МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Д. Черноусова
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Изменение характера производства, быстрая смена базовой информации, возрастание в общественном производстве отношений «человек-человек» и другие факторы потребовали изменения всей идеологии образовательной деятельности, пересмотра критериев качества образования. Адекватным ответом образовательной политики государства на изменившиеся социально-экономические условия стало формирование нового образовательного пространства, в котором на смену профессионально-квалификационному подходу пришел компетентностный подход, при котором критерием качества образования признана социальная и профессиональная компетентность специалиста.
Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.
В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятельности, идеально преобразует его. Уже в 1971 году Д. Белл утверждал: «Понятие «постиндустриальное общество» делает упор на центральную роль теоретического знания как оси, вокруг которой выстраивается новая технология, экономический рост и новая стратификация общества» (Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea. The Coming of Post-Jndustrial Society, Social Forecasting. New York, 1973. P.20).
Массовые социологические исследования неизменно показывают воздействие уровня образования на психологические и социальные характеристики личности. Согласно прогнозам экспертов, в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкуренции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится 70-85 % прироста ВВП [1, С 11-16].
Внедрение новых технологии, информатизация и автоматизация производства вносят такие изменения в профессиональный труд, для осуществления которых необходимо развитие многосторонних и универсальных способностей.
В последнее время в качестве важнейшей функции системы образования выделяют становление интеллектуальной культуры личности: в про-
цессе образования человек должен не просто получить некоторую сумму знаний, а научиться самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения. «Одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние, активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе, производственной» [2, С 112].
Создание в современном российском обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни, соответствующая корректировка и модернизация общего и профессионального образования с сохранением его традиционных форм, гуманизация, гуманитаризация и «социализация» образования — это необходимые шаги на пути к формированию профессионально компетентной личности — работника XXI в., профессионала.
Важнейшим направлением реформирования российской высшей школы становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования [3].
Значительную роль в фундаментализации образования должно сыграть усиление методологической подготовки студентов, формирование методологической культуры выпускников вузов. Это означает, что процесс высшего профессионального образования должен быть ориентирован не просто на освоение конкретных теорий и прикладных дисциплин, но осваивал принципы мышления, основные проблемы, области применения теорий.
Фундаментализация образования должна осуществляться за счет более строгого отбора материала, анализа содержания и выделения его основных инвариантов, более широкой отсылкой к справочной и другой вспомогательной литературе.
Особо важное значение в процессе фундаментализации играет информатизация образования. Как отмечают специалисты, информатизация образования имеет ряд несомненных достоинств: она может способствовать расширению мира личности, развитию тех потенциальных возможностей, которые заложены в личности, развить гибкость мышления, развивая адаптивные механизмы личности, предоставить ей выход на новый уровень образования, подключив к мировым образовательным стандартам.
В связи с появлением компьютера и массовым внедрением новейших информационных технологий в образовательную систему последняя зна-
чительно меняет свою форму. Образовательная система дополняется новым чрезвычайно важным компонентом - системой Интернет, - которая оказывается между преподавателем и студентом. С этого времени студент сам участвует в формировании своей информационной среды, что повышает его ответственность. Насколько он справится с этой новой ситуацией, покажет будущее.
Однако уже сегодня ясно, что усложнение существующей схемы преподаватель-студент и образование новой системы преподаватель-компьютер-студент это не столько количественное изменение структуры образовательного процесса, сколько начало нового качества образования. Новый этап развития информационной технологии позволяет студенту расширить информационное поле, по существу сделать его практически безграничным, а далее предоставляет возможность решать творческие задачи, передавая компьютеру другие, чисто вычислительные задачи.
В целом информатизация образования открывает широкие возможности не только для студентов, но и для преподавателей, поскольку преподаватели получают новые возможности для развития личности обучаемого, сопоставления различных образовательных программ, с тем, чтобы выбрать наиболее оптимальную из них.
Не менее методически интересна предоставляемая преподавателю возможность создать необходимую обучающую среду, способствующую активизации студентов. Наконец, информатизация образования позволяет подключить к обучению новейшим дисциплинам всех желающих независимо от географического положения и возраста, если они имеют соответствующую информационную технологию. Усложняющиеся информационные технологии, применяемые к образованию, ставят по-новому старую проблему продуктивного и репродуктивного в мышлении и обучении. Информационные технологии не только «берут» на себя решение многих задач репродуктивного характера, но и способствуют развитию мышления, формируют новый механизм индуктивной деятельности студента. Как справедливо предположила в связи с этим Л. А. Микешина, «по-видимому, радикальные изменения в сфере обучения и образования в целом, формирующие новый интеллект, - это в значительной мере программы, разрабатывающие приемы и операции преобразования коренной интуиции» [4]. И поскольку интуиция - сложная, малоизученная сфера бытия мысли, перед исследователями открываются новые возможности продуктивного использования информационных технологий.
Тем самым информатизация - это не только один из путей генерализации знания и образования, но можно сказать, главное, магистральное направление развития интеллектуальной и технологической деятельности человека.
Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе.
Важной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.
Библиографический список
1. Жуков А. Д., Канаев Н. М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. — Новосибирск, 1995. — С. 8.
2. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / П. Н. Новиков, В. М. Зуев. - М., Аспект Пресс. 2007. - 38 с.
3. Филиппов В. М., Чистохвалов В. Н. Российское высшее образование: На пути переменю. / В. М. Филиппов, В. Н. Чистохвалов. - М.: Вестник РУДН. Сер.: Философия., 2003. - № 2. - С.8.
4. Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. — М.: Наука, 1996.