экспорта природных ресурсов, однако привлекает значительные иностранные инвестиции. Правительство занимается структурной модернизацией и проблемами коррупции, что выгодно отличает эту страну от России.
Таким образом, российская экономика может развиваться путем догоняющего развития, то есть опираться на опыт развитых стран, перенимая их производственные и управленческие технологии. Но при таком варианте инновации связаны с приспособлением существующих технологий к местным условиям. С выходом на технологическую границу существенно сокращаются возможности для развития за счет трансфера технологий. Такой переход связан не только со структурной трансформацией, но и с трансформацией в институциональных формах, которые в ней существуют. Поэтому важнейшим элементом при переходе от догоняющего развития к инновационному росту является институт защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, что позволит создать адекватную среду для инновационного развития1. Во-вторых, важнейшим условием модернизации является четкая постановка целей; выработка средств достижения указанных задач; минимизация затрачиваемых на их достижение средств и усилий. Таким инструментом являются разрабатываемые Правительством и различными Министерствами программы модернизации. В-третьих, модернизация - это этап своего рода адаптации, приспособления экономики и общества к условиям, в которых нынешняя социально-экономическая система не может эффективно функционировать и демонстрировать свою конкурентоспособность. Кризис 1998 г. показал односторонность индустриальной базы, ее существенное отставание в сфере высоких технологий и крайнюю неэффективность бюрократического аппарата.
Коленникова О.А.
к.э.н., с.н.с. ИСЭПН РАН
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: УСТАНОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ2
1. Понятие «модернизация экономики»
Провозглашенный руководством страны стратегический курс на модернизацию стимулировал в научных и деловых кругах дискуссию о том, что такое модернизация и каковы возможные пути модернизации экономики России3.
Словарное понятие «модернизация» означает изменения в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества4.
Применительно к экономике модернизация - это преобразование конкретных отраслей и всей структуры экономики на основе уже имеющегося передового опыта, в первую очередь, зарубежного. Это - реконструкция старых и строительство новых предприятий на базе современного оборудования, передовых технологий (технических, организационных, управленческих и т.д.) Реформирование отставших отраслей с тем, чтобы подтянуть их до мирового уровня эффективности и в итоге преодолеть техническое и технологическое отставание от стран-лидеров.
В современных условиях модернизация экономики - это комплексный процесс. Неслучайно понятие «модернизация экономики» чаще используется в широком смысле. Например, директор Центра исследований постиндустриального общества В. Л. Иноземцев определяет модернизацию так - «скоординированные усилия общества по преодолению нетерпимого отставания в экономической и социальной сферах, чреватого потерей конкурентоспособности страны и утратой ею экономических и политических позиций на мировой арене»5.
2. Очередная попытка реформировать экономику под лозунгом «модернизация»
За последние 25 лет курс на модернизацию - уже третья попытка реформирования экономики нашей страны с целью преодолеть нарастающее отставание от стран-лидеров, в первую очередь, США и стран Западной Европы. Попытки достичь этой цели проводились под разными лозунгами.
С середины 1980-х гг. таким лозунгом стала «перестройка», то есть преобразование советской экономики на современных принципах хозяйствования. Главной задачей было ускорение темпов экономического развития для сокращения наметившегося очевидного отставания. Приоритетной отраслью становилось отечественное машиностроение, на базе которого должна была быть проведена техническая и технологическая модернизация отраслей народного хозяйства. Ожидалось, что конверсия обеспечит перевод военных мощностей на выпуск гражданской наукоемкой продукции.
1 Ясин Е.Г. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации: докл. К IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. - М., 2008. - С. 5.
2 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 09-06-00187а).
3 См., например: Модернизация экономики: условия, предпосылки, шансы. Сб. статей и материалов. Вып. 1 и 2 / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2009; Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. - М., 2010. - № 10.
4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2007.
5 Иноземцев В.Л. Что такое модернизация и готова ли к ней Россия? // Модернизация экономики: условия, предпосылки, шансы. Вып. 1 / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2009. - С. 11.
В начале 1990-х гг. реформаторами был провозглашен лозунг «переход к рынку». Малопонятный большинству населения, по существу он предполагал целенаправленное движение в сторону более эффективной (чем советская) западной модели экономического развития путем копирования базовых принципов этой модели. Ожидалось, что либерализация экономики, разгосударствление, децентрализация госуправления и другие меры позволят в короткие исторические сроки создать на базе советской экономики конкурентоспособную экономическую систему. Ставка делалась на приватизацию, как механизм создания класса эффективных собственников, которые будут инвестировать в обновление производств и обеспечивать их конкурентоспособность на мировом рынке.
Предпринимавшиеся попытки различались по характеру намечаемых к реализации мер, да и политические и социально-экономические условия были иными, чем сегодня. Критерием же оценки успешности модернизации является конечный результат - место России в мировом рейтинге. По оценкам специалистов за последние десятилетия Россия не только не сделала рывка в индустриальном развитии, но исчерпала запас прочности, который был заложен в советской промышленности. Созданные за годы реформ новые производственные мощности и та часть бывших советских предприятий, которые смогли модернизироваться в целом не позволили российской экономике быть в числе индустриальных лидеров. Более того, Россия утратила даже те позиции, которые занимала в конце 1980-х гг., в период перестройки.
Таблица
Характерные особенности попыток модернизации экономики за последние 25 лет.
Перестройка Горбачева Переход к рынку 1990-х гг. Модернизация В.Путина-А.Медведева
Ускорение темпов обновления мат.-тех. базы предприятий. Повышение фондоотдачи, снижение энерго- и материалоемкости. Машиностроение приоритетная отрасль. Изменение структуры экономики за счет конверсии. Приватизация как механизм создания класса эффективных собственников, которые будут инвестировать в обновление производств и обеспечивать их конкурентоспособность. Переход на инновационный путь развития за счет: - воссоздания на современной базе разрушенных в 1990-е гг. отраслей; - технологическое обновление отстающих отраслей; - создание новых «прорывных» производств.
В настоящее время лидеры страны выдвинули новый лозунг - «модернизация экономики». Судя по государственным программам реформирования и развития отраслей экономики, первоначальным вариантом стратегического курса государства был переход российской экономики на инновационный путь развития. Но в ходе реализации конкретных программ реформирования, в первую очередь оборонных отраслей промышленности, похоже, постепенно пришло понимание, что рывок в инновационную экономику невозможен без воссоздания на современной базе фактически разрушенных в 1990-е гг. отраслей промышленности, таких как судостроение, электронная промышленность, а также без модернизации, то есть технологического обновления отстающих отраслей.
3. Каковы возможности России
Академик РАН А.Г. Аганбегян выделяет широкий спектр отраслей, которые позволили бы российской экономике вырваться на лидирующие позиции в мире. Первое место мы могли бы занять в нефтехимии и в производстве синтетических материалов; в глубокой лесопереработке; по выпуску региональных самолетов.
Второе-третье место: по энергомашиностроению; по строительству атомных станций и оборудования для них; по освоению космоса и по производству крупнотоннажных самолетов.
Четвертое место: по производству автомобилей; по разработке программного обеспечения; по производству мяса птицы.
В условиях кризиса с девальвацией рубля появились дополнительные возможности для модернизации - шанс импортозамещающим предприятиям занять освобождаемые импортом ниши, а также дополнительный стимул для развития экспортным предприятиям. Государство сегодня могло бы за счет дешевых инвестиционных кредитов быстро провести техническое перевооружение импортозамещающих предприятий, а также простимулировать предприятия, выпускающие на экспорт готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью1.
Нынешний курс на модернизацию в принципе подразумевает попытку государства конвертировать часть доходов от экспорта сырья, материалов в развитие производств с высокой добавленной стоимостью как традиционных, так и высокотехнологичных. Модернизация экономики в виде «полноводного» макропроцесса может быть запущена, если она будет наполняться многочисленными ручейками прогрессивных перемен на большинстве российских предприятий. Но возникает вопрос - каковы установки руководителей предприятий в отношении курса государства на модернизацию?
Не секрет, что руководящие кадры предприятий и организаций являются одними из главных субъектов управления экономикой. Эта та категория работников, чья деятельность запускает и производит преобразования на предприятиях и тем самым влияет на перемены, происходящие в российской экономике и обществе в целом. Они играют роль «передаточного звена» между той политикой, которую выстраивает государство, собственниками предприятий (включая государство) и трудовыми коллективами.
1 Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - С. 203-206.
4. Установки руководителей предприятий в отношении курса государства на модернизацию
Выяснить, каково отношение руководящих кадров российских предприятий к провозглашенному руководством страны курсу на модернизацию экономики, мы смогли благодаря проведенному нами экспертному опросу членов Международного клуба директоров (МКД). На 54-е заседание МКД в июне 2010 г. в Красноярске собрались 68 членов клуба из многих городов России: из Барнаула, Читы, Иркутска, Кемерово, Миасса, Новосибирска, Омска, Москвы, Дубны, Зеленограда, Нижнего Новгорода, Пятигорска, Рязани, Санкт-Петербурга и Тулы.
Мы задавали руководителям предприятий вопрос: «Государство провозгласило курс на модернизацию российской экономики. Понятны ли Вам практические меры к реализации намеченного курса?» Полученные ответы оказались таковы:
Практические меры мне понятны - 8%
Полной ясности нет, кое-что знаю из выступлений руководителей страны - 50%
Понятно только то, что относится к моему предприятию - 8%
Практические меры не понятны_- 34%
Итого 100%
Как свидетельствуют полученные ответы, ясности в отношении того, каким образом будет осуществляться модернизация, у директорского корпуса до сих пор нет. Почему?
В отличие от советской административно-командной системы управления народным хозяйством, когда решения принимались сверху и директивно спускались на предприятия для исполнения, сегодня возникла новая модель взаимоотношений бизнеса и государства. Предприятиями владеют разные категории собственников. Перед государством сегодня стоит непростая задача - собрать под знамена «модернизации» всех, от кого зависит ее реализация на практике. То есть попытаться «увязать» интересы различных потенциальных субъектов модернизации.
Позиция директоров объясняется тем, что какой-то реальной программы модернизации экономики на сегодняшний день нет. Первое, что сделано - выделены пять приоритетных отраслей: информационные технологии, энергосберегающие технологии, медицинские технологии и фармацевтика, космические технологии и коммуникация, атомная энергетика. Но специалисты обращают внимание, что до сих пор не проводится грамотная технологическая политика, а она - основа модернизации. Попытки осуществления масштабных технологических проектов, таких как, создание ракеты «Булава», системы ГЛОНАСС и др. свидетельствуют о том, что госаппарат не справляется с управлением такого рода проектами1.
На практике руководители страны делают ставку на предприятия оборонного комплекса, оптимизируя ОПК путем создания крупных интегрированных структур. Туда направляются значительные средства, в том числе на обновление материально-технической базы. Согласно принятым государственным программам, предполагается, что ОПК станет локомотивом перевода российской экономики на инновационные рельсы.
Интересно, что многие опрошенные нами директора предприятий, выпускающих оборонную продукцию, ответили, что как будет на практике реализовываться курс на модернизации им до сих пор не понятно.
Встает немаловажный вопрос: верят ли директора в успех начинаний государства? Надо сказать, что у них есть немало оснований сомневаться. Достаточно вспомнить провал политики конверсии, невыплаты по госзаказу и другие «пустые» обещания. Чтобы выяснить, как директора оценивают вероятность реализации намеченного государством курса на модернизацию, мы задали им вопрос: «Как Вы думаете, будут ли намерения государства на проведение модернизации российской экономики реализованы на практике?» Ответы оказались не слишком оптимистическими.
Да, модернизация российской экономики будет проведена в запланированные сроки - 4
Осуществят лишь часть задуманного - 81
Не сделаю ничего_- 15
Итого - 100
Достаточно осторожными оказались и ответы директоров на другой прожективный вопрос: «Как Вы думаете, каким будет результат реализации мер по модернизации российской экономики в течение ближайших 5-10 лет?»
Эффективность российской экономики существенно повысится - 30%
Все останется примерно таким же, как сейчас - 55%
Российская экономика будет деградировать_- 15%
Итого - 100%
В отличие от 1990-х гг. государство сконцентрировало в своих руках огромные ресурсы. Похоже, осторожность в оценках связана с другим: директоров беспокоит, сможет ли государство их эффективно использовать?
Зная, как никто другой, ситуацию на местах, имея опыт выживания в трудных условиях, директора понимают, что для «рывка» вперед требуются очень большие ресурсы и огромные усилия. «Ввязываясь» в крупные долгосроч-
1 Медовников Д.С., Виньков А.В., Имамутдинов Э.М., Механик А.Г., Розмирович С.Д. Технологическая модернизация промышленности России: отраслевой анализ // Модернизация экономики: условия, предпосылки, шансы. Вып.1 / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Центр исследования постиндустриального общества, 2009.
ные инвестиционные проекты, можно поставить под угрозу существование предприятий, судьбу трудового коллектива, а вместе с ним и статус директора.
Большинство трудностей, с которыми сталкиваются предприятия, лежат не столько внутри предприятий, сколько определяются внешней для них средой, включая влияние политики государства. Ведь стратегический курс государства реализуется в той или иной экономической политике, включая промышленную политику, налоговое и таможенное законодательство, регулирование рынка труда, подготовку кадров и многое другое. Как полагает ректор Академии народного хозяйства В. Мау, исторически Россия регулярно делала модернизацию, но все время военную, а никак не политическую и социальную, и это всегда кончалось плохо. В последние годы происходит попытка подменить институциональные реформы денежными вливаниями1.
Мы выясняли у членов МКД, как же сказывается на их предприятии нынешняя экономическая политика государства.
Сказывается положительно - 22%
Сказывается отрицательно - 37%
Никак не сказывается_- 41%_
Итого - 100%
Похоже, что в этих ответах лежит ключ к тому, почему директора сомневаются в результатах объявленной модернизации. Проводимые в последние годы исследования ситуации в российской промышленности показывают, что предприятия ориентируются не на перспективу, а на краткосрочные проекты.
На МКД-54 мы пытались путем анкетного опроса выявить наиболее актуальные направления перемен на предприятиях. Мы спрашивали директоров: «Как Вы считаете, какие преобразования необходимы на Вашем предприятии ?»
Как видно, преобразования, которые предстоит осуществить на предприятиях, охватывают многие сферы деятельности предприятий. Но для более половины членов МКД модернизация их предприятий - крайне актуальна. Проведение необходимых преобразований, по мнению директоров, затрудняют: во-первых, нехватка средств для реализации новых проектов, во-вторых, отсутствие экономических стимулов со стороны государства и, наконец, в-третьих -дефицит квалифицированных кадров.
Директора назвали в качестве основных проблем те, решение которых в большинстве случаев выходит за рамки собственно предприятий. И руководители многих предприятий и организаций, как бы они ни старались, не могут преодолеть эти трудности в короткие сроки. Они связаны с дефектами функционирования соответствующих институтов общества. Слабо работает рынок труда, нет фондов длинных денег, не создана нормальная страховая система и т.д.
Курс «сверху» на модернизацию российской экономики в принципе совпадает с желанием большинства предприятий и организаций «выскочить» из кризисной ситуации и начать устойчивый рост.
Лидеры страны сегодня трактуют модернизацию в очень широком смысле. Отсутствие ясно поставленных задач и разработанных конкретных мер дезориентирует тех, от кого зависит модернизация на практике. Несмотря на заявления первых лиц государства о неизменности курса на модернизацию, очередной лозунг, направленный на преобразование российской экономики - так и остается малопонятным лозунгом. Концепция государства еще только в стадии формирования, поиска целесообразных направлений. Так, президент России Дмитрий Медведев, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, изложил свое видение путей модернизации России, сформулировав его в десяти пунктах. Но выделенные десять пунктов не представляют собой какой-либо взаимосвязанной системы преобразований, а скорее набор отдельных проектов или мер, таких как проект «Сколково», вступление России в ВТО, создание совместно с иностранцами суверенного фонда инвестиций, развертывание широкополосного доступа к Интернету и другие меры2.
1 Мау В. Логика российской модернизации: исторические тренды и современные вызовы // Экономика переходного периода / Редкол. Е. Гайдар и др. - М.: Дело, 2010. - С. 23-57.
2 Осетинская Е., Лысова Т. Модернизация России по Медведеву // Ведомости. - М., 2011. - 26 января.
5. Какие преобразования необходимы на предприятиях
Изменение технологии производства Поиск новых форм сбыта Освоение новых товаров и услуг Повышение качества
Изменение кадровой работы и форм стимулирования персонала Повышение эффективности финансового менеджмента Изменения в структуре управления предприятием
- 52%
- 40%
- 52%
- 20%
- 32% -8%
- 40%
6. Заключение
Сегодня мы находимся на начальном этапе предстоящих преобразований: еще только идет процесс осознания разными политическими и экономическими субъектами нового пути развития общества, требующего значительных собственных усилий для осуществления серьезных преобразований.
Кумакова С.В.
к.э.н., профессор Поволжской академии государственной службы
Черников Е.А.
аспирант Поволжской академии государственной службы
ev067@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБКОНТРАКТАЦИИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В ЦЕЛЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В современных условиях развитие конкурентных отношений содействует активному формированию малого и среднего бизнеса, активизации таких процессов, как специализация, кооперация и интеграция малых, средних и крупных предприятий, что будет способствовать модернизации Российской экономики. Крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции. Значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг. Это позволяет всем участникам рынка добиваться высокого уровня специализации и при скоординированной кооперации повышать конкурентоспособность каждого члена, участвующего в ней как на уровне региона и федерации, так и международной арене.
Перед Правительством РФ стоит важная задача - изменить структуру малого и среднего бизнеса с помощью кластерной политики за счет увеличения доли малых предприятий, работающих в сфере обрабатывающей промышленности на субконтракте с крупными предприятиями. В 2010 году впервые на поддержку центров кластерного развития из федерального бюджета выделено 160 млн. рублей, а из бюджетов субъектов РФ - 60. Необходимость реализации мероприятий государственной и инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства нашла свое отражение в нормативно-правовых документах Правительства Российской Федерации (Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 - ФЗ от 24 июля 2007 года), а также субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется на федеральном уровне, в соответствии с программой Министерства экономического развития Российской Федерации, на региональном уровне - в рамках комплексных программ развития и поддержки малого и среднего предпринима-тельства1.
Деятельность органов власти, направленная на поддержку средних и малых предприятий и развитие субконтрактных отношений между ними, может быть эффективным механизмом формирования кластеров конкурентоспособности. В данной статье представлен механизм создания кластера на основе субконтрактации, исходя из стадий развития кластера, а также на основе поддержки государством субконтрактных отношений.
Подкомитет торгово-промышленной палаты РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий определяет субконтрактацию как способ организации производства с опорой на кооперационное взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса2. Субконтрактация - одна из форм общеизвестной производственной кооперации. Она представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ре-сурсов3.
Можно выделить три основные особенности субконтрактации: крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции; значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг4; возможность добиться высокого уровня специализации и при скоординированной кооперации повышать конкурентоспособность.
Участниками системы субконтрактации являются контрактор и субконтрактор. Контрактор - головное предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Производственный процесс предприятия-контрактора предусматривает передачу юридически самостоятельным организациям части работ. Суб-контрактор - предприятие, поставляющее по заказу контрактора необходимые комплектующие, выполняющее работы и т. д., то есть самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с распоряжениями контрактора и под его контролем часть работы, предназначенной для реализации третьим лицам (потребителям). В международной практике, как правило, рассматривается основной вариант, когда субконтрактор представляет собой малое или среднее узкоспециализированное предприятие.
1 Методическое пособие для малых и средних предприятий. - М., 2008. www.subcontract.ru
2 http://www.promcluster.ru
3 Субконтрактация - ключевой фактор стратегии экономического развития: аналит. обзор / Авт. сост. Л.А. Истомина, Л.К. Злотников, Т.П. Быкова. - Минск, 2007.
4 Портал органов власти Калужской области. - http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/ smallbussness/subcontract/what_is_ subcontr.php