Научная статья на тему 'Модернизационные аспекты профессионального образования'

Модернизационные аспекты профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизационные аспекты профессионального образования»

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Д. Черноусова

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Изменение характера производства, быстрая смена базовой информации, возрастание в общественном производстве отношений «человек-человек» и другие факторы потребовали изменения всей идеологии образовательной деятельности, пересмотра критериев качества образования. Адекватным ответом образовательной политики государства на изменившиеся социально-экономические условия стало формирование нового образовательного пространства, в котором на смену профессионально-квалификационному подходу пришел компетентностный подход, при котором критерием качества образования признана социальная и профессиональная компетентность специалиста.

Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме того, ему необходимо постоянно адаптироваться к новым знаниям и технологиям, совершенствовать свою квалификацию. Систематическое повышение квалификации, профессиональное и личностное совершенствование становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью.

В основе профессионального и социального развития личности лежит знание. В знании человек овладевает объектом своей творческой деятельности, идеально преобразует его. Уже в 1971 году Д. Белл утверждал: «Понятие «постиндустриальное общество» делает упор на центральную роль теоретического знания как оси, вокруг которой выстраивается новая технология, экономический рост и новая стратификация общества» (Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea. The Coming of Post-Jndustrial Society, Social Forecasting. New York, 1973. P.20).

Массовые социологические исследования неизменно показывают воздействие уровня образования на психологические и социальные характеристики личности. Согласно прогнозам экспертов, в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкуренции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится 70-85 % прироста ВВП [1, С 11-16].

Внедрение новых технологии, информатизация и автоматизация производства вносят такие изменения в профессиональный труд, для осуществления которых необходимо развитие многосторонних и универсальных способностей.

В последнее время в качестве важнейшей функции системы образования выделяют становление интеллектуальной культуры личности: в про-

цессе образования человек должен не просто получить некоторую сумму знаний, а научиться самостоятельно и нестандартно мыслить, творить, брать на себя ответственность за принятые решения. «Одной из важнейших функций образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему базисное состояние, активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе, производственной» [2, С 112].

Создание в современном российском обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни, соответствующая корректировка и модернизация общего и профессионального образования с сохранением его традиционных форм, гуманизация, гуманитаризация и «социализация» образования — это необходимые шаги на пути к формированию профессионально компетентной личности — работника XXI в., профессионала.

Важнейшим направлением реформирования российской высшей школы становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования [3].

Значительную роль в фундаментализации образования должно сыграть усиление методологической подготовки студентов, формирование методологической культуры выпускников вузов. Это означает, что процесс высшего профессионального образования должен быть ориентирован не просто на освоение конкретных теорий и прикладных дисциплин, но осваивал принципы мышления, основные проблемы, области применения теорий.

Фундаментализация образования должна осуществляться за счет более строгого отбора материала, анализа содержания и выделения его основных инвариантов, более широкой отсылкой к справочной и другой вспомогательной литературе.

Особо важное значение в процессе фундаментализации играет информатизация образования. Как отмечают специалисты, информатизация образования имеет ряд несомненных достоинств: она может способствовать расширению мира личности, развитию тех потенциальных возможностей, которые заложены в личности, развить гибкость мышления, развивая адаптивные механизмы личности, предоставить ей выход на новый уровень образования, подключив к мировым образовательным стандартам.

В связи с появлением компьютера и массовым внедрением новейших информационных технологий в образовательную систему последняя зна-

чительно меняет свою форму. Образовательная система дополняется новым чрезвычайно важным компонентом - системой Интернет, - которая оказывается между преподавателем и студентом. С этого времени студент сам участвует в формировании своей информационной среды, что повышает его ответственность. Насколько он справится с этой новой ситуацией, покажет будущее.

Однако уже сегодня ясно, что усложнение существующей схемы преподаватель-студент и образование новой системы преподаватель-компьютер-студент это не столько количественное изменение структуры образовательного процесса, сколько начало нового качества образования. Новый этап развития информационной технологии позволяет студенту расширить информационное поле, по существу сделать его практически безграничным, а далее предоставляет возможность решать творческие задачи, передавая компьютеру другие, чисто вычислительные задачи.

В целом информатизация образования открывает широкие возможности не только для студентов, но и для преподавателей, поскольку преподаватели получают новые возможности для развития личности обучаемого, сопоставления различных образовательных программ, с тем, чтобы выбрать наиболее оптимальную из них.

Не менее методически интересна предоставляемая преподавателю возможность создать необходимую обучающую среду, способствующую активизации студентов. Наконец, информатизация образования позволяет подключить к обучению новейшим дисциплинам всех желающих независимо от географического положения и возраста, если они имеют соответствующую информационную технологию. Усложняющиеся информационные технологии, применяемые к образованию, ставят по-новому старую проблему продуктивного и репродуктивного в мышлении и обучении. Информационные технологии не только «берут» на себя решение многих задач репродуктивного характера, но и способствуют развитию мышления, формируют новый механизм индуктивной деятельности студента. Как справедливо предположила в связи с этим Л. А. Микешина, «по-видимому, радикальные изменения в сфере обучения и образования в целом, формирующие новый интеллект, - это в значительной мере программы, разрабатывающие приемы и операции преобразования коренной интуиции» [4]. И поскольку интуиция - сложная, малоизученная сфера бытия мысли, перед исследователями открываются новые возможности продуктивного использования информационных технологий.

Тем самым информатизация - это не только один из путей генерализации знания и образования, но можно сказать, главное, магистральное направление развития интеллектуальной и технологической деятельности человека.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе.

Важной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

Библиографический список

1. Жуков А. Д., Канаев Н. М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. — Новосибирск, 1995. — С. 8.

2. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / П. Н. Новиков, В. М. Зуев. - М., Аспект Пресс. 2007. - 38 с.

3. Филиппов В. М., Чистохвалов В. Н. Российское высшее образование: На пути переменю. / В. М. Филиппов, В. Н. Чистохвалов. - М.: Вестник РУДН. Сер.: Философия., 2003. - № 2. - С.8.

4. Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. — М.: Наука, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.