Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАННЫХ / TAX CONTROL / TAX CONTROL TOOLS / INFORMATION SYSTEMS / BIG DATA / DATA INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нененко Ю.А.

Статья содержит анализ возможности использования системы маркировки товаров в целях налогового контроля. Содержит основные проблемы использования информационных систем и способы их решения. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что эффективность налогового контроля напрямую связана с качеством информации, имеющейся у налоговых органов, а также с возможностью ее быстрой и качественной обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF TOOLS OF TAX CONTROL AS A WAY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF TAX CONTROL

The article contains an analysis of the possibility of using the product labeling system for tax control purposes. Contains the main problems of using information systems and how to solve them. The relevance of the topic under consideration is due to the fact that the effectiveness of tax control is directly related to the quality of information available to tax authorities, as well as the possibility of its quick and high-quality processing.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 336.025

Нененко Ю.А. студент магистратуры, гр. ЭМ-ЭНК3-7 институт заочного и открытого образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации научный руководитель: Новоселов К.В.,

доцент Россия, г. Москва

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО

КОНТРОЛЯ

Аннотация

Статья содержит анализ возможности использования системы маркировки товаров в целях налогового контроля. Содержит основные проблемы использования информационных систем и способы их решения. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что эффективность налогового контроля напрямую связана с качеством информации, имеющейся у налоговых органов, а также с возможностью ее быстрой и качественной обработки.

Ключевые слова

Налоговый контроль, инструменты налогового контроля, информационные системы, большие данные, объединение данных.

Nenenko J.A.

Master student of Institute of correspondence and open education Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow

Scientific adviser - Ph.D (Economics), associate professor, Novoselov K. V.

MODERNIZATION OF TOOLS OF TAX CONTROL AS A WAY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF TAX CONTROL

Abstract

The article contains an analysis of the possibility of using the product labeling system for tax control purposes. Contains the main problems of using information systems and how to solve them. The relevance of the topic under consideration is due to the fact that the effectiveness of tax control is directly related to the quality of information available to tax authorities, as well as the possibility of its quick and high-quality processing.

Key words

Tax control, tax control tools, information systems, big data, data integration.

Основным источником государственных доходов в России являются налоговые платежи, они формируют около 80% консолидированного бюджета, из чего объективно вытекают три возможных варианта роста

доходной части:

- увеличение налоговой нагрузки на бизнес и население за счет повышения налоговых ставок, расширения налоговой базы по отдельным налогам, установления новых фискальных платежей;

- сокращение налоговых льгот, как источника выпадающих доходов бюджета;

- совершенствование налогового контроля, нацеленного на повышение собираемости налоговых платежей, уже имеющих место в действующей налоговой системе Российской Федерации.

В сложившихся негативных условиях последствий экономического и финансового кризиса, а также санкций в отношении нашей страны поставленная Президентом Российской Федерации фактически двуединая задача - не допускать повышения налоговой нагрузки, и увеличения дефицита бюджетов, - могла и в ближайшем будущем может быть решена в значительной степени посредством эффективного налогового администрирования, его главной составляющей - налоговым контролем.

В настоящее время налоговый контроль представляет собой жесткий административный инструмент, использование которого обосновывается наличием схем уклонения от уплаты налогов.

Основные моменты низкой налоговой культуры заключаются в следующем:

- экономическая неграмотность налогоплательщиков;

- менталитет российского налогоплательщика, который выражается в стремлении к сокрытию доходов и минимизации налоговых отчислений;

- низкий уровень доверия налогоплательщиков по отношению к представителям налоговых органов.

Повышение эффективности налогового контроля неразрывно связано с совершенствованием информационной базы, что находит свое отражение в создании налоговыми органами различных информационных систем, содержащих в себе сведения о движении товаров и услуг, финансовых и денежных потоков.

Использование информационных систем по своей сути является одним из современных инструментов налогового контроля. Учитывая, что законодательно термин «инструмент налогового контроля» не установлен, границы между методом налогового контроля и его инструментов размыты.

В Большой Советской Энциклопедии указано, что «инструмент» это предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта. Исходя из данного определения можно сказать, «инструмент налогового контроля» это целевое средство воздействия и наблюдения, при помощи которого осуществляется налоговый контроль. Данное понятие объединяет все создаваемые и используемые налоговыми органами информационные системы, направленные на сбор и анализ

информации о налогоплательщике.

Одной из новых информационных систем является система маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, в которую в настоящее время в рамках пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» передаются сведения о движении товаров. Указанная информационная система содержит в себе данные о производстве, обороте и выводе из оборота меховых изделий, формируемые самими участниками оборота товаров путем передачи сведений. Анализ сведений об обороте, а также анализ динами цены на конкретное изделие позволяет налоговым органам изучить используемые налогоплательщиками схемы ухода от налогообложения для дальнейшего проведения налогового контроля с использованием других инструментов.

В частности, с помощью информационной системы маркировки явно прослеживается тенденция использования специальных налоговых режимов для ухода от налогообложения. Рассмотрим данный механизм на примере цепочки движения одной единицы товара (рис. 1).

Рис. 1 Цепочка движения единицы товара Точкой входа в оборот данный единицы товара является его ввоз на территорию Российской Федерации налогоплательщиком, находящимся на общей системе налогообложения. При ввозе им заявляется средняя таможенная стоимость. С данной суммы уплачивается НДС в связи с перемещением товара через границу Российской Федерации.

Вторым звеном движения данной единицы товара является организация-дистрибьютер, которая также находится на общей системе налогообложения. Единица товара реализуется второму звену с минимальной наценкой. Данное действие необходимо для минимизации рисков, связанных с системой контроля таможенных органов, чтобы не возникло подозрений о занижении таможенной стоимости, которая является базой для расчета таможенных платежей. Второй контрагент уже находится вне поля зрения

таможенных органов.

Далее товар реализуется с убытком организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. Так как такой налогоплательщик не является плательщиком НДС, то дальнейший контроль налоговых органов с помощью системы АСК «НДС-2» невозможен.

Последним звеном является участник оборота товаров, применяющий систему налогообложения товаров в виде единого налога на вмененный налог. Он получает товар с минимальной наценкой и далее реализует его через розничную сеть, при этом изделие реализуется со значительной наценкой, в нашем примере более 500%. Так как объем уплачиваемых налогов у данного налогоплательщика не зависит от объема выручки, такой механизм позволяет всей цепочке контрагентов минимизировать налоги, в случае если выгодоприобретателем является импортер.

Таким образом, рассмотренная схема движения конкретной единицы товара позволяет практически полностью уйти от налогообложения, поскольку основная прибыль концентрируется у налогоплательщика, находящегося на специальном налоговом режиме, платежи с которого не зависят от реального дохода налогоплательщика.

Данная цепочка движения одной единицы товара открывает новые возможности для принятия управленческих решений налоговыми органами. В частности, по результатам анализа информационной системы маркировки меховых изделий возник вопрос необходимости предоставления возможности применения участниками оборота меховых изделий специальных налоговых режимов, в соответствии с которыми размер налоговых платежей не связан с размером доходов, так как это дает дополнительные возможности ухода от налогов.

Как инструмент налогового контроля информационная система маркировки позволяет налоговым органам увидеть как реальную структуру рынка на макроуровне, так и товарные потоки между различными контрагентами на микроуровне.

Благодаря разработке приложения для мобильных устройств на базе IOS и Android к контрольной деятельности в сфере оборота товаров привлечены потребители. Данное приложение позволяет проверить легальность маркированного товара или сообщить о нарушении маркировки. Об эффективности использования полученной от потребителей информации говорить еще рано, так как объем получаемой информации велик и все еще существуют нормативно-правовые препятствия, не позволяющие оперативно реагировать на нарушения правил маркировки.

В настоящее время система маркировки товаров является инструментом анализа, оторванным от других информационных систем налоговых органов. Это вызывает затруднения в использовании имеющейся информации для проведения контрольных мероприятий.

Одним из путей развития данной системы является ее интеграция с другими системами, такими как АСК «НДС-2» и АСК «ККТ».

Посредством интеграции процесс сопоставления информации из различных источников станет более доступным. Так как информация в АСК «НДС-2» формируется на основе данных деклараций, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы, а информация о движении товаров в информационном ресурсе маркировки формируется на основе данных, передаваемых участниками оборота товаров самостоятельно, сопоставление данных даст дополнительную возможность проверить достоверность данных и принять на их основе нужно решение.

Также консолидация информации из разных информационных систем способствует создании интегрированной системы рисков, позволяющей предотвратить совершение налоговых правонарушений.

Наиболее ожидаемой интеграцией информационных систем является совмещение данных информационной системы маркировки и АСК «ККТ». Для выяснения схем дробления бизнеса в целях использования специальных налоговых режимов, объем средств в целях налогообложения при применении которых не зависит от объема реализации товаров, очень важно понимание наименования торговых предприятий, а также их точное местонахождение. Совместив информацию о товарообороте с информацией, содержащейся в кассовом чеке, Федеральная налоговая служба получит нужный инструмент анализа рынка.

Внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК «НДС-2» в перспективе позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

При этом необходимо обратить внимание, что в настоящее время информация, получаемая от налогоплательщиков дублируется в разных информационных системах. Одним из путей решения является объединение различных баз данных, в которых будут содержаться данные из различных источников. Таким образом, необходимость дублирования информации исчезнет.

Вследствие объединения баз данных в единую информационную базу, построенную на основе технологий Bigdata, для налоговых органов станет возможным применение современных инструментов анализа информационных систем, таких как machine learning. Выявление среди массивов данных однотипных операций, которые являются признаками ведения незаконной деятельности, позволит налоговым органам эффективнее выстроить систему налогового контроля.

Таким образом, создание глобальной информационной системы станет действенным стимулом для добровольной уплаты налогов налогоплательщиками, так как налоговым органам будет доступна практически вся необходимая информация об операциях налогоплательщиков в режиме on-line.

Использованные источники:

1. Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С. Современные формы налогового

контроля как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости// Инновационное развитие экономики, 2016. - № 6 (36). - С. 129-135.

2. Грунина Д.К. Контрольно-надзорная деятельность как фактор повышения деловой активности налоговых органов // Экономика.Налоги.Право, 2018. -№ 3.-С.131-139

3. Зарук Н.Ф., Лукина В.П., Тихонова А.В. Статистическая оценка налогового контроля как инструмент налогового мониторинга// Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление», 2017. - №4. - С. 33-39.

4. Новоселов К.В. Перспективы развития риск-менеджмента в налоговой сфере// Экономика. Налоги. Право, 2017. - № 6. - С. 29-38.

5. Новоселов К.В. Развитие налогового контроля с применением аналитических методов// Инновационное развитие экономики, 2016. - № 6-1 (36). - С. 67-72.

УДК 339.19

Непарко М.В. старший преподаватель кафедра Таможенного дела Рыбакова М.А. студент 4 курса Яковская Я.О. студент 4 курса Институт истории и права Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Российская Федерация, г. Калуга КОНТРАБАНДА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы контрабанды табачных изделий в Российской Федерации. Обозначены основные определения. Рассмотрены и проанализированы показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по статье 200.2 УК РФ за последние годы.

Ключевые слова: Контрабанда, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, табачные изделия, незаконное перемещение.

Niparko M. V. Rybakova M.A. Yakovskaya Y.O.

THE SMUGGLING OF TOBACCO PRODUCTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: The article deals with the problems of tobacco smuggling in the Russian Federation. The main definitions are indicated. Indicators of law enforcement activity of customs authorities of the Russian Federation under article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.