Научная статья на тему 'ГАСТРОНОМИЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ГАСТРОНОМИЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
867
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЯ / ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИЕМ ПИЩИ / ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ / РЕФЛЕКСИЯ / ПИЩЕВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЭТНОС / НАРОД / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолаев В.А.

В статье исследуется феномен гастрономии в качестве объекта анализа с точки зрения культурологии; рассмотрена характеристика гастрономии с позиции феномена культуры повседневности; приведен анализ научных работ современных исследователей. Автором установлено, что такая категория, как «гастрономическая культура», употребляется в настоящее время в двух значениях. Во-первых, это обобщенная характеристика определенного порядка в приготовлении и потреблении тех или иных блюд. Во-вторых, гастрономическая культура - это характеристика уровня соответствия определенному эталону питания. Поведение конкретной личности не только в общественных, но и в частных, неформальных ситуациях напрямую зависит от того, как и в какой мере ей были усвоены те или иные культурные принципы и нормы. Гастрономия тоже выполняет аналогичную функцию. Гастрономическая культура подтверждает социальную структуру, а также поддерживает сложившийся в обществе порядок. Ведь на самом деле во всех случаях есть рамки, при переходе через которые будет потеряна идентичность с сообществом. С позиции культурного наполнения гастрономия (гастрономическая культура) является системой норм, правил, принципов и ценностей, выраженных в приготовлении и приеме пищи, а также рефлексии пищевой повседневности. В статье определены структурные элементы гастрономической культуры: во-первых, это комплекс продуктов питания, которые являются типичными для этой гастрономической культуры, во-вторых, это способы приготовления блюд и, наконец, в-третьих, это рефлексия над процессами их приготовления и употребления. Автором рассмотрены функции гастрономической культуры: регулятивная, дисциплинирующая и некоторые другие. Функции, которые являются родовыми для гастрономической культуры, это регуляция системы питания (именно нормативный аспект рассматриваемой нами культуры находится в данном случае на центральной позиции) и функция маркера статуса человека. Такой феномен, как гастрономическая культура, имеет, как известно, свойство комплексности. Характер этой культуры в разные периоды времени менялся, ведь в ходе ее эволюционного развития базовыми становились разные факторы. Формирование полноценной системы гастрономической культуры относится к эпохе Нового времени и происходит под влиянием роста индивидуального начала в культуре и процессов складывания национальных государств. В заключение автором приведено собственное уточненное понятие гастрономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRONOMY AS AN OBJECT OF CULTURAL ANALYSIS

The article deals with the phenomenon of gastronomy as an object of analysis from the point of view of culturology. The characteristics of gastronomy from the standpoint of the phenomenon of the everyday culture are considered. The analysis of scientific works of modern researchers is given. It has been established that such a category as gastronomic culture is currently used in two meanings. First, it is a generalized characteristic of a certain order in the preparation and consumption of certain dishes. Second, gastronomic culture is a characteristic of the level of compliance with a certain standard of nutrition. The behavior of a particular person, not only in public but also in private, informal situations, directly depends on how, to some extent, certain cultural principles and norms have been learned. Gastronomy also performs a similar function. Gastronomic culture confirms the social structure, and also maintains the established order in society. From the point of view of cultural content, gastronomy (gastronomic culture) is a system of norms, rules, principles and values expressed in the preparation and eating of food, as well as the reflection of food everyday life. The structural elements of the gastronomic culture are defined: first, it is a complex of food products that are typical for this gastronomic culture, second, these are the ways of preparing dishes, and, finally, third, this is a reflection on the processes of their preparation and consumption. The functions of gastronomic culture are considered. The formation of a full-fledged system of gastronomic culture dates back to the era of the New Age and occurs under the influence of the growth of the individual principle in culture and the processes of the formation of national states. In conclusion, the author gives his own clarified concept of gastronomic culture.

Текст научной работы на тему «ГАСТРОНОМИЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

12. Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. A Review of Facebook Research in the Social Sciences // Perspectives on Psychological Science. - 2012. - № 3. - P. 203-220.

References

1. Guk A.A. Evolyutsiya sovremennogo foto-, videolyubitel'stva i razvitie sotsial'noy aktivnosti lyudey informatsionnogo obshchestva [The evolution of modern photo and video amateurism and the development of social activity of people in the information society/ Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 48, pp. 97-103. (In Russ.).

2. Kirillova N.B., Pestova A.V. "Virtual'nyy chelovek" kak fenomen novoy sotsiokul'turnoy tsivilizatsii ["Virtual Man" as a Phenomenon of a New Socio-Cultural Civilization]. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 2017, vol. 7, no. 4A, pp. 628-641. (In Russ.).

3. Krestinina E.S., Chernyshov Yu.G. Ispol'zovanie internet-blogov i «sotsial'nykh setey» v rossiyskoy publichnoy politike [The use of Internet blogs and "social networks" in Russian public policy]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Altai State University], 2008, no. 4-3(60), p. 291. (In Russ.).

4. Martirosyan K.M. Simvolicheskiy kapital i personal'naya identichnost' [ymbolic capital and personal identity]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 14, pp. 108-113. (In Russ.).

5. Maksimova T.O. Blog v internet-kommunikatsii: struktura, funktsii, literaturnyy potentsial [Blog in Internet communications: structure, functions, literary potential]. Vestnik Cherepovetskogo Gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2017, no. 1, pp. 124-130. (In Russ.).

6. Selivanov V.V., Selivanova L.N. Vliyanie sredstv virtual'noy real'nosti na formirovanie lichnosti [Influence of virtual reality tools on the formation of personality]. Nepreryvnoe obrazovanie XXI veka [Continuous education of theXXIcentury], 2016, no. 2(14), pp. 79-99. (In Russ.).

7. Soldatova E.L., Pogorelov D.N. Fenomen virtual'noy identichnosti: sovremennoe sostoyanie problemy [The phenomenon of virtual identity: the current state of the problem]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2018, vol. 20, no. 5, pp. 105-124. (In Russ.).

8. Back M.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S.C., Egloff B., Gosling S.D. Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-Idealization. Psychological Science, 2010, no. 3, pp. 372-374. (In Engl.).

9. Wellman B., Quan-Hasse A., Boase J., Chen W., Hampton K.N., Diaz I.I., Miyata K. The social affordances of the Internet for networked individualism. Journal of Computer Mediated Communication, 2003, vol. 8(3). (In Engl.).

10. Wellman B. Little boxes, glocalization, and networked individualism. Digital Cities. Eds. M. Tanabe, P. van den Bessclaar, T. Ishida. Heidelberg, Springer-Verlag Publ., 2002, pp. 10-25. (In Engl.).

11. Wellman B., Gulia M. Net surfers don't ride alone: Virtual community as community. Communities in cyberspace. Eds. P. Kollack, M. Smith. London, Routledge Publ., 1999, pp. 167-194. (In Engl.).

12. Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. A Review of Facebook Research in the Social Sciences. Perspectives on Psychological Science, 2012, no. 3, pp. 203-220. (In Engl.).

УДК 930:85

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-32-42 ГАСТРОНОМИЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Ермолаев Владимир Александрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Биотехнологий и производства продуктов питания», Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (г. Кемерово, РФ). E-mail: ermolaevvla@rambler.ru

В статье исследуется феномен гастрономии в качестве объекта анализа с точки зрения культурологии; рассмотрена характеристика гастрономии с позиции феномена культуры повседневности; приведен анализ научных работ современных исследователей. Автором установлено, что такая категория, как «гастрономическая культура», употребляется в настоящее время в двух значениях. Во-первых, это обобщенная характеристика определенного порядка в приготовлении и потреблении тех или иных блюд.

Во-вторых, гастрономическая культура - это характеристика уровня соответствия определенному эталону питания. Поведение конкретной личности не только в общественных, но и в частных, неформальных ситуациях напрямую зависит от того, как и в какой мере ей были усвоены те или иные культурные принципы и нормы. Гастрономия тоже выполняет аналогичную функцию. Гастрономическая культура подтверждает социальную структуру, а также поддерживает сложившийся в обществе порядок. Ведь на самом деле во всех случаях есть рамки, при переходе через которые будет потеряна идентичность с сообществом. С позиции культурного наполнения гастрономия (гастрономическая культура) является системой норм, правил, принципов и ценностей, выраженных в приготовлении и приеме пищи, а также рефлексии пищевой повседневности. В статье определены структурные элементы гастрономической культуры: во-первых, это комплекс продуктов питания, которые являются типичными для этой гастрономической культуры, во-вторых, это способы приготовления блюд и, наконец, в-третьих, это рефлексия над процессами их приготовления и употребления. Автором рассмотрены функции гастрономической культуры: регулятивная, дисциплинирующая и некоторые другие. Функции, которые являются родовыми для гастрономической культуры, это регуляция системы питания (именно нормативный аспект рассматриваемой нами культуры находится в данном случае на центральной позиции) и функция маркера статуса человека. Такой феномен, как гастрономическая культура, имеет, как известно, свойство комплексности. Характер этой культуры в разные периоды времени менялся, ведь в ходе ее эволюционного развития базовыми становились разные факторы. Формирование полноценной системы гастрономической культуры относится к эпохе Нового времени и происходит под влиянием роста индивидуального начала в культуре и процессов складывания национальных государств. В заключение автором приведено собственное уточненное понятие гастрономической культуры.

Ключевые слова: гастрономия, гастрономическая культура, прием пищи, приготовление пищи, рефлексия, пищевая повседневность, этнос, народ, система ценностей.

GASTRONOMY AS AN OBJECT OF CULTURAL ANALYSIS

Ermolaev Vladimir Aleksandrovich, Dr of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Biotechnology and Food Production, Kuzbass State Agricultural Academy (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ermolaevvla@rambler.ru

The article deals with the phenomenon of gastronomy as an object of analysis from the point of view of culturology. The characteristics of gastronomy from the standpoint of the phenomenon of the everyday culture are considered. The analysis of scientific works of modern researchers is given. It has been established that such a category as gastronomic culture is currently used in two meanings. First, it is a generalized characteristic of a certain order in the preparation and consumption of certain dishes. Second, gastronomic culture is a characteristic of the level of compliance with a certain standard of nutrition. The behavior of a particular person, not only in public but also in private, informal situations, directly depends on how, to some extent, certain cultural principles and norms have been learned. Gastronomy also performs a similar function. Gastronomic culture confirms the social structure, and also maintains the established order in society. From the point of view of cultural content, gastronomy (gastronomic culture) is a system of norms, rules, principles and values expressed in the preparation and eating of food, as well as the reflection of food everyday life. The structural elements of the gastronomic culture are defined: first, it is a complex of food products that are typical for this gastronomic culture, second, these are the ways of preparing dishes, and, finally, third, this is a reflection on the processes of their preparation and consumption. The functions of gastronomic culture are considered. The formation of a full-fledged system of gastronomic culture dates back to the era of the New Age and occurs under the influence of the growth of the individual principle in culture and the processes of the formation of national states. In conclusion, the author gives his own clarified concept of gastronomic culture.

Keywords: gastronomy, gastronomic culture, food intake, cooking, reflection, food everyday life, ethnicity, people, value system.

Если гастрономию рассматривать как объект культурологического анализа, то целесообразно будет в данном случае сказать о следующем: у любого народа имеется, как известно, собственный отличительный код гастрономического поведения. Кроме того, далеко не во всех случаях является одинаковым также и этикет приема пищи.

По мере того как различные аспекты гастрономического общения будут в надлежащей степени изучены, разные культуры начинают достаточно тесно взаимодействовать друг с другом. Чаще всего в основе кодов конкретной глюттонической коммуникации лежат сложившиеся у конкретного народа, в конкретном обществе стереотипы восприятия. Это определяет сущность гастрономии -способ коммуникации в социальной, культурной, а также политической сферах, средство воспитания толерантности и гармонизации межнациональных отношений [19, с. 35].

Рассматривая понятие гастрономии, следует, прежде всего, обратиться к феномену повседневности, который существует в качестве динамической системы, включающей множество других феноменов.

Культурологический подход к исследованию повседневности предполагает следующее. Прежде всего осуществляется определение ее специфических культурных характеристик. Далее повседневность изучается с позиции специфической сферы смыслопорождения. Культурологические исследования повседневности предоставляют более полную, более достоверную информацию об этой сфере. В то же самое время, такие исследования позволяют более полно раскрыть общие вопросы, которые непосредственно касаются культуры [15].

На сегодняшний день сфера повседневного питания требует очень подробного и тщательного изучения. Происходит бурное развитие на всей международной арене темы общественного питания. Выходит в эфир множество телевизионных программ, в которых зрителям и слушателям рассказывается о различных аспектах приготовления еды. Вместе с тем на систематической основе организуются всевозможные выставки кулинарного искусства. Кроме того, в настоящее время существует достаточно большое количество книг, журналов и т. д., которые посвящены кулинарной тематике. Кулинарный туризм знакомит людей

с национальными кухнями многих стран мира. Это на сегодняшний день очень распространенная разновидность современного туризма. Наряду с приготовлением еды, большой интерес имеет и ее употребление. То есть становится очевидным, что в настоящее время процессы приготовления и потребления еды являются неотъемлемой составляющей обыденной жизни людей. С точки зрения культурологического знания данные вопросы требуют подробного исследования, так как они являются очень актуальными.

Сфера повседневного питания может быть комплексно охарактеризована такой категорией, как «гастрономическая культура», которая, в свою очередь, включает в себя два понятия: культура и гастрономия. Тем не менее предметом пристального интереса современных ученых категория «гастрономическая культура» на сегодняшний день пока не является. Повседневное питание все еще находится на окраине гуманитарного знания, ведь, прежде всего, изучаются ритуальная, обрядовая кулинария и др.

Характеристика гастрономии с позиции феномена культуры повседневности предполагает объективную необходимость обращения к некоторым научным работам современных исследователей. Эти научные труды или посвящены общим проблемам осмысления повседневности, или же они напрямую касаются вопроса пищи в контексте повседневности. Особенно важными в данном случае являются научные работы X. Абельса [1], Г. С. Кнабе [14], И. Т. Касавина и С. П. Шепелева [13], Н. Элиаса [21], Е. Нап^ [23], М. de СеНеаи, L. Giard [22] и многих других исследователей.

Кроме того, можно выделить работы, в которых гастрономия рассматривается с лингво-культурной точки зрения, раскрывая сущностный смысл гастрономии. Это исследования Д. Ю. Гу-линова [10], Г. А. Ащенковой [5] и др.

Также нужно выделить работы Ж.-Ф. Ревеля [17], А. Капатти и М. Монтанари [11], В. В. По-хлебкина [16], Г. Д. Гачева [8], в которых был осуществлен всесторонний культурологический анализ сферы питания.

Тем не менее некоторые существенные проблемы находятся за рамками исследований. В первую очередь, рассматриваемая категория, как и прежде, носит весьма неоднозначный характер. Почти нет научных трудов, которые по-

священы осмыслению понятия гастрономической культуры. Тем самым значение гастрономической культуры может быть определено только в контексте употребления данного понятия [10].

На сегодняшний день нет теоретического осмысления этого понятия, в чем состоит еще одна очень важная проблема: понятие исследуется в большей степени на эмпирическом уровне. В результате гастрономическую культуру можно определить как некоторую совокупность феноменов и правил, носящих явно разрозненный характер.

Пока еще в недостаточной степени исследованы механизмы функционирования анализируемой нами культуры. Безусловно, в данной области есть некоторые общепризнанные принципы, а также общепризнанные представления относительно уместности тех или иных блюд, а также относительно их престижности. Однако все еще не изложены в надлежащей мере способы создания, а также трансляции данных принципов и представлений.

Гастрономическая культура, как известно, очень тесно связана с социокультурным контекстом. Тем не менее данный аспект в полной степени не изучен современными исследователями. Именно характер удовлетворения человеком собственных потребностей может сказать о мере его воспитанности и культуры. Пища для людей уже не является исключительно способом поддержания своей жизни. Наряду с тем, что потребность каждого отдельного человека в еде - это очень важная его естественная потребность, приготовление и принятие пищи напрямую связываются с различными событиями в жизни человека, как позитивной (юбилей), так и негативной окраски (поминальный обряд). Кроме того, совместное употребление пищи предполагает еще и межличностное общение. Еда в данном случае является определенным знаком, символом.

Гастрономию тем самым целесообразно изучать с точки зрения культурологии. Стоит сказать о том, что культурологический подход в этом случае подразумевает изучение ее связей с социокультурным контекстом бытия какого-то конкретного социума. Указанный выше подход ориентирован на обнаружение каких-либо важных, переходных в гастрономической культуре смыслов той или иной культурной эпохи. В то же самое время культурологический подход ориен-

тирован на выявление влияния гастрономии на те или иные субъекты культуры. В данном случае появляется объективная возможность определить место гастрономической культуры в общей системе культуры, а также определить ее значение. Кроме того, это дает возможность сформировать общий, целостный образ гастрономии.

На сегодняшний день гастрономическую культуру очень часто рассматривают с точки зрения национальной традиции, которая сложилась в сфере кулинарии. Такое значение гастрономической культуры типично в большей степени для изданий, которые были посвящены кулинарным традициям определенной нации. Например, можно вести речь о гастрономической культуре узбеков, японцев, удмуртов и т. д. В этой ситуации термин «гастрономическая культура» используется в целях общей характеристики той или иной эмпирической данности. В разных современных источниках данное понятие играет роль некой сравнительной, а также оценочной характеристики. Другими словами, это понятие выступает в качестве определенного показателя общего уровня развития гражданского общества в целом, а также какого-то отдельного человека. Например, есть понимание о существовании государств, в которых уровень рассматриваемой нами культуры является «низким» и «высоким». Кроме того, есть понимание целесообразности повышать ее уровень у определенных людей и т. д. Тем самым можно сказать, что она является показателем определенной нормативности в анализируемой сфере. Более того, она является показателем уровня приобщенности людей к культуре.

Таким образом, становится очевидным, что такая категория, как «гастрономическая культура», употребляется в настоящее время в двух значениях. Во-первых, это обобщенная характеристика определенного порядка в приготовлении и потреблении тех или иных блюд. Во-вторых, гастрономическая культура - это характеристика уровня соответствия определенному эталону питания. Тем не менее указанные выше значения понятия «гастрономической культуры», прежде всего, являются дополняющими друг друга. Так или иначе, существует определенная конструируемая норма, не имеющая объективных рамок. Гастрономическая культура - это некая ментальная структура, которая непосредственным образом

регулирует рассматриваемую нами сферу. Соответственно, гастрономическая культура - это комплексный феномен, другими словами, наряду с сугубо кулинарным элементом, данная культура содержит еще и некую рефлексию над соответствующими процессами. О данном его свойстве свидетельствуют определения гастрономической культуры, данные авторами. Так, например, согласимся с выводами М. В. Капкан, представляющей гастрономическую культуру как феномен, который должен быть рассмотрен с точки зрения определенной совокупности норм и образцов. Структурными элементами гастрономической культуры являются: во-первых, комплекс продуктов питания, типичных для этой гастрономической культуры, во-вторых, способы приготовления блюд, в-третьих, традиции потребления пищи и, наконец, в-четвертых, рефлексия над процессами приготовления и употребления пищи [12, с. 6].

В связи с этим целесообразно проанализировать ряд терминов, позволяющих дать обобщенную характеристику сферы питания человека и определить степень соотнесенности всех этих терминов с рассматриваемой нами категорией. В первую очередь речь идет о таком термине, как культура питания. Стоит сказать о том, что это понятие используется очень давно, оно отражает совокупность пищевых привычек какой-то конкретной группы людей. Однако природа данных привычек является неодинаковой. Формирование тех или иных подсистем основано на конкретных критериях. Например, существует физиологический критерий. Исходя из него можно вести речь о диетическом питании, непосредственным образом основанном на сложившихся у человека представлениях о своем собственном здоровье, которые являются характерными для этой гастрономической культуры. Также существует религиозная система питания, которая базируется на определенных верованиях.

С. А. Арутюновым был введен в обиход такой термин, как «система питания этноса». По мнению этого автора, сюда входит совокупность главных продуктов и определенных ингредиентов, правила поведения, сопряженные с употреблением еды, предпочтения и ограничения в еде, а также способы приготовления еды [4]. Тем не менее автор использует понятие «система питания этноса» в целях характеристики объективно существующей реальности.

Также можно назвать такой термин, как «кулинарная культура». «Культура приготовления пищи» и «кулинарная культура» - это тождественные термины. Термин «кулинарная культура» непосредственно характеризует сферу приготовления еды. Следует подчеркнуть, что кулинарная культура определяет технологический аспект приготовления еды. Она является формальной составляющей гастрономической культуры. Кулинарная культура определяет совокупность конкретных средств, имеющих место в этой культуре относительно продуктов питания. Можно будет выделить, во-первых, теоретический уровень кулинарной культуры, который состоит из системы общих и конкретных принципов приготовления пищи, во-вторых, эмпирический уровень артефактов.

Существует и такой термин, как «культура употребления еды». Здесь речь идет о комплексе правил поведения человека в процессе приема пищи. В данном случае определяются способы обращения с пищевыми продуктами и с уже готовыми блюдами.

Таким образом, в качестве главных составляющих гастрономической культуры можно выделить следующие:

- первая структурная составляющая - это культура приготовления еды (блюд). Это система конкретных принципов отбора пищевых продуктов, а также принципов обработки данных пищевых продуктов;

- вторая структурная составляющая - это культура употребления еды (блюд). Это совокупность конкретных правил поведения при приеме пищи, а также совокупность конкретных представлений и способов организации застолья;

- и, наконец, третья структурная составляющая - это рефлексия над процессами создания и потребления еды (блюд).

Количество функций гастрономической культуры является достаточно большим. Среди них можно выделить, например, регулятивную, дисциплинирующую и некоторые другие. Функциями, которые являются родовыми для гастрономической культуры, являются следующие.

- Регуляция системы питания. Именно нормативный аспект рассматриваемой нами культуры находится в данном случае на центральной позиции. Безусловно, в каждой отдельной системе питания можно встретить регулятивную составляющую. Тем не менее неодинаковой является

строгость контроля. Нужно сказать здесь и о наличии у гастрономической культуры дисциплинарного характера. Как отмечает ряд исследователей, свобода выбора, которая имеется у человека, побуждает его так или иначе включаться в систему культуры. Тем самым такой выбор является не реальным, а мнимым. Человек переживает этот выбор как свободу, тем не менее человек практически не чувствует, что этот выбор ему навязывается [6, с. 77]. Поведение конкретной личности не только в общественных, но и в частных, неформальных ситуациях напрямую зависит от того, как и в какой мере ей были усвоены те или иные культурные принципы и нормы. Гастрономия тоже выполняет аналогичную функцию. Гастрономическая культура подтверждает социальную структуру, а также поддерживает сложившийся в обществе порядок. Ведь на самом деле во всех случаях есть рамки, при переходе через которые будут потеряна идентичность с сообществом.

- Маркирование статуса человека - это еще одна очень значимая функция. Ее истоком является традиционное общество, при котором имела место предельно четкая линия между пищей людей, которые занимали главенствующее положение в обществе, и столом крепостных людей. Однако здесь говорится о предзаданности человеку какой-то конкретной пищевой стратегии. Если гастрономическая культура является внутренним регулятором поведения личности, то тогда в абсолютной степени можно вести речь о гастрономической культуре. Таким образом, если степень жесткости стратификации гражданского общества снижается, то тогда оказывается на центральной позиции функция маркирования статуса. Гастрономическая культура имеет в данной ситуации очень важное отличие: ее внутренняя структура является достаточно четкой. Любая личность, которая входит в данную систему, очень точно осознает тот факт, что она руководствуется конкретной гастрономической традицией или же что не соблюдает эту традицию. Гастрономическую культуру тем самым можно рассматривать с позиции места пересечения большого количества разных стратегий, которых придерживаются ее субъекты.

Эта культура в данном плане напрямую сопряжена с практиками престижного потребления. Оно в определенной мере являлось типичным для разных культурных эпох [21].

В любых культурах желание относиться к «высшей» ячейке общества не в меньшей мере моделирует поведение человека, чем желание изыскивать средства к существованию.

Тем не менее такие практики со времени появления буржуазии ориентированы именно на подтверждение своего собственного богатства, а не на сохранение за собой сословного статуса. Ученый Т. Б. Веблен в своих научных трудах писал о том, что одной только власти и одного только денежного и имущественного достатка будет мало для формирования со стороны окружающих уважения к себе, для этого необходимо, чтобы власть и достаток стали явными. Таким образом, полагаем, что питание выступает в роли таких доказательств. Здесь очень большое значение имеет его двойственный характер. То есть прием пищи -это не только биологическая потребность каждого отдельного человека. Это, вместе с тем, и культурная практика. По мнению Т. Б. Веблена, самые авторитарные и самые устойчивые - это привычки определенной личности, касающиеся ее существования. Это наиболее древние привычки этой личности, которые непосредственно управляют ее жизнью [7, с. 45].

С данной позиции все многообразие имеющихся в настоящее время стратегий питания дает возможность выстроить индивидуальное потребление еды как условное предъявление собственного социального, а также экономического положения.

Следует выделить некоторое количество факторов, которые, имея неоднородный характер, оказывают на гастрономическую культуру свое комплексное влияние, чем, по большому счету, и обусловлено ее возникновение. Появление множество моделей питания, которые отличаются друг от друга, объясняется наличием не только природных причин, но и культурных. Природ-но-географический фактор является базовым, основополагающим. Условия проживания людей являются, как известно, неодинаковыми. Таким образом, неодинаковыми являются и набор продуктов, и отношение разных людей к еде, и способы обработки пищевых продуктов. Что касается типа цивилизации, то это еще один очень важный фактор возникновения рассматриваемой нами культуры.

Еще с одной группой факторов возникновения гастрономической культуры связано форми-

рование представлений людей о дозволенном и подобающем в пищевой сфере. Эта группа факторов сопряжена с рядом обстоятельств, которые носят экономический, а также социальный характер. Следует подчеркнуть, что в системе питания есть большое количество различий, которые, прежде всего, связаны с произошедшим расслоением гражданского общества. Постепенно формируется представление о престижных пищевых продуктах, предуготовленных исключительно для употребления самыми почитаемыми людьми. Однако имеется объективная необходимость в обязательном поддержании целостности общности. Здесь требуется исходить из совместных представлений людей относительно справедливости такого разделения.

Стоит сказать о том, что культурные факторы имеют очень большое значение в возникновении анализируемой нами культуры. На самых первых порах указанные выше факторы обусловливались важностью проведения контроля биологической потребности людей в пище. Система табу была самой первой культурной регуляцией рассматриваемой нами сферы. Она неизбежно повлекла за собой возникновение представлений людей о неравнозначности и таких пищевых продуктов, которые по физиологическим характеристикам можно есть. Именно мифологические представления выступают в этой ситуации в качестве источника данных норм. В то же самое время, они выступают в качестве способа контроля их соблюдения. Тем не менее даже в данном случае очевидными являются так называемые зачатки социальной регуляции. Это объясняется, прежде всего, тем, что употребление в пищу тех или иных запрещенных продуктов может повлечь за собой несчастье для конкретного человека. Кроме того, несоблюдение человеком установленных норм питания так или иначе оказывается явным признаком его изгойства, иначе говоря, он оказывается на другой стороне гражданского общества.

Мифологический критерий в эру Античности начинает играть уже менее существенную роль. Регуляция питания напрямую зависит от имущественного расслоения общества и от расширения обозначившегося в данную эпоху культурного горизонта. Возникает иерархия пищевых продуктов и готовых блюд, исходя из их трудно-доступности, а также значительной стоимости.

Кулинария оказалась настоящим искусством по мере того, как была покорена Азия. Очень большой интерес теперь вызывает и гастрономия [18, с. 96]. Появляется такая еда, которая служит показателем особого, специфического статуса человека. Прежде всего это можно было наблюдать в эпоху империи. В этот период времени становятся очень популярными так называемые показные обеды. Представления людей о хорошем пире в тот период времени предполагали еще и специфические способы оформления пищи. В то же самое время эти представления предполагали еще и застольную беседу, а также музыку. Однако нужно подчеркнуть, что данные изменения касались только представителей высших сословий.

В эпоху Средневековья структура регуляции питания стала более сложной. Следование человека каким-то религиозным запретам (например, постам и т. д.) является в данный период времени показателем принадлежности этого человека к христианской части мира. Место, занимаемое конкретной личностью в сословной структуре, определяется, во-первых, богатством, во-вторых, усложненностью пищи. Как отмечает Н. Элиас, ранжирование проявлений богатства (роскоши) и вовсе было чуть ли не самым основным способом сохранения иерархии в тот период времени [21].

Вместе с тем нужно обязательно учитывать еще и общий символизм культуры этой эпохи, который выражался, кроме всего прочего, и в пищевой сфере. В Средние века можно наблюдать постепенное формирование системы регуляции правил потребления пищи. Овощи в этот период времени являлись едой только крепостных. Социальная иерархия увязывается распространенной в данный период идеологией - с иерархией разных природных стихий. Таким образом, крепостным полагалось употреблять в пищу корнеплоды, животных, обитающих на суше, а также птиц, обитающих на воде, а представителям высших сословий - птиц и фрукты, которые произрастают в воздухе [9, с. 72]. Тем самым можно в очередной раз увидеть социальную функцию дифференциации питания.

По мере наступления Нового времени произошел ряд изменений в развитии регламентации питания. Данное время было ознаменовано, прежде всего, усилением индивидуального начала в культуре. Кроме того, в данный период време-

ни можно было наблюдать весьма существенный рост социальной мобильности личности. В конечном счете, статус человека начал определяться именно его индивидуальными достижениями, нуждающимися в собственном символическом оформлении. Тем не менее способы репрезентации престижа, используемые ранее в условиях краха сословной структуры, уже не могли показывать высокий уровень их результативности. Потребовалась символическая система, способная охватывать собою как можно большее количество людей. Она должна была выражать богатство и вкус человека.

Оценка социального аспекта обыденной жизни личности осуществлялась во все времени. Однако данное положение являлось типичным прежде всего для представителей аристократических кругов. По мнению выдающегося немецкого социолога Норберта Элиаса, любое проявление личности анализируют очень тщательно относительно соблюдения либо несоблюдения этой личностью определенных ее сословием границ. Этот исследователь также пишет, что все то, что принадлежит личности, специально оценивают с позиции его престижности, а также с позиции его важности для гражданского общества [21]. Стоит сказать о том, что в Новое время подлежащий демонстрации объект в определенной мере изменяется, фиксируется динамическое изменение статусов, обусловленное, как правило, выходом за рамки установленного в обществе поведения. В буржуазном обществе репрезентируется, в первую очередь, достаток, точнее говоря, достаток конкретного семейства. Между тем как в средневековый период времени знаки отличия личности (в частности и в анализируемой области) ориентированы как раз на обозначение принадлежности этой личности к конкретному сословию [21].

Формирование личности в период буржуазного строя происходит на основе большого количества всевозможных социальных ролей, а также на основе включенности этой личности в значительно разветвленную сеть различных взаимодействий. Тем самым в Новое время репрезентируется именно индивидуальный статус человека, точнее говоря, его собственные достижения, его богатство. Данные процессы стали осуществляться более активно по мере формирования гражданского общества, и, кроме того, возросла

роль таких систем регуляции. В этот период центральную позицию занимает обыденный пласт гастрономии, для которого типична некоторая вариативность. Он обусловливается использованием гастрономии различными категориями населения. Норма питания в этот период времени стала носить уже именно рекомендательный характер. Гастрономия теперь рассматривается с точки зрения так называемого поля свободной активности человека. Нормы гастрономической культуры получают в Новое время очень активное развитие. Теперь личная идентичность человека очень часто формируется на основе принятой им гастрономической стратегии.

Образование национальных государств было еще одним, очень важным фактором заключительного этапа создания системы гастрономической культуры. Наиболее бурно такое формирование происходит в период ХУШ-Х1Х столетий. Стали появляться все новые и новые механизмы взаимного объединения. Исследователи называют разные формы установления национального единства, к примеру такие, как система образования и др. [2]. С течением времени начинают активно образовываться феномены, которые доказывают законность, а также правомерность национального государства. Тем не менее наряду с национальными героями самостоятельное государство предполагает еще и обязательное наличие национальной кухни, другими словами, наличие своей собственной национальной специфики в сфере кулинарного искусства. Это давало возможность укоренить представление о единстве конкретного народа.

Таким образом, структурными элементами гастрономической культуры являются, во-первых, комплекс продуктов питания, типичных для данной гастрономической культуры, во-вторых, способы приготовления блюд и, наконец, в-третьих, рефлексия над процессами их приготовления и употребления. Количество функций гастрономической культуры является достаточно большим. Среди них можно выделить, например, регулятивную, дисциплинирующую и некоторые другие. Функции, которые являются родовыми для гастрономической культуры, это регуляция системы питания (именно нормативный аспект рассматриваемой нами культуры находится в данном случае на центральной позиции) и функция мар-

кера статуса человека. Такой феномен, как «гастрономическая культура», имеет, как известно, свойство комплексности. Характер этой культуры в разные периоды времени менялся, ведь в ходе ее эволюционного развития базовыми становились разные факторы. Формирование полноценной системы гастрономической культуры относится к эпохе Нового времени и происходит под влиянием роста индивидуального начала в культуре и процессов складывания национальных государств.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что гастрономия с точки зрения культурологии -

это наука, которая имеет в своей структуре несколько неотъемлемых составляющих культур: кулинарная, принятия пищи и рефлексивная. При этом в данных составляющих реализуются определенные ценности, принципы, правила и нормы, присущие конкретному культурному пласту, этносу, сообществу. Это определяет наличие различной гастрономической культуры у разных наций - русских, французов, немцев, итальянцев и т. д., у которых существует свой набор традиций, касающихся пищи: от бытового до философского значения.

Литература

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация: введение в интерпретативную социологию: пер. с нем. / под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 1999. - 272 с.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Г. Николаева. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 286 с.

3. Ариарский М. А. Прикладная культурология: монография / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эго, 2001. - 287 с.

4. Арутюнов С. А., Воронина Т. А. Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М.: Наука, 2001. - 293 с.

5. Ащенкова Г. А. Антропономинация в сфере французской гастрономии: опыт структурного и когнитивно-коммуникативного анализа: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05. - Иркутск, 2013. - 211 с.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей: [пер. с фр.]. - М.: Рудомино, 1995. - 168 с.

7. Веблен Т. Б. Теория праздного класса: пер. с англ. / вступ. ст. С. Г. Сорокиной. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.

8. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. - М.: Академический проект, 2007. - 511 с.

9. Глаголева Е. В. Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 332 с.

10. Гулинов Д. Ю. Национальная специфика французской лингвокультурной сферы «Гастрономия»: Переводческий аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Волгоград, 2004. - 193 с.

11. Капатти А., Монтанари, М. Итальянская кухня. История одной культуры / пер. с итал. В. Бабицкой, А. Красильщик, К. Тименчик. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 480 с.

12. Капкан М. В. Феномен гастрономической культуры: специфика форм репрезентации: на примере России XIX-XX веков: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Екатеринбург, 2010. - 26 с.

13. Касавин И. Т., Шепелев С. П. Анализ повседневности. - М.: Канон+, 2004. - 432 с.

14. Кнабе Г. С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. - 1989. - № 5. - С. 26-46.

15. Коноплева Н. А., Винокурова М. А. К вопросу определения сущностных характеристик и факторов формирования повседневной культуры питания и гастрономической культуры // Гуманитарный вектор. - 2019. -Т. 14, № 4. - С. 143-152.

16. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. - М.: Центрполиграф, 2006. - 451 с.

17. Ревель Ж. Ф. Кухня и культура: лит. история гастроном. вкусов от Античности до наших дней / [пер. с фр. А. Лущанов]. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 334 с.

18. Робер Ж.-Н. Рождение роскоши = Les modes à Rome: Древний Рим в погоне за модой: [пер. с фр.]. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 395 с.

19. Савельева Е. А. Национальная гастрономия в обучении межкультурной коммуникации: монография. - М.: Ипекса, 2009. - 78 с.

20. Седых А. П., Седых Н. В. Гастрономическая коммуникация как диалог культур: русские и французы // Диалоги без границ: язык, культура, карьера: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 10-11 нояб. 2016 года / М-во образования и науки РФ, НИУ БелГУ; под ред. А. П. Седых. - Белгород, 2017. - С. 116-123.

21. Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. Изменения поведения в высших светских кругах Запада // Культурология. - 2001. - № 1 (17). - С. 25-77.

22. Certeau M. de., Giard L. The nourishing arts // Food and culture: A reader / ed. by C. Counihan and P. Van Esterik. -New York; London: Routledge Publ., 2008. - P. 67-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Hankiss E. The toothpaste of immortality: Self-construction in the consumer age. - Washington D.C.: Woodrow Wilson Center Press; Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2006. - 426 p.

References

1. Abels Kh. Interaktsiya, identichnost', prezentatsiya: vvedenie v interpretativnuyu sotsiologiyu [Interaction, Identity, Presentation: An Introduction to Interpretive Sociology]. Translated from German. under the general editorship of N.A. Golovin, V.V. Kozlovsky. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 1999. 272 p. (In Russ.).

2. Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva: Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism]. Translated from the English by V.G. Nikolaev. Moscow, Kanon-Press-Ts, Kuchkovo pole Publ., 2001. 286 p. (In Russ.).

3. Ariarskiy M.A. Prikladnaya kul'turologiya [Applied Cultural Studies]. Prikladnaya kul'turologiya [Applied Cultural Studies]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Culture and Arts, Association of Museums of Russia, Ego Publ., 2001. 287 p. (In Russ.).

4. Arutyunov S.A., Voronina T.A. Traditsionnaya pishcha kak vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic identity]. Moscow, Nauka Publ., 2001. 293 p. (In Russ.).

5. Ashchenkova G.A. Antroponominatsiya v sfere frantsuzskoy gastronomii: opyt strukturnogo i kognitivno-kommuni-kativnogo analiza: dis. ... kandidata filologicheskikh nauk [Anthroponomination in the field of French gastronomy: the experience of structural and cognitive-communicative analysis. Diss. PhD in Philology]. Irkutsk, 2013. 211 p. (In Russ.).

6. Bodriyyar Zh. Sistema veshchey [System of things]. Moscow, Rudomino Publ., 1995. 168 p. (In Russ.).

7. Veblen T.B. Teoriya prazdnogo klassa [Leisure class theory]. Translated from English; Introduction of articles S.G. Sorokina. Moscow, Progress Publ., 1984. 367 p. (In Russ.).

8. Gachev G.D. Kosmo-Psikho-Logos. Natsional'nye obrazy mira [Cosmo-Psycho-Logos. National images of the world]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2007. 511 p. (In Russ.).

9. Glagoleva E.V. Povsednevnaya zhizn' Frantsii v epokhu Rishelye i Lyudovika XIII [Everyday life in France during the era of Richelieu and Louis XIII]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2007. 332 p. (In Russ.).

10. Gulinov D.Yu. Natsional'naya spetsifika frantsuzskoy lingvokul'turnoy sfery «Gastronomiya»: Perevodcheskiy aspekt: dis. ... kandidata filologicheskikh nauk [National specificity of the French linguocultural sphere "Gastronomy ": Translational aspect. Diss PhD in Philology]. Volgograd, 2004. 193 p. (In Russ.).

11. Kapatti A., Montanari M. Ital'yanskaya kukhnya. Istoriya odnoy kul'tury [Italian Cuisine. History of one culture]. Translated from Italian by V. Babitskaya, A. Dyer, K. Timenchik. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2006. 480 p. (In Russ.).

12. Kapkan M.V. Fenomen gastronomicheskoy kul'tury: spetsifika form reprezentatsii: na primere Rossii XIX-XX vekov: avtoreferat dis. ... kand. kul'turologii [The Phenomenon of Gastronomic Culture: Specificity of Forms of Representation: On the Example of Russia in the 19th-20th Centuries. Author's abstract of diss. PhD in Culturology]. Ekaterinburg, 2010. 26 p. (In Russ.).

13. Kasavin I.T., Shepelev S.P. Analiz povsednevnosti [Analysis of everyday life]. Moscow, Kanon Publ., 2004. 432 p. (In Russ.).

14. Knabe G.S. Dialektika povsednevnosti [Dialectics of everyday life]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1989, no. 5, pp. 26-46. (In Russ.).

15. Konopleva N.A., Vinokurova M.A K voprosu opredeleniya sushchnostnykh kharakteristik i faktorov formirovaniya povsednevnoy kul'tury pitaniya i gastronomicheskoy kul'tury [On the issue of determining the essential characteristics and factors in the formation of everyday food culture and gastronomic culture]. Gumanitarnyy vektor [Humanitarian Vector], 2019, vol. 14, no. 4, pp. 143-152. (In Russ.).

16. Pokhlebkin V.V. Iz istorii russkoy kulinarnoy kul'tury [From the history of Russian culinary culture]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2006. 451 p. (In Russ.).

17. Revel Zh.F. Kukhnya i kul'tura: lit. istoriya gastronom. vkusov ot antichnosti do nashikh dney [Cuisine and culture: lit. gastronomy history. flavors from antiquity to the present day]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2004. 334 p. (In Russ.).

18. Rober Zh.-N. Rozhdenie roskoshi = Les modes a Rome: Drevniy Rim v pogone za modoy [The birth of luxury = Les modes a Rome: Ancient Rome in pursuit of fashion]. Moscow, Novoe lit. obozrenie Publ., 2004. 395 p. (In Russ.).

19. Savelyeva E.A. Natsional'naya gastronomiya v obuchenii mezhkul'turnoy kommunikatsii: monografiya [National gastronomy in teaching intercultural communication. Monograph]. Moscow, Ipeksa Publ., 2009. 78 p. (In Russ.).

20. Sedykh A.P., Sedykh N.V. Gastronomicheskaya kommunikatsiya kak dialog kul'tur: russkie i frantsuzy [Gastronomic communication as a dialogue of cultures: Russians and French]. Dialogi bez granits: yazyk, kul'tura, kar'era: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Dialogues without borders: language, culture, career: coll. materials of the international scientific-practical. conf.]. Belgorod, 2017, pp. 116-123. (In Russ.).

21. Elias N. O protsesse tsivilizatsii: sotsiogeneticheskie i psikhogeneticheskie issledovaniya. T. 1. Izmeneniya povedeniya v vysshikh svetskikh krugakh zapada [On the process of civilization: sociogenetic and psychogenetic studie. Vol. 1. Changes in behavior in the highest secular circles of the Wes]. Kul'turologiya [Culturology], 2001, no. 1 (17), pp. 25-77. (In Russ.).

22. Certeau M. de., Giard L. The nourishing arts. Food and culture: A reader. Ed. by C. Counihan and P. Van Esterik. New York, London, Routledge Publ., 2008, pp. 67-77. (In Eng.).

23. Hankiss E. The toothpaste of immortality: Self-construction in the consumer age. Washington D.C., Woodrow Wilson Center Press, Baltimore, The Johns Hopkins University Press, 2006. 426 p. (In Eng.).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-42-46

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Константинова Анна Юрьевна, аспирант 3-го года обучения кафедры культурологии, философии и искусствоведения, преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: anyuta.constantinova2011@ yandex.ru

В статье рассмотрены возможные варианты формирования положительного имиджа произведений академической музыки в сознании молодого поколения посредством виртуальной среды. Внимание сосредоточено на группе молодежи, так как она больше остальных социально-возрастных групп подвержена влиянию социально-культурных инноваций. Современная молодежь обладает так называемым «клиповым мышлением», при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Некоторые сферы, например образование, уже включают в систему обучения новые формы для усвоения материала, учитывающие специфику данного типа мышления; культурная сфера развивается не так быстро и эффективно. Для того чтобы сформировать интерес к музыкальной классике у молодежной группы, необходимо сначала развеять миф, согласно которому классическая музыка скучна и неинтересна, создав новый имидж, максимально эффективно используя возможности виртуального пространства.

Ключевые слова: музыкальная культура, академическая музыка, имидж, виртуальная среда.

FORMING THE IMAGE OF MUSICAL CLASSICS IN A VIRTUAL ENVIRONMENT

Konstantinova Anna Yuryevna, 3d Year Postgraduate of Department of Culturology, Philosophy and Art History, Instructor of Department of Musicology and Applied Musical Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: anyuta.constantinova2011@yandex.ru

The article considers possible options for the formation of a positive image of strong academic music among the younger generation. In the article, attention is focused on the group of youth, since they choose the influence of socio-cultural innovations more than other social and age groups. The modern population of youth is the so-called clip thinking, which a person perceives in fragments, significant fragments and vivid images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.