Научная статья на тему 'Модернизация педагогического образования в Российской Федерации'

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации»

базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» в СпбГИКиТ позволило перейти от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно ориентированной оздоровительной программе; от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.

Список литературы

1. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: моногр. - Белгород: ЛитКараВан, 2013. - 454 с.

2. Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. -2004. - № 1. - С. 16-21.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.

В. Г. Сотник

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации

В XXI веке российская система образования претерпевает кардинальные изменения.

В Российской Федерации принят ряд нормативных документов (новый закон об образовании, федеральные государственные образовательные стандарты) [1-3], в связи с чем возникла необходимость перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной. Следовательно, от учащихся требуется значительная самостоятельность в осуществлении активной познавательной деятельности.

Каким будет образование в XXI в., зависит от учителя, его жизненной позиции, профессионализма, компетентности. Исследовательская компетентность в образовании рассматривается как основная составляющая профессиональной компетентности учителя биологии.

Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами [5; 6] как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью

решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

«В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для бакалавра, будущего учителя чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности обучаемого» [7].

Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основными единицами обновления содержания образования. Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Согласно определению Ю.В. Фролова и Д.А. Махоти-на, «компетенция» - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности. В отличие от термина «компетенция», «компетентность» - это сформированная способность выпускника действовать в различных сферах жизнедеятельности и на профессиональном поприще.

Компетентность, по определению О. Б. Даутовой и И. В. Мушта-винской - объективный результат освоения компетенций конкретной личностью [4].

По мнению многих ученых, компетентный бакалавр XXI в., должен обладать интегративными и аналитическими способностями. Наиболее важными признаются способности синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, пополнять свои знания в течение трудовой жизни и адаптироваться к быстрым изменениям в социальной сфере. Актуальность развития данных способностей человека диктуется динамичностью общественного развития.

Подготовка компетентного студента в образования является не только рациональным процессом, но и личностно-рефлексивным, что требует особых гуманитарных технологий обучения.

Акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих бакалавров. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций, можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учащихся.

Результатом образования в данных условиях авторы предлагают признать индивидуальную способность, которая формируется (развивается, складывается, «становится») у обучаемого. Необходим переход от передачи готовой информации (знаний) к передаче способов работы с информацией. Сегодня результатом следует признавать не способность к репродукции готового содержания, но способность к продуктивному действию [6].

Это означает существенный сдвиг в сторону формирования способностей к получению информации, ее анализу, сопоставлению и т. д. Следовательно, основным направлением должно стать формирование (развитие) способностей к анализу, планированию, рефлексии.

Фактически под названием «компетентность» выступают основные психологические характеристики - анализ, внутренний план действия, рефлексия, но не в форме собственно интеллектуальных характеристик, а в форме способности к практическому действию. Сегодня практическая ориентированность образования отождествляется с компетентностным подходом.

«Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Целью становится "выращивание" личностного потенциала учащегося, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержание - все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм и технологий».

Под новым качеством образования понимается «достижение учащимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой». К числу таких образовательных результатов относятся:

1) развитие способности ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, социальных явлениях, во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей;

2) формирование ключевых компетенций в соответствии с основными положениям, выработанными Советом Европы.

Важными целями образования принимаются:

• развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

• толерантность, терпимость к чужому мнению;

• умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают новое звучание. Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность [7].

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3). В ред. на 01.09.2015 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного (5-9 классы) общего образования от 17.12.2010 г. № 1897.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) (10-11 классы) общего образования от 21.06.2012 г.

4. Даутова О. Б., Муштавинская И. В. Новая идеология ФГОС: реализация си-стемно-деятельностного подхода в образовании. - М.: Русское поле, 2015. - 216 с.

5. Казанская В.Г. Педагогическая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. мо-ногр. / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

7. Модернизация образования в России: хрестоматия / под ред. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена, 2002.

М. К. Топунова, С. В. Николаев, Т. С. Петрова

Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса

Отличительной особенностью сформировавшегося образовательного пространства является появление в образовательных учреждениях (ОУ) ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основных образовательных программ. Важную роль

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.