Модернизация организационной структуры управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом
Т.А. Герасимов
инженер по техническому аудиту ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» ОАО «Башкирэнерго», соискатель ученой степени кандидата экономических наук (г. Уфа)
Д.А. Гайнанов
директор Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, профессор, доктор экономических наук, научный руководитель (г. Уфа)
Тимур Александрович Герасимов, [email protected]
Низкая эффективность управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом (далее - ЖКК) обусловлена тем, что бюджетные средства напрямую перечисляются жилищно-коммунальным организациям. Выделим недостатки такой схемы использования бюджетных средств:
1) определяет и подает заявку на финансирование управление жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) администрации муниципального образования, а выделяются средства управлением финансов. Таким образом, снижается оперативность и эффективность проведения работ;
2) управление финансов напрямую перечисляет материальные средства на функционирование и развитие муниципального ЖКК и контролирует их целевое использование, причем выбор целей происходит по критерию первоочередной необходимости. Оценить направления расходования выделяемых средств может только компетентная структура, осуществляющая деятельность по функционированию и развитию муниципального ЖКК.
Следует добавить, что наличие в муниципальном ЖКК субъекта управления - управляющей жилищной организации - должно отразиться в организационно-экономической схеме взаимодействия субъектов муниципального ЖКК.
Существующая организационно-экономическая структура управления (например в городском округе город Уфа), состоящая
из планово-финансового блока, инженерно-технического блока и ремонтного блока, должна быть дополнена подразделением, осуществляющим взаимодействие с управляющими жилищными организациями муниципального ЖКК (рис. 1).
Следует подчеркнуть, что в зависимости от типа муниципального образования структуры управления ЖКК различаются.
Городские округа с административным делением на районные единицы имеют смешанную структуру управления как по отраслевому, так и по территориальному (административному) признаку. Для снижения межуровневых издержек такую структуру управления целесообразно формировать по территориальному признаку. Структуру управления муниципальных образований, не имеющих сложное административное деление, необходимо формировать по отраслевому признаку.
Исходя из изложенного, предлагается формировать структуру управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом (МЖКК) с финансовой функцией управления ЖКХ (рис. 2).
Предлагаемая организационная структура управления муниципальным ЖКК отличается от существующей следующим:
1) в структуре управления ЖКХ муниципального образования создается отдел финансового обеспечения (ОФО) формирования экономического механизма управления муниципальным ЖКК, распределяющий
Администрация муниципального образования
Управление жилищного хозяйства муниципального образования
1
Планово-финансовый
блок
отдел программнотехнического обеспечения
планово-
экономический
отдел
юридическии
отдел
отдел кадров
бухгалтерия
Инженерно-технический
блок
отдел эксплуатации жилья
диспетчерская служба
отдел транспорта и ресурсного обеспечения
Ремонтный
блок
отдел капитального ремонта
производственнотехническая группа
отдел текущего ремонта
служба техники безопасности и гражданской обороны
отдел по целевым программам и связям с населением
отдел инженерного обеспечения
ЕРКЦ
районные филиалы
Рис. 1. Совершенствование существующей организационной структуры управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом
финансовые средства и определяющий приоритеты их использования, ОФО контролируется Управлением финансов администрации муниципального образования;
2) в существующую организационно-экономическую схему взаимодействия субъектов муниципального ЖКК вводятся дополнительные единицы: отдел мониторинга и координации деятельности субъектов муниципального ЖКК (ОМК); отдел формирования конкурентных отношений в муниципальном ЖКК (ОФКО); отдел по передаче жилищного фонда в управление (ОПФУ);
3) ОМК осуществляет контроль за деятельностью ресурсоснабжающих и обслуживающих предприятий, формирует политику ресурсосбережения и осуществляет административную координацию деятельности управляющих жилищных организаций;
4) ОФКО занимается реализацией договорных отношений в муниципальном ЖКК и формированием в нем конкурентной среды;
5) ОПФУ осуществляет передачу объектов муниципального ЖКК и контроль за переданными объектами, координирует свою деятельность с Комитетом по управлению муниципальной собственностью.
Предложенная структура взаимодействия субъектов муниципального ЖКК имеет следующие достоинства:
• высокая оперативность управления;
• отчетность Управления ЖКХ за используемые материальные средства;
• целенаправленное финансирование программ, реализуемых муниципальным ЖКК.
Распределение полномочий в соответствии с разработанной схемой взаимодейс-
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление
финансов
Управление ЖКХ
Перечисление бюджетных средств и контроль за их использованием
Отдел финансового обеспечения
Координационный элемент
тарифная
■ политика в сфере ЖКУ
контроль за деятельностью
■ ресурсоснабжающих и обслуживающих предприятий
формирование
политики
ресурсосбережения
формирование нормативной базы и административной поддержки создания УЖО*
реализация договорных отношений в МЖКК
ба ор ? ^ ав
Ф ф ф ^ 1= ^
формирование конкурентной среды в сфере обслуживания объектов МЖКК
Комитет по управлению муниципальной собственностью
Передача жилищного фонда и инженерных сетей в управление
аи тд ои дс хб 2 гг ^ и
* 2
ин
не
леще
о ф
им чз ео рв е П
и
Управляющие жилищные организации
Организации по обслуживанию жилищного фонда
Заказ работ по обслуживанию жилищного фонда
уи ср а о в
ао 1 4
ни
ут
с
д
о
р
п
I
и
л
п
у
а ч а д
Ф '
ы
д
р
еб
с о ‘
ор са
Потребители
ЖКУ
р
о
в
о
г
о
н
е
вл
та
с
о
д
е
р
п
Заказ на оказание коммунальных услуг
Ресурсоснабжающие
организации
*УЖО - управляющие жилищные организации
Рис. 2. Схема взаимодействия субъектов муниципального жилищно-коммунального комплекса после внедрения координационного элемента
твия позволит обеспечить следующие преимущества:
1) более четкое формирование системы договорных отношений в муниципальном жилищном секторе;
2) эффективное распределение материальных средств, направленных в жилищнокоммунальную сферу;
3) высокий уровень оперативности управления объектами муниципального ЖКК;
4) учет объектов муниципального жилищного фонда и инженерных сетей;
5) внедрение системы индикативной оценки эффективности деятельности управляющих жилищных организаций.
Следует отметить, что совершенствование организационной структуры управления не потребует увеличения фонда заработной платы, привлечения новых специалистов, переобучения работающих специалистов, так как будет осуществлено перераспределение штатных единиц во вновь создаваемые отделы (рис. 3).
В настоящее время не все собственники объектов жилищного фонда окончательно определились с выбором управляющей жилищной организации. На муниципальном уровне инициировать процесс выбора управляющей жилищной организации должны органы местного самоуправления. Однако для этого необходима методика, регламентирующая порядок организации управления многоквартирными домами, в которой должно быть предусмотрено следующее:
1) инициирование процесса выбора способа управления объектами жилищного
фонда Управлением ЖКХ муниципального образования;
2) формирование системы договоров предоставления ЖКУ, определение основных условий таких договоров;
3) условие об обязательном направлении всем собственникам объектов жилищного фонда публичной оферты на заключение договоров о совместном владении и пользовании общим имуществом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
4) условие о заключении договоров с управляющими жилищными организациями.
ОФО
-ведущим экономист -экономист - координатор с ОМК -экономист - координатор с ОФКО -экономист - координатор с ОПФУ
>-4-
4 штатные единицы
Плановоэкономический отдел планово-финансового блока
ОМК
специалист по тарифной ______
политике
специалист по взаимодействию с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями
специалист по ресурсосбережению
специалист по формированию нормативной базы и административной поддержки создания УЖО
1 штатная
единица
2 штатные
Отдел программнотехнического обеспечения планово-финансового блока
единицы
1 штатная
Отдел эксплуатации жилья инженерно-технического блока
единица
Юридический отдел планово-финансового блока
ОФКО
специалист по реализации -договорных отношений в муниципальном ЖКК
специалист по формированию конкурентной среды в муниципальном ЖКК
> -4-
2 штатные единицы
Юридический отдел планово-финансового блока
ОПФУ
специалист по передаче
-объектов муниципального М-----
ЖКК в управление
специалист по предоставлению -дотаций, возмещению льгот и субсидий
1 штатная
единица
Отдел эксплуатации жилья инженерно-технического блока
Отдел программно-
^ 1 штатная технического обеспечения
единица планово-финансового
блока
Рис. 3. Перераспределение штатных единиц во вновь создаваемые организационные элементы
Существенным в договоре с управляющими жилищными организациями должно являться условие наделения Управления ЖКХ полномочием действовать от имени собственников объектов жилищного фонда.
В договоре управления многоквартирными домами обязательно должно быть указано следующее:
• порядок владения и пользования об-
щим имуществом в многоквартирном доме и придомовой территории;
• критерии выбора управляющей жилищной организации, ее деятельности и расторжения договора с ней;
• процедура предоставления ЖКУ потребителям, проживающим в многоквартирном доме.
Недостатки и достоинства предлагаемой системы управления показаны в таблице 1.
Таблица 1
Недостатки и достоинства предложенной организационной структуры управления
муниципальным ЖКК
Недостатки Достоинства
Возможность излишнего усиления контроля рынка ЖКУ, что повлечет ограничение конкуренции Создается правовой механизм организации управления объектами жилищного фонда
Управление ЖКХ муниципального образования не всегда заинтересовано в содействии образованию товариществ собственников жилья Существенные условия договора об осуществлении управления объектами муниципального жилищного фонда оговорены с органом местного самоуправления -стороной в этом договоре
Возможность отказа Управления ЖКХ от участия в процедуре заключения договоров с собственниками объектов жилищного фонда Контроль деятельности управляющих жилищных организаций осуществляется органом местного самоуправления (это условие содержится в договоре с ними)
Возможность сохранения в муниципальном образовании схем финансового обеспечения ЖКУ, предшествующих договорам с управляющими жилищными организациями Развитие конкурентных отношений в муниципальном жилищно-коммунальном секторе благодаря появлению в нем большего числа управляющих жилищных организаций, функционирующих на равных условиях Гибкость взаимодействия собственников объектов муниципального жилищного фонда и управляющих жилищных организаций -возможность заключения, изменения и расторжения договоров управления объектами муниципального жилищного фонда на определенных в договоре условиях
Исходя из изложенного, следует отметить, что после формирования предложенной системы управления большая часть объектов жилищного фонда останется в управлении органов местного самоуправления. Администрация муниципального об-
разования будет выступать одновременно и как собственник объектов муниципального жилищного фонда, и как уполномоченное другими собственниками лицо, осуществляющее управление общим имуществом в жилом доме.