Научная статья на тему 'Моделирование жизненного цикла развития экономических систем'

Моделирование жизненного цикла развития экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЯ / LIFE CYCLE / ECONOMIC SYSTEMS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаленко Дмитрий Геннадьевич, Афоничикина Екатерина Александровна

В работе предложен специализированный инструментарий по стратегии развития экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михаленко Дмитрий Геннадьевич, Афоничикина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELLING OF THE LIFE CYCLE OF ECONOMIC SYSTEMS DEVELOPMENT

The article propose the a specialized tool for the development strategy of economic systems.

Текст научной работы на тему «Моделирование жизненного цикла развития экономических систем»

УДК 338.24 ББК 65.298

Михаленко Д.Г., Афоничкина Е.А.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Mikhalenko D.G., Afonichkin E.A.

THE MODELLING OF THE LIFE CYCLE OF ECONOMIC SYSTEMS DEVELOPMENT

Ключевые слова: жизненный цикл, экономические системы, стратегия.

Key words: life cycle, economic systems, strategy.

Аннотация

В работе предложен специализированный инструментарий по стратегии развития экономических систем.

Annotation

The article propose the a specialized tool for the development strategy of economic systems.

Развитие сложных экономических систем невозможно вести без специализированного инструментария, одним из которых является стратегия развития переводящая экономическую систему из текущего состояния в целевое, задаваемое параметрами самой системы.

Экономическое развитие сложных интегрированных экономических систем (ИЭС) определяется теми целями, которые сформулированы для развития, существующим уровнем экономического потенциала, внешними условиями, задающими ограничения развития и применение разнообразного инструментария и механизмов управления развитием.

Обычно под стратегией понимают набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития. В работах [7,11] предлагается более точная дефиниция термина «стратегия» в виде последовательности целенаправленных воздействий (управлений), переводящих систему из одного состояния в другое. Основываясь на трудах Д.Дэя [7], сформулируем дефиницию термина «стратегия» для интегрированных систем.

Стратегия - это обоснованные направления деятельности интегрированного объединения (системы) и его структурных элементов по:

- сферам деятельности ИЭС: отраслевых секторов, рынков, потребительских сегментов;

- имеющимся преимуществам и уровню экономического потенциала ИЭС: наличие конкурентных преимуществ (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.);

• видам деятельности ИЭС: направление развития видов деятельности,

соответствия их масштабов потребностям рынка;

• задействованным ресурсам развития.

Описывая такую разновидность как стратегию интеграции, можно определить ее как совокупность правил, принципов, инструментов и механизмов, применяемых во всех элементах корпоративной системы для создания интегрированных ценностей.

Экономическая стратегия для интегрированных систем есть совокупность стратегий развития каждого из элементов, но в совокупности определяющих стратегические ценности входящих в нее, что собственно и характеризует процесс интеграции. При этом формирование стратегий интеграции на всех уровнях ИЭС должны придерживаться единых принципов, стимулов, общей организационной процедуры. В противном случае

интегрированное объединение окажется в условиях несогласованности направлений развития, что повлечет либо распад ИЭС, либо получение значительного ущерба в условиях повышенного риска интеграции.

Существует большое разнообразие экономических стратегий, сгруппированных по различным признакам [2-5, 7-8], в частности, по сфере деятельности: рынки,

потребительские сегменты; по преимуществу: наличие конкурентных преимуществ различного характера (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.) производителя перед конкурентами; по доступу: наличие каналов дистрибуции и коммуникации при выходе на рынок; по видам деятельности: направление развития видов деятельности, соответствия их масштабов потребностям рынка, однако большинство группировок стратегий имеют некоторые сходные элементы, которые позволяют отнести их к определённой базисной стратегии [4].

Стратегия развития рассматривает развитие текущего экономического потенциала организации через тренды роста разного темпа: медленный рост, стабильный рост, интенсивный рост, опережающий рост, умеренный рост, сокращение роста, падение.

Стратегия роста (разные темпы развития) выбирается, как правило, в тех случаях, когда предприятие, находится на ранних стадиях жизненного цикла и функционирует в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса. Стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер, за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития всех аспектов деятельности, в том числе инвестиционной деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т.п.

Конкретный вид и темп роста обычно определяют на основе анализа возможностей, которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности; интеграции с другими элементами ИЭС или другими корпоративными системами отрасли или региона, что обеспечивает потенциал интеграционного роста; открывающимися за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).

Подробнее систематизация видов стратегии роста и конкретизация темпов роста приведена в работах [2, 3, 8].

Соответственно развитие экономических систем дифференцируется в разрезе отдельных элементов, входящих в состав системы, и подчинено различным стратегических целям их развития. В связи с различием роли и задач, выполняемых каждой из составляющих элементов в процессе интеграции, и разнообразия видов и механизмов стратегии интеграции, рассмотрим более подробно общие способы управления интеграционными процессами.

Однако существуют сложности формирования единой стратегии развития в корпоративных системах, которые можно свести к следующим:

- различный уровень экономического потенциала и имеющихся ресурсов развития для отдельных элементов интегрированной системы;

- существование различных стратегий при интеграции данного элемента и вовлечении его в корпоративную технологическую цепочку;

- различное экономическое состояние, характеризующее разные этапы жизненного цикла развития.

Анализ уровня ЖЦ развития показывает возможную несбалансированность интегрированных компаний для эффективного развития и требует более глубокой проработки определения баланса состояний жизненного цикла и приведения их к согласованному виду.

Особую роль при разработке стратегии предприятия отводят жизненному циклу, на котором находится предприятие. Одной из наиболее всеобъемлющих и разработанных является теория жизненных циклов деловых организаций, предложенная американским исследователем И. Адизесом [1]. Теория Адизеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости).

Теория ЖЦ организации [1,8,9,10,12] говорит о возможности как эволюционного, так и революционного развития отдельных этапов и их возможном согласовании для получения наибольшего синергетического эффекта. Базой анализа является типовой ЖЦ развития организации (рис.1), отражающий ее операционную деятельность.

Рисунок 1 - Контрольные точки стратегической эффективности компании на различных этапах жизненного цикла

Учитываем тот факт, что, находясь в начале или в завершении своего развития, компания не обладает достаточными возможностями по привлечению заемных средств, в то же время сталкивается с необходимостью завоевания доли рынка, поиска своей рыночной ниши. На данном этапе рост показателей эффективности операционной деятельности является приоритетной задачей. Следуя модели, целесообразнее объединять бизнес или уходить с рынка.

На этапе роста [1,8] ключевым фактором становится финансовый потенциал. Развитие компании напрямую связано с расширением рыночной доли, что выражается в увеличении объемов продаж, диверсификацией продукции, наращиванием конкурентоспособности. Выполнение этих условий связано с инвестированием в собственное развитие.

Дальнейшее развитие связано с необходимостью привлечения внешних источников финансирования компании, размещением свободных денежных средств на фондовых рынках (что означает появление новых рисков). В этом случае особое значение приобретает инвестиционный потенциал.

Важной задачей здесь является выделение в стратегии системы постоянного мониторинга и оценки состояния и экономического потенциала системы в соответствии с кривой жизненного цикла, на базе которых требуется осуществление корректировок в управлении в виде эволюционных организационных изменений.

Модель ЖЦ при интеграции может быть описана следующим образом (рис.2). В начале своего развития (этап 1) компания придерживается агрессивной стратегии, ориентированной на завоевание рыночной ниши. Переход на стадию роста может быть достигнут за счет применения стратегии слияния/поглощения (образование «неустойчивых альянсов» или «период конфронтации»). В результате может произойти смещение основателя компании вторым поколением лидеров.

На этапе роста (2-3) система управления формирует следующие требования: - к профессионализму (проблема перехода на более профессиональный уровень управления, что требует привлечения специалистов-менеджеров и соответствующие риски); - к

собственникам (происходит изменение пропорций распределения долей собственности, возникают риски передела собственности); - к инвесторам (возникновение первых двух требований ведет к изменению стратегии инвестора и возникновению дополнительных инвестиционных рисков)

ЖЦО

Рисунок 2 - Эффективное поведение собственника, стратегии управления на различных этапах жизненного цикла организации

Этап зрелости 4 (рис.2) характеризуется относительной стабильностью внешней среды, отсутствием враждебности. Основная стратегическая цель - поддержание своей ниши. Компания может активно участвовать в процессах интеграции как активная сторона, например, с целью образования олигополии и контроля рынка либо диверсификации своей деятельности и рисков.

Этап упадка 5 связан с потерей стратегических преимуществ, ужесточением внешней среды и конкуренции. Одна из стратегий выхода - стратегия слияний/поглощений (захват с целью удержания лидерства).

Одной из важных задач при управлении развитием экономической системы является определение состояния, в котором находится система, и её идентификация с точки зрения выявления своего положения на кривой развития. Знание текущего состояния и идентификация положения развития (относительно кривой на рис.2) позволяет определить вектор развития и обосновать факторы и ресурсы, требуемые для дальнейшего развития.

С точки зрения маркетингового положения экономической системы, однозначной идентификации могут быть подвержены четыре этапа развития ЭС: выход на рынок, рост, зрелость и спад, в соответствии с содержанием приведенных этапов ЖЦ системы.

Эти этапы можно охарактеризовать, в общем виде, величиной выручки от реализации продукта или услуг, генерируемой экономической системой.

В работе [9] такие отрезки ЖЦ (точки кривой) определены через формальные параметры, следующим образом .

Первая точка - точка начала деятельности ЭС как экономического фактора, т.е. координаты начала (V = 0, (0 = 0), где V - величина выручки, ^ - период времени достижения данного V.

Вторая точка - перехода на следующий этап - роста, координаты которой характеризуются переменными затратами на выпуск и реализацию продукта, (у).

Третья точка задает переход на этап зрелости и определяется суммарными затратами на выпуск и реализацию продукта, (2.

Четвертая точка характеризует начало максимизации получаемой прибыли и отражает суммарные затраты на выпуск и реализацию продукта, а также прибыль, (3.

Пятая точка показывает этап спада и также может быть определена суммарными затратами на выпуск и реализацию продукта, (4..

Основной задачей развития экономических систем, является подход, когда потенциально возможно отодвинуть стадию спада и, таким образом, продлить жизненный цикл систем. Практика показывает, что этап спада может начаться на любом из предыдущих этапов ЖЦ и привести к кризисному состоянию, той или иной степени тяжести.

Вовремя распознанная ситуация и правильное управляющее решение, задействующее существующий экономический потенциал, могут продлить текущий ЖЦ и доведение состояния ЖЦ до целевой точки - этапа зрелости.

Таким образом, если существует возможность идентификации состояния начала спада, то мы сможем зафиксировать дополнительные возможности для формирования стратегии поддержания развития, т.е. перехода на точку стабилизации состояния (ус,(с).

В работах [9,10,12] дано обоснование возможности аппроксимации ЖЦ известными функциональными зависимостями для каждого из выделенных этапов. В частности, приведенная в [9] система уравнений дает описание этапов кривой ЖЦ. (1):

V =1

о Щ Л<>

$,е ;

к

и <1<и

t2<t<t3

и~{1+а1): +Ь2)

ау г3 < I < г.,

а4-Ь4(1-14): Г4<1<сс

(1)

где переменные а0, s0, к, а2, Ъ2, а3, с3, s3, а4, Ъ4 описывают темп роста или падения, крутизну кривых и зависят от конкретных особенностей развития той или иной экономической системы. Временные точки перехода этапов (0, (у, (2, (3, (4 задают время перехода от одного этапа ЖЦ системы к другому и позволяют определить длительность этапа ЖЦ, например, (14 - 13).

Начало перехода обычно идентифицируют по значению производной, которая характеризует снижение темпа роста или явное уменьшения значения результативной переменной у.

Систему (1) необходимо решить относительно неизвестных параметров, которые задают вектор коэффициентов {а0, s0, к, а2, Ъ2, а3, с3, s3, а4, Ъ4} и последнее значение временного параметра, т.е (4, (время положительного развития системы). Решение требует согласования параметров в точках перехода одного этапа на другой. Это обозначает, что в точках перехода (стыковки) значения функций должны быть одинаковы. Используя данное условие, получаем следующую систему уравнений [9]:

У =

(2)

У 4 &з +^з(^4 ?з ) >. (^4 ^3 )

= а 2 + я3(Гс -Г,)- с} ( Тс - Гъ )2

В таком виде система неидентифицируема, и решение в явном виде не получим. Используя условие спада, как характеристическую точку, адекватную началу этапа спада (точка перехода ї3), и подставляя эти граничные значения в (2), получим состояние системы для данного этапа

Подставляя эти данные в систему (2) для состояния, в момент времени ї4, и выражая данный период формально, получим, с учетом условия ненаступления спада на 3 этапе, (ї3

- їс) < 1, значение времени длительности этапа 4 в виде

Тем самым мы определили время, которое показывает длительность 4 этапа, и которое, в свою очередь, определяется длительностью предыдущих этапов ЖЦ развития экономической системы. При этом следует учесть, что временные периоды спада, возникающие в периоды (1...^), задают кризисные процессы, в виде периодического спада и подъема показателя деятельности экономической системы - прибыли. Если состояние системы возвращается в текущее состояние, то это временный спад, если же время спада превышает некоторое нормативное, то это длительный спад, не характеризующий развитие.

Таким образом, длительность положительного развития зависит от состояния экономической системы и комплекса показателей, отражающих это состояние. Рассмотрим возможности анализа потенциального состояния ЭС, временные периоды изменения которых можно определить по (3).

Кластерная экономическая система, в рамках которой определяется ЖЦ различных региональных и отраслевых предприятий, организаций и прочих хозяйствующих субъектов, - это сложноорганизованная самоорганизующаяся система, которая функционирует в условиях воздействия множества противоречивых внутренних и внешних факторов, опирающаяся на множество экономических систем различного уровня и вида (отраслевых, региональных, межрегиональных, мировых и пр.), определяющих огромное разнообразие состояний такой интегрированной системы. Анализ этого разнообразия состояний и принятие адекватного управляющего решения становится весьма трудной практической задачей.

При решении задач оценки эффективности сложных систем одним из возможных подходов является оценка параметрического расстояния элементов кластера. Такая оценка может быть основана на среднегеометрической метрике. В упрощенном виде это

аъ = >’3.

(3)

Евклидово расстояние, в более сложных задачах метрика оценивается по многим факторам, отражающим базовую деятельность системы.

Динамика изменения соотношения элементов в кластере показывает изменение состояние элемента в пространстве указанных параметров локального или группового типа. Таким образом, точка в пространстве вектора параметров дает относительную оценку близости или удаления от самой худшей точки (нулевой) или до потенциально самого лучшего состояния (единичного).

В качестве вектора параметров, отражающих состояние кластера, можно рассматривать любые локальные, взаимосвязанные или взаимозависимые параметры, характеризующие состояние системы по данному параметру (направлению).

При выборе вектора параметров необходимо учитывать возможность использования в количественной свертке, независимость по полезности, аддитивность и др.

Так в работе [6] предлагается выделить три группы экономической деятельности кластера: - группа параметров деятельности коммерческих банков (КБ); - группа параметров деятельности промышленных предприятий (1111); - группа параметров деятельности розничной сети (РС).

Группа 1. Параметры оценки эффективной деятельности КБ: собственный капитал, активы, обязательства до востребования, суммарные обязательства, величина капиталовложений в имущество и иная материальная собственность банка, коэффициент надежности, коэффициент мгновенной ликвидности, кросс-коэффициент, генеральный коэффициент ликвидности, коэффициент защищенности капитала, коэффициент фондовой капитализации прибыли, нераспределенная прибыль, уставной капитал.

Группа 2. Параметры оценки эффективной деятельности ПП: годовой объем производства продукции в продажных ценах, полная себестоимость годового выпуска продукции, чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, годовая норма прибыли на вложенный капитал, качество продукции, издержки производства, точка безубыточности, чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, с учетом амортизации, срок окупаемости капитальных вложений, рентабельность продаж, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала, научно-техническое совершенство продукции, технологическое совершенство стандартов, элементная база продукции, профессиональный уровень инженерных кадров, профессиональный уровень рабочих кадров, совершенство технологического оборудования.

Группа 3. Параметры оценки эффективной деятельности РС: широта товарного ассортимента, стоимость товарного запаса, поддерживаемого на складе, количество конкурентов в «районе захвата», выручка от продаж по различным товарным категориям, суммарная выручка, объема спроса населения. Большинство параметров каждой группы зависят друг от друга. Для того, чтобы определить взаимосвязь показателей, можно построить матрицу взаимосвязей этих параметров.

Однако, все эти групповые факторы не отражают множество тех параметров, которые реально влияют на состояние системы, задают и определяют общий тренд развития такой экономической системы и способы интеграции экономического потенциала, ресурсов разного вида, инноваций в промышленности, услугах, инвестициях.

На наш взгляд, следует учитывать тот важный аспект, что процессы интеграции на различных этапах ЖЦ будут не всегда приводить к положительным результатам, переходу на новый уровень развития при рациональных издержках, но могут дать отрицательный синергетический эффект. Так что в таких сложных интегрированных системах как кластерные экономические системы, следует исследовать все аспекты, отражающие развитие внешних и внутренних факторов, учитывать все слабые индикативные сигналы, задающие синергию развития и спада.

Приведенная последовательность развития ЭС типа интегрирвоанного кластера указывает на возможности процесса интеграции для любой стадии жизненного цикла

развития сложных экономических систем, возможности определения временных параметров длительности этапов ЖЦ и потребности в тщательно сбалансированном и согласованном развитии всех элементов кластера для обеспечения положительной синергии развития. Тем самым это дает возможности изменения экономического потенциала кластера при переходе через стационарные неравновесные состояния, определяющие различные этапы ЖЦ, и перехода на новые качественные уровни развития, где имеется возможность достичь соответствующего конкурентного положения.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с анг. под. науч. Ред. А.Г Сеферяна [Текст] / И. Адизес - СПб.: Питер, 2007.- 384 с.

2. Афоничкин, А.И., Гусев, М.Г., Бубликова, Н.Я., Андреев, А.В. Стратегия формирования технологических цепочек в интегрированных экономических системах [Текст]: Монография / А.И. Афоничкин, М.Г. Гусев, Н.Я. Бубликова, А.В, Андреев. -Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2008. - 460 с.

3. Афоничкин, А.И., Пустынникова, Е.В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах [Текст] : Монография / А.И. Афоничкин, Е.В. Пустынникова. -Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. - 348 с.

4. Васильев, П.В., Афоничкина, Е.А., Управление портфелем развития интегрированных экономических систем [Текст]: Монография / П.В. Васильев, Е.А. Афоничкина. — Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2009. - С. 408.

5. Гаррет, Б., Дюссож, П. Стратегические альянсы [Текст]: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2002. - 332 с. - (Серия «Менеджмент для лидера»).

6. Гаджиев, А.А., Сулейманова, О.Ш. Об одном подходе к формированию и принятию решений в кластерной экономической самоорганизующейся системе [Текст] / А.А. Гаджиев, О.Ш. Сулейманова // Управление большими системами. - ИПУ РАН. -2009.

7. Дэй, Д. Стратегический маркетинг [Текст] : учебник. / Д. Дэй.- М.: ЭКСМО, 2003.

- 640 с.

8. Козлов, С.В. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на формирование стратегии развития [Текст] / С.В. Козлов // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экономика». Выпуск семнадцатый. - Тольятти: ВУиТ, 2009. - 270 с.

9. Мыльников, Л.А. Методика управления жизненным циклом инновационного проекта [Текст] / Л.А. Мыльников // Управление большими системами. - ИПУ РАН. - 2009.

10. Мыльников, Л.А., Звездин, А.В., Черемных, Л.В., Перминова, Н.В. Построение модели жизненного цикла инновационного продукта. [Текст] / Л.А. Мыльников, А.В. Звездин, Л.В. Черемных, Н.В. Перминова // Автоматизированные системы управления и информационные технологии: Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 20 октября - 10 ноября 2006 года.

11. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. [Текст] / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд - М.: ИНФРА-М, 2001. - 412 с.

12. Яковенко, Е.Г., Басс, М.И., Махров, Н.В. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем [Текст] / Е.Г. Яковенко, М.И. Басс, Н.В. Махров. - М : Наука, 1991. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.