Научная статья на тему 'Modelling of process of self-realization of schoolboys in creative Association of establishment of an additional education of children'

Modelling of process of self-realization of schoolboys in creative Association of establishment of an additional education of children Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / УРОВНЕВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ / ADDITIONAL EDUCATION / SELF-REALIZATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kizim S. Yu

In article the model of process of self-realization of schoolboys is offered and its essence on an example of vocal studio "Harmony" is opened, the characteristic of the purposes, problems, maintenances of activity of the teacher and pupils, a condition, criteria and the indicators, expected results is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Modelling of process of self-realization of schoolboys in creative Association of establishment of an additional education of children»

УДК 37

Кизим Светлана Юрьевна

Шуйский государственный педагогический университет

[email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье предложена модель процесса самореализации школьников и раскрыта её сущность на примере вокальной студии «Гармония», дана характеристика целей, задач, содержания деятельности педагога и воспитанников, условия, критерии и показатели, ожидаемые результаты.

Ключевые слова: дополнительное образование, самореализация, педагогическая поддержка, уровневаяреализация, критерии.

Изменившиеся в последние годы социальные и экономические условия в стране вызвали потребность в деятельных, творческих личностях, способных реагировать на изменение ситуации, осуществлять выбор, принимать решения, - в личностях, способных реализоваться в выбранной сфере деятельности. В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей.

Сфера дополнительного образования обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности. Исследуя проблемы и перспективы системы дополнительного образования детей, В.А. Горский, А.Я. Жур-кина, Н.А. Соколова отмечали, что учреждения дополнительного образования детей являются важным фактором формирования ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.

Государственные документы ориентируют всю образовательную систему на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, которые заключаются в обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям деятельности. Система дополнительного образования сегодня - это достаточно разветвлённая сеть образовательных учреждений, призванных создавать условия для творческой самореализации всех детей. При этом существует возможность концентрировать внимание на индивидуальности каждого ребёнка.

Личностно-ориентированный подход к ребёнку создаёт условия для самореализации, самопоз-

нания, самоопределения личности, позволяя пережить «ситуацию успеха».

Теоретическое осмысление исследуемой проблемы, анализ опыта самореализации школьников в творческом объединении учреждений дополнительного образования детей позволили разработать модель процесса педагогической поддержки самореализации школьников в творческом объединении вокальной направленности.

Модель включает цель и задачи, содержание деятельности педагога, самостоятельной деятельности воспитанников, условия развития творческого потенциала, критерии и показатели эффективности образовательной деятельности, ожидаемый результат.

Целью педагогической поддержки является самореализация школьников в вокальной деятельности студии УДОД.

В задачи деятельности педагога входят: расширение кругозора воспитанников, развитие и совершенствование вокальных навыков, эстетическое развитие, привитие коммуникативных навыков, вовлечение обучающихся в концертную и конкурсную деятельность.

Самостоятельная деятельность воспитанников заключается в освоении знаний, умений и навыков в вокально-исполнительской деятельности; самостоятельной работе с дополнительной и справочной литературой, Интернетом; участие в коллективной деятельности; помощь педагогу в работе с малышами.

Условиями самореализации школьников являются программное обеспечение учебно-воспитательного процесса, сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Критериями и показателями самореализации являются ценностно-смысловые отношения вос-

© Кизим С.Ю., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

243

Таблица1

Модель процесса педагогической поддержки самореализации школьников в творческом объединении вокальной направленности

Цель: самореализация школьников в вокальной деятельности студии УДОД.

Задачи: - совершенствование содержания, форм и методов деятельности вокальной студии; - овладение педагогом технологией мониторинга и диагностики качества образовательной деятельности; - дифференциация и индивидуализация образовательной деятельности педагога.

Содержание, формы, методы образовательной деятельности

Задачи деятельности педагога Самостоятельная деятельность воспитанников

1. Познавательная деятельность: - расширение кругозора воспитанников - освоение знаний, умений и навыков; - работа с дополнительной литературой, справочными материалами, Интернетом.

2. Вокальная деятельность: - развитие и совершенствование вокальных навыков (теория и практическое освоение вокальной деятельности) - выполнение упражнений для развития голоса; - освоение песенного репертуара; - подготовка концертных номеров; - помощь малышам.

3. Художественно-эстетическая деятельность: - расширение культурного кругозора воспитанников - посещение концертов, театров, выставок; - чтение художественной литературы.

4. Коммуникативная деятельность: - способность строить отношения в коллективе и за его пределами; - доброжелательность по отношению не только к товарищам своего коллектива, но и других коллективов - построение взаимоотношений с товарищами, педагогом; - участие в коллективной деятельности ансамбля, студии; - участие в организации и проведении мероприятий в младших группах; - участие в акциях Центра.

5. Конкурсная и концертная деятельность: - подготовка конкурсных и концертных номеров, программ - участие в концертах студии, акциях и благотворительных концертах Центра; - участие в конкурсах и фестивалях разных уровней.

Условия

- программное обеспечение учебно-воспитательного процесса; - сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников; - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Критерии и показатели

- ценностно-смысловое отношение воспитанников к вокально-исполнительской деятельности; - самостоятельность; - удовлетворённость самореализацией.

Ожидаемые результаты

- самоутверждение и самореализация в вокально-эстрадной деятельности.

питанников к вокальной деятельности самостоятельность и удовлетворённость самореализацией.

В результате ожидается самоутверждение и самореализация обучающихся в вокальной деятельности.

Остановимся подробнее на реализации содержания образовательного процесса в вокальной студии «Гармония».

Организация коллективной деятельности, в которой решались конкретные задачи (освоения программы, расширения кругозора, подготовки к концерту и т.д.), способствовала развитию творческих способностей воспитанников, позволяя

ощутить сопричастность к общему делу, пережить радость успеха.

Однако в процессе деятельности стало очевидным, что развитие способностей разных воспитанников происходило в разном темпе и в разном объёме. Одни воспитанники быстрее осваивали программу, их вокальные данные развивались более динамично. Другим детям для этого нужно было больше времени. Третьи, несмотря на старание, испытывали большие трудности в силу своих природных данных.

Поэтому в соответствии с программой конкретного года обучения были разработаны крите-

244

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

рии оценки развития знаний, умений и навыков и осуществлена уровневая реализация содержания деятельности студии. Знания и умения воспитанников дошкольного возраста оценивались по пятибалльной шкале, воспитанников школьного возраста - по десятибалльной шкале. При этом каждый балл был наполнен определённым содержанием. Это позволяло увидеть, как дети осваивали программу, какие трудности у них встречались, как формировалась и развивалась личность ребенка. Таким образом, результаты диагностики потребовали уровневого подхода к реализации и освоению воспитанниками образовательной программы, коррекции учебного плана, темпа освоения содержания программы.

Усвоение знаний, умений и навыков по пяти уровням способствовало более адекватному восприятию способностей каждого воспитанника. Дети высокого, 5-го уровня, стали солистами студии, получили выход на международный уровень -участвовали в международных фестивалях и конкурсах. Средне-высокий и высокий (4-5) уровень -участники коллективов с малым числом исполнителей: дуэтов, трио, квартетов, также участники международных конкурсов. Воспитанники 3-5-го уровня - состав концертных групп ансамблей, участники районных вокальных конкурсов, концертных программ Центра. Причём во время выступлений воспитанники среднего уровня прикреплялись к более сильным исполнителям, находясь чуть дальше от микрофона. Очень низкий и низкий, 1-2 уровень, - подготовительные группы ансамблей, участники отчётных концертов студии для родителей в составе ансамблей.

Для творческого развития воспитанников были разработаны индивидуальные маршруты, предполагающие создание таких условий и ситуаций, в которых средствами музыкально-художественной образовательной деятельности самореализация ребёнка была бы осуществлена.

В процессе деятельности на групповых занятиях контролировалось развитие вокальных данных каждого ребёнка. Воспитанники прослушивались индивидуально, каждому ребёнку делались замечания и давались рекомендации с целью исправления ошибок, коррекции и развития голоса. Выявлялись дети с более высоким уровнем вокальных способностей, которые в дальнейшем стали солистами и участниками коллективов с малым числом исполнителей. С солистами проводились индивидуальные занятия.

Естественно, что воспитанники высокого уровня вокального развития востребованы больше других. Они активно концертировали, не давая возможности проявить себя менее одарённым детям. Если ребёнок находился на среднем или средне-высоком уровне, он не мог участвовать в вокальных конкурсах в качестве солиста в связи с недостаточным развитием вокальных данных и, соответственно, отсутствием опыта. Таким воспитанникам предлагалось участвовать в студийных отчётных концертах и классных концертах в школе. Концертные номера с ними подготавливались на занятиях. Эти выступления были необходимы детям, так как уже после первого сольного выступления ребёнок начинал чувствовать себя более уверенно, ощущал себя значимым, получал признание одноклассников и учителя. В коллективе ансамбля такие дети выглядели середнячками, но среди одноклассников, как правило, становились «звёздочками». Если выступление в классе проходило удачно, то далее ребёнка приглашали выступать на школьных праздниках. Таким образом, некоторые воспитанники студии становились участниками районных вокальных конкурсов, представляя свою школу. В ансамбле они тоже чувствовали себя увереннее, что придавало им силы, и их способности развивались более активно. В результате дети могли перейти на более высокий уровень, стать участниками дуэтов, трио и даже солистами. Почувствовав ответственность, эти дети меняли своё отношение к труду. Они становились более старательными и добросовестными, стремились преодолевать возникающие трудности и совершенствовали свои знания и умения для того, чтобы работать ещё лучше.

Распределение воспитанников по уровням освоения знаний, умений и навыков и проводимая в соответствии с уровнями работа помогали не сдерживать развитие одних детей, обладающих более высокими способностями. С другой стороны, создавали более комфортные условия для других детей, которым не предъявлялись непосильные требования.

Однако самореализация воспитанников в студии осуществлялась не только в вокальной деятельности. Если ребёнок не имел достаточных вокальных данных, чтобы участвовать в конкурсах, он мог быть помощником в подготовке и проведении концертов, конкурсов, мероприятий студии: быть ответственным за диски на конкур-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

245

се, ведущим на концерте, помогать подготовить костюмы выступающим и переодеваться, быть в группе поддержки, болеть за своих товарищей.

Таким образом, самореализация школьников в учреждениях дополнительного образования детей происходит более успешно, если практический опыт осмысливается и соединяется с теоретическими знаниями, если в объединении, студии поддерживается творческий поиск, осуществляется педагогическая поддержка воспитанников.

Пережив успех в работе в студии, учащиеся приобретают опыт самореализации и в других видах деятельности, в разных жизненных ситуациях.

Библиографический список

1. Горский В.А., Соколова Н.А. Проблемы и перспективы системы дополнительного образования детей: социально-педагогический ас-

пект // Дополнительное образование. - 2004. -№8. - С. 58-62.

2. Дедюхина О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2005. - №9. - С. 17-19.

3. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи». -2005. - №11. - 71 с.

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Внешкольник. - 2004. - №12.

5. Куприянов Б.В. Детская студия в УДОД: попытка целостного взгляда // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №2. - С. 3-8.

УДК 15 + 37(082)

Кирина Ольга Алексеевна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

В статье рассматриваются особенности взаимодействия педагога с учащимися, имеющими отклонения в развитии.

Ключевые слова: взаимодействие, отклонение в развитии, мобильность.

Необходимость изучения процесса формирования готовности будущих спе-. циалистов к обучению детей с отклонениями в развитии взаимосвязана с инновационными аспектами развития всех сфер жизни общества, структурными и содержательными изменениями в социальных и педагогических отношениях. Изменяются сложившиеся представления о мире и человеке, о системе его ценностных ориентаций, характере личностной самореализации, которая объективно основывается на проявлении человеком готовности к мобильному самоутверждению.

Поступательное развитие общества во всех сферах постоянно требует активного включения личности в систему общественных отношений, определяющих интеллектуальную, творческую деятельность каждого человека.

Становление социально-мобильной личности, имеющей отклонения в развитии, - двойственный процесс: с одной стороны, требующий гу-

манной педагогической коррекции, с другой -субъективной внешней и внутренней активности самого человека.

Социальное самоопределение, осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе включают в себя осознание социальных позиций, занимаемых в различных социальных структурах, путей и возможностей своего дальнейшего социального продвижения.

В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся с отклонениями в развитии; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательным интересам учащихся, способствующей становлению их мобильности.

246

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Кирина О.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.