Научная статья на тему 'Модернизация и использование информационных технологий в процессе обучения студентов аграрных вузов и молодых специалистов АПК'

Модернизация и использование информационных технологий в процессе обучения студентов аграрных вузов и молодых специалистов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Г. Р.

Предлагается технология модульного обучения с дифференцированным подходом в обучении информатике студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization and the use of information technologies in the process of teaching students of agrarian higher schools and young specialists of the Agroindustrial Complex

The technology of modular training with a differentiated approach in teaching computer science to students of higher schools is suggested.

Текст научной работы на тему «Модернизация и использование информационных технологий в процессе обучения студентов аграрных вузов и молодых специалистов АПК»

ттшниЕСощшьноэкоюмичЕакимипюцЕСсжи

Модернизация и использование информационных технологий в процессе обучения студентов аграрных вузов и молодых специалистов АПК

Г.Р. Щетинина, к.т.н.,

Институт управления, Оренбургский ГАУ

Россия, как и весь современный мир, вступила в фазу активного информационного развития. Оно характеризуется глобальностью информационных процессов, информатизацией всех видов человеческой деятельности, формированием интегральных информационных систем и сетей. И все это призвано обеспечить каждому члену общества доступ ко всему богатству мировых информационных ресурсов.

Сегодня претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями, владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере, уметь целенаправленно работать с информацией, профессионально используя ее для получения, обработки и передачи, используя соответствующие технические и программные средства. Мы постепенно подходим к созданию реальной информационной структуры предприятий, общества и государства.

Мир компьютерных технологий так же изменчив, как мода. Едва мы купили компьютер, он тут же устаревает, едва чему-либо научились, это тут же оказывается вчерашним днем. Компьютерный мир предельно динамичен, он захватывает все новые и новые отрасли производства и услуг, территории, технологии, втягивая в себя колоссальные финансовые ресурсы и во многом определяя тенденции развития мировой экономики.

Два мира: мир образования и мир компьютерных технологий. Между ними - человеческое общество, технический прогресс, эволюция. Информационные технологии - это проводник, с помощью которого мир образования пытается приспособиться к переменчивому компьютерному миру, к прагматичному, технократическому времени. Первой ступенью к этому является изучение дисциплины «Информатика», которая на сегодня является достаточно молодой и кардинально отличается от других технических дисциплин ввиду ряда причин.

Во-первых, как было сказано выше, информатика характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Кроме того, в настоящее время трудно очертить границы информатики, объем которой огромен и включает много взаимосвязанных частей. Поэтому часто приходится менять содержание учебных планов, рабо-

чих программ, учебно-методической документации. Преподаватель в этой ситуации должен обладать способностью к самообучению, умением ориентироваться в потоке информации, быстро усваивать огромные объемы новых знаний, осваивать новые приемы работы и использовать их на практике, легко отказываться от уже наработанного собственного опыта, от катастрофически быстро устаревающих знаний. И помнить девиз - непрерывно доучиваться и переучиваться, так как на сегодня способность быстро усваивать новые знания становится важнее, чем умение оперировать усвоенным ранее.

Во-вторых, информатика в собственной предметной области испытывает настоящий информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например, мировой ассортимент изделий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года[1].

В-третьих, базовый уровень знаний у студентов и молодых специалистов в данной области имеет высокую степень варьирования. Учитывая множество разнообразных условий при освоении курса школьной информатики (количество выделенных часов, наличие технической базы и программного обеспечения, опыт учителя и другие причины), учащиеся приобретают различные уровни знаний. Например, часть студентов, особенно из сельской местности, впервые знакомятся с компьютером только в вузе. А есть контингент обучающихся, владеющих навыками и опытом пользователей ЭВМ, программистов и даже наладчиков компьютерного оборудования.

Все это обуславливает применение дифференцированного подхода в обучении информатике в вузе. Для этого целесообразно использовать технологию модульного обучения и более гибкие подходы к организации лабораторно-практических занятий. Это позволит учитывать исходный уровень подготовки и круг интересов обучающихся. Хочет ли студент научиться офисному использованию компьютера или освоить технологию создания Web-страницы, научиться работать с графическими редакторами и издательскими системами или пользоваться Интернетом, освоить программирование на языке Ра8са1 - выбор за ним. А преподавателю будет удобнее и легче все это преподнести студенту или слушателю курсов повышения квалификации, если по каждому моду-

лю разработать раздаточные материалы с расписанными указаниями по их выполнению, например, по MS Windows, MS Word, MS Power Point, Adobe Photoshop, Turbo Pascal, HTML и т.д.

Из разработанных блоков-модулей, как из составляющих элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности с учетом уровней сложности.

Отказ от универсальности курса информатики дает возможность сосредоточиться на конкретной, действительно необходимой каждому обучаемому задаче и предотвратит «безделие» студентов, которые в определенных навыках обогнали своих сокурсников.

Приступая к работе со студентами, преподаватель должен опираться на их индивидуальные знания и умения, для чего необходимо тестирование, где определяется содержание и объем подготовки в области информатики, зависящий от продолжительности изучения предмета в школе, типа школьных компьютеров, наличия ПК дома, интеллектуальных способностей. На основе полученных данных можно создать рабочие группы (звенья), где обучение будет проводиться по скорректированным учебным программам, учитывающим индивидуальные особенности студентов, уровень их исходных знаний по тому или иному разделу информатики.

Оценка выполненных заданий, в зависимости от сложности объема работы, должна проводиться с учетом критериев, выработанных для каждой группы. Очень важно поддерживать интерес к обучению у слабо подготовленных студентов. Для этого необходимо организовать индивидуальный подход к каждому студенту во время выполнения лабораторных занятий таким образом, чтобы он участвовал в общей работе группы на облегченном материале и при этом неуклонно продвигался шаг за шагом и замечал результаты своего обучения.

На сегодняшний момент широкое развитие систем информационного обеспечения затронуло все стороны жизни нашего общества, включая сектор АПК, где происходит интенсивное внедрение новейших информационных технологий как в производство, так и в систему подготовки кадров. Поэтому информационные технологии необходимо активно использовать на всем протяжении обучения студентов и молодых специалистов АПК.

Сегодня созданы и постоянно разрабатываются разнообразные обучающие программы в области естественных, технических и гуманитарных дисциплин. Неизмеримо возросли возможности получения необходимой информации с развитием глобальной сети Интернет.

Оренбургский государственный аграрный университет начал разработку своего собственного сайта. Это позволит студентам, молодым специалистам, абитуриентам в любое время получить интересующую информацию по всем дисциплинам. Это могут быть методические указания, лекции, тесты, вопросы к зачетам, экзаменам, перечень литературы, темы рефератов, контрольных работ, коллоквиумов и т.п. При этом в какой-то степени снимается вопрос приобретения учебников , особенно для студентов, проживающих в районах.

Затраты на создание подобной системы, в конечном итоге, должны окупиться качеством получаемых студентом знаний, а в последующем -эффективностью производственной деятельности специалистов АПК. Необходимо выделить приоритетные направления в информатизации учебного процесса. Одним из них могло бы стать создание качественных практикумов, которые отвечали бы всем требованиям программы дисциплины. Бумажные носители информации (учебники, учебные пособия, задачники, справочники) доносят информацию до потребителей с определенной задержкой. Учебник готовится в течение 810 месяцев. Статья в журнале - минимум 3-4 месяца. В конечном счете, информация устаревает. Информация, представленная в форме гипертекста, легко изменяется и потому всегда актуальна.

Преподаватели знают, что часто на лекциях студенты отвлекаются, не все успевают записать. Многие плохо воспринимают на слух. Часто студент боится признаться, что не понял или не знает какого-то материала. Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение и управлять процессом усвоения знаний. Можно подобрать индивидуальный темп с учетом подготовки, специфики восприятия, потребностей каждого студента. Студент имеет возможность вернуться к любому месту текста, проиграть заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их. В учебниках и учебных пособиях часто для уяснения сути проблемы необходимо прочитать не одну главу, выделить ее основные смысловые элементы. Гипертекст намного облегчает данную операцию, позволяет быстро уяснить определения и наглядно проследить все смысловые связи набора понятий изучаемой темы, охватив ее как бы «одним взглядом». Обучение производится путем «навигации» по гиперссылкам как по смысловым географическим картам понятий в процессе их чтения.

К примеру, если говорить конкретно о такой дисциплине, как морфология сельскохозяйственных животных, то роль компьютерных практикумов здесь весьма высока. От того, как хорошо будущий зоотехник знает строение и функции различных систем организма, их изменение в онто-

генезе, при взаимодействии с внешней средой, как квалифицированно он может оценить состояние важнейших систем организма животного, зависит качество и эффективность внедрения в производство тех или иных технологий или принимаемых решений. Добиться четкого представления о морфологическом и функциональном соответствии важнейших систем организма животного и их жизненных отправлениях - важнейшая задача компьютерных практикумов.

Например, если на практическом занятии по анатомии изучается скелет передней или задней конечности, то необходимо предусмотреть возможность изменения размеров, выделения составных частей конечности, вращения искомого объекта и его составляющих в любой плоскости. Надписи должны быть как на русском языке, так и в латинской транскрипции. Схемы строятся по иерархическому принципу и не должны быть слишком громоздкими. Такой практикум по разделам дисциплины должен предусматривать как минимум два режима: обучения и тестирования. В первом случае необходимые комментарии могут размещаться в окнах, во втором - реализуется право выбора соответствующего обозначения из нескольких близких по смыслу.

Практикумы по специальным дисциплинам должны быть относительно простыми, обладать наглядностью, возможностью выделения объекта из многих и оперирования с ним. По аналогичному принципу можно создать или приобрести практические и лабораторные работы по многим дисциплинам. Современное программное обеспечение позволяет обеспечить требуемое качество демонстраций.

На сегодня как никогда актуален вопрос об использовании молодыми специалистами специализированных программ для сельского хозяйства, таких, как расчет рационов при кормлении молочного скота, свиней, птицы, овец, диагностика болезней животных, расчет необходимого количества техники в хозяйствах, расчет норм высева различных культур и др.

Таким образом, еще раз следует подчеркнуть, что сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты - от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.

Использование информационных технологий в процессе обучения инженеров, экономистов, агрономов, зооинженеров, биоэкологов не только поможет в усвоении изучаемых дисциплин и материалов, но и разовьет такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения специалиста в профессиональную деятельность.

Литература

1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В.

Симоновича. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.