Научная статья на тему 'Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ'

Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / PRE-SCHOOL CHILDREN’S ECONOMIC EDUCATION OF / MODEL / MODELING APPROACH / MODELING OF PEDAGOGIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова Лилия Салаватовна

В статье выявлены и обоснованы педагогические условия и особенности моделирования процесса формирования экономической культуры у дошкольников и предложена авторская модель Предложенная модель отвечает всем требованиям модельного исследования, отличается единством и взаимосвязью компонентов и связью с моделируемой реальностью. Такой подход позволяет прогнозировать результаты теоретического и экспериментального исследования объекта на любом этаUevthjdf пе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумерова Лилия Салаватовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modeling Approach to the Preschool Children’s Economic Education at Preschool Educational Institutions

The article reveals and proves the pedagogical conditions and special features of modeling the process of preschool children’s economic education forming. The suggested model meets the requirements of modeling, maintains the unity and mutual connection of its components as well as its connection with the modeling reality. Such an approach makes it possible to predict the results of both theoretical and experimental research on each stage.

Текст научной работы на тему «Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ»

УДК 482-3 ББК 462.9

Гумерова Лилия Салаватовна

ассистент кафедра права и обществознания Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы г.Уфа

Gumerova Liliya Salavatovna

Assistant Chair of Law and Social Studies Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla

Ufa

Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ The Modeling Approach to the Preschool Children’s Economic Education

at Preschool Educational Institutions

В статье выявлены и обоснованы педагогические условия и особенности моделирования процесса формирования экономической культуры у дошкольников и предложена авторская модель

Предложенная модель отвечает всем требованиям модельного исследования, отличается единством и взаимосвязью компонентов и связью с моделируемой реальностью. Такой подход позволяет прогнозировать результаты теоретического и экспериментального исследования объекта на любом этаUevthjdf пе.

The article reveals and proves the pedagogical conditions and special features of modeling the process of preschool children’s economic education forming. The suggested model meets the requirements of modeling, maintains the unity and mutual connection of its components as well as its connection with the modeling reality. Such an approach makes it possible to predict the results of both theoretical and experimental research on each stage.

Ключевые слова: экономическое воспитание дошкольников, модель, модельный подход, моделирование педагогических процессов

Key words: pre-school children’s economic education of, model, modeling approach, modeling of pedagogic processes.

Моделирование педагогических процессов в системе образования в

основе своей подчинено закономерностям информационного моделирования.

Оптимальность информационного моделирования позволяет утверждать о том,

что эта оптимальность распространяется на любые педагогические модели.

Анализ имеющихся моделей и модельных подходов к развитию высшего

педагогического образования как разнообразных форм предвидения и

представления в формализованном виде образовательных ситуаций выступает важным звеном проектирования глобальных и частных систем. Исходя из таких позиций, любая модель выступает лишь разновидностью проекта или прогноза той или иной образовательной ситуации.

Модель как устройство, схема, действие воспроизведение реальности используется в случаях, когда требуется в наглядной форме представить, изучить свойства исследуемого объекта. Модели играют полезную роль в технологизации процесса, пространства, потому что они упрощают реальность, технологизируют ее и тем самым облегчают возможность увидеть внутреннее отношение. Посредством метода моделирования описываются структура объекта - это статическая модель, процесс его функционирования и развития -это динамическая модель.

В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Формы моделирования многообразны, зависят от видов структурируемых моделей и сферы применения. Выделяют предметное и знаковое

моделирование. Предметное моделирование предполагает создание моделей, воспроизводящих пространственно-временные, функциональные, структурные и т.п. свойства оригинала (конкретно-научные модели), знаковое

моделирование заключается в репрезентации параметров объекта с помощью символов, схем. Формул (логико-математической модели).

Педагогическое моделирование - сложное явление. Для того, чтобы построить модель педагогического процесса используются различные данные: нормативные документы, экспертные оценки, эмпирический материал. Целью педагогического моделирования является воспроизведение объекта

исследования таким образом, чтобы путем изучения модели получить новую информацию об объекте. Построить модель, как отмечают исследователи, значит, провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы.

Моделирование процесса экономического воспитания дошкольников с

заданной целью возможно с осознанием сложности самого социально-

45

педагогического явления. Доминирующая сегодня технократическая парадигма, в которой жестко регламентирована модель действий, типовые технологии все больше будут уступать место гуманистической парадигме со множеством моделей с демократическими, личностно-ориентированнными направлениями педагогического образования.

Как показывает практика, в основе различных систем развития дошкольного образования, в том числе и моделируемых, лежит совокупность требований, выдвигаемых обществом и государством к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, что в самом общем виде выступает как комплекс модельных требований к нему. Обратимся к этим требованиям и к тому, как и в каком виде, они реализуются в системе подготовки работников дошкольного образования, готовых к эффективному экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложное, многоуровневое явление педагогической действительности, что требует определения к нему соответствующих подходов. Наряду с показавшими себя эффективными способами организации исследования при изучении сложных явлений педагогики активно применяется метод моделирования, модельный подход (С.И. Архангельский, В.Г.Афанасьев, Б.С. Гершунский, В.В.Давыдов и др.).

Основное назначение модели - быть мысленно представляемой или материально реализованной системой, «которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Таким образом, модель позволяет «работать» с воспроизведенным объектом, что позволяет решать и задачи прогностического плана.

Один из признанных исследователей социальных явлений В.Г.Афанасьев указывает, что «моделирование - непрерывный процесс, не ограничивающийся, как правило, одной обособленной моделью. Это скорее последовательная разработка серии сменяющих друг друга моделей, что обеспечивает все

большее приближение модели к моделируемому оригиналу.

46

Последовательность разработки являет собой конкретное проявление движения познания от относительной к абсолютной истине» [1, с. 201-202].

Наши исследования, еще раз подтвердив справедливость этих слов, показали, что постоянное обновление модели может происходить и в ходе выстраивания этапов моделирования, которых, по мнению ряда исследователей (Э.А. Араб-Оглы, И.В. Блауберг, Э.Г.Юдин и др.), может быть несколько. Очевидно, что этапность процесса заставляет исследователя вносить определенные новшества в модель при каждом переходе с этапа на этап. В конечном счете, это дает возможность постоянного учета прочности явления.

Моделирование строится на основании взгляда на проблему как на целостность и требует системного подхода. Модель экономического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается нами как совокупность закономерных, связанных по функциональному типу относительно однородных элементов, которые составляют целостность. В свою очередь, целостность объекта предполагает внутреннее сходство, качественную определенность и выделенность, обособленность в окружающем. Важными характеристиками целостности, по мнению уже названных исследователей, являются также сложность и иерархичность строения объекта, наличие нескольких уровней организации, наличие взаимных связей и взаимозависимостей.

В нашем случаи категория «система» применительно к рассматриваемому явлению выступает универсализированным обозначением качественного объекта, пригодным для описания любого, «качественного узла», совокупности, целостности, комплекса, т.е. оно дает им единую гносеологическую «рамку» и методологически нацеливает на изучение (исследование) их по данной схеме целостного (интегрированного) объекта.

Вслед за таким важным методологическим шагом должен последовать

системный анализ объекта, включающий в себя моделирование, декомпозицию,

эвристические, графические и др. методы. В.Г.Афанасьев, Ю.А. Конаржевский

и др. не ограничивают исследователей в применении какого-нибудь одного

метода или всей совокупности в организации самостоятельного изучения того

или иного системного объекта. Скорее всего, это предопределяется задачами

47

конкретного исследования, что, в конечном счете, позволяет нам остановиться на методе моделирования.

Определимся с этапами системного подхода к исследуемому явлению. Этапность - один из основных моментов системного исследования, способствующий осуществлению его в определенной последовательности. При изучении педагогических явлений, как отмечает И.Ю.Ильина, целесообразно выделить следующие этапы: отнесение исследуемого объекта к системным; выявление и идентификация структурных элементов; выделение системообразующих связей, установление связей вообще; анализ поведения; выделение тех элементов связи между ними, на которые можно воздействовать для того, чтобы улучшить поведение модели в целом; создание модели с улучшенным поведением. [3].

Исследуемый нами объект обладает, на наш взгляд, достаточными признаками для отнесения его в разряд системных. Во-первых, процесс экономического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения - процесс открытый, способный входить в многообразные связи с окружающей средой. Во-вторых, данному процессу присуща целесообразность. В-третьих, налицо наличие компонентов и определенной структуры, в которой эти компоненты представлены рядоположенно или иерархично. В-четвертых, для рассматриваемого объекта характерна целостность развития во времени, что является важным показателем его устойчивости. В-пятых, объект характеризуется многоуровневостью, что в прикладном плане проявляется в наличии нескольких уровней эффективности реализуемого процесса. В-шестых, процесс характеризуется способностью к функционированию и развитию. Развитие при этом выступает показателем бесконечности и беспредельности совершенствования как одной структуры объекта, так и ее составляющих.

Прежде чем приступить к характеристике модели экономического

воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного

учреждения, остановимся на предостережении Ю.А. Бабанского о том, что

необходим более целостный подход к характеристике состава и структуры

изучаемых понятий путем всестороннего охвата компонентов предлагаемой

48

модели; конкретного описания признаков основных компонентов состава изучаемого явления.

С другой стороны, отметим, что в наши задачи не входит увеличение количества параметров модели, что почти автоматически привело бы к увеличению пределов ее достоверности. При этом мы исходим из того, что существующие объективные показатели жизнеспособности модели (допустим, реальность воспроизведенного объекта и др.) сами по себе могут выступать основанием для этого.

Разработанная нами модель основывается на следующих параметрах.

Представленная модель содержит два уровня: содержательный,

включающий в себя систему знаний, включенную в содержание подготовки специалиста; деятельностный, включающий в себя объединенные общей целью виды деятельности дошкольника. Мы полагаем, что функционирование такой двухуровневой модели на практике требует определенного единства ввиду детерминированности существующих связей между ними.

Как содержательный, так и деятельностный уровни, в свою очередь, характеризуются соответствующими компонентами.

3. Педагогический процесс базируется на реализации педагогических условий, которые, как мы определили, могут быть как макро-, так и микроуровневыми.

Изобразим вышесказанное в виде гибкой модели, которая является более приемлемой в определении отношений между элементами данных, а также предусматривает возможность выражения произвольных взаимозависимостей. Мы признаем и ряд недостатков используемой модели, однако относительная стабильность и устойчивость рассматриваемого процесса позволяет пренебречь ими. Отметим также, что в конструкцию предложенной модели мы сознательно допускаем и элементы иерархичности, что в принципе не противоречит идеям моделирования. Обратимся к схеме 1

Схема1

Модель формирования экономической культуры у дошкольников

в условиях ДОУ

Формирование

экономической

культуры

Педагогические условия

Макро

условия

Микро

условия

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитателя

Формирование Пассивная

у ► общественная

дошкольников деятельность,

элементарных направлена на

экономических овладение

представлений, опытом

понятий, экономической

зна и й деятельности

Содержательный уровень

Воплощение этих представление в одну из моделей воспитательной системы в ДОУ

Свободные виды деятельности в которых ребенок получает знания о экономической деятельности

Внесение

корректив,

уточняющих

или

незначительно

значительно

меняющих

модель

воспитательной

системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направленной

на

формирование

экономической

культуры

Непосредственная экономическая деятельность учитывающая возрастные особенности и возможности детей

I

Рефлексия своих действия

Сконструированная в исследовательских целях модель выполняет две функции: выступает замещением реального объекта и инструментов для его дальнейшего исследования (В.А. Штоф). С другой стороны, реальная, зримая представленность отдельных компонентов, уровней, взаимосвязей позволяет предвидеть возможные изменения в результативности моделируемого явления.

Опыт показывает, что любая модель, если она не имеет практических выходов и не представлен механизм «запуска», может остаться нереальным исследовательским инструментом. На основе модельного подхода к исследуемому объекту нами выявлены следующие его особенности, которые оказывают существенное влияние на успешность процесса экономического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, часть которых приводится ниже.

1. Подготовку будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитанию дошкольников детей нельзя рассматривать в отрыве от целостной системы подготовки специалиста с высшим образованием для системы образования вообще, т.к. такой специалист может быть сформирован только всей совокупностью разнообразных форм вузовской жизни, главным среди которых выступают учебная деятельность, общение и внеаудиторные формы деятельности.

2. Успешность процесса будущих работников дошкольного образования к созданию и обогащению образовательной среды способствующего становлению экономической культуры у детей дошкольного возраста зависит от целенаправленности процесса, самодостаточности организации и подготовленности педагогов к деятельности такого рода.

3. Педагогические условия макро- и микроуровня, реализация которых ведет к успешности исследуемого процесса, могут и должны стать частью реального педагогического процесса, нацеленного на подготовку будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитанию дошкольников.

4. Совокупность знаний, который регламентируется Государственными образовательными стандартами, если не объединены единой целевой

51

установкой, по отдельности не могут характеризовать эффективность процесса и конечного результата подготовки будущих работников дошкольного образования к реализации данного направления.

6. Взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса в ходе подготовки будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитанию детей должна обладать такой важной характеристикой, как систематичность. Только при наличии этой характеристики результаты могут стать реальными и ощутимыми.

Естественно, не только названными особенностями характеризуется исследуемый процесс. Нами установлено, что не менее важным условием «приземления» рассуждений выступает наличие инструментария диагностики сформированности определенных качеств, характеризующих результативность такой деятельности. Модельный подход к данному процессу требует систематического отслеживания уровня достижений студентов, с одной стороны, и результативности всего процесса, - с другой. Выявление и надлежащая оценка результативности процесса, таким образом, выступает необходимым звеном целостного педагогического процесса, располагающего информацией о полноте реализации воспитательно-образовательных целей. Как конечная цель, оценка уровня подготовки будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитания детей дошкольного возраста приобретает важное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности ребенка. [2].

Данная проблема, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике разработана довольно основательно и разносторонне, поэтому мы не сочли необходимым остановиться на данном вопросе. В основе многих подходов к результативности педагогического процесса, которая может быть выражена понятиями «образованность», «готовность», «подготовленность», «воспитанность» и др., к примеру, лежит сформированность каких-либо «качеств» (в частности, профессионально важных), в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе, считает Л.М.

52

Фридман. (354, с. 12). В этом вопросе наши позиции совпадают с подходами исследователей, связывающих повышение эффективности образовательного (воспитательного) процесса с оценкой его результативности на различных этапах (Е.В. Бондаревекая, З.И.Васильева, А.И. Кочетов, Н.И. Монахов и др.).

Исследования проблемы диагностики закономерно вывели нас на необходимость поуровневого подхода к явлению. В связи с достаточной изученностью проблемы уровней воспитанности в отечественной педагогике мы также за основу взяли традиционный подход, заключающийся в выделении трех уровней: низкого, среднего, высокого. Промежуточные возможные уровни нами не были приняты по следующим соображениям: относительно малым объемом подлежащих усвоению понятий; спецификой возраста детей; особенностями процесса усвоения понятий.

Отметим еще один довольно специфичный фактор. При определении результативности процесса подготовки будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста мы принимаем во внимание важные особенности процесса: - во-первых, сама по себе сформированность каких-либо знаний, к сожалению, может быть зафиксирована лишь на какой-то определенный момент. В этом плане фиксация момента обладает «срезовой» характеристикой; - во-вторых, продвижение личности с одного уровня на другой обусловливается рядом моментов, в числе которых и возрастные изменения, и обогащение интеллекта, и многие другие, которые выступают своеобразным фоном.

С учетом вышесказанного и фиксация продвижения личности студента по уровням и этапам подготовки будущих работников дошкольного образования к экономическому воспитанию дошкольников должна быть основана на наблюдениях не только экспериментатора, но и педагогов, постоянно работающих с самими студентами и дошкольниками.

В заключении следует сказать, что выдвинутая нами модель, отвечая ряду требований модельного исследования, отличается единством и взаимосвязью компонентов и связью с моделируемой реальностью. Такой подход позволяет прогнозировать результаты теоретического и экспериментального

исследования на любом этапе и удовлетворяет (в форме приемлемой для науки), потребность в наглядности, связанную с чувственным, опытнопрактическим происхождением знания.

Библиографический список

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] - М.: Политиздат, 1981. -432 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: обще дидактический аспект [Текст] - М.: Педагогика, 1982. - с. 217

3. Ильина И.Ю. Факультет дошкольной педагогики и психологии: история и современность. Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: Вузовский сборник научных трудов и материалов педагогического опыта [Текст] - Пермь: ПГПУ. - 2001 - с. 225

Bibliography

1. Afanasiev, V.G. Society: Systems, Cognition and Management [Text]. - M.: Politizdat, 1981. - 432 p.

2. Babansky, Yu. K. Educational Process Optimizing: Didactic Aspect of Society [Text]. - M.: Education, 1982. - 217 p.

3. Ilyina, I. Yu. Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology: Past and Present. Improving the Quality of Preschool Education in Perm Region: Higher School Collection of Scientific Papers and Materials of Teaching Experience [Text]. - Perm: PSPU, 2001. - 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.