Синицын А.Ю.
Доцент кафедры английского языка, кандидат политических наук, Дипломатическая академия МИД России.
Модерация и мультимедийные средства обучения иностранным языкам
Введение
Модерация - это одна из современных продуктивных инновационных технологий, которая позволяет повысить качество изучения иностранного языка.
Модерацией считается особый вид работы языковой группы учащихся, при которой осуществляется совместное целеполагание, определяются формы и методы целедостижения и подводятся итоги этих процессов. Метод модерации объединяет в себе ряд современных образовательных технологий, таких как проектное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение. Все эти технологии при использовании мультимедийных возможностей приобретают свойства игровых и творческих форм работы.
При внедрении в образовательный процесс требований ФГОС применение в процессе обучения иностранным языкам метода модерации не является в полной мере изученной. Это обусловливает актуальность изучения данной методологической темы.
Основная часть
Опыт педагогической практики преподавания английского языка взрослым студентам вечернего факультета Дипломатической академии МИД России позволяет обратить внимание на тот факт, что наши студенты в целом вполне уверенно владеют практикой подготовленной речи и переводом текстов по специальности «Международное публичное право». Однако они испытывают значительные трудности при выполнении «творческих заданий», которыми считаются спонтанное выступление перед аудиторией (PSP - Public speech practice), оперативный перевод текста по специальности без предварительной подготовки (IT - Instant translation) и прослушивание с последующим пересказом аудиоматериала (LS - Listening summery). Дополнительную сложность для преподавания представляет собой различный уровень компетенций учащихся, кото-
рый всегда обнаруживается даже после проведении тестирования перед распределением учащихся по группам различного уровня. Эти сложности в работе преподавателя приводят к необходимости организовать учебную и внеурочную деятельность студентов таким образом, чтобы развивать коммуникативные навыки всех участников языковых групп, независимо от их уровня знаний иностранного языка. Для успешного решения этой преподавательской задачи появилась необходимость использования технологии модерации. Она позволяет в рамках деятельностного подхода сделать работу студентов на занятиях и их последующую самоподготовку более эффективными и качественными.
Модерация представляет собой не один метод, а комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов совместной деятельности преподавателя и группы студентов. Он позволяет вовлечь обучающихся в процесс изучения материала, выявления и анализа затруднений при его изучении и поиска как индивидуальных, так и групповых способов их разрешения. Это служит методом взаимного обучения членов группы, при котором используется индивидуальный опыт всех членов группы.
Если коротко рассмотреть функции модератора, в роли которого выступает преподаватель студенческой группы, то они в целом сводятся к следующим позициям:
• Уточнение центральной темы, главного вопроса;
• Активизация участников на представление различных идей и точек зрения, которая обеспечивает многовариантность решений;
• Организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников;
• Повышение творческой составляющей предложений по решению задач;
• Устранение возможных ошибок в рассуждениях, проверка качества приводимой аргументации и общего хода обсуждения;
• Понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях, согласование различных позиций;
• Подведение объективных итогов деятельности.
Всегда ли нужен модератор? Групповая дискуссия без модератора представляет собой такую форму полилогического общения, при которой успешность продвижения к цели во многом зависит от заинтересованности и готовности всех его участников к поддержанию речевого контакта с собеседниками. Интерактивная сторона общения предполагает владение умениями начинать, завершать и поддер-
живать речевой контакт [2, с. 412]. Медиация же представляет собой создание условий для индивидуальных проявлений и диагностики, а также создает возможность для поведенческой диагностики и личностного развития учащихся.
Объектом внимания медиатора при работе с группой является личность, а основной его функцией является работа по оптимизации психологического климата, созданию благоприятной атмосферы для раскрытия участников и их внутреннего развития, и вместе с тем такая работа учитывает эмоциональное состояние участников.
Эффективное групповое обсуждение может использовать различные методологии, которые первоначально нашли свое применение в корпоративных тренингах. Например, модерацию следует отличать от фасилитации. Существуют разные трактования модерации и фа-силитации. Сложности в трактовании отчасти связаны с происхождением этих слов. Слово фасилитация — произошло из английского, а модерация — из немецкого. Но происхождение этих слов содержит в себе и ответ их значений. Фасилитация буквально значит «облегчение», а модерация — «обуздывание». И то и другое связано с ведением обсуждения, оба предусматривают ответственность за организацию переговоров и их прохождение. Нести ответственность за течение переговоров следует и модератору, и фасилитатору. Однако фасилитация представляет собой более широкое понятие. Оно предусматривает обеспечение выхода, принятие решения и разрешения трудного поиска. Модерация гарантирует, что обсуждение не «перепрыгнет» на другую тему, а будет оставаться в определенных программных рамках. Модерацию часто используют для обсуждения проблем и проведения совещаний. Фасилитация необходима при решении конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений или внедрении новшеств [7].
Деятельность модератора направлена на расширение индивидуального видения проблемы партнерами по групповому взаимодействию за счет использования вопросно-ответных процедур, соотнесения разных точек зрения, рассмотрения ситуации с различных, зачастую не очевидных, сторон. Модератор работает с содержанием и совместным мышлением группы. «Умение учитывать и использовать интеллектуальный потенциал группы (команды) открывает путь к «совместному мышлению», что приводит к прозрениям, недоступным для отдельных членов группы.» Одним из важных качеств модератора, ведущего групповую работу, является гибкость. «Ею считается способность переключаться между ролями, удерживая общую
цель. Способность развиваться и развивать группу в том направле- ■
нии, которого требует ситуация» [5].
Модерация как правило должна иметь 7 определенных этапов: интеракция, визуализация, коммуникация, мониторинг, мотивация, презентация и рефлексия [3, с. 94]. Визуализация - это и есть тот этап, который предполагает активное использование различных мультимедийных материалов и приложений в учебном процессе.
Использование мультимедийной составляющей является важной частью методики модерирования занятий по иностранным языкам. Большинство студентов испытывают затруднения при восприятии информации на слух. При «слушании» часть информации не воспринимается и утрачивается, часть может восприниматься не верно, монолог одного человека может быть утомительным и в конечном итоге может демотивировать учащихся. Визуализация учебного материала позволяет «материализовать» процесс обучения, сделать абстрактные идеи и представления более сущностными и материальными. Современное поколение студентов ориентировано на использование гаджетов, видеоматериалов/видеопродукции и использование анимированных слайдов. Красочные презентации существенно облегчают и мотивируют студентов на изучение подчас довольно сложных грамматических явлений или сложных специализированных лексических единиц и понятий в рамках их неязыковой специальности. Мультимедийный материал создает позитивную атмосферу занятия, создает позитивное мотивационное поле, способствует «выживаемости знаний» и позволяет в дальнейшем возвращаться к пройденному материалу для его повторения. Использование мультимедийной составляющей позволяет задействовать в качестве информационного канала мощный механизм зрительного восприятия. Наглядность и понятность подачи мультимедийной информации позволяет запустить активизацию нервной системы, которая обеспечивает повышение внимания и концентрации учащихся на предмете изучения.
Еще одним крайне важным результатом использования муль-тимедии является тот факт, что при самостоятельном обсуждении темы учащиеся запускают неиссякаемый творческий потенциал. Поиск оригинальных форм изложения концепций, реализация своих способностей, свободное самовыражение и, как результат, вспышка ярких положительных эмоций как нельзя лучше способствуют эффективному и надежному закреплению нового материала, который
служит основой новых знаний, умений и навыков (ЗУН). _
■ Проведение групповых и индивидуальных презентаций позво-
ляет в простой и часто увлекательной форме представить изучаемый материал, задать вопросы и обсудить ответы. В процессе представления видео и презентационных материалов преподаватель может выполнят роль модератора, который может в процессе осуждения ввести необходимые изменения в понимание новой темы и дополнительно объяснить возникающие сложные моменты в ее изучении. Активное использование видео, аудио и презентационных материалов существенно оживляют учебный процесс, с энтузиазмом воспринимаются учащимися и положительно сказываются на результатах обучения.
В методике модерации видео материалы усиливают результативность подачи материала и обладают следующими преимуществами перед традиционными средствами изложения нового материала:
• Видеофрагменты позволяют пополнять лексический запас, расширять знания в профессиональной области, практиковать произношение, копируя носителей языка со зрительной опорой на говорящего, правильно расставлять лексические и семантические ударения в высказываниях, уместно использовать логические паузы.
• Существенных результатов просмотр видео позволяет добиться в применении современной методики сочетания обучения с развлечением - edutainment. Это значительно мотивирует учащихся и привносит разнообразие в их восприятие и деятельность в перерывах между традиционными методами изучения иностранных языков.
• Видеофрагменты активизируют такие виды памяти как зрительная, слуховая и эмоциональная, то есть такое сочетание различных видов восприятия, которого сложно добиться при традиционной методике "Talk and Chalk".
• Видео открывает окно возможностей знакомства с особенностями зарубежной культуры, производственной средой, требованиями корпоративной культуры и деловой этики.
• Учащиеся не всегда имеют возможность прямых речевых контактов с носителями изучаемого языка (NES - Native English speakers). Просмотр видео предоставляет им возможность воспринимать живую речь NES в естественной языковой среде.
Рассмотрим этапы модерации и применение мультимедийных средств в их процессе на примере обучения студентов магистрантов Дипломатической академии МИД России по теме Дипломатическое и консульское право. Процесс обучения можно разбить на 6 этапов:
jftRJL_
Инициация What do you know about Diplomatic and Consular Law?
Погружение в тему Осуждение текста: The Concept of Diplomatic and Consular Law Первичное закрепление лексики и фактуры темы: List the basic treaties on Consular and Diplomatic Law.
Формирование ожиданий учащихся Обсуждение неприкосновенности и личных приведений сотрудников посольств и дипломатических миссий: The privileges and immunities of the diplomatic mission. Выступление студентов с презентациями по данной теме по различным странам. Просмотр видео фрагмента х\ф 300 спартанцев: Xerces envoys
Интерактивная лекция Просмотр видео сюжетов серии Lex Animata по темам: Diplomatic Bag; Diplomatic Inviolability; индивидуальная преподготовленная презентация студента «The functions of the consular missions» Просмотр видео фрагмента сериала Homeland: US Embassy Attack in Pakistan
Групповая проработка темы Выполнение двух итоговых заданий по теме занятию: 1. Summarize the information of the unit and be ready to speak on Diplomatic Law 2. Choose any question (topic, problem) relating to diplomatic law and make a 5-7-minute report in class
Подведение итогов Самооценка учащихся и общая оценка активности студентов, сделанная преподавателем
Еще одним примером применения метода модерации может служить обсуждение на занятии видео фрагментов (&ю1а§е8), которые подобраны и обработаны в соответствии с программными требованиями обучения. Обработкой подобного рода видео файлов следует считать поиск, выделение и «разрезание» требуемого отрывка из всего массива видеоматериала, поиск и привязка файла с субтитрами для групп более низких уровней владения языком, а также знакомство с новой лексикой, которая представлена в видеофрагменте.
Инициация
Фрагмент фильма: The Lincoln Lawyer. Release Date: 14 April 2011 (Russia). Cast overview (Matthew McConaughey, Ryan Phillippe). Storyline: A Detroit defense attorney has a crisis of conscience when he represents a wealthy client who has a foolproof plan to beat the system.
Погружение в тему Обсуждение темы Your favorite movies: 1. Why are the films on your list your favorite? 2. What do you especially like about the films? 3. When and where did you first see the film? 4. What do you especially like about the film?
Формирование ожиданий учащихся Первичное закрепление лексики и фактуры темы по видео эпизодам (Lexis sheet). Обсуждение: Filming Locations (The York - 5018 York Boulevard, Los Angeles, California, USA) и Goofs (Factual errors, revealing mistakes, plot holes)
Интерактивная лекция Просмотр видео The Lincoln Lawyer. (видео распределено на 3 эпизода. Просмотр выполняется по одному эпизоду с последующими заданиями и обсуждениями).
Групповая проработка темы Индивидуальные преподготовленные выступления студентов по темам: 1. Physical appearance of main characters (What does the character look like? Are these physical features important in understanding the character? If so, why?) 2. Actions (What does the character do in the story? How do these actions affect the viewer's understanding of the character?) 3. Interaction with other characters (How does this character interact with other characters in the story? What do these reactions reveal about the character?) 4. Motivation (What does the character think about the situations around him or her? How do the character's thoughts affect what we know about the character?) [4, c. 41]
Подведение итогов Самооценка учащихся и общая оценка активности студентов, сделанная преподавателем
Заключение. Применение методики модерации имеет свои сложности. Модерация возможно только в группах с достаточным уровнем языковой подготовки, начиная с уровня В1. В соответствии с Общеевропейской системой оценки знания иностранных языков (СЕБЯ) студенты должны быть в состоянии понимать основные идеи чётких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы. Они должны быть в состоянии описать впечатления, события, стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы [8]. Помимо этого, работа в группах требует высокого уровня самоорганизации как студентов, так и преподавателя. Оценки результатов могут быть выполнена как самими студентами (самооценка) так и преподавателем, однако в этом случае при несовпадении мнений преподавателя-модератора и студенческой аудитории от преподавателя может
потребоваться умение справедливого и дипломатичного разрешения _
возникшей спорной ситуации.
Таким образом, метод модерации с применением мультимедийных средств позволяет:
• Выполнять преподавателю более активную роль во время проведения занятия, осуществляя общий мониторинг, консультирование и оценку общих результатов группы;
• Более полно использовать индивидуальный опыт участников языковой группы, объединяя его для решения общих групповых задач;
• Мотивировать учащихся на более активное изучение сложных языковых явлений по направлению ESP (English for special purposes), накапливанию лексики и изучение реальных деловых ситуаций и примеров (кейсов);
• Практика «совместного мышления» приводит к более весомым результатам по сравнению с индивидуальными видами деятельности.
Библиографический список
1. Алонцева Н.В. Английский для студентов права и международных отношений. -Минск: Тетра Системс, 2009.
2. Заруцкая Е.В. Аутентичное ток-шоу как средство обучения устному общению на английском языке (на примере THE ELLEN DEGENERES SHOW) - СПб.: Златоуст, 2007. С. 84.
3. Рыжова В.Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения // Проблемы и перспективы образования. 2015. Том 7. № 13. С. 93-97.
4. Синицын А.Ю. Мультимедийные средства обучения ESP для магистратуры. Учебное пособие. Москва: Витязь, 2015.
5. Ударникова Е.В. Эффективное групповое обсуждение // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 2. С. 411-414.
6. Ведение групповой работы: фасилитация, медиация, модерация // URL: https:// audumlo.livejournal.com/240538.html (Дата обращения: 29.07.2023).
7. В чём отличие фасилитации от модерации // URL: https://vsetreningi.ru/articles/v_ chem_otlichie_fasilitacii_ot_moderacii/ (Дата обращения: 29.07.2023).
8. Общеевропейская система оценки знания иностранных языков (CEFR) // URL: http:// rptica.ru/cat/page12.htm?ysclid=lknv0bd911667820364 (Дата обращения: 29.07.2023).
References
1. Alontseva N.V. English for students of law and international relations. - Minsk: Tetra Systems, 2009.
2. Zarutskaya E.V. Authentic talk show as a means of teaching oral communication in English (using the example of THE ELLEN DEGENERES SHOW) - St. Petersburg: Zlatoust, 2007. P. 84.
3. Ryzhova V.N. Application of moderation technology to increase learning motivation // Problems and prospects of education. 2015. Volume 7. № 13. P. 93-97.
4. Sinitsyn A.Yu. Multimedia teaching aids ESP for master's degree. Tutorial. Moscow: Vityaz, 2015.
5. Udarnikova E.V. Effective group discussion // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2018. № 2 (80). Part 2. P. 411-414.
6. Conducting group work: facilitation, mediation, moderation // URL: https://audumlo.live-journal.com/240538.html (07.29.2023).
7. What is the difference between facilitation and moderation // URL: https://vsetreningi.ru/ articles/v_chem_otlichie_fasilitacii_ot_moderacii/ (07.29.2023).
8. Common European Framework of Reference for Foreign Languages (CEFR) // URL: http:// rptica.ru/cat/page12.htm?ysclid=lknv0bd911667820364 (07.29.2023).