Причем это воздействие происходит в соответствии со стр атегией социально-экономического р азвития Российской Федерации и региональной социальной политикой государств а. В данном случ ае под кадровой политикой автором понимается систем а мер, напр авленных на организационно-экономическое совершенствование отраслевой структуры экономики регион а путем перераспределения кадровых ресурсов, которое бы максим ально соответствовало технологическому укл аду современного
экономического рост и соци льно-экономическим приоритет ам развития регион а.
Кадровая политика является залогом успешной экономической деятельности госуд рств в целом. Роль государства в формировании и ре ализ ации к дрового потенци л отр слей н родного хозяйств должна з аключ аться в обеспечении бл агоприятных возможностей и условий для осуществления трудовой деятельности через к дровую политику. Относительно позиции в инвестиционной сфере, которую должно з ним ть госуд рство, выск з лся Дж. Вульферсон в ежегодном докладе Всемирного б анка: «...развитие нужд ается в эффективном
госуд рстве, игр ющем роль к т лиз тор и помощник , стимулирующего и дополняющего деятельность ч астного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государств а устойчивое р азвитие - как экономическое, так и социальное - невозможно»6. Усиление роли государства в сфере труда
предпол г ет поиск оптим льного сочет ния методов госуд рственного и рыночного воздействия с учетом особенностей современного эт п экономического р звития.
Таким обр азом, автором обоснов ан а роль госуд рственной поддержки к дрового потенци л АПК, котор ая осуществляется посредство социальной и кадровой политики государств а. Социальная политик определяет б зовые условия трудовой деятельности, которые должны предотвр щ ть р зрушение к дрового потенци л и способствов ть его р звитию. К дров я политик влияет н воспроизводство д нного потенци л через технологию производств , обеспечив ющую формиров ние и ре лиз цию психофизических, образовательно-квалификационных и личностных качеств работников. Определено, что выбранная госуд рством стр тегия р звития к дрового потенци л определяет ре льные возможности повышения эффективности формиров ния и р звития к дрового потенци л в отр слях н родного хозяйств , в регионе и, к к следствие, определяет скорость и эффективность структурного преобр зов ния соци льно-экономического
комплекс регион в систему конкурентоспособного рыночного хозяйств .
6Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учеб. М.: Фин. Пресс. 2000
УДК: 338.364
Е.Е. Бердник-Бердыченко, аспир ант ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиор ативная академия»
М. В. Алейнова, кандидат экономических наук Ростовская академия сервис а (ЮРГУЭС)
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Рассматривается объективная необходимость повышения эффективности управления за счет комплексной автоматизации предприятий в условиях конкурентной борьбыг на рытке товаров и услуг.
Ключевые слова: процесс управления, комплексная
автоматизация предприятий, выбор систем управления.
В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость
опер ативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситу ацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки упр авленческого учета, оптимиз ции процессов упр вления.
Охар актеризуем основные черты упр авления предприятием к к процесс с точки зрения теории упр авления.
В общем виде процесс управления во всех сфер ах деятельности можно предст вить в виде т к
называемой «петли упр авления», включ ающей циклическую последов ательность следующих этапов: прогноз - планирование - контролируемая
деятельность по ре ализ ации пл анов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рис. 1).
Процесс управления имеет иерархическую структуру и включ ет несколько подуровней по н пр влениям деятельности (производство, сбыт,
Objective necessity for increasing effectiveness of management at the expense of integrated automation of enterprises under conditions of competition on the market of goods and services is considered.
Key words: management process, integrated automation of enterprises, choice of management system.
снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включ ают соответствующие подпроцессы.
Рисунок 1 - Обобщенн ая схем а упр авления
Упр вление предприятием всегд должно иметь некоторую цель, в противном случ е этот процесс ст новится просто бессмысленным. В к честве примеров целей упр вления можно привести снижение издержек производств , повышение прибыли и другие. Цель процесс а упр авления должна быть сформулиров н явно и, по возможности, с применением количественных оценок.
Процесс упр авления предприятием ре ализуется в р мк х системы упр вления предприятием. Кст ти, не стоит пут ть это понятие с втом тизиров нной системой упр авления. В р амках системы упр авления можно выделить объект упр авления и упр авляющую ч асть. В качестве объекта упр авления выступает производственный процесс, в к честве
упр вляющей ч сти - упр вленческие службы предприятия. Систем упр вления предприятием функционирует н основе уст новленных документ льно (положения о подр зделениях,
должностные инструкции и т.п.) или сложившихся пр актически пр авил. На каждом уровне иер архии системы упр вления в той или иной степени ре лизуется н бор функций упр вления, входящих в р ассмотренную выше схему упр авления [1].
Н первый взгляд, может пок з ться, что приведенные рассуждения выглядят чересчур
теоретизированно. Однако мы хотим подчеркнуть, что эти положения проверены пр актикой и лежат в основе методов совершенствов ния процесс упр вления и повышения его эффективности.
Что же кас ается пр актических аспектов, то следов ло бы, н пример, сформулиров ть
количественно цель процесс упр вления предприятием в прошлом году и оценить ее выполнение. А в текущем году? На наш взгляд, нужно н рисов ть структуру системы упр вления н предприятии с явным определением пр вил, н основе которых он функционирует. Вполне возможно, что у многих возникнут определенные з труднения. Пр актика показыв ает, что эти з атруднения могут свидетельствов ть о недост точно эффективной орг низ ции упр вления н предприятии и потенци льном н личии «внутренних резервов», которые при пр вильной орг низ ции дел , могут быть использов ны для достижения успех в конкурентной борьбе.
Р ссмотрим вопросы повышения эффективности упр вленческой деятельности по проблем м втом тиз ции упр вления предприятием.
Прежде всего, н м предст вляется
целесообр зным д ть общую х р ктеристику
предприятий, применительно к которым д лее будет идти речь об автом атиз ации упр авления.
Существуют р зличные способы кл ссифик ции предприятий: по виду деятельности (торговля,
производство, услуги и др.), по масштабу (малые, средние и крупные в з висимости от численности персон л и прочих ф кторов) и целый ряд других. В р мк х определенного тип предприятий кл ссифик ция может продолж ться.
Производственные предприятия подр зделяются, н пример, н предприятия с непрерывным (химические, мет ллургические) и дискретным (м шиностроительные) х р ктером производств . По сост ву номенкл туры продукции предприятия могут подр зделяться н предприятия единичного, серийного и м ссового производств . К ждый тип предприятий имеет свои особенности с точки зрения орг низ ции процесс упр вления и, соответственно, его втом тиз ции.
Мы не будем приводить форм льные хар актеристики предприятий об автом атиз ации упр вления, пост р емся определить их н
понятийном уровне, основыв ясь н н лизе жизненного цикл предприятия.
Р ссмотрим ситу цию, если предприятие р звив ется с нуля, то оно проходит несколько ст дий р звития, н ч льной из которых обычно является следующ я. Р бот ют несколько человек, з ч стую хороших зн комых или родственников. Руководство
3 мык ет процесс упр вления н себя, упр вляет всеми процесс ми ср зу, при этом мех низмы упр вления куст рны и сводятся к выд че устных или письменных р споряжений. При уд чном стечении обстоятельств комп ния р зр ст ется, увеличив ется число сотрудников, появляются структурные подр зделения и, соответственно, их руководители. Одн ко стиль упр вления ост ется прежним. При отсутствии четкой системы упр вления ч сто возник ет боязнь руководств делегиров ть полномочия другим сотрудник м, стремление дел ть всё самому, недоверие к людям. В результате опер тивное получение точной количественной информ ции о ре льном состоянии дел ст новится пр ктически невозможным, поскольку сведения, предост вляемые руководителями структурных подр зделений обычно р зрозненны, возможно, тенденциозны и з ч стую противоречивы.
Д лее в комп нии н чин ют появляться толпы экономистов и аналитиков, пытающиеся по крупицам собр ть информ цию для руководств , м ркетинг и других служб. Естественно эта информ ация может быть неполной, не всегда точной, и гл авное, никогда кту льной, т к к к н её получение требуется дост точно много времени. Первое, что н чин ют дел ть руководители, это н ним ть новый аналитический персонал или, например, прогр аммистов в помощь аналитикам, чтобы
4 астично автом атизиров ать сбор и обр аботку данных. В результ те, к к пр вило, появляется комплекс несвязанных прогр аммных средств, з ач астую пор зному, предст вляющих одну и ту же информ цию, что вызыв ет новые проблемы. Если н это н ложить дост аточно большой рост комп ании, появление новых напр авлений деятельности, новых людей, то ситу ация ст новится неупр вляемой.
В жно отметить, что к чественн я систем упр вления прост и прозр чн , информ ция един и достоверн , причём очень в жно, что достоверность информ ции г р нтируется собственно системой упр авления в целом, а не отдельными людьми. В результ те достиг ется возможность простого и эффективного контроля з а р аботой комп ании в целом, контроля отдельных процессов и д же контроля деятельности отдельных сотрудников.
В н стоящее время подобные предприятия сост вляют под вляющее большинство в общем числе предприятий, нужд ющихся в комплексной втом тиз ции процесс упр вления. Объективн я необходимость повышения эффективности упр вления з счет комплексной втом тиз ции определяется сегодня для этих предприятий неумолимыми условиями конкурентной борьбы н рынке тов аров и услуг [1].
Р ссмотрим особенности з д ч упр вления средними предприятиями.
В процессе упр вления предприятиями, относящимися к выделенной группе, необходимо эффективное решение комплекс з д ч, основные
виды которых в общем случае могут быть определены следующим обр азом:
- упр авление финансами;
- упр авление производством;
- упр авление сбытом и сн абжением;
- упр вление внутренними служб ми;
- упр авление кадр ами.
В з висимости от особенностей и м сшт б предприятия к ждый из выделенных видов может включ ать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные з д чи возник ют и при упр влении м лым предприятием, одн ко их ре льный объем позволяет обеспечить удовлетворительное решение тр диционными средств ми бухг лтерского учет .
Н помним, кст ти, что в общем случ е н предприятии можно выделить как минимум три вида учет :
- опер тивный учет, обеспечив ющий сбор первичной информ ции и являющийся основным пост вщиком д нных для ост льных видов учет ;
- упр вленческий учет, н пр вленный н получение информ ции для дет льного н лиз деятельности предприятия, прогнозиров ния и принятия решений;
- бухг лтерский учет, обеспечив ющий получение необходимой бухгалтерской отчетности.
Особенностью решения з д ч упр вления н средних и крупных предприятиях является необходимость использов ния в к честве одной из основ для принятия решений д анных упр авленческого учет .
Упр вленческий учет предст вляет собой систему сбор а, обр аботки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия последним р зличных упр вленческих решений. В этом его гл вное отличие от тр диционного фин нсового (бухг лтерского) учет , ориентиров нного гл вным обр азом на внешних пользователей - кредиторов, кционеров, фиск льные орг ны [2].
Существующ я систем бухг лтерской отчетности все в меньшей степени отвеч ет современным требов ниям к полноте, достоверности, опер тивности информ ции, необходимой
руководству предприятия. Упр вленческий учет является информ ционным инструментом
контроллинг - концепции упр вления деятельностью предприятия путем ре лиз ции следующей циклической последов тельности действий: оценк текущего состояния - принятие упр вленческих решений - сост вление пл н ре лиз ции принятых решений - контроль ре лиз ции пл н - н лиз нового текущего состояния [2].
Отметим, что для р ссм трив емых типов предприятий особенно в жн комплексность при решении выделенных видов з ад ач упр авления.
В н астоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на 3 ападе стандартам менеджмента, одн ко многих руководителей до сих пор пост вит в тупик вопрос об орг низ ционной структуре комп нии или о схеме существующих бизнес-процессов.
Вполне возможно, многие предприятия ощутили сложности при попытк х оптимизиров ть з тр ты, чтобы продукция ост в л сь одновременно и прибыльной и конкурентоспособной. К к р зв этот момент четко проявляется необходимость иметь
перед гл з ми модель деятельности предприятия, котор я отр ж л бы все мех низмы и принципы вз имосвязи р зличных подсистем в р мк х одного бизнес . С помощью моделиров ния р зличных обл астей деятельности можно дост аточно эффективно анализировать «узкие места» в упр авлении и оптимизиров ать общую схему бизнес а.
Отметим, что совершенно не обяз тельно к ждый р з с мим придумыв ть решения для этих, ст вших уже ст нд ртными, з д ч. В н стоящее время при необходимости н лиз того или иного процесс упр вления можно использов ть проверенные и обк т нные методы.
К этим метод м относятся, в ч стности, форм лизов нные способы опис ния процесс упр вления (для того, чтобы оптимизиров ть, нужно зн ть, что оптимизиров ть) и концепции построения эффективной системы упр вления, которые мы р ассмотрим ниже.
К н стоящему времени р зр бот ны десятки методологий построения форм лизов нных моделей функциониров ния предприятия и концепций построения систем упр вления. Укрупненные методы построения моделей предприятий можно р азделить н а структурные и объектно-ориентиров нные. К жд я из этих групп методов включ ет в себя несколько в ариантов конкретных методик. Структурные методы н сегодняшний день имеют н ибольшее р аспростр анение. Структурным принято назыв ать т кой метод исследов ния системы или процесс , который н чин ется с общего обзор объект исследов ния, з тем предпол г ет его
последов тельную дет лиз цию [3].
Структурные методы имеют три основные особенности:
- р счленение сложной системы н ч сти,
предст вляемые к к «черные ящики», к ждый
«черный ящик» ре лизует определенную функцию системы упр вления;
- иер рхическое упорядочение выделенных элементов системы с определением вз имосвязей между ними;
- использов ние гр фического предст вления вз аимосвязей элементов системы.
Модель, построенн я с применением структурных методов, предст вляет собой иер рхический н бор ди гр мм, гр фически изобр ж ющих выполняемые системой функции и вз аимосвязи между ними.
Попросту говоря, это рисунки, н которых пок з н набор прямоугольников, определенным обр азом связ нных между собой. В ди гр ммы т кже включ ется текстов я информ ция для обеспечения точного определения содерж ния функций и взаимосвязей. Использование гр афического
предст вления процессов существенно повыш ет н глядность модели и облегч ет процесс ее восприятия. От обычных рисунков, с помощью которых можно предст вить процесс упр вления, структурные ди гр ммы отлич ются тем, что выполняются по вполне определенным пр вил м, процесс их сост вления и н лиз поддержив ется соответствующим прогр аммным обеспечением [4].
В сост ве методологий структурного н лиз к н иболее р спростр ненным можно отнести следующие:
- SADT (Structured Analysis and Design Technique) - технология структурного анализа и проектирования и ее подмножество стандарт IDEF0;
- DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных;
- ERD (Entity-Relationship Diagrams) - диаграммы «сущность-связь»;
- STD (State Transition Diagrams) - диаграммы переходов состояний.
Ниже мы коротко рассмотрим сущность этих методологий.
В методологии IDEF0 используются четыре основных понятия: функциональный блок,
интерфейсная дуга, декомпозиция и глоссарий.
Функциональный блок обозначает определенную функцию в рамках рассматриваемой системы и в графическом виде обозначается прямоугол$ником. Каждая из четырех сторон этого прямоугольника имеет свое значение: левая сторона - вход, верхняя сторона - управление, нижняя сторона - механизм и правая сторона - выход.
Интерфейсная дуга обозначает элемент системы, который обрабатывается функционал$ным блоком или оказывает некоторое влияние на выполнение блоком своей функции. Графически интерфейсная дуга изображается в виде однонаправленной стрелки. В зависимости от того, к какой из сторон блока примыкает интерфейсная дуга, она носит название входящей, исходящей, управляющей или дуги механизма. Началом и концом каждой дуги могут быт$ тол$ко функционал$ные блоки, при этом началом может быт$ тол$ко выходная сторона блока, а концом - любые другие. При построении моделей функционирования предприятия входящими и
исходящими дугами могут обозначат$ся финансовые потоки, материал$ные потоки (товары, сыр$е и др.), потоки информации (документы, устные распоряжения и др.) и ресурсы (персонал,
оборудование и др.). Управляющими дугами
обозначаются только объекты, относящиеся к потокам информации, а дугами механизмов - тол$ко ресурсы.
Декомпозиция предполагает разбиение сложного процесса на составные части. Уровен$ детализации процесса определяется непосредственно
разработчиком модели. В резул$тате общая модел$
процесса представляется в виде иерархической структуры отдел$ных диаграмм, что делает ее более обозримой. Модель IDEF0 всегда начинается с представления процесса как единого функционал$ного блока с интерфейсными дугами, выходящими за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма называется контекстной. В пояснител$ном тексте к контекстной диаграмме должно быт$ указано краткое описание цели построения диаграммы и определена так называемая точка зрения. Цель определяет те области деятел$ности предприятия, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Например, модел$, построенная с цел$ю оптимизации процесса продаж, может существенно отличат$ся от модели, разработанной с целью повышения эффективности управления персоналом. Точка зрения определяет направленност$ и уровен$ детализации разрабатываемой модели. Ее четкая фиксация позволяет упростит$ модел$, исключив детализацию элементов, не являющихся существенными в данном
случае. Например, функциональные модели одного и того же предприятия с точки зрения коммерческого директора и, скажем, руководителя службы безопасности будут явно отличат$ся по
направленности их детализации. В процессе декомпозиции функционал$ные блоки диаграммы верхнего уровня детализируются на диаграмме следующего уровня.
Глоссарием называется набор определений,
ключевых слов, повествовател$ных изложений и др., характеризующий объекты, отображенные на диаграмме. Глоссарий обеспечивает включение в диаграммы IDEF необходимой дополнител$ной информации. Например, для управляющей
интерфейсной дуги «распоряжение об оплате» глоссарий может содержат$ перечен$ полей соответствующего дуге документа, необходимый набор виз и т.д.
В Методологии DFD исследуемый процесс также разбивается на подпроцессы и представляется в виде сети, связанной потоками данных. Чисто внешне DFD сходна с SADT, но отличается по набору испол$зуемых элементов. В их число входят процессы, потоки данных и хранилища. Хранилище позволяет в необходимых случаях определит$ данные, которые будут сохранят$ся в памяти между процессами. Подобного элемента в SADT нет. Поэтому ряд авторов [3, 4] считает, что DFD лучше приспособлена для построения моделей создаваемых систем автоматизации управления, в то время как SADT ориентирована на общие аспекты построения модели системы управления.
Методология ERD предназначена для построения моделей данных и обеспечивает стандартизованный способ описания данных и определения связей между ними. Основными элементами методологии являются понятия сущность, отношение и связь. Сущности задают базовые типы информации, а отношения указывают, как эти типы данных взаимодействуют между собой. Связи объединяют сущности и отношения. ERD испол$зуется, в частности, для построения моделей данных в хранилищах DFD.
Методология STD предназначена для моделирования аспектов функционирования системы, зависящих от времени или реакции на события (так называемая работа в реал$ном времени). Основными элементами STD служат понятия - состояние, начал$ное состояние, переход, условие и действие. С помощ$ю этих понятий описывается поведение системы во времени и в зависимости от наступающих событий. Модел$ STD представляет собой графическое изображение диаграммы переходов системы из одного состояния в другое. Состояния системы на этой диаграмме отображаются прямоугол$никами, а условия и действия - стрелками, объединяющими состояния. STD испол$зуется, в частности, для описания, зависящего от времени поведения системы в моделях DFD.
Объектно-ориентированный подход к построению моделей системы управления отличается от структурного бол$шим уровнем абстракции и основывается на представлении системы в виде совокупности объектов, взаимодействующих между собой путем передачи определенных сообщений. В качестве объектов предметной области могут служить конкретные предметы или абстрагированные сущности - заказ, клиент и т.п.
В результате применения объектно-
ориентированного подхода модел$ системы также как и при испол$зовании структурных методов, представляется совокупност$ю диаграмм, которые строятся по определенным правилам. Одним из примеров объектно-ориентированных методологий может служить методология UML (Unified Modeling Language). Отметим, что объектно-ориентированный подход не противопоставляется структурному, а может служит$ его дополнением. Например, для формализации модели бизнеса может испол$зоват$ся методология IDEF, а при построении модели системы управления - методология UML.
Концепции построения систем управления служат сегодня основой для разработки автоматизированных систем управления предприятиями.
В действител$ности даже самые современные системы автоматизации управления предприятием сегодня самостоятел$но не принимают управленческих решений.
Дело в том, что для автоматизации принятия управленческих решений на верхнем уровне необходимо учитыват$ очен$ бол$шое число трудно формализуемых факторов. Далеко не все из них могут быт$ выражены количественно.
Поэтому автоматизация управления сегодня - это, в основном, автоматизация различных областей учета, документооборота и др. с цел$ю оперативной подготовки информации для принятия руководителями различных уровней обоснованных управленческих решений.
Таким образом, основным резул$татом внедрения автоматизированной системы управления является возможность получения необходимой информации. А поскол$ку информация эта необходима для руководства предприятием, следует принят$ самое непосредственное участие в процессе автоматизации.
Для этого необходимо руководит$ работами, по крайней мере, в следующих направлениях:
- выбор подхода к построению автоматизированной системы управления на предприятии;
- выбор конкретной базовой программной системы управления из имеющихся на рынке;
- построение модели системы управления вида «как есть» и, возможно, ее реорганизация на базе модели «как должно быть»;
- внедрение системы автоматизации управления;
- анализ плановой эксплуатации системы и определение направлений ее развития в соответствии с направлениями развития вашего бизнеса.
Как показано выше, функциональное и процессное управление имеет свои недостатки и достоинства.
В связи с этим наилучшим выбором будет некоторый средний, функционал$но-процессный вариант, основанный на оптимал$ном сочетании элементов функционального и процессного подходов.
Такая оптимизация является сложной и неоднозначной управленческой задачей, сил$но зависящей от множества субъективных факторов. На сегодняшний ден$ она не решена и, возможно, не будет решена в ближайшем будущем.
Пока же можно сказать, что классическое решение, основанное на построении процессов в рамках функционал$но-организационной структуры, пользуется большей популярностью, чем распределение функций в рамках процессноорганизационной структуры.
Литература
1. зотов, в. в. задачи и организационные основы
менеджмента / В. В. Зотов, Е. В. Ленский // Мастер класс по управлению персоналом, 2009.
[Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Карпова, Т. П. Управленческий учет [Текст]: Учеб. пособие / Т. П. Карпова. - М.: ЮНПТП, 2002. -350 с.
3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен // Управление в кредитной организации, 2008, № 6. [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2008, -№ 7. [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
УДК 657.633.5
С.П. Суворова, доктор экономических наук М.Е. Ханенко, кандидат экономических наук Л.А. Панкратова, аспирант Орловский государственный институт экономики и торговли
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты внутреннего аудита для целей управления финансовохозяйственной деятельностью в условиях экономической неопределенности бизнес-среды. Принцип независимости в деятельности внутреннего аудита является фундаментальным и определяет процедурную сторону его методологии и методики.
Ключевые слова: внутренний аудит, независимость, Key words: internal audit, independence, business environment.
бизнес-среда.
The applied theory aspects of internal audit are considered with the view to a methods of management in the conditions of uncertain business environment. Principle of independence in activity of internal audit is fundamental and determines procedural aspect of auditing methodology.
Развитие рыночной экономики сопряжено с концентрацией собственности, интеграционными процессами, что привело к формированию финансовопромышленных групп, холдингов, концернов, корпораций. Для осуществления управленческих
функций собственники и топ-менеджеры в условиях нарастающей неопределенности бизнес ситуации, неясности и неуверенности в конечных резул$татах должны решат$ проблему выживания и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать
Вестник Орел Г Ay
апрель
№2(23)
2010
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________
Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Брыкля О.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Гущина Т.В.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Хромов В.Н.
Шендаков А.И. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)
Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Телефон: (4862)454037 Факс:(4862)454064 E-mail: nichо[email protected] E-mail: [email protected]
Свидетельство о регистрации ПИ <ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.
Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 02.04.2010 Подписано в печат$ 23.04.2010 Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 12,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бул$вар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Научное обеспечение развития высокотехнологичных сфер животноводства
Сальникова И.Н. Особенности и тенденции развития воспроизводственного потенциала
отрасли животноводства в Орловской области............................................. 2
Буяров В.С., Крайс В.В., Буяров А.В., Миронов Д.С., Беленихин В.А. Эффективность
современных технологий производства мяса бройлеров и практика их внедрения............. 7
Шендаков А.И. Комплексный анализ результатов селекции молочного скота в Орловской
области................................................................................ 16
Мошкина С.В., Козлов А.С. Научное обоснование кормления высокопродуктивного
молочного скота........................................................................ 22
Феофилова Ю.Б., Козлов А.С. Влияние режима скармливания кормов коровам на
количественный состав микроорганизмов симбионтов рубца................................. 24
Михеева Е.А., Масалов В.Н. Иммунохимические реакции организма крупного рогатого скота
под влиянием антигенов в разных радиационных зонах..................................... 26
Зулев Г.С. Изменение концентрации общих липидов в крови телят под влиянием разных доз
препарата «Эмицидин»................................................................... 28
Ляшук Р.Н., Шендаков А.И., Сурженков А.В. Селекционно-генетический потенциал
импортированного молочного скота....................................................... 30
Лещуков К.А., Мамаев А.В. Гемогормональный статус организма свиней при стимуляции
компенсаторно-адаптационных реакций.................................................... 32
Масалов В.Н., Сеин О.Б., Сеин Д.О. Новые способы подготовки самцов-пробников и их
использование в качестве «биологических стимуляторов».................................. 36
Мосягин В.В., Максимов В.И., Фурман Ю.В. Особенность АТФаз ядерных и
цитоплазматических мембран эритроцитов цыплят-бройлеров................................ 39
Горлов И.Ф., Емельянов А.А., Шалимова О.А., Козлова Т.А., Киреева О.С., Стромская И.Я. Разработка состава съедобных пищевых плёнок и исследование фрактальных свойств
дистиллятов плодовых и ягодных культур в технологии производства мясных продуктов...... 42
Крюков В.И. Основные положения теории управления биологическими системами в генетическом мониторинге............................................................... 46
Инновации в растениеводстве
Ко,лов Ю.В., Самсонова Н.Е., Новикова Н.Е. Сравнител$ная оценка Мивала-Агро, брассиностероидных препаратов и протравителя семян при выращивании яровых зерновых на
дерново-подзолистой почве.............................................................. 54
Овсиенко С.М. Биостимуляторы - резерв повышения продуктивности яровой пшеницы.......... 59
Воронкова М.В., Павловская Н.Е. Оценка эффективности использования биологически активных компонентов растений в защите картофеля от колорадского жука (leptinotarsa
decemlineata Say)..................................................................... 62
Петелько А.И., Богачёва О.В. Влияние природных факторов на сток талых вод в центральном Нечерноземье........................................................................... 65
Интродукция и зелёное строительство
Волчанская А.В., Фирсов Г.А., Лаврентьев Н.В. Клён японский (Acer japonicum Thunb.)
в Санкт-Петербурге..................................................................... 68
Дубовицкая О.Ю., Золотарева Е.В. Красивоцветущие деревья и кустарники для озеленения объектов малоэтажного строительства................................................... 72
Совершенствование экономических механизмов развития аграрного сектора
Клевцов С.М., Сафронов В.В., Клевцова М.Г. Регионал$ный лизинговый потенциал для
отраслей АПК: исследование и анализ................................................... 77
Шалимов Д.В. Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК................... 82
Бердник-Бердыченко Е.Е., Алейнова М.В. Основы современного подхода к управлению
предприятием........................................................................... 87
Суворова С.П., Ханенко М.Е., Панкратова Л.А. Принципы организации внутреннего аудита.. 91
Скрипка В.Н., Мельникова Е.В. Совершенствование порядка ведения расчетов по принятым обязательствам в бюджетном учете...................................................... 95
© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010