Научная статья на тему 'Модернизация автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов'

Модернизация автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISES / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / АВТОВАЗ / AVTOVAZ / ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ / FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Гаджи Магомедович

В статье рассматриваются пути и методы решения актуальных проблем, связанных с модернизацией автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Гаджи Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Automobile Industry in the Context of Crisis Processes

The article examines the ways and means of solving urgent problems associated with the modernization of the automobile industry during the crisis.

Текст научной работы на тему «Модернизация автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов»

Гаджиев Гаджи Магомедович

аспирант кафедры маркетинга и менеджмента, Московский государственный технический университет «МАМИ» [email protected]

модернизация

промышленности в условиях кризисных процессов

автомобильной

_Аннотация

В статье рассматриваются пути и методы решения актуальных проблем, связанных с модернизацией автомобильной промышленности в условиях кризисных процессов.

Ключевые слова: кризис,модернизация, предприятия, промышленность, финансирование, АвтоВАЗ, финансово-промышленные группы

Мировой финансовый кризис, охвативший экономики всех стран мира в 2008-2009 гг. оказал угнетающее воздействие на спрос населения на автомобили. Процессы,происходившие в экономике страны, были беспрецедентны. В первую очередь в силу того, что в России недостаточный уровень сред-нетехнологичных отраслей высокого уровня, куда входит автомобилест-

...объемы падения автомобильной промышленности за период кризиса в Самарской области достигли 30%

роение. Например,объемы падения автомобильной промышленности за период кризиса в Самарской области достигли 30%. По меркам любого государства такое падение неизбежно должно было привести к банкротству. В этой ситуации правительство области сработало оперативно и без грубых ошибок. Был реализован антикризисный план, поддержанный со стороны правительства России. И теперь можно констатировать, что эти действия привели к положительным результатам.

Позитивные изменения на АвтоВАЗе

Какова сейчас ситуацию на АвтоВАЗе? Завод во многом длительное время определял экономику региона, и его фактический крах в начале в 2009 года был тяжелым ударом. В результате принятых антикризисных

мер ситуация на предприятии стабилизировалась, Работает уже второй этап программы утилизации старых автомобилей, В 2009 году завод выпустил около 600 тысяч машин, Это прекрасный результат, особенно если учесть, что одна сборочная линия закрыта и модернизируется, ведется всесторонняя подготовка к запуску новой линейки автомобилей совместно с «Рено-Ниссан», Одновременно завод вынужден решать проблемы с кредиторами, дочерними предприятиями, Но все видят и, соответственно, у всего региона появляются новые перспективы развития, Новые планы развития АвтоВАЗа предполагают, помимо всего прочего, совершенно иные требования к качественному уровню продукции компонентных производств и их инновационности, Ситуация очень непростая, и у нее есть свои нюансы, Ее позитивному развитию должно способствовать появление особой экономической зоны в Тольятти, Следовательно, местные производители автокомпонентов будут строить заводы в этой зоне, Регион должен стать одним из лидеров инновационного роста, Для этого есть все, В частности, большие надежды возлагаются на проект по созданию 1Т-парка «Жигулевская долина» в Тольятти, Этот проект получил высокую оценку на недавнем форуме «Единой России» в Нижнем Новгороде, Его по праву можно назвать проектом национального значения, В 2010 году предусмотрено финансирование первого этапа создания технопарка из федерального бюджета в объеме 600 млн рублей, Этот проект будет одним из самых знаковых для данного региона, Российские власти продолжат политику антикризисной поддержки национального автопрома, Об этом заявил

.. .большие надежды возлагаются на проект по созданию 1Т-парка «Жигулевская долина» в Тольятти

премьер-министр РФ Владимир Путин на конференции партии «Единая Россия» по стратегии развития Приволжского федерального округа,

Направления поддержки автопрома России

Совершенствованию поддержки производства в автомобильной промышленности России возможно осуществить следующими методами,

1. Стимулирование НИОКР и инвестиций с помощью налогового и таможенного стимулирования (установление налоговых стимулов по НИОКР и инвестициям в основной капитал, отмена таможенных пошлин на оборудование для автомобильной промышленности), с помощью частно-государственного финансирования НИР и инвестиций (разработка и осуществление программы развития дизелестроения, модернизации производственных мощностей за счет государства и частных инвесторов),

2. Содействие обеспечению производителей квалифицированными кадрами. Для этого необходима разработка новых учебных планов по профильным специальностям, соответствующих современным технологиям производства, оснащение учебных заведений соответствующим оборудованием и материалами, организация зарубежных стажировок для инженерного и управленческого персонала,

правительство планирует оказывать поддержку автопрому до полного удовлетворения рыночного спроса на автомобили

Целесообразным является использование механизмов частно-государственного партнерства для подготовки и повышения квалификации персонала, а также обеспечения учебных центров необходимым оборудованием. 3. Развитие режима промышленной сборки как одного из основных направлений импортозамещения. В рамках этого режима необходимо стимулирование трансфера передовых технологий, а также развитие производства автокомпонентов в России (в том числе путем повышения локализации затрат для сборочных производств в рамках режима промышленной сборки). Опыт зарубежных стран по развитию сборки иномарок свидетельствует о том, что высокий уровень локализации затрат и другие ограничения, накладываемые на иностранных производителей, не являются препятствием для сотрудничества иностранных и национальных компаний, если предоставляемые тарифные, налоговые и иные стимулы повышают доходность сборочных производств. По статистике, из 74 известных случаев применения ограничений по локализации, экспорту и инвестициям для автомобильной промышленности только в 4 случаях поставленные требования оказались слишком высокими и привели к перемещению производства за пределы стран. В большинстве случаев наблюдалась интеграция отечест-

венных и иностранных производителей, позволявшая привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы для развития национального автопрома и заимствовать результаты НИОКР.

Инвестиционные возможности для развития транспортного комплекса

Правительство планирует оказывать поддержку автопрому до полного удовлетворения рыночного спроса на автомобили. По словам премьер-министра, без развития и модернизации собственной промышленности Россия неизбежно увеличит сырьевую зависимость.

Первый этап программы утилизации «автохлама», на который было выделено 11 миллиардов рублей, проходил в марте-июне 2010 года. Любой желающий мог сдать автомобиль старше 10 лет и получить скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку нового отечественного авто. Второй этап, так же как и первый, предполагает выдачу 200 тысяч свидетельств на утилизацию старых машин.

Кроме того премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает передавать федеральные средства от грядущего повышения акцизов на бензин толь-

деиндустриализация может привести Россию к дальнейшему падению производства. В конечном итоге пострадает вся страна в целом

ко тем регионам, которые создадут дорожные фонды.

Деньги, которые будет получать в связи с увеличением акцизов федеральный бюджет, будут отдаваться только в те регионы, которые создадут региональные фонды. Таким образом государство пытается решить проблему финансирования регионов и добиться наполнения региональных фондов.

Новую схему финансирования строительства дорог планируется ввести с 2011 года, возродив систему дорожных фондов, источник наполнения которых будет четко определен. Так, на эти цели пойдут средства от увеличения акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на один рубль на один литр в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. Это увеличит долю инвестиционных возможностей для развития транспортного комплекса. Продолжение программы утилизации, с переходящим остатком этого года составит в следующем 2011 году 14 миллиардов рублей. ОАО "АвтоВАЗ" - одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы. Его производственные мощности позволяют выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год. В кризисном 2009 году продажи "АвтоВАЗа" снизились на 44% по сравнению с 2008 годом - до 349,49 тыс. машин.

Создание финансово-промышленных групп в отрасли

Не развивая, не модернизируя собственную промышленность, мы неизбежно увеличим сырьевую зависимость, теряем потенциал многих направлений науки и образования, наработанную в прошлом компетен-

большие надежды связываются с созданием в автомобильной отрасли финансово-промышленных групп

цию и окажемся в итоге в основании пирамиды международного разделения труда, Деиндустриализация может привести Россию к дальнейшему падению производства, В конечном итоге пострадает вся страна в целом, Необходимо провести модернизацию с наименьшими потерями, сделать ее привлекательной для людей и для бизнеса,

Несмотря на некоторое оживление, наметившееся в последнее время в экономике России по ряду макроэкономических параметров, общие негативные тенденции являются преобладающими в процессе управления хозяйствующими субъектами, В условиях радикальной трансформации экономики, которая осуществляется на фоне системного кризиса, усложнились и цели развития, Большие надежды связываются с созданием в автомобильной отрасли финансово-промышленных групп (ФПГ), которые объединят материальные и финансовые ресурсы и будут способны к инвестициям в модернизацию производства и разработку новых моделей, В настоящее время в России зарегистрировано шесть ФПГ и еще две находятся в стадии создания (среди них первая в автомобильной отрасли ФПГ с участием АО «АвтоВАЗ» и АО «КамАЗ»), Специалисты АО «АСМ-холдинг» совместно с АО «ГАЗ» завершают работу по проработке

и регистрации ФПГ «Нижегородские автомобили». Однако, по мнению Александра Ковригина, создание ФПГ не заставит автозаводы поменять структуру, что в настоящее время является ключевой задачей для выхода их из кризиса. ФПГ привлекательны для заводов, прежде всего, государственными льготами и поддержкой, что рыночной мерой повышения эффективности производства не назовешь. (В соответствии с указом Президента РФ от 05.12.1993 № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» предусматривается господдержка и ряд мер стимулирования создания и деятельности ФПГ, в частности, предоставление госгарантий для привлечения различных инвестиций и пр.).

Литература

1. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.

2. Баранников М.М., Пелих А.С. / Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие для вузов. - Ростов-н/Д.: ИЦ МарТ, 2004. - 512 с.

3. Технологическая модернизация промышленности России: отраслевой анализ. -М.: Экономика, 2007.

4. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. -3-е изд. - 2010. - 296 стр.

5. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Системный мониторинг: глобальное и региональное развитие, 2010. - 296 с.

Gaji M. Gajiyev

Postgraduate Student, Chair of Marketing and Management, Moscow State Technical University MAMI

Modernization of the Automobile Industry in the Context of Crisis Processes

_Abstract

The article examines the ways and means of solving urgent problems associated with the modernization of the automobile industry during the crisis. Keywords: crisis, modernization, enterprises, industry, funding, AvtoVAZ, financial and industrial groups

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.