УДК 796.433
МОДЕЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПАРАЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА В ТОЛКАНИИ ЯДРА И МЕТАНИИ ДИСКА А. АШАПАТОВА
В.И. Прохоров
Рассмотрены вопросы моделирования в спорте. Основное внимание уделено модельно-целевому проектированию в системе спортивной подготовки. Обоснована необходимость разработки модели интегральной индивидуальности личности спортсмена, которая интегрирует в себе всю совокупность свойств выдающегося спортсмена. Представлена динамика модельных значений интегральной индивидуальности личности паралимпийского чемпиона А.В. Ашапатова в двух олимпийских циклах.
Ключевые слова: система управления спортивной подготовкой, моделирование, модель интегральной индивидуальности личности, паралимпийский чемпион.
В процессе познания и практического преобразования действительности как общий метод научного исследования широко применяется моделирование. Под моделированием обычно понимается процесс построения модели реальной системы и постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стороны, обеспечивающие функционирование данной системы. Моделирование связанно с воспроизведением характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Этот последний и называется моделью.
Под моделью В.А. Штофф понимает мысленно представляемою или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Моделирование используется в практике физической культуры и спорта более 3-х десятилетий, где объектом изучения является спортсмен и особенности его спортивной деятельности, а параметрами модели являются модельные характеристики, то есть свойства спортсмена, при которых он способен показать определенное спортивное достижение.
Модельно-целевое проектирование системы спортивной подготовки представляет собой выполнение целого ряда исследовательских операций теоретического (логического, концептуального) и практического (практико-технологического) моделирования процессов, разворачивающихся в рамках больших циклов тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. При этом все проектирование осуществляется в соответствии с конкретными целями и их последовательной реализации.
Результатом проектировочной деятельности является создание набора разноуровневых моделей: модели соревновательной деятельности спортсмена, модели интегральной индивидуальности личности спортсмена, модели процесса спортивной подготовки, обеспечивающей достижение соответствующих модельных показателей [6].
Модель соревнований - информационная или функциональная схема, отражающая наиболее существенное в содержании и структуре соревнований конкретного вида и уровня, включая особенности регламента, двигательного содержания, нагрузки и условий выступления спортсменов. Частными параметрами соревновательной деятельности являются внешнеповеденческие действия, внутренние биофизиологические и психометрические процессы и состояния.
Модель соревнований позволяет сконструировать модель спортсмена и его подготовки, создать имитирующие условия для адаптации спортсмена к конкретным соревновательным нагрузкам и условиям [2].
Описательная модель соревновательной деятельности разрабатывается на основе анализа требований характера и условий соревновательной деятельности паралимпийцев в легкоатлетических метаниях. Она включает: социально-психологические особенности, психологическую структуру, условия и содержание двигательной деятельности, важные качества личности спортсмена, необходимые для успешного решения задач в различных видах метаний.
На основе обобщенной модели соревновательной деятельности разрабатывается модель интегральной индивидуальности личности спортсмена, включающая соответствующие модельные характеристики и показатели.
Модель спортсмена - совокупность модельных характеристик (морфологических, физиологических, психологических, моторно-двигательных и др.), которые определяют успешность деятельности в конкретном виде спорта. Модель спортсмена должна включать в себя качества личности, которые позволяют реализовать потенциальные возможности спортсмена [2].
Организация исследования. Конкретные количественные параметры модельных характеристик определялись нами на основе средних результатов тестирования 10-20 спортсменов различной квалификации. Кроме этого, учитывалась динамика результатов тестирования спортсменов в двухгодичном тренировочном цикле.
Прогнозируя уровень физической подготовленности, мы имели возможность определить соответствующие этому уровню параметры тренировочного процесса, которые позволяют выйти на этот результат.
В основе нашего варианта системного подхода к познанию индивидуальности четырехкратного паралимпийского чемпиона в толкании
ядра и метании диска и психолого-педагогическому обеспечению его развития лежит теория интегральной индивидуальности [1, 2, 4, 5].
Понятие индивидуальности интегрирует в себе всю совокупность свойств человека [2]. В.М. Русаловым предложена двухуровневая модель целостной индивидуальности: 1-й уровень - дифференциально-психофизиологический (низший), представленный свойствами организма; 2-й уровень - дифференциально-психологический (высший), состоит из личностных, индивидуальных и иных социокультурных образований [5]. Динамика этих уровней в модели интегральной индивидуальности личности паралимпийского чемпиона А.В. Ашапатова, представлена в таблице.
Динамическая модель интегральной индивидуальности личности паралимпийского чемпиона А.В. Ашапатова
№ Характеристики Ед. изм. Исходные показатели 2005 г. Модельные показатели 2008 г. Модельные показатели 2012 г.
1 2 3 4 5 6
I Физическое состояние
1 Физическое развитие
Длина тела см 200 200 200
Масса тела кг 127 125 127
Весово-ростовой индекс гр / см 635 625 634
Окружность грудной клетки (пауза) см 118 118 120
Экскурсия см 6 8-10 9-11
ЖЕЛ мл 5600 6200 6100
Жизненный показатель 44,1 49,6 48,7
Становая сила кг 150 180 180
Сила правой кисти кг 50 60 62
2 Функциональные возможности кардиореспираторной системы и работоспособность
ЧСС в покое уд/мин 72 56-60 57-62
ЧД цикл/мин 14 8-10 9-11
АД (СД/ДД) мм рт. ст. 120/80 120/80 120/80
Проба Генча с 38 50-60 54-62
3 Двигательные способности
Начальная скорость вылета ядра м/с 10,5-11,0 11,5 12,2-12,5
Начальная скорость вылета диска м/с 25-26 26-27 27-27,5
Угол вылета ядра градус 35-39 36-40 37-39
Угол вылета диска градус 31-34 31-35 31-34
Толкание ядра 5 кг м 14,1 15,5 - 16 15,8-16,3
Толкание облегченного ядра 4 кг м 15,2 17,0-17,5 17,3-17,8
Толкание утяжеленного ядра 5,5 кг м 13,5 15,0-15,5 15,5-16,0
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Толкание ядра 5,7 кг м 13,3 14,8-15,3 15,0-15,5
Толкание ядра 6 кг м 13,1 14,5-15,0 14,8-15,3
Толкание ядра 7 кг м 11,2 13,0-13,5 13,2-13,7
Толкание ядра 8 кг м 9,3 11,0-11,5 11,5-11,8
Метание диска 1 кг м 50,3 56-57 58-59
Метание облегченного диска м 53,9 62-63 63,5-64,5
0,75 кг
Метание утяжеленного диска 1, 250 кг. м 45,5 52-53 54,0-55,0
Метание диска 1,5 кг м 42,4 47-48 48,0-49,0
Метание диска 2 кг м 30,3 37-38 40,0-41,0
Комплексное скоростно-силовое упражнение кол-во раз 78 95-100 102-110
Бросок ядра 5 кг назад через голову м 13,7 15,5-16,0 16,5-17,5
Бросок ядра 5 кг вперед из-за головы м 12,5 14,0-14,5 15,0-15,5
Взятие штанги на грудь кг 82,0 100-105 106-110
Жим штанги лежа кг 130 190-200 195-205
Гибкость (наклон вперед) см 9,2 15-17 13-15
4 Психомоторные способности
Зрительно-моторная реакция мс 195 180 182
Дифференциальная зрительно-моторная реакция мс 280 245 243
Быстрота реакции на звук мс 168 160 162
Точность РДО
а) совмещение точки с тест-объектом мс 60 50 48
б) точность попадания мячом в движущуюся цель см 30 20 22
Теппинг-тест кол-во точек 66 74 77
II Психические свойства личности и состояния
Тип нервной системы Сильный, подвижный, уравновешенный
Ригидность уровень ниже среднего низкий низкий
Экстравертированность уровень средний выше среднего выше среднего
Вероятность нервно- вероятны в экстрем. ситуациях мало мало
психических срывов вероятны вероятны
Фрустрированность уровень ниже среднего низкий низкий
Агрессивность уровень средний выше среднего выше среднего
Окончание табл.
Ситуативная тревожность уровень средняя выше среднего выше среднего
Личностная тревожность уровень ниже среднего низкий низкий
САН уровень выше среднего высокий высокий
Симптомокомплекс агрессивного поведения наличие отсутствует отсутствует отсутствует
Стрессоустойчивость, помехоустойчивость уровень выше среднего высокий высокий
Дисциплинированность баллы высокая 4,8 высокая 4,9 высокая 5,0
Личностный адаптационный потенциал уровень выше среднего высокий высокий
Проявление волевого усилия, способность к саморегуляции неблагоприятных психических состояний уровень выше среднего высокий высокий
Направленность личности
Мотивы занятий физической подготовкой и спортом баллы личностно-значимые 4-4,2 социально-значимые 4,5-4,7 социально-значимые 4,7-4,8
Конструктивность мотивации показатели мотив избегания неудач мотив достижения успеха мотив цостижения успеха
Локус контроля показатели интерналь-ность интерналь-ность интерналь-ность
Уровень притязаний уровень неадекватный, заниженный высокий, адекватный высокий, адекватный
Девиантность поведения наличие отсутствует отсутствует отсутствует
Интерес к спортивно-методической литературе уровень, баллы незначительный 3,2 - 3,5 достаточно высокий 3,6 - 3,7 достаточно высокий 3,8 - 4,1
III Социально-психологические особенности
Эмпатические способности уровень выше среднего высокий высокий
Доминирующие стратегии поведения в общении проявления компромисс, сотрудничество компромисс, сотрудничество компромисс, сотрудничество
Уровень самоконтроля в общении уровень высокий высокий высокий
Наличие данной модели позволяло осуществлять этапный, комплексный контроль за достижением соответствующих модельных значений. В случае рассогласования достигнутых показателей с
модельными, в тренировочный процесс вносились соответствующие коррективы.
Эффективность модельно-целевого подхода к проектированию и организации спортивной подготовки А.В. Ашапатова подтверждается его успешными выступлениями на соревнованиях различного масштаба, в том числе на Паралимпийских играх в Пекине в 2008 г. и Паралимпийских играх 2012 г. в Лондоне.
Список литературы
1. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. № 14. № 2. С. 73-83.
2. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: словарь-справочник. М.: Советский спорт, 2004. 173 с..
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: 1986. 46 с.
4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
5. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 148 с.
6. Шевцов В.В., Шевцова В.В. Модельно-целевое проектирование физической подготовки // Профильная оборонно-спортивная подготовка: модельно-целевое проектирование. Тюмень; Уфа: БРО АВН, 2014. С. 69-89.
Прохоров Валерий Иванович, Заслуженный тренер России, аспирант, vl_bot53@mail. ru, Россия, Сургут, Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова, Сургутский государственный педагогический университет
MODELING IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF SPORTS TRAINING PARALYMPIC
CHAMPION IN THE SHOT PUT AND DISCUS THROW A. ASHAPATOVA
V.I. Prokhorov
The article examines the sport simulation. The focus is on model-target construction in the sports training system. The necessity of developing a model of integrated individuality of the individual athlete, which integrates the entire set of properties of the outstanding athlete. The article shows the dynamics of the model values of integrated individuality of the person Paralympics champion A. Ashapatova in two Olympic cycles.
Key words. The control system of sports training. Modeling. Model of integrated individuality of the person. Paralympics champion.
Prokhorov Valery Ivanovich, Honored trainer of Russia, post-graduate student, vl_bot53@mail. ru, Russia, Surgut, Centre for sports training and rehabilitation of the name Alexis Ashapatova, Surgut State Pedagogical University