Тема занятия Содержание занятия
Профессиональная ответственность спортсмена Темы лекций и видеоматериалов. Ответственность организаторов Ответственность спортсменов Ответственность тренеров
Политическая ответственность Темы лекций и видеоматериалов. Примеры как бедные стали успешными людьми. Общение с депутатами о проблемах в Российском обществе. Социальные группы, из которых состоит современной общество. Какие политические силы защищают интересы тех или иных социальных групп. Профессии, которые требуются реальной экономике.
Гражданская ответственность Темы лекций и видеоматериалов. Структура общества и место спорта в нем. Поиск источников финансирования спортсменов. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках социальных программ. Реализация социальных проектов через «Программу развития физической культуры и спорта». Социальные программы «Газпром — детям». Социализация после завершения спортивной карьеры.
ВЫВОДЫ
Реализация данной программы вызвала большой интерес у подростков спортсменов и способствовала повышению уровня их социальной ответственности. Прослушав лекции по различным видам ответственности юные спортсмены узнали: меру применение силы в целях самообороны и допустимой защиты, правила поведения в конфликтной ситуации, социальные группы на которые делится современное общество, профессии, которые требуются реальной экономике и пути социализации после завершения спортивной карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Точилкин, Е.А. Воспитание ответственности как элемента нравственности личности / Е.А. Точилкин, А.Р. Юмадилов // Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа» : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва : АРКТИ, 2013. - С. 115-120.
2. Якишева, М.Р. Уровневая организация основных детерминант ответственности как свойства личности / М.Р. Якишева // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. - С. 27-28.
REFERENCES
1. Tochilkin, E.A. and Yumadilov A.R. (2013), "Education of responsibility as an element of moral personality", Directions for the development of education in the context of the implementation of the initiative "Our New School": collection of scientific articles, ARKTI, Moscow, pp. 115-120.
2. Yakisheva, M.R. (2013), "Level organization of the main determinants of responsibility as personality traits", Secondary vocational education, No 2, pp. 27-28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2019
УДК 796.4
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ЧИР СПОРТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев,
старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, преподаватель, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проводится анализ выступлений призеров на Первенстве мира по чир спорту среди студентов в г. Лодзь (Польша). На основании сравнительного анализа определяются модельные
характеристики соревновательной программы для студентов-спортсменов высокой квалификации в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная. Разработанные модельные характеристики являются ориентиром содержания соревновательных программ, их внедрение будет способствовать оптимизации тренировочного процесса студентов-спортсменов.
Ключевые слова: чир спорт, модельные характеристики упражнений, чирлидинг, станты, пирамиды, акробатика.
MODEL CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE EXERCISES IN CHEER SPORT FOR HIGHLY QUALIFIED STUDENT-ATHLETES
Aleksander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior teacher, Aleksander Alekseevich Ivachev, the teacher, Rostislav Georgievich Tikhonov, the
senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the performances of prize-winners at the World Championship in cheer sport among the students in Lodz (Poland). On the basis of the comparative analysis, the model characteristics of the competitive program for students-athletes of high qualification in discipline cheerleading-group-mixed have been defined. The developed model characteristics are the reference point of the content of the competitive programs, their implementation will contribute to the optimization of the training process of the student-athletes.
Keywords: cheer sport, model characteristics, models of content of competitive exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В 2018 году в городе Лодзь (Польша), впервые в истории чир спорта, было проведено Первенство мира среди студентов. В дисциплине чирлидинг-группа-смешанная победителем соревнований стала сборная США, второе место заняла Япония, третье -Китайский Тайбэй. Команда российских спортсменов не попала в тройку лидеров, заняв четвертое место.
Экспертная оценка играет важнейшую роль в чир спорте на соревнованиях любого уровня. В связи с этим все большую роль приобретает грамотное моделирование соревновательных программ.
Анализ результатов Первенства мира побудил создать модель программы в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная для оптимизации тренировочного процесса при подготовке студентов-спортсменов к дальнейшим выступлениям.
Мы предполагаем, что на основе сравнительного анализа экспертных оценок ведущих студенческих команд можно определить модельные характеристики соревновательных программ, необходимые для успешного выступления на престижных мировых студенческих соревнованиях, и дать рекомендации по содержанию и сложности упражнений.
Проблема исследования заключается в необходимости определения модельных характеристик соревновательных программ достаточных для успешного выступления на основных мировых студенческих стартах.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить модельные характеристики соревновательных упражнений для студенческих команд в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная в чир спорте.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были проведены педагогические наблюдения по видеозаписи, а основании которых выполнен сравнительный анализ соревновательных упражнений российской команды и призеров Первенства мира 2018 года среди студентов в дисциплине чирлидинг-группа-
смешанная, а именно сборных команд США, Японии и Китайского Тайбэя. В сравнительном анализе исследовались упражнения четырех критериев сложности судейской оценки:
1. Станты;
2. Пирамиды;
3. Акробатика;
4. Тосс.
Также было проведено хронометрирование хореографии переходов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты педагогических наблюдений по количественному соотношению упражнений в критериях сложности представлены ниже (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ упражнений по критериям сложности в чирлидинг-
группа-смешанная
Критерии судейской оценки Количественный показатель упражнений
США Япония Китайский Тайбэй Среднее значение XX Россия
Станты (шт.) 10 6 6 7,3 6
Пирамиды (шт.) 13 19 17 16,3 14
Акробатика (шт.) 6 12 6 8 4
Тоссы (шт.) 3 4 3 10,3 3
Общее количество (шт.) 32 41 32 35 27
Примечание: Показатели команды России в подсчете средней оценки не учитывались.
Из данных таблицы следует, что среднее значение общего количества упражнений в программах призеров Первенства мира среди студентов составило 35. У россиян общее количество значительно меньше среднего - 27.
Учитывая процентное соотношение критериев сложности в судейской оценке и вышеуказанные данные, была определена модель оптимального количества упражнений для успешного построения соревновательных программ (таблица 2).
Таблица 2 - Оптимальная модель количественного соотношения соревновательных упражнений в программах_
Критерии экспертной оценки Доля от общей судейской оценки Количест. модель упражнений (шт.) Количество взаимодействий в программе
США Япония Китайский Тайбэй Россия
Станты 25% 11-12 10 23 6 25 6 23 6 20
Пирамиды 25% 11-12 13 19 17 14
Акробатика 10% 4-5 6 12 6 4
Тоссы 15% 10% 7 (15%) 4-5 (10%) 3 4 3 3
Общее количество: 32 41 32 27
Средний показатель упр. 35
В первой части таблицы видно, сколько процентов каждый критерий сложности занимает в судейской оценке. На основе полученных данных, из таблицы 1, где представлен общий средний показатель, было определено оптимальное количество упражнений по каждому критерию сложности: в стантах и пирамидах он составил 8,7; в акробатике - 3,5; в тоссах - 5,25. Также из таблицы следует, что все показатели призеров Первенства мира равны или превышают количественный показатель упражнений в программах. Максимально приближена к оптимальной модели количества упражнений в соревновательных программах команда США: большинство показателей (3 из 4) соответствуют модельной характеристике.
Дополнительное исследование в хореографии переходов показало, что чемпионы затратили наименьшее количество времени на переходы между упражнениями, всего 18,6% от общего времени, что говорит о высокой плотности выполнения упражнений и повышенной зрелищности соревновательной программы.
ВЫВОДЫ
Опираясь на данные сравнительного анализа соревновательных упражнений победителей Первенства мира 2018 года среди студентов в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная в чир спорте, были определены модельные характеристики соревновательной деятельности студенческих команд. Оптимальное количество упражнений по каждому критерию сложности: в стантах и пирамидах - 9, в акробатике - 4, в тоссах - 5. Полученные результаты целесообразно учитывать при подготовке высококвалифицированных студентов-спортсменов в чир спорте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л.Я. Концепция интегральной подготовки и ее основные технологические компоненты / Л.Я. Аркаев, Р.Н. Терехина, Н.Г. Сучилин // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе высшего образования : материалы межвуз. науч.- практ. конф. - Санкт-Петебург, 1996. - С. 3-6.
2. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов: теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - Москва : Физкультура и спорт. - 2004. - 325 с.
3. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Софии / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина, А.А. Супрун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 353-357.
REFERENCES
1. Arkaev, L.Ya., Terekhina, R.N. and Suchilin, N.G. (1996), "The concept of integrated training and its main technological components", Pedagogical professionalism in the sphere of physical culture and its formation in the system of higher education: materials of inter-University science-pract. Conf., Saint-Petersburg, рр. 3-6.
2. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to prepare Champions: theory and technology ofpreparation of gymnasts of the highest qualification, Physical education and sports, Moscow.
3. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A., Dveyrina O.A. and A.A. Suprun (2018), "Analysis of the results of the world championship in rhythmic gymnastics in Sofia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 353-357.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2019
УДК 796.015.54
МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В БЕГЕ НА 3000 МЕТРОВ
Александр Евгеньевич Катков, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургская
академия Следственного комитета Российской Федерации; Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия имени А. Ф.
Можайского, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»,