11. См.: Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. — 20.02.2012. — http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html
12. См.: Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. — 27.02.2012. — http://www.mn.ru/politics/20120227/312 306749.html
13. Демократия и модернизация. К дискуссии о вызовах XXI века / Под ред. В.Л. Иноземцева — М.: Европа, 2010. — С. 65.
14. Национальный отчет Global Entrepreneurship Monitor — GEM «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem/
15. См., например: Совет Фонда «Сколково» подвел итоги работы за 2012 год / Community.sk.ru — http://community.sk.ru/press/b/ weblog/archive/2012/12/20/sovet-fonda-skolkovo-podvel-itogi-raboty-za-2012-god.aspx; Рябухин С.Н. На зарплаты сотрудников «Сколково» уходило более 1 млрд // Izvestia.ru: http://izvestia.ru/news/550410; Для международного научного сотрудничества: Итоги работы фонда «Сколково» в 2012 году: 700 компаний и 12,5 тыс. рабочих мест // Газета.ш — http://www.gazeta.ru/skolkovo/2012/12/18_a_ 4895709.shtml; Отчет о работе Фонда «Сколково» (апрель-май 2012) // Вестник инновационного и венчурного рынка. Venture-news. ru — http://www.venture-news.ru/video/28854-otchet-o-rabote-fonda-skolkovo-aprel-may-2012.html; Ежеквартальные финансовые отчеты Роснано — http://www.rusnano.com/about/highlights/financial-report; Годовые отчеты Роснано — http://www.rusnano.com/about/ highlights/annual-report; Сибирский силикон: какие ошибки Анатолий Чубайс допустил в «Роснано» // Forbes.ru: http://www.forbes. ru/kompanii/ekonomika/239505-sibirskii-silikon-kakie-oshibki-anatolii-chubais-dopustil-v-rosnano.
16. Сковородников А.П. Толерантность и коммуникативная культура педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Красноярск, 2005. 157 с.; См. также: Бурума Ян Защита прав большинства бессмысленна: Сложности мультикультурализма // Русский журнал 02.06.2011. http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Zaschita-prav-bol-shinstva-bessmyslenna; Европа между двух исламов: Сложности мультикультурализма // Русский журнал. — 23.09.2011. http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Zaschita-prav-bol-shinstva-bessmyslenna; Пределы толерантности // Росбалт. — 18.11.2009. http://www.rosbalt.ru/main/2009/11/18/689804.html
17. РПЦ выпустила учебник русского языка для мигрантов // Взгляд. Деловая газета. 03.07.2013. http://vz.ru/news/2013/773/639800. html
18. Алексеева В.А. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: «ПАНПРИНТ», 1998. — С. 555-556.
19. Соловьев В.С. Русская идея — Сб.: Русская идея. — М.: Республика, 1992. — С.187.
20. Солженицын А.И. Написано кровью: Интервью А.И. Солженицына журналу «Шпигель» // Известия — 24.07.2007. — http:// izvestia.ru/news/326900
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОтЕНЦИАЛ персонала: сОВРЕМЕННАя МОДЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИя
Э.А. Лутохина,
профессор кафедры экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь (г Минск), доктор экономических наук [email protected]
В статье представлена современная трактовка модернизации экономики и модернизации персонала, учитывающая условия глобализации. Рассматриваются характерные черты и особая роль модернизационного потенциала персонала, задачи и пути его формирования.
Ключевые слова: модернизация экономики, модернизация персонала, современная модель модернизационного потенциала персонала, модернизационная недостаточность.
УДК 005.95/96:316.422 ББК 65.291.6-18
Модернизация экономики стала в современных условиях признанным общенациональным приоритетом, как в нашей стране, так и во всех странах ЕврАзЭС. Никто уже не спорит о ее необходимости и неизбежности. Более того, модернизация уже идет. В качестве примера можно сказать о модернизации нефтехимической промышленности в Республике Беларусь. Или о разработке «супертяжелого» карьерного самосвала БелАЗ грузоподъемностью 450 т, который будет экспортироваться на рынки Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, азиатских стран. Первые модели этой машины сойдут с конвейера уже в 2013 году.
Дебаты идут в другом русле: какова должна быть модернизация в новых условиях. Так, социологические исследования российского профессора Н.Е. Тихоновой показывают, что «портрет» сторонников идеи модернизации в России
весьма разнообразен, притом их трактовки модернизации далеки от доминирующей в науке. «Большинство россиян в настоящее время, — отмечает профессор Н.Е Тихонова, подразумевают под модернизацией искоренение коррупции, обеспечение равенства всех перед законом, повышение эффективности работы системы управления и т.д. И лишь четверть их (выделено мною. — Э.Л.) считает важной стороной модернизационного проекта формирование инновационной экономики» [1, с. 137].
О серьезных проблемах персонала в условиях модернизации свидетельствуют и социологические исследования белорусских ученых. Так, почти 70% респондентов социологического опроса Института социологии НАН Беларуси фактором торможения назвали недостаток подготовленных кадров [1, с.197]. Что касается малых и средних предприятий, то «более 2/3 инновационно активных МСП испытывают ос-
4 1
трую потребность в кадрах для осуществления инновационной деятельности» [2, с 133].
Рассмотрение опыта модернизации экономики в современных условиях мирового развития приводит к мысли о том, что устоявшуюся трактовку экономической модернизации как «усовершенствование экономического объекта в соответствии с новыми техническими условиями» следует считать недостаточной. Модернизация, совершающаяся в условиях глобализации, не может не приобрести ряд отличительных особенностей, а это не может не сказаться на ее понимании и определении. Отметим некоторые особенности модернизации в условиях развития процессов глобализации.
Во-первых, обратим внимание на то, что «догоняющая» модель, по определению, предполагает, будто развитые страны поджидают отставших, ждут догоняющих. Однако в наше время весь мир, в том числе и, пожалуй, даже в первую очередь, развитые западные страны сами радикально трансформируются. Догонять и имитировать в условиях глобализации — значит заведомо обрекать себя на отставание.
Во-вторых, условия глобализации требуют от модернизации не просто обновления национальной экономики, а включения ее в активные мирохозяйственные связи. При отсутствии или недостаточности надежных конкурентных преимуществ в условиях растущей глобальной конкуренции национальной экономике очень трудно выжить.
В-третьих, глобализация происходит на основе пионерных достижений современной научно-технической революции. Для процессов модернизации это означает необходимость использования и адаптации таких новых научно-технических достижений, которые бы обеспечивали весомое приращение конкурентного потенциала данной национальной экономики.
В-четвертых, условия глобализации, связанные с невиданным ускорением, обусловленным информационными технологиями, требуют от модернизации обеспечения возрастающей мобильности: производственной, организационной, управленческой и пр.
Наконец, в-пятых, модернизация с использованием современных новаций НТР совершенно невозможна без соответствующего персонала — креативного, инновационного, управленческого, репродуктивного. Это означает, что современная модернизация должна своей внутренней составляющей иметь модернизацию персонала.
В основе современной модернизации — распространение, диффузия инноваций, созданных на основе современной НТР. Модернизация с такой основой не может ограничиваться только технологией и техникой производства. Поэтому современная модернизация неизбежно втягивает в своё неспокойное, бурное русло другие составляющие экономического процесса — финансы, маркетинг, конструкторские, дизайнерские работы и, конечно, управление, короче — всю экономику, а это значит, весь персонал, приобретая тем самым диффузную особенность.
Современную модернизацию экономики, на
наш взгляд, следует определить как процесс диффузии и адаптации пионерных наукоёмких инноваций, направленный на рост конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования и национальной экономики в условиях глобализации.
Однако диффузия (лат. diffusion — разлитие, проникновение) инноваций, как и их адаптация в разных сферах и отраслях осуществляются только человеком, людьми. Без человека не может быть в экономике инноваций, притом даже при наличии новых результатов науки и при миллиардных инвестициях.
Один пример. Известно, что серьезнейшей проблемой современного здравоохранения являются инсульты. Они в считанные часы превращают в инвалидов больше 80% пострадавших. Однако уже сегодня медицинская наука и техника способны сделать прорыв и отвести казалось бы неизбежные трагедии. Так, в российском НИИ им. Склифо-совского смогли вдвое (!) увеличить частоту выздоровления таких больных. Вопросы оборудования решить теперь несложно, были бы деньги. Проблема, оказывается, состоит в другом: где взять столько специалистов, способных внедрить, освоить и работать с новыми технологиями, когда не хватает даже простых участковых врачей.
Стало очевидным, что главной силой в современной экономике являются не материальные и денежные средства, как при классическом рынке, а креативная и инновационная энергия и, следовательно, те люди, которые ею владеют. Не зря шведские ученые Нордстрем К. и Риддерстале Й. в подзаголовке своей книги выразительно написали: капитал пляшет под дудку таланта» [3].
Таким образом, поскольку новая техника, как и новейшие технология не появляются и действуют без человека, притом специально подготовленного для этого, ведущим фактором модернизации, на наш взгляд, следует признать модернизационный потенциал и активность персонала. Но эта важная особенность и проблема современной модернизации далеко не всегда учитывается в теории, в управлении и на практике, что служит одной из сильных причин торможения нашего модернизационного развития.
Осуществление модернизации не может опираться на традиционный потенциал персонала, характерный для индустриальной эпохи. Новая эпоха и новая экономика, в основе которой — инновации, требует новых способностей и новых качеств личности, т.е. требует нового личностного потенциала работников, который в условиях модернизационного этапа развития можно назвать модернизационным. Под модернизационным потенциалом персонала, на наш взгляд, следует понимать обладание персоналом достаточной совокупностью способностей и возможностей для активного осуществления модернизационной деятельности.
Предлагаемый подход к модернизационному потенциалу предполагает его многокомпонентность. Выделим основные его составляющие. Основополагающей компонентой модернизационного потенциала становится компетентность. При этом в компетентность включаются три важнейших взаимосвязанных элемента: 1) компетенция, 2) операционно-навыковые способности и умения, 3) ценностно-мотивационная обеспеченность.
Другой особенностью потенциала, думается, следует назвать склонность к обновлению, и, следовательно, неприятие рутинности. Без этого человек окажется в полной власти привычек и не сможет быть модернизационно активным.
Важной составляющей модернизационного потенциала являются творческие способности. Осуществление модернизации является ведь новым делом, при котором могут возникать непредвиденные вопросы и осложнения, требующие творческого подхода.
С этим связана еще одна особенность. Чтобы решиться на модернизацию, требуется предвидение возможного ее результата с конкретным учетом ресурсов и условий. Для этого необходима способность и умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию в аспекте будущего.
Модернизация напрямую связана с новизной, поэтому практическое ее осуществление может потребовать и зачастую требует новых знаний, умений и навыков. Это означает, что в потенциале работников и персонала в целом должна быть способность не только к обучению, но, что сложнее, — к переобучению. Далеко не каждый чело-
век способен к этому. Ведь здесь нужны особые усилия по преодолению сразу нескольких «порогов», три из которых особенно высокие и трудные:
1) порог безразличия к новому, неизвестному и непредсказуемому;
2) порог устоявшихся привычек к освоенному, к известному уже без справочников и инструкций;
3) порог внутреннего сопротивления изменениям и переменам.
Высокая способность идти на риск — еще одна особенность модернизационного потенциала персонала. Результат внедрения и освоения нового предсказать определенно и надежно трудно, ибо на этом пути могут возникать разные неожиданности. Поэтому высокую способность к риску следует, на наш взгляд, также считать необходимой составляющей модернизационного потенциала.
В качестве следующей особенности отметим адаптивность, высокую трудовую и производственную мобильность персонала. Эти качества необходимы потому, что процесс модернизации может потребовать изменения этапов, порядка осуществления, перестройки в структуре и т.п. Возможность не растеряться в таких ситуациях, приспособиться, перестроиться обеспечивается названными способностями человека.
Наконец, модернизационный потенциал может полностью обесцениться отсутствием еще одного компонента. Таковым служит высокая степень мотивированности персонала.
Следует еще раз подчеркнуть, что техника и технологии, даже самые новейшие, в действительности изменяют экономику только тогда, когда это делают люди. А люди станут делать это тогда, когда у них сформируется сильная мотивация к обновлению, к модернизации.
В особо сильном мотивировании нуждаются, прежде всего, креативные усилия тех людей, которые добывают новые знания, создают новую технику и технологии. Однако сильная мотивация требуется и для тех, кто осуществляет инновации и проводит модернизацию. Выше было подчеркнуто, что для осуществления модернизации человеку приходится преодолеть, по крайне мере, три трудных порога . И удастся это только тогда, когда у него появится достаточно сильная мотивация к такому преодолению. Притом здесь важны отнюдь не только материальная, но и нематериальная — социальная, а также морально-эмоциональная мотивация и стимулирование [4].
В экономике все взаимосвязано и взаимообусловлено. Недостаточность, недоразвитость одного из звеньев модернизационного процесса служит основой недостаточности следующего за ним звена. При такой ситуации последовательно связанные звенья модернизации экономики складываются в такую общую цепочку зависимостей, которой, на наш взгляд, можно дать название: «порочный круг модернизационной недостаточности». «Порочный круг» отражает ситуацию, при которой недостаточность развития одного звена рассматриваемой цепочки явлений вызывает недостаточность следующего ее звена, а оно, в свою очередь, предопределяет недостаточность звена, следующего за ним, и т.д., образуя тем самым круговую зависимость негативного характера.
Недостаточность модернизационного потенциала персонала как начальное звено рассматриваемого «порочного круга» представляет собой недостаточность развития способностей и качеств работников, необходимых для обеспечения успешного ведения процесса модернизации экономики.
В результате такого функционирования модернизацион-ная недостаточность персонала на основе экономических взаимозависимостей способна сформировать совокупную
недостаточность модернизации экономики. В условиях глобализирующейся конкуренции эти явления чреваты серьезными последствиями для экономической устойчивости и безопасности, притом не только отдельных субъектов хозяйствования, но и для экономики страны в целом.
Зависимости рассматриваемого «порочного круга» имеют, на наш взгляд, следующую последовательность:
— недостаточная развитость модернизационного потенциала работников -недостаточная возможность практического использования недоразвитого потенциала работников в модернизационном процессе;
— недостаточность модернизационных усилий персонала;
— недостаточность модернизационных результатов;
— консервация устаревшего уровня производства;
— низкий уровень экономической эффективности;
— низкий уровень доходов предприятий и работников;
— недостаточность средств для получения современного наукоёмкого образования, обеспечивающего эффективную современную модернизацию;
— и вновь: недостаточность модернизационного потенциала персонала.
Если этот «круг» не прерван, то при его повторяемости складывается ситуация, которая, как отмечено выше, может вызвать к жизни функционирование еще более мощного «порочного круга», способного не только ослабить, но и сокрушить современное инновационное развитие, особенно необходимое нашим странам — странам ЕврАзЭС .
В мировой экономике, как известно, происходит формирование производственной системы нового, шестого технологического уклада. Переход от пятого, информационного технологического уклада, который превалирует в экономике развитых странах, к новому укладу, основой которого становятся нано- и биотехнологии, означает коренное изменение в структуре факторов известной производственной функции. Известно также, что в экономике России, Белоруссии и Казахстана — стран ЕврАзЭс, преобладающим является не только не пятый (информационный), а четвертый уклад, опирающийся на устаревшие уже технологии.
Это обстоятельство создает немало особенностей и проблем для осуществляемой нашими странами модернизации, и, прежде всего, для модернизации персонала. Его модернизация должна стать не «догоняющей», а опережающей, наукоёмкой. В противном случае переход на рельсы нового, шестого технологического уклада окажется закрытым, поскольку недостаточность модернизации персонала, требующей, что понятно, весьма больших средств и новых подходов, превратится в преграду, в «ловушку» на пути к новому технологическому укладу [5].
Таким образом, многокомпонентность потенциала, необходимого персоналу для успешной модернизационной деятельности, обусловливает особую сложность задач по его формированию. Из проведенного выше анализа становится ясно, во-первых, то, что задачи эти по сути — междисциплинарные, т.к. их решение требует научного обеспечения на основе взаимодействия специалистов разного профиля знаний — экономистов, управленцев, социологов, психологов, педагогов и пр.
Во-вторых, становится очевидным и то, что эффективное решение такой задачи требует мобилизации немалых финансовых ресурсов, затрат, связанных с переобучением и повышением квалификации подавляющей части персонала.
В-третьих, необходима особая, опережающая модернизация системы образования, которая должна стать наукоёмкой и креативно ориентированной.
В-четвертых, на этом пути необходима еще одна модернизация — обновление и адаптация мотивационно-стиму-
лирующеи системы, ее выразительная переориентация на дарственного управления, притом в интеграционных ус-
повышение мотивации и умелое стимулирование модерни- ловиях — на уровне ЕврАзЭс, поскольку интеграционный
зационных усилий персонала. успех в современных условиях в значительной мере оп-
В-пятых, взаимосвязанное решение всех этих задач, ределяется результативностью процессов модернизации
чтобы стать эффективным, требует программного госу- экономики этих стран.
Литература
1. Тихонова Н.Е. Человеческий потенциал российских модернистов и перспективы модернизации в России // Тегга ekonomicus. — 2012. — Т.10. — №1.
2. Социальные проблемы становления инновационной экономики в Беларуси / Под ред. Г.Н. Соколовой. — Минск: Наука, 2008. — 287 с.
3. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. — СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. — 278 с.
4. Лутохина Э.А. Морально-эмоциональная мотивация в инновационной экономике. — Минск // Проблемы управления. — 2010. — №3. — С. 73-77.
5. Лутохина Э.А. Мотивационно-стимулирующее регулирование инновационного развития: сила и власть мотивов. — Минск: Академия управления. — 2013. — 226 с.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
С.П. Киселева,
заместитель заведующего кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью
Государственного университета управления (Наро-Фоминск, Московская обл.),
кандидат экономических наук, доцент [email protected]
Статья посвящена проблеме потенциальной опасности инновационного развития, которая обусловлена информационной природой образования и развития инновационных систем. Изложен подход к пониманию инновационной системы и инновационного развития с позиции развития инновационных систем, а также развития жизненного цикла инновационных систем с позиции процессов созидания и разрушения. Обозначена неэквивалентность созиданий и разрушений на разных информационных уровнях с точки зрения энергетических затрат и производства энтропии при развитии инновационных систем. Представлена обобщенная модель устойчивого развития инновационной системы с учетом взаимосвязи информационных и энерго-энтропийных преобразований.
Ключевые слова: инновация, информация, инновационная идея, инновационное поле, инновационная система, инновационный процесс, окружающая среда, созидание, разрушение, устойчивое развитие, экологическая безопасность, экология, энтропия
УДК 332.14 ББК 65.05
Сегодня осознана важность знаний как основного ресурса устойчивого экономического роста и новых знаний как необходимого условия для инновационного развития. Активно развивается научное направление «экономика знаний» наряду с расширением масштабов социально-экономического и политического влияния этой сферы на общество в целом. Сегодня признано, что информация создает условия для более эффективного использования существующих ресурсов и способна снизить уровень их потребления. Однако необходимо отметить излишний оптимизм в оценках возможностей прикладного использования новых знаний в целях инновационного развитии на фоне недооценки его последствий для окружающей среды. Это проявляется в том, что вопросы экологической безопасности инновационного развития сегодня сводятся в основном к обеспечению экологической безопасности непосредственно жизненного цикла инноваций. Видение развития инновационных процессов лишь в рамках жизненного цикла инновации проглядывается и при решении многих других вопросов в сфере управления инновационным развитием. Такой подход игнорирует информационную природу рождения инновации, согласно которой каждая новая инновационная идея представляет собой информационное образование с опре-44
деленными информационными характеристиками. Каждая новая инновационная идея априори обещает масштабные преобразования, выходящие далеко за пределы жизненного цикла инновации в пространственно-временном аспекте, обусловленные особенностями и закономерностями развития информационных процессов. [4; 7; 8]
Появление и реализация инновационной идеи в инновационном поле сопровождается более значительными преобразованиями для природы и общества, нежели мы привыкли себе это представлять (вернее, нежели нам удобно себе это представлять). С момента появления инновационной идеи в инновационном поле инновационная идея начинает формировать на информационном уровне «свое пространство» в целях реализации жизненного цикла инновации. Инновационная идея на различных этапах своей реализации, подобно магниту, начинает «притягивать» кадры, определяет появление нужной инфраструктуры, заставляет изменять нормативно-правовую базу, определяет необходимость создания нового методического и информационного обеспечения ее реализации, определяет сектор потребителей, требует создания новой системы обслуживания инновационного продукта (услуги) и его утилизации после использования, формирует новые научные и образовательные сообщества