Научная статья на тему 'Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации'

Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VECTOR MODEL OF MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROBLEMS OF MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

В статье раскрываются проблемы модернизации педагогического образования, которые стали очевидны в течение первого года ее осуществления на практике при помощи векторной модели. Ключевые слова:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEM ANALYSIS OF PRACTICE OF THE FIRST YEAR OF REALIZATION

In article the problems of modernization of pedagogical education which became obvious within the first year of its implementation in practice by means of vector model reveal. Keywords:

Текст научной работы на тему «Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации»

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Рягин Сергей Николаевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заместитель директора по науке, доктор педагогических наук, ryagin_sn@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрываются проблемы модернизации педагогического образования, которые стали очевидны в течение первого года ее осуществления на практике при помощи векторной модели.

Ключевые слова:

модернизация педагогического образования; векторная модель модернизации педагогического образования; проблемы модернизации педагогического образования.

Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций является важной частью государственной политики в системе образования, о чем свидетельствуют многочисленные документы - Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316 (ред. от 30.06.2015), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 №92-р), «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 2765-р.). Для объединения основных целей, задач и мероприятий по повышению профессионального уровня педагогов общеобразовательных организаций, разработана и утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. №3241 п-П8 «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», одной из подпрограмм которой является - «Модернизация педагогического образования на 2014-2017 годы» [1].

В предлагаемой статье рассмотрим проблемы, связанные с процессом модернизации педагогического образования, которые обнаружили себя при реализации обозначенной выше подпрограммы на практике в течение

5

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

первого года реализации. Опираясь на систему менеджмента качества Р 50-601-46-2004: Рекомендации и методика менеджмента процессов в системе качества [3], считаем, что эта процедура является необходимой составляющей по улучшению процесса, в данном случае улучшению педагогического образования, и отражает методологию цикла Деминга (PDCA), который еще в 40-е годы принципиально изменил отношение к деятельности по улучшению, прежде всего, как к циклически повторяющемуся процессу.

Для выявления проблем была разработана векторная модель модернизации педагогического образования (рис. 1). Она построена при помощи следующих основных векторов:

1) цели и задачи модернизации педагогического образования;

2) инновационные идеи, подходы, способы;

3) действия, которые необходимо совершить на различных уровнях системы образования РФ.

Рис. 1. Векторная модель модернизации педагогического образования

Цель подпрограммы «Модернизация педагогического образования на 2014-2017 годы» сформулирована как «обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО)». Дерево целей подпрограммы «Модернизация педагогического образования на 2014-2017 годы» представлено на рис. 2.

6

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Цель: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях ВО педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога иФГОС ОО

Подзадача 1: разработка и апробация ФГОС и ООП по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов иФГОС ОО

Задача 1: изменение содержания ФГОС и ООП по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки», а также технологий обучения с учетом требований нового Профессионального стандарта педагога в целях реализации ФГОС ОО

Задача 2: апробация обновленных ФГОС и ООП и обеспечение к 2020 г.

их внедрения в образовательных организациях ВО и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки»

Подзадача 2: разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе ФГОС нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического

Подзадача 3: внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих значительное увеличение объема практической подготовки, проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих СПО или ВПО

Подзадача 4: апробация моделей ООП магистратуры трех видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования

Подзадача 5: разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности

Рис. 2. Дерево целей подпрограммы «Модернизация педагогического образования на 2014-2017 годы»

7

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Анализ материалов вузов - участников проекта, выступлений ученых и практиков на совещаниях, конференциях по данной проблеме, позволил выявить следующие инновационные идеи, подходы и способы, при помощи которых на сегодняшний день планируется осуществление модернизации педагогического образования. В соответствии с представлениями М.М. Поташника о структуре качества образования [6] объединим их в три группы: 1) изменения, связанные с представлениями о результатах

педагогического образования; 2) изменения процесса педагогического

образования; 3) изменения условий реализации педагогического образования.

Изменение представлений о результатах (целях) педагогического образования направлены, прежде всего, на обновление представлений о структуре профессиональных компетенций в связи с принятым Профессиональным стандартом педагога [2], предусматривающим определенный перечень трудовых функций, а также принятыми ФГОС для начального, основного и среднего общего образования. Кроме того, осуществляются попытки выделить не только когнитивный и деятельностный компонент профессиональных компетенций, но и мотивационный и рефлексивный.

Изменение процесса педагогического образования заключается в обновлении как содержания, так и технологий педагогического образования.

Во-первых, при разработке содержания основных образовательных программ, предполагается использование модульного подхода, а не дисциплинарного. Модули пытаются объединить по ключевым

направлениям подготовки педагогических кадров, например:

социокультурному, медико-биологическому, психолого-педагогическому, педагогическому, предметному. Происходит уточнение понимания

содержания образования для прикладного и академического бакалавриата, исследовательской магистратуры.

Во-вторых, уделяется большое внимание инвариантности и

вариативности компонентов содержания образования (модулей), что, по мнению разработчиков, обеспечивает индивидуальные образовательные маршруты, многоканальные входы в педагогическую профессию, построение системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров сопряженной с профессиональной подготовкой педагогических кадров в вузах.

В-третьих, технологии обучения должны изменяться c одной стороны в направлении индивидуализации и обеспечения академической мобильности обучающихся, с другой - учитывать введения электронных форм учебников в общеобразовательные учреждения, современных тенденций развития информационных и коммуникационных технологий в образовании.

В-четвертых, предполагается построение непрерывной педагогической практики, специальная подготовка баз практик, обсуждаются новые формы прохождения практики.

8

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

В-пятых, планируется изменение содержания текущей, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с поставленными целями основной образовательной программы.

Изменения условий реализации педагогического образования предполагают построение информационно-образовательной среды, приближенной к учреждениям среднего общего образования.

Для определения необходимых и достаточных действий для модернизации педагогического образования воспользуемся системным подходом, основы которого заложены в работах А.Н. Аверьянова, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.В. Блауберга,

Ю.А. Конаржевского, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина и др. Применение

системного подхода позволяет выделить важнейшие уровни организации системы образования РФ [4]:

1) личностный (процесс развития субъектов педагогического образования и самоуправление);

2) педагогический (процесс педагогического образования и процессы операционального управления);

3) институциональный (образовательная организация, сеть

образовательных организаций и протекающие в них процессы тактического управления);

4) системный (территориальная образовательная система и

протекающие в ней процессы стратегического управления).

Рис. 3. Уровни организации системы образования РФ, которые необходимо учитывать при модернизации педагогического

образования

Сопоставление поставленных целей и задач с инновационными идеями, подходами и способами модернизации педагогического образования позволило определить проблемы, связанные с выполнением действий по обновлению педагогического образования на различных уровнях системы образования РФ.

9

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Проблемы федерального уровня управления:

• недостаточная сформированность законодательной базы,

позволяющей осуществлять модернизацию педагогического образование в полном объеме;

Проблемы регионального и муниципального уровней управления:

• отсутствие стратегии модернизации педагогического образования в регионах;

• несовершенство моделей целевой контрактной подготовки студентов по педагогическим направлениям;

• отсутствие моделей сопровождения педагогов в течение первых лет работы;

• недостаток гибких моделей профессиональной переподготовки, обеспечивающих вхождение в педагогическую профессию, повышение квалификации педагогов;

• потребность в обновление системы аттестации педагогических кадров;

• несовершенство инфраструктуры педагогического кластера;

• необходимость включения работодателей в экспертизу качества подготовки педагогических кадров;

Проблемы институционального уровня управления (уровень

педагогического вуза):

• поиск новых форм педагогического партнерства;

• организация сетевого взаимодействия;

• включение профессорско-преподавательского состава в проблемы современной педагогической практики;

• изменение инфраструктуры вуза в соответствии с новыми требованиями;

• изменение системы приема и итоговой аттестации;

• организация академической мобильности студентов;

• изменение режима работы педагогического вуза;

• наличие современной материально-технической базы.

Проблемы управления процессом педагогического образования:

• унификация содержания педагогического образования бакалавров, магистров, аспирантов;

• изменение содержания и структуры ООП бакалавров, магистров, аспирантов - целевого, содержательного, организационного и оценочного компонентов;

• обеспечение многоканального входа в профессию при помощи построения индивидуальных образовательных маршрутов;

• использование современных технологий, в т.ч. информационных и коммуникационных технологий;

• разработка нового инструментария для системы промежуточной и итоговой аттестации студентов;

•приближение образовательной среды педагогического вуза к условиям общеобразовательных учреждений.

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Проблемы самоуправления участников процесса педагогического образования:

• слабая мотивация студентов на получения педагогической профессии;

• отсутствие готовности студентов к интеграции социальнокультурологических, правовых, медико-биологических, педагогических и предметных знаний;

• недостаточная мотивация профессорско-преподавательского состава к пересмотру содержания своей деятельности;

• недостаточная подготовленность профессорско-преподавательского состава к формированию и развитию собственных компетенций, необходимых для проектирования и реализации инновационного содержания педагогического образования.

Таким образом, разработанная векторная модель, позволила наглядно представить модернизацию педагогического образования в РФ, а выделенные на ее основе проблемы, позволят в последующий период осуществить коррекцию планов и программ вузов - участников проекта.

Литература

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня

педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8 [Электронный ресурс] // Проект модернизации педагогического образования: [сайт].

URL: ЬИр^/педагогическоеобразование.рф^осите^Б/вЬо^^^ (дата

обращения: 15.05.2015).

2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель): утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н. М., 2013. 20 с.

3. Р 50-601-46-2004: Рекомендации и методика менеджмента процессов

в системе качества: утверждены Госсстандартом 31.03.2004 [Электронный ресурс]. URL: http://standartgost.ru/g/50-601-46-2004 дата обращения:

15.05.2015).

4. Рягин С.Н. Подготовка и переподготовка педагога в контексте стандартизации его профессиональной деятельности // материалы межрегиональной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в Западно-Сибирском регионе». Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. С. 315-319.

5. Рягин С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений. М.: Флинта; Наука, 2009. 245 с.

6. Управление качеством образования: Практикоориентированная

монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

11

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Ryagin Sergej Nikolaevich,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Deputy director on scientific work, Doctor of Pedagogics, ryagin_sn@mail.ru

MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEM ANALYSIS OF PRACTICE OF THE FIRST YEAR OF REALIZATION

Annotation

In article the problems of modernization of pedagogical education which became obvious within the first year of its implementation in practice by means of vector model reveal.

Keywords:

modernization of pedagogical education; vector model of modernization ofpedagogical education; problems of modernization ofpedagogical education.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.