Научная статья на тему 'МОДЕРНИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГАСТРОНОМИИ КАК ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА'

МОДЕРНИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГАСТРОНОМИИ КАК ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТУРИЗМ / МОДЕРНИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ГАСТРОНОМИЯ / МАРИНЕТТИ / МАНИФЕСТ / РАСТИТЕЛЬНОЕ МЯСО / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ГАСТРОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолаев Владимир Александрович

Статья посвящена футуризму, имеющему гастрономическое направление. В связи с этим, автором рассматриваются различные модернистские течения в приготовлении, подаче и употреблении пищи в рамках футуристических принципов - отказа от старого и разработки революционных решений. Зарождение футуризма в качестве авангардного направления в искусстве оказало влияние практически на все сферы общественной жизни. Маринетти, основоположник футуризма (в гастрономии, в том числе), призывал отказаться от ряда привычных продуктов и атрибутов при употреблении пищи, обосновывая данные подходы в своих Манифестах. Возникновение модернистских направлений в гастрономии обусловило возможность появления молекулярной кухни, гастро-астрономизма и др., в рамках которых исследователи пытались создавать действительно что-то новое, отличающееся от известного, вероятностного в качестве революционно-гастрономического решения, что отвечает признакам футуризма. Автором предложен термин «футуристическая гастрономия», обозначающий совокупность гастрономических правил, направленных на изменения в будущем. Многие методы приготовления и употребления пищи дошли и до наших дней, интегрировав в повседневность, в гастрономическую культуру. Дальнейшее развитие модернистских направлений диктует современное состояние гастрономии, обусловленное обеспокоенностью возможного дефицита ресурсов на планете, перенаселения, и, следовательно, потенциального голодания значительной части населения. В этом отношении, инновационные и революционные направления определяют виды гастрономического футуризма (направление гастрономической культуры - авторский термин), проявляющегося в изобретении все новых способов сокращения негативного влияния на ресурсы планеты с возможностью удовлетворения пищевых запросов населения. Несмотря на то, что появившиеся технологии единичны, они могут стать элементом повседневности в будущем, как наиболее экологичные способы получения и приготовления пищи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIST TRENDS IN GASTRONOMY AS SIGNS OF FUTURISM

Тhe article is devoted to futurism, which has a gastronomic direction. In this regard, the author examines various modernist trends in cooking, serving and eating food within the framework of futuristic principles - the rejection of the old and the development of revolutionary solutions. The emergence of futurism as an avant-garde trend in art has influenced almost all spheres of public life. Marinetti, the founder of futurism (including gastronomy), called for abandoning a number of familiar products and attributes when eating, justifying these approaches in his Manifestos. The emergence of modernist trends in gastronomy led to the possibility of the emergence of molecular cuisine, gastro-astronomy, etc., within which researchers tried to create something really new, different from the known, probabilistic as a revolutionary gastronomic solution, which meets the signs of futurism. The author suggests the term «futuristic gastronomy», which denotes a set of gastronomic rules aimed at changes in the future. Many methods of cooking and eating have reached our days, integrating them into everyday life, into the gastronomic culture. The further development of modernist trends dictates the current state of gastronomy, due to concerns about the possible shortage of resources on the planet, overpopulation, and, consequently, the potential starvation of a significant part of the population. In this regard, innovative and revolutionary trends determine the types of gastronomic futurism (the direction of gastronomic culture is the author's term), manifested in the invention of new ways to reduce the negative impact on the resources of the planet with the ability to meet the nutritional needs of the population. Despite the fact that the technologies that have appeared are isolated, they can become an element of everyday life in the future, as the most environmentally friendly ways of obtaining and cooking food.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГАСТРОНОМИИ КАК ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА»

УДК 316.74

Ермолаев Владимир Александрович

доктор технических наук, доцент,

профессор кафедры биотехнологии и производства продуктов питания, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия ermolaevvla@rambler. ru Vladimir A. Ermolaev

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Biotechnology and Food Production,

Kuzbass State Agricultural Academy

ermolaevvla@rambler. ru

МОДЕРНИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ГАСТРОНОМИИ КАК ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА

MODERNIST TRENDS IN GASTRONOMY AS SIGNS OF FUTURISM

Аннотация. Статья посвящена футуризму, имеющему гастрономическое направление. В связи с этим, автором рассматриваются различные модернистские течения в приготовлении, подаче и употреблении пищи в рамках футуристических принципов - отказа от старого и разработки революционных решений.

Зарождение футуризма в качестве авангардного направления в искусстве оказало влияние практически на все сферы общественной жизни. Маринетти, основоположник футуризма (в гастрономии, в том числе), призывал отказаться от ряда привычных продуктов и атрибутов при употреблении пищи, обосновывая данные подходы в своих Манифестах.

Возникновение модернистских направлений в гастрономии обусловило возможность появления молекулярной кухни, гастро-астрономизма и др., в рамках которых исследователи пытались создавать действительно что-то новое, отличающееся от известного, вероятностного в качестве революционно-гастрономического решения, что отвечает признакам футуризма.

Автором предложен термин «футуристическая гастрономия», обозначающий совокупность гастрономических правил, направленных на изменения в будущем.

Многие методы приготовления и употребления пищи дошли и до наших дней, интегрировав в повседневность, в гастрономическую культуру. Дальнейшее развитие модернистских направлений диктует современное состояние гастрономии, обусловленное обеспокоенностью возможного дефицита ресурсов на планете, перенаселения, и, следовательно, потенциального голодания значительной части населения.

ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/

В этом отношении, инновационные и революционные направления определяют виды гастрономического футуризма (направление гастрономической культуры - авторский термин), проявляющегося в изобретении все новых способов сокращения негативного влияния на ресурсы планеты с возможностью удовлетворения пищевых запросов населения. Несмотря на то, что появившиеся технологии единичны, они могут стать элементом повседневности в будущем, как наиболее экологичные способы получения и приготовления пищи.

Ключевые слова: футуризм, модернистские направления, гастрономия, Маринетти, манифест, растительное мясо, экологичность, футуристическая гастрономия

Annotation. The article is devoted to futurism, which has a gastronomic direction. In this regard, the author examines various modernist trends in cooking, serving and eating food within the framework of futuristic principles - the rejection of the old and the development of revolutionary solutions.

The emergence of futurism as an avant-garde trend in art has influenced almost all spheres of public life. Marinetti, the founder of futurism (including gastronomy), called for abandoning a number offamiliar products and attributes when eating, justifying these approaches in his Manifestos.

The emergence of modernist trends in gastronomy led to the possibility of the emergence of molecular cuisine, gastro-astronomy, etc., within which researchers tried to create something really new, different from the known, probabilistic as a revolutionary gastronomic solution, which meets the signs of futurism.

The author suggests the term "futuristic gastronomy", which denotes a set of gastronomic rules aimed at changes in the future.

Many methods of cooking and eating have reached our days, integrating them into everyday life, into the gastronomic culture. The further development of modernist trends dictates the current state of gastronomy, due to concerns about the possible shortage of resources on the planet, overpopulation, and, consequently, the potential starvation of a significant part of the population.

In this regard, innovative and revolutionary trends determine the types of gastronomic futurism (the direction of gastronomic culture is the author's term), manifested in the invention of new ways to reduce the negative impact on the resources of the planet with the ability to meet the nutritional needs of the population. Despite the fact that the technologies that have appeared are isolated, they can become an element of everyday life in the future, as the most environmentally friendly ways of obtaining and cooking food.

Keywords: futurism, modernist trends, gastronomy, Marinetti, manifesto, vegetable meat, environmental friendliness, futuristic gastronomy

Введение.

Течение авангардного искусства «футуризм» (от англ. «future» -будущее) возникло и развивалось в период 1910-1920-х гг. в Италии и России, и оказало влияние не только на архитектуру, литературу, живопись, но и на гастрономическую культуру. Произведения, которые были созданы футуристами, отличались, как правило, необычной формой, в рамки которой помещалось обыденное содержание.

Футуризм как направление обозначился с выходом в свет произведения писателя, идеолога фашизма и основателя футуризма Филиппо Маринетти «Красный сахар», написанного им в рамках указанного течения [7]. В 1909 году он выпускает «Манифест футуризма», где были определены характерные особенности футуризма, которые представляли собой отказ от прошлого и взгляд, направленный в будущее. Уже в 1912 году состоялась первая художественная выставка футуристов, что свидетельствует о быстром распространении течения в Италии.

В этот же период времени, в 1910-1911-е гг., футуризм стал популярен в и России как культурное направление в обществе, преимущественно, недовольным современностью [5].

Можно назвать характерные черты футуризма, которые определены в соответствующей литературе:

- новизна и эксперименты, в том числе и в отношении формы;

- уход от традиций и норм;

- революционность, бунтарство, отрицание прекрасного в искусстве;

- воспевание технологий, культа города, омоложения общества [6].

Зарождение футуризма в гастрономии.

Модернистский подход к приготовлению пищи в XXI столетии оформляется благодаря двум явлениям: nouvelle cuisine - французскому новаторскому движению 1970-х и молекулярной гастрономии - научному осмыслению кулинарии [10]. Во многом, благодаря этим течениям, мы получили технологические инновации, фьюжн, деконструкцию блюд, внедрение промышленных методов на профессиональных кухнях, новые ингредиенты и техники, мультисенсорное сопровождение трапезы с помощью музыки, цвета посуды и ароматов.

Хотя во Франции, например, понятие «nouvelle cuisine» уже использовали дважды: в первой половине XVIII и в конце XIX века. Термин «молекулярная и физическая гастрономия», который вместе изобрели физик Николас Курти и химик Эрве Тис), несмотря на свое необычное название, имеет под собой основания.

Книги по экспериментальной кулинарии издавались и ранее, а шеф-повара, которые работали в рамках этих направлений, стали больше выходить за рамки привычного, создавая новую эстетику и применяя научные знания. Некоторые из них продолжили называть собственный стиль молекулярным, другие этот термин не приняли и вместо этого именовали

свою кухню авангардной, техноэмоциональной, экспериментальной, прогрессивной, конструктивистской или просто новой.

Однако еще до появления nouvelle cuisine и термина «молекулярная и физическая гастрономия», в самом начале XX века, Гийом Аполлинер -французский поэт, деятель авангарда, изобрел термин «сюрреализм» и создал новое кулинарное искусство, которое в честь французского астронома Жозефа Лаланда он назвал гастро-астрономизмом [2].

Г. Аполлинер сразу заявляет, что «гастро-астрономическая кухня ни в коем случае не ставит своей целью утоление голода. Даже наоборот, пробуя новаторские блюда, лучше вовсе не иметь аппетита; именно поэтому на первом гастро-астрономическом ужине, состоявшемся в Дон-ле-Сонье в конце прошлого сентября, не подавали аперитив» [2]. В тот день в меню входили свежие фиалки с лимонным соком, морской черт с эвкалиптом, стейк, приправленным табаком вместо соли и перца, перепела в лакричном соусе, салат с маслом грецкого ореха и граппой, сыр реблошон с мускатным орехом и фрукты.

Прогрессивные взгляды Аполлинера дали старт появлению «обновленного кулинарного искусства», которое стало необходимым, по мнению Ж. Менкава, в существующей повседневности гастрономического искусства [16]. Интересно, что, по мнению современников, футуристические эксперименты Менкава были весьма приятны и пользовались успехом не столько за необычность концепции, сколько за необычность вкуса.

В начале 1920-х гг. основатель футуризма Томазо Маринетти и его соратники решили полностью поддержать новый режим, внедренный с приходом к власти Б. Муссолини. Каждое начинание и каждая реформа нового правительства сопровождались соответствующими футуристическим инициативами. В ответ на развитие военной авиации появились аэро-поэзия, аэро-картины и прочее аэро-творчество. Т. Маринетти в этот период времени также выпустил «Манифест футуристической кухни» [9] с призывами избавиться от старых традиций, в частности, - отказаться от макарон, поскольку, если интерпретировать с современной точки зрения, употребление в пищу этих продуктов приводит к проблемам со здоровьем, в том числе и к ожирению.

Также, основатель футуризма полагал, что люди мечтают и действуют согласно тому, что они едят и пьют. Поэтому, чтобы изобретать, в еде любой ценой следует придерживаться абсолютной оригинальности. Маринетти считал, что с этой целью, необходимо отказаться от столовых приборов, поскольку человек должен тактильно ощущать пищу, которую он употребляет.

Главной идеей Манифеста был призыв отказаться от традиций, а вместо этого следует создавать сложные химические соединения, ароматизированные порошки и таблетки, гармония которых удовлетворяет воображение прежде, чем пища в таком виде будет съедена.

ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/

Идеи футуристического манифеста резонируют с тем, что происходит в ресторанах, начиная с 1970-х: упразднение заурядности и обыденности, экспериментирование и абсурдные, на первый взгляд, сочетания. По сути, Маринетти предлагает делать то, что сегодня и так постоянно происходит на кухнях - проработка новых блюд. В некоторых ресторанах есть R&D-лаборатории, где повара каждый день выходят за рамки нормального, тестируют разные гипотезы и сочетания, чтобы в итоге создать что-то необычное.

В результате таких призывов стали распространяться футуристические банкеты и открылся первый ресторан в Италии - Santopalato (Святая тарелка), который работает до сих пор и удивляет своих гостей необычными сочетаниями в меню [20].

В дальнейшем, Ф.Т. Маринетти и Луиджи Коломбо (под псевдонимом Филлиа) издал книгу, La cucina futurista, с гораздо большим количеством рецептов, чем в манифесте (которые теперь называются формулами), более глубоким развитием концепций футуристической кухни и рефлексией общественного мнения о новой кулинарной концепции [8].

По мнению футуристов, идеальная трапеза требует:

1. Гармоничного сочетания, всякий раз оригинального, убранства стола (хрусталя, посуды и проч.) со вкусом и цветом блюд.

Сегодня многие рестораны креативно подходят к выбору посуды и приборов, чтобы раскрыть свои идеи. Достаточно обратить внимание, например, на ресторан El Celler de Can Roca, где в сете при подаче используются глобус и бонсай [17].

Некоторые шефы находят производителей посуды, чтобы творить совместно [15] (чикагский ресторан Alinea, имеющий три звезды Мишлен).

2. Абсолютной оригинальности блюд.

В наше время этот пункт многие шефы считают для себя строго обязательным. Оригинальных блюд стало очень много, повара любят их изучать, копировать, делать оммажи (работы-подражания).

3. Изобретения вкусных пластических комплексов, чтобы оригинальная гармония их формы и цвета питала взгляд и возбуждала фантазию.

4. Упразднения вилок и ножей при поедании пластических комплексов, поскольку эти блюда способны подарить долабиальное осязательное наслаждение.

В современном мире отказ от приборов имеет место в некоторых ресторанах, а также, в рамках национальной гастрономической культуры. (Азия, Африка и др.).

5. Использования искусства ароматов, пробуждающего желание попробовать блюдо. Футуристы считали, что каждому блюду должен предшествовать свой аромат, который гость должен ощутить, прежде чем его разгонит гигантский вентилятор. Шеф Хестон Блюменталь с ними согласен. В его ресторане The Fat Duck при подаче взбитого яйца с зеленым чаем и

ISSN 2686-8350 https://social-economic.ru/

водкой официант разбрызгивал аэрозоль с ароматом лайма. Другой шеф, Йозеф Юссеф, подавал блюдо «Рожденный в Папуа - Новой Гвинее». Оно было завернуто в пакет, наполненный дымными ароматами. Перед поеданием он разрезался - и всё облако вырывалось прямо в лицо гостю.

6. Умеренного использования музыки в перерывах между сменами блюд. Это было необходимо для того, чтобы, как полагали футуристы, при помощи музыкального сопровождения стирался вкус предыдущего блюда, но при этом чувствительность ко вкусам не терялась.

7. Этот пункт - как продолжение предыдущего, - свидетельствует о необходимости умеренно использовать музыку в течение трапезы в качестве усилителя вкуса блюд.

8. Запретить за столом красноречие и разговоры о политике. Популярность набирают безмолвные обеды, которые продвигают простые идеи молчания и концентрации на еде.

9. Быстро проносить в перерыве между блюдами под носом и перед глазами едоков блюда, которые им предстоит съесть, и те, которые они есть не будут, возбуждая любопытство, удивление и фантазию.

10. Создавать синхронные гастрономические «приманки» с несколькими разными вкусами, которые нужно попробовать практически одновременно. Это создаст эффект присутствия и наполненности. Знакомо нам в виде амюс-буше (amuse-bouche).

11. По мнению Маринетти, на кухне должен находиться научный инструментарий в виде озонаторов, ультрафиолетовых ламп, коллоидных мельниц, центрифуг и проч., которые позволят придать новый вкус блюду (например, наполнить его запахом озона), получить мельчайшие частицы продукта, разделить смеси и т.д.

Полагаем, что идеи футуристов прижились и работают даже лучше, чем они могли себе это представить. Маринетти не столько думал о еде, сколько о провокации. Порвать с наследием, вывести из зоны комфорта, шокировать — вот были его главные задачи. Еда при этом могла играть второстепенную роль.

Современные же повара, создавая необычные блюда, стремятся сочетать и форму, и вкус.

Таким образом, несмотря на то, что футуризм в области гастрономии предполагал единичные эксперименты, хотя и стремился к внедрению принципов в повседневность, можно говорить о том, что характер этого культурного течения обусловил появление некой области, которая гармонично встраивается в гастрономическую культуру общества.

И, действительно, невозможно представить себе общество без экспериментов в области пищи, в том числе это касается как ее получения, так и приготовления, и употребления. Поэтому, полагаем, что целесообразно в данном случае, ввести термин «футуристическая гастрономия» в качестве гастрономического направления повседневной культуры общества,

обозначающего способы, правила и принципы получения, потребления и рефлексии по поводу пищи, направленные на изменения в будущем.

Современные модернистские направления в гастрономии.

Сегодня пищевая промышленность - общий знаменатель основных экологических катастроф: глобальное потепление, засуха, уничтожение лесов, нехватка воды, голод. Белковая еда животного происхождения была нашим основным источником питания несколько тысяч лет, и именно ее производство во многом влияет на изменение климата.

Поэтому главными трендами ближайших десятилетий станут, по мнению ученых, растительная еда, применение технологий и искусственного интеллекта в производстве пищи и настройка индивидуальных пищевых характеристик продукта [3].

Итак, замена животных продуктов на растительные - первый пункт в смене пищевой парадигмы.

В начале 2021 года сотрудничество McDonald's и Beyond Meat привело к разработке McPlant Burger, в состав которого, помимо растительной котлеты, входят растительный сыр и майонез, а также овощи. В рамках пилотного он продавался в Скандинавии и Канаде.

По сравнению с обычным продуктом растительный вариант:

- производит на 90% меньше выбросов парниковых газов,

- требует на 46% меньше энергии и на 99% меньше воды,

- на 93% меньше влияет на использование земли.

В России тоже появляются компании, для которых важна экологическая ситуация в мире. Например, в нашей стране растительное мясо производит компания Greenwise. В московском ресторане Good Food Bowl готовят только из растительных ингредиентов.

Американский стартап Eat Just разработал растительное яйцо под названием Just Egg. Оно продается в двух видах: замороженные лепешки и жидкость.

Вторым пунктом смены пищевой парадигмы становится использование искусственного интеллекта (ИИ) в создании растительной замены продуктам животного происхождения.

Так, например, сейчас появляются инновационные производства, предлагающие способ получения еды, основанный на применении растительных компонентов с использованием возможностей искусственного интеллекта. Технологическая компания NotCo выпускает растительные альтернативы на базе искусственного интеллекта Giuseppe.

Использование ИИ основано на том, что осуществляется поиск химических аналогов компонентов животного происхождения в сфере растительных.

При этом ИИ не только используется в производстве, но и в составлении меню для ресторанов. В качестве примера можно назвать шеф-

повара-аватара московского ресторана SHE (Саша SHE). Нейронная сеть была заранее обучена принимать решения, как реальный шеф-повар [11].

Третьим пунктом изменений является использование технологий воспроизведения - получение продукта в лабораторных условиях и/или с помощью SD-принтеров.

Несмотря на создание способов получения аналогов мяса из растительного сырья, ученые также пытаются воссоздать животные продукты без использования самих животных. Например, сюда можно отнести имитацию мяса на основании разработок и технологий в тканевой инженерии и стволовых клеток. Такое мясо можно не только выращивать, но и контролировать качественные показатели [18].

Необходимость создания таких продуктов продиктовано не только гуманным отношением к животным, но и необходимостью защиты человека от некачественного, бесполезного, а, порой, и вредного продукта, вызывающего антибиотикорезистентность у человека.

Компания Redefine meat производит немясные продукты, которые выглядят, пахнут, имеют структуру и сочность, как у настоящей говядины [19]. «Мясо» Redefine Meat производится из относительно простых ингредиентов - трех источников растительного белка, жира и воды. Вместо экструзии или прессования компания использует SD-печать для придания своим продуктам более реалистичной текстуры и ощущения во рту. Имитируются не только волокна мяса, но и то, как жир и вода удерживаются в мясной матрице.

В России на пищевом SD-принтере печатают пока только в одном ресторане - в московском Twins Garden. Например, при воспроизводстве кальмара используются растительные продукты, добавки. После выхода продукта он приготавливается, как обычный кальмар.

Нужно отметить, что компании, пытающиеся выращивать мясо или создавать растительные продукты как имитацию животных, не ставят своей задачей обеспечение питанием вегетарианцев, более глобальной целью является замена продуктов на растительные/лабораторные, что может сократить количество заболеваний, возникающих по причине употребления некачественного мяса, содержащего тяжелый металлы [14], негативное влияние на землю, количество выбросов в атмосферу и т.д., и, как следствие, сохранить ресурсы планеты для будущих поколений.

Четвёртый пункт изменения пищевой модели - персонализированная медицина и нутрициология.

На сегодняшний день, отношение к питанию у людей изменяется в пользу персонализации и функциональности, иными словами, обращается внимание на то, как пища влияет на состояние здоровья. В связи с этим, можно отметить появление и предполагаемое дальнейшее развитие технологий и методик, которые позволяют получать от человека генетические данные и, на основе этого, с учетом внешних факторов,

формировать персональные диеты, которые как раз и будут являться функциональными для конкретного организма.

Анализируя современную ситуацию с тенденцией к персонализации и функцонализации питания в качестве направлений гастрономической культуры [12; 13], можно говорить о развитии целых категорий области приготовления пищи, соответствующих ресторанов, меню, способов употребления пищи и т.д. [1].

Заключение.

Подводя итоги, можно говорить о том, что футуризм занимает значимое место в гастрономии [4], определяя существование модернистских направлений в этой области общественной культуры. Появление указанного направления в искусстве обусловило его распространение и на другие культурные сферы общественной жизни, в том числе и на способы приготовления пищи, виды сервировки и употребления, то есть на гастрономическую культуру.

Однако в момент зарождения футуристической гастрономии нельзя было говорить о том, что это может быть частью повседневной культуры, тем не менее, с течением времени те или иные способы, обращенные к пище (приготовление, подача, атрибутика и др.), приживаются в обществе и переходят в разряд обыденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современная гастрономическая практика показывает, что и сегодня футуризм имеет место - инновационные или модернистские направления развития гастрономии, предполагающие революционные решения и отказ от старых канонов, ориентированы на внедрение практик будущего уже сейчас.

Литература:

1. Абаева, А. Еда будущего: красная икра из соков, SD-печать кальмара из бобов и ваш ИИ-диетолог. - 2021. https://knife.media/future-food/ (дата обращения 19.09.2022).

2. Аполлинер, Г. Т. S. Несобранные рассказы. О художниках и писателях: статьи; литературные портреты и зарисовки / Пер. А.Н. Смирнова и др. - М.: Книжный Клуб, 2011. - 46 с.

3. Егорова, С.В., Ахматзиаева М.М., Ростегаев Р.С. Растительная пища будущего // ADVANCED SCIENCE. сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза, 2018. - С. 1S4-137.

4. Ермолаев, В. А. Гастрономия: история вопроса в социокультурном контексте / В. А. Ермолаев // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 2 (70). - С. 62-70.

5. Лазарева, Е.А. Судьбы футуризма в Италии и России во 2-й половине 1910-х - 1930-е годы: автореферат дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2011. - S4 с.

6. Лозовая, Л.В. Футуризм: эстетическое осмысление проблем цивилизации // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы

современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. - 2016. - С. 315-317.

7. Маринетти, Ф.Т. Битва у Триполи / Пер. и предисл. Вадима Шершеневича. -М.: Универс. б-ка, 1915. - 79 с

8. Маринетти, Ф.Т. Как соблазняют женщин. Кухня футуриста (Come Si Seducono Le Donne. La Cucina Futurista) / Пер. И. Ярославцева; ред. О. Поляк. - М.: Текст, 2017. - 192 с.

9. Маринетти, Ф.Т. Манифест футуристической кухни / Пер. А. Ямпольская // Иностранная литература. - 2008. - № 10. - С. 217-226.

10. Монеткина В. Футуризм в кулинарии // Neue Zeiten. - 2009. - № 1 (091). http://neuezeiten. rusverlag.de/2009/08/03/futurizm-v-kulinarii/ (дата обращения 19.09.2022).

11. Нечеловеческая кухня: как ИИ научился готовить и стал шеф-поваром московского ресторана https://skillbox.ru/media/code/nechelovecheskaya-kukhnya-kak-ii-nauchilsya-gotovit-i-stal-shefpovarom-moskovskogo-restorana/ (дата обращения 19.09.2022).

12. Сидоренко, М. Ю. Персонифицированное питание: монография. -М. : Изд-во ДеЛи плюс, 2016. - 192 с.

13. Сидоренко, М. Ю., Стройкова, А.С. Методология проектирования персонифицированных рационов питания с учетом механизма психологической мотивации потребителя // Товаровед продовольственных товаров. - 2012. - № 10. - С. 24-28.

14. Содержание тяжелых металлов в продуктах скотоводства / Н.Г. Фенченко [и др.] // Инновации в экологии, охране окружающей среды и пути их реализации. Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции, посвященной году экологии и особо охраняемых природных территорий. - Бирск, 2017. - С. 118-123.

15. Alinea https://crucialdetail.com/collections/all/Alinea (дата обращения 19.09.2022).

16. Dalla Bona, F. O manifesto da cozinha futurista // Revista interfaces. - 2016. - Vol. 2. - № 25. - Pp. 42-52.

17. El Celler de Can Roca https://cellercanroca.com/ (дата обращения 19.09.2022).

18. Raizel R. In Vitro Meat // The New York Times. - 2005. https://www.nytimes.com/2005/12/11/magazine/in-vitro-meat.html (дата обращения 19.09.2022).

19. Redefine Meat https://www.redefinemeat.com/ (дата обращения 19.09.2022).

20. Santo Palato https://www.cntraveler.com/restaurants/rome/santopalato (дата обращения 19.09.2022).

Literature:

ISSN 2686-835Q https://social-economic.ru/

1. Abayeva, A. Food of the future: red caviar from juices, 3D printing of squid from beans and your AI nutritionist. - 2021. https://knife.media/future-food / (accessed 19.09.2022).

2. Apollinaire, G. T. 3. Uncollected stories. About artists and writers: articles; literary portraits and sketches / Per. A.N. Smirnova et al. - Moscow: Book Club, 2011. - 46p.

3. Egorova, S.V., Akhmatziaeva M.M., Rostegaev R.S. Plant food of the future // ADVANCED SCIENCE. collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference: in 2 hours - Penza, 2018. - pp. 134-137.

4. Ermolaev, V. A. Gastronomy: the history of the issue in the socio-cultural context / V. A. Ermolaev // Bulletin of Culture and Arts. - 2022. - № 2 (70). - Pp. 62-70.

5. Lazareva, E.A. The fate of futurism in Italy and Russia in the 2nd half of the 1910s - 1930-syears: abstract of dis. ... cand. art criticism. - M., 2011. - 34p.

6. Lozovaya, L.V. Futurism: aesthetic understanding of the problems of civilization // Donetsk readings 2016. Education, science and modern challenges. Materials of the I International Scientific Conference. Under the general editorship of S.V. Bespalova. - 2016. - pp. 315-317.

7. Marinetti, F.T. The Battle of Tripoli / Trans. and preface. Vadim Shershenevich. - M.: University of b-ka, 1915. - 79 p.

8. Marinetti, F.T. How women are seduced. The Futurist's Kitchen (Come Si Seducono Le Donne. La Cucina Futurista) / Per. I. Yaroslavtseva; ed. O. Polyak. -M.: Text, 2017. -192 p

. 9. Marinetti, F.T. Manifesto offuturistic cuisine /Per. A. Yampolskaya // Foreign literature. - 2008. - No. 10. - pp. 217-226.

10. Monetkina V. Futurism in cooking // Neue Zeiten. - 2009. - № 1 (091). http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/08/03/futurizm-v-kulinarii / (accessed 19.09.2022).

11. Inhuman cuisine: how AI learned to cook and became a chef of a Moscow restaurant https://skillbox.ru/media/code/nechelovecheskaya-kukhnya-kak-ii-nauchilsya-gotovit-i-stal-shefpovarom-moskovskogo-restorana / (accessed 19.09.2022).

12. Sidorenko, M. Y. Personalized nutrition: monograph. - M. : Delhi Plus Publishing House, 2016. - 192 p.

13. Sidorenko, M. Yu., Stroikova, A.S. Methodology of designing personalized diets taking into account the mechanism of psychological motivation of the consumer // Commodity specialist of food products. - 2012. - No. 10. - pp. 24-28.

14. The content of heavy metals in cattle products / N.G. Fenchenko [et al.] // Innovations in ecology, environmental protection and ways of their implementation. Collection of scientific papers of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Ecology and Specially Protected Natural Territories. - Birsk, 2017. - pp. 118-123.

15. Alinea https://crucialdetail.com/collections/all/Alinea (accessed 19.09.2022).

16. Dalla Bona, F. O manifesto da cozinha futurista // Revista interfaces. -2016. - Vol. 2. - No. 25. - Pp. 42-52.

17. El Celler de Can Roca https://cellercanroca.com / (accessed 19.09.2022).

18. Raizel R. In Vitro Meat // The New York Times. - 2005. https://www.nytimes.com/2005/12/11/magazine/in-vitro-meat.html (accessed 19.09.2022).

19. Redefine Meat https://www.redefinemeat.com / (accessed 19.09.2022).

20. Santo Palato https://www.cntraveler.com/restaurants/rome/santopalato (accessed 19.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.