Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА'

ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНТЕРНЕТ / ELECTRONIC STATE / ELECTRONIC GOVERNMENT / E-GOVERNMENT / GOVERNANCE / ELECTRONIC GOVERNANCE / E-GOVERNANCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головенчик Галина

В статье дан обзор определений электронного государства, предложена авторская формулировка термина «цифровое государство». Рассмотрены понятия «электронное правительство», перечислены его основные цели, задачи и преимущества. Проанализирован опыт построения цифрового государства в Эстонии, исследованы возможности его применения в Республике Беларусь. Выделены основные направления внедрения цифровых технологий электронного правительства в нашей стране и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a modern digital state

The article reviews the definitions of an electronic state. The author's definition of the term of the digital state is proposed. The definitions of the concept “electronic government” are given. The main objectives and problems of an electronic government and the advantages of its introduction are enumerated. The experience of building up a modern digital state in Estonia, as well as a possibility of using Estonian experience in the Republic of Belarus is analyzed. The basic directions of introduction of digital technologies of an electronic government in the Republic of Belarus and expected results of this process are pointed out.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО ГОСУДАРСТВА»

*

Аннотация. В статье дан обзор определений электронного государства, предложена авторская формулировка термина «цифровое государство». Рассмотрены понятия «электронное правительство», перечислены его основные цели, задачи и преимущества. Проанализирован опыт построения цифрового государства в Эстонии, исследованы возможности его применения в Республике Беларусь. Выделены основные направления внедрения цифровых технологий электронного правительства в нашей стране и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: электронное государство, электронное правительство, государственное управление, электронное управление, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), интернет.

Развитие информаци-онно-коммуникацион-ных технологий, массовая компьютеризация и внедрение электронного документооборота в повседневную практику создают объективные предпосылки для изменения принципов государственного управления. С помощью ИКТ совершенствуется механизм взаимодействия участников общественных отношений, упрощаются процедуры предоставления государственных услуг и самоуправления, снижаются затраты на содержание госаппарата, улучшается качество принимаемых государственных решений, обеспечиваются принципы прозрачности и открытости. Одним из самых эффективных механизмов в сфере управления государственными и общественными процессами все больше признается электронное государство.

По мнению исследователей, под ним понимается или система государственных органов власти, осуществляющих свои полномочия в интерактивном режиме, или способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий, или совокупность инструментов реализации государственных полномочий в сфере оказания услуг гражданам, организациям, бизнесу, взаимодействия органов власти между собой в целях обеспечения интерактивного участия и прозрачности принимаемых решений, а также для улучшения демократических взаимоотношений и выстраивания демократического диалога между гражданами и государством, или теория организации власти с активным участием населения, включающей элементы электронного администрирования [1].

«Цифровое государство» и «электронное правительство»

Правомерно утверждать, что в связи с массовым распространением цифровых технологий более уместен термин «цифровое государство», под которым подразумевается принципиально новая система организации и исполнения функций органов государственной власти, построенная на базе цифровой трансформации существующих процессов и структур управления, позволяющая обеспечить повышение качества оказания государственных и частных услуг в электронном формате и максимальную человекоориентированность их результатов при минимизации влияния человеческого фактора и сопутствующих ему ошибок с целью повышения благополучия граждан и содействия

экономическому росту в условиях новой реальности.

«Цифровое государство» - широкое понятие, предполагающее цифровизацию всех элементов государственного механизма, включая государственные органы, учреждения и предприятия, а также создание соответствующих механизмов сотрудничества государства с гражданским обществом. Более узким является определение, появившееся на рубеже 19902000-х гг., - «электронное правительство» как комплекс из информационных и мобильных технологий и Интернета, создающийся для цифрового взаимодействия между органами государственной власти и различных ее ветвей, гражданами, общественными организациями, бизнесом. В настоящее время электронное правительство воспринимается как:

■ интернет-технология взаимоотношений между органами власти и населением;

■ интерактивная форма сотрудничества власти и общества в процессе решения социально значимых задач;

■ инструмент межведомственного и внутриведомственного взаимодействия государственных служащих;

■ чисто технический инструмент оказания государственных услуг населению. Однако специалисты по-прежнему расходятся в четком определении данного термина. Так, Организация экономического сотрудничества и развития под электронным правительством понимает использование различного рода информационных технологий для повышения качества управления [2]. В трактовке ООН электронное правительство - это «...использование ИКТ для более

Галина Головенчик,

старший преподаватель кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского

государственного университета, кандидат экономических наук

эффективного и действенного предоставления государственных услуг гражданам и предприятиям. Это применение ИКТ в государственных операциях, достижение общественных целей с помощью цифровых средств. Основополагающий принцип электронного правительства, поддерживаемый эффективной институциональной структурой электронного управления, заключается в улучшении внутренней работы государственного сектора путем сокращения финансовых затрат и времени операций, с тем чтобы лучше интегрировать рабочие потоки и процессы и обеспечить эффективное использование ресурсов различными учреждениями государственного сектора в целях принятия устойчивых решений» [3].

Многие российские исследователи сходятся во мнении, что в самом общем виде электронное

правительство - это теория и практика выстраивания прямой (управляющей) и обратной (контролирующей) связи между муниципальной, региональной, федеральной властью, с одной стороны, и гражданами, их объединениями (коммерческими и некоммерческими, общественными организациями) - с другой, посредством широких возможностей Интернета. В качестве основной задачи электронного правительства выступает повышение эффективности работы государственных органов за счет прозрачности, доступности и быстроты осуществления государственных процедур. Внедрение новых технологий в систему госуправления сокращает издержки, упрощает процедуры получения госуслуг, минимизирует контакт населения с государственными структурами.

Как отмечает профессор М. М. Ковалев, «...электронное правительство - это новые возможности управления государством, созданные посредством применения информационно-коммуникационных технологий в работе государственных органов на благо юридических и физических лиц, так же, как и для собственных нужд. .Главная цель электронного правительства - сделать системы государственного управления такими, чтобы они в большей степени учитывали интересы граждан, организаций и предприятий и давали им более широкие возможности для участия в выработке государственной политики, а также упрощали процедуры взаимодействия граждан и властей. В результате внедрения электронного правительства образуется новая, более

эффективная, форма самоорганизующегося общества, смягчается конфронтация государства и общества, правительства и оппозиции, облегчается оказание государственных услуг (получение справок, разрешений и т.п.), уменьшается бюрократия и коррупция» [4].

Инструментарий электронного правительства направлен на развитие и совершенствование государственного управления, в частности основных черт его демократических систем - оперативности, прозрачности, подотчетности. Для чего комбинируются технократический подход, обеспечивающий развитие электронного администрирования на основе определенным образом организованной государственной компьютерной системы, и коммуникативный, включающий такие направления, как «государство - граждане», «государство - бизнес», «внутригосударственное взаимодействие». Технология электронного правительства состоит из е-госуслуг, цифровой подписи, регистра коммерческих организаций, интернет-банкинга, ГО-билетов на транспорт, е-обучения, е-медицины, земельного кадастра, интернет-голосования и др.

Мировая практика показывает, что е-правительство при незначительных затратах помогает государству стать максимально эффективным и удобным для своих граждан. При этом электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе ИКТ, использование которого признается необходимостью и приоритетом развития сектора государственных услуг во многих странах. Следует отметить,

что цифровые технологии все более востребованы и гражданами, и бизнесом, и организациями в таких сферах, как социальная (пенсионный фонд, ФСЗН), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская и муниципальная (услуги ЖКХ).

За два десятилетия работы по электронному правительству свелись в основном к онлайн-оказанию государственных услуг, и только в последнее время с появлением новых решений стали вновь говорить о цифровом государстве как о революционном способе сотрудничества властей и граждан.

Построение цифрового государства - один из приоритетов государственной политики Республики Беларусь. В данном направлении принят ряд законодательных актов, создано специальное техническое обеспечение для перевода тех или иных государственных услуг в электронный формат. Среди основных нормативных документов - Стратегия развития информатизации Республики Беларусь на 2016-2022 гг., согласно которой развитие информационного общества в нашей стране «является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики, совершенствования системы государственного управления, повышения зрелости гражданского общества» [5]. Исходя из плана по ее реализации, к 2022 г. доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде, составит не менее 75%, а электронного

документооборота между государственными органами в общем объеме документооборота - 95%.

Инструментом реализации проектов по ключевым направлениям Стратегии является Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг., в рамках которой решаются задачи модернизации инфраструктуры, совершенствования электронного правительства и цифровой трансформации различных отраслей экономики [6]. В соответствии с прогнозом, доля пользователей электронных госуслуг к 2020 г. должна составить 40% [6].

Эстония - лидер в создании цифрового государства

Беларуси, вставшей на путь создания цифрового государства, следует обратить внимание на передовой зарубежный опыт. В соответствии с результатами отчета за 2018 г. Индекса развития электронного правительства, безусловным лидером по развитию электронного правительства на постсоветском пространстве является Эстония (16-е место, Беларусь - 38-е), где на совершенствование электронных государственных услуг ежегодно выделяется 1% бюджета страны независимо от того, какое правительство находится у власти [7]. Эстония заслужила репутацию одного из самых цифровых обществ в мире и занимает среди стран Евросоюза 2-е (после Испании) место по уровню цифро-визации сферы государственных услуг, о чем свидетельствуют данные Индекса цифровой экономики и общества БЕ81-2019 [8]. (В 2015-2018 гг. Эстония была

лидером по этому показателю.) Глобальное сообщество экспатов ^егЫаИош недавно опубликовало доклад «Цифровая жизнь за границей», в котором страна лидирует и с точки зрения развитости и качества онлайн-ус-луг среди государств, наиболее удобных для приезжающих работать высококвалифицированных иностранцев.

За последние 20 лет не самая большая и далеко не богатая Эстония с населением 1,3 млн человек осуществила уникальный проект, получивший название «электронная Эстония», или «электронное государство», то есть совершила перевод базовых услуг полностью в цифровой режим, позволяющий обеспечить равный доступ к государственным сервисам и экономить время всех граждан вне зависимости от того, проживают они в Таллине или в небольшой деревне [9]. Вдохновителями реформы считаются премьер-министр М. Лаар (в 19921994 и 1999-2002 гг.) и посол в США Т. Х. Ильвес (в 19992002 гг., в 2006-2016 гг. президент Эстонии), которые решили, что конкурентное преимущество республики при отсутствии богатых природных ресурсов и тяжелой промышленности - информационно-коммуникационные технологии.

Ставшая неотъемлемой частью жизни эстонских граждан, электронная система управления государством внедрялась на протяжении нескольких лет. В 2000 г. в тестовом режиме были запущены проекты по онлайн-декла-рированию доходов и мобильной парковке, а годом позже появился электронный реестр граждан. Эксперимент прошел успешно и был

с воодушевлением принят эстонцами, что и стало толчком к дальнейшему стремительному развитию ИКТ.

В Эстонии вместо термина «электронное правительство» используется понятие «электронное управление», которое понимается как сложная социотехни-ческая система, где государственные органы, негосударственные организации, представители бизнес-сообщества, эксперты из научной среды и граждане взаимодействуют в электронном пространстве.

Электронное управление -стратегический выбор Эстонии. Его цель - повышение конкурентоспособности государства и рост благосостояния народа. Граждане могут пользоваться госуслугами в удобное для них время и в удобном месте, поскольку 99% общественных услуг доступны населению в электронном виде [10]. В большинстве случаев нет необходимости физически посещать государственные агентства, предоставляющее услуги. Исключение составляют оформление брака, развода и нотариальные сделки. Эффективность электронного управления наиболее четко выражена с точки зрения экономии рабочего времени граждан и чиновников. Работа госорганов управления в цифровом формате позволила существенно сократить бюрократический аппарат, а следовательно и государственные расходы, на 2% ВВП, возможность выстраивания коррупционных схем сведена практически к нулю [10].

Базовым компонентом инфраструктуры электронного управления является Интернет, который государство закрепило в Законе о телекоммуникациях как

универсальную услугу, то есть неотъемлемое право гражданина. Следует заметить, что к универсальным услугам в Эстонии относятся - телефонная связь, почтовые услуги, газоснабжение, водоснабжение и т.д. Во избежание дискриминации они должны быть предоставлены всему населению страны по доступной цене.

Первым шагом в реализации данного права было покрытие территории государства точками бесплатного доступа к Интернету. После приватизации сектора ИКТ этим занялись частные компании, активно конкурирующие на внутреннем рынке и стремящиеся предоставить пользователям лучшее качество интернет-услуг при установленном государством пороге максимальной цены на них. Повсюду стали открываться точки бесплатного доступа во Всемирную сеть посредством Wi-Fi, началась тотальная информатизация. Уже в 1990-е гг. в рамках государственно-частного партнерства были запущены проекты «Прыжок тигра», «Проселочная дорога», «Посмотри на мир», в рамках которых школы, муниципалитеты, общественные библиотеки обеспечены компьютерами с широкополосным выходом в Интернет.

Параллельно по всей Эстонии проводились кампании по обучению населения компьютерной грамотности. Учащиеся школ в электронной системе eKool хранят все учебные материалы, домашние задания,оценки и сведения о посещаемости, ознакомиться с которыми могут и ученики, и их родители. Уведомления об успеваемости отправляются им в электронной форме. Еще в детском саду маленькие эстонцы знакомятся с основами

кибербезопасности, во втором классе в игровой форме осваивают робототехнику, а в старших - изучают программирование. Для пенсионеров по инициативе Правительства круглый год действуют специальные курсы и семинары по компьютерной грамотности и обучению цифровым технологиям. В 2009 г. была запущена программа Ole kaasas («Будь включенным»), в рамках которой проводились занятия по всей стране и выделялись субсидии на покупку ноутбуков пожилым людям. За два года было обучено 40 тыс. человек.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

Методы электронной идентификации

В Эстонии каждый человек для безопасной идентификации, пользования электронными услугами и предоставления цифровой подписи имеет свою ID-карту, MobileID или Smart-ID.

Унифицированным способом электронной идентификации 98% жителей Эстонии является ID-карта - электронное удостоверение личности с фотографией, обязательная к получению национальная карта с чипом, который несет встроенные файлы и использует 2048-битное шифрование с открытым ключом. Она позволяет подтверждать банковские транзакции и подписывать документы цифровой подписью (99,6% банковских транзакций в Эстонии осуществляется в электронном виде) [11]. Ее можно использовать при проезде в общественном транспорте, подаче налоговых деклараций, в процессе голосования, как карту национального медицинского страхования, а также для безопасного доступа

к государственным электронным услугам и документам. Функционально идентификационная карта освобождает человека от бюрократический волокиты и делает выполнение ежедневных задач быстрее и удобнее.

Система Mobile-ID привязана к мобильному телефону как безопасному цифровому идентификатору, чем регулярно пользуются более 170 тыс. граждан [11]. Как и ID-карта, она открывает доступ к защищенным электронным сервисам и цифровой подписи документов без применения кард-ридера. На ней же хранятся закрытые ключи вместе с небольшим приложением, обеспечивающим функции аутентификации и подписи.

Smart-ID - мобильное приложение для идентификации тех, кто не имеет SIM-карты в своем интеллектуальном устройстве, но должен безопасно подтвердить свою личность. Оно применяется для входа в систему электронных услуг, интернет-банка и подписания документов, обладает такой же юридической силой, что и собственноручные подписи, и является юридически обязывающим, признаваемым во всех странах ЕС. Приложение используют 195 тыс. эстонцев.

Стандартизированный и безопасный способ производства и потребления услуг предоставляет населению республикики разработка X-Road - централизованно управляемого распределенного слоя обмена данными через Интернет. Благодаря ему обеспечивается конфиденциальность, целостность и совместимость между сторонами обмена данными. Эта невидимая, но критически важная технологическая и организационная среда

позволяет национальным базам данных электронных услуг как в государственном, так и в частном секторе соединяться и гармонизироваться, а также ежегодно экономит более 800 человеко-лет рабочего времени для государства и граждан [11].

Система X-Road хранит память о запросах, поэтому любой человек может в своем аккаунте на портале электронного правительства увидеть, кто просматривал его данные - какие госструктуры или должностные лица. При подозрении о неправомерном доступе к его персональным данным житель Эстонии имеет право подать апелляцию. Исключение составляют правоохранительные органы, имеющие возможность просматривать их незаметно для пользователя.

Косвенно X-Road позволяет гражданам и должностным лицам взаимодействовать более эффективно и гибко через различные порталы и приложения (системы управления документами, институциональные информационные системы). Например, это помогает проверять соответствующую информацию в национальных базах данных или безопасно обмениваться документами с учреждениями.

Система используется по всей стране в секторе обмена данными X-tee и в сервисе уровня Suomi.fi в Финляндии. X-Road выпускается под лицензией MIT с открытым исходным кодом и доступна бесплатно для любого гражданина или организации.

Хотя блокчейн как способ безопасного хранения данных стал популярен только в последние годы, правительство Эстонии тестирует эту технологию с 2008 г., а с 2012 г. использует в таких реестрах, как

национальное здравоохранение, судебные, законодательные, охранные и коммерческие кодовые системы, с планами распространить их на персональную медицину и кибербезопасность.

В список наиболее популярных государственных услуг входит электронное голосование во время парламентских выборов. На выборах, состоявшихся в марте 2019 г., согласно данным Республиканской избирательной комиссии, почти каждый второй гражданин проголосовал онлайн (247 232 из 561 131) [12].

Система электронного здравоохранения (e-Health) и другие услуги

На сегодня более 95% данных, генерируемых больницами и врачами, оцифрованы, с помощью KSI Blockchain обеспечивается целостность хранимых электронных медицинских карт и журналов доступа [11]. Решения для электронного здравоохранения позволяют Эстонии предлагать более эффективные профилактические меры, повышать осведомленность пациентов и экономить средства.

У каждого жителя страны, который когда-либо посещал врача, есть онлайн-запись в системе e-Health, содержащая результаты анализов, цифровые рецепты и рентгеновские снимки, а также полный доступ к данным для отслеживания файла журнала. Защищенная электронной идентификационной карточкой медицинская информация хранится в полной безопасности и в то же время доступна для уполномоченных лиц. Так, врачи могут ознакомиться с электронными данными своих пациентов, где бы они ни находились.

Для быстрого реагирования в экстренных случаях создана система, получившая название е-АшЬи1апсе, которая может обнаружить и переадресовать телефонный звонок в машину скорой помощи в течение 30 секунд. и отправить ее в нужную точку. В экстренной ситуации врач может использовать идентификационный код пациента для считывания информации о группе крови, аллергических реакциях, проводимом лечении, постоянном приеме лекарств или беременности.

Повышенной пулярностью пользуется услуга «бизнес-регистр», где за 2 евро любой гражданин - резидент Эстонии может получить доступ к годовому отчету любой компании за прошлый период, а также информацию по доходам/расходам чиновников любого ранга.

Современные цифровые решения, такие как электронные налоговые декларации, позволили свести к минимуму бюрократию и создать среду, в которой оплатить налоги можно в течение 3-5 мин. Вот почему ежегодно 96,3% всех налоговых деклараций в Эстонии подается в электронном виде [11]. В 2020 г. будет введен в действие новый портал электронного налогового и таможенного управления (проект «Отчетность 3.0»), на котором обмен информацией между компаниями и налоговыми органами будет полностью автоматизирован, что сэкономит время и деньги.

Использование ИТ-инструментов в службах безопасности (электронная полиция, служба спасения, центр неотложной помощи) за последние 20 лет вдвое сократило число погибших в результате

несчастных случаев. Сотрудники служб безопасности теперь могут в 35% случаев удаленно определить место, где произошла катастрофа, с точностью до пяти метров, а на 93% вызовов отвечать в течение 10 секунд. Эстонской полиции больше не разрешается останавливать автомобили для технических проверок, так как все соответствующие данные доступны им и содержатся в бортовом компьютере. Это повысило эффективность работы полиции в 50 раз [9].

Проект «Электронное резидентство»

Для привлечения большего количества инвесторов и специалистов из-за рубежа в 2014 г. разработан и внедрен проект «электронное резидентство», который позволяет жителям других государств, даже физически не находящимся в этой стране, получить действенный инструмент для ведения финансовой и хозяйственной деятельности на территории Эстонии. «Электронным резидентом» (в настоящее время их больше 35 тыс.) может в течение 20 минут стать любой желающий [10]. Для этого необходимо заполнить заявку, приложить ряд документов (фотографию, сканированную копию паспорта), заплатить пошлину в размере 50 евро и объяснить причины, побудившие соискателя ходатайствовать о получении электронного резидентства. После прохождения процедуры идентификации и предоставления биометрических данных заявитель получает аналог эстонской ГО-карты с электронным чипом, позволяющий ему ставить электронную подпись,

признаваемую органами государственной власти Эстонии, эстонскими банками и т.д. Е-резидент может в течение одного дня зарегистрировать компанию по Интернету, управлять ею онлайн из любой точки мира без необходимости содержать управляющего в Эстонии, пользоваться услугами электронного банкинга, декларировать налоги, подписывать документы и заключать контракты с использованием цифровой подписи. Следует отметить, что зачастую применяемый термин «электронное гражданство» не совсем точно отражает смысл проекта, так как между гражданством и резидентством существует огромная разница: гражданство подразумевает широкий спектр прав, в том числе участие в выборах страны; электронное резидентство же, по сути, не дает даже права на въезд на территорию государства.

Разработки в сфере ИКТ

Еще одна отличительная особенность Эстонии: использование исключительно местных разработок в сфере ИКТ. В стране не пользуются продуктами крупных международных ИТ-компаний; основные электронные решения, обеспечивающие бесперебойное функционирование цифрового общества, созданы местными фирмами, крупнейшая из которых - Мог1а1. Ее специалисты разработали онлайн-сервисы государственных услуг не только для Эстонии, но и для Литвы, Катара, Омана и Финляндии. На сегодня Эстония поделилась своим опытом электронного управления с 60 правительствами и экспортировала свои решения более чем в 130 стран мира.

Эстонский сектор ИКТ, состоящий почти из 4 тыс. компаний, вносит 7% в ВВП республики [12]. Среди наиболее успешных проектов в области ИКТ выделяется всемирно известная компания 8куре. Кроме того, родом из Эстонии сервис международных платежей TransferWise, компания Сиаг^ше, специализирующаяся на кибербезопасности,сервис БогШшо, предназначенный для монетизации мобильных приложений, а также платформа СгаЬСАЭ, разработанная для работы и управления проектами с использованием 3Б-печати. Сфера высоких технологий в стране развивается при непрерывной поддержке государства, которое старается создать все необходимые условия. Именно при финансировании из государственного бюджета был запущен проект StartupEstonia, направленный на поддержку перспективных идей в области ИКТ.

Эстонские ИТ-компании работают по принципу одного окна, предлагая стратегический консалтинг, управление изменениями и развитие ИКТ для создания надежных электронных решений.

Если в прошлом широкомасштабные технологические изменения в Эстонии были вызваны инициативами частного сектора, то в настоящее время эстонское правительство все чаще с большим интересом рассматривает возможность внедрения за счет государственного бюджета новейших цифровых решений в сочетании с изменениями в подходах к предоставлению государственных услуг следующего поколения, заключающихся в новой модели упреждающего управления. Нынешняя стратегия для развертывания системы искусственного

интеллекта «КгаИ» является примером того, как машинное обучение и автоматизация становятся неотъемлемой частью обязанностей правительства по предоставлению услуг.

Направления использования эстонского опыта по построению цифрового государства

На основе изучения эстонского опыта можно тезисно выделить следующие основные направления внедрения технологий цифрового государства в Республике Беларусь:

■ повышение доступности для домашних хозяйств персональных компьютеров, снижение расходов на оплату услуг связи в общем объеме потребительских расходов;

■ обучение широких слоев населения цифровой грамотности, расширение социальной базы использования ИКТ;

■ проведение среди граждан республики разъяснительной работы о пользе и удобстве цифровых технологий, популяризация идей внедрения цифровой экономики;

■ скорейший ввод в эксплуатацию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы как элемента электронной трансформации государственных административных процессов и услуг, производство и выдача гражданам Беларуси персональных электронных идентификационных карт (Ю-карт);

■ обеспечение беспрепятственного бесплатного качественного доступа населения к сервисам электронного правительства и государственной

информации в электронном виде (к законодательной базе, отчетам о деятельности правительства и отдельных министерств и ведомств и т.д.) на основе использования Ю-карт;

■ широкое применение Ю-карт в сфере банковских услуг, налогообложения и страхования граждан, электронной торговли, оплаты проезда в общественном транспорте, коммунальных услуг и др., в перспективе - в системе электронного голосования;

■ цифровая трансформация выработки государственной политики и нормотворчества, формирования официальной статистики, администрирования доходов, аудита результативности бюджетных расходов, управления государственным имуществом, контрольно-надзорной деятельности;

■ развитие и совершенствование на правительственных сайтах средств обратной связи для максимального привлечения граждан к принятию управленческих решений (в том числе обсуждение проектов нормативных правовых актов, право вносить предложения);

■ переход от ответственности ведомств за подготовку и представление отчетов о достигнутых результатах к их ответственности за размещение данных о достигаемых результатах, формируемых преимущественно автоматически на единой платформе и др.

Ожидаемый результат - создание активного цифрового общества, снижение ведомственных и межведомственных бюрократических барьеров, оказание

более качественных государственных услуг. При этом цифровой трансформацией государственного управления правомерно признавать только такое изменение содержания, которое приводит к повышению качества выработки государственной политики, администрирования доходов, управления государственным имуществом, контрольно-надзорной деятельности; снижению необоснованного государственного вмешательства на основе широкого использования современных цифровых технологий (прежде всего больших данных, Интернета вещей, искусственного интеллекта, блокчейна), которые применяются для целей планирования, мониторинга и оценки результатов деятельности органов власти.

Таким образом, формирование цифрового государства в Беларуси следует рассматривать не только как построение современной системы государственного управления, основанное на использовании ИКТ, но и как основополагающее стратегическое направление и ключевую задачу государственной власти в осуществлении перехода к качественно новой информационной среде - цифровому обществу.

На основе изложенного цель новой Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества Республики Беларусь на 20212025 гг. может быть определена как переход к цифровому управлению государством и экономикой на основе единой системы интеллектуальных знаний, передовых информационных технологий и специальных программных комплексов - важнейшего фактора решения существующих

социально-экономических проблем страны, повышения эффективности системы государственного управления, проведения необходимых реформ в образовании, науке и экономике [13].

Для создания в Беларуси системы цифрового государства требуется выделение необходимых материальных средств и реформирование нормативной правовой базы (в том числе регулирование компетенций электронного правительства, осуществление государственного и общественного контроля за его функционированием).

Белорусское цифровое государство будет развиваться на основе создания и совершенствования порталов госуслуг по принципу одного окна, систем информационной поддержки граждан и организаций для взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления с использованием ИКТ, активизации обратной связи государства с гражданами и предоставления им полноценного пакета электронных услуг, обеспечения онлайн-платежей посредством применения ГО-карт..

Summary. The article reviews the definitions of an electronic state. The author's definition of the term of the digital state is proposed. The definitions of the concept "electronic government" are given. The main objectives and problems of an electronic government and the advantages of its introduction are enumerated. The experience of building up a modern digital state in Estonia, as well as a possibility of using Estonian experience in the Republic of Belarus is analyzed. The basic directions of introduction of digital technologies of an electronic government in the Republic of Belarus and expected results of this process are pointed out. Keywords: electronic state, electronic government, e-government, governance, electronic governance, e-governance, information and communication technologies (ICT), the Internet.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Киселев А. С. Формирование идеи электронного государства и особенности ее реализации: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2018.

2. Digital Government / OECD // https://www.oecd.org/gov/digitai-government/.

3. E-Government / Unated Nations // https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/UNeGovDD-Framework.

4. Ковалёв М., Шади Аль-Сараирех. Создание электронного правительства с учетом международного опыта // Банкаусга веснк 2006. №16. С. 16-25.

5. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг.: утв. на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015 №26 // http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/strategiya-razvitiya-informatizacii-v-respublike-belarus-na-2016-2022-gody.

6. Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23.03.2016 г., №235; в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2017 г. №215 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

7. United Nations E-Government Survey 2018: Gearing E-Government To Support Transformation Towards Sustainable And Resilient Societies. - United Nations: New York, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The Digital Economy and Society Index (DESI) / European Commission // https://ec.europa.eu/digital-single-market/digital-economy-and-society-index-desi/.

9. Success Stories / e-estonia // https://e-estonia.com/.

10. The E-Estonia Brochure / e-estonia // https://e-estonia.com/wp-content/uploads/eestonia-guide-a5-14022019.pdf/.

11. E-Estonia In Numbers / e-estonia // https://e-estonia.com/wp-content/uploads/e-estonia-facts-18-09-21.pdf/.

12. 2019: На выборах в Эстонии почти 50% голосов были поданы онлайн / TAdviser // http://www.tadviser.ru/index.php/ Электронное_прави-тельство_Эстонии/.

13. Головенчик Г. Г. Становление и развитие цифровой экономики в современных условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Белорусский государственный университет. - Минск, 2019.

http://innosfera.by/2019/11/digital_state

Валерий Бельский,

директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, доцент

Дарья Маркевич,

младший научный сотрудник Центра государственного строительства и права Института экономики НАН Беларуси

Марина Сатолина,

заведующий сектором Центра государственного строительства и права Института экономики НАН Беларуси, кандидат юридических наук

елорусская ССР была одной из передовых республик Советского Союза в деле разработки промышленных роботов и роботов, имеющих двойное назначение [1]. В настоящее время наша страна развивает технологии искусственного интеллекта (ИИ) в контексте мировых процессов. В этой сфере работает более 70 компаний, в основном резиденты ПВТ [2], создано Белорусское общественное объединение специалистов в области искусственного интеллекта, растет количество обучающих программ.

В НАН Беларуси в ряде институтов осуществляются работы по проблемам реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.