Научная статья на тему 'Модернизация муниципального здравоохранения'

Модернизация муниципального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Штукерт Анатолий Бернгардович

Статья посвящена реформе здравоохранения. Показана цель и задачи модернизации здравоохранения, раскрыты основные направления модернизации муниципального здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация муниципального здравоохранения»

те же функции и нормы международных расчетов, что и золоту А в 1975 году Ямайская конференция провозгласила окончательный уход золота из международного обращения. В качестве резервных валют признавались американские, английские, немецкие, французские денежные единицы.

Глобальная долларизация в какой-то мере сдерживалась финансовой системой социалистического лагеря и его союзниками. Они противились ей и экономически, и политически. После крушения соцлагеря и распада Советского Союза, отказа России от плановой экономики и переход к рынку финансовый монополизм доллара стал нарастать. Это поняли страны, которые могли что-то противопоставить и как то сопротивляться

монопольному положению американской валюты. В 90-е годы XX века американские политики и экономисты нарушили еще один постулат классической экономике - «монополизм гибелен для рыночной экономики». Данное положение проявилось в рамках собственной американской экономической истории в виде «великой депрессии» 1929-1933 годов. Сегодня мировой кризис показал всю пагубность глобального монополизма. Стало очевидным, что мир не может быть однополярным ни в экономике, ни в политике.

Примечание

1 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - С. 465.

УДК 658

Штукерт Анатолий Бернгардович

МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» г. Владимир

МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья посвящена реформе здравоохранения. Показана цель и задачи модернизации здравоохранения, раскрыты основные направления модернизации муниципального здравоохранения.

Ключевые слова: модернизация, здравоохранение, муниципальная экономика.

Российская система здравоохранения, сохраняя многие ключевые принципы организации предоставления медицинской помощи населению, заложенные в советское время, претерпела с 1991 года ряд существенных трансформаций в механизмах её финансирования и управления.

Государственное финансирование здравоохранения в советской системе осуществлялось из государственного бюджета и средств государственных предприятий. Управление системой здравоохранения было централизованным, оно исполнялось государственными органами здравоохранения, административно подчинёнными друг другу по территориальному принципу. Следствием общего процесса децентрализации государственного управления в результате распада Советского Союза стала децентрализация управления здравоохранением. Вертикаль административного подчинения органов здравоохранения была разрушена, а государственная система здравоохранения оказалось разделённой на федеральную, региональные и муниципальные системы здравоохранения. А система финансирования здравоохранения в результате введения системы

ОМС стала смешанной - бюджетно-страховой. Сложившаяся бюджетно-страховая система финансирования, с большим многообразием региональных моделей финансирования, оказалась громоздкой и неэффективной. Поэтому система финансирования здравоохранения требует реформирования.

Развитие рыночных отношений в российской системе здравоохранения делает особо актуальной проблему построения новой модели функционирования муниципального ЛПУ

Модернизация муниципального здравоохранения - экономико-организационный процесс перевода системы здравоохранения на новый качественный уровень производства медицинских услуг путём рационализации и оптимизации механизмов финансирования лечебно-профилактических учреждений.

В 2011-2012 гг. будет запущен масштабный проект модернизации здравоохранения Российской Федерации, в который будет привлечено около 460 млрд. рублей. Финансироваться будут те регионы, которые представят конкретные программы модернизации. Программа модернизации представляет собой комплекс социально-эко-

364

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

© Штукерт А.Б., 2010

Постоянное финансирование

Переменное финансирование

Региональный бюджет

Бюджет

Муниципального

образования

Легальные

инвестиции

Проекты, программа, премии, спонсоры, гранты, фонды, благотворительные организации, ценные бумаги, корпоративные средства, кредиты, иностранные инвестиции, ведомственные средства и т.д.

/

Муниципальное ЛПУ Внутренние инвестиции от ИД

Мед.

услуги

Местное сообщество муниципального образования

Нелегальные

инвестиции

Занятое население Нетрудоспособное население

Безработные

я

Рис. 1. Модернизированная модель функционирования ЛПУ

номических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения в субъектах РФ. В каждом субъекте РФ программа будет иметь свои особенности, связанные в первую очередь с демографической и социально-экономической ситуацией в регионе. Целью программы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению. Медицинская

реформа направлена на решение трёх основных задач: внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение единых стандартов оказания медицинской помощи и укрепление материально-технической базы больниц. Здравоохранение Владимирской области претендует на 4,5 млрд. рублей. Денежные средства должны быть направлены на решение конкретных проблем. В том числе укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

365

Для здравоохранения Владимирской области необходимо провести качественный ремонт больниц и поликлиник, закончить строительство незавершенных медицинских объектов, при необходимости провести модернизацию существующих ЛПУ для повышения качества оказываемой медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией, онкологическим, нейрохирургическим больным, больным с сочетанной травмой, ожоговым и больным с различной хирургической и терапевтической патологией. Учитывая, что Владимирская область занимает четвертое место по уровню смертности от ДТП, необходимо открыть на базе МУЗ ГКБСМП современный Центр по оказанию экстренной травматологической, нейрохирургической и хирургической помощи.

Кроме того, необходимо закончить оснащение всех лечебных учреждений необходимым оборудованием, с учётом структуры заболеваемости области и учитывая износ старого оборудования. Провести внедрение информационных систем в работу лечебных учреждений. Провести модернизацию системы профессионального образования медицинских работников, обеспечивающую освоение новых современных медицинских технологий. Провести обучение медперсонала для работы на новейшем оборудовании. Для ликвидации дефицита кадров необходимо заключать договора с медицинскими академиями, привлекать молодых специалистов, используя опыт советских времён (направления, жильё, льготы). Довести кадровый состав ЛПУ до 100%. Ввести в учреждениях здравоохранения отраслевую систему оплаты труда, позволяющие руководителям в рамках действующего законодательства утверждать положения об оплате труда, базовые ставки, фонд стимулирования.

Введение медицинских стандартов должно сочетаться с повышением оплаты труда медицинских работников, от которого, не смотря на затраты, государство получит ощутимый выигрыш и большую пользу. Существенное повышение оплаты труда врачей приведёт к улучшению результативности их работы, позволит ликвидировать совместительство, а также позволит отказаться от формальных и неформальных способов оплаты пациентами медицинских услуг. Это в свою очередь создаст материальные условия для профессионального роста врачей, медсестёр, повышения уровня их знаний и квалификации. При оплате труда должны учитываться:

- сложность, напряженность и интенсивность труда;

- квалификация, знания и опыт, обеспечивающие должный уровень качества оказанной медицинской помощи;

- результаты работы - текущие, ближайшие и отдалённые - консультаций и лечения пациентов в зависимости от степени тяжести и запущенности.

Модернизация отечественного здравоохранения должна быть подкреплена законодательно. Необходимо принятие нового закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», необходимо пересмотреть функции ФОМС, ввести единые тарифы, возможность реального обращения граждан за медицинской помощью независимо от региона проживания, определиться с финансированием всех статей оплаты стоимости медицинских услуг.

Для создания условий по обеспечению гарантированной бесплатной медицинской помощи и с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципального здравоохранения необходимо пересмотреть систему финансирования учреждений здравоохранения, поставив его объёмы в прямую зависимость от количества пролеченных больных и качества оказания медицинской помощи, осуществив тем самым переход от содержания ЛПУ к оплате выполненных объёмов медицинской помощи. Кроме того необходимо осуществить переход на оплату медицинской помощи за оконченный случай конкретного заболевания, конкретного пациента; увеличить финансово-хозяйственную самостоятельность ЛПУ и повысить прозрачность деятельности организаций здравоохранения; продолжить практику централизации финансовых ресурсов отрасли с целью обеспечения программно-целевого управления.

Совокупное использование бюджетных и внебюджетных источников финансирования деятельности медицинских учреждений для покрытия расходов рассматривается как одно из условий эффективного развития. Это требует внедрения в практику управления медицинскими учреждениями финансового менеджмента, методик сбалансированного планирования всех программ предоставления медицинской помощи. В современных условиях необходимо целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи на основе сочетания плановых и рыночных регуляторов.

366

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

Для ЛПУ в условиях ограниченности государственных средств финансирования на такие жизненно важные статьи как приобретение оборудования, первоочередной задачей финансового планирования встает поиск дополнительных резервов финансовых ресурсов.

Ими могут быть:

- доходы от развивающихся платных услуг;

- освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины в условиях России - явление вынужденное;

- более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития медицинских лизинговых компаний; использование факторинга как механизма продажи долгов лечебного учреждения государству;

- развитие ДМС как разновидности платной медицинской помощи, поскольку ДМС формирует большую ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях «платной медицинской

помощи»; возможность использования арендной платы, как дополнительного источника финансирования (сейчас денежные средства поступают не на счет учреждения, а в городской бюджет, что не дает возможности использовать их на нужды больницы);

- разрешение накопления и формирования фонда амортизации, несмотря на то, что оборудование не приобреталось ЛПУ за свой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждение здравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;

- прорывные медицинские научные разработки с хорошо продуманным организационноэкономическим механизмом внедрения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективно решать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения - лечение больных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для модернизации и развития самого ЛПУ, повысить оплату труда работников, осуществлять научные разработки.

УДК 658

Шувалова Ольга Валентиновна

кандидат экономических наук Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал в г. Владимире)

oshuv@rambler.ru,

Тимонин Александр Юрьевич

кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

В статье рассмотрены подходы к оценке качества жизни как экономических состояний.

Ключевые слова: уровень жизни, качество жизни, богатство, бедность.

Жтзнь человека насыщенна и многообразна или, напротив, скудна и невыразительна, т.е. может характеризоваться как «качественная или некачественная», что определяется большим числом факторов отнюдь не только экономического характера. А потому, если попытаться найти универсальное определение качества жизни, вряд ли это получится. Этот термин используется в различных отраслях научных знаний, каждая из которых предлагает свое видение и трактовку исследуемого понятия, придавая ему специфические черты.

Все существующие концептуальные интерпретации «качества жизни» можно условно раз-

вести по двум направлениям:

Первое направление - это объективизация качества жизни, при которой оно рассматривается как объективная характеристика, определяющая материальные условия и средства жизнеобеспечения человека (общества). В структуру качества жизни в этом контексте включаются такие характеристики, как качество питания, жилищных условий, здравоохранения, образования и т.д.

Второе направление делает акцент в сторону учета только субъективных составляющих качества жизни, представляющих собой оценочное отношение человека к жизненным условиям и различным материальным и культурным благам. Ос-

© Шувалова О.В., Тимокин А.Ю., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010Ї

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.