УДК 023.1:027.7
Е.А. Матвеева, E. A. Matveeva, e-mail: [email protected]
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
LIBRARY ACTIVITY MODEL STANDARD OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION:
INVITATION TO DISCUSSION
В статье изложен взгляд библиотекаря-практика на проект «Модельного стандарта деятельности библиотеки высшего учебного заведения».
The article provides the expert librarian opinion to the project of "Library activity model standard of a higher educational institution".
Ключевые слова: модельный стандарт, библиотека вуза, персонал, нормативный документ
Keywords: model standard, higher education institution library, staff, regulatory document
С началом двадцатого века в мировой и отечественной библиотечной практике появился новый тип документов, который носит рекомендательный характер и обозначается как «модельный стандарт». Он принимается общественной профессиональной организацией или приказом соответствующего органа управления власти. В настоящее время в нашей стране действуют, например, «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», «Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации» и т.д.
В стадии обсуждения находится проект «Модельного стандарта деятельности библиотеки высшего учебного заведения». Первый вариант этого документа получил значительное количество замечаний и предложений после обсуждения в вузовских библиотеках России.
Проходило подобное обсуждение и в Научной библиотеке Омского государственного технического университета (НБ ОмГТУ): 27 февраля 2013 года. состоялся круглый стол, в котором принимали участие сотрудники библиотеки и представители кафедры «Библиотечно-информационной деятельности» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Итоговый документ был отправлен в РБА, его качество и научный подход к обсуждению Модельного стандарта получили высокую оценку. Что же из замечаний и предложений было учтено, сняты ли вопросы, появившиеся при прочтении первой редакции?
Обратимся к терминологии, к правомочности употребления словосочетания «модельный стандарт». Несмотря на то, что документы с таким названием разрабатываются, обсуждаются в среде библиотечного сообщества, активно используются в работе, определение указанного термина до сих пор не разработано.
Рассмотрим значение слов «модель» и «стандарт». Толковый словарь русского языка содержит несколько определений термина «модель», в каждом из которых присутствуют понятия «мера», «образец», «норма». При рассмотрении термина «стандарт» мы также встречаем в толковании слова «образец», «типовая форма», «шаблон», «трафарет». Получается, что словосочетание «модельный стандарт» относится к разряду тавтологии и его нельзя применять в качестве термина. Этот вопрос необходимо решать уже сегодня, так как количество документов данного типа растет, на стадии разработки находятся новые.
Структура новой редакции Модельного стандарта практически не изменилась. Был добавлен новый раздел «Термины и определения», включенный по настоянию многих библиотек, в том числе и НБ ОМГТУ. Раздел 4. «Информатизация библиотеки и информационное обслуживание пользователей библиотеки высшего учебного заведения» теперь звучит как «Обслуживание пользователей библиотеки высшего учебного заведения».
К сожалению, из структуры Модельного стандарта ушел раздел, касающийся информатизации и автоматизации. Несмотря на то, что это направление работы является на сегодняшний день од-
ним из основополагающих в функционировании и дальнейшем развитии вузовской библиотеки, во второй редакции документа оно не выделено отдельно, а проходит сквозной нитью через несколько разделов. Общей же картины этого направления работы не видно.
Кроме того, в разделе 5 «Обслуживание пользователей библиотеки высшего учебного заведения» остался пункт: «С целью развития новых форм обслуживания и обеспечения доступности к информации на качественно новом уровне, осуществляется последовательная информатизация библиотеки на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (далее АИБС). Она включает: ... создание материально-технической базы, в том числе, определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей..».
Этот пункт не соответствует практике работы. На базе АИБС невозможно создать материально-техническую базу. Наоборот, для создания АИБС нужно специализированное оборудование и его техническая поддержка.
Таким образом, можно сделать вывод, что те пункты, которые касаются аспектов, традиционных для деятельности библиотеки, изложены достаточно четко. Когда же речь заходит о новых технологиях или реалиях сегодняшнего дня, информации явно недостаточно.
В перечне основных бесплатных услуг, оказываемых библиотекой, значится электронная доставка документов. К сожалению, для получения этой услуги библиотеки должны заключать договоры обслуживания, которые предусматривают денежные расчеты. И не всегда финансовые обязательства по этим договорам берет на себя вуз. Следовательно, электронную копию документа пользователь получает в большинстве случаев за дополнительную плату.
Если проанализировать, какие из высказанных замечаний и предложений присутствующих на круглом столе в НБ ОмГТУ были приняты во второй редакции, то из 16 предложений 15 касаются уточнения формулировок и стилистики.
Из второй редакции Модельного стандарта ушли спорные пункты, касающиеся авторского права, интеллектуальной собственности, особенностей комплектования библиотечного фонда с учетом контингента вуза и современных носителей информации, картотеки книгообеспеченности. На их место пришли более общие и корректно построенные фразы. Можно предположить, что авторы второй редакции стандарта, учитывая постоянно меняющиеся требования Минобрнауки РФ к носителям информации, срокам устареваемости изданий, книгообеспеченности учебного процесса намеренно приняли решение не фиксировать в стандарте требования сегодняшнего дня, поскольку это потребовало бы его редактирования через короткое время. Но в то же время специфика работы вузовской библиотеки словно «потерялась». В данной редакции Модельного стандарта достаточно сложно понять, как отражается организация научно-исследовательского и образовательного процесса вуза на технологии работы библиотеки.
Библиотека как социальный институт сейчас находится в ситуации, когда использование новых технологий в практике работы с пользователем переросли нормы и методические рекомендации, закрепленные в документах различного уровня. От реалий сегодняшнего дня отстают Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеке (1997 г.), примерные штаты, структура, положение о вузовской библиотеке (2000 г.). Отсутствуют методические рекомендации для библиотек вузов по использованию «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (Приказ Министерства культуры РФ от 8.10.2012 № 1077)
Сегодня несовершенство нормативно-законодательной базы чувствуется особенно остро. В условиях модернизации системы высшего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, образовательными стандартами нового поколения, библиотека вуза должна оперативно реагировать на все происходящие изменения, перестраивать технологические процессы в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ.
В указанных обстоятельствах от предлагаемого «Модельного стандарта деятельности библиотеки учебного заведения» специалисты вправе ожидать некую идеальную модель вузовской библиотеки. Ориентируясь на нее, реальные учреждения получают видение перспектив своего развития, понимание того, к чему нужно стремиться.
Необходимо признать, что данный проект модельного стандарта описывает ситуацию сегодняшнего дня, не привнося ничего нового. По сути специалистам вузовских библиотек предложен документ, который пересекается с Примерным положением «О библиотеке образовательного учреж-
дения высшего профессионального образования» и другими нормативными актами, регулирующими деятельность библиотек этого типа.
Как видно из выше изложенного, текст Модельного стандарта нуждается в дальнейшей проработке. Необходимо решить вопрос с терминологией и уйти от тавтологического термина «модельный стандарт». Кроме того, по нашему мнению, нельзя отказываться от раздела, посвященного автоматизации и информатизации работы библиотеки.
Конечно, библиотекарям-практикам хочется увидеть документ, который сможет помочь в решении проблем, покажет ту идеальную модель, к которой нужно стремиться, даст толчок в развитии их библиотек. На наш взгляд, это станет возможным, если при составлении модельного стандарта будут учтены современные технологии работы и новая нормативно-правовая база вузовской библиотеки.
Библиографический список
1. Современный толковый словарь русского языка [Текст]: более 90 000 слов и фразеол. выражений. - СПб.: НОРИНТ, 2002. - 958 с. - ISBN 5-7711-0103-2.
2. Модельный стандарт деятельности библиотеки высшего учебного заведения [рукопись]: проект / РБА. - 2013. - 19 с.