деятельность в данной области не нал ажена в должной мере, прежде всего, из-з а чрезмерной центр ализации власти в стр ане и отсутствия у администраций субъектов РФ и районных властей необходимых для этого полномочий.
Литература
1. Адуков а, А.Н. Дееспособное местное самоупр авление - основа р азвития сельских территорий / А.Н. Адуков а // Вестник университета
(Госуд арственный университет упр авления). - 2008. -№ 8(18). - С. 13-17.
2. Адуков а, А.Н. Органьы местного с амоупр авления
сельских территорий: принципы организации и
материального стимулиров ания / А.Н. Адукова // Нормиров ние и опл т труд в сельском хозяйстве. -2011. - № 3. - С. 3-7.
3. Адуков, Р.Х. Эффективность и перспективы
аграрной политики России / Р.Х. Адуков,
А.Н. Адуков а // Экономика, труд и упр авление в сельском хозяйстве. - 2010. - № 4 (5). - С. 9-13.
УДК 338.43.338.51(470+571)
О.В. Попова, доктор экономических н аук А.А.Сидорин, ассистент ФГОУ ВПО «Орловский государственный агр арный университет»
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье отражены основные направления государственной поддержки аграрного производства, показана её необходимость и роль в развитии сельских территорий. Выявлены недостатки государственной финансовой поддержки сельских территорий и аграрной отрасли, предложены эффективные механизмы их финансового обеспечения
Ключевые слова: сельские территории, государственная финансовая поддержка, субсидирование процентной ставки, федеральные целевые программы.
Сельские территории - многофункцион льные обр азования, поэтому устойчивость их р азвития определяется одновременным воздействием н все составляющие их потенциал а: производственного, демогр фического, соци льно-культурного, эколого-природоохр нного, рекре ционного.
Исторически сложилось, что фундаментом потенци л сельских территорий является сельское хозяйство. Эт з кономерность сохр няется и сейч с, поэтому кризисные тенденции в р звитии отр сли обусловили существенную дегр д цию состояния сельских территорий и сельских социумов. Наметившиеся позитивные тенденции в агр арном производстве не смогли сколь-либо существенно улучшить ситу цию в сельской местности по ряду обстоятельств:
- изн ч льно, сельскохозяйственные предприятия игр ли роль соци льного буфер н селе, ок зыв я помощь населению, создав ая и содержа объекты соцкультбыт . В н стоящее время эт пр ктик пр ктически повсеместно утр чен и восст новить ее сложно, главным обр азом, по финансовым мотивам;
The article is about of the state support of agriculture, its necessity and a role for development of rural territories. Defects of the state financial support of rural territories and agrarian branch are revealed, effective mechanisms of their financial maintenance are offered.
Key words: rural territories, the state financial support, interest rate subsidizing, federal target programs.
- бюджеты муниципальных территорий повсеместно дотационные ввиду сл абой налоговой базы;
- уровень доходов жителей сельской местности чрезвыч айно низок (з ар аботная пл ата в среднем по отр асли составляет около 50% от средней по стр ане). В этой связи проводить р аботы по обустройству своего быта на условии софинансиров ания (газификация, водоснабжение, канализация, бл гоустройство внутренних дорог и т.д.) сельское н селение не в состоянии.
Очевидно, что формиров ание и модернизация политики сельского р звития без ктивиз ции государственного вмешательств а невозможно.
В настоящее время государственная поддержка гр рному производству и р звитию сельской местности ре лизуется посредством фин нсиров ния ряда федеральных целевых программ. Сопоставление конкретных мех низмов (н пр влений)
государственной поддержки с законодательными (норм тивными) кт ми, их уст новившими,
представлены в т аблице 1.
Таблица 1 - Нормативно-правовая б аза госуд арственной финансовой поддержки аграрного производства и развития
сельской местности
Механизмы (направления) государственной поддержки Законодательные (нормативные) акты
Субсидирование процентной ставки, страховых взносов, затрат на ГСМ, удобрения, средств а хим. защиты, элитное семеноводство и т.д Госуд рственн я прогр мм р звития сельского хозяйств и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.
Строительство жилья (включая жилье для молодежи) Г осударственная программа, ФЦП «Социальное развитие сел а» , ФЦП «Жилище»
Развитие социально-культурной и бытовой инфраструктуры ФЦП «Соци льное р звитие сел », «Р звитие тр нспортной системы России (2010 - 2015гг.)», «Дети России» , «Жилище», «Развитие физической культуры и спорта РФ на 2006 -2015гг»; ПНП «Здоровье» и «Образование»
* - вошл а в Г оспрогр амму с 2008г. ** - действов ал а до 2010г.
Таким обр азом, прямо или косвенно фин ансовые ресурсы госуд рств н р звитие сельских территорий поступ ют из нескольких источников, одн ко это обстоятельство не свидетельствует о безупречности поддержки.
Прежде всего, следует отметить отсутствие комплексного подход к решению проблемы: выделяемые средств р зобщены, эффективность их использов ния (по ряду н пр влений) невысок . Кроме того, в ФЦП «Р звитие тр нспортной системы России (2010 - 2015гг.)», «Дети России» ,
«Жилище» , «Развитие физической культуры и спорта РФ на 2006 - 2015гг», р авно как в ПНП «Здоровье» и «Обр азов ание» отсутствуют квоты на р азвитие сельской местности. По сути, средств по ним для сельских территорий могут быть не выделены вообще.
Что касается ФЦП «Социальное развитие села», то он ре лизовыв л сь н условиях софин нсиров ния. Т к, з 2003 - 2007гг. общий объем фин нсиров ния прогр аммы составил 116,6 млрд руб., в том числе з а счет федерального бюджета - 16,6 млрд руб. или 14,2% (в среднем 3,32 млрд в год), из бюджетов субъектов РФ
- 48,5 млрд руб. (41,6%), из внебюджетных источников
- 51,5 млрд руб. Т аким обр азом, в общем объеме фин нсиров ния доля федер льного бюджет сост влял только 14,2% (44,2%).
Эт же особенность ост л сь у нее и после включения в Госпрогр амму. В 2008г. лимит средств федер льного бюджет сост вил 7,4 млрд руб., в 2009г. - 8,1 млрд руб. (при пл не, предусмотренном в ФЦП «Соци льное р звитие сел » 17,2 млрд руб.).
Одн ко софин нсиров ние для депрессивных территорий, х р ктеризующихся, помимо прочего, н личием фин нсово несостоятельных предприятий и низкими доход ми сельского н селения, - вопрос весьм спорный.
Отдельного вним ния з служив ют мех низмы поддержки гр рного производств и сельских территорий в р амках Госуд арственной прогр аммы р звития сельского хозяйств и регулиров ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия н 2008-2012гг.
Н ибольший объем средств н ее ре лиз цию приходится н н пр вление «Достижение фин нсовой устойчивости сельского хозяйств а». Согласно прогр амме, в 2010г. н а него должно было изр сходов ться 54,7% всего объем ее фин нсиров ния, н субсидиров ние процентной ставки внутри этого направления - 39,1%. Однако опыт предыдущих лет пок з л, что доступность кредитов повысил сь только для фин нсово состоятельных субъектов хозяйствов ния. Для всех остальных - непреодолимой прегр адой становится недост точный уровень кредитоспособности и залоговой базы, оцениваемой в 3-4 раза дешевле средних рыночных цен. Личным подсобным хозяйств м и индивиду льным предприним телям привлечь субсидиров нный кредит еще сложнее. К тому же, дешевые для потребителей кредиты созд ли предпосылки для приход в гр рное производство бизнесменов из других отр слей для ре лиз ции мошеннических сделок с кредитными ресурс ми.
Компенс ция ч сти з тр т н ГСМ и элитное семеноводство проводится в предел х лимитов, утвержденных Программой на год, и пропорцион льно ф ктическим з тр т м,
произведенным в отчетном году субъект ми хозяйствов ания. Таким обр азом, предприятие з ар анее не зн ает, какую ч асть компенс ации он получит. Кроме того, к к субсидиров ние процентных ст вок, т к и компенс ция ч сти з тр т н ГСМ стимулируют внутренний спрос и, следов тельно, рост цен н соответствующие ресурсы. При этом компенс ции, по сути, перетек ют в б нковский сектор и топливноэнергетический комплекс, созд ются условия для мошенничеств ввиду непрозр чности этих схем.
Несовершенство этих мех низмов подтвержд ется низким уровнем фин нсово-экономических показ ателей (табл. 2). При миним ально допустимом уровне рент бельности, обеспечив ющем простое воспроизводство в АПК, в 20-25%, д аже с учетом дот ций и субсидий он существенно ниже.
Таблица 2 - Финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций [5]
Показатели 2006 2007 2008 2009
Число организаций, тыс. ед. 25,3 24,0 23,0 22,5
Уд. вес прибыльных организаций в их общем числе, % 65,0 75,0 78,3 72,1
Рент бельность по всей деятельности (с учетом дотаций и компенсаций), % 9,9 17,2 15,3 9,7
Прибыль (убыток) до налогообложения (включая субсидии из бюджета) млрд руб. 50,1 105,8 117,4 83,6
Рост доли прибыльных предприятий н фоне сокр щения общей их численности обусловлен к к р сп дом убыточных субъектов, т к и их поглощением более успешными орг низ циями. В любом случ е, это косвенное свидетельство уход гл вных р ботод телей из тех н селенных пункт х, где они р змещ лись.
Несмотря н рост объемов поддержки, прямое уч стие бюджетных средств не игр ет серьезной роли в формиров ании и модерниз ации основного капитала АПК. Основн я доля прин длежит кредит м, включ я субсидиров нные (т бл. 3).
Таблица 3 - структура инвестиций в основной капитал в АПК по источникам финансирования [5]
Показатели 2006 2007 2008 2009
Инвестиции в основной капитал АПК всего, млрд руб.* 252,9 368,9 402,4 319,9
Структура инвестиций в основной капитал, %
Все источники финансирования 100,0 100,0 100,0 100,0
в т.ч. за счет
- собственных средств 46,9 45,9 45,7 54,3
- средств федерального бюджета 1,5 1,0 1,5 1,9
- средств бюджетов субъектов РФ 1,5 1,7 1,4 1,6
- з емных средств предприятий и иных источников 50,1 51,4 51,4 42,2
* - в ф актически действов авших цен ах
Согл асно Национальному докл аду « О ходе и результ т х ре лиз ции в 2009г. Госуд рственной прогр аммы р азвития сельского хозяйств а и регулиров ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия н 2008-2012гг.» по ряду целевых индик торов сельскому хозяйству не уд лось выйти н з пл ниров нный в 2009 г. уровень. Это относится к индекс м производств продукции сельского хозяйств в целом, животноводств и р стениеводств в ч стности; индекс м физического объем инвестиций в основной к пит л сельского хозяйств ; коэффициент м обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных орг низ циях; приобретению сельскохозяйственной техники
сельскохозяйственными орг низ циями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйств ми, включ я индивиду льных предприним телей; ряду целевых индик торов по подр зделу «Р звитие отр слей р стениеводств », именно р звитие производств льн , р пс , з кл дки многолетних н с ждений; объемам производств а молока [1].
Таким обр азом, в качестве основных недост атков действующих в н стоящее время мех низмов госуд рственной фин нсовой поддержки р звития сельских территорий и гр рной отр сли, к к гл вного р ботод теля и помощник вл дельц м ЛПХ можно назв ать:
- неучет кризисного состояния зн чительной ч сти сельскохозяйственных предприятий, низких уровней доходов сельских домохозяйств и муницип альных обр азов аний, а потому недоступность субсидиров нного кредитов ния и мероприятий н условиях софин нсиров ния;
- недост точн я прозр чность схем поддержки, обусловлив ющ я, помимо прочего, возможности для мошенничеств ;
- отсутствие декв тного контроля з р сходов нием средств отдельными бенефици риями.
Кроме того, объемы фин нсиров ния явно недост точны. Только н поддержку
непосредственно гр риев р звитые стр ны тр тят 5060% ВВП, в то время, как в России - 8-10%. Уровень поддержки в р счете н 1 г сельскохозяйственных угодий в стр анах ЕС составляет порядка 300 долларов, в США $324, в Канаде - $188, в России -$10[6]. Непосредственно в отношении механизмов поддержки сельских территорий следует учитыв ть, что р звитие их соци льно-бытовой инфр структуры
- прямая обязанность государств а. Безусловно, есть бог тые сел в Кр снод рском и Ст вропольском кр е, в Белгородсткой обл сти и др. Но основн я ч сть сельских территорий относится к объективно депрессивным, не имеющим источников для фин нсиров ния собственного с мор звития.
В этой связи, стр тегия устойчивого р звития сельских территорий н ближ йшую перспективу должн учитыв ть роль гр рного производств в формиров нии доходной б зы муницип льных бюджетов. Предст вляется целесообр зной смен кцентов в гр рной политике России с субсидиров ния процентных ст вок н более эффективные мех низмы:
- прямую поддержку основных видов сельскохозяйственной продукции, привяз анную к объемам производств а и учитывающую зональные особенности производств а [4];
- ценовую поддержку, учитывающую диспаритет цен, для предотвр ащения дальнейшего вымывания ресурсов из сельского хозяйств а[2];
- модернизацию налогообложения по типу ЕСХН, но с учетом почвено-клим тических условий и эффективности использов ания земель[3].
Литература
1. Н ацион альный докл ад «О ходе и результ ат ах реализ ации в 2009 году государственной прогр аммы р звития сельского хозяйств и регулиров ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия н а 2008-2012 годы» утвержденный постановлением Пр авительств а Российской Федерации от 14 июля 2007г. №446 [Электронный ресурс]. Доступ из спр ав.- пр авовой системы «Консульт ант Плюс».
2. Попова, О.В. Проблемы регулирования паритетности межотр аслевого обмена в АПК России / О.В. Попов а, А.А. Сидорин // Вестник Орел ГАУ. -2008. - № 6.
3. С адков, В.Г. О спр аведливом и
стимулирующем н логообложении
сельскохозяйственных тов ропроизводителей в Российской Федер ации / В.Г. Садков, О.В. Попов а // Финансы и кредит. - 2007. - № 20. - С. 17 - 20.
4. Садков, В.Г., Попова О.В. Методологические основы целеориентиров нной госуд рственной поддержки сельхозтов ропроизводителей
В.Г. Садков, О.В. Попов а // АПК: экономика,
упр авление. - 2007. - № 8.
5. Сельское хозяйство России. Буклет // Деп рт мент экономики и н лиз Министерств сельского хозяйства Российской федер ации. Москв а. 54с.
Вестник №5(32)
Орел Г Ау октябрь 2011
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_
Редакционный совет:
Парахин Н.В. (председ атель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секрет рь) Золотухина О.А. (ред ктор)
Адрес ред а кции:
302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.
Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: [email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистр ации ПИ 4ФС77-21514 от 11.07.2005 г.
Специ лист регион льного методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический ред актор: Мосин А.И.
Сдано в набор 14.10.2011 г. Подпис но в печ ть 28.10.2011 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Г рнитур Т ймс.
Объём 16,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз.
Изд тельство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР 4021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публик ций н учных р бот, отражающих основное научное содерж ние к ндид тских _______и докторских диссертаций
Содержание номера
Научное обеспечение развития сельских территорий
Парахин Н.В. Основные тенденции устойчивого развития АПК Орловской обл асти.......... 2
Кузнецов В.В., Маркин С.Ю. Теоретические основы прогнозирования устойчивого
развития сельских территорий......................................................... 8
Миндрин А.С. Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских
территорий........................................................................... 12
Панков Б.П., Малахова В.Я. Проблемы регулирования трудового потенциала сельских
территорий........................................................................... 17
Родионова О.А., Карпунин М.А. Исследование специализации и диверсификации и их
влияние на эффективность сельскохозяйственного производства.......................... 19
Прока Н.И. Социально-экономическая эффективность реализации потенциала сельских
территорий........................................................................... 22
Савкин В.И., Деулина А.В. Оценка эффективности использования земель
сельскохозяйственного назначения..................................................... 27
Полухина М.Г., Сергачёв А.А. Тенденции и перспективы формирования
демографического потенциала Орловской области........................................ 33
Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Юсуфов Р.А. Базовые условия развития сельских
территорий........................................................................... 38
Попова О.В., Сидорин А.А. Модернизация механизмов финансового обеспечения
устойчивого развития сельских территорий............................................. 42
Терновых К.С., Нечаев Н.Г., Черных А.Н. Р азвитие сельских территорий в системе
инновационных преобразований АПК..................................................... 45
Сайганов А.С. Состояние и перспективы соци льно-экономического р звития сельских
территорий в Республике Бел арусь.................................................... 49
Меренкова И.Н. Диверсификация экономики как предпосылка перехода к
полифункцион альной модели устойчивого развития сельских территорий.................. 52
Овчинцева Л.А. Формирование институциональных основ развития сельских
территорий........................................................................... 56
Рудь Л.Н. Эффективность развития сельскохозяйственных кооперативов................... 60
Рубан А.А., Яковлев В.В. Исследов ние возникновения цикличности в экономических
системах на основе построения модели однопродуктовой экономики....................... 65
Зверева Г.П., Мищенко Т.Л. Состояние и перспективы развития системы
сельскохозяйственного консультирования............................................... 71
Перцев В.Н. Перспективное р звитие сельских территорий муницип льного р йон
Белгородской области................................................................. 74
Федотенкова О.А. Организационно-методические аспекты системы бухгалтерского учета
расходов организаций элеваторного комплекса.......................................... 77
Примаченко И.Н. Тенденции развития аграрного сектора экономики: на примере крестьянских (фермерских) хозяйств и индивиду льных предприним телей Белгородской
обл асти............................................................................. 82
Григорьева Н.В. Зарубежный опыт формирования и функционирования рынка труд а (н а
примере Чехии)....................................................................... 85
Ставцев А.Н. Экономическ я эффективность использов ния технического потенци л в
молочном скотоводстве................................................................ 88
Научное обеспечение развития общего земледелия Бельченко С.А. Влияние систем удобрения на продуктивность севооборота, баланс
элементов питания и плодородие дерново-подзолистой песч аной почвы................... 94
Кондыков И.В. О приоритетах в селекции гороха........................................ 96
Амелин А.В., Кондыков И.В., Уваров В.Н., Чекалин Е.И., Бутримова Н.А., Кузнецова Л.Н. Скрининг признаковой коллекции образцов гороха с многоцветковым
апик альным цветоносом (морфотип люпиноид)........................................... 104
Моисеенко Ю.В., Кузмичева Ю.В., Петрова С.Н., Парахин Н.В. Роль сорта в
увеличении производства высокобелкового зерна........................................ 108
Кирсанова Е.В. Изучение эффективности использования биопрепаратов на зерновых,
зернобобовых и крупяных культурах.................................................... 111
Титова Е.М., Внукова М.А. Эффективность применения комплексных удобрений на
посевах ячменя ярового............................................................... 116
Мельник А.Ф. Ад аптивные приемы улучшения качеств а зерн а озимой пшеницы............ 120
Цыганок Е.Н., Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Стародубцев В.Н. Агроэкологическое обоснование системы утилизации навозных стоков крс (на примере
ОАО «Агрофирм а «Мценская») и мониторинг а состояния окружающей среды................ 123
Семенютина А.В., Подковырова Г.В. Оптимиз ция видового сост в древесных растений в рекреационно-озеленительных нас аждениях сухой степи.................... 129
© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2011