Научная статья на тему 'Модернизация и инновация в колониальной политике Шарля де Голля'

Модернизация и инновация в колониальной политике Шарля де Голля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2252
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ИННОВАЦИЯ / НЕОКОЛОНИАЛИЗМ / COLONIAL POLICY / MODERNIZATION / SOCIAL REFORMS / INNOVATION / NEO-COLONIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долматова Е. А.

Данная статья посвящена комплексному анализу колониальной политики Шарля де Голля. Предметом исследования являются ключевые направления в колониальной политике де Голля на разных этапах времени, впервые автор делает попытку периодизации колониальной политики генерала, выделяя характерные черты каждого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION AND INNOVATION IN THE COLONIAL POLICY OF CHARLES DE GAULLE

This article is devoted to the analysis of the colonial policy of Charles de Gaulle. The subject of the research is the key areas in the colonial policy of Charles de Gaulle at different stages of time. For the fi rst time the author tries to do the periodization of the colonial policy of general, highlighting the characteristics of each stage.

Текст научной работы на тему «Модернизация и инновация в колониальной политике Шарля де Голля»

Е.А. ДОЛМАТОВА

ассистент кафедры истории государства

и права Орловского государственного

университета

E-mail: [email protected]

Тел.: 8 920 802 99 03

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИЯ В КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ

Данная статья посвящена комплексному анализу колониальной политики Шарля де Голля. Предметом исследования являются ключевые направления в колониальной политике де Голля на разных этапах времени, впервые автор делает попытку периодизации колониальной политики генерала, выделяя характерные черты каждого этапа.

Ключевые слова: колониальная политика, модернизация, социальные реформы, инновация, неоколониализм.

В начале ХХ века экономические отношения между Францией и ее заморскими владениями характеризовались двумя чертами. С одной стороны, неоценим был материальный потенциал французских владений для экономики Третьей республики. Заморские территории располагали всем комплексом минерального сырья, необходимого для развития французской промышленности. В частности, там были найдены богатые залежи меди, цинка, свинца, никеля, кобальта, железа, фосфатов, угля, ртути, золота, серебра и многих других полезных ископаемых. Но, с другой стороны, при таких богатейших запасах колониальная добывающая промышленность была практически неразвита. Более того, экономические связи метрополии с заморскими владениями в начале ХХ века были крайне слабыми. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что, по данным министра колоний А. Сарро, Франция накануне Первой мировой войны импортировала сырья на 6,5 млрд. франков, из которых только 700 млн. франков приходилось на французские колонии1.

Первая мировая война побудила французское правительство пересмотреть свое отношение к Французской колониальной империи. Война заставила Францию мобилизовать все свои экономические ресурсы, в том числе и ресурсы ко -лоний. И заморские владения оказали огромную помощь метрополии. За годы войны значительно

увеличились объемы поставок сырья и продовольствия из колоний в метрополию. Так, в тот период времени Франция получила 5 млн. т различных товарных грузов из своих владений2. А финансовая помощь колоний метрополии, по официальным данным министерства колоний Франции, за 1915-1920 годы составила 1 млрд. франков3.

После Первой мировой войны интерес Франции к колониальной империи не иссяк. В межвоенный период один за другим возникают проекты освоения заморских территорий. Третья республика начала вкладывать денежные средства в развитие инфраструктуры колоний с целью обеспечить добычу и последующую отправку во Францию минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. Так, за период с 1919 по 1934 год во французские владения в форме займов колониальным властям и прямых инвестиций было вывезено из метрополии свыше 24 млрд. франков, причем в отдельные периоды вывоз капитала в колонии составлял до 75 % всего французского экспорта капитала4. Третья республика использовала эти денежные средства для разработки и добычи природных богатств в колониях, для строительства новых портов, железных и автодорог, систем связи, а также для создания машиностроительных и металлургических предприятий.

© Е.А. Долматова

Мировой экономический кризис еще более усилил интерес Франции к колониальной империи. В те годы последняя рассматривалась буквально как панацея от обрушившихся на Францию экономических трудностей. В 30-е годы продолжалась активная разработка ресурсов заморских владений. Более того, под давлением французских предпринимателей хозяйство многих колоний приняло монокультурный характер. Но самое главное - постепенно в ходе освоения «заморской Франции» стал расти и торговый обмен между метрополией и колониями. Так, если в 1913 году доля французских владений в торговле метрополии составляла всего 12,5 %, то в 1936 году - 30,4 %5.

В результате в конце 30-х годов французские колонии оказались теснейшим образом привязанными к метрополии. В свою очередь, для Франции заморские владения к началу Второй мировой войны стали основной продовольственной базой. Индокитай, Мадагаскар и Французская Экваториальная Африка были крупнейшими экспортерами риса. Производство вина в Алжире достигло 70 % от французского производства вина в целом. А французская шерстяная, каучуковая, химическая промышленность и цветная металлургия практически полностью работали на сырье, поставлявшемся из колоний.

Однако несмотря на то, что первая треть ХХ века была отмечена ростом интереса к ко -лониям, изменения, произошедшие в заморских территориях в тот период времени, коснулись лишь разработки их минеральных ресурсов и развития хозяйственно-экономических связей между метрополией и колониями. А вот порядок управления зависимыми странами остался прежним. Третья республика крайне неохотно шла на какие-либо изменения колониального порядка. В отличие от Британской империи, где происходили определенные трансформации (окончание английского протектората над Египтом в 1922 году, признание суверенитета доминионов в 1926 году, предоставление независимости Ираку в 1932 году), подтолкнувшие английское правительство к постепенному формированию политики неоколониализма, Французская колониальная империя вплоть до Второй мировой войны не знала серьезных реформ.

Осенью 1939 года началась Вторая мировая война. Боевые действия проходили как на территории самой метрополии, так и в заморских владениях Франции. Разразившаяся война заставила Третью республику искать материальную поддержку у колоний. Зависимые территории оказали ей всевозможную помощь. Они поставляли во Францию промышленное сырье, продовольствие и дополнительные контингенты для армии. Уже осенью 1939 года во французскую армию было призвано 216 тыс. алжирцев, в том числе 123 тыс. арабов и 80 тыс. солдат из Черной Африки. По требованию правительства Третьей республики колонии значительно увеличили поставки сырья и продовольствия в метрополию. Например, африканские владения Франции за первые два военных года в 6 раз увеличили производство каучука, в 2 раза - хлопка, в 3 раза - золота и в 5 раз - алмазов6. Таким образом, уже в начале войны Франция непосредственно ощутила всю стратегическую важность обладания колониями. Газета «Тан» справедливо отмечала, что французские зависимые территории «намереваются доказать нам свою преданность своей активной помощью. Это единодушие трогает, успокаивает и ободряет»7.

Действительно, на начальном этапе войны самые различные категории местного населения колоний заявляли о своей готовности оказать всяческую поддержку Франции. Весьма показателен тот факт, что во Французском Судане, Дагомее, Гвинее, Береге Слоновой Кости и Нигере среди призванных в армию было довольно много добровольцев. А в Сенегале на призывные пункты приходили даже люди преклонного возраста, ветераны Первой мировой войны, снятые с воинского учета. Итак, как и в годы Первой мировой войны, империя вновь пришла на помощь метрополии, оказав ей огромную материальную и моральную поддержку.

Когда стало понятно, что Франция близка к поражению, генерал де Голль предложил правительству перебраться в Северную Африку вместе с оставшейся частью армии и готовить реванш, опираясь на союз с Англией. В июне 1940 года он заявил: «Если нами проиграна война 1940, мы можем победить в другой войне. Не прекращая войну в Европе, пока это возможно, необходимо в то же время решиться на продолжение войны

в наших заморских владениях и подготовиться к ней»8. Тем не менее правительство предпочло заключить перемирие с Германией, а де Голль, покинувший Францию, создал в Лондоне организацию «Свободная Франция».

Лидер «Свободной Франции» с самого начала стремился выступать от имени всей Франции, но в то время у этой организации еще не было собственной территориальной базы. Именно поэтому де Голль направил все свои усилия на овладение французскими колониями, и в первую очередь африканскими. Он стремился доказать всем, что за ним стоит огромная колониальная империя Франции. По признанию генерала, «участие французских вооруженных сил и французских территорий в битве за Африку свидетельствовало бы о том, что определенная часть Франции снова вступила в войну». Это означало бы «непосредственную защиту своих владений от врага» и помогло бы «Свободной Франции» возвратиться из изгнания и начать осуществлять суверенные права на своей национальной территории»9.

Более того, именно за счет жителей африканских колоний де Голль рассчитывал значительно пополнить войска «Свободной Франции». В целом же создание собственной, пусть даже и небольшой армии и ее непосредственное участие в военных действиях позволило бы де Голлю дистанцироваться от английского правительства, показать миру, что Великобритания поддерживала «Свободную Францию» в период ее зарождения и становления, но деголлевское движение проводит самостоятельную политику, а не действует по указке У. Черчилля.

Таким образом, для «Свободной Франции» обладание колониями было очень важно. Только опираясь на Французскую империю, которая обеспечивала это движение сырьевыми и людскими ресурсами, «Свободная Франция» могла получить подлинное признание французов, проживающих в метрополии. Осознание зависимости «Свободной Франции» от заморских владений изменило отношение к Французской империи как руководителей движения, так и его рядовых членов, что наглядно проявилось уже в ходе Второй мировой войны.

В годы Второй мировой войны в основе ко -лониальной политики Шарля де Голля лежала концепция срочной модернизации социально-

экономической и политической жизни во французских колониях. С этой целью летом 1942 года де Голль утвердил декреты, подготовленные Феликсом Эбуэ для Французской Экваториальной Африки. А в декабре 1943 года в г. Константина была провозглашена реформа в Алжире. В основном речь шла об увеличении политических прав местного населения французских зависимых территорий, о привлечении коренного населения зависимых стран к управлению собственными территориями и о расширении круга избирателей.

Венцом модернизационной линии колониальной политики Шарля де Голля в годы Второй мировой войны стала работа Браззавильской конференции в феврале 1944 года, призванной разработать «колониальную политику завтрашнего дня»10. В ходе работы Браззавильской конференции необходимо было определить меры по улучшению социально-экономической ситуации в колониях и создать условия для участия местного населения в самоуправлении. Но главной чертой конференции в Браззавиле, с точки зрения де Голля, было то, что все это «совершалось единственно по доброй воле Франции, ибо настала минута, когда она почувствовала, что возрождается ее могущество, оживает ее вера в себя, и сама решила даровать то, что никто еще и не пытался вырвать у нее»11.

В ходе работы конференции были обсуждены многие вопросы и в результате выработаны следующие рекомендации для Французского комитета национального освобождения:

• учредить в колониях местные выборные органы, состоящие из французов и представителей африканской элиты;

• развивать взаимоотношения Франции и ее колоний в рамках Французского Союза;

• расширить самостоятельность колоний на местном уровне и их представительство во французском парламенте;

• развивать промышленность в заморских территориях;

• ввести массовое образование в колониях и подготовку специалистов для промышленности, сельского хозяйства и сферы культуры из местных кадров;

• создать сеть новых медицинских учреждений;

• ввести во французских владениях 8-часовой рабочий день, еженедельный отдых и предоставить коренным жителям право на получение пенсий.

Уже летом 1944 года Временное правительство Французской республики предприняло ряд мер, направленных на воплощение в жизнь решений Браззавильской конференции. Так, в июле 1944 года был принят единый для всех африканских владений Уголовный кодекс, и были отменены обязательные работы. В Камеруне были созданы Бюро труда и Трудовая инспекция, которые занялись вопросами трудоустройства и регламентацией условий производственной деятельности. В Сенегале был принят план по развитию образования во Французской Западной Африке, который предусматривал создание в течение 20 лет 50 тыс. начальных и 200 средних школ, а также 75 педагогических училищ12. Также в Западной Африке была создана Мобильная служба гигиены для борьбы с такими болезнями, как сифилис, малярия, проказа, туберкулез. Отметим, что в то время вышеназванные болезни представляли серьезную угрозу для неразвитой африканской медицины и зачастую заканчивались летальным исходом. А в августе 1944 года было опубликовано разрешение профсоюзам вести свою деятельность на территории всех французских африканских владений. Профсоюзы занимались защитой экономических интересов рабочих и их членами могли стать и женщины, «имеющие профессию или ремесло»13.

Но, естественно, гораздо больших успехов удалось достичь уже после освобождения Франции. Освобождение метрополии позволило французским властям активизировать свою политику в отношении колоний. В частности, в 1945 году было ликвидировано ранее существовавшее жесткое разделение бюджетов колоний и метрополии. Теперь расходы на экономическое и социальное развитие зависимых территорий были включены в государственный бюджет Франции. В 1945 году расходы на эти цели составили 593,12 млн. франков, а в 1946 году 646,35 млн. франков было потрачено только на экономическое развитие французских владений, не считая затрат на администрацию и военные цели14.

Однако несмотря на все реформы де Голля, модернизация социально-экономической и по-

литической жизни в колониях не принесла тех результатов, на которые рассчитывал генерал. Напротив, национально-освободительное движение в Алжире требовало еще больших уступок; население Индокитая заявляло о своей готовности бороться за независимость до победного конца как против Японии, так и против Франции; Сирия и Ливан требовали немедленного предоставления им обещанной независимости. В конечном итоге де Голль пришел к выводу о необходимости более радикальных реформ в колониях и даже о кардинальной трансформации всей колониальной политики Франции.

Де Голль прекрасно осознавал, что курс на модернизацию социально-экономической и политической жизни, на разрешение самых злободневных для зависимых территорий проблем не может стать панацеей от колониальных проблем Франции, а следовательно, требовалась глубокая перестройка всей системы отношений внутри Французской колониальной империи. И он предложил объединить Францию и ее заморские владения во Французский Союз, созданный на федеративной основе: «будущее ста десяти миллионов мужчин и женщин, живущих под нашим флагом, состоит в федеративной форме государственного устройства»15. При этом Французская республика должна была сохранить контроль над внешней политикой, обороной и внешнеэкономическими связями Французского Союза, а при решении других проблем члены союза получили бы полную самостоятельность.

Шарль де Голль отстаивал идею создания федеративного Французского Союза, добиваясь ее включения в конституцию Четвертой республики. Но несмотря на то, что фактически новая кон -ституция провозгласила создание Французского Союза, его политическая организация была далека от деголлевской модели. В целом же идея объединения Франции и ее колоний в рамках федеративного государства представляла собой качественный скачок в колониальной политике Франции, выходя за пределы модернизацион-ной линии. К сожалению, в то время французы не поддержали своего героя и генерал на 12 лет отстранился от политической жизни Франции. И лишь вернувшись к власти в 1958 году, Шарль де Голль вновь вспомнил об инновационных изменениях французской колониальной политики.

К лету 1958 года территория Французской ко -лониальной империи значительно уменьшилась: были потеряны азиатские колонии и арабская Африка (за исключением Алжира, охваченного национально-освободительной борьбой). Под властью Франции оставались лишь Французская Тропическая Африка, Мадагаскар и ряд мелких островных владений (Коморские острова, Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Сен-Пьер и Микелон, Новые Гебриды, острова Уоллис и Футуна, Мартиника, Гваделупа, Гвиана, Реюньон). Поэтому в то время в колониальной политике Шарля де Голля четко прослеживалось три основных направления: завершение войны в Алжире, сохранение французских колоний в Тропической Африке в орбите влияния Пятой республики и восстановление связи с утерянными территориями.

Наибольшую значимость для Франции имело сохранение «жемчужины» Французской коло -ниальной империи - Алжира. Эта североафриканская страна представляла для метрополии огромную ценность в силу целого комплекса факторов. Во-первых, в середине 50-х годов в Сахаре были обнаружены большие запасы высококачественной нефти. Во-вторых, на территории Алжира в 1954 году проживало около 1 млн. французов, то есть это было самое большое поселение французов за пределами территории метрополии16. В-третьих, эта страна была важным военно-стратегическим оплотом Франции в Северной Африке.

Однако удержать Алжир под своим влиянием было совсем непростой задачей для Французской республики. Еще с 1954 года метрополия была втянута в колониальную войну в Алжире, которая год за годом все больше разоряла французскую казну, но подавить национально-освободительное восстание в этой стране Франция так и не смогла. И теперь эту проблему предстояло решать новому президенту.

Более того, французское общество разделилось на два враждебных лагеря: сторонников «французского Алжира» любой ценой и противников продолжения этой бессмысленной войны. Сам де Голль считал войну в Алжире делом бесперспективным. Но в тот момент у него еще не было возможности открыто заявить об этом. «Если бы в июне 1958 года я сказал, что наме-

реваюсь предоставить Алжиру независимость, я был бы свергнут в тот же день и ничего не смог бы с этим поделать. Но я всегда знал, чего хотел»,

- признавался де Голль17. Сначала он должен был успокоить общественность, снизить остроту кризиса и увеличить объем собственных полномочий. Поэтому в 1958-1959 годах колониальная политика де Голля в Алжире проходила в русле модернизационной линии («план Константины»). Он пытался улучшить условия жизни местного населения, снизив тем самым остроту кризиса во французско-алжирских отношениях. Однако де Голль прекрасно осознавал, что модернизация не разрешит алжирский вопрос, да и для ее реального воплощения в жизнь потребуются огромные капиталовложения, что было просто невозможным в условиях постоянного дефицита французского бюджета. В связи с чем де Голль поручил генералу Шаллю продолжать военные действия в Алжире, чтобы окончательно не потерять контроль над ситуацией в этой колонии.

Что же касается стран Тропической Африки, то им генерал де Голль уготовил роль полигона для апробации своей неоколониальной политики, которая впоследствии должна была лечь в основу отношений Французской республики и суверенного Алжира. Еще осенью 1958 года при принятии конституции Пятой республики всем заморским владениям Франции было предложено на выбор три статуса: заморский департамент, заморская территория, государство-член Сообщества. В свою очередь, неодобрение проекта конституции какой-либо колонией означало бы ее отделение от метрополии. Итоги референдума показали, что в колониях 93,5 % пришедших на избирательные участки проголосовали «за» основной закон Пятой республики. И только население Гвинеи отклонило конституционный проект, и 1 октября 1958 года Гвинейская республика стала независимой.

Остальные 12 континентальных африканских колоний и Мадагаскар к 1959 году выбрали статус государств-членов Сообщества. Вскоре эти страны были провозглашены республиками. Так, 14 октября 1958 года была провозглашена Малагасийская республика (бывший Мадагаскар); 24 октября - Суданская республика; 25 ноября

- Республика Сенегал; 28 ноября - Исламская республика Мавритания, Габонская республика,

Республика Чад и Республика Конго (Браззавиль); 1 декабря - Центральноафриканская республика (бывшее Убанги-Шари); 4 декабря - Республика Берег Слоновой Кости и Республика Дагомея; 11 декабря - Республика Верхняя Вольта; 18 декабря - Республика Нигер. По конституции Пятой республики все члены Французского Сообщества получали внутреннюю автономию. Однако вопросы внешней политики, обороны, экономики, юстиции, высшего образования, а также контроль над стратегическим сырьем были отнесены к компетенции органов Сообщества.

Таким образом, де Голлю удалось получить согласие населения французских владений остаться в тесном союзе с Францией. Французский президент говорил: «Мы строим вместе с ними свободное и дружественное Сообщество, развивая внутри его тесные связи, поддерживая один и тот же идеал, проявляя готовность к совместной обороне. Среди мощного водоворота, добычей которого стала Африка, среди течений, разделяющих наш мир, наше Сообщество укрепляет нас, способствует делу разума и братства»18. Новая конституция юридически оформила членство этих стран во Французском Сообществе. По мнению французского правительства, создание Сообщества представляло собой важный этап деколонизации империи и должно было «создать ансамбль государств вокруг Франции, где авторитет республики будет поднят путем экономической помощи и кооперации»19.

Однако Французское Сообщество просуществовало весьма недолго. 1960 год был ознаменован «парадом суверенитетов» в Тропической Африке, когда все французские владения в этом регионе обрели независимость. Многие считали, что распад Французского Сообщества через год после его создания означал провал колониальной политики Шарля де Голля. Сам же генерал признавался, что оно все же «сыграло свою роль переходной и поддерживающей организации»20. Ведь еще в 1958 году де Голль признавал за заморскими территориями право обрести независимость, как это сделала Гвинея. Но африканские государства в большинстве своем просто не были к этому готовы. Им нужен был переходный период, чтобы определить контуры своего дальнейшего существования, в то время как Пятая республика воспользовалась созданием Сообщества для апро-

бации своей неоколониальной политики, перевода отношений с бывшими колониями на рельсы сотрудничества. Итак, благодаря стараниям де Голля обретение независимости африканскими республиками было обусловлено подписанием двусторонних соглашений с Пятой республикой, которые в определенной степени привязывали молодые государства к экс-метрополии. Именно эти соглашения о сотрудничестве и составили юридическую базу неоколониальной политики президента.

Разработав систему сотрудничества и опробовав ее в Тропической Африке, де Голль в корне изменил свою алжирскую политику. Уже с осени 1959 года он все чаще и чаще говорил о праве Алжира на самоопределение и о готовности Франции в обмен на некоторые уступки оказывать финансовую и техническую помощь молодому суверенному государству. В конечном итоге, Шарлю де Голлю удалось преодолеть сопротивление сторонников «французского Алжира» и завершить войну подписанием Эвианских соглашений и включением Алжира во французскую политику сотрудничества с экс-колониями.

Однако де Голль не стал ограничивать политику сотрудничества Французской Тропической Африкой и Алжиром. Экономический механизм сотрудничества («зона франка») охватывал и страны Индокитая, в частности, Камбоджу, Лаос и Южный Вьетнам. Гвинея вскоре после обретения независимости выразила желание присоединиться к политике франко-африканского сотрудничества и в 1961 - 1963 годах заключила соглашения о культурном и техническом сотрудничестве с Пятой республикой. Кроме того, в 1962 - 1964 годах французское правительство подписало ряд аналогичных соглашений о сотрудничестве с франкоязычными странами Африки, ранее не входившими в состав Французской колониальной империи, в частности с Руандой и Бурунди. Они также касались вопросов технического, культурного, экономического сотрудничества и воздушного сообщения.

В итоге за 1960-1964 годы Пятая республика заключила более 100 договоров с африканскими странами. Все эти соглашения представляли собой стройную систему связей Франции с экс-колониями и франкоязычными странами Африки. В результате французским правительством во

главе с президентом был создан продуманный механизм, который вроде бы отвечал потребностям африканских стран в финансовой помощи, обороне, развитии промышленности и образования, но в то же время позволял Франции и лично де Голлю, как главе Пятой республики, сохранить достаточно жесткий контроль над их экономикой и политикой.

Первоначально в качестве главных направлений сотрудничества были выделены такие сферы, как оборона, внешняя политика, экономика и финансы, техническая помощь, юстиция и культура. А затем в середине 60-х годов де Голль сделал ставку на развитие сотрудничества по линии франкофонии. Понимая, что, обретя долгожданную независимость, молодые республики не захотят связывать себя обязательствами, требующими ограничения их политического суверенитета, Франция предложила им франкоязычное сообщество, основанное на тесном культурном сотрудничестве. Впервые об этом публично заявил премьер-министр Франции в 1964 году: «В общем комплексе нашей политики сотрудничества приоритет должен отдаваться лингвистическому и культурному аспектам»21. Через год сам президент Пятой республики Шарль де Голль поднял вопрос о создании франкоязычного сообщества, и уже в сентябре 1965 года в Намуре состоялся первый месячник французского языка. В 1966 - 1967 годах были созданы Ассоциация франкоязычной солидарности, Международная ассоциация франкоязычных парламентариев, Ассоциация франкоязычной молодежи. При этом денежные средства, выделяемые по линии «фран-кофонии» в 60-е годы, постоянно увеличивались. Так, Ассоциация полностью или частично франкоязычных университетов, в которой участвовали Алжир, Марокко и Тунис, получала финансовую помощь со стороны французских властей в размере: 10 тыс. франков в 1965 году, 15 тыс. франков в 1969 году, 30 тыс. франков в 1970 году22. При этом Шарль де Голль не ограничивал сферу приложения своих усилий экс-французскими ко -лониями, он стремился вовлечь во франкофонное сообщество бывшие испанские, португальские и бельгийские колонии, в частности, Бурунди и Руанду, считая что «франкофония в конечном счете станет политическим объединением»23.

Выбор де Голлем французского языка в качестве главного инструмента культурного сближения Франции с ее экс-колониями, на наш взгляд, объясняется тем, что после обретения африканскими странами независимости большинство из них включили в тексты своих первых конституций статьи, провозгласившие французский язык в качестве официального языка молодых независимых государств. В частности, подобные статьи были включены в конституции Республики Берег Слоновой Кости, Республики Верхняя Вольта, Габонской республики, Республики Дагомея, Республики Конго, Республики Мавритания, Республики Мали и Республики Нигер. А конституции Королевства Бурунди, Мальгашской республики и Федеративной Республики Камерун признали французский язык в качестве одного из двух официальных языков. Бывшие французские колонии, привыкшие использовать французский язык в административной и политической сферах деятельности, не смогли отказаться от его употребления и после обретения независимости, так как несмотря на огромное количество разговорных национальных языков малая толика из них имела письменность. Более того, за долгие годы французского господства в обществе уже сложилась устойчивая традиция использования в делопроизводстве французского языка. Зная, что для многих государств Тропической Африки французский язык еще длительное время останется незаменимым средством общения, которое в то же время будет связывать их друг с другом, Шарль де Голль решил с помощью франкофонии еще больше укрепить позиции французского языка в африканском регионе и сделать его цементирующим фактором своей неоколониальной политики.

Итак, стало понятно, что с помощью заключения двусторонних договоров с освободившимися государствами Пятая республика сохранила весьма прочные позиции в своих бывших колониях. Как и прежде, Франция была привилегированным торговым партнером этих стран, единственным поставщиком вооружений. Метрополия имела право на добычу полезных ископаемых на территории своих бывших заморских владений, содержала там свои войска и военные базы, тем самым сохранив Африку в сфере своего влияния и своих первостепенных стратегических интере-

сов. При этом Франция вмешивалась во внутренние дела африканских государств, поддерживая тот или иной политический режим, и отстаивала свои интересы, выступая на заседаниях ООН от имени стран Франко-африканского Сообщества.

Но что же изменилось после многолетней борьбы колоний против французского влияния? С юридической точки зрения, они стали независимыми государствами и могли сами определять свою дальнейшую судьбу. Однако за многие годы колонизации эти страны привыкли опираться на помощь метрополии и фактически даже после достижения ими независимости они так и не смогли избавиться от политической, экономической и культурной зависимости от Франции.

Безусловно, Пятая республика могла полностью прекратить все свои отношения с африканскими странами, но ведь и сама метрополия получала огромную пользу от опоры на колонии. Поэтому сохранение зависимости молодых республик от Франции было выгодно бывшей метрополии, и это можно с полной уверенностью назвать бесспорной заслугой Шарля де Голля. Именно генерал сумел воплотить в жизнь свою главную идею и привязать освободившиеся страны к Пятой республике с помощью соглашений о сотрудничестве, сохранив тем самым эти страны в орбите французского влияния.

Подводя итог рассмотрению колониальной политики Шарля де Голля, следует отметить, что в 60-е годы генерал трансформировал отношения Франции с ее заморскими территориями от «прямой зависимости» последних от Пятой республики до взаимовыгодного сотрудничества, привязавшего экс-колонии к бывшей метрополии. В результате, Французская колониальная империя, фактически распавшаяся в 1962 году после обретения независимости Алжиром, к середине 60-х годов была вновь «восстановлена из пепла», правда, уже в неоколониальном качестве. Шарль де Голль разработал свой собственный механизм неоколониальных связей, позволивший Пятой республике сохранить экс-колонии в орбите своего влияния. Мы можем смело назвать колониальную политику де Голля в 60-е годы инновационной, так как Франция создала собственную модель неоколониализма, не имевшую аналогов в мире.

Возвращаясь к общему анализу колониальной политики Шарля де Голля, нам кажется воз-

можным выделить в ней три этапа. Первый этап охватывает период с момента создания де Голлем движения «Свободная Франция» и до окончания Второй мировой войны (1940 - 1945 годы). Его можно назвать модернизационным, так как в этот период колониальная политика де Голля сводилась к проведению в заморских территориях насущных реформ, предоставлению коренным жителям зависимых стран минимального набора прав и свобод, развития в заморской Франции систем здравоохранения и образования. Все это должно было показать, что метрополия благодарна колониям за их помощь в годы Второй мировой войны и готова заботиться о своих подданных, даруя им социально-экономические блага.

Второй этап (1946 - 1958 годы) являлся переходным от модернизации к инновации. В то время де Голль не находился у власти, поэтому это скорее теоретический этап, связанный с осмыслением генералом ситуации в мире и во Французской колониальной империи в частности, с осознанием того, что одних реформ уже явно недостаточно для удовлетворения требований национально-освободительных движений и разрешения французских колониальных проблем. Главная цель колоний - независимость. Именно на этом этапе генерал де Голль пришел к выводу о том, что ради сохранения экс-колоний в орбите своего влияния Франция должна сама предоставить независимость заморским владениям, но на своих условиях. Еще летом 1945 года де Голль обсуждал идею франко-африканского сотрудничества с лидерами Туниса и Марокко, а во второй период де Голль окончательно сформулировал ее, выделив основные сферы сотрудничества.

Третий этап (1959 - 1968 годы) - инновационная перестройка колониальной империи Франции. На этом этапе произошел фактический переход от империи к Сообществу, от зависимости к неоколониализму. Но и тогда де Голль не переставал корректировать свои планы. Видя, что молодым государствам тягостно политическое сотрудничество, напоминающее зависимость, генерал моментально перенес акцент на линию франкофонии, рассчитывая при этом, что в будущем франкофонное сообщество будет все же иметь политическую основу.

Таким образом, политическое чутье никогда не изменяло Шарлю де Голлю. Благодаря свое-

му умению распознавать характер времени, он постоянно корректировал свою колониальную политику, понимая, что в этой области Франции просто нельзя проигрывать ни Соединенным Штатам, ни Советскому Союзу. Де Голль не был догматиком. Он мгновенно реагировал на изме-

нение политической ситуации в мире. Он ставил перед собой цель и всегда знал, как ее добиться. Из множества идей он безошибочно выбирал ту, которая в последствии была самой перспективной, и отстаивал ее, не поддаваясь давлению оппозиционных политических сил.

Примечания

1. Черкасов П.П. Судьба империи. Очерк колониальной экспансии Франции в XVI-XX веках. М.: 1983. С. 56.

2. Там же. С. 58.

3. Там же.

4. Там же. С. 62.

5. Там же.

6. Там же. С. 75.

7. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939-1985 гг. М.: 1985. С. 12.

8. Голль Ш. де. Военные мемуары. М., 2003. Т. 1. С. 73.

9. Там же. С. 126.

10. Суховерхов В.В. Генерал де Голль и Браззавильская конференция 1944 г. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 2000. № 6. С. 71.

11. Голль Ш. де. Военные мемуары. Т. 2. С. 218.

12. Черкасов П.П. Распад... С. 26.

13. Суховерхов В.В. От империи к Французскому союзу: формирование новой колониальной политики Франции (1944-1946 гг.). Дисс. канд. истор. наук. Курск, 2002. С. 95.

14. Черкасов П.П. Распад. С. 26.

15. Gaulle Ch. de. Discours et messages. Paris. 1970. V. 2. P. 9.

16. Черкасов П.П. Судьба империи. С. 129.

17. Черкасов П.П. Распад. С. 189.

18. Дюкло Ж. Мемуары. М., 1975. Т. 2. С. 320.

19. Коренчук Е.Г. Французский неоколониализм в Тропической Африке (1958-1972 гг.). М., 1981. С. 19.

20. Голль Ш. де. Мемуары надежд. М., 2000. С. 63.

21. Куприн А.И. Франция и страны Магриба. М., 1980. С. 66.

22. Там же. С. 67.

23. Там же. С. 66.

E.A. DOLMATOVA

MODERNIZATION AND INNOVATION IN THE COLONIAL POLICY OF CHARLES DE GAULLE

This article is devoted to the analysis of the colonial policy of Charles de Gaulle. The subject of the research is the key areas in the colonial policy of Charles de Gaulle at different stages of time. For the first time the author tries to do the periodization of the colonial policy of general, highlighting the characteristics of each stage.

Key words: colonial policy, modernization, social reforms, innovation, neo-colonialism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.