Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая экономика / государственное управление / модернизация государства / воздействие технологий / искусственный интеллект (ИИ) / технология блокчейн / анализ данных / цифровые платформы / эффективность / прозрачность / участие граждан / кибербезопасность / этика данных / технологическая трансформация / политические последствия / практики управления / тенденции цифровизации / инновации в государственном секторе / цифровое управление. / Digital economy / public administration / government modernization / technology impact / artificial intelligence (ai) / blockchain technology / data analytics / digital platforms / efficiency transparency / citizen participation / cybersecurity / data ethics / technological transformation / policy implications / governance practices / digitalization trends / public sector innovation / digital governance.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Рахмонов Х. Р., Мирюсупов Б. М.

Цифровая экономика привносит уникалььные изменения в современное государственное управление. В данной статье рассмотрено влияние и роль технологий на пути модернизации государственного управление, исследуя ключевые аспекты воздействия цифровых технологий на процессы управления государством. Изучая современные тенденции, включая использование искусственного интеллекта, блокчейна, анализа данных и цифровых платформ, и как эти технологии трансформируют государственные структуры и политику. Были обсуждены эффекты цифровой трансформации на эффективность и прозрачность государственного управления, рассматривая ключевые вызовы и возможности, с которыми сталкиваются современные государства при стремлении к совершенствованию своих управленческих практик в эпоху цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF GOVERNMENT ADMINISTRATION IN THE DIGITAL ECONOMY: THE IMPACT AND ROLE OF TECHNOLOGY

The digital economy introduces unique changes to modern governance. This article examines the impact and role of technologies in the process of modernizing public administration, exploring key aspects of the influence of digital technologies on state governance processes. By studying contemporary trends, including the use of artificial intelligence, blockchain, data analytics, and digital platforms, it delves into how these technologies are transforming government structures and policies. The effects of digital transformation on the efficiency and transparency of public administration were discussed, considering key challenges and opportunities that modern states face in their efforts to enhance managerial practices in the era of the digital economy.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 338.2

Рахмонов Х.Р., магистр Высшая школа бизнеса и предпринимательства при Кабинете

Министров Республики Узбекистан Республика Узбекистан, г. Ташкент SPIN-код: 3067-1356 Мирюсупов Б.М., магистр Высшая школа бизнеса и предпринимательства при Кабинете

Министров Республики Узбекистан Республика Узбекистан, г.Ташкент

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Цифровая экономика привносит уникалььные изменения в современное государственное управление. В данной статье рассмотрено влияние и роль технологий на пути модернизации государственного управление, исследуя ключевые аспекты воздействия цифровых технологий на процессы управления государством. Изучая современные тенденции, включая использование искусственного интеллекта, блокчейна, анализа данных и цифровых платформ, и как эти технологии трансформируют государственные структуры и политику. Были обсуждены эффекты цифровой трансформации на эффективность и прозрачность государственного управления, рассматривая ключевые вызовы и возможности, с которыми сталкиваются современные государства при стремлении к совершенствованию своих управленческих практик в эпоху цифровой экономики.

Ключевые слова: Цифровая экономика, государственное управление, модернизация государства, воздействие технологий, искусственный интеллект (ИИ), технология блокчейн, анализ данных, цифровые платформы, эффективность, прозрачность, участие граждан, кибербезопасность, этика данных, технологическая трансформация, политические последствия, практики управления, тенденции цифровизации, инновации в государственном секторе, цифровое управление.

Rakhmonov Kh.R. master's degree

Graduate School of Business and Entrepreneurship under the Cabinet of

Ministers of the Republic of Uzbekistan Republic of Uzbekistan, Tashkent Miryusupov B.M.

master's degree

Graduate School of Business and Entrepreneurship under the Cabinet of

Ministers of the Republic of Uzbekistan Republic of Uzbekistan, Tashkent

MODERNIZATION OF GOVERNMENT ADMINISTRATION IN THE DIGITAL ECONOMY: THE IMPACT AND ROLE OF TECHNOLOGY

Annotation. The digital economy introduces unique changes to modern governance. This article examines the impact and role of technologies in the process of modernizing public administration, exploring key aspects of the influence of digital technologies on state governance processes. By studying contemporary trends, including the use of artificial intelligence, blockchain, data analytics, and digital platforms, it delves into how these technologies are transforming government structures and policies. The effects of digital transformation on the efficiency and transparency of public administration were discussed, considering key challenges and opportunities that modern states face in their efforts to enhance managerial practices in the era of the digital economy.

Key words: Digital economy, public administration, government modernization, technology impact, artificial intelligence (ai), blockchain technology, data analytics, digital platforms, efficiency transparency, citizen participation, cybersecurity, data ethics, technological transformation, policy implications, governance practices, digitalization trends, public sector innovation, digital governance.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, охваченном вихрями цифровой трансформаци, роль технологий становится сущностным компонентом преобразования всех сфер человеческой деятельности. В особенности это заметно в контексте государственного управления, где цифровая экономика выступает как катализатор глобальных перемен. Цифровая экономика, с ее вниманием к инновациям и автоматизации, перекрывает грани между государственными органами и гражданами, предоставляя новые возможности и вызовы. В эпоху, когда данные стали нашими важнейшими активами, а искусственный интеллект ИИ — выступает инструментом принятия решений, важно разобраться, какие силы движут этой трансформацией и как государства могут использовать эти инновации для обеспечения благосостояния своих граждан и решения сложных общественных задач. Проводя глубокий анализ влияния цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и цифровые платформы важно изучить их влияния на государственное управление. Как эти инструменты стали движущей силой за изменением методов управления государством и политикой, а также как они вносят свой

вклад в увеличение эффективности и прозрачности административных процессов. Кроме того, роль гражданского участия очень высока в контексте цифровой трансформации и важно рассмотреть аспекты кибербезопасности и этики данных в государственном управлении.

Проводимое исследование в данной статье, позволяет не только понять, как цифровая экономика меняет правила в области государственного управления, но и предлагает практические рекомендации и инсайты для государственных органов, стремящихся адаптироваться к вызовам и возможностям эпохи цифровой революции.

Узбекистан, как и многие другие страны, ощущает влияние цифровой экономики на свои государственные системы и экономику. Введение цифровых технологий в государственное управление Узбекистана предоставляет уникальные возможности для модернизации и улучшения эффективности государственных служб, а также для повышения доступности и качества государственных услуг для граждан. Например, улучшенные информационные системы и цифровые платформы могут значительно сократить бюрократические процедуры и ускорить предоставление государственных услуг, что может улучшить бизнес-климат и стимулировать экономический рост. Кроме того, цифровые технологии, такие как блокчейн, могут повысить прозрачность и доверие в различных сферах экономики.

В Узбекистане также активно внедряются цифровые инициативы в образовании, что способствует улучшению качества образования и подготовке кадров с навыками в области информационных технологий. Таким образом, модернизация государственного управления в условиях цифровой экономики может быть связано через исследование конкретных мероприятий и достижений, внедрения цифровых технологий в различных областях экономики, а также через анализ вызовов и возможностей, с которыми сталкиваются органы власти в этой области [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ

Результаты исследования подтверждают, что Узбекистан активно движется в направлении модернизации государственного управления в условиях цифровой экономики. В ходе исследования было выявлено следующие ключевые результаты:

Цифровая трансформация государственных служб: Узбекистан внедряет цифровые технологии в различных сферах государственного управления, включая электронное правительство MYGOV - (е-Ооуегпшеп1). Это позволяет сократить бюрократические процедуры и улучшить доступность государственных услуг.

Кибербезопасность и Блокчейн: В Узбекистане проводятся исследования и пилотные проекты по внедрению технологии блокчейн в различных областях, включая учет государственной собственности и обеспечение кибербезопасности. Одним из первых таких проектов

представила Министерство Юстиции Республики Узбекистан внедрив технологии блокчейн в информационной системе «Единый электронный архив - FHDY». Использование технологий блокчей исключает изменение, фальсификацию данных граждан из-за непрерывной цепочки блоков и записи всех транзакции введением цифрового реестра. Технология блокчейн не только гарантирует надежное и безопасное хранение данных, но и подталкивает к оптимизации и сокращения бюрократических процессов [2].

Цифровое образование: Страна активно развивает цифровое образование и обучение в области информационных технологий, что способствует подготовке кадров и повышению квалификации специалистов в данной области. По указу Президента об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации утверждается: «Поэтапное создание до конца 2023 года во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений свыше 200 специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий для творческого развития и обучения учащихся основам компьютерного программирования» [3].

Прозрачность и ответственность: Цифровые инструменты, такие как электронное голосование и открытые данные, помогают увеличить прозрачность государственных процессов и повысить уровень ответственности государственных органов.

Вызовы и перспективы: Несмотря на значительные достижения, Узбекистан сталкивается с вызовами в области кибербезопасности и необходимостью обеспечения доступности цифровых услуг для всех слоев населения. Однако стратегический подход к цифровой трансформации и сотрудничество с международными партнерами создают обнадеживающие перспективы.

Эти результаты подчеркивают важность усилий Узбекистана в направлении создания современной, эффективной и открытой государственной системы, способной эффективно реагировать на вызовы и возможности, представленные цифровой экономикой.

В статье детально изучено, как Республика Узбекистан, Финская Республика, Эстонская Республика и Республика Польша адаптируются к цифровой экономике, модернизируя свои системы государственного управления, и найдены общие и отличительные черты в их подходах.

Схожие аспекты:

Цифровая трансформация: Все четыре страны активно внедряют цифровые технологии для улучшения государственного управления. Это включает в себя создание цифровых инфраструктур, электронных платформ для предоставления услуг, облачные технологии и другие аспекты.

Цифровое трансформация правительство: Концепция электронного правительства была предложено еще 1997 году подарившим нам Skype

Эстонией. По исследованиям электронного правительства индекс EDGI E-Government Development Index, ООН (Организация Объединённых Нации) на 2022 год показывает во всех четырёх государствах включая Узбекистан улучшения индекса электронного участия населения EPI Environmental Performance Index (субиндекс OSI - Online Service Index). Была сформировано комплексная структура для электронного правительства и показано пути устранения барьеров [4].

Рисунок №1. Графика воссоздана авторами, разработана с помощью программы: https://www.canva.com/ Источник: United Nations New York 2022 // UN Research: E-Government 2022 29 p. https://desapublications. un. org/sites/default/files/publications/2023-02/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian %20Web %20Version.pdf

E-Government широко используется во всех четырех странах с целью сделать государственные услуги более доступными и эффективными для граждан. По исследованию ООН на 2022 год Узбекистан вошел в состав 38% государств с высокими значениями EDGI и занимает высокие позиции по развитию электронного правительства. С 2020 года по 2022 год средние мировые значения выросли с 0.5988 до 0.6102 [4].

Таблица №1

Наименование страны 2020 год EDGI 2022 год EDGI

Финляндия 0.9452 0.9533

Эстония 0.9473 0.9393

Польша 0.8531 0.8437

Узбекистан 0.6665 0.7265

Источник: United Nations New York 2022 // UN Research: E-Government 2022 39-48p.

Кибербезопасность: Все страны придают большое значение обеспечению кибербезопасности государственных информационных систем, поскольку это ключевой аспект при работе с цифровыми данными и услугами.

Проведения исследования этих четырех стран позволяет понять, как разные страны могут применять цифровые технологии и модернизировать свои государственные системы в соответствии с уровнем развития, потребностями и приоритетами. Каждая из этих стран имеет свои уникальные пути и успешные практики, которые можно изучить и адаптировать в соответствии с конкретными контекстами.

ВЫВОДЫ

В данной статье подробно изучены ключевые аспекты трансформации государственного управления в эпоху цифровизации, а также приведён пример Узбекистана как страны, активно идущей по пути цифровой трансформации. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Узбекистан активно приспосабливает свою систему государственного управления к требованиям цифровой экономики, используя новейшие технологии для блага своих граждан. Узбекистан может служить образцом для других стран, которые стремятся повысить эффективность, доступность и открытость своих государственных структур в эпоху цифровой революции.

Сравнив результаты модернизации государственного управления в Узбекистане с Финляндией, Эстонией и Польшей, мы можем сделать следующие ключевые выводы:

Уникальность подходов: Каждая из четырех стран разрабатывает уникальные подходы к цифровой трансформации своего государственного управления, учитывая свои особенности и приоритеты.

Рисунок №2 Разработка авторов, основанная на материалах Департамента Статистики Эстонии eStat и других источников.

https://www.stat.ee/en

Рисунок №3 Разработка авторов, основанная на материалах Агентство статистики Республики Узбекистан, «Цифровой Узбекистан 2030» и других источников. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/tsifrovaya-

ekonomika

Рост экономики и доступность технологий: Эстония, являются лидером по цифровой трансформации своей экономики и по внедрению цифровых решений в государственный механизм. Эстония один из первых и наиболее успешных стран из восточного блока. 1994 году в Эстонии был принят проект на государственном уровне под названием «Эстонский путь к информационному обществу» после, еще один проект изменившему

многие аспекты дальнейшего роста цифровизации общества - Tiigrihupe «Прыжок тигра». Пережив тяжелые времена и испытав дефицит всего, Эстония сделала акцент на ускоренную цифровизацию, одним из факторов, повлиявших на такое решение было сэкономить на бумажных документах на государственном аппарате.

Гражданская активность и участие: в начале своей пути 1990-х годах средний возраст населения по данным Бюро статистики Эстонии составил 35 лет. К 1998 году было принято решения произвести полную компьютеризацию всех учебных заведений включая дошкольное образование. Людям пенсионного возраста были реализованы специальные программы по обучения пользования компьютерами. К 2001 году в стране имели доступ к интернету уже больше 30% жителей, в России и других странах постсоветского пространство удалось достичь 25% только к 2007 году [5].

Инновации и стартапы: 2022 году Финляндия возглавила рейтинг набрав максимальные баллы среди Европейских стран, индекс DESI (Digital Economy and Society Index) указывающие успехи страны в областях связи, внедрения цифровых технологии, человеческого капитала, предоставление современных государственных услуг для населения. Этот рейтинг была учреждена Европейской комиссией, средний показатель по ЕС составляет 52.3 балла, результаты Финляндии 69.6 балла. Также по рейтингу лидирующие места заняли Дания, Швеция, Нидерланды и Эстония. Данную инициативу по поддержке научных инновации и стартапов поддержала Эстония своей программой Startup Estonia. Данная программа направлена на поддержку и развития IT индустрии в стране, 2023 году в данной отрасли работает больше 22 тысяч трудоспособного населения страны, и доля в ВВП составляет 6.8%. Одним из основных секторов экономики Эстонии является предоставления услуг, то есть 71% [1] и доля экспорта ИТ технологии составляет 14.6%. Это еще один показатель для страны поддерживающие научные инновации и стартапы [6].

Образование и кадры: в Эстонии к 2010 году более 10% населения работала в IT индустрии и это число спустя несколько лет дошло до 22.4%, то есть, с населением 1.3 млн человек. Об образовании в сфере цифровых технологии, робототехники, компьютеризации начинают с младших классов.

Размеры и население: Различия в размерах и населении Узбекистана, Польши и Финляндии по сравнению с Эстонией влияют на потребности и сложности внедрения цифровых инноваций.

Международное сотрудничество: Многие из этих стран активно сотрудничают на международном уровне в области цифровой экономики и государственного управления, обмениваясь опытом и ресурсами.

В целом, сравнение этих стран позволяет выделить разные стратегии и подходы к цифровой модернизации государственного управления.

Узбекистан исследует пути сокращения разрыва с более развитыми странами и активно применяет цифровые технологии для улучшения эффективности государственных услуг и участия граждан в процессах принятия решений.

Использованные источники:

1. Рахмонов Х.Р., Мирюсупов Б.М. Социальные аспекты цифровой экономики // Научный аспект. 2023. - том 1 - №12-2023 - 44-53с.; https://na-journal.ru/arhiv/8261 -zhurnal-nauchnyj -aspekt- 12-2023-tom 1

2. Информационная агентства Министерства Юстиции Республики Узбекистан [Электронный ресурс] - https://t.me/s/adliyangiliklari/6711

3. Указ Президента Республики Узбекистан, от 05.10.2020 г. № УП-6079 -[Электронный ресурс] - https://www.lex.uz/docs/5031048

4. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2022 // Исследования ООН: Электронное правительство, 2022, 29 стр. https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-02/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf

5. Михайлова А.А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности: опыт Эстонии // Современная Европа. 2019. - №7 - с. 136-137 https://cyberleninka.ru/article/n7rol-innovatsiy-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-opyt-estonii/viewer

6. Финляндия // Информационная агентство ТАСС 2023 год - [Электронный ресурс] - https://tass.ru/tag/finlyandiya

7. Габарта А.А., Виноградова Е.А. Особенности цифровой трансформации польской экономики. Анализ и прогноз. Журнал; ИМЭМО РАН, 2022, № 2, сс. 23-31. DOI: 10.20542/afij-2022-2-23-31

8. Шеломенцева М.В. Развитие высшей школы в условиях цифровизации экономики. Журнал: Региональные проблемы преобразования экономики, №8, 2020, сс. 32-37.

9. Тоом Я., Комлева В.В. Эволюция системы государственного управления. Эстонская Республика. Государственная служба. 2020. № 4. С. 82-118.

10. Devigne D., Vanacker T., Manigart S. and Paeleman I. (2013). The role of domestic and cross-border ven-ture capital investors in the growth of portfolio companies. Small Business Economics, 40(3). P. 553-573.

11. Департамент Статистики Эстонской Республики. https ://www. stat.ee/34267

12. Strengthening Digital Government // OECD Home page. Recent documents. - 2019. - URL: https://www.oecd.org/gov/digital-government/

13. Digital Economy and Society Index (DESI) 2020 Thematic chapters. (2020). // 4.3 Digital skills. // 52-53p. https://eufordigital.eu/library/digital-economy-and-society-index-desi-2020/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.