Научная статья на тему 'Модернизация по-испански'

Модернизация по-испански Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация по-испански»

РЕЦЕНЗИИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-ИСПАНСКИ

В последние десятилетия Испания оказалась в числе стран, попавших в фокус внимания международной общественности. Её переход от авторитарного франкистского режима к представительной демократии стал одним из наиболее успешных процессов в рамках "третьей волны" демократизации. Испания смогла создать и консолидировать политическую систему, сходную с существующими в сообществе развитых демократий и сохранившую вместе с тем национальную специфику. Место современной Испании в мире кардинально изменилось по сравнению с тем, которое она занимала ещё относительно недавно.

Между тем в российском обществоведении комплексному изучению трансформационных процессов в Испании конца ХХ - начала ХХ1 века уделяется явно недостаточное внимание. Опубликован, правда, ряд индивидуальных исследований по конкретным аспектам испанской модернизации1.

1 Буторина О.В. Испания: стратегия экономического подъёма. М.,1994; И.В. Дани-левич. Испанская социалистическая рабочая партия в 1980-е годы. М., 1991; Красиков А.А. Испания и мировая политика. Полвека дипломатической истории. М., 1989; Понеделко Г.Н. Государство в экономике Испании: взгляд в прошлое и современность. М., 1991; Хенкин С.М.

Однако последнее исследование, подготовленное коллективом авторов под руководством В.В. Загладина, вышло в свет достаточно давно, ещё в 1983 году2.

Отрадно, что в этой области произошёл сдвиг. Рецензируемая коллективная монография3 впервые за два последних десятилетия в отечественной испанистике даёт обобщающий анализ политических и социально-экономических процессов в современном испанском социуме. Работа написана коллективом специалистов Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН и некоторых других научных и учебных центров Москвы под руководством директора ИЛА В.М. Давыдова. Солидная монография состоит из пятнадцати глав, сгруппированных в четыре крупных раздела, где анализируются: (а) институционально-политическая трансформация, (б) формирование развитой хозяйственной системы, (в) включение

Испания после диктатуры (социально-политические проблемы перехода к демократии). М., 1993; его же. Хуан Карлос I: политический портрет. М, 2001.

2 Современная Испания (Отв. ред. Загла-дин В.В.). М., 1983.

3 Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века (Общая редакция и руководство авторским коллективом -д.э.н., проф. В.М. Давыдов). М., Наука, 2006, 465 с.

в мировую экономику, (г) Испания на международной арене. Книга вводит в научный оборот широкий круг источников и литературы, ранее не использовавшихся у нас, и создаёт объёмное и многоплановое видение модернизации по-испански.

Тон исследованию задают введение и первая глава, написанные В.М. Давыдовым, в которых выявляется специфика испанского демократического транзита. Учёный определяет трансформацию в этой стране как интегральную, характеризовавшуюся тройным переходом: 1) от авторитарного режима к вполне демократической системе с консолидированными конституционными институтами и структурами гражданского общества; 2) от жёстко регулируемой и этатизированной экономики к либеральной хозяйственной системе и либеральной экономической политике с элементами социальной ориентации; 3) от определённой внешнеполитической изоляции к открытой экономической модели, включённой в экономическое пространство Евросоюза и делегированием ряда функций суверенитета транснациональным органам. Вместе с тем эта трансформация в отличие, например, от постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы не была системной, поскольку в Испании никогда "не отменялась" рыночная основа хозяйствования (правда, в период франкизма она существовала в закрытом или полузакрытом виде) (с. 11-12). Предпосылки краха франкизма были заложены ещё в период самой диктатуры. В ходе экономического бума 1960-х - начала 1970-х годов, превратившего отсталую Испанию в индустриально-аграрную страну, реформистское крыло правящего класса осуществило ряд мер по либерализации режима, в конечном счёте обернувшихся против него. Но на путь настоящих больших перемен страна вступила лишь после смерти Франко в ноябре 1975 года.

В.М. Давыдов обстоятельно рассматривает основные вехи перехода к системе представительной демократии - принятие закона о политической реформе (ноябрь 1976 г.), подтверждённого референдумом, последовавшие за ним первые свободные выборы, "пакты Монклоа" (октябрь 1977 - декабрь 1978 г.), одобренная на референдуме 1978 года демократическая конституция, перечеркнувшая франкистское законодательство, и проведённые на её основе в марте 1979 года парламентские выборы, в основном завершившие институ-ционализацию демократии. Путь к новой политической системе был полон опасностей. Однако роковых рисков удалось избежать, резонно полагает автор, благодаря существованию структур гражданского общества, вызревшего в лоне прежнего режима.

Исключительно важное значение имело и амортизирующее воздействие восстановленной монархии в лице короля Хуана Карлоса I. Направляющая роль монархии стала, пожалуй, самой оригинальной особенностью испанского транзита к демократии. Король, оказавшийся тонким политиком и убеждённым сторонником демократии, превратился в арбитра, освящённого легитимацией, которой были лишены представители прежнего режима и ещё не обладали сторонники политического обновления (с. 35). Хуану Карлосу с помощью умелого маневрирования удалось добиться назначения на ключевые посты своих сторонников, прежде всего Адольфо Суареса (председатель правительства) и Торкуато Фернандеса Миранда (председатель кортесов и совета королевства), которые сумели демонтировать политические институты франкизма и привести Испанию к демократии. В целом же успеху демократического транзита благоприятствовало редкое в истории совпадение объектив-

ных и субъективных обстоятельств. Среди них - экономический бум в годы позднего франкизма, сопровождавшийся формированием многочисленного среднего класса, ориентировавшегося на западноевропейские образцы, и стремление миллионов испанцев избежать радикальных экспериментов по образцу 1930-х годов, и сдвиг к центру ведущих политических организаций, политическое мастерство их лидеров, сумевших подняться над узкопартийными амбициями и пойти навстречу друг другу по пути национального примирения, преодолевая сопротивление и непонимание собственной среды.

Изучение перипетий политического процесса в Испании, естественно, не ограничивается в монографии лишь становлением политико-институциональных основ демократии. В ней рассматривается общественно-политическая борьба и в последующие десятилетия: 14-летнее правление считающейся левой Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП, 1982-1996 гг.), последующее пребывание у власти консервативной Народной партии (НП, 1996 - начало 2004 г.), террористические акты в Мадриде 11 марта 2004 года накануне очередных парламентских выборов, ставшие местью "Аль-Каиды" правительству НП за участие в войне в Ираке на стороне США и приведшие к поражению считавшихся фаворитами консерваторов и возвращению к власти ИСРП. В этой главе (её авторы В.М. Давыдов и В.П. Тоцкий) дана развернутая характеристика основных национальных и региональных партий современной Испании, впервые в отечественной испанистике рассмотрено положение дел в ИСРП в годы её пребывания в оппозиции, а также в коалиции "Объединённые левые", ядром которой является компартия.

Значительное внимание в работе уделяется анализу государственного

устройства Испании, распределению полномочий между различными властными структурами, их функций. Отдельная глава (И.Г. Синельщикова и А.Ю. Тисленко) посвящена исследованию взаимоотношений между центром и регионами. Сложившаяся в демократической Испании после жёсткой франкистской централизации специфическая форма территориального устройства называется государством автономий и представляет собой гибридную промежуточную форму между унитарным государством и федерацией. В этой главе убедительно показаны как достижения государства автономий, сыгравшего большую роль в консолидации демократии, так и его проблемы (различия в объёме прав, предоставленных центральным правительством автономиям, межрегиональные экономические диспропорции и т.д.). Ныне многие автономные сообщества Испании считают полученные права недостаточными и требуют их дальнейшего расширения, причём в авангарде этой борьбы идут Страна Басков и Каталония, которые и так обладают большим объёмом прав и полномочий по сравнению с остальными.

Важная часть трансформационных процессов в Испании - экономическая модернизация. Здесь достигнуты впечатляющие результаты, особенно если учесть, что в первые десятилетия ХХ века после краха колониальной империи страна была экономической периферией Европы. В 1961-1996 годах по сравнению с Испанией более высокие темпы прироста ВВП отмечались только в Японии (с. 123-124). Мощный экономический рывок позволил Испании занять десятое место в мире и пятое в Евросоюзе (Испания вступила в него в 1986 г.). Её хозяйственная система прочно интегрирована в мировую экономику.

С середины 1980-х годов в стране начала осуществляться политика дере-гуляции, суть которой заключается в постепенном отходе государства от административных методов управления, применении более гибких механизмов воздействия на хозяйственный процесс. Важнейшими вехами "нового курса" стали приватизация крупнейших государственных предприятий, стимулирование конкуренции, создание современного кредитно-денежного рынка, замена бессрочных трудовых контрактов контрактами с ограниченной продолжительностью, применение которых, несмотря на ряд негативных моментов, способствовало росту производительности труда и заинтересованности работника в его результатах. Экономическая динамика перехода Испании к развитой хозяйственной системе интересно представлена В.М. Давыдовым и А.Ю. Сви-риденко. Различные аспекты этого процесса исследуются в содержательных главах "Модернизация традиционной агрикультуры" (И.Г. Синельщикова, А.Ю. Тисленко), "Перестройка кредит-но-банковского дела" (В.А. Теперман), "Ставка на потенциал предпринимательства" (А.В. Авилова).

В работе воссоздана многоплановая картина участия Испании в международном разделении труда: структура торговли, расширение её по географическим зонам, интернационализация банковской сферы, регулирование иностранных инвестиций (Г.Н. Понеделко, В. Л. Семенов, О.В. Немодрук, С.Б. Кононученко). Испанская экономика выступает ныне как достаточно конкурентоспособный национальный комплекс. Согласно рейтингу конкурентоспособности по 102 странам мира, регулярно составляемому секретариатом Всемирного экономического форума, Испания в 2003 году заняла 23-е место, опередив Францию (26-е), Бельгию (27-е) и Италию (41-е место) (с. 267).

Существенный вклад в экономический потенциал страны вносит банковский сектор, который аккумулировал такую мощь и создал столь развитую международную сеть, что это позволяет Испании входить в число крупнейших финансовых центров Европы.

В то же время испанская экономика в некоторых отношениях продолжает сохранять традиционные черты. Так, для неё характерна значительная роль микро, малых и средних предприятий. Преобладающий вид бизнеса - индивидуальное или семейное предприятие. Более половины всех фирм состоят из единственного работника, а 77% представляют собой микрофирмы с числом занятых до десяти человек (с. 237-238). Благодаря целенаправленной поддержке центральных и региональных властей малый и средний испанский бизнес сумел на новом этапе технологической революции и в условиях глобализации мировой экономики широко развернуть свой потенциал. Вместе с тем в этом секторе ещё не изжиты институциональные пороки прошлого: слишком громоздки бюрократические процедуры создания и ликвидации предприятий, недостаточно гибок рынок труда, увольнение избыточного персонала чрезмерно затруднено (с. 241).

Несмотря на достигнутые успехи, Испанию продолжает отделять дистанция от лидеров западного мира. В начале нового века уровень подушевого ВВП всё ещё не превышал 80% от среднего показателя по Европе. Оплата труда в Испании вдвое ниже, чем в Германии или Голландии. Испания отстаёт от лидеров ЕС по расходам на НИОКР. Совокупные частные и государственные затраты составляют 0,8% ВВП, в то время как во Франции -2,3%, Великобритании - 2%, Италии -1,1%. (с. 154). В целом испанскую экономику можно отнести к числу полупериферийных, сочетающих черты экономики центра и периферии мировой системы.

Правомерно-большое внимание отводится в монографии проблемам внешней политики Испании (В.А. Те-перман, Г.И. Волкова, В.М. Давыдов, В.П. Тоцкий, В. А. Мазин). Современная внешняя политика страны в значительной степени сохраняет традиционную систему приоритетов. С середины прошлого века центральное место в ней отводится связям с США и Западной Европой, которые дополняются "особыми отношениями" с ибероамерикан-ским миром, странами Арабского Востока, прежде всего Магриба, а также с заморскими территориями былого колониального присутствия Испании. В книге аргументированно показано, что в период правления НП во внешней политике, до этого весьма сбалансированной в плане соотношения "европеизма" и "атлантизма", произошло перераспределение акцентов в пользу последнего, выразившееся в следовании в фарватере внешнеполитических интересов Вашингтона. Наиболее явственно это обнаружилось в 2003 году, когда испанское правительство в пику собратьям по Евросоюзу - Франции и Германии, а также вразрез с позицией широких слоёв населения в самой Испании приняло сторону США в легитимизации и практическом обеспечении вторжения в Ирак.

После победы ИСРП на выборах в марте 2004 года акценты испанской внешней политики перемещаются с США на Европу. Отмечая важность союзнических отношений с Вашингтоном, правительство ИСРП возвращается к традиционному для испанской внешней политики проевропейскому курсу. Первой внешнеполитической акцией Родри-геса Сапатеро в качестве председателя правительства стало решение о выводе испанского контингента из Ирака, как им и было обещано после парламентских выборов. Справедливо подчёркивая соответствие этого шага воле большинства

испанского народа, авторы ничего не говорят о его неоднозначном восприятии на международной арене. Между тем в некоторых западных столицах этот поступок расценили как капитуляцию перед "Аль-Каидой", а международные террористические организации - как победу над западными демократиями.

Отдельная глава работы посвящена российско-испанским отношениям (И.Г. Синельщикова, Н.С. Константинова). Рассмотрев предысторию этих отношений, авторы сосредоточивают основное внимание на их развитии с начала 1990-х годов в экономической, политической и культурной сферах. На целом ряде примеров в главе показана поступательная динамика отношений между двумя странами. Вместе с тем в ходе многочисленных контактов представителей России и Испании неизменно подчёркивается, что российско-испанское сотрудничество в политической области опережает торгово-экономическое, которое пока не отвечает потенциальным возможностям обоих государств (с. 454).

Особое внимание в работе обращается на значение для России опыта испанской модернизации, поскольку существует прямая необходимость сверять собственную стратегию с уроками истории в некоторых конкретных ситуациях. По оценке В.М. Давыдова, при всех различиях (так, Испания интегрирована в ЕС и НАТО, а посему подчиняется логике не только собственного, но и системно-интеграционного развития в рамках обозначенных структур, а Россия владеет ядерным потенциалом, что делает её роль ключевой в структуре международной безопасности) между двумя странами существуют определённые совпадения -в траектории и стадийности исторического движения, в "пограничности" цивили-зационной матрицы, в полиэтничности и поликультурности населения, в асиммет-

рии государственно-территориального устройства, в достаточной близости среднего уровня экономического развития и благосостояния на исходных рубежах перехода к модернизации (с. 10).

Хотелось бы высказать и некоторые замечания. Работа представляется не вполне сбалансированной, прежде всего в "социально-экономических" разделах. Так, авторы, на наш взгляд, уделяют чересчур большое внимание модернизации испанской агрикультуры и перестройке кредитно-банковского дела. В то же время массовой безработице, долгие годы являвшейся важнейшим компонентом модернизировавшейся экономики Испании, дана лишь общая оценка. Между тем в 1980-х - первой половине 1990-х годов уровень безработицы в Испании был одним из самых высоких в Западной Европе. Да и сейчас, хотя количество безработных заметно снизилось, эта проблема, судя по опросам, беспокоит испанцев больше всего. "Не повезло" и иммигрантам, по приёму которых Испания

опережает в последние годы другие страны ЕС. Речь идёт об очень серьёзной социокультурной проблеме интеграции этой огромной массы в общество и превращении Испании в заметно более полиэтническую и поликонфессиональную страну, чем сегодня. Обращает на себя внимание также то, что в главах монографии наблюдается некоторый "хронологический разнобой". Если одни авторы "остаются" на рубеже ХХ - начала ХХ1 веков, то другие доводят свои главы до сегодняшнего дня. Впрочем, высказанные недочёты вполне преодолимы, так как в настоящее время ибероамерикан-ский центр ИЛА готовит новую монографию по современной проблематике Испании, охватывающую экономику, политику и культуру и запланированную к выходу в 2007 году.

В целом рецензируемая монография даёт обильную пищу для размышлений о реалиях современной Испании и делает заметный шаг вперёд в развитии отечественной испанистики.

С.М. Хенкин, профессор МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Проблема соотношения социальных и экономических факторов общественного развития на протяжении веков волнует как деятелей науки, так и практических политиков. Полемика по этому поводу ослабевает, когда преобладающим становится представление, будто эти факторы находятся в гармоничном сочетании, как это было в Западной Европе в течение послевоенных 30 лет в период становле-

ния социальных государств. И наоборот, дебаты о приоритетах экономического и социального факторов оживляются по мере обострения кризисных явлений. Это имеет место с середины 1970-х годов в Западной Европе, а в последние 15 лет в пореформенной России и в других бывших странах "реального социализма". Свой вклад в эту дискуссию вносит рецензируемая коллективная монография,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.