УДК 72.035 DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-6-56-64
М.Ю. ГАЙДУК,
Тюменский индустриальный университет
МОДЕРН И НЕОКЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ЗДАНИЙ Г. ТЮМЕНИ, ПОСТРОЕННЫХ НА СРЕДСТВА МЕСТНОГО КУПЕЧЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В настоящее время вопросы сохранения историко-архитектурной среды в городах нашей страны особенно актуальны. Поэтому изучение, фиксация и популяризация ярких представителей различных стилистических направлений является важным этапом в деле сохранения уникального исторического облика города.
Стилистические направления в архитектурных решениях исследуемых объектов в г. Тюмени весьма обширны: от представителей «сибирского барокко» до торжественных масштабных построек неоклассицизма, что характерно для тенденций в архитектуре рассматриваемого периода.
Статья посвящена объектам, построенным на средства местного купечества и принадлежащим к определенным стилистическим направлениям, характерным для данного временного периода, - модерну и неоклассицизму.
Несмотря на общность тенденций, в архитектурных решениях тюменских зданий прослеживается местный региональный колорит, представленный спецификой декора наличников, мотивами в архитектурных деталях.
Материалами исследования являются исторические и современные фотографии объектов, относящихся к различным типологическим группам - от учебных заведений до жилых построек. Основным материалом статьи являются историко-архивные и библиографические исследования, а также результаты натурного обследования, отражающие состояние объектов в настоящее время.
Главный вывод состоит в том, что значимость исследуемых объектов сохранилась и в современной градостроительной ситуации города, а также в формировании его архитектурного облика. На рубеже XIX-XX вв., а также в настоящее время эти объекты сохранили свою важную градостроительную роль и функцию. Рассмотренные в статье объекты являются яркими представителями стилистических направлений, характерных для указанного временного периода.
Ключевые слова: историко-культурное наследие Тюмени; модерн; неоклассицизм; усадебная застройка; учебные заведения.
Для цитирования: Гайдук М.Ю. Модерн и неоклассицизм в архитектуре зданий г. Тюмени, построенных на средства местного купечества во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 6. С. 56-64. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-6-56-64
M.Yu. GAIDUK,
Industrial University of Tyumen
ART NOUVEAU AND NEOCLASSICISM OF BUILDINGS IN TYUMEN FINANCED BY MERCHANTS LATE IN THE 19th AND EARLY 20th CENTURIES
The problem of preservation of the historical and architectural environment in Russian cities is currently rather relevant. Research and popularization of the different architectural styles
© Гайдук М.Ю., 2021
play an important role in preservation of the unique historical environment of the city. Architectural styles of buildings in Tyumen are from Siberian Baroque to large-scale buildings of neoclassicism, which is characteristic of the architecture of this period.
The paper describes the buildings the construction of which is financed by the merchants. The building architecture belongs to a particular stye typical for the period of Art Nouveau and neoclassicism. The architecture of Tyumen buildings is of regional color scheme represented by the decoration of window trimmers and other architectural details.
The research implications include a study of historical and modern photographs of buildings of various types, namely from educational institutions to residential buildings. The paper utilizes historical and archival and bibliographic data and field research.
Research findings: the significance of the studied buildings is preserved in the modern urban environment and architecture of Tyumen. At the turn of the 19-20th centuries and today, these objects retain their role in urban planning and function.
Keywords: historical and cultural heritage; Tyumen; Art Nouveau; neoclassicism; manor building; education institutions.
For citation: Gaiduk M.Yu. Modern i neoklassitsizm v arkhitekture zdanii Tyu-meni, postroennykh na sredstva mestnogo kupechestva vo vtoroi polovine XIX - Nachale XX veka [Art Nouveau and Neoclassicism of buildings in Tyumen financed by merchants late in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2021. V. 23. No. 6. Pp. 56-64. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-6-56-64
Стилистические предпочтения в архитектуре сибирских городов конца XIX - начала ХХ в. отражали общие тенденции, характерные для русской архитектуры рассматриваемого периода. Удаленность городов от столицы привела к некоему отставанию «архитектурной моды» в первой половине XIX в., что в последующем, а точнее, к концу века, было наверстано. Одной из причин стал экономический рост на фоне развития железнодорожного сообщения. Именно с этого момента произошел значительный подъём строительства и градостроительного развития сибирских городов, что в свою очередь оказало влияние на формирование архитектурного облика городов. В архитектуре зданий представлены характерные для рассматриваемого периода стилевые направления - классицизм, разнообразные интерпретации эклектичного направления, модерн и неоклассицизм.
Особое направление в провинциальной архитектуре представляют неоклассицизм и модерн, популярные в купеческой и мещанской среде, преобладающие в Тюмени. По принципу «приобщиться к высшему обществу», не имеющий ясного и четко сформулированного вкуса, заказчик требовал дома с колоннами.
Жизнь и деятельность тюменских купцов естественным образом отразилась на формировании облика торгового купеческого города. Строя для своих нужд жилые усадьбы, торговые дома, магазины, торговые лавки, склады и промышленные предприятия, купцы оказывали значительное влияние на формирование планировочной и пространственной организации города. Купеческие здания выделялись из обывательской застройки горожан изысканными архитектурными решениями, часто мастерством талантливых архитекторов, располагались в структуре города в наиболее выгодных и престижных местах, занимая обширные площади городской территории.
Модерн
Стремление по-новому осмыслить принципы порядка, рационализма, нетрадиционно трактовать тектонику и структуру архитектурной формы привели к концу XIX в. к появлению стиля модерн. Для проектов и построек этого стиля характерны свободная планировка, асимметричность планов и фасадов, своеобразная «тягучая» пластика, высокое мастерство владения строительными материалами, повышенное внимание к комфорту. Модерн противопоставил сложную целостность эклектическому принципу механического соединения элементов.
Образцом модерна в Тюмени является здание бывшего частного ремесленного училища А.И. Текутьева по ул. Дзержинского, 7 - Осипенко, 2 (учебный корпус ТюмГУ - Институт наук о Земле), построенного в 1914 г. по проекту архитектора К.П. Чакина (рис. 1). Главный фасад здания симметрично разделен двумя фланкирующими и одним центральным ризалитами с возвышенными над карнизом изогнутыми аттиками-пилонами [1, с. 60]. Своеобразную ритмику фасаду задают разные по форме оконные проемы, объединенные широкими лучковыми перемычками.
Андрей И вансвич Текутьев
(1839 -1916) купец второй гильдии, городской голова в 1899-1909 гг.
Рис. 1. Ремесленное училище и литейная мастерская А.И. Текутьева по ул. Садовая -Томская (совр. ул. Дзержинского, 7 - Осипенко, 2), открытка начала XX в. и фотография автора 2020 г.
Еще один тип образовательных учреждений, заслуживающий внимания, - частная школа купцов Колокольниковых на ул. Луначарского, 14 (совр. вечерняя сменная общеобразовательная школа № 2) - пример рационального модерна (рис. 2). Архитектура здания представляет собой двухэтажный объём
с традиционной планировкой [2, с. 21]. Пластика фасада сформирована под влиянием тенденций модерна - акцентом на главном фасаде являются боковые ризалиты. Один из них имеет волнообразное завершение, а второй увенчан фронтоном с ризалитом-эркером - элементами, характерными для данного стилистического направления [3].
Рис. 2. Частная школа Колокольниковых по ул. Никольской (совр. ул. Луначарского, 14), открытка начала XX в. и фотография автора 2020 г.
Представитель такой типологической группы общественных объектов, как торговые здания, - магазин Брюханова в комплексе усадьбы по ул. Царской (совр. ул. Республики, 42) - располагался в каменном здании в два этажа постройки 1907 г. (рис. 3). Отражая влияние типологии, фасад состоит из крупных почти квадратных оконных проемов, яркими элементами являются плавные линии с накладными элементами облицовочной штукатурки, фигурные ризалиты флангов и средний аттик [4, с. 311].
Рис. 3. Усадебный комплекс М.А. Брюханова по ул. Царской (совр. ул. Республики, 42), фотография конца XX в. и фотография автора 2020 г.
Отдельного внимания заслуживают здания деревянного модерна как яркие проявления в архитектуре сибирских городов. Здания, строившиеся из дерева, представлены в большей степени жилыми постройками, чаще с совмещением функции жилой и торговой в одном здании. В декоративном убранстве фасадов использовались различные приемы не только интернационального модерна, но и национальные мотивы. В начале XX в. объемно-планировочные и композиционные решения традиционных деревянных зданий сибирских городов значительно усложняются, например, эркерами, «башнями», «башнями-вышками», мезонинами, куполами, шатрами, крыльцами.
Выразительным примером деревянного модерна являются постройки усадьбы купца, владельца пеньково-канатного завода Н.О. Сергеева. Комплекс усадьбы по ул. Садовой (совр. ул. Дзержинского, 12-14) представлен жилым домом, флигелем и воротами. Жилой дом - одноэтажный объём с мезонином постройки 1909 г. (рис. 4). Декоративное убранство фасада представлено в виде характерных элементов модерна: округлые очертания окон, орнаментальная ажурная металлическая решётка балкона, плоский линейно-графический декор парадных дверей. 73
Рис. 4. Жилой дом и флигель из комплекса усадьбы Н.О. Сергеева по ул. Садовой (совр. ул. Дзержинского,12-14), фотография 1990 г. и фотография автора 2018 г.
Акцентом жилого дома служит балкон с шатровым завершением, которому вторит завершение выступающего ризалита с главным входом [4, с. 292]. На сегодняшний день сохранились калитки из входных ворот, которые были выполнены в едином стиле с жилым домом. Уникальность деревянного модерна Тюмени подчеркивается во многих исследованиях [5].
Неоклассицизм
На смену модерну в начале 1900-х гг. приходит новое стилистическое направление - неоклассицизм, зародившийся в Петербурге и оказавший значительное влияние на тюменскую архитектуру. Воздействие классицистических форм на практику строительства в Тюмени не прекращалось в течение всего XIX в., а с начала 1900-х гг. вспыхнуло с новой силой, но уже на основе столичных веяний [6, с.165]. Неоклассицизм возник как своего рода ответ на свободное формообразование модерна и широкое разнообразие эклектизма. Для архитектурных решений данного стилистического направления характерно использование форм и принципов классической ордерной системы, чёткой,
чаще всего строго симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование элементов античного декоративного убранства.
Одно из самых впечатляющих зданий неоклассицизма было возведено в 1908-1913 гг. Это частное коммерческое училище купцов Колокольниковых по ул. Никольской (совр. ул. Луначарского, 2) [7, с. 20]. Проект столичного архитектора В.К. Олтаржевского получил золотую медаль на Парижской выставке. Объект расположен на вершине Затюменского мыса в непосредственной близости с комплексом Троицкого монастыря. Грандиозное каменное сооружение в три этажа с величественными фасадами, широко раскинутыми вдоль улиц, производит неизгладимое впечатление торжественной архитектурой (рис. 5).
Рис. 5. Коммерческое училище Колокольниковых по ул. Никольской (совр. ул. Луначарского, 2), открытка начала XX в. и фотография автора 2020 г.
Ещё одним из характерных объектов данного стилевого направления является здание операционного зала Сибирского торгового банка по ул. Царская -Иркутская (совр. ул. Республики, 30 - Челюскинцев, 38) в здании бывшего жилого дома купца Подаруева (рис. 6). Оно построено по проекту городского архитектора К.П. Чакина, главным убранством фасада служат фрагмент ордерной системы - антаблемент и дорические полуколонны на простых постаментах. Здание закрепляет угол одного из центральных городских кварталов.
Рис. 6. Жилой дом П.И. Подаруева по ул. Царская - Иркутская (совр. ул. Республики, 30 - Челюскинцев, 38), открытка начала XX в. и фотография автора 2020 г.
Предположительно, по его же проекту на средства купца А.И. Текутьева в 1915-1917 гг. было возведено одноэтажное кирпичное здание городской хирургической больницы по ул. Даудельной, 1Б - еще один из примеров неоклассицистических построек в г. Тюмени (рис. 7). Характерными элементами данного стилистического направления являются лаконичные портики с дорическими колоннами на боковых ризалитах здания. Городская хирургическая больница по ул. Даудельной, 1Б, является частью крупного больничного комплекса. Кирпичное одноэтажное здание имеет четкое объемно-планировочное построение [1, с. 63].
Рис. 7. Городская хирургическая больница (совр. ул. Даудельная, 1Б), план 1-го этажа и фотография автора 2019 г.
Усадьба Я.И. Шайчика по ул. Спасской (совр. ул. Ленина, 47-49) представляет собой комплекс зданий, в состав которого входит дом-особняк, флигель по фронту улицы и служебный флигель, расположенный во дворе (рис. 8). Все постройки представлены в различных стилистических направлениях. Дом в два этажа датируется 1914 г., принадлежит руке мастера -архитектора Константина Павловича Чакина. Архитектура дома относится к неоклассицизму - решение фасада представлено в виде трехчастной композиции, по центру расположен эркер, а по бокам - ризалиты с двухколонными портиками. В декоративном убранстве фасада можно отметить причастность к модерну, а именно: характер карниза, облицовка наличников, розетки, венки и др. Планировочное решение дома - коридорная система. Дополняет комплекс усадьбы каменная ограда с воротами, выполненная в общей стилистике с домом-особняком.
Стилистические направления в архитектурных решениях купеческих объектов в г. Тюмени весьма обширны: от представителей «сибирского барокко» до торжественных масштабных построек неоклассицизма, что характерно для русской архитектуры рассматриваемого периода.
Несмотря на общность тенденций, в архитектурных решениях прослеживается местный региональный колорит, проявляющийся в интерпретации общих тенденций под предпочтения вкусов заказчика, в лице которого в большей степени представлено местное купечество.
Янкель Шаевич Шайчик
(1875 - 1942) купец второй гильдии
Рис. 8. Усадьба Я.Ш. Шайчика по ул. Спасской (совр. ул. Ленина, 47-499), панорама по ул. Спасской, открытка начала XX в. и фотография автора 220220 г.
Застройка в рассматриваемых стилистических направлениях представлена в достаточно широком разнообразии - от крупных зданий общественного назначения (школы, больницы) до объектов, построенных для личных целей (торговые дома, жилые усадьбы, совмещающие торговую и жилую функции).
Библиографический список
1. Гайдук М.Ю. Вклад купца А.И. Текутьева в историко-культурное наследие города Тюмени // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие : материалы третьей Всероссийской научной конференции. Томск, 2019. С. 60-66.
2. Ситникова Е.В., Гайдук М.Ю. Вклад купечества в формирование архитектурного облика образовательных заведений г. Тюмени в конце XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. С. 18-25.
3. Государственный архив Тюменской области в г. Тобольске. Ф. 353 Оп. 1. Д. 132, 135; Ф. 353. Оп. 1. Д. 793.
4. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области : научный каталог. Тюмень : ООО «Издательство искусство», 2008. 488 с.
5. Вольская Л.H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. Новосибирск : НГАХА, 2008. 240 с.
6. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: лицо города. Москва : Молодая гвардия, 1990. 350 с.
7. Ситникова Е.В. Историко-архитектурное наследие купцов Колокольниковых в г. Тюмени // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 4. С. 36-48.
References
1. Gaiduk M.Yu. Vklad kuptsa A.I. Tekut'eva v istoriko-kul'tumoe nasledie goroda Tyumeni [Contribution of merchant Tekutev to Tyumen architecture]. Tomsk: TSUAB, 2019. Pp. 60-67. (rus)
2. Sitnikova E.V., Gaiduk M.Yu. Vklad kupechestva v formirovanie arkhitekturnogo oblika obra-zovatel'nykh zavedenii g. Tyumeni v kontse XIX - nachale XX v [Merchants' contribution to the architectural appearance of Tyumen educational institutions late in the 19th and early 20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. Pp. 18-25. (rus)
3. Gosudarstvennii arhiv Tyuemenskoi oblasti v Tobolske [Tobolsk State Archive]. Form 353. List 1. Proc. 132. 135; Form 353. List 1 Proc. 793. (rus)
4. Kozlova-Afanas'eva E.M. Arkhitekturnoe nasledie Tyumenskoy oblasti [Architectural heritage of the Tyumen Region]. Tyumen: Iskusstvo, 2008. 488 p. (rus)
5. Volskaya L.N. Arkhitekturno-gradostroitel'noe nasledie Sibiri [Architectural and urban planning of Siberian heritage]. Novosibirsk: NGAHA, 2008. 240 p. (rus)
6. Gutnov A.E. Mir arkhitektury: litso goroda [The world of architecture: City]. Moscow: Mo-lodaya gvardiya, 1990. 350 p. (rus)
7. Sitnikova E.V. Istoriko-arkhitekturnoe nasledie kuptsov Kolokolnikovykh v Tyumeni [Merchants Kolokolnikov's historical and architectural heritage in Tyumen]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 4. Pp. 36-48. (rus)
Сведения об авторе
Гайдук Мария Юрьевна, ассистент, Тюменский индустриальный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, [email protected]
Author Details
Mariya Yu. Gaiduk, Assistant Lecturer, Industrial University of Tyumen, 38, Volodarskii Str., 625000, Tyumen, Russia, [email protected]