регулярной их сменяемости в течение последних 10 лет, что само по себе дает основание говорить, что каждый предыдущий продолжал не отвечать современным требованиям, предъявляемым к правоохранительной деятельности как политическим руководством страны, так и обществом. Ведомственные оценки ТО МВД России зачастую разнились с результатами изучения общественного мнения о деятельности этих подразделений, а предлагаемые методики оценки деятельности ОВД не способствовали разрешению этой проблемы.
В этой связи нельзя не обратить внимание на своеобразное отношение в приказах по оценке к результатам изучения общественного мнения о деятельности ОВД. В приказе МВД России № 1150-2002 г. указывается, что в целях получения объективных оценок, кроме расчетных показателей, должны приниматься во внимание общественное мнение о деятельности ОВД (п. 14.3 инструкции) [3]. В приказе МВД России № 650-2005 г. отмечается, что в целях получения объективных оценок, кроме расчетных показателей, может приниматься во внимание общественное мнение о деятельности ОВД (п. 9.2 инструкции) [4]. В приказе МВД России № 252010 г. уже говорится о включении результатов изучения общественного мнения в систему оценки. Пункт 2.5 Инструкции гласит: «Для объективности выводов об эффективности деятельности ОВД в систему оценки, помимо критериев и показателей, характеризующих их деятельность с внутриведомственных позиций, включаются результаты опросов общественного мнения о работе органов внутренних дел на основе использования вневедомственных источников социологической информации» [5]. Согласно п. 2.1 Инструкции к приказу МВД России № 735-2011 г.: «Общественное мнение, основанное на ис-
пользовании вневедомственных источников социологической информации, является одним из основных критериев оценки деятельности ОВД» [6].
Для решения актуальных задач, стоящих перед ОВД на современном этапе, разработан приказ МВД России № 10402013 г., презентующий новую систему оценки. Став в некотором смысле логическим развитием предшествующего приказа, он включил в себя ряд принципиально новых моментов, которые должны были позволить более объективно и всесторонне оценивать работу ТО МВД России.
Во-первых, объектом оценки является деятельность ТО МВД России на региональном уровне в целом, а не по отдельным направлениям ОСД, за которые отвечают, в том числе, и подразделения центрального аппарата МВД России, и которые они всячески стараются «опекать».
Во-вторых, целевым назначением оценки является выработка управленческого решения в отношении конкретного органа. Такие решения будут приниматься исходя из конечных результатов ОСД ТО и условий его функционирования.
В-третьих, конкретизирован алгоритм определения комплексной оценки деятельности ТО, что позволит повысить ее объективность и «прозрачность».
Как и прежде периодом комплексной оценки деятельности ТО установлен отчетный год.
Расчет оценочных показателей, выведение итоговой ведомственной оценки эффективности деятельности ОВД производятся по принципам, аналогичным Методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, утвержденной постановлением Правительства № 1142-2012 г. - Правительственной Методике (в настоящее время утратила силу) в соответствии с которой, оценочные показатели выражаются в баллах от 0 до 100. 0 баллов получает орган внутренних дел, имеющий наихудшее, а 100 баллов - наилучшее значение соответствующего статистического показателя. Количество баллов остальных органов определяется в зависимости от значения их показателей.
Подобный способ расчета позволяет привести разнородные по своей природе и содержанию статистические показатели к соизмеримому виду. Использование единой (100-бальной) шкалы измерения упрощает процедуру формирования итоговых оценок органа исходя из оценочных показателей его деятельности по отдельным направлениям. Здесь необходимо отметить, что в настоящее время комплексная оценка формируется из ведомственной и вневедомственной оценок. Ведомственная оценка, в свою очередь, состоит из экспертной и статистической оценок, и является их среднеарифметическим значением. Статистическая оценка рассчитывается на основе ряда показателей, отражающих конечные результаты служебной деятельности по 9-ти основным направлениям, определенным ст. 2 Закона «О полиции». При этом, оцениваемые направления, сопровождаются регулярным мониторингом общественного мнения, организуемым ТО МВД России на региональном и районном уровнях, регламентируемом Приказом МВД России от 01.12.2016 г. № 777 [7]«Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции». И здесь не лишним будет отметить, что проводимая МВД России в данном направлении работа приносит позитивные результаты. Так, согласно проведенному ФГКУ «ВНИИ МВД России» в 2020 году исследованию общественного мнения, в период с 2016 г. по 2020 г. отмечается устойчивый ежегодный позитивный рост (от 3% до 6%) значений показателей оценки гражданами РФ деятельности полиции (уровень защищенности, уровень доверия, эффективность) [8].
Фактически это свидетельствует о том, что правильное ранжирование основных направлений деятельности полиции с учетом их общественной значимости и последующее проектирование на основе проведенного анализа критериев оценки, способно оказывать существенное влияние на результаты общественного мнения. Таким образом, отмечая наметившиеся позитивные тенденции, немаловажным фактором в системе оценки деятельности органов внутренних дел является обеспечение вы-
сокого уровня эффективности борьбы с преступностью с учетом существующих современных реалий, т.е. акцентирование внимание на социально-значимых направлениях региональной правоохранительной политики, исходя из позиции оценивания тех криминологических направлений, которые представляют существенный сектор в общей структуре преступности региона и нарушают права значительного количества населения.
В качестве примера, на сегодняшний день, в первую очередь - это преступления в области информационно-
телекоммуникационных технологий. Согласно статистическим сведениям, за 12 месяцев 2020 года, по территории РФ зарегистрировано 510 тыс. 396 преступлений в сфере информационных технологий, что составляет 25% от общего количества преступлений (2 044 221) [9]. Значимость борьбы с данными видами преступлений часто является поводами для общественных обсуждений, в том числе на федеральных и региональных площадках средств массовой информации, научных исследований и конференций по вопросам о преобладающих тенденциях развития преступности и принимаемых ведомством мерах. Серьезную озабоченность ростом киберпреступности отмечали в период пандемии (фишинговые атаки, рост числа поддельных сайтов, реклама контрафактных лекарств, рассылка спама с просьбой пожертвовать деньги и т.п.), в т.ч. служба кибербезопасности российского Сбербанка, по данным которой в марте 2020 года рост числа фишинговых писем превысил 30% барьер, при этом 1/5 часть их содержала в себе информацию о коронавирусе. Безусловно, проявляемые тенденции в структуре преступности, связанные с ростом указанной категории, отмечаются общественностью, собственно также, как и несостоятельность правоохранительных органов обеспечить эффективное раскрытие и расследование таких преступлений отражается на оценке общественного мнения. В связи с чем, актуальность противодействия преступлениям, совершаемым с использование 1Т-технологий значительно возрастает, о чем неоднократно подчерки-
валось министром внутренних дел РФ генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым, в том числе на заседании коллегии МВД России 03.03.2021 г., где им также отмечен рост тяжких составов за счет указанной категории преступлений [10]. Следует также отметить, что принимаемые в этой связи ведомством меры, в том числе и решения о создании специализированных подразделений [11], так называемой «киберполиции», несомненно заслуживают одобрение со стороны общественности. Однако, в целом эффективность деятельности ТО МВД России по указанному направлению находится в крайне неудовлетворительном состоянии ввиду заметно возросшего на 62% (45,5 тыс.) числа преступлений в 1Т-сфере [10], проблемности комплектования специализированных подразделений компетентными кадрами и т.д.
Полагаем, что именно смещение акцента на решение актуальных правоохранительных проблем посредством включения таких направлений в виде формализованных критериев оценки деятельности ТО МВД России, во многом будут соответствовать ожиданиям общественности и, что не маловажно, выступать определяющими (мотивирующими) направлениями при организации практической деятельности территориальных органов МВД России, поскольку, вне зависимости от включения того либо иного показателя в систему оценивания, «делают, как правило, то, за что ругают и спрашивают». И если направление противодействия преступлениям, совершаемым в сфере 1Т-технологий будет содержаться в методике оценивания ОВД в качестве формализованных индикаторов и объективно восприниматься как одно из составляющих комплексной оценки, то данное обстоятельство будет в значительной мере способствовать принятию исчерпывающих мер (профилактируемых, оперативных, следственных) по повышению эффективности раскрытия и расследования данных составов, созданию надлежащих организационно-правовых, кадровых и материально-технических условий для
эффективной деятельности подразделений органов внутренних дел, активизации их работы. Однако, оценка эффективности работы органов внутренних дел по профилактике и раскрытию данных видов преступлений пока не нашла отражения в приказе МВД России № 1040-2013 г.
Анализ приказа МВД России № 10402013 г. показывает, что за последние 7 лет с момента издания в него вносились изменения 5 раз (последнее 16.07.2018), результатом которых стали корректировки оценочных показателей, исключение или добавление новых, что свидетельствует о проводимом мониторинге актуальности используемых методик и продолжающейся работе в направлении совершенствования действующей системы оценки, в том числе по критерию её обоснованности и объективности с позиции гражданского общества.
Таким образом, совершенствование системы оценки деятельности органов внутренних дел должно проходить с учетом анализа складывающейся оперативной обстановки на региональном уровне, степенью социальной напряженности и отношением общественности к различным направлениям деятельности полиции. В то же время, эта работа должны сопровождаться не только добавление (включением) новых критериев, но и исключением тех, значимость которых с позиции общественности существенно снизилась. В формировании данных изменений нельзя «переусердствовать» и перегружать существующую методику все новыми критериями и показателями, которые могут внести в том числе и негативные последствия. То есть, фактически речь идет о необходимости выполнения аналитической функции при оценке оперативной обстановки ТО МВД России на региональном уровне в целях формирования актуальных направлений оценивания, исходя, в первую очередь с позиции общественного мнения. Полагаем, что рассмотренный подход к оценке деятельности ТО МВД России способен оказывать положительное влияние на имидж органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Ипакян А.П. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в механизме их реформирования. Труды Академии МВД России № 4. 2007 г.
2. Приказ МВД России от 29 ноября 2001 года № 1047 «О мерах по совершенствованию системы оценки деятельности органов внутренних дел».
3. Приказ МВД России от 23 ноября 2002 года № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной органов внутренних дел и органов внутренних дел общественной безопасности, органов предварительного расследования».
4. Приказ МВД России от 5 августа 2005 года № 650 «Вопросы оценки деятельности ОВД РФ, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и ОВД на транспорте».
5. Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования».
6. Приказ МВД России от 29 июня 2011 года № 735 «Вопросы оценки деятельности ОВД РФ».
7. Приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. № 777 «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции» // Доступ из СТРАС «Юрист».
8. Сведения с официального сайта МВД России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://мвд.рф/риЫюортюп (дата обращения: 24.02.2021)
9. Сборник «Состояние преступности в России», электронный ресурс ЦСИ ФКУ «ГИ-АЦ МВД России».
10. Расширенное заседание коллегии МВД России от 3 марта 2021 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (https://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/65090) (дата обращения: 6.03.2021).
11. В следственном департаменте МВД создали подразделения по борьбе с ИТ-преступлениями. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/
MODERNIZATION OF APPROACHES TO ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA
S.G. Usov, Chief of Staff, Correspondence Student2
M.S. Laschenov , Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
1UMVD of Russia for the city of Vologda, Vologda region
2Academy of Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses approaches to assessing the effectiveness of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The comparison of the previous and existing methods of assessing activities, their relevance in modern conditions and the existing structure of crime is carried out. The results of public opinion on the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation are reflected. The author analyzes the foundations of a systematic shift in approaches to assessing the effectiveness of activities towards taking into account public opinion, which necessitates improving their methodological support.
Keywords: performance assessment, methodology, approaches, improvement, public opinion.