Научная статья на тему 'Модельный закон как средство унификации частного права'

Модельный закон как средство унификации частного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модельный закон / правовое моделирование / унификация права / гармонизация права / модельное право / типовой договор / model law / legal modeling / unification of law / harmonization of law / model law / standard contract

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Владимировна Кораблева

Данная статья посвящена изучению модельного закона как уникального по своей при-роде инструмента унификации частноправовых отношений. Рассмотрен принцип создания обозначенного типа документов, приведена положительная научная оценка его существования на примере трудов О.П. Ко-ровиной, М.И. Пантыкиной, Е.В. Шестаковой. Отмечено, что модельный закон способствует совершенство-ванию законотворчества, гармонизации и унификации права. При этом выявлено, что как на теоретическом, так и на практическом уровне в законодательстве в отношении него имеются пробелы и проблемы (отсут-ствие четко сформулированных отличительных особенностей модельных законов, которые выделяют их среди иных международных документов, влияние на этот раздел права политических процессов и частно-экономических интересов, сложности толкования), что создает предпосылки для дальнейшего изучения и совершенствования модельного права. При написании статьи были использованы как общенаучные (ана-лиз, сравнение), так и частно-научные методы (изучение судебной практики) исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model Law as Means of Unification of Private Law

This article looks at recent studies dealing with the model law as a unique in its nature unification tool of private legal relations. The principle of creation of the designated type of documents is examined, a positive scientific assessment of its existence is given on the example of the works of O.P. Korovina, M.I. Pantykina, E.V. Shestakova. The remarkable fact is that the model law contributes to the improvement of lawmaking, harmo-nization and unification of law. Moreover, it has been revealed that both at the theoretical and practical level there are gaps and difficulties in the legislation (lack of clearly defined distinctive features of model laws, which distinguish them from other international documents, the influence of political processes and private-economic interests on this section of law, difficulties of interpretation), which creates prerequisites for further study and improvement of model law. In the course of drafting the article both general-scientific (analysis, comparison) and private-scientific methods (study of judicial practice) of research were used.

Текст научной работы на тему «Модельный закон как средство унификации частного права»

Научная статья УДК 340.115

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.9.21

Модельный закон как средство унификации частного права Ирина Владимировна Кораблева

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, irina.korableva@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-7780-122X

Аннотация. Данная статья посвящена изучению модельного закона как уникального по своей природе инструмента унификации частноправовых отношений. Рассмотрен принцип создания обозначенного типа документов, приведена положительная научная оценка его существования на примере трудов О.П. Коровиной, М.И. Пантыкиной, Е.В. Шестаковой. Отмечено, что модельный закон способствует совершенствованию законотворчества, гармонизации и унификации права. При этом выявлено, что как на теоретическом, так и на практическом уровне в законодательстве в отношении него имеются пробелы и проблемы (отсутствие четко сформулированных отличительных особенностей модельных законов, которые выделяют их среди иных международных документов, влияние на этот раздел права политических процессов и частно-экономических интересов, сложности толкования), что создает предпосылки для дальнейшего изучения и совершенствования модельного права. При написании статьи были использованы как общенаучные (анализ, сравнение), так и частно-научные методы (изучение судебной практики) исследования.

Ключевые слова: модельный закон, правовое моделирование, унификация права, гармонизация права, модельное право, типовой договор

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кораблева И.В. Модельный закон как средство унификации частного права // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 151-156. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.21.

Original article

Model Law as Means of Unification of Private Law

Irina V. Korableva

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, irina.korableva@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-7780-122X

Abstract. This article looks at recent studies dealing with the model law as a unique in its nature unification tool of private legal relations. The principle of creation of the designated type of documents is examined, a positive scientific assessment of its existence is given on the example of the works of O.P. Korovina, M.I. Pantykina, E.V. Shestakova. The remarkable fact is that the model law contributes to the improvement of lawmaking, harmonization and unification of law. Moreover, it has been revealed that both at the theoretical and practical level there are gaps and difficulties in the legislation (lack of clearly defined distinctive features of model laws, which distinguish them from other international documents, the influence of political processes and private-economic interests on this section of law, difficulties of interpretation), which creates prerequisites for further study and improvement of model law. In the course of drafting the article both general-scientific (analysis, comparison) and private-scientific methods (study of judicial practice) of research were used.

Keywords: model law, legal modeling, unification of law, harmonization of law, model law, standard contract

Funding: Independent work.

For citation: Korableva, I.V. (2023) Model Law as Means of Unification of Private Law. Theory and Practice of Social Development. (9), 151-156. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.9.21 (In Russian).

Жизнеспособность частноправовых общественных отношений обеспечивается благодаря определенности прав и обязанностей их субъектов, которые выражаются через типовые модели поведения и различные юридические конструкции. В качестве примера можно привести различные виды договоров, институт возмещения вреда и т.п.

Модель является краеугольным камнем частноправового регулирования, его первой стадией. Вначале создается текстуальная правовая модель. Приоритет в этом принадлежит органам власти, хотя разработкой нормативных актов среди прочих могут заниматься и физические лица, и некоммерческие организации, и социальные структуры. В итоге появляется нормативный

© Кораблева И.В., 2023

акт, которому отводится ведущая роль в правовом действии. Правовые нормы определяют возможности субъектов, которым они адресованы, устанавливая их правовой статус и очерчивая круг прав и обязанностей1.

В гражданском процессуальном праве ярким примером использования моделей является судебный прецедент, то есть решение суда в странах общего права по конкретному делу, которое принимается в качестве правоположения при рассмотрении аналогичных случаев. Очевидно, что редко два судебных спора будут полностью идентичны, именно поэтому прецедент можно считать моделью - для нового решения берутся лишь наиболее существенные факторы, влияющие на исход дела, а не вся их совокупность.

Существует отдельная область науки, получившая название «юридическая техника», которая призвана создавать специальные модели - юридические конструкции. Уровень ее развития, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, является показателем развития культуры общества, инструментом для достижения совершенства права (Алексеев, 2010).

Ж.-Л. Бержель рассматривает причины популярности такой модели, как типовые договора (Бержель, 2000). Они помогают стандартизировать правовые операции, при этом носят общий характер, что снижает количество используемых законов в правоприменении. А если типовой договор разработан властным органом, то он может приобретать статус императивного, обязательного к использованию. Зачастую один из участников правоотношений являет собою более слабую сторону (например, потребитель в договоре с предпринимателем), соответственно, положения типовых договоров могут помочь защитить ее интересы. Качественно разработанная модель типового договора может стать инструментом в руках юриста и создать правовой обычай, который в свою очередь будет источником права.

Особенное значение типовые договора приобретают, когда заключаются на межгосударственном уровне, особенно в свете продолжающейся глобализации. Ярким примером служат международные соглашения в морском праве. Появляется необходимость унификации правового регулирования в разных странах. Помощь в этом оказывает такой инструмент, как модельный закон. Фактически это модель правового регулирования определенных общественных отношений, которая призвана способствовать гармонизации и унификации права в условиях глобализации. Одним из последствий последней является типизация различных сфер жизни людей в разных странах, поэтому разработка модельных законов независимыми профильными международными организациями способна привести к упрощению функционирования правовых систем, при этом не снижая качества их деятельности.

Модельный закон - это рекомендательный документ, элемент так называемого «мягкого права», когда разрабатываются нормы для возможной имплементации в национальные законодательства стран.

Юридическая наука в мире развивается неравномерно, есть государства, где нет достаточных ресурсов для оперативного изменения законодательства, проработки вопросов на уровне доктрины, слабо развита юридическая техника. Между тем общественные отношения могут складываться стихийно и стремительно и требовать немедленного правового регулирования. Соответственно, модельные законы помогают ускорить принятие нормативных актов на национальном уровне, а иногда даже и сыграть на опережение, до появления тех или иных новых правоотношений. Особенно важно, что разработка национального законодательства на основе модельного закона ни в коей мере не ущемляет суверенитет государства.

Модельные законы могут разрабатываться независимыми международными организациями (например, Комиссией ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ), законодательными органами федеративного государства, союзом государств (например, Межпарламентской ассамблеей СНГ).

Задачей, которую призван решать модельный закон, является установление правовых ориентиров для определенной сферы жизни общества или объединения людей. Благодаря подобным документам обеспечивается единство права. Например, российский закон «О международном коммерческом арбитраже»2 разработан на основе модельного закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже»3, что, безусловно, облегчает коммерческий арбитраж на территории Российской Федерации для иностранных участников споров.

1 Шестакова Е.В. Модельное законодательство (теоретико-правовые аспекты и практика применения) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 203 с.

2 О международном коммерческом арбитраже : Закон Российской Федерации (вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации»)» от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. 1993. 14 августа.

3 Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (принят в г. Нью-Йорке 21.06.1985 на 18-ой сессии ЮНСИТРАЛ) от 21.06.1985 // Комиссия ООН по праву международной торговли : ежегодник. 1985 год. Т. XVI. Нью-Йорк, 1988. С. 601-612.

Приведенный выше пример также показывает влияние модельных законов на правовую систему Российской Федерации. В 1993 г. для становления нового государства, основанного на принципах рыночной экономики, был необходим мощный правовой тыл. Разработка с нуля новых законопроектов требовала огромных временных затрат, так как общество делало только первые шаги в новом государственном строе и не имело необходимого опыта и практики. Принятие закона на основе модельного, во-первых, помогло сэкономить время на разработку проекта закона, а во-вторых, учесть нюансы частноправовых споров, разрешаемых при помощи международного коммерческого арбитража, с которыми ранее уже сталкивались на практике граждане стран, ведущих активные международные отношения, основанные на рыночной экономике.

Впервые модельные законы появились в США. Представители законодательных органов штатов на уровне национальной конференции готовили проекты законов для легислатур штатов. Например, так был принят Модельный торговый кодекс (1952 г.)1, Примерный уголовный кодекс (1962 г.)2, Модельный закон о предпринимательских корпорациях3 и т.п.

В 1992 г. после распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств для сохранения правовых связей между государствами была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ. Одной из ее задач стала разработка модельных законов. В настоящий момент насчитывается порядка 400 документов, подготовленных данной организацией.

Несмотря на рекомендательный характер модельных законов, их разработка осуществляется по строго определенной процедуре, сравнимой с принятием национальных законов (Гарчева, 2020). Должен быть четко установлен перечень возможных инициаторов разработки модельного закона, которые представляют обоснование необходимости нового закона, оценку текущего правового регулирования той сферы, для которой закон разрабатывается, цели и задачи нового закона, ожидаемую эффективность его использования, структуру. Данные сведения направляются в экспертный комитет, который в случае принятия решения о целесообразности принятия нового модельного закона включает его в программу деятельности организации и выбирает рабочую группу. Создаваемая модель закона должна быть структурирована, рациональна по объему, быть легко воспринимаемой. Контроль за разработкой модели закона осуществляет профильная комиссия, в обсуждении участвуют представители государств-членов организации-разработчика, проводятся научные консультации и экспертизы. Как итог, модельный закон может быть принят на пленарном заседании либо признан нецелесообразным, нуждающимся в коррекции.

Одной из проблем, возникающих в правоприменении вследствие существования модельных законов, является нивелирование их рекомендательного характера и принятие на их основании решений судами. Например, апеллирование к модельным законам и кодексам можно найти в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 № 10АП-21882/19 по делу № А41-37442/20194, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 поделу № А33-25040/20165, решении Свердловского областного суда от 22.01.2019 по делу № 72-65/20196.

Одной из причин этого является стремление сторон процесса дополнительно аргументировать свою позицию, особенно если речь идет о модельном законе, разработанном международной организацией, в силу приоритета законодательства такого уровня над национальным, другой причиной могут служить существующие пробелы в правовой системе страны.

Дополнительную путаницу вносят сами разработчики модельных законов. Так, например, в модельном законе «Об обращении с животными»7 в п. 1 ст. 40 указано, что «...до приведения законодательства государства в соответствие с настоящим законом акты законодательства государства применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему закону, если иное не установлено конституцией государства». Фактически происходит подмена объекта его моделью. Последствием становится придание преимущественной силы рекомендательному закону над национальным законодательством, что в корне противоречит самой природе легитимности законодательства.

1 Единообразный торговый кодекс США 1952 г. [Электронный ресурс] // Факультет права НИУ ВШЭ. URL: https://pravo.hse.rU/data/2015/10/21/1079468386/CI±IA%201952.pdf (дата обращения: 07.09.2023).

2 Примерный уголовный кодекс (США). М., 1969. 303 с. (перевод издания 1962 г.)

3 Закон США о предпринимательских корпорациях [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: библиотека Пашкова. URL: https://constitutions.ru/?p=7733 (дата обращения: 07.09.2023).

4 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 № 10АП-21882/19 по делу № А41-37442/2019 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел. URL: https://clck.ru/35gB9U (дата обращения: 03.09.2023)

5 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 по делу № А33-25040/2016 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/35gBBe (дата обращения: 03.09.2023)

6 Решение Свердловского областного суда от 22.01.2019 по делу № 72-65/2019 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Модельный закон об обращении с животными (принят 31.10.2007 Постановлением № 29-17 на 29 пленарном заседании МПА СНГ) // Информационный бюллетень МПА. 2011. № 49. С. 401-420.

Между тем, есть и противоположная, единственно верная, на наш взгляд, с точки зрения правоприменения позиция. Так, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указывает на рекомендательный характер модельных законов и тот факт, что они не имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральным законодательством1.

Более того, разъяснения высших судов2 позволяют однозначно говорить о том, что модельные законы нельзя отнести к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Необходимо различать соглашения, конвенции, которые имеют юридическую силу и являются источником права, если они ратифицированы, и модельные законы, которые не требуют утверждения в силу того, что они являются образцом документа, а не им самим.

В целом в науке модельные законы имеют положительную оценку. По мнению О.П. Коровиной3, модельные законы помогают разработать качественно новые нормы, учитывающие специфику современных имущественных отношений. Благодаря тому, что такой документ носит рекомендательный характер, при принятии его на национальном уровне в него можно внести изменения, адаптировать его к особенностям местной правовой системы. Также для отмены принятого на основе модельного национального закона не требуется согласований на международном уровне.

Е.В. Шестакова отмечает гибкость модельных законов, так как на их основе могут быть приняты национальные законы практически в любых государствах4.

Если рассматривать модельные законы с точки зрения метода познания, то, благодаря созданию моделей нормативных актов, появляется возможность строить правовое регулирование не эмпирическим путем, а с опорой на заранее установленные принципы, благодаря которым можно рассчитать результат, который будет получен после внедрения данных норм в законодательство.

Между тем М.И. Пантыкина (2014) справедливо отмечает несовершенство теоретической проработки проблем разработки, ратификации и имплементации модельных норм, несмотря на их активное использование на практике. Например, нет четко сформулированных отличительных особенностей модельных законов, которые выделяют их среди иных международных документов; политические процессы и частно-экономические интересы оказывают сильное влияние на модельное право, тем самым ущемляя его объективный характер.

Представляет интерес еще одно наблюдение М.И. Пантыкиной, касающееся соотношения модельного права и правовых ценностей. Такого рода законы, как было отмечено выше, призваны помочь в регулировании вновь возникающих правоотношений, способствовать унификации и гармонизации международного права, соответственно, процесс изменения правовых ценностей коррелирует с развитием модельного права (Пантыкина, 2014).

Другой проблемой, справедливо отмеченной Е.В. Шестаковой (2005), является сложность с толкованием модельных законов. Она возникает, в частности, из-за правовых, культурных, языковых различий между государствами либо субъектами федераций, а также вследствие абстрактного характера модельных законов.

Но поскольку при разработке закона такого типа фактически идет создание модели, которая не может полностью повторять все свойства первоначального объекта, это лишний раз подтверждает правильность интерпретации модельных законов как метода приобретения нового, пусть и носящего больше практический, нежели теоретический характер знания.

Таким образом, рассмотрев модельный закон через призму практической стороны его применения и теоретической основы, можно сделать вывод о том, что данный объект являет собою положительное явление в частном праве, выступает инструментом, при помощи которого может развиваться и наука, и практика, достигаться унификация частного права, но в то же самое время

1 Об отмене решения Ростовского областного суда от 14.09.2016 и признании недействующими пунктов 1.1, 1.5, 1.8, 5.4, 8.19, 11.1 и 11.2 Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 14.07.2016 № 489, в части, предусматривающей возврат безнадзорных животных в прежнюю среду обитания : апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.01.2017 № 41-АПГ16-12 [Электронный ресурс] // Легалакт. URL: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-25012017-n-41-apg16-12/?ysclid=lm3xnd7lmj140822938 (дата обращения: 03.09.2023).

2 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 // Российская газета. 1995. 28 декабря ; О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 // Российская газета. 2003. 02 декабря.

3 Коровина О.П. Методы унификации в международном частном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. 26 с.

4 Шестакова Е.В. Модельное законодательство (теоретико-правовые аспекты и практика применения) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 203 с.

его применение имеет ряд проблем как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В частности, несмотря на рекомендательный характер, на практике суды используют модельные законы как источник правового регулирования, что является в корне неверным. Отсылки к такого рода документам можно встретить в судебных актах (несколько примеров было приведено выше). Как решение данной проблемы можно предложить законодательное закрепление статуса модельных законов в качестве рекомендательных и не имеющих непосредственного действия на территории Российской Федерации.

В теории модельного права отсутствуют отличительные признаки рассматриваемых законов, которые выделяют их среди иных международных документов. На наш взгляд, это также является одной из причин ошибок в правоприменении. Ввиду многообразия авторов модельных законов (официальные межгосударственные, негосударственные организации и т.п.) вывести единые отличительные признаки документа оказывается сложно. Как решение данной проблемы можно предложить проведение дополнительных научных исследований существующих модельных законов с целью их типологизации.

Также было отмечено, что наблюдается противоречие в соотношении модельного права и правовых ценностей; существует также проблема толкования юридических документов. Данные сложности, на наш взгляд, невозможно устранить, так как они связаны непосредственно с восприятием и интерпретацией модельных законов субъектами частноправовых отношений. Соответственно, необходимо закрепление в правовой доктрине статуса модельных законов лишь как итога правового моделирования для регулирования определенных общественных отношений, но никак не нормативного акта непосредственного действия.

Несмотря на вышеуказанные проблемы теоретического и практического характера, модельный закон как элемент юридической техники и модельное право в целом - это мощные инструменты для регулирования и унификации именно частноправовых отношений, поскольку в условиях развития цифровых технологий, ускорения информационного обмена в мировых масштабах, соблюдение принципов равноправия частноправовых отношений, свободы договора, уважения прав человека, защиты частной собственности требуют все б0льшей унификации частного права как на национальном, так и на международном уровне.

Список источников:

Алексеев С.С. Собрание сочинений : в 10 т. М., 2010. Т. 7: Философия права и теория права. 520 с.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. 576 с.

Гарчева Л.П. Модельное законодательство как фактор сближения правовых систем // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: правовая система и современное государство. Симферополь, 2020. С. 6-12.

Пантыкина М.И. Модельное право: проблемы теории и практики применения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 8. С. 56-60.

Шестакова Е.В. Теоретические и практические аспекты применения модельного законодательства в странах СНГ // Право и политика. 2005. № 4. С. 85-92.

References:

Alekseev, S. S. (2010) Sobranie sochinenii [Collected works]. Vol. 7. Moscow. 520 р. (In Russian).

Berzhel', Zh.-L. (2000) Obshchaya teoriya prava [General theory of law]. Moscow. 576 р. (In Russian).

Garcheva, L. P. (2020) Model'noe zakonodatel'stvo kak faktor sblizheniya pravovykh sistem [Model legislation as a factor of convergence of legal systems]. In: Aktual'nye problemy sravnitel'nogo pravovedeniya: pravovaya sistema i sovremennoe gosu-darstvo. Simferopol', рр. 6-12. (In Russian).

Pantikina, M. I. (2014) The Model Law: Problems of Theory and Practice of Application. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». (8), 56-60. (In Russian).

Shestakova, E. V. (2005) Teoreticheskie i prakticheskie aspekty primeneniya model'nogo zakonodatel'stva v stranakh SNG [Theoretical and practical aspects of the application of model legislation in the CIS countries]. Pravo i politika. (4), 85-92. (In Russian).

Информация об авторе И.В. Кораблева - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, Россия.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1170990

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author I.V. Korableva - PhD student, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1170990

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.